Бывают ли случайности. Случайности не случайны – их просто не бывает

Я бы хотел сегодня поговорить об одной очень важной вещи, без понимания которой наша жизнь кажется порой слишком тяжелой, порой слишком запутанной, а иногда просто невыносимой, поговорить с вами о Промысле Божием и о том, как он в нашем земном бытии проявляется.

Чем вообще зачастую нам кажется человеческая жизнь? Сплетением обстоятельств, различных ситуаций, событий, которые, на первый взгляд, никоим образом друг с другом не связаны. Но на самом деле в земном существовании человека нет ровным счетом ничего случайного с самого мгновения его рождения и до того момента, как он уходит из этого мира в мир иной. Все в нашей жизни руководится Промыслом Божиим. Промысл - удивительное слово, и мне, как человеку, который долгое время связан с редактированием различных текстов, часто приходится видеть такую ошибку: либо автор, либо наборщик вместо слова «Промысл» пишет - «Промысел». И всегда приходится в таких случаях полушутя объяснять, что есть Промысл Божий, а есть промысел - пушной, например, хотя, может быть, это и не такая уж ошибка, потому что Господь обещал апостолам сделать их ловцами человеков, то есть здесь есть некий образ промысла: Господь в течение нашей жизни будто бы расставляет нам «силки», чтобы нас уловить во спасение. Ну а мы, как какие-то неразумные зверушки, пытаемся из них выкарабкаться, не видя, к чему нас Господь на самом деле ведет.

Преподобный авва Дорофей говорит, что Бог не презирает даже самую малую нужду человека. Нет ровным счетом ничего в нашей жизни, что не касалось бы Бога. Есть замечательное, небольшое по объему произведение - «От Меня это было», которое называют духовным завещанием преподобного Серафима Вырицкого, хотя и существуют определенные споры относительно его авторства. Те из вас, кто о нем слышал или читал, наверняка очень хорошо его помнят, а тем, кто не читал, очень советую его найти. Это обращение Бога к человеческой душе, и самая главная мысль, которая в нем выражена, такова: все, что человек, оглянувшись на прошлое, видит в своей жизни, было от Него - и взлеты, и падения, и радости, и горе, и мгновенья счастья, и мгновенья лютой скорби. “Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего«,- говорит душе Господь: настолько близко Богу все, что происходит с каждым из нас.

И в это бывает порою очень трудно поверить, потому что Бог близок, а мы бываем от Него очень далеко. Господь всеми силами старается нас к Себе привлечь, а мы в противовес устраиваем себе какую-то систему, благодаря которой можем по-прежнему от Бога находиться в удалении. Почему? Потому, что нашему спасению зачастую служат вещи, которые нас отнюдь не радуют. Нам заповедано в терпении спасать свои души, а как это возможно, если не будет случаев, когда придется потерпеть? И вот Господь на протяжении всей нашей жизни посылает нам множество ситуаций, которые надо именно претерпеть. Ну а поскольку и терпеть не хочется, и смиряться не хочется тоже, мы всеми силами стараемся уйти от всего того, что для нас этот крестный путь образует. Но Господь, как все предвидящий, все знающий заранее, тем не менее умудряется нас, порой помимо даже нашей собственной воли, на путь спасения снова и снова возвращать.

Хотя это на самом деле сложный вопрос: что значит «помимо нашей собственной воли»? Есть такая известная логическая загадка: может ли Бог создать камень, который бы Он не мог поднять? И предлагается два варианта решения: если Бог может создать такой камень, которого не может поднять,― значит, Он не всемогущ; если же Он не может создать этот камень, то опять-таки Он не всемогущ. И есть единственно верный ответ, выходящий за пределы человеческой логики: такой камень Богом уже сотворен ― это человеческое сердце.

Господь не неволит человека, не спасает его без его ответного отклика; и более того: не просто не спасает, а даже, если можно так сказать, не может спасти. Как же тогда бывает так, что Господь нас спасает «помимо нашей собственной воли»? Возьмем для примера жизнь преподобной Марии Египетской. Казалось бы, жила она в бездне греха и ничто не предвещало возможности обращения к Богу. И тем не менее почему-то именно в ее жизни совершается такое чудо: она приходит с самыми неблагими намерениями в Иерусалим, пытается войти в храм, но благодать Божия ее не допускает.

Не одна преподобная Мария была грешницей среди тех, кто в тот день входил в храм Гроба Господня, наверняка там было немало грешных людей. Достаточно хотя бы вспомнить о том, что на корабле, на котором она плыла в Иерусалим, было достаточно много паломников, которые бросили все свои дела, для того чтобы поклониться Древу Честного Креста, но при этом некоторые из них, и даже не некоторые, а как говорится, достаточно многие на этом корабле, охотно пали с нею в грех блуда. И тем не менее не говорится о том, что кто-то из них не смог войти в храм. Они смогли войти - а она почему-то не смогла.

И это было явное чудо - чудо Промысла Божия о ней, потому что Господь предвидел, каким образом ее сердце отзовется и откликнется. Мне не раз приходилось видеть людей, которых какая-то сила из храма гнала, которые в храме теряли сознание,- и могу сказать, что среди этих людей процент задумавшихся о том, почему им в храме плохо, достаточно невелик. А преподобная Мария не только задумалась, но, встретившись с этой силой, не пускающей ее в храм, тотчас же обратилась к покаянию. И можно сказать, что ее спасение началось помимо ее собственной воли, но Господь перемену в ее воле, этот потенциальный отклик по всеведению Своему предвидел.

Промысл Божий - это то, что невозможно в своей жизни разглядеть без определенного внимания к самому себе, к тому, что с нами в нашей повседневности происходит. Если для нас каждый день проходит сумбурно, мятежно, если мы не останавливаемся вечером для того, чтобы просто на прожитые сутки посмотреть, если утром мы опять-таки вываливаемся в эту бурную, мятежную жизнь, не успев приготовиться, то мы не сможем заметить в ней ни каких-то закономерностей, ни каких-то особенных обстоятельств, которые нас очевидным образом в этом Промысле уверяют.

