Папье-маше. Мастер-классы с фото для начинающих

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?

Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.

Что делают из папье-маше

В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.

Рассмотрим подробно, как сделать папье-маше.

Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:

1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.

Как работать с материалами в этой технике?

Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.

Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.

Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.

Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.

Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.

2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.

Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:

Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.

Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.

Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.

Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.

Какая бумага используется в папье-маше

Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.

Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.

Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.

Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.

Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.

Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.

Какой использовать клей для папье-маше?

Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.

Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.

Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.

После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.

Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.

И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.

Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер , который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.

Клейстер можно приготовить и из крахмала , который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.

Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.

Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.

Какие еще материалы и инструменты используются при создании изделий из папье-маше?

Рассмотрим по порядку.

Начнем с инструментов.

Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:

Ёмкости с широким горлом , где можно пропитывать бумагу в воде или клее.

Кисти разных размеров , форм и толщины для нанесения клея и лака.

Канцелярский нож , который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.

Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.

Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.

Подставки для форм , в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга . Для примера смотрите фото:

Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:

Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.

Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:

Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.

Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.

Трафареты для нанесения рисунков.

Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.

Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.

Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.

Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.

Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь . Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.

Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:

Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.

Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.

Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.

Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют . Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.

Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткан ь идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.

В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше? Судя... admin [email protected] Administrator Красавица и умница

Давно хотела попробовать сделать поделки из папье-маше. Наконец-то решилась.)) Давайте вместе разберемся с чего же нужно начинать.

Есть несколько видов поделок из папье-маше:

Папье-маше методом наслоения.

Для данной техники обязательно наличие модели, которую предварительно смазывают вазелином, а затем послойно наклеивается вымоченная в клее изорванная мелко бумага. Слоев должно быть много. Все слои накладываются друг на друга с естественной промежуточной просушкой. В зависимости от необходимой толщины и прочности накладывают от пяти и более слоев. Слоеное папье-маше наиболее часто используют при изготовлении карнавальных масок и круглых легких подвесных форм.

Папье-маше «Лепка из теста».

Для этой техники необходимо нарвать бумагу на мелкие кусочки и залить кипятком на несколько часов, чтобы бумага хорошо размокла. Далее бумагу кипятят, отжимают и высушивают. После чего высушенный комок трут на терку и разбавляют клеем, тщательно перемешивая получившуюся массу для лепки - «тесто». Из массы можно лепить разные фигурки, как из пластилина, можно залить массу в заранее заготовленную форму, а можно облепить ею основу. Все зависит от того, что именно собираетесь сделать. (рецептов "теста" очень много, ниже я написала другой.)

Прессованное папье-маше.

Папье-маше изготавливается методом прессовки плоских картонных заготовок промазанных клеем. По такому принципу делают также ДСП. Прессованное папье-маше используется для формирования плоских конструкций и отдельных элементов.

Еще один рецепт массы папье-маше.

Серая самая дешевая туалетная бумага - 2 рулона, жидкий клей ПВА (строительный или универсальный) - 500 г., льняное масло - 3 ст. ложки, вода около 1,5 литров. Несколько больших мисок, марля, клей ПВА (Столяр момент), шкурка средняя и мелкая.

Шаг 1. Измельчаем туалетную бумагу, чем мельче будут кусочки, тем лучше и однороднее получится консистенция будущей массы.

Шаг 2. Складываем измельченную бумагу в миску и заливаем водой (примерно 1,5 л). И обратите внимание, чтобы на поверхности не оставалось сухих фрагментов массы. Оставляем массу разбухать на 24 часа.

Шаг 3. По истечении 24 часов, следует отжать массу. Для этого мы обычно используем марлю, свернутую в несколько раз. Горсть мокрого папье-маше помещаем в середину нашей марли и смыкаем края ее так, чтобы масса оказалась в импровизированном "мешочке" и вращаем. До конца выжимать воду не стоит, немного влаги должно оставаться. Разворачиваем «мешочек» и кладем отжатый комок в свободную миску. Такую операцию проделываем, пока не переработаем всю замоченную массу.

Шаг 4. Добавляем в массу 500 г. строительного клея ПВА. Смешивать небольшими партиями клей и бумажную массу более эффективно, поэтому клей добавляем постепенно, примерно по 100 г. и каждый раз тщательно перемешиваем.

Шаг 5. Добавляем 3 столовые ложки льняного масла и также тщательно перемешиваем. Масло придает массе дополнительную пластичность.

