Рождественский урок: весть звезды. Днесь Христово Рождество

узнать историю чудесного рождения Девы Марии

Задачи:

  • познакомиться с чудом рождения Девы Марии
  • понять силу молитвы
  • получить представление о силе родительской любви

Использованная литература:

  1. Глаголева О., Щеглова Е. Сегодня праздник. – Издание Валаамского Спасопреображенского монастыря, 2006.
  2. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – Издательство: Педагогика, 1990.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – Амрита-Русь, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава «Рождество Божией Матери».
  2. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Пресвятая Дева Мария».

Ключевые понятия:

  • Благочестие
  • Молитва
  • Родительская любовь

Словарь урока:

  • Иоаким
  • Бездетность
  • Ангел
  • Радость

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы.

Просмотр видеоматериалов.

Чтение рассказа о маме и обсуждение его.

Выполнение детьми рисунка «Анна молится в саду под деревом».

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы.

Игра «Подарок для мамы». Учитель обходит всех детей и просит каждого вынуть из пакета карточку с рисунком звезды (солнышка, радуги, цветка и т. д.) Дети должны рассказать, что подарят маминому сердцу те или иные обитатели земли. (Например: солнышко подарит маме тепло и сияние; звезда подарит ей звездную сказку или нежный сон.) Затем дети делятся на группы, выбирают карточку с каким-либо обитателем земли и показывают сценку, как он помог маме. (Например: когда мама болела, солнышко подарило ей солнечного зайчика. Солнечный зайчик поцеловал маму в сердце, и она сразу выздоровела.)

Выполнение детьми аппликации в подарок маме.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепередача «Дом, в котором живёт Бог». «Что такое Рождество Пресвятой Богородицы?»:

  1. Мульткалендарь 21 сентября. «Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии»:

  1. Телепередача «В гостях у Дуняши». Выпуск от 19 сентября. «Рождество Пресвятой Богородицы»:

  1. Телепередача «В гостях у Дуняши». Выпуск от 19 мая. «О мамах»:

  1. Мультипликационный цикл «Образ доброчинности». «Иоаким и Анна»:

  1. Аудиозапись

1) Рождество Пресвятой Девы Марии

Очень давно, больше двух тысяч лет назад, в Палестине, в Галилее, в маленьком городке Назарете, жили муж и жена – Иоаким и Анна. Происходили они из древних и знатных родов и глубоко верили в Бога. Семья была довольно зажиточная (Иоаким владел большими стадами овец), но жили они очень скромно – большую часть доходов жертвовали на Иерусалимский храм и раздавали беднякам.

И все же Господь послал Иоакиму и Анне нелегкое испытание – у них не было детей. Добрые супруги очень переживали и не переставали молить Господа, чтобы Он даровал им дитя: ведь семья без детей не семья. Да и, кроме того, как и все иудеи, они знали по предсказаниям, что из рода царя Давида (из рода Иоакима!) скоро должен родиться Спаситель мира.

А в то время считалось, что если у людей нет детей, то они – грешники и так наказывает их Господь за грехи. Поэтому-то соседи Иоакима и Анны частенько подсмеивались и осуждали их. Но супруги старались не обижаться на злые и несправедливые слова и по-прежнему жили праведно и горячо молились Господу. И вот, когда даже надежда уже почти оставила Иоакима и Анну, Господь вознаградил их за долготерпение и веру.

Наступил один из больших праздников. Как и все мужчины, старец Иоаким направился в Иерусалим, чтобы принести жертву Господу в храме. Он принес богатые дары, но священник Иссахар в этот раз не принял его жертву. Он сказал Иоакиму, что да бездетного, а значит, грешного человека неприятен Богу. Громко сказанные жестокие и несправедливые слова вызвали насмешки находившихся в храме людей. Сердце несчастного Иоакима пронзило такой болью, что казалось, оно сейчас разорвется. Не глядя ни на кого, в глубокой печали, он поспешно покинул храм...

Иоаким не заметил, как оказался в пустынном месте. «Не вкушу никакой пищи, не возвращусь в дом свой, пока не услышит меня Господь Бог, – решил бедный Иоаким. – Пусть слезы мои будут мне пищей, а пустыня - домом моим...» Здесь, в пещере, где укрывались в непогоду пастухи, сорок дней и ночей оплакивал он свое горе и молился Господу.

Весть о том, что священник не принял жертву Иоакима, а сам он куда-то исчез, долетела и до Анны. Всем сердцем ощутила она боль мужа и не смогла сдержать слез. «Теперь, – всхлипывала Анна, – я несчастнее всех: Богом оставлена и мужем забыта!» Долго плакала она... Но вот до ее слуха донеслось птичье пение. Обернувшись, Анна увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися птенцами. Их кормила маленькая птичка.

Еще сильнее полились слезы у бедной женщины. «Я самая грешная из всех! Другие носят на руках детей своих, лишь одна я лишена этого утешения! От других принимают дары в храм Божий, и оказывают им уважение за то, что у них есть дети. Одна я отвержена от храма Бога моего! Горе, горе мне! Воззри же, Господи, на меня и услыши наконец плач мой и молитвы мои!»

И... о чудо! Плачущая Анна увидела Ангела, который произнес: «Анна! Господь услышал твои молитвы. Ты родишь Дочь и назовешь Ее Марией, что значит «госпожа, надежда». Ею даруется спасение всему миру». Ангел велел Анне идти в Иерусалим, где у Золотых ворот храма она встретит своего мужа. Изумленная Анна едва смогла вымолвить в ответ: «Жив Господь Бог мой!»