Есть в моей памяти такой небольшой, но серьезный эпизод: шел человек, должен был переходить дорогу. При этом человек читал на ходу Псалтирь, понимая, что иначе не успеет ее прочитать, потому что было слишком много дел. На светофоре он остановился для того, чтобы дочитать «славу», не сразу отреагировав на зеленый свет для пешеходов. И в это время по проезжей части пролетела машина именно там, где человек находился бы, если бы начал свой путь, «славу» не дочитав. Что это такое - Промысл Божий или случайность?

Наверное, тут уместно вспомнить слова епископа Василия (Родзянко): когда ему говорили, что события, происходящие по молитве, кажутся многим случайными совпадениями, он отвечал примерно так: «Действительно, это можно считать совпадениями, но пока я молюсь, совпадения происходят, а когда перестаю молиться, совпадения прекращаются». Поэтому, наверное, главный ключ к тому, чтобы Промысл Божий в собственной жизни рассмотреть, - это молитва. Молясь, мы пытаемся воззреть на Бога, увидеть Его перед собой и так же увидеть Его в своей жизни. И наш духовный взор благодаря молитве просвещается и становится более острым.

Рассматривая Промысл Божий в своей жизни, каждый из нас мог бы задуматься о том, каким образом он оказался в Церкви. Наверное, среди нас практически нет людей, которых привела в храм совершенно прямая, простая и ясная дорога. Скорее всего, оглянувшись назад, мы опять-таки увидим некое сцепление обстоятельств. Пришли мы куда-то, в какое-то место, в которое могли в этот день не прийти, и именно там услышали что-то или столкнулись с чем-то, что направило нас к Богу. Какой-то человек появился в нашей жизни, о чем-то с нами заговорил, что-то нам подсказал, почему-то мы этого человека послушали.

Или случилось с нами нечто, что определенным образом настроило нас, направило наши мысли… Порой бывает даже так, что та дорога, которая привела кого-то из нас в храм, первоначально должна была идти в противоположном направлении. Есть замечательные слова из не менее замечательного фильма «Покаяние», в советские еще времена вышедшего: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?». Хотя нет на самом деле такой дороги в жизни человека, которая к храму бы не вела. Просто мы сами можем с этой дороги сворачивать, но тем не менее Господь нас на нее постоянно старается вернуть.

Говоря о Промысле Божием, нужно, наверное, сказать и о том, что бывают случаи, когда мы сталкиваемся с какой-то тяжкой скорбью и несправедливостью. И в это время у нас порой рождается если не ропот на Бога - это удел все-таки людей совсем маловерных, - то ропот на людей, уныние, печаль, а иногда ожесточение, озлобление, от которого мы буквально вскипаем и не можем в себе удержать этот праведный или кажущийся нам праведным гнев.

А происходит это опять-таки потому, что мы не способны бываем рассмотреть, как Господь это зло и эту скорбь может обратить во спасение. Часто бывает так, что люди, далекие от Церкви, когда заходит речь о младенцах, убитых в Вифлееме, не могут с этим примириться и говорят: как же Бог попустил смерть этих невинных младенцев в таком количестве? Ну и, естественно, этот вопрос переходит в другие вопросы: как Господь попускает смерть множества невинных людей во время войн, каких-то стихийных бедствий… И когда начинаешь объяснять, что есть вечность, в перспективе которой можно совершенно иначе понять все происходящее в этой жизни, то у собеседника, даже если он и принимает эту логику, зачастую рождается множество других возражений.

Но вы, наверное, помните замечательную притчу из патерика о том, как некий подвижник постоянно задавался вопросом, по какой причине злые благоденствуют, а добрые умирают в нищете и в болезни. И вот однажды ему понадобилось проделать долгий путь, и к нему присоединился странный спутник, который на протяжении всего их совместного пути совершал не менее странные деяния. Когда они ночевали в доме человека, который принял их очень гостеприимно, этот спутник монаха украл у хозяина серебряное блюдо и потом выкинул по дороге. Когда они вышли из другого дома и владелец этого дома послал своего сына проводить их, то спутник столкнул этого мальчика в реку, и он утонул.

Потом они остановились на ночлег в каком-то пустынном месте, где стоял полуразрушенный дом, и провели ночь под кровом этого дома, а с утра спутник монаха разломал стену, и дом рухнул. Тогда монах, при всем своем бесстрастии, не выдержал и воскликнул: «Кто ты - ты человек или демон?! Почему всю дорогу ты творишь зло? Один человек нас принял с любовью, а ты у него блюдо украл, другой послал своего сына нас проводить, а ты его в реке утопил, а сейчас мы здесь ночь провели, а ты этот дом разрушил? Что ты за исчадье ада такое?!». А тот ему ответил: «Я не человек и не демон - я Ангел Божий, посланный тебе для того, чтобы научить тебя хотя бы отчасти познавать пути Промысла Божия. Это блюдо человек, который нас принял, приобрел неправедным путем и не в силах был от него отказаться. Я лишил его этой вещи для того, чтобы его сердце не привязывалось к украденному. А мальчик у этого доброго человека, если бы вырос, стал бы отъявленным негодяем и погубил бы не только свою душу, но и жизнь своего отца. Поэтому, пока он еще в состоянии, пригодном для вечности, Господь повелел мне прервать его жизнь. А что касается этого дома, то на самом деле еще немного и он бы рухнул, а в следующую ночь здесь должны проходить несколько человек, которые, остановись они здесь, погибли бы под развалинами. Теперь возвращайся в свою келью и не испытывай судеб Божиих, не задавай вопроса „почему?“». Вот иллюстрация к тому, о чем мы говорим.

И на самом деле этот случай не кажется каким-то фантастическим и из ряда вон выходящим: даже в окружающей нас жизни мы порою такого рода обстоятельства видим. Опять же в памяти такой случай: один мой хороший знакомый летит в другой город, причем летит для того, чтобы стать крестным сына своего друга. При этом он покупает, как это сейчас бывает, билет через интернет, приезжает в аэропорт и, поскольку по дороге были пробки, попадает к самому концу регистрации на рейс. Девушка за стойкой предлагает ему: давайте вы сегодня на следующем рейсе улетите.