Шаг 6. Подобную массу папье-маше можно закладывать в форму или просто лепить. Части высохшей в разъемной форме массы, мы обычно склеиваем густым ПВА "Момент Столяр". После полного высыхания объекта, дорабатываем его разными шкурками. При необходимости подмазываем еще этой же массой папье-маше.

Совет:

Нельзя использовать для просушки папье-маше фены, батареи и нагреватели, сушить изделия из папье-маше нужно только естественным способом. В противном случае изделие может деформироваться или растрескаться.

Независимо от того какой вид выполнения папье-маше выбираете, сухое готовое изделие нужно шлифовать, чтобы добиться гладкой поверхности и убрать заломы, неровности и другие дефекты. После шлифовки поверхность поделки грунтуется и уже, потом окрашивается, расписывается или декорируется.

Мне очень понравилась эта поделка из папье-маше.

Изготовлению матрешки из воздушного шарика в технике папье-маше.


Для работы нам потребуется: простые белые бумажные салфетки, маленькие воздушные шарики (я брала шарики для водяных бомбочек - на них не надо много краски, ножницы, полоска картона для подставки, клей-краска (смесь клея ПВА и водно-дисперсионной краски в равных пропорциях, желтые салфетки для лица и сарафана, цветные салфетки для косыночки.

Приступаем к работе. Рвем белые салфетки (не режем, чтобы края были тоньше).



Надуваем шарик, они по форме как маленькие груши - как раз такие, какими бывают матрешки. Делаем из полоски картона подставку.



Затем, начиная с широкого конца, обмазываем клей-краской шарик и наклеиваем кусочки салфетки, делаем 7-8 слоев. Хвостик шарика не замазываем. Последним слоем салфетку наклеиваем сразу и на подставку и на шарик. Со всей работой, за исключением надувания шарика, ребята справляются сами, им очень интересно, как из шарика и клея получается матрешка.



Когда весь шарик обмазан, ставим его на просушку.



Когда шарики высохнут, надо взять шарик за хвостик, надрезать его и вытащить из формы. Появившуюся дырочку замазываем так же салфеткой и клей-краской.

Заготовка готова! Теперь приступаем к оформлению. Надо сделать матрешке лицо. Можно нарисовать его самим. Можно взять в интернете любую картинку с матрешкой и перевести на светло-желтую салфетку (под цвет дерева, по размеру головы матрешки. Намазываем клеем то место на голове, где должно быть лицо и сажаем его на место. Вот наша матрешки и открыла глазки! Как только детки приклеивают матрешке лицо, у них появляются очень теплые чувства к своей игрушке.



Затем выбираем салфетку любого цвета, который нам понравится для сарафана нашей красавицы. Вырезаем любые дополнения для украшения сарафана. В заключение вырезаем косыночку и наклеиваем на голову, спереди делаем кончики внахлест, как будто завязываем. Для косыночки мы брали двухслойные салфетки. Не забудьте снять нижние слои.



Очень доступный урок для детишек с 2-х лет.

Любой бросовый пластиковый материал подойдет для создания каркаса для поделки. Иногда форма бутылки или банки только продиктует идею нового персонажа, тем самым поможет автору. И второй необходимый материал для создание игрушки из папье маше это пенопласт. Из него можно вырезать все те мелкие детали которые необходимо дополнить к баночке чтобы получился целостный каркас для будущего персонажа.




Для этих целей лучше брать акриловые художественные краски, их придется накладывать в несколько слоев так как один слой будет просвечиваться. Хотя можно сократить количество слоев с начало загрунтовав поделку белой грунтовкой, по ней акрил можно использовать с эффектом акварельного рисунка.

Усики из проволоки втыкаем в поделку пока масса папье маше не застыла. Реснички как у этой кошке на самолете можно также вставить в пока еще мокрую массу или приклеит к поделки когда она высохнет.



Использование баночек, бутылочек и другого подобного мусора в изделиях из папье маше не только экономит много материала но и позволяет сделать полости в поделки для того чтоб превратить фигурку из папье маше в шкатулку или копилку.



Из обычной туалетной бумаги на свет появляются такие прекрасные персонажи, благодаря отличительной фантазии и стараниям художницы.


