Упражнения на развитие креативного мышления. Психологические игры на развитие креативности (творческого мышления)

Психологические игры

на развитие креативности (творческого мышления)

Игра «Покажи понятие»

Театральная творческая игра по командам. Здесь, как и во всех командных играх, наглядно проявляется, кто справляется с лидерством и творчеством, а кто просто является исполнителем, а иногда балластом для группы. Команде задается понятие и задание показать его в реальном времени с движением, звуком, взаимодействием. Используя себя, свои тела, движения, голос, любой реквизит и главное – творческие возможности. Это должна быть не просто иллюстрация – а совместная реализация каких-то командных идей и мыслей. Время на подготовку 15 мин. На демонстрацию около 1 мин.

Список понятий:

  • Улей.
  • Часы.
  • Фонтан.
  • Бородинская битва.
  • Самовар.
  • Свадьба.
  • Футбол.
  • Вселенная.
  • Динозавр.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.

За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Игра «Зоопарк»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко!

Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

  • Меня зовут Никита, меня любят москиты!
  • Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
  • Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
  • Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
  • Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Упражнение «Сочинитель»

Цель : развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.

Ход проведения : Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Упражнение «Найди пару»

Цель : Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Ход упражнения : Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Игра «К счастью... К сожалению...»

Цель : развитие воображения и творческих способностей.

Время проведения : 30 минут.

Материалы : маленький мячик.

Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).

Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.

Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.

Возможные варианты:

  • Группа затерялась на необитаемом острове.
  • Одиссей попадает на Красную площадь.
  • Вася и Маша открывают магазин игрушек.
  • Мальчик влюбился в девочку.
  • Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

Упражнение «Шнурок»

Группа становится в узкий круг и вытягивает руки вперед. Тренер привязывает в произвольном порядке к кистям шнурки. Задача группы – распутаться. При этом нельзя разговаривать. Можно изобретать всякие звуковые сигналы, жесты.

Запрещается вербальное общение.

После завершения упражнение проводится обсуждение: каждый из группы делится своими впечатлениями, высказывает свое мнение о работе группы, например, почему сразу не получилось сделать что-то, что удалось и т.д.

Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»

Цель : побудить людей к творческому мышлению.

Размер группы : от 5 до 15 человек.

Условия : классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий:

  1. Расскажите историю о принцессе и крестьянине.
  2. Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.
  3. Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Текст:

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Правильный ответ : правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет "свадьбу", я буду знать, что моей картой была "смерть", и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет "смерть", я пойму, что моей была "свадьба", и смогу жениться на принцессе».

Завершение : участники часто считают, что короля тем или иным способом надули. Например, они скажут, что крестьянин подкупил человека, который клал карты в ящик, или что он попросил принцессу заменить «свадьбу» на «смерть». Один участник предположил, что эта история является старой французской сказкой, и что королева заставила короля написать букву «с», которая будет означать «смерть», а король был так глуп, что не вспомнил, что «с» означает также и «свадьбу».

В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.

Необходимое время : около 20 минут.

Упражнение «Творческое озарение»

Цель : развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.

На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.

  1. Что общего между кофе и жителями Лапландии?
  2. Что общего между шнурками для обуви и поездами?
  3. Что общего между горой и шоколадом?
  4. Что общего между ходьбой и говорением?

Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

Упражнение «Заглавная буква»

Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.

Время проведения : 10-15 минут

Упражнение «Превращения»

Цель : развитие креативности.

Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

  1. Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
  2. Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
  3. Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.
  4. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

Упражнение «Завяжи шнурок»

Цель : развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.

Упражнение «Прочти текст»

Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.

Упражнение «Поставь точку»

Цель : проба на оригинальность мышления.

Задание : Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).

Оценка : По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).

Упражнение «Круги»

Цель : измерение свойств интеллектуальной деятельности.

Возраст : дошкольный, младший школьный.

Правила проведения : Детям предлагают дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились законченные изображения (солнце, цветок, мяч и т.д.).

Работа выполняется в течение 7-10 минут в зависимости от возраста.

Обработка результатов: подсчитывается общее число рисунков, определяется количество тем рисунков. Их предполагается 9. Это вселенная: солнце, луна, планета. Природа: цветы, деревья, животные. Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса и т.д. Человек, изображение частей его тела: головы, ушей, глаз. Быт: еда, одежда, предметы домашнего обихода. Народное творчество, сказочные образы (колобок, снежная баба, Чебурашка и т.д.). Спорт, спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски и т.д. Экономика: монеты… Искусство, любые украшения: бусы, игрушки, медали и др.

Гибкость мышления определяется количеством рисунков, общей суммой баллов.

Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки. Система баллов: 1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще; 2 балла – рисунок встречается у меньшей половины группы; 3 балла – рисунок встречается в единственном числе.

Упражнение «НЛО»

Цель : развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Возраст : младший школьный.

Оборудование : бумага и цветные карандаши.

Ход игры : – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.

Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.

Упражненние «Разговор с руками»

Цель : научить контролировать свои действия, развитие воображения.

Возраст : дошкольный.

Форма проведения : индивидуальная.

Правила проведения : Психологу обвести на листе силуэт ладоней ребенка дошкольника. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

Игра «Катастрофа в пустыне»

Задачи : отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д.

Ведущему следует акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

Время : не менее полутора часов.

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию :

С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов :

  • Охотничий нож.
  • Карманный фонарь.
  • Летная карта окрестностей.
  • Полиэтиленовый плащ.
  • Магнитный компас.
  • Парашют красно-белого цвета.
  • Пачка соли.
  • Солнечные очки на каждого.
  • Литр водки на всех.
  • Карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников но кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему».