Немного времени потребовалось ей на сборы – и вот она уже в Иерусалиме. В указанном месте жену ждал взволнованный Иоаким. Оказывается, и с ним случилось чудо: ему тоже явился Ангел и сказал: «Господь принял твои молитвы, Иоаким: у вас родится Дочь на радость всему миру. Иди же в Иерусалим – там у Золотых ворот ты встретишь свою жену». Потрясенные Иоаким и Анна не верили своему счастью! Немного придя в себя от радости, они дали обещание посвятить будущего ребенка Богу.

А когда на деревьях зазолотились листья, и наступила осень, у праведной четы родилась долгожданная Дочка. И это было чудом – ведь Иоаким и Анна были уже очень пожилыми людьми. Но Богу подвластно все, недаром Его называют Всемогущим. Девочку, как и сказал Ангел, назвали Марией.

Иоаким и Анна нежно любили свою Дочь, они не могли нарадоваться на Нее. Помня слова Ангела о том, что их маленькой Дочурке предстоит великое будущее, счастливые родители просто благоговели перед Ней.

Теперь уже и соседи радовались за Иоакима и Анну. Они поняли, как были неправы, что обижали таких хороших людей. Но никто из них не мог себе и представить, что эта славная Девочка через несколько лет станет Матерью Самого Спасителя рода человеческого.

2) Рассказ «Моя мама». Сухомлинский В.А.

Может быть, мне снилось, а может, и вправду так было в годы мо­его раннего детства.

Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много... И слышу, как ко мне прикасается теплая, ласковая, нежная рука матери. Я узнаю ее, руку материнскую. Ведь тепло, ласка и неж­ность материнская – единственная в мире. Мама берет меня, прижи­мает к себе, несет куда-то, а я плыву, плыву. И так мне радостно, так приятно... Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно.

Наверное, от ласки и нежности материнских рук и начинается для нас Отчизна.

3) Рассказ «Отчего у человека болит сердце». Сухомлинский В.А.

Пятилетний Витя играл в саду. Упал на колючку и занозил руку. Колючку Витя сразу же вытащил, но из ранки пошла кровь, и от боли мальчик заплакал.

Ему захотелось пожаловаться, и Витя прибежал к маме: она рабо­тала на колхозном поле.

Мама, мама, – услышала мама, увидела ранку на руке сына и кровь.

Когда мать увидела кровь на руке у Вити, её лицо побледнело, из глаз закапали слезы.

Мама... мама... – прошептал мальчик. – Почему ты плачешь? Что у тебя болит?

У меня болит сердце, – сказала мать, прижав к груди сына.

А почему же у тебя не идет кровь? – спросил мальчик. – Где же твоя ранка?

Неужели ты не знаешь, дитя, отчего бывает ранка в серд­це? – спросила мать. – Неужели ты не знаешь, отчего у человека болит сердце?

Глаза матери стали тревожными и строгими.

Слишком долго ты остаешься ребенком, сын, – сказала мать. – Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.

Проверочные вопросы:

  1. Как звали родителей Божией Матери?
  2. Что особенного было в рождении Девы Марии?
  3. К кому обращались за помощью Иоаким и Анна?
  4. Кто принес Иоакиму весть о рождении дочери?
  5. Когда мы празднуем Рождество Божией Матери?
  6. Что делают мамы для своих детей?
  7. Представьте, что вам необходимо в течение дня исполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, как вы их будете делать.
  8. Умеешь ли ты замечать и ценить любовь мамы?
  9. Расскажи, в чем проявляется любовь мамы по отношению к тебе.
  10. Как ты думаешь, почему мама всегда защищает своих детей и заботится о них?
  11. Как ты думаешь, нуждается мама в твоей помощи, заботе и благодарности?

Тема урока: «Живой» урок-праздник «Рождество Христово»

Цель: 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»

2. Продолжить формирование понимания символического языка иконы

3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения

4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; 5.Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

6. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей у детей;

7. Пробуждать эмоциональную отзывчивость;

8. Создавать условия для реализации творческой деятельности.

Оборудование: -карточки с новыми терминами,

Видео мультфильм «Рождество Христово»,

Аудиозапись песни « Авэ Мария», «Елка в Рождество»

Презентация: «Рождество Христово»

Компьютер

Ход урока:

Орг.момент: Улыбнёмся друг другу глазами!

Взгляд наш чистый и добрый.

Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.

Учитель: Слайд 1

- Здравствуйте, дорогие ребята. Готовы погрузиться в мир искусства?

Мы начинаем наш необычный урок-праздник.

Урок, потому что вы обязательно услышите много нового,

необычный , потому, что наша встреча посвящена важному событию.

- В нашей стране, как и во всем мире, довольно большое количество праздников.

А что такое праздник? (ответы детей)

Праздник-это какое-либо торжественное событие вызывающее особое состояние души, эмоциональный радостный подъем.-

- Какие бывают праздники? (ответы детей)

Праздники делятся на:

Слайд 2

    Национальные

    Христианские

    Семейные

У каждого праздника есть свой “цвет”, своя “музыка”, свой “запах”.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о Рождестве.

- Итак, тема нашего живого урока: “Рождество Христово”.

3 Слайд, 4 слайд (вместе с песней)

- К какой из трех групп праздников можно отнести Рождество Христово?

- Рождество Христово - это христианский праздник.

- Ребята, а вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе?

(В Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество.)

- А в России?

-Почему в разное время?

- Мы узнаем сегодня и об этом.

День рождения Христа празднуют во всём мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся от Рождества Христова. А наши зимние каникулы, которые мы так любим, называются Рождественскими.

-Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в ту прекрасную далекую, необыкновенную ночь.

Слайд 5

- 2014 лет назад на землю пришел Иисус Христос. Он прожил недолгую жизнь, но показал людям самое главное – великую любовь Бога к человечеству. Сердца, ожесточенные трудной жизнью, нестерпимым горем, отчаянием и безысходностью по сей день оттаивают и возрождаются к новой жизни, полной смысла, радости и мира, благодаря этой любви.

