Почему сегодня нельзя работать. Почему нельзя убираться в церковные праздники

Согласно устоявшейся народной традиции часто можно услышать следующую фразу: «Сегодня большой праздник, делать ничего нельзя». Действительно ли это так? Является грехом что-то делать дома, работать в церковные праздники? С таким вопросом корреспондент «ПСГ» обратилась к настоятелю прихода храма святителя Николая Чудотворца в г. Мозыре, священнику Сергию Шевченко.
«Хотелось бы вообще сказать об отношении Церкви к любому празднику церковного календаря, в том числе, и к Воскресному дню, - начал нашу беседу настоятель Сергий. - Действительно, есть заповедь, которая записана в Священном Писании: «День седьмой посвящать Господу». И поэтому в этот день человек максимально приближается к Богу, забывая про свои обычные дела, которыми он занят в течение всей недели. Но отношение христианства к седьмому дню и отношение иудеев к субботе, как седьмому дню, разное. В иудейскую субботу сводом правил в этот день было запрещено в своем доме зажигать огонь и даже готовить пищу. В христианстве же доминирует, прежде всего, заповедь о любви к Богу и ближнему. А мы знаем, что любовь превосходит всякий закон.
Люди часто спрашивают: «Что можно, а чего нельзя делать в праздники?» Или некоторые говорят: «Вот воскресный день, сегодня нельзя работать». У меня сразу возникает другой вопрос: «А что вы позволяете себе делать в воскресный или в праздничный день?» Если вы в эти дни позволяете себе сидеть у телевизора или шумно отмечать тот или иной праздник, то, конечно же, это не христианское отношение. Лучше бы вы тогда работали в этот день, чем вели себя таким образом.
Христианское отношение к празднику говорит о том, что этот день нужно отдать Богу и ближнему (в данном случае мы можем, прежде всего, говорить о своей семье, а потом и о других людях). Но не оставим же мы в праздник своих близких без обеда только потому, что не смогли сварить еду накануне, не уволимся с работы, так как ее график не позволяет в церковный праздник придти в храм. И если человек нуждается в нашей сиюминутной помощи, смеем ли мы сказать «Приди завтра, мне сегодня нельзя». Судите сами – что лучше: провести праздничный день за некой полезной работой, или провести его с пультом от телевизора на диване или еще каким-нибудь бессмысленным образом.
И второй момент. Хотелось бы указать на самое главное. Зачастую такие вопросы задают люди, которые далеки от Церкви. Для человека верующего такого вопроса существовать просто не может. Я повторюсь: если сегодня праздник, и встанет вопрос, пойти в магазин, поработать в огороде, а другого дня для этого не существует, то каждый христианин с уверенностью ответит: я должен это сделать. Заповедь о любви превосходит все заповеди. И когда вопрос стоит: помочь ребенку, постирать ему одежду, приготовить обед, то здесь не должно появляться вопроса: должен я это делать в праздник или нет? Я должен, потому что я его люблю. И могу это делать, в этом греха никакого нет.
У меня же, прежде всего, возникает вопрос, о нашем христианстве. Если в течение всей своей жизни человек исполняет все другие заповеди, если для него воскресный день – это не «повод», а уже сложившаяся традиция придти в храм, провести время со своей семьей, то тогда человек вправе задавать такой вопрос. Но когда мы не исполняем другие христианские заповеди и не живем христианской жизнью бессмысленно задавать подобные вопросы.
В Германии, к примеру, в воскресный день ни одного магазина не работает, рынки работают только в субботу. Продукты в воскресенье вы можете купить только в магазине на заправке по завышенным ценам. Многие люди идут в храм. В некоторых других православных странах такие же традиции. Но в нашей «православной» стране в воскресенье люди идут на рынок, к сожалению. Вот это наша традиция.
Я снова повторюсь: для того, чтобы задавать такой вопрос о том, как проводить воскресный либо праздничный день, нужно задать вопрос о своем христианстве.
Большая беда в том, что таким понятиям учит телевизор. Иногда слышишь: сегодня у православных праздник, называется «Головосек». Нет такого праздника. Есть Усекновение главы Иоанна Предтечи. Но никак не «Головосек». Дальше говорят: «Сегодня нельзя шинковать капусту, резать морковь». Никогда не было такого, чтобы Церковь запрещала именно в этот день резать какие-то овощи. Можно и нарезать капусту, и приготовить суп. В этом греха никакого нет. Но если есть возможность для православного человека отказаться от своих повседневных дел, и посвятить именно этот день Богу и семье или ближнему, то это правильно, и в этом исполнение заповеди о почитании седьмого дня. Главное, чтобы воскресенье либо праздничный день не превращались в очередной «повод».