Теперь и мы сможем почувствовать себя художниками!))) Немного терпения, фантазии и хорошего настроения!!!



Сегодня у нас будет сугубо практическая публикация - я покажу, как делаю массу папье-маше для лепки и моделирования. Это будет миллион сто первый мастер-класс в сети на эту тему, но, раз уж я что-то делаю из этого материала, то считаю возможным показать то, как я делаю папье-маше.

А что, есть варианты? - спрашивает Веселина, посматривая на кучу тазиков и банок.

Есть, и их количество сравнимо с числом рукодельников, использующих папье-маше в своей работе.

Но, несмотря на это, существует около десятка основных способов изготовления массы папье-маше своими руками, выбор каждого из них основан на желании получить в результате своей работы определенные эффекты.

Основными параметрами, влияющими на выбор рецепта, являются следующие показатели:

  • гладкость и равномерность получаемой поверхности;
  • степень возможной детализации элементов;
  • восприимчивость готовой поверхности к обработке;
  • степень деформации при сушке.

Ты же сказал, что у нас сегодня не будет разговоров, - перебила Веселина, - давай хоть раз что-то сделаем без этих лекций.

Да уж, слово не воробей, что же, сам напросился. Придется написать другую статью о папье-маше, где подробнее рассмотреть все тонкости и нюансы состава и параметров этого материала.

Ну а мне от папье-маше нужно, чтобы материал был пластичным, не лопался, готовая поверхность была бы относительно гладкой с возможностью незначительной последующей обработки.

Поэтому я выбрал для себя рецепт папье-маше из газет и клея ПВА.

Папье-маше - необходимые материалы

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • газетная бумага;
  • блендер или миксер;
  • клей ПВА;
  • шпатлевка;
  • тазик и миска;
  • полотенце;
  • вилка;
  • горячая вода.

Поскольку объем работы у меня небольшой, то и папье-маше я делаю одномоментно совсем немного. Мне удобно, чтобы готовый объем массы умещался у меня в руке. Но измельченных сухих волокон можно наделать сразу много - они прекрасно хранятся в сухом месте неограниченно долгое время. Поэтому я сразу делаю сухих волокон с запасом, а массы папье-маше немного больше, чем нужно для работы.

Итак, газеты. Сегодня в процессе участвуют 60 листов размером почти А3.

Инструмент для измельчения бумаги. Так как объем небольшой, то мне подойдет вот такой блендер.


Как говорил вначале, я использую в данном случае клей ПВА.


Нужную степень пластичности придаст шпатлевка.


Любой из перечисленных материалов может быть заменен тем, что есть в наличии. Это может сказаться на характеристиках готового материала, но определить возможно только опытным путем.

Папье-маше из газет и клея ПВА - фото мастер класс

Итак, бумагу рву и замачиваю в горячей воде на сутки. Периодически подхожу и рву бумагу руками, не особо стараясь, ведь у меня есть более квалифицированный по этой части помощник. Но, если ему достанется уже кое-как рваная бумага, будет полегче. Поэтому я стараюсь оказать ему посильную помощь. В общем, я рву бумагу руками, пока не надоест.


Теперь займемся привлечением механизированного инструмента. В этом же тазу я блендером измельчаю бумагу до получения каши с относительно мелкими фрагментами. Особо не перенапрягаю блендер, потому что ему еще предстоит усиленно поработать на благо моих рукоподелок. Блендер мне попался из долгожителей, поэтому я отношусь к аппарату с глубоким почтением и делаю частые и продолжительные перерывы в его работе, чтобы он не перегревался.


Нож у моего блендера двухлопастный, и несмотря на его высокое качество, нужно иногда следить за остротой его лезвий, потому что бумага имеет неприятное свойство усиленно ее снижать. Поэтому, когда я подтачиваю другие режущие инструменты, то стараюсь не забывать и о блендере.


Пришла пора порционной обработки смеси. В комплекте блендера есть замечательная посудина, которую я заполняю на две трети или три четверти, чтобы было меньше брызг. На этом этапе блендер используется до тех пор, пока результат меня не устроит - должна получиться однородная масса с равномерно распределенными волокнами. В идеале нужно добиться полного отсутствия видимых кусочков бумаги, но чаще всего мне терпения не хватает так долго перемалывать смесь.


