Ребенок отказывается идти в садик: рекомендации психологов. Идём в садик: что должен уметь ребёнок перед посещением детского сада

По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик. Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания. Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

  • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
  • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
  • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
  • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух - трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
  • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Надо ли отдавать ребёнка в садик - видео

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

В большинстве случаев дети первое время плачут и капризничают, не хотят идти в сад. Это называется периодом адаптации. Психологи успокаивают родителей, что первые два - три месяца такое поведение считается нормальным. Даже если ребёнку нравится воспитатели, новые друзья и обстановка в целом, он может плакать и скучать по родителям. Но позже малыш начнёт воспринимать сад и с радостью будет бежать в группу.

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года - таблица

2 года 3 года
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

Доктор Комаровский обращает внимание, что адаптация к саду у двухлетнего ребёнка идёт намного быстрее, чем у трёхлетнего. Детские психологи и воспитатели на основании многочисленных наблюдений сделали вывод: чем младше дети, тем быстрее и легче они привыкают к детскому саду.

Каким должен быть хороший детский сад - видео от доктора Комаровского

Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

Правильно подготовить ребёнка к началу посещения детского сада - это задача родителей. Если однажды утром привести малыша в группу и оставить его там, такая ситуация обязательно вызовет истерику и страх у крохи. Поэтому существуют рекомендации, которые озвучивают не только воспитатели, но и детские психологи:

  • в первую очередь необходимо рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда приводят детей. Ребёнок, хоть он ещё и маленький, уже все понимает. Главное - заинтересовать кроху, объяснить, что там интересно, там много новых друзей и игрушек и т.д.;
  • не стоит сразу оставлять малыша на целый день. Рекомендуется сначала водить ребёнка на два часа, чтобы малыш поиграл, но не успел соскучиться за мамой. Первую неделю можно приводить кроху вечером на время прогулки. Со второй недели лучше приводить малыша к завтраку и оставлять не дольше двух часов. В это время дети играют на улице. Затем увеличить время до обеда, чтобы кроха привыкал есть со всеми детьми. И только после этого начать оставлять его на полный день. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера;
  • обязательно объясните ребёнку, что родители придут за ним вечером, чтобы кроха не думал, что его могут оставить насовсем в саду. Психологи рекомендуют первые несколько дней привести ребёнка на несколько часов именно в вечернее время, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Так кроха будет спокоен и уверен: родители обязательно придут за ним вечером после сна и полдника;
  • перед первым посещением полезно будет рассказать о воспитателе: кто это, почему именно этого человека надо во всём слушаться. Ребёнок должен прийти в группу и понимать, что на некоторое время дня именно воспитатель заменяет маму или другого взрослого;
  • малыш должен постоянно чувствовать поддержку родителей, ведь кроха воспринимает все на эмоциональном уровне. Родители, бабушки и дедушки должны отзываться о детском саде хорошо, поощрять малыша и постоянно хвалить его. Если ребёнок будет постоянно слышать положительные отзывы о саде, в его сознании группа и воспитатели будут ассоциироваться с очень хорошим местом. И именно туда ведут его родители;
  • приучать малыша к саду нужно постепенно: в первые несколько дней не стоит заставлять малыша завтракать в группе, лучше покормить его дома. Сытый ребёнок будет лучше воспринимать игры и участвовать в них. Позже кроха увидит, как другие дети едят за столом и обязательно захочет присоединиться;
  • после выходных дети часто начинают капризничать и не хотят идти в группу. Поэтому родителям рекомендуется не оставлять их на весь день в понедельник, лучше отложить это на среду или пятницу;
  • психологи рекомендуют придумать собственный ритуал прощания утром: обниматься, целоваться или хлопать в ладоши, рассказывать считалку. Этот процесс должен быть быстрым, чтобы малыш не смог оттянуть момент, когда маме нужно уходить. Ребёнок привыкает к одним и тем же действиям и через некоторое время начнёт без слёз расставаться с родителями по утрам.

Специалисты рекомендуют отдавать детей в дошкольное учреждение в летний период. В это время меньшая вероятность, что кроха заболеет. И дети большую часть времени проводят на улице, так ребёнку легче адаптироваться. Если начать посещать дошкольное учреждение в сезон простуд, малыш может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. На больничном ребёнок будет не меньше 7 - 10 дней и произойдёт срыв адаптации, ведь кроха опять привыкнет находиться дома. С момента выздоровления придётся начинать все сначала.

Нужно ли готовить ребёнка к началу посещения детского сада

Ответ на этот вопрос - однозначно да. От того, готов ли ребёнок посещать группу, во многом зависит успех адаптации. Специалисты рекомендуют начать подготовку за 4 - 6 месяцев до планируемого начала посещать детский сад.

