Тема: «Дружная семейка. Занятие по развитию речи " моя семья"
Проект «Моя семья» во 2 младшей группе
Актуальность:Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка с раннего возраста.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путём, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Поэтому мы решили, что нам необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, которые дают возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих детей. Мы предполагаем, что наши партнёрские отношения с родителями дадут большой результат в развитии наших детей. Помогут детям более доступно и наглядно освоить понятие «Моя семья».
Цель проекта: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность для каждого человека, воспитывая любовь к своим близким родственникам и привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом.
Задачи проекта:
формировать у детей представление о семье;
формировать представления о родственных отношениях;
закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.
привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Тип проекта: образовательный, творческий.
Вид проекта: групповой, среднесрочный – 3 недели.
Участники проекта: Педагоги, родители, дети второй младшей группы.
Проблема: Некоторые дети плохо знают членов своей семьи по именам. Плохо рассказывают о своей семье. Когда приходят в детский сад и уходят домой во время одевания и раздевания между детьми и родителями происходят часто недовольство чем-то, обиды и конфликты. У некоторых семей нет при общении друг с другом тёплого взаимопонимания. В группе есть родители, которые не хотят принимать участия в общих мероприятиях, они считают, что это не так важно для их ребёнка.
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети смогут рассказать о своих родственниках, о своей семье и своих семейных традициях;
Отношения у детей к своим родителям будет уважительнее, они будут меньше капризничать и скандалить при общении с близкими родственниками.
На праздник «День матери» мы с воспитанниками сделаем подарки совместно с папами для наших любимых мам;
Форма проведения: Игровая деятельность, ситуационные беседы, чтение литературы, заучивание стихов к празднику «День матери», просмотр мультфильмов «Мама для мамонтёнка»,
Продуктивная деятельность:
Материалы и оборудование : атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, наборы демонстративных картинок, Книги для выставки, план тематической недели, конспекты НОД.
План реализации проекта.
I Подготовительный этап:
1.Разработка проекта;
2. Подбор соответствующей литературы и информации по данной теме.
3.Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
4.Общение с родителями и обсуждение работы по данной теме.
5.Привлечение родителей к продуктивной и творческой деятельности:
6. Рассматривание фотографий своей семьи; беседы о семье «Моя семья»,
«Праздники в моей семье», «Моя бабушка самая хорошая», рассказ детей о
братьях и сестрах, рассказы о маме и папе.
7. Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке.
8.Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр на семейную тематику.
9.Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Дочки- матери».
Работа с родителями:
1.Создание семейных альбомов «Наша дружная семья» из рисунков или фотографий;
2.Изготовление листовки «Ладошки нашей семьи»;
3.Совместная деятельность детей с папами «Мы с папой подарок маме смастерили и этим маму удивили»;
4. Консультация "Как создать родословную своей семьи",.
5.Семейную встречу «Неразлучные мы всегда мама, папа и конечно - я».
II Основной этап:
«СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
1.БЕСЕДЫ НА ТЕМЫ:
«Моя семья». «Мои бабушка и дедушка». «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как я помогаю дома?», Ситуационная беседа по вопросам «Что делает ваша семья утром (вечером)», «На кого ты похож? И почему?»; «Где живёт твоя семья», «В какие игры играют с вами ваши родители»;
Беседа по вопросам с использованием семейных альбомов «Расскажи, с кем ты живёшь»;
«Я люблю маму (папу) потому, что…»;«Как близкие заботятся о своих детях», «Мы дружная семья», «Ласковые слова для мамы», «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Выходной день с мамой и папой».
Цель: Продолжать развивать речь, как средство общения, умение устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками беседы. Формировать у детей представления о семье, о родственных отношениях; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, их места работы, домашнего адреса.
2.ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Сказки «Волк и семеро козлят»,"Три медведя», «Сказка о глупом мышонке» А.Маршак, . стихотворений «Вот какая мама» «Посидим в тишине», Е. Благинина, «Моя семья» Д. Габе, С.Капутикян «Моя бабушка», С.Баруздин «Мамина работа», И. Косякова «Всё она»; Заучивание стихотворений Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня».
Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Не нужен клад, когда в семье лад.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Цель: формировать умение внимательно слушать сказки, стихотворения; развивать интерес к чтению, умению рассказывать выученные стихи, пересказывать содержание сказок и рассказов.
3. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
* Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Дочки- матери», «Готовим обед, как мама», «В гости к бабушке», «Наш Дом».
*Дидактические игры «Чья мама?», «Кого как зовут», «Кто у нас хороший?», «Позвони по телефону», «Знакомство», «Моя семья», «Мамы и детки», «Найди ладошки своей семьи»), «Узнай про кого я расскажу», « Свой – чужой», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Кем быть», «Кому что нужно для работы».
*Пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка…», «Пальчик, пальчик, где ты был», «Строим дом»; «Кто живёт у нас в квартире», «Семья».
*Настольно- печатные игры «Фоторобот» (складывание из нескольких частей портрета), «Бусы для мамы».
Игра- инсценировка «Добрый вечер, мамочка» (папочка или другие родственники).
Цель: формировать интерес к игровым действиям сверстников; умение передавать в игре события окружающей действительности, развивать игровой замысел, мелкую моторику рук, фантазию, память. Развивать у детей умение играть дружно, согласовывать свои действия с действиями других.
4.Труд
«Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку».
Цель: Обучать детей правильной последовательности одевания, раздевания, складывания снятой одежды после прогулки, умению соблюдать порядок. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду. Воспитывать эстетичность и красоту.
5.Наблюдения
за трудом няни, повара, дворника, мамы дома, папы. Посещение вместе с родителями их работы.
Цель: Формировать представления о трудовых действиях, используемых инструментах, значимости результатов труда.
6.СХД
Рассматривание семейных альбомов, которые сделали родители и принесли в детский сад.
Сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
Раскрашивание «Папа, мама, я - дружная семья», лепка «Портрет мамы», изготовление из цветных макарон «Бусы для мамы», аппликация из ладошек «Моя семья»
Цель: Формировать представление о семье, семейной принадлежности, развивать атмосферу тепла, любви и дружбы. умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды.
7.ФОБ
Беседы: «Правила безопасного поведения», «Это вредная еда», «Микробы и мыло», «Если ты остался дома один».
Ситуация: «Что делать, если ты потерялся».
Дидактические игры: . «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда».
Цель: закрепление навыков безопасного поведения дома, на улице, умения применять полученные знания в жизни. Воспитывать осторожность при выполнении упражнений, безопасность в подвижных играх.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
1.Занятие по развитию речи «Моя семья».
Цель: Учить рассказывать по картинке "Моя семья", отвечать на вопросы воспитателя простым предложением из 3- 4 слов, упражнять в согласовании личных местоимений с существительными. Развивать умение произносить звук (м) в словах, фразовой речи; произносить звукоподражания с разной силой голоса. Воспитывать интонационной выразительность речи, любовь и уважение к своей семье.
2.Составление рассказов на тему: «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома».
3. ФЦКМ (ознакомление с предметным миром) «Поможем бабушке Федоре»
Цель: Учить различать виды посуды (столовая, чайная, кухонная) и способы её использования; закрепить знание геометрических фигур. Развивать умение отвечать на вопросы, использовать в речи обобщающие слова " Посуда", "Столовая", "Чайная", "Кухонная». Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, бережное отношение к посуде; способствовать формированию привычки к чистоте.
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.Занятие по аппликации «Мой портрет»
Цель: Учить на готовой форме (голове) размещать готовые детали (нос, глаза рот). Развивать умение передавать в аппликации своё лицо. Воспитывать интерес к занятиям.
2.Конструирование «Дом»
Цель: Учить детей строить дом; видеть постройку в целом и выделять ее части (стены, крыша, дверь, окно), отвечать на вопросы педагога, рассказывать о том, как построена каждая часть. Развивать умение делать анализ образца-постройки (два кирпичика стоят слева плотно друг к другу на узких гранях, два таких же кирпичика стоят справа, сверху две призмы, спереди и сзади построек, кирпичики, приставленные широкими гранями). Воспитывать конструктивные навыки.
3. Пение и слушание песен:
«Моя семья» Музыка и слова: Александр Ермолов, «Папа, мама, сестра и брат» слова и музыка: Яков Василевский, «Мама, папа, я" (исп. группа "Волшебный микрофон"), «Моя дружная семья» Сл.Татьяна Рядчикова, муз. Александр Комаров, "Бабуля, дедуля "муз. и сл. В.Бобкова, "Папа, мама,я" муз.В.Ковалива,сл.М.Марина
Цель: уметь внимательно слушать музыкальные произведения до конца, понимать характер музыки рассказывать, о чем поется в песне.Способствовать музыкальной восприимчивость детей, воспитанию зачатков музыкального вкуса.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Подвижная игры: «По ровненькой дорожке», «Парами на прогулку», «Найди свой домик», «Поезд», «Наседка и цыплята»,«Такси»,«Тишина»,«Пройди – не задень» ,«Пройди – не упади» ,«Птички в гнездышках»,«Найди свое место».
Физкультминутки:
«Я иду, и ты идешь «, «Ладушки у бабушки», «Посуду моет наш Антошка», «Я человек и ты человек."
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног со словами игры; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве; развитие умения бегать по площадке, не наталкиваясь на других участников игры, начинать движение по сигналу.
III Завершающий этап:
Результат:
Дети могут рассказать о своих родственниках, о своей семье и своих семейных традициях. Отношения у детей к своим родителям стали более тёплыми, родители и дети стали к друг другу внимательнее и трепливее. Многие родители чаще стали интересоваться делами группы. Многие предлагают свою помощь, а некоторые иногда проявляют свою инициативу в организации групповых дел.
1. Мы оформили из принесённых родителями работ выставки: «Я и моя дружная семья» (фотовыставка), «Моя семья» (из ладошек членов семьи); «Наша мама - красавица» из журнальных вырезок (игра - фантазия вместе с папами и детьми). Папка « Наши мамы».
2. Провели семейную встречу «Неразлучные мы всегда мама, папа и конечно - я», посвящённую «Дню матери», где подарили бусы из цветных макарон, сделанные детьми.
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность во 2 младшей группе на тему:
«МОЯ СЕМЬЯ»
Тип проекта :
Долгосрочный, творческий.
Участники проекта :
Дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Образовательные области:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Актуальность темы:
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни.
Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья» вызовет большие затруднения. Начав ее изучение, выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают, кто, кому, кем приходится, кто старший в семье, кто младший.
Цель проекта:
Формирование у детей первоначальных представлений о семье.
Задачи проекта:
- Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
- Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
- Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи;
- Вызвать интерес к собственному имени;
- Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.
Предполагаемый результат:
дети должны получить представления о членах семьи, научиться устанавливать родственные связи в своей семье.
Планирование по реализации проекта:
1 этап.
Накопительный (информационный, подготовительный)
Мероприятия | Ответственные |
Постановка проблемы: Что мы знаем?
Что хотим узнать?
| воспитатели |
Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья». | воспитатели |
Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье; Формировать обобщающее понятие «Семья». | воспитатели |
Вовлечь родителей в работу над проектом: | Воспитатели, родители |
2 этап.