Записала Екатерина ЮРЧЕНКО

АНОНС: Дорогие читатели, вы также можете задать свой вопрос о вере, церкви и православии священнику Сергию Шевченко. В новой рубрике «ПСГ» «БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВИИ» мы расскажем обо всем, что вас интересует. Высылайте ваши письма по адресу: ул. Котловца, 37 а, комн. 17 или на электронную почту [email protected].

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему» - так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» - так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.

Приветствую новых и постоянных читателей! Господа, каждому знакома ситуация, когда накануне православного праздника ваши родные или друзья вас предупреждали: «Завтра работать нельзя. Это грех». Давайте разберемся, можно ли работать в церковные праздники?

Среди разнообразия торжеств и профессиональных праздников, предполагающих шумные гулянья и парады, немного особняком держатся церковные, которые призывают к сдержанности, послушанию, смирению.

Нередко православные праздники обрастают легендами и непонятными приметами. Это в большей степени связано с разным восприятием мира и неодинаковым уровнем духовности.

Можно ли работать в православные праздники

Духовные традиции создавались не одну сотню лет и со временем стали трактоваться по-разному. Хотя большинство церковнослужителей скажут, что работать никогда не грех, многие прихожане, готовые внимать речам служителя церкви, эту догму поставят под сомнение.

Церковные праздники предполагают, что верующие в этот день найдут время для более усердной молитвы. В этот день они смогут посидеть в тишине, в созерцании самого себя. Смогут проанализировать прошлый этап, сформулировать программу на будущее.

Такая работа над собой может дать реальные плоды. Для такого уединения необходимо время. В этом и состоит суть отказа от работы в пользу молитв. Если же воспринимать праздник, как повод для отказа от работы, с целью простого безделья, теряется весь смысл христианской концепции.

Но все же, прежде чем приступить к работе в светлый праздник, стоит задаться вопросом: «Неужели у меня не было времени вчера? Неужели у меня не будет времени завтра для осуществления моих рабочих планов?» Оказывается дело в самоорганизации.

Но если действительно, на протяжении первых месяцев весны было мало хороших теплых дней, а на распогодилось, провести 5-6 часов на огороде не будет грехом. Ведь все знают, что часто один день год кормит.

Богу угодно, чтобы люди трудились: чинили свои дома, убирали квартиры, обрабатывали землю, разводили скотину. Если по объективным причинам приходится это делать в праздничные дни, греха не будет.

Например: если дети посетили на Пасху своих престарелых родителей, которым тяжело вести домашнее хозяйство, и решили навести у них порядок. Это благое дело.

Также нужно понимать, что усиленная молитва в Светлый день - это большой и нелегкий труд. Бог нас не призывает к ничегонеделанию, а наоборот, работой над собой, своим сознанием, развитием, совершенствованием — мы очищаемся, становимся душевнее.

К этому и призывает нас христианская вера. Работать можно не только руками и ногами. Работа над собственными , над сердцем - вот к чему стоит стремиться в православный праздник.

Видео

В этом видео дополнительная информация к статье. Батюшка Дмитрий Смирнов отвечает на вопрос: что нужно делать в церковные праздники.