Он остается на следующий (там разница буквально в два-три часа) и уже решает по этому поводу не беспокоиться, но потом все-таки опять подходит и говорит: «Может, я все-таки на этом улечу? У меня ведь нет с собой никаких вещей, успею я сесть». Ему удается пройти, он улетает на этом самолете, а следующий самолет разбивается и погибают абсолютно все люди, которые в нем находились. В его жизни это, конечно же, чудо, это Промысл Божий.

А бывает иначе: бывает, что мы куда-то хотим попасть - может быть, на борт того же самолета, а Господь нас всеми силами от этого отводит. Мы возмущаемся, переживаем, но неизвестно, что было бы, если бы мы попали туда, и чем бы все это закончилось. Из этого всего можно для себя сделать очень важный вывод: если Господь нас от чего-то отводит, если Господь нам чего-то не дает, то как бы нам этого ни хотелось, не надо к этому изо всех сил стремиться.

Надо всегда давать возможность Богу исполнить Свою волю в нашей жизни, потому что стремясь к исполнению собственной воли, мы можем не просто навредить себе, а можем погибнуть. Сколько бывает в нашей жизни случаев, когда мы просим чего-то во что бы то ни стало, и, хотя порой Господь через обстоятельства показывает нам, что просить этого и стремиться к этому не надо, мы все равно просим. Очень важно уметь примириться с Промыслом Божиим.

Отец Иоанн (Крестьянкин), годовщину кончины которого мы сегодня отмечаем, часто говорил о том, что самое главное в жизни - это вера Промыслу Божию с рассуждением, основывающемся на опыте, и человек, который так живет, будет самым счастливым и самым благонадежным на пути, ведущем ко спасению, потому что такой человек уподобляется, по очень точному образному сравнению митрополита Антония Сурожского, парусу, надуваемому ветром: как только ветер поднимается, он поднимает и парус и гонит судно в том направлении, в котором ему и нужно бывает двигаться. Человек, который доверяет Промыслу Божию, имеет возможность экономить силы, не тратить их попусту и пребывать в созидательном труде. Это одно из важнейших следствий послушания - того послушания, о котором мы читаем в житиях святых и в патериках.

Мы часто в своей обычной жизни - в быту и еще чаще на работе - сталкиваемся с тем, что приходится не столько тратить сил и трудов на то, чтобы сделать какое-то дело, сколько на то, чтобы исправить то, что было сделано неправильно. И в том, что касается нашего спасения, тоже часто бывает так, что мы не столько что-то созидаем, сколько восстанавливаем разрушенное: в общем-то, вся жизнь наша на это уходит. Из этого можно понять, какое это великое благо - не тратить время и силы на сопротивление обстоятельствам и людям в том, в чем это на самом деле бывает совершенно лишним, а просто превратиться в такой «парус», готовый направлять судно нашей жизни туда, куда угодно его направить Богу.

И еще, говоря о тех недоумениях, от которых мы, размышляя о Промысле Божием, все-таки не можем избавиться, вспомню эпизод из когда-то очень любимого мной романа американского писателя Торнтона Уайлдера «День восьмой». К некому проповеднику приходит молодой человек, в жизни семьи которого случилось много странных, непонятных обстоятельств. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ: его собеседник просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спрашивает его: «Что ты видишь?». Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповедник просит перевернуть коврик обратно и говорит: «А что ты видишь сейчас?». Юноша говорит: «Я вижу узор». И тогда проповедник произносит поразительные слова: «Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку - беспорядочное, непонятное нам сплетение каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит только лишь Господь». Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но целиком мы не можем его увидеть, и опять-таки нужна вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его премудрость позаботятся обо всем.

Нам зачастую не хватает опыта праведного Иова, который заключается в том, чтобы не искать силами и средствами человеческого ума объяснений тому, что можно постичь только в общении с Богом. Помните этот момент: когда Иов внутренне мечется и приходит в смятение, потому что не может понять, за что Господь ему все это послал? Его не смущает то, что с ним произошло, внешняя сторона скорбей,- его мучает непонимание: что в его жизни было настолько Богу неугодным? И ни объяснения друзей, ни его собственные размышления не могут ему на этот вопрос дать ответа. И лишь когда Господь ему является, Он Сам становится для него ответом на все вопросы, и происходит то самое, что выражено уже в Новом Завете в словах Спасителя: В тот день вы не спросите Меня ни о чем. Наверное, отсутствие или скудость такого опыта непосредственного богообщения, переживаемого в молитве и во время участия в церковных таинствах, не дает до конца поверить Промыслу Божию и всецело ему отдаться.

Ну и в заключение скажу, что, решаясь Промыслу Божию довериться, мы уподобляемся апостолу Петру, который, доверившись Христу, получил удивительную способность идти по воде, по бурным волнам морским, словно посуху. Человек, который Промысл Божий принимает, точно так же получает возможность - удивительную и в то же время такую важную, такую необходимую для нас - небедственно идти по волнующейся поверхности моря житейского, в котором многие утопают и в котором действительно можно утонуть и погибнуть навсегда.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ БЕСЕДЫ

Отец Нектарий, у меня один-единственный вопрос, но не очень простой. Все-таки «судьба» в мирском понимании - это в каком-то смысле правильно, да? И если, как говорят, от судьбы не убежишь и все уже о человеке предугадано, чего ему тогда в жизни трепыхаться-то?

Ради чего нужно в жизни «трепыхаться», я могу сказать совершенно определенно, и, наверное, большинство здесь присутствующих понимает, ради чего это нужно делать. Ради того, с чем мы придем к моменту нашего исхода из этого мира.

А вот в отношении того, можно ли избежать чего-то, чему Господь определил с нами быть, можно сказать так. Безусловно, избежать мы этого не можем, но мы же не знаем, что Господь о нас судил, и никто этого знать не может, а потому даже думать об этом, в принципе, не надо. Достаточно знать и понимать: все, что с нами в жизни происходит, происходит потому, что Господь ведает наше сердце и наш выбор в той или иной ситуации и на основании этого нашу жизнь определенным образом строит. Поэтому нельзя сказать, что наша жизнь во всех своих обстоятельствах только лишь от Бога зависима: она зависит от нас самих. Нам сложно бывает понять это соотношение предопределенности и наших действий, потому что мы воспринимаем течение времени в одном направлении, от прошлого к будущему, а в вечности совершенно иные категории.