Впрочем, потом я сам себя за это ругаю, потому что приходится периодически натыкаться при выглаживании поверхности на один-другой бугорок из неразмельченной бумаги, а при высокой детализации изделия это доставляет определенные неудобства, так что, чем лучше будет измельчена бумага на этом этапе, тем легче и приятнее будет работать с массой папье-маше в последующем.


Отделяю воду из смеси, отжимая ее через сложенный вдвое полотенец. Это тоже важный этап, поэтому я стараюсь выполнить его как можно качественней. Дело в том, что я потом буду полностью высушивать размельченные волокна, поэтому, чем сильнее отжать воду сейчас, тем меньше времени потратится на сушку. Важно не перестараться и не порвать полотенчик.







После отжима должна остаться вот такая полусухая масса, которую нужно руками разорвать на мелкие кусочки. Но я просто подстраиваюсь под блендер, чтобы измельченные фрагменты попадали в его рабочую зону.



Пока масса папье-маше влажная, ее нужно размельчить по максимуму, потому что высохшие волокна обработке поддаются весьма неохотно, да и можно просто затупить лезвия.



Следующий этап - сушка измельченных волокон. Я использую естественную сушку, продолжительность которой составляет от одних суток летом в жаркую погоду до нескольких суток зимой. Качеству сушки я придаю большое значение для того, чтобы минимизировать деформацию готовых изделий из папье-маше. Ведь именно от присутствия воды и ее количества и зависит то, как будет изменятся поверхность при окончательной сушке.


По этой же причине я использую не мучной клейстер, в котором много воды, а клей ПВА. Выливаю произвольное небольшое количество клея в миску и тщательно перемешиваю руками. В каких-то случаях приходится добавлять клей, если получается слушком густая масса, или сухие волокна, если налил много клея. После перемешивания должна получиться масса с консистенцией пластилина, то есть нужно прилагать достаточно усилий, чтобы работать с ней дальше.



Для повышения пластичности массы я добавляю шпатлевку. Ее нужно совсем немного, примерные пропорции вы видите на фото. Повторно тщательно перемешиваем смесь, замечая, как меняются ее физические характеристики в сторону смягчения и пластичности. Нужно периодически пробовать массу папье-маше на разрыв. Разделяться такой кусок должен с определенным усилием.


После всех этих манипуляций в толще смеси все равно остаются небольшие фрагменты плохо размельченной бумаги, которые в дальнейшей работе могут причинить большие неприятности. Я пытаюсь их разделить на последнем этапе, во время которого обыкновенной вилкой растираю массу в миске.


Еще раз руками разминаю массу, определяю пластичность и удобство последующей работы. Но сразу я такую массу не использую, потому что волокна должны еще лучше пропитаться клеем. Для этого я оборачиваю папье-маше пищевой пленкой и на сутки прячу в холодильник на нижнюю полку. После этого масса готова к работе.



Папье-маше своими руками - видео мастер класс

Итак, сегодня я показал, а вы увидели, как можно очень просто и относительно быстро своими руками сделать массу папье-маше для лепки и моделирования. Еще одним бесспорным достоинством этого рецепта является его доступность, а этот параметр для начинающих рукодельников имеет важное значение.

Спасибо вам за внимание, желаю всем успехов и хорошего настроения.

Стоит начать делать из этого материала поделки, и понимаешь, что он обладает огромными преимуществами, его состав самый простой и очень разнообразный, а еще из него можно изготовить всё! И сегодня мы научимся делать папье маше своими руками для начинающих, а также посмотрим на всевозможные конструкции из него.

  • Классический – слой за слоем.
  • Делать массу, как тесто. И из него конструировать любые фигуры.

Признаюсь, чтобы заразиться моделированием из этого материала, порой достаточно посмотреть фото готовых изделий. И я уверено заявляю: ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВСЕ!

Папье-маше своими руками технология и рецепты для начинающих

Из чего можно сделать папье маше:

  • Газеты;
  • Туалетная бумага;
  • Салфетки;
  • Яичные лотки;
  • Опилки;
  • Мука;
  • Вата и др.

Дам 3 варианта. Два из них для самого материала. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Третий рецепт – клейстер для газетной поделки. А потом я расскажу, как используя третий рецепт, сделать вазу и другие изделия.

Вариант 1 — папье маше без усадки из 7 компонентов

Сделать фигурки прочными с мелкими деталями и без шероховатостей можно вот таким способом.