Как подготовить к детскому саду детей разного возраста - таблица

Ясельная группа, 2 года Младшая группа, 3 года
Отучить ребёнка от грудного вскармливания и пустышки. Этот процесс - большой стресс для крохи, поэтому совмещать начало посещения сада и отлучения от груди и соски - слишком большая нагрузка на нервную систему малыша. В этом возрасте ребёнок уже должен есть самостоятельно. Если малыш все ещё не умеет этого делать, стоит привить ему эти навыки.
В этом возрасте дети пьют из поильника или бутылочки. В саду малыш будет пить только из чашки, поэтому родителям стоит обучить ребёнка этому навыку. Также малыш должен уметь держать ложку и пытаться есть самостоятельно. Одеваться и раздеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, колготки, носки, варежки, кофту или футболку, пижаму. Обуваться и разуваться, если обувь на липучках.
Самое время перестать пользоваться подгузниками и приучать кроху к горшку. Ходить в туалет. В младших группах уже стоят унитазы для малышей, а ни горшки. Поэтому дома нужно приучать ребёнка ходить в туалет на унитаз, чтобы в саду кроха не пугался.
Показывать ребёнку, как одеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, снимать варежки, если обувь на липучках, малыш также может обуться и разуться. Почаще разговаривать с ребёнком о положительных моментах в детском саду: как много там игрушек, музыкальных занятий, интересных игр на улице, и большая площадка. Трёхлетний малыш уже способен понять эту информацию и она обязательно его заинтересует.
Учить общению с другими детьми: объяснять малышу, что нельзя обижать других, нужно делиться игрушками, ведь в группе они общие.
Приучать малыша к порядку: учить его убирать за собой игрушки, не разбрасывать свои вещи, а аккуратно складывать их на полку. Легче всего это сделать - показать на своём примере. Ведь маленькие дети постоянно копируют взрослых.

Подбирая ребёнку одежду в сад, родители должны помнить, что малыш должен учиться одеваться самостоятельно. Поэтому обувь лучше покупать на липучках, одежда должна быть без пуговиц, ведь малыш не сможет их застегнуть. Все вещи нужно выбирать с таким расчётом, чтобы ребёнок смог учиться одевать их сам. Когда воспитатели собирают детей на прогулку, чрезвычайно сложно одеть всю группу, если у каждого на кофтах, куртках или комбинезонах множество пуговиц, молний и застёжек.

Детский сад и режим

Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера. Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом. Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый :

  • 7.00 - 8.00 приём детей в группу;
  • 8.00 - 8.20 зарядка;
  • 8.20 - 8.30 подготовка к завтраку;
  • 8.30 - 9.00 завтрак;
  • 9.00 - 10.15 развивающие занятия;
  • 10.15 - 10.30 подготовка к прогулке;
  • 10.30 - 12.00 прогулка на улице;
  • 12.00 - 12.20 подготовка к обеду;
  • 12.20 - 12.45 обед;
  • 12.45 - 13.00 подготовка ко сну;
  • 13.00 - 15.00 дневной сон;
  • 15.00 - 15.30 подъём, подготовка к полднику;
  • 15.30 - 16.00 полдник;
  • 16.00 - 16.30 занятия с детьми в группе;
  • 16.30 - 16.45 подготовка к прогулке;
  • 16.45 - 18.30 прогулка на улице;
  • 18.30 - 19.00 родители забирают детей домой.

Воспитатели обращают внимание родителей, что режим дня необходимо соблюдать даже на выходных, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Так кроха будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.

Питание в саду

Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:

  • молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
  • первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
  • вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
  • мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
  • рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
  • мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
  • напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.

Степени адаптации: как различить и что делать родителям

Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 - 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три - четыре недели.

Бывают ситуации, когда первые две - три недели малыш с удовольствием бежит в сад, просится туда даже на выходных, а потом его настроение резко меняется. Ребёнок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют ни в коем случае не ругать его, а продолжать говорить с малышом и водить в группу. Такая ситуация называется отложенной адаптацией. Её период составляет не более двух недель, причём с каждым днём ребёнок все лучше идёт в группу.

Виды адаптации ребенка - таблица

Лёгкая Средняя Тяжёлая
Длительность Длится около четырёх недель и не зависит от возраста ребёнка. От одного до трёх месяцев: чем старше ребёнок, тем дольше период адаптации. Более полугода: в основном наблюдается у детей старше трёх лет.
Поведение ребёнка Поведение малыша не сильно меняется: утром ему сложно прощаться с родителями, но в течение дня кроха отлично играет с другими детьми. Первое время ребёнок может отказываться от еды, но через несколько дней привыкает питаться в саду. Истерики утром, слезы и крики, нежелание общаться с другими детьми и воспитателями. Но такое поведение длится не дольше 7 - 10 дней. Потом ребёнок понимает, что слезы не помогут и ему придётся ходить в сад. Приходит понимание и истерики прекращаются. Малыш плачет не только при расставании с родителями утром, но и весь день в группе. У ребёнка могут быть нервные срывы, он начинает плохо спать по ночам. Врачи отмечают, что на фоне психосоматики ребёнок может страдать рвотой в саду, часто болеть, кашлять или у него поднимается температура.
Рекомендации родителям Не стоит затягивать прощание утром, лучше быстро сказать малышу «пока» и выйти из группы. После сада обязательно интересоваться, как прошёл день и что нового узнал кроха. Не идти на поводу у ребёнка. Почаще объяснять, что детский сад - это обязательно и по-другому быть не может. В таких случаях психологи и воспитатели чаще всего рекомендуют прекратить посещать детский сад и посидеть дома несколько месяцев или год. Есть и такие дети, которые так и не привыкают к группе даже после длительного отпуска.

Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду - видео

Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду

Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два - три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы. В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ.

  1. Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
  2. Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
  3. Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
  4. На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
  5. Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями. На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
  6. Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада. Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик - это его работа.
  7. Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
  8. Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
  9. Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
  10. Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.

Никогда не обещайте малышу определённое вознаграждение за посещение детского сада. Первые несколько дней или недель этот метод может дать положительный результат, но только на время. Потом родителям будет ещё труднее приучить ребёнка и объяснить, что в сад ходить обязательно.

Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.

Что такое «несадиковский» ребёнок и что делать, чтобы малыш не стал им - видео

Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два - три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное - все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.

Скоро малыш пойдёт в детский сад. Родители переживают, уточняют нюансы, думают, как малыш будет чувствовать себя среди незнакомых деток. Больше всего волнуют вопросы адаптации к правилам и требованиям дошкольного учреждения. Важно помнить о «мелочах», которые также важны, как позитивный настрой и психоэмоциональная готовность к посещению детского садика. Родители должны проверить, все ли документы и вещи подготовлены. Многих волнует вопрос: «Какие медицинские справки нужны будущему дошкольнику?».

Заведующая детским садом и воспитатель подскажут родителям, что необходимо для поступления в выбранное дошкольное учреждение, какие вещи понадобятся, что не стоит брать с собой. В большинстве садиков список вещей, примерно, одинаков. Подробная информация будет полезна взрослым, у которых сынишка или дочурка скоро станет дошкольником.

Необходимые документы

Проверьте, все ли бумаги в порядке. Без пакета правильно оформленных документов малыша просто не примут в детский садик.

Какие документы нужны для детского сада? Для зачисления в дошкольное учреждение понадобится:

  • свидетельство о рождении малыша;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • в обязательном порядке, паспорт отца или матери;
  • если брак не зарегистрирован, требуется свидетельство об установлении отцовства;
  • медицинская карта формы №026/У;
  • полис медстрахования.

Время от времени в законодательство о дошкольном образовании вносятся изменения. Не полагайтесь на советы знакомых и родственников, соседок, у которых детки посещают дошкольное учреждение. За прошедший период некоторые требования могли измениться. Всегда уточняйте список необходимых документов у заведующей. Руководитель детского учреждения обязан предоставить родителям перечень для сбора необходимой документации.

Каких врачей нужно пройти для детского сада

Важный момент, к которому некоторые родители относятся халатно. Нередко взрослые откладывают визит с малышом к педиатру и узким специалистам на последнюю неделю перед походом в детский сад. В спешке иногда теряется карта прививок, у малыша выявляются болезни, которые нужно пролечить.

Избавить себя и ребёнка от ненужной суеты, хлопот поможет заблаговременная подготовка к сбору медицинских справок. При поступлении родители обязаны предоставить специальную карту, которой записаны данные о прививках, болезнях, перенесённых с рождения. При склонности малыша к аллергическим реакциям педиатр в медсправке обязательно делает отметку. Эту же карту родители получат на руки, после передадут её в школу.

Полезные сведения:

  • обязательная диспансеризация перед поступлением в детский сад включает осмотр юного пациента несколькими специалистами;
  • вначале родители ведут будущего дошкольника на приём к педиатру. Доктор выясняет состояние здоровья, учитывает жалобы, направляет на приём к узким специалистам;
  • после прохождения всех врачей родители вновь приносят заполненную медицинскую карту с отметками специалистов к педиатру. Детский врач на основании полученных данных даёт заключение, разрешает посещение садика или направляет для лечения определённых болезней, при наличии которых посещение дошкольного учреждения запрещено;
  • после курса терапии родители приводят малыша к узкому специалисту или педиатру (в зависимости от выявленной патологии). ЛОР, хирург, стоматолог, дерматолог или окулист (по профилю болезни) проверяет качество лечения, при положительных результатах направляет к педиатру. Детский врач подписывает медкарту, даёт «добро» на посещение детского садика.

Каких врачей нужно пройти для детского сада? Кроме педиатра, ребёнка обязательно осматривают, дают заключение следующие специалисты:

  • окулист;
  • отоларинголог (ЛОР-врач);
  • детский хирург;
  • дерматолог;
  • стоматолог;
  • логопед;
  • детский гинеколог (для девочек).

Обязательное условие для поступления в детский сад – хорошие анализы. Без этих данных педиатр не подпишет разрешение.

Обязательные исследования:

  • общий анализ крови и мочи;
  • бактериальное исследование кала (малышам до 3 лет);
  • соскоб на энтеробиоз + анализ на яйца глистов (за неделю до поступления в садик).

Важно! Обязательна справка из детской поликлиники, подтверждающая отсутствие контакта с лицами с инфекционными заболеваниями. Ещё один важный момент – наличие всех прививок согласно возрасту. При отсутствии некоторых прививок в обязательном порядке (если нет медицинских противопоказаний) проводится вакцинация.

Что понадобится ребёнку с первого дня в садике

Воспитатели рекомендуют уточнить у воспитателя список вещей и аксессуаров, без которых малышу будет некомфортно. Возможно, в первые дни вы принесёте больше одежды и обуви, чем нужно, но при отсутствии запасной маечки или колготок взамен мокрых, ребёнок будет испытывать массу неудобств.