Вот знаете, бывает так: мы чувствуем, что может произойти какая-то беда с близким нам человеком, и молимся о том, чтобы эта беда не произошла. В какой-то момент наша душа успокаивается, и мы понимаем, что эта молитва услышана и Господь дал близкому нам человеку избежать того, о чем мы просили. А потом мы вдруг узнаем, что человек избежал этого еще до того момента, как мы начали молиться. Правда ли, что это могло быть по нашей молитве? Да, действительно, это может быть истинной правдой, хотя сама молитва совершилась позже. Но если бы мы не молились, то избежал бы он беды?.. Бог есть Владыка и настоящего, и прошлого, и будущего, и Он может откликнуться на какую-то нашу мысль раньше, чем мы успеем ее сформулировать. Понимаете, о чем я говорю?

Батюшка, у митрополита Антония Сурожского есть объяснение, что Господь не предопределяет, а предузнает: получается, между этими понятиями большая разница?

Об этом разные отцы говорили по-разному. Господь не просто предузнает - Он знает. Нельзя сказать, что Господь в какой-то момент что-то предузнал, поскольку не было такого мгновения, когда бы судьба каждого из нас не была известна Богу. Можно говорить о том, что каждый из нас существовал еще прежде того, как мы были сотворены, потому что каждый из нас, как и любой неодушевленный предмет этого мира, есть некая, как говорили святые отцы, Божественная идея.

При этом нельзя сказать, что появился какой-то момент, когда мы начали существовать в качестве идеи, потому что Бог всегда был один и тот же: Он неизменен. И от этой мысли, на самом деле, замираешь - иногда от восхищения, а иногда от ужаса: вот как это вместить, что мы не только существовать будем вечно, но и существуем уже вечно, то есть не было момента, когда бы нас, хотя бы в замысле Божием, не было! И вот каким образом соединяется то, что, с одной стороны, все зависит от нас, а с другой стороны, все заранее про нас известно, человеческим умом тоже вместить до конца невозможно.

Батюшка, еще по поводу предопределения… Говорят, что когда человек умирает и о нем кто-то молится, это еще может до Страшного Суда изменить его участь. А если некому о нем молиться, то уже ничто на его судьбу повлиять не может?

На самом деле, об этом тоже замечательно говорил митрополит Антоний Сурожский. Он задавал вопрос: а почему, собственно говоря, молитва может что-то изменить в судьбе человека? Безусловно, на этот вопрос нельзя ответить до конца, потому что опять-таки это выходит за рамки познания человеческого, но есть очень простой и важный момент, на который он обращал внимание. Если о человеке молятся люди,― значит, он что-то такое в своей жизни сделал, что был ими любим. И это становится «поводом» для милости к усопшему: его дела и любовь продолжают приносить плоды после его кончины.

Ну а что касается вопроса: «а если некому о нем молиться?», то я думаю, что если нигде нет ни церковного поминовения этого человека, ни частной молитвы за него, то ничто уже не повлияет на его загробную участь. Хотя опять-таки можно вспомнить, что мы молимся в некоторые дни поминовения усопших и о тех людях, имен которых мы не знаем - о погибших в самых различных обстоятельствах, умерших от каких-то тяжких болезней, о павших на поле брани.

Это не какое-то новое веяние, а то, что идет из глубокой древности церковной, и поскольку Церковь ничего не делает бессмысленно, неоправданно, то можно сказать, что и эти молитвы какое-то значение в жизни людей усопших имеют. Хотя, безусловно, главным образом все зависит от того, что человек в своей жизни сеял, то и будет всходить там, в жизни иной. А все остальное, в том числе молитва церковная,- это то, что может в большей или меньшей мере проявить посеянное нами.

Если человеку было что-то предназначено, а он сделал другой выбор и мучается теперь, понимая, что поступил неправильно, что делать? Если вернуть ситуацию уже нельзя, остается наблюдать, как вся жизнь идет под откос?

Дело в том, что Господь в нашей жизни присутствует не только в тот момент, когда мы совершаем какой-то выбор, пусть даже и важный, и необратимый, а присутствует в нашей жизни на всем ее протяжении. И если мы в какой-то момент не задавались вопросом, что Богу угодно о нас, то ничто не мешает нам задаться этим вопросом в тот момент, когда мы наконец очнулись. Вот совершал человек в своей жизни ошибки, совершал и потом остановился: а что же мне дальше делать, когда я уже столько в своей жизни всего наворочал? Так в этот момент и надо задаться самым важным вопросом: а что именно сейчас Богу от меня угодно? Если человек захочет это действительно узнать и, главное, исполнить волю Божию о себе, Господь ему ее откроет. И у человека будет возможность не то чтобы все начать сначала, но, по крайней мере, с этого момента идти тем путем, который к Богу и ко спасению будет вести, то есть безнадежности нет, даже если были сделаны ошибки. Нам же еще какое-то время Богом отпущено, и мы можем либо продолжить идти путем ошибок, либо положить этому шествию предел.

- Действительно ли Господь тех людей, у которых все хорошо, любит меньше?

Нет, так рассуждать вряд ли можно. Господь, безусловно, всех любит, и любит равно. Отличается лишь способность людей воспринимать эту любовь и откликаться на нее. Образно говоря, Господь щедрою рукой в каждого из нас, как в некие сосуды, неистощимой струей вливает живую воду благодати, и один вмещает чайную ложку, а другой словно и дна не имеет… То есть вливается во всех равно, но кто-то ее принимает, а кто-то исторгает из себя. Вот только от этого все и зависит, больше ни от чего.

В этом мире нет никаких случайностей и совпадений — все закономерно. И нет ничего, чтобы не было связано со Всевышним, просто эту связь надо почувствовать, и когда почувствуешь, тогда жизнь станет прекрасной. И когда мы что-то говорим о возвышенном, о духовном, о Боге, то это мы говорим в первую очередь для себя.

Все вокруг – это спектакль, который для нас. Здесь все очень сложно устроено, но в то же время интересно. И жизнь перестает быть пустой.