- Какова цель нашего урока?

Сегодня на уроке нам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много лет назад, узнать, как праздновали Рождество наши предки, какие подарки можно дарить своим родным в этот день. На мой рождественский почтовый ящик пришло необыкновенное письмо.

Внимание на экран.

РОЖДЕСТВО МУЛЬТФИЛЬМ. (5. мин)

- Мы с вами совершили необыкновенное путешествие. Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося радость, мир, счастье.

- Это была великая, таинственная ночь. А еще она была необыкновенно тиха.

- Много работы в эти дни у метелицы: нарядить все в лесу, укрыть потеплее. Ведь впереди рождественские морозы, суровые, трескучие. Показалось мне, что к нам сюда впорхнуло несколько белых снежинок. Смотрите!

Слайд 6, 7

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат;
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Слайд 8

- Волхвы принесли Иисусу золото – как Царю,

ладан – как Богу

смирну – как смертному человеку.

Слайд 9 + фоном Авэ Мария

- Древнейшим архитектурным сооружением, посвященным Рождеству, следует считать тот самый хлев в виде пещеры, давший приют Святому семейству. Память об этой пещере свято хранилась последователями Христа.

- Неразрывно с храмостроением связана иконопись – вид искусства, удивительный и неповторимый. Иконопись проникает на Русь с принятием христианства в 988 году. Слово “икона” обозначает - живописное изображение Бога, святого или святых, образ.

- Давайте рассмотрим некоторые из них. На иконах мы видим образ ангела. Ангел – это спаситель человеческой души.

Слайды 10,11,12,13,14 подряд через 4 сек

- Поднимите руку, кого в детстве называли ангелочком!

Предлагаю отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной.

Слайд 15 (ангелочки)

Физкультминутка

Прилетели ангелочки, становились на носочки!
Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили, в стороны направили,
Наклонились до земли, словно тяжести несли.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Полетели в высоту, чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули, плечи развернули,
Повели руками чуть над головами.
А теперь им всем пора делать добрые дела.

Слайд 16

Зима. Земля, реки, лес – все укрыто снегом. Все кругом погружено в сон. Замерли травы, кусты, деревья. Замерли, но не умерли. Под снежным покрывалом они таят могучую силу жизни: силу роста и цвета.

– Кто из детей и взрослых не любит эту пору?А не любит дни, когда в доме появляется ёлка, её наряжают в цветные шары, колокольчики и бусы, зажигают на ней гирлянды огней? Обычай наряжать елку родом из Германии, здесь первые рождественские елки стали украшать еще в 8 веке.

- Сначала праздничные деревья оформляли живыми цветами и фруктами. Затем вешали сладости, орехи и другую еду. И уже после всего устанавливали свечи. Однако такое большое количество украшений деревце выдержать не могло, и немецкие стеклодувы стали производить стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения. А свечи, во избежание опасности возгорания, стали заменять электрическими гирляндами.

- В России празднично украшенную елку впервые увидели в 19 веке. Теперь вы знаете всю “елочную” историю!

Слайд 17

18 слайд, 19 слайд

- Рождество в России празднуют радостно и весело. Накануне праздника украшают дома и улицы. Магазины, и рынки бурлят: все покупают подарки и угощения к празднику. Всё это предвещает праздничное настроение.

- Накануне Рождества и в день праздника люди одеваются во все новое, да еще и переодеваются по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь, то и получишь.

На Рождество любили дети рядиться. Наряжались попом, цыганом, надевали странные маски. Девочки рядились в мальчиков, а мальчики в девочек. Рядились в животных: коней, коз, медведей, журавлей. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом.

- В Сочельник и рождественскую ночь люди зажигали и ставили на окна свечи, на улицах жгли костры, чтобы “согреть новорожденного Иисуса Христа”.

Слайд 20(коляда .)

С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. В эти дни по дворам ходят колядовщики, которые славят Христа, поют обрядовые песни, желают счастья и благополучия хозяевам, собирают дары. Но существовал один секрет - приходят они только в те дома, на окне которых выставляется свеча...

Слайд 21

Хочется проверить, насколько вы были внимательны. Поиграем?

Игра называется «Закончи фразу»

Я начинаю фразу, а вы её закончите.

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – ... (Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу... (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят... (лампады).
И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские... (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают... (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга... (поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И сердце замирает в ожиданье... (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился... (Иисус Христос).

Слайд 22

На рождественской электронной почте я увидели вопросов о том, ЧТО ВЫ. РЕБЯТА, ХОТИТЕ УЗНАТЬ О РОЖДЕСТВЕ. ВОТ ОТВЕТЫ НА некоторые из них.

    ВОПРОС: Во многих странах за пределами России Рождество празднуют 25 декабря, а в нашей стране – 7 января. Почему? Мы говорили об этом вначале урока.

ОТВЕТ: С древнейших времен существовал ЮЛИАНСКИЙ календарь. В ХVI веке появился новый календарь, который обгоняет старый на 13 дней. Именно поэтому Рождество в нашей стране приходится на 7 января или как говорят, по новому стилю, что соответствует 25 декабря или по старому стилю.

    ВОПРОС: С чем связан обычай, посыпать стол сеном?

ОТВЕТ: В память о вертепе и яслях стол посыпали сеном, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили кушанья, которых непременно должно было быть двенадцать.

    ВОПРОС: Почему именно 12 блюд ставили на стол в рождественскую ночь?

ОТВЕТ: Число символическое: 12 апостолов, 12 месяцев...

Что такое святки и сколько дней они длятся?

ОТВЕТ: Святки - праздничное гуляние с 8 января до 19 января (до крещения) – 12 дней.

    ВОПРОС: Чего ещё ждут ребята в эти праздничные дни?