Минимальный перечень:

  • одежда для прогулки с учётом сезона. Если сомневаетесь в погоде, можно дать шерстяную шапочку и более лёгкую, под курточку – ещё одну тёплую кофту и так далее;
  • летом обязательная панамка, кепка или удобная шляпка;
  • два мешочка, обязательно, подписанных. В первом находится сменная одежда: 2 футболки или маечки, колготки, 2 пары трусиков, носовой платочек (лучше два). Понадобится юбочка или платье для девочки, шортики или штаники для мальчика. Одежда должна быть подписана, чтобы воспитатели легко нашли нужную вещь;
  • второй тряпичный мешочек пустой, с непромокаемым пакетом внутри. Сюда по необходимости воспитатель сложит грязное бельё;
  • сменная обувь, обязательно с фиксированной (закрытой) пяткой для профилактики плоскостопия. Тапочки, босоножки не подходят. Для удобства малыша и воспитателей ботиночки или туфельки должны быть на липучке;
  • для самых маленьких дошколят (ясельная и младшая группа) требуется клеёнчатый нагрудник: так карапуз не испачкает одежду во время еды;
  • по одному рулону бумажного полотенца и мягкой туалетной бумаги, пачка бумажных салфеток;
  • на межсезонье 2 тёплые кофточки;
  • фланелевую пижаму;
  • для спортивных занятий чешки, футболку, шортики или спортивный костюмчик;
  • носочки – 2 пары.

На первые дни воспитатели разрешают ребёнку брать с группу одну из любимых игрушек. Со своим любимцем деткам проще перенести разлуку с родителями. Подумайте, что дать малышу: не очень дорогую вещь, чтобы не сломалась, без мелких деталей. Лучше, если это будет кукла или мягкая игрушка хорошего качества с коротким ворсом.

Воспитатель подскажет, какие наборы для творчества нужно принести для занятий. Детки часто лепят, клеят, рисуют, им нужны определённые принадлежности.

Для творческих занятий понадобятся:

  • качественный пластилин, специальная пластиковая дощечка – для лепки;
  • краски, альбом, раскраски, карандаши, кисточки – для рисования;
  • картон, цветная бумага, ножницы с закруглёнными краями, нетоксичный клей – для аппликаций;
  • лоскутки, гофрированная бумага, ватные палочки, бумажные салфетки, трафареты – для создания оригинальных изделий.

Всегда уточняйте у воспитателя, какие вещи и аксессуары понадобятся, а от каких лучше отказаться. Иногда родители приносят мешок ненужных вещей, которые не помещаются в тумбочку. Подбирайте одежду с удобной застёжкой. Помните: у воспитателя 20 подопечных, а не только ваш малыш. При неудобной застёжке у нескольких малышей сборы на прогулку затягиваются, одни детки потеют, пока другие с трудом одеваются.

Теперь вы знаете, какие вещи и аксессуары понадобятся малышу при поступлении в детский сад: обязательно нужен полный список от воспитателя и заведующей. Подготовьте пакет документов, пройдите с малышом медицинскую комиссию, купите удобные вещи, принадлежности для творческих занятий. Больше контактируйте с воспитателем, уточняйте все детали. Чем меньше невыясненных вопросов останется, тем комфортнее будет сынишке или дочке в саду.

Видео — советы о том, что нужно ребенку для детского сада:

Вашему ребенку предстоит идти в детский сад? Когда лучше отдать малыша в сад, как правильно адаптировать к условиям незнакомой обстановки, как защитить ребенка от вирусных инфекций? С этими вопросами сталкивается практически каждая мама..

Вопрос, отдавать ли малыша в детский сад, и в каком возрасте это лучше сделать, возникает у каждой мамочки. Сколько переживаний и волнений связано с этим событием! Конечно, любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше привык к новой обстановке, подружился со сверстниками и ходил в садик с удовольствием.

К сожалению, не всегда все бывает так гладко с первого раза. Зачастую не получается избежать слез и переживаний в первые дни посещения садика. Давайте вместе разберемся, когда же малыш будет наиболее подготовлен к посещению детского сада и, что необходимо сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.

Как избежать болезней малыша

Когда ребенок психологически готов к посещению детского сада?

Детский сад

Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет. В это время иммунная система становится более зрелой, да и психологически ребенок лучше подготовлен к общению детьми в новом большом коллективе.

Иногда, по объективным причинам, вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав малыша в детский сад. Ребенок в два-два с половиной года еще очень зависим от мамы. Хотя, дети более раннего возраста, иногда легче переносят разлуку с родителями и могут без капризов и забот находиться в саду длительно.

Но некоторые психологи считают, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому, теряется ощущение семьи, как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на ребенке.

Если малыш никак не может привыкнуть к садику (существует такая категория детей), то лучше, по возможности, оставить его с бабушкой или няней. Однако нужно отметить, что «домашние» дети испытывают недостаток общения со сверстниками, по сравнению с детьми, посещающими детский сад. Поэтому на прогулке они стремятся к общению с другими детьми, вплоть до навязчивости. Следовательно, садик способствует развитию навыков общения в коллективе, уверенности, формированию личности ребенка.

Как приучить ребенка ходить в детский сад

Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одновременно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назначенного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.

Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1-2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда малыш почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте и время пребывания ребенка в саду, и время вашего отсутствия.

Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспосабливание организма к новым условиям существования. Кто-то привыкает легко и быстро, кто-то - долго и мучительно.

Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение садика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обязательно скажите малышу, что гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад!

Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения детского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облегчите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.

Как подготовить ребенка к посещению сада

А если малыш будет часто болеть?

Детский сад

Прежде всего, малыши начинают болеть потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Кроме того, в своей семье каждый привык бороться с часто встречающимися в доме микробами и выработал к ним защитные реакции, а поскольку каждый карапуз приходит со своим «микробным набором», обмен ими неизбежен.

Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоровы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают постоянно болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка, и вот в чем она заключается.

Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ванны, купается, то есть закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя.

Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно). Не забывайте чаще проветривать помещение, где находится малыш. Закаливание позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает количество вирусов, попадающих в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к ней ребенка. Не забудьте про гимнастику и, по возможности, массаж.

Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов. Не лишним будет прием витаминных комплексов (если у ребенка нет аллергии), обязательно употребление свежих фруктов и овощей.

В период эпидемий вирусных инфекций не испытывайте судьбу, оставьте ребенка дома. Если такой возможности нет, начинайте профилактические мероприятия. Сначала закапайте в нос интерферон. Если же ребенок заболел, при первых признаках оставьте его дома и пролечите не только до исчезновения симптомов заболевания, но и до полного восстановления сил.

«Мама-а-а, не уходи!!!»

Некоторые дети переносят разлуку более-менее спокойно, а некоторые плачут и долго не могут успокоиться. Как же сделать момент расставания наименее драматичным?

Если никакие уговоры не помогают, попробуйте общаться в игровой форме. Пусть малыш участвует в сборах на работу, поможет что-то принести, или же подскажет, что еще нужно взять с собой, помашет на прощанье ручкой из окна. Поручите ему что-нибудь сделать в ваше отсутствие, пусть нарисует свою любимую игрушку или самостоятельно расставит игрушки по местам. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Если же проблемы более серьезные: ребенок нервничает без мамы, отказывается от еды, не спит, следует обратиться к психологу.

Готовимся к походу в садик

Детский сад

Для более легкой и скорой адаптации ребенка в новых условиях, подготовку следует начать за несколько месяцев до посещения детского сада. В период адаптации лучше исключить активные мероприятия и лишние нагрузки из жизни малыша (посещение цирка, театра и гостей).

Примерное время акклиматизации составляет около одного месяца. Некоторые дети привыкают быстрее, некоторые - гораздо труднее. Необходимо просто пережить этот момент.

В первую очередь посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка. Посмотрите сами на обстановку, на то, как общаются воспитатели с детьми. Поговорите с персоналом, а главное - с родителями других детей.

Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой: скажите, что в садике ждут ребята, с которыми можно будет подружиться и играть, там много игрушек и т.д.

Приучайте малыша к контактам с другими детьми. Будь то поход в гости или общение на детской площадке.

Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, как он будет играть с детьми, что у него появятся друзья. Научите малыша предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, обращаться к детям, называя их по имени.

В коллективе закрепится способность к самообслуживанию: кушать и одеваться самостоятельно. Используйте ту одежду, которая одевается легко, кофточки без пуговиц. Купите обувь на липучках.

Введите в рацион питания ребенка разнообразные овощные продукты, творожные запеканки, мясное и рыбное суфле и т.д. Если малыш привыкнет так питаться, проблем с едой в детском саду не будет.

Научите малыша соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок

Скорректируйте режим дня ребенка. Приблизьте кормление ко времени приема пищи в детском саду. Не стоит устраивать «перекусы» между приемами пищи.

Часы дневного сна тоже должны совпадать с тихим часом в саду.

Отводя ребенка первый раз в садик, не показывайте свое волнение - ваше состояние легко передается малышу. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Это может сформировать страх перед его посещением.

Поддерживайте ребенка эмоционально. Чаще обнимайте малыша, и тогда он будет уверен в вашей любви, поддержке и намного легче перенесет расставание с вами и переход на новый этап взросления - посещение детского сада.

Вера АНОХИНА, педиатр

После летнего отпуска, проведенного с родителями и бабушками, ребенку сложно привыкнуть к детскому саду и новому распорядку дня. Труднее всего придется малышам, которые впервые расстанутся со своими родителями и пойдут в дошкольное учреждение в первый раз. Раньше они все время проводили дома в окружении близких, а теперь окунутся в новую атмосферу, где их будут окружать незнакомые люди. Чтобы адаптация прошла безболезненно для малыша и родителей, мамы и папы должны правильно подготовить свое чадо в детскому саду. Взрослым стоит избегать нескольких распространенных ошибок, о которых подробно рассказывается в этой статье.

Ошибка №1 - Исчезновение родителей

В детском садике есть все условия, чтобы малышу было уютно, весело и интересно. Здесь его окружают яркие цвета, разные игрушки, заботливые воспитатели и другие дети такого же возраста. Большинство малышей сразу же увлекаются игрой и забывают о родителях, с которыми они пришли. Взрослые этому только рады. Они видят, что у малыша все хорошо, поэтому потихоньку уходят, оставляя свое чадо воспитателям.

Ребенок беззаботно играет и резвится, зная, что рядом мама, которая всегда его защитит. Если же она незаметно уйдет, малыш, обнаружив ее отсутствие, забеспокоится. Представьте реакцию ребёнка, когда он, вспомнив о маме, вдруг начинает искать её и не находит: один, в незнакомом месте, вокруг чужие люди — для ребёнка это шок. Ведь потерять маму - это один из главных детских страхов.

Внезапное «исчезновение» мамы или папы часто приводит к тому, что малыш еще крепче к ним привязывается, причем и на физическом, и на психологическом уровнях. После пережитого стресса ребенку становится страшно отпустить родителей от себя хотя бы на одну минуту. В результате необходимость ходить в детский садик превращается в испытание для всей семьи. Малыш просто боится там оставаться. Ребенок не сможет там находиться один – будет плакать, бояться, постоянно проситься домой.