Практический (организационный, реализация проекта)
«Познавательное развитие»
Мероприятия | Ответственные |
Цикл бесед на темы:
| воспитатели |
Рассматривание сюжетной картины «Семья», | воспитатели |
Рассказ о каждом ребёнке, беседа об именах детей, воспитывать интерес к собственному имени | воспитатели |
Беседа о братьях и сёстрах | воспитатели |
Подбор художественного слова, пословиц по теме проекта. Информационная папка «Пословицы о семье» | воспитатели |
Подбор стихотворений об имени ребенка. Информационная папка | воспитатели |
«Социально-коммуникативное развитие»
Мероприятия | Ответственные |
Беседа «Моя мама»
(познакомить детей с трудом мамы; | воспитатели |
Беседа «Я и мой папа»
(познакомить с профессией папы; | воспитатели |
Беседа о братьях и сёстрах
(продолжать учить устанавливать родственные связи в семье; | воспитатели |
Беседа с детьми о бабушках и дедушках (расширять словарь прилагательных: молодой – старый, добрый, весёлый, красивая, добрая) | воспитатели |
«Речевое развитие»
Мероприятия (чтение) | Ответственные |
рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер» | воспитатели |
стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» | воспитатели |
стихотворений А. Барто | воспитатели |
стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине» | воспитатели |
рассказа Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка» | воспитатели |
сказок: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» | воспитатели |
«Поищем и найдем хорошие слова» | воспитатели |
Выполнение заданий по карточке «Моя семья» и генеалогическому дереву. | воспитатели |
Д/и «Назови ласково» | воспитатели |
Д/и «Как тебя зовут?» | воспитатели |
Д/и «Отгадай, о ком я говорю» | воспитатели |
Д/и «Назови и покажи» » | воспитатели |
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Мероприятия | Ответственные |
«Бусы для мамы» | воспитатели |
Пальчиковая игра «Моя семья» | |
«Поможем бабушке» | воспитатели |
Пальчиковая игра «Ладушки» |
Коррекционная работа:
Мероприятия | Ответственные |
|
Упр. Кто позвал? | воспитатели |
|
Упр. «Вот так!» | воспитатели |
|
Упр. «Шумовые коробочки» | воспитатели |
|
Упр. «Что делают члены семьи?» | воспитатели | |
Упражнения на развитие общих речевых навыков |
||
Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки» | воспитатели |
|
Упр. «Бабушка удивляется» | воспитатели |
|
Упр. «Поймай звук О» | воспитатели |
|
Упр. «Мамины духи» | воспитатели |
|
Упр. «Ау, ау - кричу в лесу» | воспитатели |
3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)
Мероприятия | Ответственные |
С/р игра «Семья» | воспитатели |
Рассматривание генеалогического древа | воспитатели |
Составление с детьми рассказов о членах семьи: | воспитатели |
Оформление стенда - выставки «Моя семья» | воспитатели |
Чтение стихов о своей семье. | воспитатели |
Планирование работы.
Месяц | Тема | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Работа с родителями |
Сентябрь | Диагностика детей на начало учебного года. | Разучивание потешек по данной теме : «Пальчики», «Кто живёт в моей квартире?», «Ладушки», «Поможем бабушке». Беседа об именах детей на тему: « Что обозначает каждое имя» | Сюжетно – ролевые игры в «Семью», «Дочки – матери» с разными вариантами. | Выпуск фотогазет: «Первое лето вместе», «Праздники летом» Привлечь родителей к сбору материала по теме проекта, к созданию личных портфолио на детей. Консультация на тему: «Ошибки, которые совершать нельзя» |
Октябрь | Семья – что это? | Рассматривание иллюстраций, открыток, посвящённых теме «Семья» Рисовани е на тему: «Ласковое солнышко» методом примакивания к солнышку ладошек (коллективная работа). | Беседы на темы : «Что такое семья», «Кто живёт в моей семье». | Продолжить сбор портфолио с родителей. Собрание родителей на тему : «Всё начинается с семьи» Консультация на тему: «Какой характер у ребёнка?» |
Ноябрь | Мама, любимая моя. | Познавательное занятие на тему : «Моя семья» Лепка на тему : «Бусы в подарок мамочке» Изготовление коллективного панно «Мы с моей мамочкой похожи, как две капельки воды!» Аппликаци я ко Дню Матери на тему: «Сладкая конфетка» Беседа на тему: «Моя мама – самая лучшая» | Разучивание стихотворения «Дома». Сюжетно – ролевые игры в «Нашу семью» с вариантами «Скорая помощь», «Парикмахерская» | Консультирование на тему: «История возникновения праздника День Матери». Тестирование на тему : «Мой стиль воспитания в семье». Совместное проведение Дня Матери. Чаепитие в группе. |
Декабрь | Дом, в котором я живу. Наши братья и сёстры. | Рассматривание сюжетной картины «Семья» Беседа на тему: «Наши братья и сёстры» | Изготовление коллажа методом обрывания на тему: «Весёлая семья снеговичков». Рассказывание русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | «Как знакомить ребёнка с историей семьи. Работа с генеалогическим древом» |
Январь | Наши бабушки и дедушки. | Беседа на тему: «Мои бабушка и дедушка». Изготовление из солёного теста на тему: «Подарок моим любимым – весёлые конфетки» | Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Бабушка и внучка» Сюжетно – ролевые игры на тему : « У бабушки скоро день рождения», «Дедушка заболел» Упражнения на развитие речевых навыков: «В гостях у бабушки». | Развлечение совместно с детьми на тему: «Бабушка – Загадушка». Памятка на тему: «Буклет об истории семьи» |
Февраль | Мой папа. | Коллективный разговор на тему: «Папа может». Рисование на тему: «Автомобиль для папы» | Составление с детьми рассказов на тему : «Кто живёт в моей семье». | Практическое занятие – тренинг на тему: «Газетная семья» Консультация на тему : «Воспитываем мужчину» |
Март | Семья – это общий дом. | Изготовление сувениров в подарок мамам и бабушкам. | Чтение произведения С. Михалкова «А что у Вас?» Рассматривание альбома группы с семейными фотографиями. | Папки на темы: «Стихи о семье», «Русские народные пословицы» Консультация на тему: «Права ребёнка. Соблюдение их в семье» |
Апрель | Наша группа – это тоже наша семья. | Дидактические игры: «Отгадай, о ком я говорю», «Как тебя зовут?», «Назови ласково» | Рассматривание флага нашей группы. Разучивание девиза группы «Солнышко» | Изготовление родителями стенгазет на тему: «Хорошо там и тут, где по имени зовут» |
Май | Что мы узнали о семье. Диагностика детей на конец года. | Познавательное занятие на тему: «Семья – тепло и ласка» Комплексное занятие на тему: «Воздушные шары наших семей» (дети наклеивают на шарики портреты членов своей семьи) | Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» | Оформление выставки – стенда на тему: «Моя семья» Памятка на тему: «Основы нравственных отношений в семье» |
Диагностическая карта оценки знаний детей по осуществлению проектной деятельности.