Наше страдание означает скупость сердца, настоящая жизнь – это отдавать, занятие души – служить. И мы не хотим отдавать, а хотим брать, хотим своего маленького счастья для себя, максимум для своих близких — расширенный эгоизм, но мы можем больше. У нас нет благодарности за милость, которую мы получаем.

Случайность, совпадение или закономерность?

Ведь если поездить по миру и посмотреть как живут люди, то мы поймем что находимся в райских условиях.

Люди, которые помогают другим решать проблемы, сразу же забывают о своих, потому что:

1) им становится не до этого,

2) наши проблемы решаются автоматически (это закон),

3) потому что, видя как страдают другие, начинаешь понимать, что у тебя все хорошо!

Все что нам дано – это милость, все это нам дано Творцом, который заботится о том, чтобы мы находились в наилучших условиях с точки зрения своего спасения – об этом говорят все мудрецы. Но мы не можем этого понять из-за своей скупости ограниченности, эгоизма, греха, загрязненности сердца. В конце концов мы просто должны очиститься и посмотреть на мир счастливым взглядом!

Бывают ситуации, когда человек занимается собой с помощью различных практик, техник и т.д., получает успехи, жизнь, в общем, налаживается, но неприятности то и дело продолжают появляться в его жизни. Почему?

В жизни не бывает случайностей

В жизни не бывает случайностей! Вот об этом и поговорим. Тема довольно обширна, поэтому здесь постараюсь сжато дать материал к размышлению, а более подробную информацию можно будет почерпнуть из других источников.

Начнем с того, что НИЧТО НЕ СЛУЧАЙНО. Этот мир устроен определенным образом, и есть некие Высшие Законы, которым подчиняется всё происходящее. Незнание, непонимание или неприятие этих законов не аннулирует их.

Можно сказать, что Жизнь построена по принципу школы, где мы должны научиться мудрости: познать законы жизни и жить в соответствии с ними, чтобы радоваться каждому мгновению жизни.Важно понимать, что неприятности, происходящие с нами – это не наказание от Бога, (Высших Сил и т.д.), а результат нарушения нами этих самых Божественных законов.

Другими словами, «я сам был причиной этих неприятностей». Принимая это как факт (я ответственен за происходящее со мной), ты создаешь возможность для духовного роста: обучения, исправления своих ошибок и достижения высшей цели – счастья.

Случайности не бывают случайными

Случайности не бывают случайными. Что излучаешь, то и получаешь. Что посеешь, то и пожнешь. К тебе возвращается только то, что ты делаешь в отношении других. Народная мудрость. Золотое правило из Буддизма – «Не делай другому того, чего не желаешь себе» – построено на понимании этого.

Высшие Законы абсолютно справедливы и гармоничны. Ты – причина происходящего с тобой. Ты должен понять, каково это – то, что ты делаешь/делал другим. Только так ты можешь научиться мудрости и получить сертификат – счастье. Обижаться на человека, который создает тебе неприятности – это ошибка, приводящая к усилению собственного эго, которое питается негативом. В этом случае духовный рост невозможен или тормозится.

Другой человек, через которого пришла неприятность, является не источником этой неприятности, а лишь ее проводником. Не было бы этого человека, был бы другой, но ситуация получилась бы такой же. Из неприятностей нужно извлекать урок. Если, конечно, мы не хотим повторно наступать на одни и те же грабли.

Это никакая не случайность или совпадение

Если одна и та же неприятность снова и снова приходит в вашу жизнь, то это никакая не случайность или совпадение, это говорит о повторном наступании на те же самые грабли. Жизнь пытается вас чему-то научить, а вы все не учитесь и не учитесь. Это может зайти далеко, и с каждым разом быть все болезненней.

Как извлекать урок из неприятной ситуации

Первый шаг – принять ситуацию как есть. Об этом много уже говорилось, но для данного контекста вот еще один аспект принятия: «я сам привлек это в свою жизнь – мыслями, словами и поступками». Это позиция ответственности, которая открывает дверь мудрости. Другого пути к мудрости нет. Перекладывание ответственности на других людей, Бога и т.д. – это путь к деградации, а не духовному росту.

Второй шаг – обнаружение своей ошибки. Здесь нужен тщательный анализ. Сразу вы можете и не вспомнить (не понять, не осознать), какие ваши действия притянули эту неприятность (эго попытается воспользоваться этим фактором, чтобы прекратить анализ ситуации).

Но просто помните, что случайностей не бывает. Задумайтесь, на какой аспект эгоизма указывает вам жизнь через этого человека или ситуацию? Какая негативная или разрушительная черта характера другого вызывает у вас реакцию? Не проявляли ли вы по отношению к кому-то этот аспект эго? Если что-то в другом вызывает у вас неприятную реакцию, это говорит о том, что у вас это тоже есть. Нужно обнаружить, что это.

Третий шаг – искоренение обнаруженного аспекта эго. Это можно сделать различными способами. В жизни этот аспект эго можно просто отслеживать и осознавать, и постепенно он исчезнет. Можно также целенаправленно проявлять в жизни противоположность этому аспекту (позитивную черту характера). Пробуйте разные варианты.

Дополнение ко второму шагу. Внешний мир – это отражение внутреннего мира. Скажи мне, каким ты видишь мир, и я скажу, каков ты. Мы видим в других только то, что есть в нас самих. Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты. И т.д. Попытки изменить другого (не меняя себя) – это проявление эго, и, как правило, такой подход не работает. Измените себя – изменятся другие. Хотите изменить свою жизнь в лучшую сторону – начните с себя.

Вы замечали в своей жизни, насколько случайности не случайны? Иногда так бывает, что даже, если очень постараться определить случайность, как простое совпадение, ничего из этого не получается. И совпадение не совпадает…

Неприятности случаются у всех, но вопрос — почему они происходят? На это есть причины, устраняя которые, мы избавляемся от ненужных проблем.

Начнем с того, что Ничто не случайно

Этот мир устроен определенным образом, и есть Высшие Законы, которым подчиняется всё происходящее. Незнание, непонимание или неприятие этих законов не аннулирует их.