Избежать проблем с походами в детский сад не сложно - нужно только правильно прощаться с малышом каждое утро. Дети тонко чувствуют настроение своих родителей. Если его близкие люди будут спокойными, малышу тоже будет легче. По словам психологов, вначале отводить кроху в детский садик лучше бабушке, старшей сестре или брату. Иными словами, это должен быть тот человек, к которому малыш меньше привязан. В таком случае ребенок будет знать, что мама остается дома, ждет его, поэтому он сможет к ней вернуться.

Родители должны убедить малыша в том, что он остается в детском саду не навсегда, что его обязательно заберут оттуда и отведут домой. Прощаясь, скажите ребенку, что вы придете за ним, когда стрелки часов будут показывать определенное время. Будьте пунктуальны и не заставляйте малыша ждать. Если он будет оставаться в детском саду дольше остальных детей, наблюдая, как всех забирают домой, такая ситуация снова обернется для ребенка сильным стрессом. Поэтому приходите вовремя и не вынуждайте малыша думать, что вы его бросили.

Ошибка №2 - «Длительное пребывание»

Распространенное заблуждение многих родителей - это убежденность в том, что малышу будет проще привыкнуть к детскому садику, если он сразу останется там надолго. Такое обращение с ребенком равносильно тому, чтобы бросить в воду человека, не умеющего плавать. Большинство психологов утверждают: малыш должен привыкать к детском саду постепенно.

Сначала просто приведите свое чадо в детский сад на площадку, где играют другие дети. Дайте ему познакомиться с новой обстановкой, воспитателями, увидеть других малышей, понять, как весело они проводят время. Если все прошло хорошо, попробуйте оставить малыша в группе на пару часов. Постепенно, каждый день, увеличивайте время пребывания ребенка в детском саду. Так адаптация к новым условиям пройдет мягко и плавно. В определенный момент ребенок привыкнет к детскому саду настолько, что сможет находиться там целый день без проблем.

Ошибка №3 - Нарушение распорядка дня

Когда малыш начинает ходить в детский сад, важно особенно тщательно контролировать режим его дня. Теперь ребенку придется вставать рано утром, а, значит, он должен вовремя ложиться спать, чтобы высыпаться (раньше малыш мог ложиться спать в разное время).Теперь же это будет невозможно, и поэтому крайне важно заранее «перевести» ребёнка на тот режим дня, который у него будет, когда малыш пойдёт в сад. Поначалу многие родители об этом не задумываются, продолжают вместе с ребенком допоздна засиживаться в гостях, подолгу играть с малышом вечерами. В результате ребенок вечером долго не может уснуть, а утром - с трудом просыпается. От этого страдают психика и эмоциональное состояние малыша. Он становится нервным, начинает часто плакать и капризничать, перестает слушаться родителей.

Более того, у малыша может выработаться ложная связь между своим плохим самочувствием и необходимостью ходить в детский сад. Так у крохи на подсознательном уровне формируется негативное отношение к детскому саду.

И наоборот, если по утрам ребенок будет вставать бодрым, веселым, настроенным на позитив, это положительно скажется на его отношении к детскому саду. Поэтому крайне важно заранее установить правильный режим дня и дать ребенку время на то, чтобы перестроиться.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Установку ребенка легко изменить, если приучить его ложиться спать вовремя. В таком случае он будет просыпаться бодрым, в хорошем настроении, у него будет достаточно энергии — это положительно скажется на его отношении к детсаду. Поэтому крайне важно заранее установить правильный режим дня, чтобы у ребенка было время перестроиться и привыкнуть к нему. Так вы предотвратите многие трудности, которые могут возникнуть, когда настанет время вести малыша в дошкольное учреждение.

Ошибка №4 - Сборы в спешке

Многим родителям бывает жалко будить малыша по утрам. Они хотят, чтобы он поспал подольше и ребенка поднимают с постели только в самый последний момент. Сами того не ведая, мамы и папы провоцируют стрессовую ситуацию для крохи.

Проснувшись буквально перед выходом из дома, ребенок должен за короткое время: умыться, позавтракать, одеться. Малыш еще окончательно не проснулся, а родители подталкивают его фразами: «Ешь быстрее!», «Что ты там возишься?», «Перестань смотреть в окно!». Родители кричат на ребенка, ссорятся друг с другом, а крохе в такой ситуации сложно понять, что вообще происходит. Невольно малыш начинает думать, что все проблемы связаны с детским садом, ведь раньше по утрам дома было спокойно.

Если вечером ребенок отправился в постель вовремя, он сможет нормально выспаться. Нет смысла откладывать его пробуждение на последний момент. Рассчитывайте время так, чтобы его хватило на завтрак в спокойной обстановке, на гигиенические процедуры и сборы. Разбудите ребенка утром заранее, дайте ему несколько минут, чтобы поваляться в кровати и окончательно проснуться. Такое начало дня окажется комфортным для малыша. Он будет бодрым, веселым, а вся семья избавится от стресса.

Постарайтесь выходить из дома заранее. Так дорога в детский садик превратится в приятную прогулку — можно рассматривать прохожих, машины, собирать осенние листья, много говорить и смеяться. Ребенок сможет идти в комфортном для себя ритме, а вам не придется его ругать за медлительность. Вы сможете спокойно пообщаться с малышом, дать ему какой-то совет или наставление. Все это поможет настроить кроху на позитив. Он без проблем останется в садике и будет хорошо себя вести, зная, что родители непременно заберут его домой вечером.