Это – один из вариантов, рецепт можно откорректировать. Измените некоторые параметры, чтобы лично вам было удобно работать.

Идеальная масса для лепки, совмещающая свойства солёного теста, глины и папье-маше, подойдёт как для больших изделий, так и для заполнения совсем маленьких молдов. При высыхании не имеет усадки, абсолютно гладкая, то есть не нуждается в дополнительной обработке и шлифовке. Готовится такая масса из ингредиентов, которые найдутся у каждого дома.

Ингредиенты:

  • Туалетная бумага – 40г;
  • Клей – 250г;
  • Мыло (жидкое) – 1 ст. л.;
  • Масло (растительное) – 2 ст. л.;
  • Крахмал – 40г;
  • Мука – 100г;
  • Сок лимона – 1 ч. л.

Мастер класс по изготовлению материала:

  1. Вмешивать небольшими порциями. Главное – получить однородную консистенцию. Лучше брать по маленькому кусочку. Тогда можно легко контролировать, сколько взять бумаги.
  2. Когда тесто готово, и в нем нет комочков, добавляется мыло. Хорошо все перемешивается.
  3. Масло добавит эластичности и поможет хорошо вымесить тесто.
  4. Пора добавить крахмал.
  5. Вмешать в массу муку.
  6. После того, как все соединилось в однородную массу, месить, как минимум, 4-5 минут. Сначала в миске. Только стоит смазать руки маслом, чтобы тесто не липло. Потом стол посыпать мукой и замесить на поверхности.

Если не планируете сразу использовать, добавьте сок лимона, заверните в пакет и отправьте в холод. Потом только разомнете комочек, и можно работать с ним.

Преимущество этого рецепта в том, что работать с материалом можно сразу, после его изготовления.

Недостаток – более дорогой вариант. И это – не классический, а комбинированный способ, что помогает добиться прочности и гладкости за счет того, что в «тесте» практически нет комков, ни маленьких, ни больших.

Вариант 2 — вода + клей + туалетная бумага

Для этого рецепта почти все есть под рукой. Да и малышам легко работать с таким необычным «пластилином». Они смогут из этого материала воплотить любые свои идеи.

Но большая часть работы по этому рецепту предполагает не точные цифра, а ваши ощущения.

Ингредиенты:

  • Туалетная бумага;
  • Клей ПВА;
  • Кипяток.

Пошаговая инструкция:

  1. Рвем рулонную бумагу на небольшие кусочки.
  2. Заливаем кипятком так, чтобы полностью покрыть.
  3. Оставить на 2 часа.
  4. Размять до однородности вилкой или миксером.
  5. Отжать воду. Выложить часть массы в чистую тонкую ткань. Свернуть и отжать воду полностью.
  6. Снова размельчить бумагу.
  7. Добавить клей. Замесить.

Преимущество метода в том, что он простой, дешевый, доступный.

Недостатки – нужно дать время настояться массе и будут шероховатости из-за неминуемой неоднородности пресс-папье.

Для этого способа можно и газеты брать. Вот только нужно выделить сутки на первоначальное размачивание. И еще 2 суток, чтобы довести массу до нужной кондиции.

Вариант 3 — готовить не нужно!


Классика жанра – создавать слои из газет. И это мой любимый вариант. Для этого можно использовать, как покупные клея, например ПВА, так и самостоятельно изготовить.

Ингредиенты:

  • Вода – 0,5л;
  • Крахмал – 3 ч. л.

Приготовление:

  1. Крахмал и воду соединить и размешать так, чтобы не было комочков.
  2. Поставить на огонь и закипятить. Когда клейстер загустеет, снять с огня. Помешивать постоянно.
  3. Остудить.

Можно вместо крахмала взять муку. Только тогда лучше предварительно развести ее в стакане воды до состояния блинного теста. А потом залить 1,5 литрами кипятка и довести до нужной консистенции, постоянно помешивая.

Таким образом можно делать маски для детей, земной шар, — подробней по ссылке.

