Курсы как правильно фотографировать еду в инстаграмм. Лучшие фото еды в инстаграм

Иногда у меня спрашивают о том, как научиться красиво фотографировать еду на телефон или простой фотоаппарат. Не так важно, снимаете ли вы еду для инстаграма, блога или просто фотографируете свои хенд-мейд изделия, главное — это постоянная тренировка и тщательная подготовка. За любой красивой картинкой стоит работа фотографа. Да, иногда все спонтанно складывается само собой и получается отличный кадр, но на начальном этапе очень важна подготовка. Сегодня я расскажу мой алгоритм подготовки к съемке фотографий для блога и instagram. Скажу честно, что чем больше я снимаю, тем больше пунктов подготовки могу себе позволить пропустить.

Но если до этого вы почти не фотографировали или результат ваших фотографий вас не устраивал — то лучше первое время придерживаться определенного алгоритма. Я тоже не всегда довольна своими кадрами, и это абсолютно нормально. Как говорится: нет предела совершенству. Сегодня я расскажу о своей схеме подготовки к фуд и предметной съемке, получится такой небольшой урок по фуд-фотографии.

Первым делом при подготовке к съемке определенного блюда я просматриваю вдохновляющие фотографии. Про вдохновение ранее. Я просматриваю интересные картинки в пинтерест или инстаграм, зачастую они не связаны с темой моей съемки, но наталкивают на интересные мысли по построению композиции, использованию света или определенного реквизита.

После этого этапа у меня понемногу в голове складывается образ той фотографии, которую я хочу снять. Чтобы это образ мигом не улетучился, лучше сделать несколько вариантов скетчей , т.е. набросков или зарисовок того, как вы видите свои будущие фотографии. Я не очень хорошо рисую, поэтому просто схематически размещаю предметы на листе бумаги, этого мне вполне достаточно для дальнейшей съемки.

После этого я подбираю необходимый реквизит для съемки : это могут быть мисочки и тарелочки, столовые приборы, салфетки и элементы декора, которые будут гармонично смотреться на снимке. Также я выбираю необходимый мне фон из имеющихся. Если вы снимаете не еду, а, к примеру, украшения или другие изделия ручной работы, то стоит подумать, что подходящее по теме вы можете добавить на снимок, чтобы улучшить его, подчеркнуть достоинства ваших произведений.

Следующим этапом идет подготовка места к съемке. Чаще всего я использую боковой свет от окна, т.е. размещаю фон так, чтобы окошко и свет из него были справа от моих досок для фуд фотографии. С правой стороны потому, что в моем случае слева я не смогу подойти к столу и снимать из-за особенностей того места, где размещается мой фон. Я обращаю ваше внимание на то, что очень важно качество света . И не получится снять красивые фотографии при свете тусклой лампочки, одиноко висящей под потолком. Поэтому начинайте снимать днем со светом из окна. После размещения фона я раскладываю реквизит, стараюсь выверить композицию. Еду я накладываю в тарелки в самый последний момент непосредственно перед съемкой, чтобы она не успела остыть и потерять свой аппетитный внешний вид.

При съемке я сначала выложила салфетку, согласно моему наброску, далее выставила тарелки. Так как в рецепте используется зелень, оливковое масло, черный перец и тыквенные семечки, то я решила, что ими можно дополнить композицию снимка, чтобы создать более уютную картинку. Выставила все это на стол. Сделала контрольный снимок сверху на телефон, чтобы понять, все ли меня устраивает в будущем снимке. Мне показалось, что салфетка лежит не очень красиво, поэтому я поправила ее и сделала еще один контрольный снимок.

Когда композиция была готова , я разлила суп по мисочком, украсила его зеленью, горошком и тыквенными семечками. После того как еда поставлена на стол для съемки остается чаще всего 10-15 минут, иначе еда потеряет свой «товарный вид» и не будет выглядеть аппетитно, да и мне после съемки не очень хочется кушать остывший суп;)

Теперь дело за малым — сделать красивые фотографии , так как мы тщательно подошли к подготовке съемки, то сам процесс намного упрощается. Я делаю общий кадр, снимая сверху, как показано на фото ниже.