ОТВЕТ: Рождественскую елку и детские праздники с долгожданными подарками.

    ВОПРОС: Какие особенности в традициях Рождественской ёлки существовали в царской России?

ОТВЕТ: Ёлку ставили в отдельном помещении, скрытом от детей и именно в сам день Рождества дети могли её увидеть, наряжали елку только взрослые. Спасибо за вопросы.

Слайд 23, 24

В Рождество принято дарить подарки, помогать тем, кто в этом нуждается. Рождество Христово – это праздник, который называют матерью всех праздников мира. Он учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы мы научились прощать, сочувствовать, понимать друг друга, терпимо относиться к недостаткам других – одним словом, чтобы мы научились любить окружающих людей

- . Каждый из нас – маленький огонёк, а все вместе мы – великий свет.

-С Праздником!

(Звучит песня «Елка в Рождество»)

План проведения урока

По-рождественски доброе утро! С Вами Ирина Иваськив. Знаю, как непросто бывает . Ведь в этом событии столько сверхъестественного! Конспект этого рождественского занятия написала 10 лет назад. Проводила это занятие уже не сосчитать, сколько раз. И каждый раз это было по-новому. Удивительно! Скоро – , и это занятие – мой маленький рождественский подарок учителям Воскресных школ, родителям и каждому, для кого это событие имеет смысл. Это занятие рассчитано на младших школьников. С днём рождения, Иисус Спаситель!

Библейская история “Симеон благословляет Иисуса”

Для учителя: Начните занятие с любой весёлой игры (желательно, чтобы это была игра с хлопками, или с ритмом, или “зимняя” игра). А после игры переходите к библейской истории (она записана в Лк. 2:21-40 , а также в Быт.17:12, Лев. 12:3-8 , Исх.13:2-12).

Введение:

Скажи, твои родители рассказывали тебе что-нибудь о том, как ты родился? Ты знаешь, в каком городе ты родился? … А ты? … Что это было за время года? … Может, ты знаешь даже, в какое время суток ты родился: утром, днём, вечером, ночью? … Возможно, родители показывали тебе паспорт новорожденного, в котором записаны все эти сведения.

Предложение-связка: Иисус Христос родился на земле, как рождаются все дети. Конечно, Его родителям не вручили никакого паспорта об их новорожденном Сыне, но сведения о Его рождении записаны в Библии.

Рождение Иисуса в хлеву

Расскажи, что о Его рождении ты знаешь. В каком городе Он родился? Да, в Вифлееме. Вифлеем называют ещё городом Давидовым, потому что в Вифле­еме и царь Давид родился тоже. А где в Вифлееме родился Иисус? … Не в роддоме, не в больнице, а в небольшом сарае. Тогда была зима. Ночь… Ночью обычно холоднее, да? Сарай, конечно, имеет крышу, дверь, но это – всё равно не дом. В сарае не было тёплой печки или камина. На полу не лежали красивые ковры. Там не было кровати или дивана, прилечь можно было только на земле, на подстилке из сена. Ты был в каком-нибудь сарае, у бабушки в селе или в гостях? Примерно так сараи выглядят повсюду.

И все-таки для родителей Иисуса это место было не таким уж плохим. В сарае было лучше, чем на улице. Над головой была крыша, которая защищала от непогоды. На сене тоже можно было неплохо выспаться. Дыхание животных согревало воздух. А кормушку для скота можно было приспособить под колыбельку для новорожденного Иисуса.

Скорее всего, у Иосифа и Марии в Вифлееме были какие-то знакомые. Возможно, они перешли пожить к ним. Марии нужно было немного отдохнуть после родов, а Иисус был ещё очень маленьким, чтобы Его родители могли сразу же отправиться домой.

Когда малышу исполнилось 8 дней, Ему дали имя Иисус. Знаешь, почему Его назвали именно так? Так сказал назвать ребёнка ангел, который однажды явился Марии. В переводе на наш язык это имя означает «Бог спасает».

Иисус Спаситель для всего мира

Иосиф и Мария верили, что Иисус станет Спасителем для всех людей. И ты теперь это знаешь: Иисус Спаситель и для тех людей, которые жили раньше. И для тех людей, которые живут сейчас. И даже для тех, которые ещё родятся и будут жить на земле. Иисус Спаситель для всего мира (повесить Главную Истину на доске).

Может, ты думаешь: «А от чего нужно спасать всех людей? Почему Иисуса называют Спасителем?» Дело в том, что и ты, и каждый человек на земле рождается грешным. Из-за этого каждый человек успевает сделать много разных грехов. Эти грехи мешают человеку дружить с Богом. Поэтому Бог “разработал” замечательный план спасения для каждого человека на земле. Этот план имел «кодовое» название – «Иисус», что в переводе означает … запомнил? Да, Бог спасает. Рождение Иисуса на земле было частью этого плана. А что было потом, когда Иисус стал взрослым? … Да, Иисус умер на кресте за грехи всех людей на земле, потом воскрес. Иисус – единственный, Кто может забрать грехи человека, если человек этого захочет. Что человеку нужно сделать, чтобы Иисус забрал его грехи? … Да, признать себя грешным, поверить в Иисуса, попросить у Него прощение за свои грехи… И что происходит тогда? … Да, человек становится ребёнком Бога, Бог прощает человеку грехи. Другими словами, человек получает спасение. Ты можешь молиться обо всех людях, которые ещё ничего не знают об этом Божьем плане, чтобы Иисус Христос стал и их личным Спасителем. Ведь Иисус Спаситель всего мира!

Мария и Иосиф идут в Иерусалим

Я думаю, что Иосиф и Мария тоже молились о том, чтобы люди поверили в Иисуса как в своего личного Спасителя. Они были не очень богатыми людьми, но несмотря на это они хотели для своего Сына всего, что требовал закон Бога. А по закону, новорожденного первенца нужно было принести в церковь для благословения. Знаешь, кто такой первенец? … Это первый сын, который рождается в семье. Молитвой благословения ребёнка-первенца посвящали на служение Богу.