Безусловно, мамы и папы хотят, чтобы их детям было комфортно в детском саду, но они не всегда ведут себя правильно. Не совершайте ошибок, на которых обожглись другие родители, и ваш ребенок без проблем станет оставаться с воспитателями и будет дружить с другими ребятами.

Мы перечислили наиболее частые ошибки, которые совершают родители при подготовке ребёнка к посещению детского садика. Нужно помнить о них, чтобы не отбить у ребенка желание посещать детский садик, заводить новых друзей и познавать окружающий мир.

Читаем также:

Так уж случилось, по ряду обстоятельств, что моя дочь не ходит в детский сад.

Еще 3 года назад я была уверенна, что дети просто обязаны его посещать, но интуитивно мне очень не хотелось, чтобы дочь там была. Потом поняла, почему идет такое сопротивление самой идее отдать ребенка на 8-9 часов в коллектив с незнакомыми взрослыми, которые имеют неизвестные мне жизненные установки, опыт и тому подобное.

Конечно, сегодня заявить о том, что я целенаправленно не отдаю ребенка в детский сад похоже не бред сумасшедшего, тем более, если это говорит человек, который позиционирует себя как психолог и тренер в теме родительской сознательности. Вот уже 2 года мне приходиться доказывать, что мое решение не просто блажь гиперконтролирующей матери и не желание запереть своего ребенка дома, не давая ей возможности социализироваться.

Скажу сразу, я не веду агитацию за или против. Каждый вправе делать свои выводы и поступать так, как считает нужным. Я лишь расскажу свою историю: как пришла к выводу, что ребенок, который не ходит в детский сад, социализируется порой даже лучше, чем те, кто посещают его регулярно, как мои понятия о том, что это «есть обязательным для всех» поменялись на 180 градусов, как я научилась отстаивать свое мнение и позицию в этом вопросе среди родственников. Возможно, это будет кому-то полезно.

Диане 5 лет. В садик она ходила 3 месяца. Первая неделя походов нравилась всем. Это было в новинку и нам, и дочери. На второй неделе начались проблемы. Но мы все равно, зная про адаптацию, ходили через слезы, мои нервные тики, когда я видела, как дочь кидается на дверь при моем уходе. Через 2 месяца таких походов поняла, что больше ломать ее не хочу. Это было мое решение. Кто-то скажет – манипуляция. Да, она была, но под ней скрывалось желание показать мне, что здесь что-то не так. Не так должно быть, когда внутри у ребенка покой и ему все это нравится. Массу историй знаю, когда дети несутся в детский сад с огромным удовольствием, у них и в помине не было никакой адаптации. Там другая история.

В моей семье есть такой девиз – мы делаем так, как чувствуем. Поэтому больше садика в нашей жизни нет. Сначала причиной был ряд обстоятельств, который не позволял нам попасть именно в тот, в который нам хотелось. Потом просто пришло понимание, что для нас в этом просто нет особого смысла.

Как сейчас помню тот день, когда моя дочь бежала за мной раздетая, крича «Мама, не уходи» (она изобретательно открыла дверь в детском саду и сбежала, чтобы меня догнать). Помню все в подробностях. Для меня это была картина непереносимая. На следующий день нас там уже не было.

Именно тогда, придя домой и сидя за работой, я спросила себя: «А кому это вообще все надо: мне или Диане?», «Для чего мы это делаем?», «Для чего мы испытываем такой стресс?». Вот такой, в моем понимании, вопрос всегда должен задавать себе осознанный родитель, чтобы оценивать ситуацию правильно – «Кому все это надо и для кого я это делаю?» . Если приходит ответ, что для ребенка и его развития, советую набраться знаний по этой теме: что такое социализация и как ребенок ее проходит в жизни. Так вот, мне пришел ответ: «Для меня все это, для того, чтобы я смогла нормально уделять время работе, своим делам, просто отдохнуть».

Вот после этого ответа и пошло противоречие. Готова ли я для себя и ради себя идти на такие жертвы, смотреть, как моя дочь каждый день «ломается», а в душе откладывает еще одно ощущение предательства?

Ответ – не готова и не хочу жертвовать ее настроением ради лишнего комфорта, который, в принципе, мне не особо-то и нужен. Я работаю из дома и могу найти время для всего.

С этим разобралась – я не готова идти на такие жертвы.

Остается другой вопрос: «А как же тогда социализация, про которую так много говорят?»

«Твой ребенок вырастет несоциализированным маугли» – слышала от родных. Они были в шоке еще от истории с прививками, которые я отказалась ставить Диане еще с рождения. Вот «повезло» ребенку с неадекватной матерью: сначала прививки, а теперь и в детский сад не пускает!

Если вы слышите примерно такое в свой адрес, знайте, и психологам так говорят! Несмотря на то, что я аргументировано отстаиваю свою позицию, иногда это не помогает. Есть общие, давно устоявшиеся социальные установки, вбитые в головы нашим родителям и дедам. Для этого тогда были причины, сейчас в них нет необходимости и надо постепенно искоренять «мусор» из своего сознания. Чем собственно и занимается большая часть тренеров, психологов и коучей сегодня.

Однако вопрос все же есть – не делаю ли я плохо своей дочери, что якобы она у меня не социализируется. Пришлось набираться знаний в этом вопросе, чтобы не позволять окружающим и внутренним установкам давить на свое интуитивное понимание ситуации и наших с дочерью чувств.

Что такое социализация и происходит ли она в группе детского сада между детьми.