Для съемки использую или камеру или телефон. Далее, делаю несколько более крупных планов также снимая сверху. Если снимаю для блога на фотоаппарат, то дальше делаю несколько кадров под углом 45 градусов, постоянно изменяя крупность плана. Самые крупные планы лучше сделать вначале, пока еда еще свежая и аппетитная. Когда я сделала несколько кадров, которые меня удовлетворили, то могу потратить пару минут на то чтобы поэкспериментировать со светом.

К примеру, я сдвигаю жалюзи и оставляю узкий пучок света, который направлен на еду, а не заливает все пространство стола. В таком случае картинка становится более темная и немного драматичная. Также могу поменять свое положение относительно источника света, чтобы свет падал не просто сбоку, а немного сзади, интересно подсвечивая рельеф моего супа.

Все! Сняв 40-50 картинок готового блюда (если снимаю на открытой диафрагме, то дублирую некоторые кадры на всякий случай, чтобы точно попасть в резкость), я впоследствии выберу 3-5 самых удачных кадров, которые вы можете наблюдать в блоге.

Когда я снимаю еду для инстаграма на телефон, то всегда снимаю сверху, чтобы избежать искажения пропорций предметов на фотографии. Я также делаю более общие и крупные планы, регулируя расстояние от телефона до предмета съемки. И также делаю несколько дублей, чтобы точно попасть в резкость в нужном мне кадре.

Как вы заметили, часть фотографий здесь снята на телефон, а часть на камеру. Надеюсь, что этот пост был вам полезен. Если есть вопросы — задавайте их в комментариях. Также если вы хотите почитать еще подобные посты про съемку еды, то пишите, я с радостью поделюсь с вами своими знаниями.

Самый простой способ добиться успеха - любить то, что ты делаешь. Казалось бы, такая нехитрая мысль, но далеко не всем дано ее воплотить. У Ивана Забавникова все получилось: в своей работе он совместил любовь к хлебу и фотографии. Результат не заставил себя долго ждать: пожалуй, сейчас Иван Забавников - один из самых "звездных" пекарей в Петербурге. На его Инстаграм @zabavnikov_ivan подписаны тысячи пользователей. Но для него это не повод для зазнайства, а скорее, стимул для дальнейшего роста: когда-нибудь он мечтает открыть свою пекарню. А пока - охотно делится секретами своего мастерства с блогерами.

Встреча проходила в кафе-пекарне "Булошная" на Парнасе. Иван рассказывал о том, что знает и умеет лучше всего (помимо выпекания хлеба, разумеется): он говорил о фотографии с акцентом на съемку С помощью мобильного устройства.

Для подобного рода снимков даже существует специальный термин - "фуд-мобилография". По большому счёту, все с этим самым "мобилофото" сталкиваются постоянно, выкладывая "фоточки" с телефона. Так вот, Иван объяснил разницу между "фоточками" и действительно качественными снимками.

А также показал, как снять свой шедевр на примере одной булочки, миниатюры Эйфелевой башни, полотенца, чашки кофе и цветочного бутона.

Секрет #1.

Ваше фото должно быть аппетитным - как и основной объект вашей съемки. Но просто булочкой нынче никого не удивишь: ее надо красиво подать. Детали - вот что в конечном счете "делает" кадр. Как вариант - отсылка к национальному колориту: положили рядом Главный символ Франции - получили французскую булку.

К чиабатте подойдет что-нибудь итальянское - салфетки в цветах итальянского флага, например. Кстати, с цветами надо быть осторожнее: здесь, как и в выборе одежды, работает правило "не больше трех". Желательно его придерживаться. А если уж захотелось яркости - смешивайте все цвета радуги: "калейдоскоп" - это тоже один из методов съемки. В качестве реквизита можно использовать сезонные "дары": Иван, например, любит работать с листьями - осенью, с ягодами - летом. Весной хороши первоцветы и нежная верба.

Секрет #2.

Ракурс съемки. Это один из основных "китов" фудфото - правило, которого придерживаются все профи. Существует три самых удачных ракурса: 0* (вровень со столом - хорошо для съемки гамбургера, например), 45* - как промежуточный вариант, и наконец, 90* - это наиболее предпочтительный ракурс для съемки еды.