Маленькие секреты

Какие используются дополнительные (не обязательные) ингредиенты? Есть масса секретов и тонкостей, что помогут сделать изделия более точными, а детали маленькими и тонкими:

  • Клей ПВА строительный (не обычный канцелярский).
  • Добавить шпаклевку.
  • Немного гипса.
  • Клей строительный (для плиток и т.д.).
  • Жидкое мыло дает большую пластичность.
  • Подсолнечное масло – и масса не липнет к рукам.
  • Крахмал и/или мука. Тогда появляется нужная вязкость и тогда можно будет легче вымесить «тесто».
  • Лимонный сок. Если хотите заранее приготовить массу и оставить ее храниться.

Важно!!! Если выбираете 2 способ, советую найти подходящую туалетную бумагу. Не жалейте! Покупайте качественную! Она более тонкая, 2-3-слойная. Растворяется в воде без комочков.

Вопросы по материалу

В каких условиях хранить?

До 5 дней – просто в целлофановом пакете. Более 5 дней, неделя-полторы – в холодильнике.

Каким по консистенции должен быть клей (покупной и свой)?

Нужна средняя консистенция. Если клей слишком густой, его можно размешивать водой. Более жидкий – добавляется больше сухих ингредиентов.

Бумага, газеты или салфетки?

Выбор одного из основных ингредиентов является решающим. Тогда сразу определяется способ, каким вы будете конструировать игрушки и возможность проработать более мелкие детали.

Поделки: ваза, домик, тарелка для начинающих

Тарелка из папье маше

В качестве основы подойдет любая форма или тарелка. Используем 3-й вариант папье маше — слои из газет. Просто и быстро можно сделать конфетницу или декоративную тарелочку

Ваза

Видео мастер-класс

Нам понадобятся:

  • Кусочки газеты;
  • Клейстер;
  • Шарик;
  • Вода;
  • Краски;
  • Кисточки;
  • Эмаль.

Мастерим:

  • Шарик смочить водой. Первый слой кусочков газет выложить именно на мокрую основу. Можно и сами кусочки слегка смочить.
  • Смазать весь слой клейстером и наложить второй слой. Вот сейчас кусочки смочены уже в клее.
  • Так проделать каждый последующий слой. Толщина изделия зависит от вашего предпочтения. Например, 10 слоев обеспечат прочность и легкость вазе.
  • После каждых 2-ух слоев хорошо просушить изделие.
  • Дать окончательно высохнуть.
  • Шарик сдуть и вытащить.
  • Выровнять горлышко. Нарисовать круг и сделать надрезы до этой линии. Потом срезать все лишнее.
  • Укрепить горлышко. Наклеить кусочки газеты на край так, чтобы загнуть второй конец кусочка внутрь.
  • Нанести эмаль или сразу 2 слоями акриловой краски.
  • Украсить, используя любой декор, какой вам нравится.


Домики

Начну с видео мастер-класса – прелесть!

Теперь фото мастер-класс

Чтобы сделать домик, нам нужно:


Как сделать. Простая инструкция:


Хотите, сделайте двухэтажный домик.

После того, как фигурки сделаны, стоит уделить внимание выравниванию. Для этого нужно ошкурить поделку. Тогда уже и к окрашиванию можно приступить. Иначе, будут заметны неровности и бугорки из-за комков в массе или из-за слоев. Такие неровности можно замаскировать декором.

Новогодние игрушки и папье маше

И снова за основу берем воздушный шарик, надуваем его до нужного размера и обклеиваем красивой бумагой или салфетками в несколько слоев.



Даже, если это – ваш первый опыт, даже, если у вас нет художественного таланта, вы справитесь! Главное – начать!

Расскажите и покажите, что у вас вышло! И заглядывайте в гости регулярно. Станьте подписчиком, и тогда узнаете много-много еще чего интересного!

Изделия из папье-маше многим знакомы с детства. Как часто малыши оказываются жертвами «фальшивых» фруктов, изготовленных из этого материала и заботливо разложенных в вазочки в столовых, гостиницах, пансионатах. Родителям бывает весьма непросто объяснить своему чаду, что это красивое яблоко совершенно невкусное и служит своеобразным украшением. И это лишь один частный пример использования столь доступного материала.

Как сделать папье-маше своими руками?

Материал этот состоит из клейстера, обойного или другого) и бумаги (абсолютно любой, начиная с газетной и заканчивая туалетной). А создавать из папье-маше домашние шедевры можно двумя способами. Первый предполагает получение однородной массы путем смятия бумаги и погружения ее в клей. Второй — это оклеивание полосками газеты (обоев и т. д.) готового изделия (фигурки, тарелки, чашки, вазы) для дальнейшего создания уникального дизайна. И первый, и второй способы предусматривают последующее покрытие полученного предмета краской. В большинстве случаев используется акриловая, но могут быть и другие варианты, например, гуашь.