№ п | Ф. И. ребёнка | Понятие о семье | Знание членов семьи | Знания о работе родителей | Интерес к своему имени | Отношение к членам семьи | ИТОГ |
||||||
Афанасьев Артём | |||||||||||||
Антонова Вика | |||||||||||||
Бугун Кира | |||||||||||||
Богданова Ева | |||||||||||||
Белявская Дарья | |||||||||||||
Бербенцев Иван | |||||||||||||
Бостанова Белла | |||||||||||||
Ибрагимова М. | |||||||||||||
Гончарова М. | |||||||||||||
Гурбина Саша | |||||||||||||
Гуров Артём | |||||||||||||
Гурова Настя | |||||||||||||
Волошин Ярик | |||||||||||||
Дроздова Саша | |||||||||||||
Джинджуа Д. | |||||||||||||
Ероцкая Алина | |||||||||||||
Кулиев Самир | |||||||||||||
Курамагомедова | |||||||||||||
Лебедев Арсений | |||||||||||||
Лизогубова Дарья | |||||||||||||
Левин Лев | |||||||||||||
Маркова Настя | |||||||||||||
Минасова Марта | |||||||||||||
Жигунов Роман | |||||||||||||
Зубалова Ева | |||||||||||||
Рахманов Илья | |||||||||||||
Соломко Семён | |||||||||||||
Самарджиева С. | |||||||||||||
Побединская Лиза | |||||||||||||
Топсахалов Савва | |||||||||||||
Тетеревятникова | |||||||||||||
Поляков Ярик | |||||||||||||
Чарыков Георгий | |||||||||||||
Черников Лёша | |||||||||||||
Читинашвили Д. | |||||||||||||
Шаов Осман | |||||||||||||
Шанько Роман | |||||||||||||
Шипулин Марк | |||||||||||||
Шулинов Богдан | |||||||||||||
Юдина Алла | |||||||||||||
41. | Корейник Никита | ||||||||||||
42. | |||||||||||||
43. | Бондаренко Пётр | ||||||||||||
44. | Клим Дарья | ||||||||||||
45. | |||||||||||||
46. | |||||||||||||
Показатели уровней развития.
Высокий уровень : 2.5 – 3 балла
Средний уровень развития: от 1.5 до 2.4 балла
Низкий уровень развития : меньше 1.5 баллов
1 полугодие.
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
2 полугодие.
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень
Приложения:
- Генеалогические древа каждой семьи.
- Рассказы детей «Моя семья».
- Папка «Пословицы о семье».
- Папка «Хорошо и там и тут, где по имени зовут!!!»
. Папка «Стихи о семье»
. Конспект познавательного занятия во второй младшей группе на тему:
«Моя семья».
Программное содержание:
Обогащение представлений о семье, о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Воспитание любви к близким людям. Совершенствование умения рисовать красками.
Цели:
Создавать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности. Закреплять умение называть членов семьи. Формировать понимание роли взрослых и детей в семье.
Обогащать словарный запас детей (названия пальцев рук), активизировать употребление прилагательных в речи.
Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, закрашивать контурные картинки.
Развивать восприятие формы и цвета, внимание, память, речь, общую и мелкую моторику, эмоциональную сферу детей.
Создавать условия для воспитания любви, внимательного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Материалы и оборудование:
- Кукла Антошка
- макет дома
- силуэт ладошки из картона
- шапочки на каждый палец ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребенка
- контурные картинки
- изобразительный материал
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем подходят к домику:
Что за башенка стоит?
А в окошке свет горит!
К этой башне подойдём,
А зовётся башня – дом.
- Мы постучим, тук- тук. Никого?
- Постучим по громче, ведь звонка нет, тук-тук.
Кто-то выглядывает в окно.
- Здравствуй мальчик, как тебя зовут?
- Здравствуйте, я Антошка.
- Антошка с кем ты живешь в этом домике?
- Один.
- Один? Ребята, как вы думаете, может ли жить ребенок один в доме? (Нет).
А кто должен жить вместе с ним? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Правильно, а все вместе, это семья.
Сейчас внимательно послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку –
Держат все одну лопатку.
А зимою все гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот какие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы)
Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся? (Перчатки)
Давайте поиграем в пальчиковую игру «Семья». Сожмите левую руку в кулак, а правой, будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец.
Движение сопровождается текстом:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот – пальчик мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта игра? (Эта игра о семье)
Показывает детям силуэт кисти руки.
Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье самый маленький? Как вас называют дома? Поищем на разносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем её на мизинец.
Садитесь по удобнее и послушайте стихотворение:
Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шёл.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо.
Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама?
(Ласковая, любимая, милая, хорошая и т. д.). Найдите шапочку «маму» и наденьте на безымянный палец.
Послушайте еще одно стихотворение:
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И если кому - нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? (сильный, смелый, храбрый и т. д.) Найдите шапочку «папа» и наденьте её на средний палец.
А сейчас все в круг скорей да играйте веселей.
Педагог читает стихотворение и сопровождает слова движениями.
(хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони все в морщинки собраны (показывают ладони)
А у бабушки ладони добрые - предобрые (поглаживают ладони одну о
другую)
Ведь работали ладони долгими годами (постукивают кулачками)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами (подносят ладони к лицу)
По кудрям меня погладят добрые ладони (имитируют поглаживание)
И с моей печалью сладят теплые ладони (подносят ладони к лицу,
дуют на них)
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)
Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой? Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…(милая, умная, красивая, добрая, хорошая, умелая). Найдите на разносе шапочку с изображением бабушки и наденьте ее на указательный палец силуэта руки.
У нас остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это? (дедушка). Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение:
У меня есть дедушка, как зима, седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
Мне на все мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!
Что вы можете сказать о своем дедушке? Какой он? (Добрый, сильный, умелый, сильный, храбрый). Давайте на большой палец силуэта наденем шапочку с изображением дедушки. Получились большие дружные семейки.
Ребята, а где будут жить наши дружные семейки? (в доме)
Посмотрите, какие красивые есть у меня картинки, а на них нарисованы дома. Только они не раскрашены. Что делать? Давайте мы их раскрасим и поселим туда наши семьи.
Дети подходят к столам и рисуют.
По окончании работы проводится игра: «Вот какой красивый дом».
Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы нарисовали для дружной семейки.
Вот какой красивый дом: раз, два, три, четыре, пять (руки на поясе,
повороты вправо, влево)
Будем рисовать, играть (ритмичные приседания)
Дом большой, высокий строим (на носочках, руки вверх, тянутся)
Окна ставим, крышу кроем (прыжки)
Вот какой красивый дом: будет жить семейка в нём. (показыв ают руки вперёд)
А давайте устроим выставку наших домов. Куда мы повесим домики, чтобы их все увидели?
После размещения рисунков дети любуются своими работами.
. Буклет для родителей на тему: «Моя родословная»
Рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.
Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение.
Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова - преемственности поколений, исторического развития в целом.
"Семья"
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях.
- Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
- Важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению дошкольников с родословной является овладение знаниями о том, что такое родословная , зачем ее составляют, каковы истоки традиции . Родителям самим необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою родословную.
- Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.
- Существует два основных способа ее ведения - по восходящей и нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного родства. Восходящая прямая линия родства - это та, которая идет от данного лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца - вторым, дедушек и бабушек - третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит все к более и более отдаленным поколениям.
- Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки мужчины, называется мужской восходящей родословной.
- Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную - самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания.
- Родословную можно представить в виде дерева. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков - на разветвлениях и ветвях.
- Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков - задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить.
- В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словесно-логическое мышление.
Литература:
- Программа «Детство»
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект». – М.: ТЦ Сфера, 2007
- Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду». // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102
- Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. «Маленьким детям – большие права»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство» – Пресс, 2007
Проект «Моя семья» во второй младшей группе.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка
Цель: Формирование у детей понятие «Семья». Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи:
- Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
-. Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.
Развивать партнёрские отношения с семьями воспитанников.
Тип проекта : творческий, групповой.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, педагогический коллектив.
Срок реализации проекта : долгосрочный.
По количеству участников : коллективный.
Ожидаемые результаты проекта:
Расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительные и партнёрские отношения.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : досуговое мероприятие
Название итогового мероприятия : «Я и моя семья»
Продукты проекта Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья»
Итоговый продукт: Праздник «Я и моя семья»
Этапы проекта.
1 Подготовительный .
Педагог:
Информирует родителей о целях и задачах проекта, дает рекомендации родителям по участию в проекте
- опрос детей: «Что я знаю о семье?»
Подбирает художественно-познавательную литературу.
Составляет план работы со специалистами ДОУ
Рассматривают фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток
Родители, специалисты :
Знакомятся с целями, задачами проекта, включаются в его реализацию
Специалисты подбирают музыкально-литературный репертуар для детей к празднику, консультации и рекомендации для родителей.
2 Деятельностный
Педагог:
Консультирует, направляет родителей на участие в проекте
Создаёт условия проявления у детей творчества воображения.
Проводит беседы о семье; читает рассказы, стихи о семье; проводит различные игры.
Оформляет семейную выставку « Мама, папа, я – мы спортивная семья»
Разучивает с детьми песни, танцы, стихи к празднику.
Оформляет информационно-поздравительный стенд « С Днём Семьи»
Консультация для родителей: « Мама, папа, я – счастливая семья» , «Ребёнок – член семьи», «Роль современной семьи в воспитании ребенка».
Подбирает конкурсы, готовит совместные выступления детей и родителей.
Внедряет в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов
по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
Участвует в создании папки-передвижки «Тайна имени»
Оформляет стенд «Защита прав и достоинства ребёнка в семье»
Организует выставку детских рисунков
Проводит родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»
Дети:
Разучивают песню, танцы, стихи к празднику
Рисуют, готовят поделки к тематическим выставкам
Участвуют в сюжетно-ролевых играх.
Родители:
- Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
Подготавливают материал для совместных выставок.
Проводят репетицию своих творческих номеров для показа детям
3 Завершающий
Педагог:
- презентация проекта «Моя семья»
- проводит открытое занятие с детьми для педагогов « Моя милая мама »
Организует выставку работ детей «Портрет моей мамы»
Оформляет альбом «Моя семья»
Организует и руководит поздравительной частью праздника «Я и моя семья»
- распространение опыта работы в СМИ.
Дети:
Выступают с поздравлением на праздниках
Приглашают родителей на совместное чаепитие после концерта
Родители:
Участвуют в совместном празднике «Я и моя семья»
Показывают культурные ценности своей семьи
Участвуют в совместном чаепитии с детьми.
План мероприятий
Познание
Беседа: «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Где работают мама и папа», «Я и мой дом», «Что такое хорошо, что такое плохо».