Можно сказать, что Жизнь построена по принципу школы, где мы должны научиться мудрости: познать законы жизни и жить в соответствии с ними, чтобы радоваться каждому мгновению жизни.

Мы живем в замкнутой системе, в которой все ее части тесно взаимосвязаны друг с другом и обладают взаимным влиянием, поэтому ничто не случайно, и ничто не проходит бесследно.

Что излучаешь, то и получаешь. Что посеешь, то и пожнешь. К тебе возвращается только то, что ты делаешь в отношении других. Народная мудрость.

Золотое правило из Буддизма – «Не делай другому того, чего не желаешь себе» – построено на понимании этого. В других религиях говорится, по сути, то же самое.

Почему это трудно понять?

Потому что жизнь здесь имеет длительность (время, инерционность) и «отдача» приходит не сразу. Когда вы запускаете бумеранг, ему нужно время, чтобы улететь достичь конечной точки и вернуться; и пока он летает, к вам возвращаются другие бумеранги, запущенные до этого.

Так как ум (в большинстве случаев) не может отследить эту причинно-следственную связь, нет и понимания, что случайно ничто не происходит. Всё взаимосвязано и закономерно.

Нужно понять, что неприятности, происходящие с нами – это не наказание от Бога, (Высших Сил и т.д.), а результат нарушения нами этих самых Божественных законов.

Другими словами, я сам был причиной этих неприятностей. Принимая это как факт (я ответственен за происходящее со мной), ты создаешь возможность для духовного роста: обучения, исправления своих ошибок и достижения высшей цели – счастья.

Высшие Законы абсолютно справедливы и гармоничны (эгоизм иногда не позволяет увидеть это). Ты – причина происходящего с тобой. Ты должен понять, каково это – то, что ты делаешь/сделал другим.

Только так ты можешь научиться мудрости и получить сертификат – счастье. Поэтому так и устроен этот мир.

Обижаться или злиться на человека, который создает тебе неприятности – это ошибка, приводящая к усилению собственного эго, которое питается негативом. В этом случае духовный рост невозможен или тормозится.

Другой человек, через которого пришла неприятность, является не источником этой неприятности, а лишь ее проводником. Через него Жизнь указывает на твои собственные ошибки, просит тебя задуматься, осознать и сделать правильные выводы.

Не было бы этого человека, был бы другой, но ситуация получилась бы такой же.

Из неприятностей нужно извлекать урок

Если, конечно, мы не хотим повторно наступать на одни и те же грабли. Если одна и та же неприятность снова и снова приходит в вашу жизнь, это говорит о повторном наступании на те же самые грабли.

Жизнь пытается нас чему-то научить, а мы все не учимся и не учимся. Мы не задумываемся (предпочитая обвинять других), правильные выводы не делаем и продолжаем творить глупости.

Поэтому Жизнь вынуждена учить нас с помощью все более и более жёстких ситуаций. Это может зайти далеко и быть все болезненнее.

Совсем не случайно, что ты читаешь эту статью. И не случайно, что ты сейчас думаешь, переосмысливаешь свою жизнь.

© Copyright Изображение статьи предоставлено бесплатным сервисом Изображение с лицензией CC0 Creative Commons

Случайности не случайны – недавно я смог убедиться в этом лично. Жизнь преподнесла очередной удивительный подарок! Подарок настолько неожиданный и необыкновенный, что не написать об этом я не мог.

Случилось так, что в середине августа я поехал в отпуск. Путь мой лежал из славного города Анапа в родной Комсомольск-на-Амуре. Здесь у меня родные, близкие, друзья и терабайты воспоминаний!

Был составлен список, с кем мне бы хотелось встретиться в первую очередь. В этот список, в числе прочих, вошла моя старшая дочь, которой сейчас 18 лет. Мы не виделись 5 лет. Все наши разговоры за эти годы можно пересчитать по пальцам на руках. Отношения не заладились, интересы дочери мне были неизвестны, и тем для разговора оставалось всё меньше.

Естественно, что мне хотелось увидеться с ней и как-то наладить отношения. Но как это сделать, когда я совершенно не представляю себе как себя вести с ней, о чем разговаривать и т.д. В общем, за неделю пребывания на родине я всё ни как не мог набраться смелости позвонить ей.

Не знаю, сколько бы я еще тянул, пока не вмешался его Величество случай! Это даже не случайность, это целая цепь случайных, необъяснимых событий.

Случайность первая. Приехав в Комсомольск, я остановился у мамы. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что у неё нет беспроводного интернета, только оптоволокно. Мне же, по роду моей деятельности без интернета нельзя ни дня, поэтому поиски провайдера привели меня в мтс.

Мастер, установивший мне интернет, рассказал о том, куда мне надо поехать, чтобы оплатить абонентскую плату. Он назвал несколько адресов, кроме этого я мог бы сделать это, не выходя из дома, поскольку пользоваться различными он-лайн платежными системами, умею.

Случайность вторая. У меня вдруг возникло непреодолимое желание выпить пива. У меня! Выпить пива! Иногда я употребляю алкоголь, но ни когда это не бывает так, чтобы просто захотелось пивка, и я пошел, купил бутылочку. Раньше было, но последние несколько лет это не моя история.

И вот у меня вдруг такое желание. Сидеть дома было невмоготу, желание выпить пива не отпускало, и я собрался на улицу, заодно прихватив деньги и паспорт, чтобы оплатить интернет.

Случайность третья. Я почему-то выбрал для оплаты головной офис, который находился дальше всего от меня. Нет, в тот момент, мне все мои размышления казались мне очень логичными. На улице капал мелкий противный дождик и дабы не ходить под дождиком пешком, я решил доехать до головного офиса на трамвае.

Случайность четвертая. На трамвайной остановке я простоял 35 минут! Даже для Комсомольска многовато. Почему я не плюнул и не ушел в ближайший офис мтс? Не знаю. Тогда мне казалось, что из – за дождя. Однако и пива я покупать не стал. Когда я вышел на улицу, то желание выпить как-то само собой прошло. Трамвай я всё-таки дождался и благополучно приехал в головной офис.