Технология создания папье-маше

Как делать однородную массу из клея и бумаги, многие помнят с детства (в советских художественных, а порой, и общеобразовательных школах обучали этому искусству). Бумагу (например, газету) следует руками порвать на мелкие части и залить водой. По возможности, ее кипятят на протяжении получаса на медленном огне. В противном случае оставляют разбухать на час-полтора. Затем массу как следует разминают руками, стараясь достичь максимальной однородности. Желательно пользоваться медицинскими перчатками из тонкой резины, поскольку и газета, и клей негативно влияют на кожу. Полученную бумажную массу отжимают. Это можно сделать руками или воспользоваться ситечком. А затем в нее постепенно добавляют клей, получая нечто, похожее на тесто. Как только масса становится послушной, ее можно считать готовым сырьем для папье-маше.

Как вылепить браслет или бусы?

Получив материал, можно приступать к созданию самого простого изделия. Новичкам, которые впервые сталкиваются с данной технологией, рекомендуют начать с чего-то простого. Это могут быть елочные игрушки из папье-маше (сделать шар легче всего), браслет или бусы. Во всех перечисленных случаях сначала скатывается шар из папье-маше необходимого размера. Затем, когда их будет изготовлено достаточное количество, с помощью иглы делают сквозные отверстия для лески и оставляют сушиться. Завершающий, самый интересный этап создания украшения — его раскраска. Бусины можно просто покрыть одним цветом, или же при помощи тонкой кисти нарисовать на них цветы, звезды, какой-то интересный орнамент. Все зависит от умения и фантазии автора. После высыхания краски, их нанизывают на леску и, в зависимости от ее длины, получатся бусы или браслет из папье-маше.

Как делать тарелку?

Обычно при изготовлении посуды используется иная технология. Ингредиенты понадобятся те же самые: клей, бумага (газета и тонкая белая, например, калька, примерно в равном количестве), а также краски, но действовать нужно будет другим способом. Дополнительно потребуется керамическая тарелка, облепив которую, получают такую же из папье-маше. Как делать подобные вещ? Очень просто. Сначала газету рвут небольшими квадратами (2Х2 или 3Х3 см). Ножницами пользоваться не рекомендуется, поскольку неровные края обеспечивают незаметную границу между фрагментами. Затем аналогичным образом поступают с белой бумагой. В блюдце или другую посуду наливают клей, чтоб в него было удобно макать кусочки. Тарелку необходимо смазать чем-то жирным, чтобы было легче отделить от нее готовое изделие. А затем на нее наклеивают слой газетных кусочков, обмакивая каждый из них в клей. Делать это нужно так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, образуя однородную поверхность. Как только вся тарелка будет обклеена, сверху по такому же принципу наносят белую бумагу. Таким образом, чередуя слои, их наносят от 8 до 10. После этого тарелка должна высохнуть. Как правило, на это уходит около суток.

На подсохшую поверхность наклеивают еще 4-5 слоев белой бумаги так, чтобы газета сквозь нее перестала просматриваться. Спустя еще сутки, керамическую тарелку убирают, а готовое изделие оклеивают с нижней стороны еще несколькими слоями белой бумаги. Спустя 24 часа, можно приступать к раскрашиванию, после чего поделка считается завершенной. При желании, тарелку можно покрыть прозрачным лаком, который сделает ее крепче, а рисунок более стойким.

Маски из папье-маше

Существует еще один популярный сувенир из этого материала. Маски обычно создают из кусочков бумаги, но можно и вылепить из предварительно подготовленной массы. Их изготовление считается более сложным, чем создание бусин или тарелок. Так что приступать к работе, не имея никакого опыта, не стоит. Если маску планируется именно лепить из папье-маше (как делать саму субстанцию, описано выше), то, кроме нее и красок больше ничего не понадобится. В этом случае необходимо просто руками придать ей необходимую форму. Чтобы это было проще сделать, можно использовать манекен или наносить папье-маше непосредственно на чье-то лицо, смазанное кремом. Готовую маску сушат и разрисовывают акриловыми красками по своему желанию. Особое внимание нужно уделять отверстиям для глаз. При необходимости, окончательно откорректировать их можно канцелярским ножом после высыхания.