Только сверху пропорции блюда не искажаются, а передаются в масштабе 1:1 и позволяют наиболее выгодно преподнести объект съемки. Так что стул и стол вам в помощь - и не важно, какой у вас рост: Иван, например, очень высокий человек, однако большинство своих снимков он сделал, стоя на табуретке.

Секрет #3.

Лучше всего работать при свете дня: идеально выставить свет может только сама природа. Окно без занавесок и стол - половина успеха. Снимать можно и на столе, и на подоконнике - все зависит от замысла. Съемка на подоконнике предполагает использование отражателя - с этой задачей справится обычный белый лист бумаги.

С искусственным же освещением работать намного сложнее: стандартная лампа неизменно "окрашивает" натюрморт в неестественные оттенки, которые потом трудно убирать. Кстати о пост-обработке: добавлять цвет в фотошопе - не лучшая мысль. Максимум, что корректирует Иван в своих работах - резкость, иногда - композицию, но почти никогда не трогает цвет.

Секрет #4.

Композиция. Тут все просто и сложно одновременно, потому что композиция должна быть гармоничной, а понятие гармонии у каждого индивидуально. Как и художественное видение. Поэтому как положить веточку или как смять салфетку, вам никто не скажет - тут работает только ваша фантазия. Иван лишь дал подсказку: сейчас в тренде - легкая небрежность.

Разбросанные крошки, опять же смятая салфетка, даже разлитый чай - почему нет? Все это добавляет жизненности кадру: прилизанные композиции "цепляют" намного меньше. Вот именно над построением композиции Иван готов колдовать часами: однажды он до того увлекся наведением красоты, что не заметил, как пролетели два часа. Только вдумайтесь: Два! Часа! Человек потратил на один-единственный кадр. Вот это и есть настоящая любовь)

Секрет #5.

Внимание к фону. Почему-то именно этот этап меня особенно заинтересовал: честно - я готова вечность разглядывать фактуру дерева на снимке, которое, в общем-то, не играет ключевой роли, и тем не менее... Фоном для фудфото может служить все, что угодно: крафтовая бумага (нейтральная оберточная иными словами), текстиль, обычный стол, поднос... Специальные "подложки", которые, как выяснилось, в Петербурге уже изготавливают под заказ. Подложка, которую использует Иван, меня искренне восхитила: это - часть забора, разобранного на собственной даче!

Он просто присмотрел себе несколько досок, обработал их хлоркой, чтобы убить микроорганизмы (еду ведь иногда приходиться класть прямо на доски) и прошелся шкуркой. Вуаля: Идеальный фон готов! По-моему, очень изящное решение.

Секрет #6.

Который, на самом деле, является продолжением пункта про "вкусный кадр": он может быть вкусным при одном условии - если сама еда, в свою очередь, выглядит аппетитно. Именно поэтому пицца должна быть "с дымком", а кофе - горячим. Как же этого добиться, если все остывает моментально? Иван советует заранее выстроить композицию, а, например, пиццу "встроить" в готовый кадр.

Понятно, что все эти правила актуальны и для полноценной съемки,

однако фото на мобильные устройства эту технологию, во-первых, здорово упрощают, а во-вторых, помогают поместить картинку в Инстаграм. В ходе практики фотограф начинает, что называется, мыслить "квадратами" и выстраивать композицию таким образом, чтобы она гармонично вписывалась в самую прогрессивную на сегодняшний день соцсеть.

Уверена, многое из вышеописанного вы и сами давно умеете, просто иногда взгляд со стороны и даже толковое руководство - не побоюсь этого слова!) - бывают поистине бесценными. Я, например, "навела порядок" в голове на тему фудфото. И, кстати, мне предстоит преодолеть некий психологический барьер или силу привычки - как хотите - чтобы перейти, наконец, на съемку с верхней точки. Вот честно: я уже настолько привыкла "щелкать" сбоку, что перестроиться будет не так-то просто. Но это как говорится - было бы желание).