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

  • Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
  • Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
  • Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
  • Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?
  • Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
  • Какие способы поведения оказались наименее результативными?
  • Какие только мешали общей работе?

Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.

При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответы:

Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).

  • Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.
  • Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.
  • Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.
  • Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.
  • Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.
  • Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.
  • Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.
  • Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.
  • Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.
  • Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.
  • Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.
  • Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.
  • Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.
  • Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.
  • Пачка соли. Значимости практически не имеет.

Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

  • Полтора литра воды на каждого.
  • Пачка соли.
  • Магнитный компас.
  • Летная карта окрестностей.
  • Легкое полупальто на каждого.
  • Солнечные очки на каждого.
  • Литр водки на всех.
  • Карманный фонарь.
  • Полиэтиленовый плащ.
  • Охотничий нож.
  • Охотничье ружье с боеприпасами.
  • Карманное зеркало.
  • Определитель съедобных животных и растений.
  • Парашют красно-белого цвета.
  • Переносная газовая плита с баллоном.

Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала» будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснить тебе, кто находится за спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее. Оно будет объяснять, что за человек, конечно не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека стоящего за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенное условие – не акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Можно обсудить такие вопросы:

  • Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находиться за его спиной?
  • В чем секрет такой прозорливости?
  • Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему в этом помогло?
  • Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?
  • Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

Аутотренинг «Волшебный лес»

Цель : создание позитивного образа «Я», познание и развитие «Я-концепции», обучение аутотренингу как способу изменения психологических и эмоциональных состояний, развитие перцепции и креативности.

Необходимое время : 15–20 минут.

Процедура.

1. Текст погружения в релаксационное состояние . Займите удобную позу. При этом очень важно выпрямить позвоночник поскольку он имеет естественные изгибы. Кисти рук лежат свободно на коленях, чтобы не соприкасались большие и указательные пальцы. Настройтесь на то, чтобы на время отложить свои эмоции и переживания. Закройте глаза. Оставьте любые суждения, ожидания и фантазии по поводу того, каким окажется ваш опыт аутотренинга. Дайте ему состояться. Расслабьте мышцы лица. Отрегулируйте дыхание, чтобы оно стало ровным.

Глубоко и ровно дышите. Говорите себе: слово «вдох» – при вдохе, и «выдох» – при выдохе. Сопровождайте этими словами каждый вдох и выдох. Если вы обнаружите, что задумались о чем-то, мягко напомните себе стоящую перед вами задачу и снова начинайте говорить «вдох – выдох».

Сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Чувствуйте как ваши легкие наполняет и покидает воздух (сосредоточение на дыхании 5 минут).

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и поднимается по руке вверх.. До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется… По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых… Дыхание ровное спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.

Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра…Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Есть еще одни источник тепла в вашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать… Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из скул. Из челюстей… Губы становятся мягкими… Разглаживаются морщинки на лбу… Веки сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо… Воздух несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией…

Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то – это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то – просто полянка в летнем лесу, где можно валятся в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну неба… Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого доброго для вас места… Ваше дыхание ровное и спокойное.

2. Текст АТ . Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц? Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза) Перед вами тропинка. Идите по ней. Тропинка узенькая, вы идете медленно, наслаждаетесь красотой. Подойдите к любому дереву, потрогайте его кору, мох на ней, поднимите голову вверх и разглядите его крону. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в этом лесу как дома. Вы идете дальше по знакомой тропинке и выходите на поляну, окруженную могучими деревьями. В центре поляны небольшое дерево. Видимо очень старое, оно не высокое, но ствол его слишком широкий, крона раскидистая, крепкие ветки (пауза).

Под деревом сидит старик-мудрец, он знает ответы на все вопросы. Он не вызывает у вас чувство страха или опасения, наоборот уважение и доверие. Подойдите поближе, видите, мудрец улыбается вам. Присмотритесь к нему, постарайтесь запомнить его внешность, лицо, глаза. Хотите поговорить с ним? Вы же не зря сюда пришли, он знает все. Попробуйте с ним поговорить о себе. Спросите его: «Кто Я такой?» (пауза). Продолжайте разговор со стариком, старайтесь внимательно смотреть на него и вслушивайтесь в его слова.

Вам пора возвращаться. Вы еще придете сюда, в этот лес-великан.

3. Текст выхода из релаксационного состояния.

Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше и больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

Итак, семь … Вы чувствуете как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть … Ваши мышцы наполняются силой и энергией…Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться… Пять … Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущений силы и возможности действовать…Расслабленность заменяется собранностью… Четыре … Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три … Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак Два . Не открывая, глаза поворачивайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверенны в себе. Один . Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

Обсуждение.

Какие у вас ощущения? (обратить внимание, чтобы высказались все желающие, поделились своими впечатлениями, открытиями, эмоциями).

С сегодняшнего дня мы каждое занятие будем заканчивать аутотренингом и вы еще вернетесь к «мудрецу», продолжите с ним разговор.

Наверняка в следующий раз он вам расскажет намного больше, чем в вашу первую встречу.

Игра «Развиваем наблюдательность»

Возраст : младший школьный.

Участники игры делятся на 2 команды.

Условия игры : в течение 10 минут ребята записывают как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т.д.

Необходимо составить следующие списки предметов:

  1. красного цвета,
  2. черного цвета,
  3. зеленого цвета,
  4. синего цвета,
  5. овальных,
  6. квадратных,
  7. деревянных,
  8. металлических,
  9. каменных,
  10. начинающихся с буквы «к»,
  11. относящихся к мебели,
  12. относящихся к посуде и т.д.