Случайность пятая. Приехать, то я приехал, но вот с оплатой возникли проблемы. Оказалось, что в головном офисе мтс не было размена, чтобы дать сдачи с моей тысячи. Поэтому мне пришлось идти в ближайший торговый центр для того чтобы разменять деньги.

Какого же было мое удивление, когда пройдя по первому этажу супермаркета и заглядывая в каждый бутик, я так и не смог разменять несчастную тысячу рублей! Но меня так просто не сломать, у торгового центра было еще два этажа!
Перейдя на следующий этаж, я снова решил начать свои попытки, и тут…. Я увидел, как одна молоденькая продавщица машет мне ладошкой… Я, конечно, уверен в своей неотразимости и привлекательности. Но так откровенно меня не клеили уже давно. Я был приятно удивлен и заинтригован и решил пойти познакомиться с такой смелой мадемуазелью. Но не успели мои фантазии разыграться, как я узнал в хрупкой очаровашке, которая махала мне, свою дочь!

Немая сцена! Теперь я знаю, что означает фраза «Буря эмоций». Меня просто раскачивало от нахлынувших чувств, мыслей! Как?! Это она?! Не может быть?! Я обнял её! Я обнял свою дочь, которую не видел пять лет, с которой у меня уже давно не было эмоционального контакта. Но всё это, все обиды, непонимания остались где-то там, за гранью этого момента.

Сейчас были только я и она, рядом. Такая взрослая, такая красивая, такая чужая и такая родная. Потом мы долго сидели в кофейне, о многом разговаривали. Что – то, наверное, поняли для себя. В контексте данной статьи это не так важно. Но видимо, случайные встречи самые не случайные!

Интересно то, что, как выяснилось, и у неё этот день состоял из случайностей, благодаря которым она оказалась там в то время. Во-первых, тот день был последним в её работе в этом магазинчике, то есть не зря меня будто вытолкнули из дома в этот день. Во-вторых, она должна была уйти еще пару часов назад, но дождик, который разыгрался на улице в тот день, способствовал тому, что в магазин постоянно приходили покупатели и покупали зонты.

В общем, совпадения, случайности и снова совпадения.

Случайностей не бывает – всё заранее спланировано

Когда начинаешь всё это анализировать, то понимаешь, что случайностей не бывает! Столько совпадений в один день, это явно выходит за рамки простого стечения обстоятельств.

После всего этого у меня возникает вопрос, кто же вложил мне в голову эти желания (выпить пива), эти мысли (поехать в самый дальний офис), почему я поступил так, а не иначе. Я ведь был совершенно уверен, что это мои мысли, я их думаю.

Однако, совершенно очевидно, что это было, образно говоря «рука Судьбы». Меня вело в нужном направлении. Целая цепочка случайностей как с моей, так и с её стороны свела нас в одно время в одной точке бытия.

Я и раньше был уверен, что случайностей не бывает, но так явно мне этого еще не показывали. Немного смущает меня в данной ситуации тот факт, что там, где как мне казалось, я был совершенно самостоятелен:
у меня возникло желание выпить пива. Моё же желание?
я принял решение поехать в самый дальний офис. Сам же принял? Ни кто в спину не толкал.
Всё это было спровоцировано кем – то очень разумным, по одному ему известному плану и только ему одному известной целью.

То есть, встреча явно была запланирована, и чтобы столкнуть нас понадобилось всё это организовать. То есть меня об этом даже не спросили… А где же свобода воли!?

Теперь я понимаю, что чувствовал В. Мегрэ, автор , когда он понял, что его встреча с Афродитой в Греции была так же подстроена ими. Хорошо, что Анастасия объяснила ему, почему случаются такие неслучайные случайности. Если бы не её объяснение, то я пребывал бы сейчас в глубоком депресняке по поводу того, что мы под колпаком, что мы лишь слепые исполнители чужих планов.

Но, по словам Анастасии, это не так. Первично всегда наше желание! И если желание настоящее, то «они», так она называет существа или силы, которые выполняют желания человека, начинают делать всё, для того, чтобы желание сбылось.

Со мной, по-видимому, случилось то же самое! Я очень хотел увидеться с дочерью, очень хотел наладить отношения и «они» восприняли это как сигнал к действию, и уже не спрашивая меня как это лучше организовать, организовали всё сами, по своему усмотрению.

Если же рассматривать этот вопрос чисто с научной точки зрения, то, на мой взгляд, о каких-либо случайностях вообще не может быть речи. Их просто не может быть в природе по следующей причине.

Околонаучное объяснение о том, почему случайности не случайны

Все мы помним из школьного курса физики и химии, как упорядоченно движутся электроны вокруг ядра атома. Любая молекула, состоит из этих элементарных частиц и в каждой молекуле, задумайтесь! В каждой, течет своя, строгая, упорядоченная жизнь.

Электроны и протоны не срываются со своих орбит случайно. Они строго действуют согласно штатному расписанию, они стандартно действуют на внешние раздражители, то есть все их реакции подчиняются строгим законам.

Вся вселенная состоит из этих элементарных частиц, мы в том числе. Всё подчинено единому разуму и единому замыслу, в котором просто нет такого понятия как случайность. Это понятие, на мой взгляд, придумали люди, которые просто не осознают таких вещей, которые просто не верят в бога, или не верят богу.

Всё, от микро до макромира подчинено единым законам. Посмотрите как выглядят галактики, а какие рисунки вычерчивают траектории планет! В мире нет места случайностям! Просто нет места...

Закончу пост удивительно красивым стихом неизвестного мне автора. Прочитайте, проникнитесь рифмой. Меня впечатлило...

А хочешь, я тебе открою тайну?
Один такой малюсенький секрет?
Знай… Люди не встречаются случайно,
Случайностей, поверь мне в жизни нет.
Не веришь? Но тогда хотя б послушай,
Не бойся я тебя не обману.
Представь себе, что существуют души,
Настроенные на одну струну.
Как звезды в бесконечности вселенной,
Они блуждают сотнями дорог,
Что б встретиться когда-то непременно,
Но лишь тогда, когда захочет Бог.
Для них нет норм в привычном пониманьи,
Они свободны, как паренье птиц.
Для них не существует расстояний,
Условностей, запретов и границ…

Введение

Занимаем места согласно купленным билетам, сегодня молва о том, почему в природе не бывает случайностей и что такое закон причины и следствия.