Ну, и пользуясь случаем)), хочу поблагодарить всех ребят за душевную компанию (с кем-то я надеюсь продолжить общение), Ивана Забавникова - за полное погружение в тему, а коммуникационное агентство MediaBuzz и лично Екатерину Тарееву за организацию мастер-класса. Сообществам

Можно долго спорить о том, правильно это или нет, но факт остается фактом: фото еды в Инстаграме занимают одни из лидирующих позиций по популярности. И если вы еще никогда не фотографировали свой удачный пирог, красивую чашку кофе или атмосферный романтический ужин — значит у вас все впереди! А мы раскроем несколько секретов, как сделать фото еды немного лучше, чем они есть на самом деле:)

«Вкусный» Инстаграм

Если уж мы что и поняли за несколько лет использования Инстаграма, то это то, что сделать красивые фото еды довольно непросто. Да, вам кажется, что это красиво, но на фото веточка укропа выглядит как-то уныло, пенка на кофе оседает слишком быстро и вообще… как-то это все не так… что делать? Конечно, применять фильтры, пресеты (готовые наборы настроек) и прочие «примочки» гаджетов. Но не только! Есть еще несколько моментов, которые было бы не лишним узнать и использовать.

Освещение

Источник фото: pixabay.com

С этого начинаются все хорошие фото. Именно поэтому фото во время обеда или позднего завтрака получаются лучше, ведь дневное освещение само по себе довольно яркое. Постарайтесь разместиться в рассеянном свете, а не под прямыми солнечными лучами. Если вы в кафе, то попросите столик у окна или на открытой террасе в тени. И если вас совсем не смущают взгляды посторонних (хотя, кого уже этим удивишь:), просто поднесите тарелку с едой к окну.

Вспышка

Источник фото: instyle.com

Хотите, чтобы ваши фото были похожи на кадры с места преступления? Тогда снимайте со вспышкой! Если вы уже пропустили световой день и хотите сфотографировать поздний ужин — просто снимайте в полумраке, тоже довольно интересный жанр может получиться, хоть и необычный. Но включать вспышку для дополнительного освещения не стоит, лучше уж вовсе отказаться от фото.

Угол съемки


Источник фото: pixabay.com

Как правило, в Инстаграме можно встретить фото еды с видом сверху и это легко объяснимо. Объектив в камерах смартфонов шире, чем в обычных фотоаппаратах, поэтому хорошо захватывает большую площадь. кроме этого, такая позиция позволяет добавить атмосферные детали: руку, текстиль, аксессуары, книгу и т.д. А ведь главная задача подобных фото «зацепить» тех, кто будет смотреть на кадры. Значит, окружаем тарелку интересным контекстом.

Кстати, классной фишкой может стать использование портретной съемки (есть в моделях iPhone 7 Plus, iPhone 8 Plus и iPhone X), чтобы получить сфокусированный объект и размытый фон.

Фон


Источник фото: instyle.com

Кстати, о фоне. Здесь тоже можете проявлять фантазию. Ведь вовсе необязательно фотографировать тарелки прямо на столе. Подкладывайте любой текстиль, страницу из газеты, делайте фото на фоне стены и даже можете поставить тарелку на пол или на траву — все это добавит глубины вашим фото.

В мире царствования смартфонов фуд-фотография твердо укрепилась на позициях любимого хобби каждого, у кого есть профиль в инстаграме. Это неслучайно, ведь еда – невероятно фотогеничный объект! Собранные здесь советы помогут вам делать кадры такими же вкусными, как и еда, которую вы снимаете.

Скорее всего, если кто-то из ваших знакомых упомянет термин «фуд фотография», вашей первой ассоциацией будет отнюдь не художественный сет в студии. Да и имя Франческо Тонелли вряд ли покажется вам знакомым. Зато вспомнится та фотография кофе с круассаном (тоста с авокадо, гранолы с ягодами), которую вы лайкнули сегодня утром, пока листали инстаграм по дороге на работу. Возможно, на ум даже придет несколько конкретных аккаунтов, например gkstories , local_milk , linda_lomеlino .

В общем, берите на вооружение наши советы, и, возможно, именно ваш инстаграм будет ассоциироваться у людей с термином «фуд фотография».

