Гера — это богиня, покровительница брака. Боги Древней Греции – Гестия

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов...

  • Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем...

  • Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный братЗевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем...

    Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка...

    Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету...

    Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону...

    Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола...

    В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках...

    Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность...

    Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу...

    Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына...

    Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях. Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона...

    С незапамятных времен установился в мире такой порядок. Богиня ночи Никта проезжает по небосклону в колеснице, запряженной черными конями, и закрывает землю своим черным покрывалом. Вслед ей белые круторогие быки медленно влекут колесницу богини луны Селены...

    И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти...

    Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек - полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога...

    Жили однажды царь и царица и было у них три дочери. Красивыми уродились старшие дочери, но с младшей, по имени Психея, никто не мог сравниться красотой. Прекраснее всех иа земле была она, со всех стран стекались а город люди, чтобы полюбоваться на нее. Каждый восхищался ее очарованием и прелестью и находил ее похожей на Венеру...

    Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

    Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие "бог". Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое...

    Николай Кун

    Великая богиня , жена эгидодержавного Зевса , покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.

    Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Крон , мать ее Рея отнесла на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа , в тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли Геру в роскошные одежды, и она сияла своей юной, величественной красотой среди сонма богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с великим царем богов и людей Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило царицу Геру и царя Зевса.

    Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури.

    Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелый наковальни.

    Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной , в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

    Ио

    Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

    Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от жены своей Геры, превратил Ио в корову . Но этим громовержец не спас Ио. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать в этом Гере. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу . Страдала несчастная Ио, никому не могла она поведать о своих страданиях; обращенная в корову, она была лишена дара речи. Не знающий сна Аргус стерег Ио, не могла она скрыться от него. Зевс видел ее страдания. Призвав своего сына , он велел ему похитить Ио.

    Быстро примчался Гермес на вершину той горы, где стерег стоокий страж Ио. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей, как выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас Ио от гнева Геры. Она послала чудовищного овода. Своим жалом овод гнал из страны в страну обезумевшую от мучений несчастную страдалицу Ио. Нигде не находила она себе покоя. В бешеном беге неслась она все дальше и дальше, а овод летел за ней, поминутно вонзая в тело ее свое жало; жало овода жгло Ио, как раскаленное железо. Где только не пробегала Но, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов, на крайнем севере, скалы, к которой прикован был титан Прометей , Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, много видела опасностей, прежде чем достигла Египта . Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф . Он был первым царем Египта и родоначальником великого поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой Греции, .

    Примечания:

    Гера (у римлян Юнона) - богиня неба, покровительница брака, охранительница матери во время родов; особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм. В мифах о Гере отразилось и положение женщины в Греции. Как греческая женщина не пользовалась равноправием с мужчиной и в значительной мере находилась в подчинении у мужа, так и Гера находится в подчинении у своего мужа Зевса. В культе Геры сохранились следы тотемизма; мы имеем сведения, что ее иногда изображали, например, с головой лошади. Уже это указывает на то, что Гера - одна из древнейших богинь Греции.

    Стоокий Аргус - олицетворение звездного неба.

    Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции

    Добавлено ок. 2006-2007 гг.

    Краснодар

    #2060

    Большое спасибо. Очень полезная информация, да и к тому же написано легко и с красивыми эпитетами)

    29 марта 2019 г.

    1638 г. - шведские лютеране основали первое постоянное поселение европейцев в Делавэре

    Случайный Анекдот

    На одного мужика вдруг посыпались несчастья: жена ушла, машина разбилась, квартиру ограбили, дача сгорела... Упал он на колени и взмолился: - Господи, за что! Тут разверзлись небеса и громовый голос ответил: - Ну не нравишься ты мне, понял?

      Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

      День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

      Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

      Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

      Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

      …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

      Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

      Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

      Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

      Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

    [ глубже в историю ] [ последние добавления ]

    Хасанзянова Айсылу

    Гера

    Краткое содержание мифа

    Гера Лудовизи. Скульптура, 5 в. до н.э.

    Гера (у римлян - Юнона) - в древнегреческой мифологии царица богов, покровительница брака, супружеской любви и родов, охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Дочь Кроноса и Реи, жена и старшая сестра Зевса, была его третьей и последней законной супругой. Кронос, боявшийся рождения сына, который захватил бы его власть, глотал своих новорожденных детей, поэтому Гера, как и ее четверо братьев и сестер, была проглочена сразу же после появления на свет. Зевс, с помощью своей жены Метиды, заставил отца вернуть их обратно. После освобождения из плена Гера, уже ставшая за это время юной девушкой, была отдана на попечение двум божествам природы - Океану и Тифиде, которые воспитывали ее на краю света, где та жила вдали от Олимпа, в тишине и покое.