Друзья, оставляйте комментарии, дополнения и советы

Добрый день! Старшие люди говорят, что в большие праздники церковные нельзя работать и мыться. Даже приводят примеры, что кто работал в праздник, то ломалось что-то, то не получалось, на огороде не росло. Мыться, особенно в бане нельзя, лучше помыться заранее. Но неужели лучше в праздник ходить грязным и лежать на диване, ведь леность это тоже грех? Рассудите, батюшка! Ведь праздник может приходиться на рабочий день, и мы люди рабочие. Также праздник - выходной день - это возможность привести быт и огород в порядок. У меня покойная мама говорила, например, что редьку садят в Троицу, а родственники мужа, напротив, что садить и даже вязать нельзя. Мария.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Мария!

Смысл подобных запретов не в том, что нельзя совершать какие-то определенные действия, а в том, что православный праздник — это в первую очередь день, который мы посвящаем Богу. Начинать этот день нужно не просто с домашней молитвы, но с посещения храма, исповеди, Причастия. После этого можно сделать какие-то необходимые дела, но эти дела не должны заменять посещение храма и молитву. Очень хорошо, если воскресный или праздничный день мы посвятим делам милосердия, заботе о ближних. А уборку, конечно, лучше сделать накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме за праздничным столом.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

В православные праздники нельзя работать – это знают практически все, ибо тот кто нарушит этот закон, будет наказан.

Интересен еще и не очень известный факт, что в отдельные праздничные дни православного календаря некоторые действия не привлекут к добру, скорее наоборот.
Итак, что нельзя делать в церковные праздникии и почему:
На Рождество ни в коем случае нельзя шить, потому что в вашей семье кто-то ослепнет. Кроме того лучше не ходить в походы, а тем более на охоту во избежание несчастных случаев. Это семейный праздник, который следует провести в кругу родственников.
14 января на Василия в дом первым должен зайти непременно мужчина. Это сулит здоровье и процветание всем домочадцам.
15 февраля Сретение.
В этот день лучше не выезжать и не переезжать. Более того как раз в этот день больше, в идеале – вообще остаться дома, отложив всякие поездки, так как ни они, ни дела связаны с ними удачи принесут. Более того, в этот день больше всего теряется людей.
Поэтому будьте внимательны, особенно следите за детьми.
Если все же нужно в дорогу и как раз в этот день, помолитесь, а затем можете и собираться в путь.
В первый день Великого поста (перед Пасхой) женщины не должны ходить по домам – дурная примета, потому что это привлечет в дом хворь и несчастье. 7 апреля на праздник Благовещения женщинам и девушкам не рекомендуется делать прическу, в особенности заплетать косу. Лучше вообще оставить волосы распущенными.
В Святом Писании по этому поводу находим указание: «Марфа, Марфа не чешись».
Поэтому следует отложить не только визит к парикмахеру, а и к косметологу, если вы собираетесь сделать процедуры по удалению волос. Также избегайте надевать новую одежду.
Почему нужно поступать так?
Потому что, как гласит поверье, в противном случае можно потерять любимого, либо же совсем его не встретить.
На Илью (2 августа) нельзя купаться в водоемах. Именно в этот день больше всего происшествий и несчастных случаев на воде.
11 сентября –главы святого Иоанна.
В этот день православные избегают пользоваться в быту острыми предметами, особенно, если приходится резать что-нибудь круглое. Хлеб отламывают.
Хозяйки же перед этим праздником заготавливают необходимые продукты впредь (чистят картофель, секут капусту и т.д.), а все чтобы на Сечение этим не пришлось заниматься. На арбузы в этот день вообще табу, так как за своими формой и размером они напоминают голову.
Существует поверье, что на Воздвижение (27 сентября) змеи готовятся к зимней спячке, и они ползут к своим убежищам, в лесу их в это время очень много, поэтому лучше туда не ходить.
В подобные, как многие говорят «суеверия», верьте или нет, а проверять все же не стоит.
Лучше в православные праздники следовать народной мудрости и не делать того, чего не следует.


Top