За самый длинный список предметов по одной из позиций начисляется 5 баллов.

Упражнение «Завершение рассказа»

Возраст : младший школьный.

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:

  • законченность рассказа;
  • яркость и оригинальность образов;
  • необычность поворота и сюжета;
  • неожиданность концовки.

Упражнение «Разговор по телефону»

Цели: игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности.

Материалы : игровое поле: на верхней части листа ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части – Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.

Краткое описание содержания игры :

«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома – кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»

Перед игрой рекомендуется прочесть детям стихотворение К.И.Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением и/или провести короткую беседу о правилах этикета разговора по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев.

Количество участников игры – от 1 до 4 детей.


ФОТО GettyImages

1. Ограничьте выбор

Исследования показывают, что ограничение выбора может стимулировать творчество. Если мы специально закрываем для себя часть возможностей, то можем лучше сосредоточиться на оставшихся.

2. Не ждите вдохновения

Многие считающие себя творческими личностями люди подолгу не пытаются ничего создавать, заявляя, что ждут искры вдохновения. Важно помнить, что искра зачастую вспыхивает уже в процессе работы. Спортсмены же не ждут вдохновения, чтобы начать тренироваться после перерыва. Они просто идут и начинают тренировку. Важно иметь терпение и не беспокоиться, хороший ли выйдет результат.

3. Сконцентрируйтесь не на результате, а на способах его достижения

Представьте, что вы заблудились и вместо того, чтобы следить за поворотами на дороге, думаете только о пункте назначения. Конечно, далеко вы не уйдете. Нередко мы слишком увлечены мыслями о «шедевре», который собираемся создать, при этом даже не думая, что конкретно нужно для этого сделать.

4. Дистанцируйтесь от творческого проекта

У нас в голове рождается больше творческих решений для тех задач, которые мы воспринимаем удаленными в пространстве или во времени. Чем больше воображаемая дистанция, тем больше мы переключаемся с конкретного на абстрактное мышление, которое помогает обнаружить неожиданные взаимосвязи между, казалось бы, не имеющими ничего общего идеями.

5. Работайте в кофейне

Исследования показали, что уровень фонового шума в кофейне (около 70 децибел) способствует креативности. Средний (но не низкий) уровень шума повышает сложность обработки информации, что активирует абстрактное мышление и повышает творческую производительность. Слишком громкий шум, напротив, мешает.

6. Займитесь интенсивными физическими упражнениями

Физическая активность помогает спрятанным (в бессознательном) идеям, всплыть наружу. Ученые еще лишь исследуют, какой вид упражнений лучше всего способствует креативности, но известно, что Эйнштейн придумал теорию относительности во время поездки на велосипеде.

7. Делайте повседневные дела другой рукой

Если мы используем другую руку, мы активируем работу обоих полушарий мозга и подстегиваем креативность. Активно обмен информацией между полушариями приводит к том, что и эмоции, и мысли становятся яснее и понятнее.

8. Начните с конца истории

Писательница Роксана Робинсон (Roxana Robinson) рассказывает, что попробовала писать рассказы, сначала придумав финал. Это помогло ей преодолевать творческие кризисы.

9. Цените случайные мысли

Картинки или идеи, которые время от времени всплывают в голове, часто кажутся бессмысленными, но они могут стать фундаментом творческого прорыва. Полезно всегда иметь с собой блокнот или диктофон.

10. Меньше знайте, больше угадывайте

Сегодня мы со всех сторон окружены информацией. Полезно на время отложить телефон, ноутбук, планшет и позвольте своему разуму блуждать там, как ему вздумается. Не подглядывайте ответы на возникающие вопросы в интернете. Отрезанный от привычных источников информации, ваш мозг может придумать что-то очень необычное.

Постоянная погоня за эффективностью и постановка четких целей может помешать возникновению творческих идей. Попробуйте, шагая по улице по своим делам, каждую минуту останавливаться и внимательно разглядывать все, что вас окружает. Неожиданные звуки или виды могут дать свежий взгляд на вещи и помочь активизировать мысли, прячущиеся глубоко внутри.

ФОТО GettyImages

12. Громко смейтесь

Смех стимулирует активность префронтальной коры и передней поясной коры головного мозга – эти зоны связаны с креативностью. Он также поднимает настроение, что способствует творческой деятельности. Не обязательно искать что-то уморительно смешное, сам физический акт смеха приносит пользу.

13. Делайте что-то осознанно

Медитация – надежный способ очистить разум, сосредочить внимание и побыть в текущем моменте. Она стимулирует мышление (мозг визуализирует проблему и предлагает несколько разных путей решения), что помогает решению творческих задач

14. ...или неосознанно

Столкнувшись со сложной проблемой, мы обычно начинаем усиленно раздумывать над решением. Иногда это создает много ненужного шума в голове, что только повышает наше недовольство, не давая четких решений. Перерыв может быть не менее полезен, чем короткая передышка во время физических упражнений. Когда вы вернетесь к своей проблеме, могут появиться новые идеи. Можно, например, взять карты и разложить пасьянс – это занятие занимает мозг, но не требует чрезвычайной сосредоточенности.

Подробнее «14 Surprising Ways To Boost Creativity», dailygood.org

Рады приветствовать вас друзья!

В этой статье вы найдете практические советы, как развить креативность и перестать мыслить шаблонно. В силу своей природы не все способны творчески думать и нестандартно подходить к решению важных вопросов. При желании это достаточно легко исправить и, наконец-то, перестать ждать, когда же вдохновение придет самостоятельно к вам.