Рассматривание сюжетных картин: «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу», «Наша дружная семья», «Курочка с цыплятами»
Заучивание пословиц: «В хорошей семье хорошие дети растут», «Дружную семью горе не берёт»
Развитие речи
Коммуникация
Составление рассказов о своей семье по фотографиям, составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники»
Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
Речевая игра «Подбери словечко» (определения)
Речевая игра с мячом «Я вижу много…»
Чтение художественной литературы
С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», И.Косякова «Все она», Е.Благининой «Солнышко», Татьяны Боковой «Как папа».
Социализация
Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Мамины помощники», «В гости к бабушке и дедушке»
«Больница»
Продуктивная деятельность
Рисование: «Портрет семьи», «Цветы для мамочки», «Солнышко для мамы», «Галстук для папы»
Лепка: «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Салют», «Конфетки для моих близких»
Аппликация: «Подарок моей семье. Красивая скатерть», «Мимоза», «Украсим фартук для мамы», «Открытка для папы»
Конструирование: «Гараж для папиной машины», «Построим красивый дом»
Физ.оздоровительная деятельность
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?»
Физкультминутка «Семья».
Комплекс ОРУ «Дружная семья»
Развивающая среда
Сюжетные картинки на тему: «Моя семья»
Развивающая игра:«За рулём», «Пирамидка», «Кружочки»
Книжки – раскраски на тему: «Помогаем дома»
Безопасность
Беседа: «Если ты остался дома один», «Правила поведения за столом»
Ситуация: «Что делать, если ты потерялся»
Работа с родителями
Выставка семейных фотографий «Мама, папа, я – мы спортивная семья».
Выставка рисунков: «Моя мама – самая лучшая», «Мой самый лучший папа!», «С днем матери!», «Наша семья»
Консультация: «Ребёнок – член семьи»
Консультация «Роль современной семьи в воспитании ребенка».
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Совместные игры дома»
Оформление стенда «Защита прав и достоинства ребёнка в семье»
Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Я и моя семья»
Дети заходят в зал под песню «Гимн семьи»
Ведущий:
Здравствуйте уважаемые гости, родители! Мы рады видеть вас на семейном празднике.
Ведущий: Сегодня в этом зале мы собрались не зря,
Сегодня мы расскажем, как нам важна семья.
Ребёнок
Сегодня праздник – «День семьи»,
Вас дружно поздравляем.
Вы улыбайтесь от души,
Сейчас мы выступаем!
Ведущий: А сейчас дети исполнят для вас песню «Что такое семья»
Ребёнок:
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое.
Это всё моё родное.
Это Родина моя
Всех люблю на свете я!
Ребёнок
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось
Не ясно нам совсем.
Не надо думать и гадать.
Два дедушки,
Две бабушки.
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я»!
Ведущий.
Семья - это свято,
Семья - это счастье,
Если мир и дружба в семье,
Вам смогут завидовать все!
В нашей большой семье 75 человек - это папы, мамы и дети.
Из них мам - 25, пап - 25, девочек - 11, мальчиков -14.
Многодетных семей -3.
Ведущий: А какие талантливые у нас дети и родители, бабушки и дедушки.
В этой семье играют на многих музыкальных инструментах, увлечены поэзией. Встречайте семья …
Музыкальный номер
Ведущий: Несмотря на юный возраст, наши дети принимали участие в городских, окружных конкурсах.
Стихотворение читает...
Стихотворение «Воспитанные дети »
Ведущий: А сейчас мы отправимся в гости к семье …
Музыкальный номер семьи.
Ведущий: … прочтёт стихотворение «Мамин хвостик»
Ведущий: Лауреатом 3 степени в песенном жанре на Лангепасской капели стала...
. Песня «Бабушкины сказки»
Ведущий: К вашему вниманию стихотворение Югорского поэта «Фламастеры»
Ведущий:
Семья – это не только мама и папа. Это и дети, и внуки, и многочисленные родственники. Но иногда люди даже не знают, как друг друга называть. Давайте мы с вами, попытаемся определить, уважаемые родители.
Брат отца (матери) – ДЯДЯ
Сестра отца (матери) – ТЕТЯ
Отец жены – ТЕСТЬ
Мать жены – ТЕЩА
Брат жены – ШУРИН
Брат мужа – ДЕВЕРЬ
Сестра мужа – ЗОЛОВКА
Сестра жены – СВОЯЧЕНИЦА
Отец мужа – СВЕКОР
Мать мужа – СВЕКРОВЬ
Ведущий :
Произошла история
Недавно иль давно.
История занятная,
Каких полным – полно.
Но, может мы историю
В другой расскажем раз?
Дети:
Нет, нет,
Мы хотим сейчас!
Ведущий: Тогда приготовьтесь слушать!
В этой сказке есть намек,
Если вдуматься – урок!
Ведущий: Жила была Маша. Сколько ей лет?
Сколько зим, столько и лет - шести еще нет,
А всего четыре года.
Сценка
На фоне песни «Дружная семья» (муз. и сл. В. Пивоваровцовой) мимикой мама просит дочку поесть, дочь отворачивает голову, папа просит убрать игрушки, Маша злится и убегает.
Маша : Не хочу, не буду! Пойду искать новых родителей.
Ведущий : Что случилось с тобой, малышка?
Маша : Не хочу я жить дома, меня заставляет кушать, убирать игрушки. Убегу от них.
Ведущий : Что ты, Машенька все дети слушают маму с папой, умываются, одеваются, убирают за собой игрушки.
Маша : Не хочу, не буду.
Ведущий : А что ты хочешь?
Маша : Хочу, хочу себе новых родителей.
Ведущий : И отправилась Маша в путь. Шла она, шла и пришла к пруду, а на пруду плавают утята.
Танец «Утята-моряки».
Утёнок : Здравствуй, Маша, что ты делаешь одна на пруду?
Маша : Я ищу себе новых родителей.