Ты видел когда-нибудь, как в церкви благословляют ребёнка? Как это происходит? … А почему папа с мамой хотят, чтобы их ребёнка благословили? … Да, они не просто посвящают своего ребёнка на служение Богу, они хотят, чтобы Бог помогал и охранял их ребёнка всю жизнь. Родители маленького Иисуса тоже этого хотели. Но своего первенца для молитвы благословения родителям разрешалось принести только на сороковой день со дня рождения. Это тоже было записано в законе Бога. Все эти сорок дней женщине не разрешалось приходить в церковь на служения и вообще куда-нибудь выходить из дома: женщина должна была отдыхать после родов. Но на сороковой день она уже могла прийти в храм. Ей нужно было принести с собой 2 подарка Богу, 2 жертвы: один подарок (это мог быть ягнёнок или молодой голубь) она несла Богу в знак своей благодарности за сына или дочку. А другой подарок (это был ещё один молодой голубь) она несла Богу в знак благодарности за восстановление после родов. Только после этого женщина уже могла регулярно посещать служения.

Ближайший храм находился в Иерусалиме. Это было приблизительно в восьми километрах от Вифлеема. То есть в Иерусалим можно было дойти пешком всего за несколько часов. И вот, когда Иисусу исполнилось 40 дней от рождения, Иосиф и Мария попрощались со своими знакомыми и отправились из Вифлеема в Иерусалим, чтобы зайти там в храм, а потом уже пойти домой в Назарет. Давай, и мы вместе с ними из Вифлиеема в Иерусалим «перейдём». Для этого мы с тобой поднимемся и будем идти по нашей комнате, а когда я хлопну в ладоши, всем нужно будет быстро сесть, но… обязательно не на своё место… Вот, теперь мы – в Иерусалиме.

Симеон благословляет Иисуса

В те времена в Иерусалиме жил один человек по имени Симеон. Он очень любил Бога. Он знал, что Бог пообещал людям Спасителя. И многие ждали, когда же это обещание сбудется. Симеон тоже ждал. Он был уже очень старым, а Спасителя всё ещё не было. Иногда Симеон думал, что скоро он совсем состарится и умрёт, не дождавшись Спасителя. Тогда Бог открыл ему, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Спасителя собственными глазами. Старик Симе­он ожидал этого каждый день. Однажды Бог снова обратился к Симеону и сказал ему идти в храм. Симеон сразу же понял, что вот: наступил тот день, которого он так долго ждал! Теперь исполнится его мечта! «О, неужели я дождался? Неужели я увижу сегодня обещанного Спасителя?» Симеон поспешил в храм. Там он увидел, как Иосиф и Мария с ребёнком заходят в храм. Он почувствовал, что этот ребёнок и есть Спаситель, обещанный Богом. Он взял маленького Иисуса на руки и принялся громко славить Бога:

«Спасибо тебе, Господь! Ныне радуется сердце моё: я дождался! Теперь я могу умереть спокойно, потому что глаза мои увидели Спасителя, Которого Ты дал всем народам. И еврейскому народу, и всем другим. Ибо Иисус Спаситель для всех.»

Иисус Спаситель для каждого человека

Симеон радовался и славил Бога, потому что понял: Иисус Спаситель для всего мира. И ты это знаешь. Ты можешь славить Бога за это. Иисус Спаситель и для Украины, и для России, и для людей с белой кожей, и для людей с тёмной кожей, для молодых и пожилых, для всех стран и племён по всей земле. Иисус Спаситель для каждого человека.

Поэтому каждому человеку на земле нужно сделать этот выбор: поверить в Иисуса как в своего личного Спасителя или нет. Может, ты думаешь: «На земле так много людей, целые миллионы. Неужели Иисус может быть Спасителем каждого человека?» Возможно, ты думаешь так, потому что ещё не подружился с Иисусом. Подумай, что выберешь ты? Если ты хочешь, чтобы Он стал и твоим личным Спасителем, подойди после занятия – я расскажу тебе о том, как помолиться такой молитвой.

Знаешь, такой выбор нужно было сделать даже родителям Иисуса! Симеон понимал это. Он видел, как Иосиф и Мария были удивлены его словами. Поэтому после того, как он благословил их, он сказал Марии: «Тебе придётся много страдать за Сына, когда Он станет взрослым, потому что не все поверят в Него. Многим не понравится то, что Он будет говорить, и то, что Он будет делать. Его слова и поступки, вся Его жизнь будут раздражать многих людей, злить их, приводить в замешательство. Но Он – Спаситель для всех народов и для каждого человека. И каждому предстоит сделать выбор, поверить ему в это или нет. И никто не избежит этого выбора, даже ты, Мария».

Анна радуется рождению Иисуса

Люди в храме слышали молитву Симеона и подошли посмотреть на ребёнка Марии и Иосифа. (Вовлекайте детей) Давай и ты сейчас представишь себя одним из тех людей в храме. Давай разыграем эту часть истории, тебе нужно будет движениями показывать то, о чём я буду рассказывать. Те люди, наверное, стали переглядываться: «О, какая интересная молитва! Что же это за особенный малыш? Дайте взглянуть на Него!» Подошла и старая Анна. (Предложите кому-то из детей сыграть Анну, наденьте этому ребенку на голову покрывало ). Ей было уже 84 года. После смерти своего мужа она жила в храме. Там Анна служила Богу, молясь за других людей. Анна тоже почувствовала, что этот ребёнок и есть Спаситель, Которого она тоже давно ожидала. Знаешь, что она начала делать, когда поняла это?