Прочитав нашу статью внимательно, вы узнаете много полезных советов, которые помогут развить креативность, а также поймете, какие упражнения необходимо делать ежедневно для тренировки творческого мышления.

Умение творчески подходить к решению задач помогает решить большое количество проблем, а также продвинуться по карьерной лестнице. Тем, чья профессия напрямую связана с креативным мышлением (дизайнерам, писателям, художникам, музыкантам и т.д.) особенно важно уметь быстро включиться в процесс. Зачастую, творческие люди часто затягивают сроки выполнения работ, ожидая музу, однако, вдохновение не всегда быстро приходит, а иногда и вовсе пропадает надолго.

Независимо от того, в какой сфере вы трудитесь, вам все равно будет полезно поработать над своими творческими задатками, тем самым упростив себе жизнь. Мы подготовили несколько наиболее действенных способов для улучшения вашего потенциала.

4. Отдых

Иногда, чтобы настроиться на правильную волну и отыскать вдохновение необходимо немного отвлечься. Если вы долго работали над своим проектом, то пришла пора переключиться на другое.

Устройте себе 30 минутный отдых. Разложите пасьянс, выпейте кофе, пообщайтесь по телефону с друзьями. После этого приступайте к работе. Такой подход позволит вашим мыслям немного расслабиться и заново включиться в творческий процесс.

5. Начните «творить»!

Многие писатели так и не напечатали свой новый шедевр, потому что все это время искали музу. Иногда подобные поиски приводят творческих людей к допингу в виде алкоголя или еще чего-то похуже.

Однако подобным образом креативность развить, как правило, ни у кого не получается. Не ищите вдохновение – начните творить уже сейчас и оно придет к вам в процессе работы. Недаром говорят, что аппетит приходит во время еды!

6. Работа в шумном месте

Идеальным местом для творческого процесса станет любая кофейня. Средний уровень шума поможет развить вашу креативность и подскажет, как мыслить иначе. При повышенном уровне шума работоспособность наоборот понижается. Поэтому выберите кофейню себе по душе и трудитесь. Таким образом, вы дистанцируетесь от домашних проблем и суеты и сможете творить.

Если вы начнете регулярно упражняться, то легко сможете развить свою креативность. В этой статье мы подготовили наиболее действенные техники, которые позволят вам стать лучше. Выполняйте наши упражнение регулярно и вскоре заметите первые результаты.

Наиболее действенны такие техники:

  • Используйте предметы. Например, придумайте, что бы вы смогли сделать с пуговицей или спичечным коробком. Можете поиграть в эту игру вдвоем, так будет гораздо веселее. Найдите 10 способов, что вы сможете сделать с этой вещью и сравните результаты с вашим другом
  • Ассоциативный ряд. Выберите одно слово существительное, например, «чашка». Теперь придумайте к нему 5 наиболее подходящих прилагательных (чашка: красивая, горячая, стеклянная, глиняная, узорчатая). После этого подберите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к предмету (плюшевая чашка, жареная чашка и т.д.);
  • Два слова. Откройте книгу на любой странице и ткните пальцем в абсолютно разные по смыслу 2 слова. После этого попытайтесь «поиграть» со словами. Что есть схожего между ними? Как вы можете их сопоставить или объединить в одно целое? Придумайте интересную историю, которая бы помогла связать эти 2 слова;
  • Побудьте строителем. Напишите 10 любых слов существительных. Например: голубь, фазан, цветы, дерево, книга, озеро и т.д. После этого возьмите карандаш и бумагу. Нарисуйте дом и попробуйте пририсовать к нему различные детали, которые подходили бы к значению выше перечисленных слов. Нарисуйте белоснежные стены в доме, как в случае с перьями у «голубя». Добавьте лужайку перед домом, по которой будет ходить «фазан». Нарисуйте клумбу к слову «цветы» и т.д. После того как рисунок будет готов попробуйте представить себе, как ваш дом может выглядеть вживую.

Дорогие друзья, мы надеемся, что наша статья поможет вам качественно улучшить свою жизнь и развить креативность. Упражняйтесь регулярно и уже вскоре вы заметите приятные результаты.

У ваших друзей схожая проблема и им нужно научиться мыслить нестандартно? Тогда посоветуйте им прочесть нашу статью в соц.сети.

Поделись статьей с другом:

Как развить креативность, правильно нарушать правила, где выходить за рамки и где их ставить, и почему нужно бояться, чтобы начать творить.

Фототехника становится все более “умной”, все более совершенной и все более доступной. Как там звучала эта присказка от студентов журфака МГУ в 70-е годы? “Дайте мне Никон, и я переверну мир?” И вот он, Никон — но перевернут ли мир? В сравнении с 70-ми — да, только дело не в Никоне.

Словом, профессиональное, мастерское оборудование далеко не всегда равно профессиональным, мастерским фотографиям. Что нужно, чтобы идти вперед и развиваться как фотограф? Чтобы продолжать творить, сталкиваясь с творческим блоком? Чтобы выделить свои фото из миллиардов, снимаемых в год? Чтобы, в конце концов, найти свою нишу и привлечь клиентов? Правильно, креатив.

Для тех, кому нужно встряхнуться, вернуть вдохновение и посмотреть на свое творчество под новым углом — 15 советов, как развить креативность.

1. Забудьте о правилах

Забудьте о том, что составляет жанр, о правилах композиции, о теории цвета и тому подобном. Представьте, что нет никаких “но”, “нельзя”, “а как же”. Представьте, что возможно все. И нет таких идей или тем, которые не рассматриваются или не обсуждаются. Рискните выйти за рамки, за границы, хотя бы мысленно.