Если же планируется использовать кусочки бумаги, то желательно предварительно вылепить основу, например из пластилина. Ее следует оклеить кусочками бумаги, аналогично тарелке. Убирать пластилиновую основу лучше после того, как маска высохнет. Чтобы ее можно было использовать по назначению, а не просто в качестве сувенира, с обеих сторон делают небольшие отверстия, в которые в дальнейшем можно вставить ленту или резинку.

Фигурки из папье-маше

Подобная сувенирная продукция часто встречается в специализированных магазинах. Но при желании фигурки животных, мифических персонажей, куклы, цветы или фрукты можно создавать и самостоятельно. Если речь идет о небольших сувенирах, то их обычно лепят из бумажно-клеевой массы. В случае более крупных объектов, предварительно изготавливают макет, который сверху покрывают кусочками бумаги. Особой популярностью к рождественским праздникам пользуются фигурки животных по символу наступающего года. Это дракон, змея или лошадь из папье-маше. Несомненно, чтобы создать такое творение, нужен и талант, и определенные навыки. Ведь это не простые шарики или тарелки. Но иногда бывает достаточно одного желания, чтобы соорудить забавную (пусть и не очень похожую на настоящую) зверушку и подарить ее близкому человеку. Чтобы она была более устойчивой и крепкой, можно сначала сделать каркас из проволоки. А уже потом облепить его бумажной массой и разукрасить.

Как хранить изделия из папье-маше?

Общеизвестно, что бумага — материал капризный. Она легко разрушается под действием влаги, может менять свои свойства от высокой или низкой температуры и прямых солнечных лучей, легко воспламеняется. Зная, как делать папье-маше (из бумаги кусочками или приготовленной вперемешку с клеем массы), следует понимать и то, как правильно хранить изделия. Несомненно, и сам клей, и краски, и всевозможные каркасы, используемые в работе, делают его несколько прочнее. Но, папье-маше, как и обычная бумага, боится сырости. Поэтому хранить изделия следует исключительно в сухом месте. При этом желательно не допускать сверхнизких и слишком высоких температур и открытого огня поблизости. При правильном хранении статуэтки, посуда и прочие фигурки могут радовать владельца на протяжении долгих лет.

Как сделать материал более прочным?

Профессионалы, изготавливающие фигурки для продажи, стараются их сделать максимально крепкими и устойчивыми к воздействию внешних факторов. Для этого предварительно создают жесткий каркас из проволоки или иного материала. Также можно добавить в массу немного цемента или гипса. В итоге получится уже не совсем папье-маше, но зато достаточно прочный и удобный для использования материал. Вот только работать с ним уж точно придется в перчатках.

Использование техники для детского творчества

Малыши дошкольного возраста и ребята постарше очень любят что-то мастерить руками. Это развивает творческие способности и развивает моторику пальцев. Как правило, в качестве материала используется пластилин или глина. Но папье-маше ничуть не хуже. Ведь это абсолютно натуральный безопасный материал (особенно, если он изготовлен на основе клейстера), с которым с удовольствием поработают дети любого возраста. Конечно же, саму массу лучше приготовить кому-то из взрослых. А вот лепить из нее можно всем вместе: от самых маленьких и до старшеклассников.

Тем, кто никогда не работал в данной технике, но хочет попробовать себя в этом направлении, необходимо понимать некоторые нюансы. Во-первых, касательно материалов. Бумага, из которой делают папье-маше, может быть любой, но крайне желательно, чтобы она хорошо размокала. Клей лучше всего использовать натуральный (клейстер или ПВА), чтобы и сама масса, и изделие из нее оказались не токсичными. Покрывать готовое изделие лучше всего акриловыми красками, поскольку они наиболее долговечные. Если же речь идет о детском творчестве, лучше взять гуашь. Для того чтобы фигурка или иная конструкция была прочнее, следует использовать проволочный каркас. Гуашь на поверхности фиксирую при помощи лака.

И никогда не стоит расстраиваться, если с первого раза не получаются сложные фигуры. Начинать лучше с чего-то попроще, а со временем и опытом выйдет все: и куклы, и зверушки, и другие фигурки.


Top