(попросите ребёнка, который играет Анну, прочитать Лк.2:38)

Анна с восторгом рассказывала всем, кого встречала в храме, про ребёнка Иисуса и про то, Кем Он является! (поблагодарите детей за помощь).

Когда Мария и Иосиф выполнили все, что было нужно по закону, они с маленьким Иисусом вернулись в Назарет. Иисус активно рос. Скоро Он начал говорить первые слова и ходить. Он рос, как растут все дети. Он был таким же ребёнком, как и ты. Поэтому Он хорошо понимает детей. Теперь ты можешь вернуться на своё место. Давай сделаем это так, как и в прошлый раз: мы поднимемся, будем ходить по комнате, а когда я хлопну в ладоши, тебе надо будет быстро сесть на своё место.

Заучивание библейского стиха Лк 19:10

Введение и чтение:

Давай поиграем в игру. Она называется «Кто Он?». В этой игре нужно будет отгадать по буквам 2 слова (повесить на доске наглядность). Знаешь, что это за слова? Это то, Кем является Иисус. Например, Он – Учитель, Он – Царь царей, Он – Сын Бога. Когда ты отгадаешь эти слова, то сможешь добавить в этот список ещё одно определение. Я записала эти два слова черточками. Видишь? Одна черточка – это одна буква. Ты будешь называть какую-нибудь букву. Если она есть в этих словах, я напишу её над черточкой. Если таких букв несколько, я запишу их все.

Предложение-связка: Что у нас получилось? Сын Человеческий. Иисус – не только Сын Бога. Он – ещё и Сын Человеческий. Оба эти слова пишутся с большой буквы. А почему Иисуса называют Сыном Человеческим? … Да, и это был Божий план спасения.

Об этом написано в книге Луки. Открой свою Библию. Книга Луки какая по счету в НЗ? Да, третья. В книге Луки нужно отыскать 19 главу и в ней 10 стих. Если ты уже нашёл, помоги тому, кто ещё ищет. Что напоминают тебе первые три буквы в этом слове «Луки»? Да, а ещё есть такое оружие со стрелами. Как можно показать такой лук? Давай, когда мы будем говорить, где в Библии записан этот стих, будем показывать в руках лук, натягивая на нём стрелу. Теперь давай вместе прочитаем, что записано в Луки 19:10. Я выписала этот стих отдельно, на доске (открыть заранее написанный стих). Давай прочитаем его с доски:

«Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее». Луки 19:10

Объяснение и тренировка:

Смотри, здесь написано «пришёл». Как Иисус пришёл на землю, ты уже знаешь: Он родился на земле, как обычный человек. А потом? … А потом? … Да, а зачем это было нужно? Ответ записан дальше в стихе: «Чтобы взыскать и спасти погибшее». Как ты понимаешь слово «взыскать»? … Это искать и найти. А как ты понимаешь слово «погибшее»? Кто здесь имеется в виду? … Те люди, которые погибают. А какие люди погибают? … Да, те, которые не знают об Иисусе и Божьем плане спасения. Иисус пришёл для того, чтобы найти таких людей и спасти их, то есть рассказать им о Боге, чтобы люди могли принять решение стать Его детьми. Знаешь, через кого Иисус это делает? Да, через тебя и через других верующих, которые рассказывают об Иисусе.

Может, иногда ты не знаешь, как рассказать другому о том, во что ты веришь, какие слова говорить. На самом деле – это просто! Чтобы рассказывать об Иисусе, тебе не обязательно выучивать на память длинную речь. Ты можешь рассказывать своими словами о том, как ты подружился с Иисусом, о том, как Бог помогает тебе в жизни, что Он делает для тебя и для других христиан. Ты можешь пересказывать то, что запомнил на наших занятиях. Вот после этого занятия ты можешь рассказать о том, что Иисус Спаситель для всего мира, и объяснить своими словами, как ты это понимаешь. Может, тебе иногда бывает неловко рассказывать кому-то об Иисусе. Не стесняйся просить у Бога помощи делать это. Иисус хочет стать Спасителем для каждого человека.

Подумай, кому ты можешь рассказать об Иисусе. Кто эти люди? Папа, или соседский мальчик, или друг, с которым ты ходишь на тренировки. Давай сейчас повторим этот стих, и каждый раз вместо слова «погибшее» ты будешь говорить имя одного из этих людей, ведь Иисус – Спаситель и для них тоже (3 раза). (Добавьте также любой другой способ тренировки, в котором дети могли бы подвигаться). Рассказывая человеку об Иисусе, что ты можешь ему пересказать?

Другие части урока

Давай вот это предложение (показать на Главную Истину на доске) , которое мы сегодня часто повторяли, споём как песню, только мелодию к этой песне ты придумаешь сам. Предлагаю тебе взять простой рэповский стиль. Итак, 2 минуты на размышление! (Обычно дети любят рэп и предлагают хорошие варианты, по возможности, используйте все предложения, а также имейте в запасе свой вариант).

Игра на повторение «Классики»:

Я с тобой ещё в одну игру хочу поиграть. Она называется «Классики». Для этого нужно будет разделиться на две команды. А теперь придумайте название своим командам. Вот, я по очереди буду задавать командам по одному вопросу. Можно отвечать не сразу, а посовещаться с командой, как лучше ответить. Если ответ правильный, команда выбирает одного человека. Этот человек подойдёт к контрольной линии… Видишь, вот я её на полу нарисовала, и бросит мягкую игрушку на любой из квадратов, который ему понравится (заранее разложите на полу девять квадратов из картона 20*20 см ; разложите их в виде простого геометрического рисунка, но так, чтобы между ними оставалось пространство). Если игрушка «съедет» с квадрата, команда получает утешительные аплодисменты. Если нет, тогда нужно будет заглянуть, что написано с обратной стороны квадрата. Ну, что, начнём? Вопрос команде «…»!