2. Поставьте рамки и границы

Может показаться, что это противоречит первому пункту. Но на самом деле, чем больше границ, тем больше возможностей для креативности. Ограничения заставляют нас по-новому смотреть на ситуацию и выдумывать новые способы добиться нужного результата.

Придумайте себе свои собственные рамки. Например, целый месяц используйте только один объектив и только фикс. Или снимайте только черно-белые фото. Или работайте только с вертикальной ориентацией.

Особенно этот способ полезен, если сразу вызывает внутренний протест и сопротивление. Не поддавайтесь этому чувству и будьте настойчивы: креатив последует.

3. Меньше оборудования — больше творчества

Казалось бы, чем больше возможностей, тем богаче выбор, тем разнообразнее результат. Но на самом деле, если у вас есть отдельный “идеальный” объектив для каждой сцены и пять разных “идеальных” камер для любого случая, развиваться уже некуда. Как и нет простора для творчества.

Это не значит, что надо выкинуть большую часть оборудования или пользоваться только старой “мыльницей”. Это значит — смотри пункт 2. Искусственно ограничив доступные опции, хотя бы на время, вы освободите место для креатива.

4. Доверяйте себе

Если внутренний голос говорит, что надо сделать снимок — делайте. Этот совет часто можно услышать от стрит-фотографов, где “решающий момент” — краеугольный камень. Но то же самое относится к любому жанру и любой форме фотографии. Если чувствуете, что надо снимать — снимайте. Даже если придется вытаскивать камеру со дна сумки. Даже если кажется, что снимать нельзя. Даже если вы говорите себе, что сможете сделать это фото потом.

“Потом” обычно не наступает. Фотографии — это застывшие мгновения; мгновения, которые уже не повторятся. Не будет той же самой сцены, того же самого света, того же настроения. Снимайте.

5. Не забывайте о физической активности

Занятия спортом, или даже лёгкая физическая активность поможет развить креативность, собенно если у вас сидячая работа. Гуляйте, бегайте, катайтесь на велосипеде — все, что душе угодно.

Во-первых, это даст мозгу отдых, и после вы со свежими силами приступите к задаче. Во-вторых, фотопрогулки позволят увидеть новые места, новых персонажей для съемки.

В-третьих, исследователи из Стэнфордского университета доказали, что сам физический процесс ходьбы повышает креативность — в среднем на 60%, и этот эффект продолжается еще некоторое время после того, как вы остановились.

6. Посещайте новые места

Один из секретов креативности – разнообразие. Гуляя, идите новыми маршрутами и в новые места. Путешествуйте в новые города и страны. Новизна дает импульс для творчества.

7. Окружите себя креативными людьми

Креатив — вещь заразная. К тому же общение даст новый взгляд на вещи, позволит озвучить, обсудить и развить зарождающиеся идеи. А если удастся поработать вместе с опытным фотографом — тем лучше.

8. Рассказывайте истории

У каждого есть свои истории. Рассказывайте. Это тренирует образное и творческое мышление. Старайтесь сделать так, чтобы и вы, и ваш собеседник мысленно увидели то, о чем вы говорите. Визуализация — важный аспект для развития воображения. И речь идет не только об образе, но еще и о звуках, запахах, вкусах, ощущениях. Пробуйте передать все это и в своем рассказе, и в своих снимках.

9. Будьте любознательны

Изучение чего-то нового разжигает творческую искру и усиливает воображение. Почему у детей такая богатая фантазия? Потому что они любопытны и открыты всему новому.

Задавайте вопросы, изучайте и пробуйте что-то незнакомое, расширяйте сферу своих интересов, ищите то, к чему потянется ваша душа. Потому что топливо для творчества — это страсть.

10. Меняйте и меняйтесь

Попробуйте себя в новом жанре. Вы студийный фотограф? Займитесь на выходных стрит-фотографией (изучите советы гуру по ). Снимаете архитектуру? Перейдите на день на спортивную фотографию.

11. Ставьте себе нестандартные задачи

Бросьте вызов самому себе и попробуйте выполнить необычные упражнения. Например:

  • Сделайте 10 разных фото одной и той же сцены.
  • Выберете место и сделайте 24 совершенно непохожих друг на друга кадра. Не сдвигаясь с места.
  • Представьте, что вы снимаете на пленку, и у вас есть только 36 (24, 12) кадров. И пленка только одна на день.

Такие задачи, ограничения и условия могут натолкнуть на удивительно креативные решения.

12. Ни дня без фото

Ни дня без строчки. В нашем случае — без фото. Даже если не хочется. Даже если нет вдохновения. Даже если нет времени. Потому что, во-первых, это даст старт, запустит процесс творчества. Во-вторых, мастерство оттачивается только практикой.

13. Вдохновляйтесь другими

Нет ничего плохого в том, чтобы чему-то научиться и почерпнуть вдохновение у мастеров. Помните выражение: “Хорошие художники копируют, великие — крадут?” Знаете, как оттачивал стиль своего письма Бенджамин Франклин? Копируя тексты из журнала Spectator, где печатались одни из лучших текстов его времени.

14. Начните личный проект

Личный проект — не только для фотографов-документалистов или фотожурналистов. И не только для начинающих, которые только пробуют свои силы. Процесс работы над ним принесет пользу всем, не зависимо от жанра или опыта работы. Это отличная возможность заняться тем, что зажигает страсть в душе, и узнать что-то новое — о мире и о себе. А оба эти пункта, как мы выяснили раньше, — неотъемлемые условия для раскрытия творческого потенциала.