Мир не так сложен, в нём есть определённые законы и если ты их знаешь, то молодец и держи своё счастье. Ну а если не знаешь, то, как говорил один школьный учитель по трудам: «Пеняй на себя, дружочек». Так что, давайте не будем дружочками, погнали разбираться в реалиях бытия.

Почему случайностей не бывает

Существует такая штука - закон причины и следствия. Закон гласит: любое обстоятельство в нашей жизни влечёт за собой определённый результат и, наоборот, любой результат был достигнут благодаря определённому обстоятельству. Всё закономерно, случайностей не бывает.

Действие закона лучше всего разобрать на конкретном примере. Моделируем ситуацию. Сегодня у вас был плохой день: вы опоздали на работу, потому что проспали. Проспали из-за того, что легли поздно, а легли поздно по причине того, что у лучшего друга вчера был день рождения. Ну а день рождения у друга был именно вчера, ибо когда-то давно его мама удачно подгадала. Каждое явление в данном сюжете легко разбивается на причину и следствие:

  1. причина - день рождения друга, следствие - лёг поздно;
  2. причина - лёг поздно, следствие - проспал;
  3. причина - проспал, следствие - опоздал на работу.

Вся наша жизнь состоит из очень длинной причинно-следственной цепочки событий . Вам не нужно быть Шерлоком, чтобы осознать, насколько всё здесь элементарно. Знание законов природы вшивается в человека вместе с остальными заводскими настройками. Но в реальном мире не всё так просто и элементарно, как на бумаге.

Зачем мы верим в совпадения

Человек имеет одну шикарную способность: почему-то он очень любит верить во всякую хрень. Нами было найдено три основных момента, которые мешают людям осознать, что случайностей не бывает. Давайте остановимся на этих нюансах подробнее, потому что рано или поздно эта информация кого-нибудь спасёт.

Наивности момент

Данный пункт является причиной всех совпадений в нашей жизни. «Наивность» здесь означает способность слепо верить в то, что нечто случайное на планете Земля действительно существует.

Так происходит потому, что мы не умеем наблюдать, вот вам для примера один вопрос: насколько вы случайны? Насколько случайным было появление в этом огромном мире всего одной маленькой клетки, а затем создание из неё архисложного организма с сотней триллионов клеток, которые каким-то видимо тоже случайным образом объединились в органы и научились друг с другом взаимодействовать?

Человек - фантастический пример того, насколько всё в природе взаимосвязано и закономерно. Не нравится этот пример - взгляните на вещи вокруг вас. Вы когда-нибудь думали о деревьях? Насколько случайно на Земле существуют деревья? Насколько случайным образом они именно зелёного цвета? Случайно ли они вырабатывают кислород? Круговорот воды в природе, пищевая цепочка, смена времён года - насколько ненаблюдательным нужно быть, чтобы пропускать всё это мимо взора?

Несмотря на вышеизложенное многие из нас волшебным образом решают выйти за рамки самой природы (частью которой мы все являемся) и начинают вещать о чудесном мире совпадений. Хорошим примером этой «сверхпроницательности» является наша статья с , которой вообще не должно было быть, если бы человек умел наблюдать.

В общем, если Вы один из вышеназванных господ, которые любят сетовать на случайности и совпадения, то просто не ставьте себя на смех и не тратьте драгоценное время на левые мысли .

Обучающий момент

Понять причину некоторых вещей сразу бывает невозможно. Человека сбила машина. Следствие здесь очевидно - машина сбила человека. Но с какой целью это произошло, в чём смысл? Этот человек крупно провинился или не ценит жизнь, может быть он католик, или его не любят родители, а может ему просто стоит быть внимательнее???

Причина точно есть, ведь не бывает случайностей в этом мире. Порой происходят самые разные события, и иногда теряешься среди тонны догадок на тему «Почему это со мной произошло?». Но так должно быть, мы не можем обладать полной информацией, потому что иначе интерес к жизни будет утрачен. Так устроен человек: незнание рождает желание к познанию , а желание это и есть интерес.

Поиск ответов на вопрос «почему?» необходим для роста. В поисках мы думаем, приходим к выводам и меняем свою жизнь в соответствии со сделанными выводами. Непонимание причины событий есть хорошо и обеспечивает наше развитие. Детально разобраться с этим поможет чтиво о , а мы едем дальше.

Психологический момент

Психологический момент заключается в том, что мы не любим ответственность и всячески от неё открещиваемся . Представьте себе Афанасия, который всем сердцем не любит свою работу. Следствие определить не сложно - им будет являться плохая работа. А как быть с причиной?

Сейчас обычный среднестатистический Афанасий ответил бы что-то наподобие: «Работа плохая, потому что время сейчас непростое» или «Работа плохая, потому что так вышло», или «Сейчас на всех работах одинаково», или ещё что-нибудь в этом духе. А всё потому, что включилось эго Афанасия, которое мешает ему честно признать, что он сам мудак и никаких случайностей не бывает.

Как бы много ни было работ с плохими условиями, на них в любом случае найдутся те, на которых условия прекрасны. Скорее всего причина плохой работы в том, что Афанасий пока плохой специалист или выбрал не то занятие, или не ценит себя. Причина здесь - сам Афанасий.

Подобно нашему герою мы часто предпочитаем оставаться слепыми, потому что так проще и безопаснее.

Что это всё нам даёт

И, наконец, апофеоз сегодняшней лекции: описанный выше пример показывает, что человек сам способен быть причиной следствий в своей жизни . Для лучшего понимания данного факта желательно представлять, .

Нам требуется лишь перестать бояться ответственности, ведь чем её больше, тем сильнее человек способен влиять на ход событий своей жизни. В данном случае ответственность - это такая штука, которая расширяет наши возможности.

Не верите нам? Не верите словам писателей и мыслителей? Знакомьтесь, это Брайан Трейси , и на планете едва ли найдётся человек, который знает об успехе больше, чем Брайан. Вот что он думает обо всём этом:


Top