Утенок : Оставайся, Маша, с нами, научим тебя плавать.
Маша : Не хочу, не буду я мокнуть в воде (уходит).
Ведущий : Пошла Маша дальше. Идёт, идёт и навстречу ей курочка с цыплятами.
«Танец курочки и цыплят»
Курочка: Здравствуй, Маша! Куда ты идёшь?
Маша
Курочка: Оставайся. Червячком тебя угостим.
Маша : Не хочу, не буду, они противные.
Ведущий : Убежала Маша. Прибежала она на полянку, а там бабочки летают, и стала она с ними танцевать.
Танец «Бабочки».
Бабочка : Здравствуй, Маша, что ты делаешь одна в лесу?
Маша : Я ищу себе новых родителей. Можно я с вами останусь жить?
Бабочка : Оставайся. Дети не могут находиться в лесу одни. Мы зимой свернемся куколками и будем спать всю зиму. И ты с нами.
Маша : Да не хочу я спать всю зиму. Что это такое? То мокнуть предлагают, то червячков, есть, а теперь всю зиму спать! Я хочу домой, к маме с папой.
Мама, папа. вы где, я вас очень люблю!
Музыка. Маша зовет маму и папу. Входят родители, обнимают дочку, берутся за руки.
Маша :
Люблю маму и папу за что я не знаю
Наверно, за то, что живу и мечтаю,
Я радуюсь солнцу и светлому дню
За все вас родные я очень люблю.
Ведущий: А сейчас наши дети исполнят весёлый танец.
Танец «Чунга –Чанга»
Ребёнок
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой.
Семья большое счастье-
Подарок самый – самый!
Ребёнок
У каждого на свете
Должны быть братья, сестры
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
Ведущий . Дети расскажут о своей семье.
Ребёнок
Мама папу повстречала
Это сказочки начало
Родила для папы сына-
Это будет середина.
Нет счастливее отца
Нет у сказочки конца.
Ребёнок
У меня семья большая.
Очень дружная такая.
Мама, папа, Сава я
Вот и вся моя семья.
Ребёнок
Живёт со мною в доме
Любимая родня.
А вместе мы большая
И дружная семья.
Мы любим собираться
За праздничным столом
Тогда горой веселье
И счастье полон дом.
Ребёнок
Две бабушки, два дедушки,
Родители, сестра моя и я.
Вот так и получается
Обычная семья.
Ребёнок
Стих я громко всем прочту.
Про Данилину семью.
Она крепкая такая
Золотая, заводная.
По секрету вам скажу
Я семью свою люблю.
Ребёнок
У нас дружная семья
Самый младший из всех я.
Меня любят и ласкают
Самым вкусным угощают
Ребёнок
У меня есть семья
Мама, папа, сестра и я.
Лучше всех мы живём,
Песни громко мы поём.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.
Пусть всегда живёт семья-
Мама, папа, сестра и я.
Ребёнок
Кто домой приходит поздно,
Кто на вещи смотрит грозно!
Кто меняет лампочки?
Ну, конечно, папочка!
Кто с утра до ночи белкой,
Моет, варит, режет мелко?
Кто летает ласточкой?
Ну, конечно,- мамочка.
Кто готов построить дом,
Бегать, прыгать, став конём.
У родителей сынишка.
Очень милый шалунишка.
Кто вы спросите меня,
Эти милые друзья.
Я отвечу не тая,-
Это всё моя семья!
Ребёнок
Папа жалуется:
Что-то
Утомляюсь от работы…
Мама тоже:
Устаю,
На ногах едва стою…
Я беру у папы веник-
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду-
Сам помою, не забуду-
Папу с мамой берегу.
Я же сильный
Я смогу.
Ведущий Дом бывает разным. У наших с вами детей есть еще и второй дом, в котором они проводят большую часть дня.
Если в этот дом войдешь
В мир волшебный попадешь
Будешь весело смеяться, и грустить и волноваться
Этот праздник много дней, будет жить в душе твоей.
Ведущий : Догадались, ребята, как называется этот дом?
Дети : Детский сад.
Ведущий: В детском садике живём
Дружно песенку поём.
Песня «От улыбки»
Танец «Помирились»
Ведущий: Наши дети подросли за этот год. Такие любознательные, активные, самостоятельные. А какие ребята были в прошлом году, предлагаем посмотреть видеофильм.
Видеофильм
Ведущий: Наш праздничный вечер подходит к концу. Мы поздравляем ваши семьи с праздником и желаем, чтобы вы всегда были вместе, жили радостно, счастливо и дружно! И вы, ребята, были дружны в нашей садовской семье.
Ведущий: Берегите свои семьи, заботьтесь друг о друге, любите своих детей и родителей, помогайте родным и близким в беде! Будьте все здоровы и счастливы.
Сюрпризный момент:
Аист: Всех поздравить вас я рад
Жду от вас ещё заказ
Кто - девчонку?
Кто - мальчишку?
Кто - сестрёнку?
Кто - братишку?
Если захотите, чтобы увеличилась семья,
Не забывайте родители вы про меня.
А ребят я приглашаю в группу на День Рожденье Семьи, вас ждут сладости приготовленные вашими мамами и бабушками.
2. Загадки. Беседа о членах семьи.
В. Давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам медвежонок Ребята, да тут загадки.
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
В: Молодцы, ребята, правильно!
Беседа (опрос 2-3 детей):
Как зовут твою маму?
Кто ты для мамы?
Как мама называет тебя ласково?
А как вы помогаете маме?
Что она делает дома?
Как вы думаете, почему мама вам кушать готовит, покупает красивую одежду, игрушки, играет с вами?
Воспитатель: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть Чудесный мешочек
Давайте сложим в мешочек ласковые слова для нашей мамы.
Я открою мешочек, а вы будете называть ласковые слова: они будут долетать и наполнять его.
Итак, начнем! Мама какая?
Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в мешочек. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
В: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:
Угадайте, кто же это?
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый...
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Беседа (опрос 2-3 детей):
Саша, как зовут твоего папу?
Кто ты для папы?
Что он делает дома?
Как помогает маме?
Ариша, расскажи ты про своего папу.
В: А теперь давайте откроем наш волшебный мешочек и положим в него ласковые слова для папы.
Папа какой?
В: Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится
В: Замечательно, ребята! Отгадываем следующую загадку:
Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?
В: Молодцы, ребятки, правильно!
Беседа (опрос 2-3 детей):
Бабушка - это чья мама?
Кто ты для бабушки?
Что вы любите делать вместе с бабушкой?
А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в мешочек. Бабушка какая?
В: Молодцы!
А вот ещё загадка:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…
Воспитатель: Да, ребятки, правильно!
Беседа (опрос 2-3 детей):
Ребята, а у кого есть дедушка?
Дедушка - это чей папа?
Кто ты для дедушки?
Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.
Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш Чудесный мешочек?
Ребята, дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно уважать, помогать им. Наш мешочек наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы собирали ласковые слова?
В: Закроем пока наш мешочек, чтобы все добрые слова не разлетелись.
А все эти люди вместе называются одним словом - Семья. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
(Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик- я,
Вот и вся семья.
Воспитатель: А все эти люди вместе называются одним словом - Семья.
Мишка: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что написано в моем письме.
Мишка: Какие вы молодцы! Ой, я слышу, что кто-то плачет.
В: Ребята, пойдемте посмотрим.
В: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?
Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?
Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!
Физкультминутка: «Помирились»
Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела.
(Голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина,
(Наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки у старенькой кружится голова,
(Круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал
(Стучим кулачками друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал
(Смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся
(Взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
В: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А где же будет жить наша дружная семья?
В: Тогда нам просто необходимо построить им дом. Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы построим для дружной семьи.
Аппликация «Красивый дом».
В: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым?
В: Давайте украсим его и сделаем красивым.
В: Давайте рассмотрим, что лежит у вас на тарелочках.
В: Цветочки разные. Чем они отличаются?
Воспитатель уточняет цвет лепестков. Дети называют цвета.
В: Выберите цветочек, который вам больше всего понравился. Цветочки нужно наклеить на домик, чтобы он стал красивым. Напоминаю вам, что намазывать клеем нужно всю белую поверхность цветочка, и делать это на клеенке. При наклеивании цветочка на домик салфеткой сверху слегка его прижать, не тереть, а легонько промокнуть излишки клея.
В: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный получился дом для семьи.
Мишка: Молодцы, ребята мне домик очень понравился.
В: Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.
Посмотрите это дом,
С крышей, дверью и окном
И с крылечком, и трубой,
Цвет у дома - голубой.
Заходите смело в дом!
Приглашаете? Войдем!
Вторая младшая группа
Цели: Формировать представления о семье, понимать какую роль выполняют взрослые и дети в семье, учить детей называть членов своей семьи.
Воспитывать доброе отношение к взрослым.
Развивать умение рассуждать развивать мышление.
Учить детей отвечать на вопросы взрослого; активизировать прилагательные, глаголы.
Учить работать с гуашью, уточнять название цветов (красный, желтый). Развивать аккуратность в работе с гуашью, и умению пользоваться салфеткой после работы.
Словарная работа – Дружба, преданность
Активизировать слова – любит, хвалит, помогает, заботиться, ласковая, добрая.
Предварительная работа – рассматривание семейных фотографий, рассказы о своей семье.
Материал – фигурки мамы, папы, ребенка, бабушки, дедушки, карточки с изображением геометрических фигур (треугольника), муляжи овощей, фруктов.
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
И друг, другу улыбнемся.
Здравствуйте дети вы всех прекрасней на свете. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся.
В-ль Ребята а вы любите играть с пальчиками
(Проводиться пальчиковая игра)
Папа, мама, брат, и я
Вместе дружная семья
Раз, два, три, четыре, пять.
Выйдем в парк мы погулять.
В-ль: В вашей семье есть мама, папа, бабушка, дедушка, и конечно же вы дети.
Сегодня мы с вами посетим выставку домов. Посмотрите кто в этом доме живет? В этом доме живет семья Лены Уливановой и сейчас нам Лена расскажет о своей семье.
В-ль Кто будит рано утром и вам ласково улыбается?
Как вы помогаете маме (помыть посуду, полить цветы, варить суп)
В-ль: А сейчас мы проверим и поиграем в игру «Мамины помощники» (проводится игра)
В-ль Кто в вашей семье сильный и смелый?
Как ласково вы назовете папу (папочка, папуля).
В – ль Кто в вашей семье самый младший (братик, сестренка).
Как ласково вас называю дома? (Солнышко),
Ребята вы наверное устали хотите поиграть?
Проводиться психогимнастика «Идем к дому»
Чтобы к дому нам прийти
Долго надо нам идти
По дорожке мы пойдем
Через мостик перейдем
Проползли мы под забором
И зашли в широкий двор
Там и домик мы найдем.
В-ль: В вашей семье есть также бабушка и дедушка
Что умеют ваши бабушки? (Печь пироги, вязать носки, варить кашу). А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чьи вещи»
Вечером вся наша семья собирается дома. И с наступлением темноты, в окнах загорается свет. У нас с вами тоже есть дом, но в окнах не горит свет. Сейчас я вам покажу как я буду зажигать огоньки в окнах нашего дома. А вы хотите зажечь разноцветные огоньки в окнах ваших домов. (Проводиться коллективная работа). Посмотрите у нас с вами был один дом а стало много домов и у нас получилась целая улица.
Мы сегодня много узнали интересного о своей семье, и рассказали о ней.
Как хорошо когда у каждого человека есть своя дружная семья, и в наших окнах зажглись разноцветные огоньки и всем стало хорошо и весело.