15. Не бойтесь своих страхов

Страх критики, страх неудачи и даже страх успеха — все это не только мешает творческому человеку демонстрировать свои работы миру, но и ограничивает наше творческое “я”. На самом деле страх — это хорошо; это показатель того, что ваше дело действительно важно для вас. Разве мы станем беспокоиться о том, что нас не трогает? А значит, это именно то, чем стоит заниматься. Вы ведь не хотите потратить жизнь на то, к чему вы равнодушны?

P.S. Развить креативность можно и нужно!

В качестве бонуса — небольшой ролик от режиссера и видеоблогера Саймона Кейда, автора YouTube-канала DSLRguide . Не забудьте включить русские субтитры!

Все еще не ощутили желания творить? Вставайте и идите творить в любом случае. Аппетит приходит во время еды.

Комплекс занятий на развитие креативности "Творцы реальности"

Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО "Слуцкий Центр детского творчества"
Описание: Данный комплекс состоит из пяти занятий, продолжительностью 1 ч 20 мин, количество участников: 8-10 человек, возраст учащихся: 12-16 лет. Представленные игры и упражнения помогут развить творческое, конструктивное, нестандартное поведение и мышление, способность к импровизации, спонтанность. Занятия могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений.
Цель: развитие креативности, нестандартного мышления, способности к импровизации.
Задачи:
помочь учащимся осознать общие и личностные барьеры креативности и причины их возникновения;
научить техникам стимуляции креативности;
развивать творческий потенциал, способность к импровизации и спонтанность.

Занятие № 1

Цель занятия: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы, развитие внимания, воображения, оригинальности и расширение общего кругозора участников о творческих способностях людей.
Знакомство участников с правилами общения в группе:
1. Общение по принципу «здесь и теперь». Быть внимательным к своим мыслям, чувствам, действиям, которые возникают у вас у данный момент взаимодействия. Это необходимо для себя и других.
2. Принцип «Я-высказывания». Это значит, высказываться от своего имени: «я так думаю», «я так чувствую».
3. Принцип конфиденциальности – не выносить личную информацию участников за пределы группы.
4. Безоценочность высказываний. Означает не переходить на личности, а высказываться только через чувства: «Я испытываю гнев…»
5. Открытость и искренность настолько, насколько каждый считает это возможным. Лучше промолчать, чем сказать неправду.
Упражнение «Аллитерация имени»
Цель: организация знакомства участников группы.
Описание: участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя. Таким образом, каждый последующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример: Сергей строгий. Петр прилежный.
Упражнение «Мое имя»
Цель: формирование сплоченности группы, условий для самораскрытия каждого.
Описание: чтобы лучше запомнить друг друга, участники произносят по очереди свое имя определенным образом: тихо, громко, растянуто, утвердительно, удивленно, восторженно, вызывающе, нежно, злобно, разочарованно, задумчиво.
Упражнение «Что я умею?»
Цель: помочь участникам ближе узнать друг друга.
Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет вязать», и все те, кто умеет вязать, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам понадобиться немного позже».
В ходе упражнения педагог побуждает участников называть разнообразные умения, отмечая особенно оригинальные и интересные.
После того как названо примерно 8-12 умений, ведущий останавливает упражнение и продолжает инструкцию: «Сейчас у нас будет пять минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали о каждом из нас».
Рефлексия:
Как вы себя чувствуете?
Как ваше настроение?
Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Упражнение «Внимание»
Цель: развитие умений использовать нестандартные методы решения в простейших жизненных ситуациях.
Описание: всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Необходимо определить, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Рефлексия:
Насколько легко было выполнять это упражнение?
Какими средствами вам удалось привлечь внимание других участников?
Упражнение «Творческий человек»
Цель: осознание участниками существующих в их сознании стереотипов о том, какие люди являются творческими, а какие нет, и в чем это проявляется внешне.
Описание: участники берут по листу бумаги и выполняют следующее задание: «Положите, пожалуйста, ваш лист бумаги горизонтально и разделите его вертикальной чертой пополам. На левой половине листа нарисуйте творческого человека, а на правой – нетворческого: так, как вы их себе представляете».
На рисование дается 6-8 минут, потом рисунки раскладываются один под другим (таким образом, чтобы получился ряд изображений творческого человека, а параллельно – ряд изображений нетворческого) и участники поочередно комментируют, какие именно качества изображены на этих рисунках. Ведущий фиксирует называемые качества и потом, резюмируя, еще раз проговаривает те из них, которые упоминались чаще всего.
Рефлексия:
Что нового вы узнали по ходу выполнения этого упражнения?
Как, по вашему мнению, можно выразить фразу «нетворческий человек?»
Выработка ритуала прощания.

Занятие № 2

Цель занятия: формирование сплоченности группы, снятие мышечного напряжения и зажимов, создание в группе атмосферы доброжелательности, осознание барьеров креативности, развитие спонтанности, творческих способностей, умения свободно оперировать словесным мышлением.