1. Выбирайте естественное освещение

Хороший свет – ваш главный инструмент в получении идеальной картинки, поэтому, где бы вы ни снимали, дома или в кафе, лучшим вариантом будет выбрать место у окна. Избегайте желтого света ламп в ресторанах, особенно если они расположены прямо над вами, а при съемке на улице в яркий солнечный день ищите место в тени.

2. Помните про композицию

Не перегружайте ваш кадр множеством деталей. Даже если вы любите художественно разбрасывать по столу специи (и другие «элементы декора»), не забывайте, что главным в кадре все же должно оставаться блюдо.

3. Экспериментируйте с фонами и текстурами

Мода на деревенские фоны, в прошлом популярные среди фуд-блоггеров, постепенно сменяется на более чистые и тихие фактуры. Простой белый или черный фон не хуже состаренного дерева сможет оттенить пестроту тарелки со свежим салатом, а горячая выпечка будет аппетитно смотреться в обрамлении того же противня, с которым вы достали ее из печки.

4. Фотографируйте свежую еду!

Ни одно приложение не сможет магическим образом превратить увядший базилик в свежесорванный, поэтому, если вы готовите дома и знаете заранее, что хотите запечатлеть на айфон результаты ваших трудов, не скупитесь на качественные ингредиенты!

То же правило касается приготовленной еды, которая не выглядит аппетитно. В этом случае совет один: не снимайте. Или не ждите, что получившийся кадр будет привлекательным. Да, мы верим, что овощное рагу вашей бабушки, возможно, один из вкуснейших в мире гарниров, но нужно понимать, что, скорее всего, оранжево-зеленая масса не будет выглядеть столь заманчиво на фотографии.

5. Приложения для обработки фотографий

Тут вы наверное первыми скажете: VSCO! И будете правы в своем выборе. Талантливые калифорнийские ребята позаботились о том, чтобы превратить даже самые «сухие» кадры в настоящие произведения искусства, стилизованные под пленку. Кроме разнообразных фильтров, в приложении есть удобная функция изменения тона цвета кожи. Так что если ваша рука «случайно» попала в кадр с бокалом смузи, а при обработке приобрела не по-человечески яркий оттенок, VSCO поможет вам это исправить.

Тем, кому важны даже самые мелкие детали в кадре, стоит обратить особое внимание на редактор Snapseed. В приложении есть опция выборочной коррекции – «healing», позволяющая убирать мелкие недочеты на фотографии. Так, уронив на белую скатерть каплю соуса, ее легко можно «залечить» в Snapseed.

Cамые популярные пользователи Instagram, которые снимают еду, примеры их фотографий. Смотрите как правильно фотографировать еду в Инстаграм.

1. Julie Lee - профессиональный фотограф еды издательства LA. @julieskitchen

2. Alice Gao - фотограф из Нью-Йорка, фотографирование еды - не основная тема его Истаграм. Там, также можно встретить портреты и городские пейзажи. @alice_gao

3. Angela Liddon - Вегетарианка и по совместительству обычная мама, которая придерживается формулы здорового питания. @ohsheglows

4. Ashley Rodriguez - Красивейшие фотографии еды, со всего мира. @ashrod

5. Diane Cu - Любительница путешествий и различных кулинарных творений со всего мира. @dianecu

6. Teresa Cutter - Шёф повар, автор многих книг по приготовлению различных блюд. Снимает свои приготовленные красивые блюда и любит пиарить свои книжки. @teresacutter_healthychef

7. Dominique Ansel - Еще один шёф повар. Его основная специализация - кондитерские и хлебобулочные творения, снимками которых он делится в Инстаграм. @dominiqueansel

8. Food52 - основной посыл этого Инстаграм пользователя - как вы едите, так вы и живете. У него вы найдете по-настоящему красивые фотографии еды и продуктов.

9. Spoonforkbacon - Стилист фотограф специально для еды. Размещает фотографии оригинальных приготовленных блюд.

10. Blue Bottle Coffee - всё что связано с кофе, вы найдете в снимках этого пользователя. @bluebottle


Top