Из Википедии. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидуумом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Я задумалась тогда: «Какие знания, нормы поведения и правила позволяют ребенку в детском саду социализироваться?»

То, что дочери приходиться контактировать в разных ситуациях с детьми и как-то решать их – это хорошо. Однако во дворе, например, когда мы с ней гуляем, она решает намного больше внутренних вопросов: подойти к незнакомому ребенку, настроить с ним контакт, вместе договориться на какое-то взаимодействие, а потом, если что-то пошло не так, найти выход из ситуации. В детском саду эти возможности у детей намного ограниченнее. Потому что, во-первых, круг детей всегда один и тот же. Во-вторых, чаще всего они, не найдя выхода из совместной ситуации конфликта, обратятся к воспитательнице, а ей, на самом деле, до решения этих конфликтов нет дела, она просто разведет детей по разным углам, ничего не объясняя. И это понятно, у нее таких 20 человек в группе, на всех не хватает нервов и сил.

Тогда возникает вопрос: «Правда ли моя дочь получает в садике знания и навыки, которые ей эффективно помогут в будущем выходить из конфликта с другими людьми?» Лично мой ответ – нет. В лучшем случае, в такой ситуации она не получит вообще никаких навыков, в худшем – сделает для себя совсем ненужные и неэффективные выводы, от которых ей потом придется избавляться в более зрелом возрасте, обращаясь за помощью уже со стороны.

Здесь сомнения прошли, потому что рядом со мной она взаимодействует гораздо более эффективно, приходя ко мне за советом, в случае своих сомнений, получает развернутый и нужный в тот момент ответ.

Так же и мы являемся примерами для наших детей, они наблюдают за нами и смотрят, как мы выходим из разных ситуаций, в этом тоже есть социализация, то есть получение навыков необходимых для эффективного взаимодействия.

И потом, ребенок не сидит взаперти 24 часа в сутки, она ходит на занятия, каждый день контактирует с разными людьми, при этом наблюдая еще и за тем, как это делают родители.

Кто бы что мне не говорил, но я пришла к выводу, что детский сад и социализация – совсем разные вещи . И если вашим основным аргументом является именно то, что ваш ребенок социализируется в саду, советую пересмотреть это утверждение и просто больше узнать, что это вообще такое на самом деле – социализироваться.

Еще один волнующий всех вопрос: «Когда ребенок не ходит в детский сад, он необщительный и замкнутый» . Правда, не знаю, кто это придумал. Диана пообщительнее меня будет, хотя я в детский сад ходила в свое время. Нет у нее, я бы сказала, испорченности в этом вопросе или блоков, которые получает ребенок, «натыкаясь» на агрессию в замкнутых группах. Она смело может подойти к любому ребенку, если он ее интересует, завести с ним разговор, вместе договориться о какой-то игре. И это происходит так везде и всегда, независимо от того, в своем она дворе или нет. Ей просто интересно общение с другими людьми. Она не кидается на детей от «голода» общения, она просто всегда открыта для новых взаимодействий. Более спокойно переживает выход из своей обычной зоны комфорта, потому что ей приходиться это делать гораздо чаще, чем деткам, которые постоянно находятся в одних и тех же условиях изо дня в день. Ей для того, чтобы удовлетворить своей желание поиграть с кем-то, приходиться идти на взаимодействие, порой с совершенно незнакомыми детьми. Честно, это очень помогает ей быть более общительной, меньше времени тратить на раскачку и стеснение, порой долгое сидение в уголке может ей стоить игры с кем-то очень интересным для нее. Я считаю это хорошим качеством и навыком для дальнейшей жизни, потому что сама этот навык пытаюсь сейчас в себе «взрастить» с нуля.

Есть, конечно, одно «жирное» НО во всей этой истории, о котором, думаю, могут сказать все родители в подобной ситуации. Если вы решаете не ходить, возрастает ответственность за более качественное проведение времени с ребенком, за организацию его и своего дня эффективно, за его все-таки общение. Поэтому сразу говорю, агитировать не могу на отказ от детских садов, потому что это должно быть очень осознанное решение с пониманием последствий.

Готовы ли вы дисциплинировать себя так, чтобы все успевать?

Готовы ли уделять время своему ребенку?

Готовы ли распределить время так, чтобы хватало на вас, работу, семью, походы по занятиям?

Конечно, решение можно найти всегда, главное понимать, что «они обязаны туда ходить» – это не совсем верное утверждение, и теперь, надеюсь, вы понимаете почему.

Мой вывод как мамы, которая когда-то решила пойти против общих правил и найти иной выход из ситуации – основной причиной, по которой мы отдаем и всегда отдавали детей в детские сады, является только наша работа, чтобы мама с папой могли работать . Это для многих семей спасение, потому что есть что-то надо. Это естественно.

Ставить основной задачей социализацию не имеет смысла, потому что она и детский сад это разные вещи. Детский сад – необходимое место пребывания ребенка, пока мама работает. Только и всего. Это делается для нас, для родителей, к детям это не имеет никакого отношения.

Хорошо, что у меня есть возможность делать такие выводы и пробовать себя в этой ситуации. Кому-то повезло с этим меньше. Наверное, если бы Диане приходилось ходить в детский сад, я бы ей сказала правду: «Просто так надо нам с папой, к тебе это не имеет отношение, это просто необходимо, чтобы мы могли что-то кушать, что-то покупать и тому подобное».

Детям важно знать правду всегда. Может быть, это поможет лучше справляться с непониманием, почему им приходиться это делать.


Top