Игра-приветствие
Цель: создание атмосферы доброжелательности и раскрепощенности, положительного эмоционального состояния.
Описание: каждый участник группы по очереди, не говоря, кому он адресует, произносит какое-либо приветствие. Остальные должны угадать, кому данное приветствие адресовано, и хором назвать его имя. Если звучат разные имена, то автор приветствия сообщает имя адресата.
Упражнение «Воздух, желе, камень»
Цель: формирование сплоченности группы, снятие мышечного напряжения и зажимов.
Описание: группа располагается в форме круга. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде ведущего «ВОЗДУХ!» участники пытаются сделать свое тело максимально «эфирным», лишенным самого малейшего напряжения, почти парящим. По команде «ЖЕЛЕ!» участники представляют себя в виде находящегося на тарелке желе, оно колышется, вибрирует, в нем присутствует структура. И наконец, последняя команда «КАМЕНЬ!» – требует от каждого участника застыть в позе, в которой его застигла эта команда, напрягая до предела все тело. Ведущему важно не только время от времени менять команды, но и тщательно контролировать ход упражнения, проверяя степень расслабления- напряжения мышц, поддерживая в учащихся интерес к изучению своего тела и групп мышц, задействованных в работе.
Упражнение «Креативность?»
Цель: формирование общего представления понятия «креативность» и выделение признаков креативности.
Инструкция: «Сейчас я предлагаю каждому из вас взять лист бумаги и нарисовать креативность, так, как вы ее понимаете. У вас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда все закончат свои рисунки».
После того, как участники завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он(а) понимает, что такое креативность.
По ходу обсуждения педагог предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того, как все выскажутся, ведущий подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития.
Упражнение «Социальные роли»
Цель: самопрезентация через социальную роль, обучение безоценочности суждений, развитие спонтанности и креативности.
Описание: в ценре стоит пустой стул. По мере готовности каждый участник группы садится на него и представляет себя в любой роли. Это могут быть роли собственные или других людей, исторические роли, из настоящего или из будущего. Презентация роли длится 3-5 минут. После презентации участники группы задают вопросы, уточняющие роли.
Ведущий обращает внимание на то, чтобы вопросы были уточняющими, а не оценивающими, поддерживает участника в праве выбора любой роли.
После презентации каждого участника организуется социодрама. Тема задается ведущим с учетом набора сыгранных ролей. Примерные темы: «Жизнь в новом государстве», «Один день с новыми знакомыми», «Кто мы?» и т.д. Время действия 5-10 минут.
Рефлексия:
Как была выбрана роль?
Как чувствовал себя во взаимодействии с другими в этой роли?
Какие аналогии из реальности внесены в роль?
Как отозвались роли других?
Упражнение «Удивительный рассказ»
Цель: развитие письменной речи, творческих способностей и умения свободно оперировать словесным мышлением, осознание барьеров креативности.
Описание: Каждый из участников пишет в верхней части листа бумаги четыре буквы: Н Г О К. По сигналу тренера необходимо составить как можно больше предложений, в которых первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое – на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Время выполнения 3 минуты.
Через три минуты педагог предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.
Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение 3 минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.
Затем задание усложняется: каждый пишет рассказ о группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания дается 5 минут. (Можно не задавать тематику написания рассказа).
Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.
Рефлексия:
Опишите свое состояние при выполнении этого упражнения?
Столкнулись ли вы с какими-либо трудностями? Почему?
Ритуал прощания.

Занятие № 3

Цель занятия: развитие артистических способностей участников группы, воображения, речи, формирование навыков и умений управления креативным процессом, развитие гибкости, оригинальности и нестандартности мышления.

Упражнение «Разминка»
Цель: развитие воображения, пластичности, артистичности.
Инструкция: «Походите, как младенец, который только начал ходить, как старый человек, как эстрадный певец, как артист балета, как человек, которому некуда спешить и др.».
Упражнение «Отгадай»
Цель: развитие коммуникативных навыков и способностей эффективного использования невербальных средств общения.
Описание: У педагога в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д.
Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача – узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, сообщить Светлане, что написано на карточке».
Отгадывающим следует обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у них будут возникать в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.
Рефлексия:
Возникли ли у вас трудности в этом упражнении? Какие?
Как вы думаете, что помогало вам дать правильный ответ?
Как изменялось ваше состояние по ходу выполнения упражнения?
Упражнение «Не может быть»
Цель: развитие воображения, речи, способности изменить картину мира таким образом, чтобы увидеть в ней новые признаки и возможности для существования.
Описание: Каждый участник должен назвать что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказать случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»
Рефлексия:
Трудно ли вам было придумать что-нибудь невероятное? Как вы думаете почему?
Что мешало активному процессу мышления? А что наоборот, подталкивало вас к новым идеям?
Упражнение «По щучьему велению»
Цель: развитие коммуникативных способностей, умения обратиться к другому человеку с просьбой, умения понимать другого.
Описание: Водящий говорит: «По щучьему велению, по моему хотению…» Обращается к кому-то конкретно и о чем-то его просит. Например, просит пройтись по комнате или загадать загадку. Исполнивший просьбу становится водящим.
Упражнение «Мяч желаний»
Цель: формирование навыков и умений управления креативным процессом, развитие гибкости, оригинальности и нестандартности ответов.
Описание: Ведущий бросает участнику мяч и называет при этом любой предмет. Тот, кому достается мяч, называет три нестандартных способа использования этого предмета. Например, при броске произнесли слово «молоток». Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.
Обязательное условие – не прибегать к универсальным способам использования большинства предметов, так как почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.
Рефлексия:
Трудно ли было выполнять упражнение? Почему?
Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?
Что подталкивало вас на возникновение новых идей?
Ритуал прощания.

Занятие № 4

Цель занятия: развитие креативности и умения логически мыслить и излагать свое мнение, осознание барьеров проявления креативности и выделение этапов креативного процесса, развитие чувства юмора.