Вопросы для игры:

  1. Кто благословил маленького Иисуса в храме?
  2. Сколько лет было Анне?
  3. В каком городе родился Иисус?
  4. Почему Анна в храме начала рассказывать всем об Иисусе?
  5. Почему Иисуса называют Спасителем?
  6. Как ты понимаешь предложение «Иисус Спаситель для всего мира»?
  7. Что записано в Луки 19:10?
  8. Что ты можешь делать для людей, которые ещё не познакомились с Иисусом?
  9. Кому ты расскажешь об Иисусе на этой неделе?

Надписи с обратной стороны квадратов:

  1. Браво! Браво! Браво!
  2. Приз «Три корочки»
  3. Расскажи таблицу умножения на 4
  4. Приз «Кукурузные палочки»
  5. Приз «Морские камушки»
  6. Всей командой без слов покажите верблюда
  7. Приз «Орешки»
  8. Вручить шоколадную медаль «Самый лучший метатель»
  9. Приз «Крекеры»

А чтобы тебе легче было рассказать другим об Иисусе, мы сделаем с тобой вот такую рождественскую открытку (покажите образец) . Видишь, на ней написано, что … давай вместе прочитаем … “Иисус Спаситель всего мира”. Когда ты подаришь человеку такую открытку, он тоже будет знать о том, что Иисус Спаситель.

Заключение

Конспект этого занятия можно разделить на 2 урока. Его можно также адаптировать под рождественский сценарий или рождественское семейное общение. Вот уже 25 лет я знаю, что Иисус Спаситель, что Он родился и для меня тоже. Это согревает моё сердце. Так же, как Симеону и Анне, мне хочется рассказывать об этом всем! И если благодаря этому занятию об этом узнает кто-нибудь ещё, я буду очень-очень счастлива! Другие конспекты занятий для Воскресной школы смотрите в нашей рубрике

Друзья! На нашем канале в Ютубе стартовал новый проект: Библейские уроки детям. Для детей и родителей – наша Воскресная школа онлайн! Хотите, чтобы изучение Библии стало увлекательным? Сожалеете, что не всегда понимаете сложные взрослые христианские проповеди? Нуждаетесь в том, чтобы кто-то объяснил библейские истории маминым языком? Не знаете, как применить библейские истины в обычной жизни? Заходите в гости, слушайте наши библейские уроки всей семьёй – и знакомые сюжеты оживут по-новому! Библия не устарела!

Библейские уроки для детей дошкольного возраста (3-5 лет)

Год А, четверть 4

Библейские уроки для детей Родничок. Пособие для учителей

Урок 1 Маленькая девочка, проснись!
Урок 2 Вечер исцелений
Урок 3 Отверстие в крыш
Урок 4 «Теперь я вижу!»
Урок 5 «Юноша, встань»
Урок 6 Потерянная овечка
Урок 7 Потерянная и найденная
Урок 8 Непослушный сын
Урок 9 Большое-большое дерево
Урок 10 Первое Рождество
Урок 11 Первая рождественская песня
Урок 12 Пастухи находят Младенца Иисуса
Урок 13 Подарок Иисусу на день рождения

Письмо родителям

Дорогие друзья!

Приглашаем вас продолжить изучение Библии вместе с нами. Изучайте библейские уроки для детей Родничок. Понравились ли вам раскраски, которые мы поместили в библейские уроки для детей Родничок? А задания раздела «Вместе с тобой»? Мы надеемся, что они понравились не только вам, но и вашим детям!
Мы рады приветствовать вас на страницах очередного выпуска уроков субботней школы Родничок! Мы надеемся, что библейские уроки для детей Родничок помогут вам организовать семейное богослужение и сделать изучение Библии увлекательным занятием для ваших детей!
Запланируйте время семейного богослужения, (пусть это будет определенное время каждого дня). Покажите вашему малышу время на часах, и пусть он с радостью ожидает часа семейного общения. Пусть это будет время радости и особого общения с Богом! Начинайте и заканчивайте ваше общение молитвой. Учите своего ребенка, что разговор с Богом очень важен для каждого члена семьи: как взрослого, так и ребенка! Ежедневно повторяйте с ним библейскую историю и памятный стих. Во время изучения памятного стиха используйте рекомендованные в уроке движения или заучивайте стихи на определенную мелодию. Сотрудничайте с учителем субботней школы, продолжайте делать то, что не успел учитель во время урока.
Мы с вами призваны открыть нашим детям любовь и милость Божью. «Научите юношу вначале пути его, и он не уклонится от него, когда и состарится». Пусть Господь благословит и укрепит вас!
Будем молиться и прилагать все усилия, чтобы наши дети полюбили Господа Иисуса Христа как своего Спасителя!

Возраст 4-6 лет Год занятий – первый Цикл 4 События Рождества Урок № 25 Тема: Цель: Библейский источник: Библейская история: Золотой стих: Практическая цель: Рассказать детям о поклонении пастухов Младенцу Иисусу Евангелие от Луки 2 глава 8-20 стихи Поклонение пастухов «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Евангелие от Луки 2 глава 14 стих Побудить детей славить и хвалить Бога Приветствие Слово перед молитвой. Молитва Пение Ход урока Опрос домашнего задания Повторение золотого стиха Разложить на столе карточки со словами золотого стиха прошлого урока. Предложить детям правильно распределить их на доске и рассказать стих. Затем все вместе повторяют. Ещё можно пригласить троих детей, чтобы они взяли листы со словами золотого стиха и встали в таком порядке, чтобы можно было прочитать стих, а затем рассказали этот стих вместе. Повторение темы Вырезать «ангелочков» и на каждом из них прикрепить вопрос. Прил. № 1. Ученик берет «ангелочка», учитель читает вопрос. Правильный ответ дает право ребенку взять «ангелочка» себе. Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Как назывался город, где жила Мария? Назарет. Кого называют Божиим вестником? Ангела. Имя Ангела, который возвестил добрую весть Марии? Гавриил. Какое поручение Бог доверил Марии? Стать матерью Иисуса. Какое чувство наполнило сердце Марии? Радость. Какое имя Мария должна дать Младенцу? Иисус. Послушалась ли Мария исполнить повеление Бога? Да Бог желает, чтобы и мы были…. (Ребенок продолжает) послушными. Проверка практического задания Учитель проверяет заполнение рабочего листа тетради Оценочный момент Оценочная система рассчитана на уроки с 24 по 34. Из них уроки с 24 по 27 - раскрашивание рождественского подарка, а уроки с 28 по 35 - раскрашивание цветочков и листочков. Если выполнены все задания, в тетради раскрасить полностью рождественский подарок и цветочки с листочками, это означает, что ребенок получает оценку «отлично». Если задание выполнено не полностью, тогда раскрашивается только подарочная коробка и листочки, это означает, что ребенок получает оценку «хорошо». Вступление Тане очень нравилась Воскресная школа. Она с удовольствием слушала библейские истории, пела песни и заучивала золотые стихи. Возвращаясь домой, она всем рассказывала о том, что узнала о Боге. Радость наполняла ее детское сердечко. Однажды она услышала в проповеди, что все люди, которые любят Христа, должны прославлять Господа. Таня задумалась над этими словами. Придя домой, она взволнованно сказала маме: «Мама, я тоже хочу славить Бога, но как я могу это делать, ведь я еще маленькая». Мама обняла дочь и тихим голосом сказала: «Прославлять Бога – это значит любить Его. Ты славишь имя Бога, когда поешь песни о Нем, заучиваешь стихи и рассказываешь другим о Господе. Так когда-то славили Бога простые люди – пастухи». Тема Ночь. Ярко горят звезды на небе. Тихо кругом, и лишь у небольшого костра слышен разговор пастухов. Прил. № 2. Открыть оформленный вид звёздного неба, костра и т.д. Дети, вы знаете, кто такие пастухи? Ответы детей. Прил. № 3. Пастухами называют тех людей, которые пасут и охраняют овец. У них нелегкий труд, пастухи постоянно должны заботиться об овцах: перегонять овец на зеленые полянки, чтобы они могли есть сочную травку, водить к тихим водам, чтобы они могли спокойно пить. Прил. № 3. А если возникнет опасность – защищать от хищных зверей. Так на Вифлеемских полях пастухи пасли овец. В ночной тишине пастухи устроились возле костра, чтобы было теплее. Как приятно после трудового дня посидеть у костра, полюбоваться звездным небом и в то же время прислушиваться, нет ли какой опасности для овец. Возможно, пастухи о чем-то мирно разговаривали. «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их» Евангелие от Луки 2:9. Прил. № 5. Свет, сходящий с неба, осветил испуганные лица пастухов. «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» Евангелие от Луки 2:10. В эту дивную ночь в городе Вифлееме в пещере для загона овец родился Иисус – Спаситель мира. Ангел сказал, что Младенец лежит в яслях. И эту добрую весть первыми узнали пастухи. Сегодня эту весть могут услышать все люди – взрослые и дети. И для тебя сегодня звучит эта добрая весть о рождении Иисуса. Он пришел в этот грешный мир, чтобы подарить тебе Свою любовь и спасение. Радуйся и благодари Его за это. Взгляды пастухов были устремлены в небо. «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу…» Евангелие от Луки 2:13-14. Все небо ликовало, возвещая миру о рождении Младенца Иисуса. Изумленные пастухи слушали посланников неба и радовались этой вести. Как только Ангелы отошли от них, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» Евангелие от Луки 2:15. И пастухи поспешили отправиться в путь. Они пришли в город Вифлеем и в загоне для животных нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. С благоговением подошли пастухи к Младенцу, зная, что Он – Сын Божий. Они были очень рады, что могут видеть этого особенного Ребенка. Прил. № 6. Возвращаясь к своим стадам, пастухи всем рассказывали о рожденном Спасителе, воздавая славу и хвалу Богу. Пастухи славили Бога. Ты тоже можешь славить и хвалить Бога, как пастухи. Хочешь знать, как можно славить Бога?     Ты можешь петь песни о Боге и о Его любви. Ты можешь молиться и в молитве благодарить Господа. Ты можешь учить стихотворения и рассказывать их на собрании. Ты можешь славить Бога добрыми делами: своим послушанием и любовью к ближним. Помни, всё это принесет радость твоим родителям, тебе и прославит нашего Бога. Пение Разучивание золотого стиха «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Евангелие от Луки 2 глава 14 стих Слова золотого стиха написаны на листках бумаги, сделанных в виде облаков. Облако с местом Писания раскрасить в голубой цвет. Учитель, произнося слова золотого стиха, последовательно прикрепляет «облака» к доске. Дети вместе с учителем повторяют вслух. Затем по желанию дети выходят к доске и с помощью учителя убирают золотой стих, повторяя его наизусть. Буквы для слов з/стиха в конце книги. Материал для разучивания золотого стиха учитель готовит самостоятельно. Разучивание песни «К яслям бедным прибежали пастухи» (1-2 куплеты) Если остается время на уроке, предложить детям раскрасить картинки в рабочем листе тетради. Выполняется с родителями 1. Выучить золотой стих. Евангелие от Луки 2 глава 14 стих 2. Читать: Евангелие от Луки 2 глава 8-20 стихи 3. Заполнить рабочий лист тетради Напомнить детям, чтобы домашнее задание они выполнили вместе с родителями, которое указано в тетрадях. Заключительная молитва - Наш урок окончен. Я буду ждать вас, с Господом!


Top