Упражнение «Упрямый осел»
Цель: разогрев тела, формирование его готовности к работе, активизация участников занятия.
Инструкция: «Об упрямстве ослов ходят легенды. Если осел остановился на дороге и отказывается идти вперед, то от хозяина требуется недюжинное упорство, терпение, а порой и физическая сила, чтобы сдвинуть с места серого упрямца. Представьте, что в руке у вас повод, к которому привязано животное. Попытайтесь сдвинуть его с места! Ослабляйте время от времени повод и пробуйте вновь! Учтите, что у упрямого ослика достаточно сил и времени. Успеха!».
Упражнение «Апельсин»
Цель: развитие воображения, формирование способности изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования.
Инструкция: «Давайте вообразим, что это (педагог показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе».
Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения педагог побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, «Давайте работать быстрее».
Также ведущий обращает внимание группы на моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «кубинский». В этом случае педагог может сказать: «Появилась новая область – страна-производитель».
Упражнение «Куб»
Цель: развитие креативного мышления, осознание барьеров креативности.
Описание: У ведущего в руках лист с изображением куба. Он просит посмотреть на рисунок и сказать, что на нем изображено. Участники высказывают свои версии. Педагог подводит итог, повторяя то, что было сказано. Обычно, это – рисунок, куб, геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната и т. д. Ведущий говорит: «У нас возникли разные мнения по поводу того, что изображено на этом листе. В то же время, очевидно, что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Как это объяснить?»
В процессе обсуждения участники группы высказывают идеи относительно влияния предыдущего опыта на восприятие, когда «узнается» ранее выстроенная в сознании конструкция.
В зависимости от уровня группы идея может облекаться в разные формулировки: «мы узнаем вещи, которым сами дали имя (название), при этом другие могут даже не подозревать, что этот объект означает для нас», «нам сказали, что такая форма называется кубом, поэтому мы и видим его» и т. д.
Упражнение «Необычный рисунок»
Цель: развитие креативности, осознание барьеров ее проявления.
Описание: Участники группы сидят по кругу. В кругу лежат цветные карандаши, мелки, фломастеры, листы бумаги.
Каждый из участников берет лист бумаги и все-то, что ему потребуется для рисования на своем листе бумаги. На рисование отводится 15 секунд. Через 15 секунд каждый передает свой лист соседу слева. После того, как участник получает лист, на котором уже что-то нарисовано, он должен дорисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Работа продолжается до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу и не вернется к «хозяину».
Упражнение «Блицтурнир»
Цель: развитие оперативности, умения логически мыслить и излагать свое мнение, развитие чувства юмора.
Описание: Каждый пишет на листке бумаги по одному вопросу, сворачивает листок и кладет в шапку. Затем участники по очереди вытаскивают листки, читают вопросы и пытаются на них ответить. Другие члены группы также могут предложить свои варианты ответов. При этом каждый имеет право не отвечать.
Ритуал прощания.

Занятие № 5

Цель занятия: развитие внимания, воображения, быстроты мышления; осознание участниками применения собственной креативности, умения принимать нестандартные решения в определенных ситуациях.

Упражнение «Назови предмет»
Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты мышления.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем – называем какой-либо цвет, а когда ловим – объект такого цвета. Будем внимательны: не повторяем те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе».
Упражнение «Ваше впечатление»
Цель: развитие внимания, памяти, формирование умений выражать свои чувства и отношения через образные выражения или явления окружающего мира, предоставление обратной связи.
Инструкция: «Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты».
Когда две минуты прошли, педагог продолжает инструкцию: «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание».
Упражнение «Первая проба на роль»
Цель: осознание применения собственной креативности, умения принимать нестандартные решения в определенных ситуациях.
Описание: В центр круга ставится стул – «стул презентации». Каждый участник группы по очереди садится на этот стул, а остальные представляют себя кинорежиссерами, которым предстоит снимать некий фильм. Для фильма, разумеется, нужно подобрать актеров, пригодных для исполнения той или иной роли. Нужно определить, какая роль по внешним признакам человека и особенностям его поведения в большей степени ему соответствует. Возможно, это роль героя из известного произведения: кинофильма, сериала, сказки. Можно придумать собственный сценарий. В этом случае, кинорежиссер должен описать, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на «стуле презентации»: его возраст, социальный статус, другие его характеристики, время действия фильма и т.п. Участнику, сидящему на «стуле презентации», не нужно ничего говорить. Он только слушает мнения других. Не обязательно должны высказаться все по каждому сидящему на «стуле презентации». В первую очередь, говорят те, у кого уже появилось четкое представление о возможной роли кандидата.
Рефлексия:
Что Вы чувствовали, сидя на «стуле презентации»?
Какие роли, предложенные вам кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?
Какую роль вы бы сыграли с удовольствием?
Трудно ли, будучи кинорежиссером, определить роль, наиболее подходящую для каждого человека?
В каких случаях это удавалось достаточно легко?
Упражнение «Вместе или раздельно?»
Цель: развитие внимательности и логического мышления.
Описание: Один из участников выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Вначале признак этот должен быть только визуальным. Нарпимер, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом – те, у кого очков нет. Или в одной группе – те, у кого на руке есть часы, в другой - участники без часов...
После того, как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать «картинку» и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников по группам.
На «продвинутом» этапе можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов...
Упражнение «Человек из будущего»
Цель: развитие воображения, нестандартного и творческого мышления.
Описание: В течение 5 минут участники должны разделиться на две команды, выбрать 1 члена команды и представить его в образе Человека из Будущего. Для превращения можно использовать набор предметов, который находиться у каждой команды (тарелка, ленточки, скотч, цветные карандаши, пластмассовые пробки, значки). Затем каждая команда представит своего героя, используя в своей защите нестандартные ответы на следующие вопросы:
- Где живет главный герой?
- Что он любит кушать?
- Какая у него профессия?
Защита работ.
Ритуал прощания.

Top