    Необыкновенная красота Геры привлекла Зевса, уже ставшего к тому времени верховным богом Олимпа, и он начал активно добиваться ее благосклонности. Чтобы добиться близости с девушкой, Зевс превратил себя в пеструю кукушку, трепещущую от холода, над которой и склонилась Гера. Для того, чтобы согреть замерзшую птичку, ничего не подозревавшая девушка нежно прижала ее к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Из-за запрета матери Реи, триста лет их связь была тайной, пока Зевс не объявил открыто Геру своей женой и царицей богов. Богиня искупалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом вернула себе девственность к свадьбе.

    Боги пышно справили свадьбу. Гера, одетая в роскошные одежды, сияла величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с мужем. На их бракосочетание все боги прислали свои дары. Мать-Земля Гея подарила Гере дерево с золотыми яблоками. Все в природе славило Геру и Зевса.

    Гера царит на высоком Олимпе, являясь помощницей и советчицей своему супругу. Повелевает она, как и муж ее, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури. Прекрасна великая Гера, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает она мужу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни.

    Юнона, заставшая Юпитера с Ио. Питер Ластман, 1618

    Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

    Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от Геры, превратил в корову. Но этим громовержец ее не спас. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу. Зевс видел страдания Ио. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить ее. Быстро примчался Гермес на вершину той горы. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулисьего сто очей, выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас ее от гнева Геры. Богиня наслала на несчастную чудовищного овода. Своим ужасным жалом овод гнал из страны в страну, обезумевшую от мучений, страдалицу. Нигде не находила она покоя. Где только не пробегала, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов скалы, к которой был прикован титан Прометей. Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф.

    Образы и символы мифа

    Возникновение Млечного Пути. Тинторетто, 1570

    В мифах Гера - образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе - защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса. Казалось, ему мало того, что он отец богов, ему хотелось стать родителем едва ли не всех героев. Поэтому жизнь Геры полна тревог, она готова считать каждое удаление божественного супруга свидетельством его измены. Гордую независимую Геру унижали многочисленные любовные связи Зевса, так как их брак она считала священным. Благосклонность Зевса к своим любовницам и детям, рожденным от этих связей, вызывала у Геры ненависть и чувство мщения по отношению к ним. Она ревнива, и коварно преследует своих соперниц, питает ненависть к героям - детям мужа от смертных женщин. Гера предпочитала злые интриги, например, заимствовала у Афродиты пояс, сотканный из вожделения, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.

    Основными символами, связанными с богиней, являются гранатное яблоко, как символ брачной любви, кукушка, как вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицей считается павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры . О павлине как священной птице Геры говорят не только древние авторы, но и изображения на монетах и рельефах. Возможно, именно эта птица способствовала формированию в характере богини "павлиньего" тщеславия и заносчивости.

    Также символами Геры были корова, Млечный Путь и лилия. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью - кормилицей, обеспечивающей всех пищей. Лилия рассматривается как символ чистоты, восходит к представлениям о молоке, льющемся из груди богини Геры.

    Важным символом, связанным с богиней Герой, является Млечный путь. Согласно мифу, в день рождения Геркулеса Зевс, обрадованный тем, что самая красивая из смертных женщин Алкмена родила ему сына, предопределил его судьбу - стать самым прославленным героем Греции. Чтобы его сын Геркулес получил божественную силу и стал непобедимым, Зевс приказал посланцу богов Гермесу принести Геркулеса на Олимп, чтобы его вскормила великая богиня Гера.

    С быстротой мысли полетел в своих крылатых сандалиях Гермес. Не замеченный никем, взял он только что родившегося Геркулеса и принес его на Олимп. Богиня Гера в это время спала под усыпанной цветами магнолией. Тихонько подошел к богине Гермес и положил к ее груди маленького Геркулеса, который с жадностью стал сосать ее божественное молоко, но внезапно богиня проснулась. В гневе и ярости отбросила она от груди младенца, которого возненавидела еще задолго до его рождения. Молоко Геры разлилось и потекло по небу, как река. Так и образовался Млечный Путь.

    Коммуникативные средства создания образов и символов

    В Древней Греции Геру очень почитали. Главным местом культа богини Геры был город Аргос в Греции в Пелопоннесе, где стояла ее колоссальная статуя, сделанная Поликлетом из золота и слоновой кости, и где каждые 5 лет устраивались праздники - Гереи. Кроме Аргоса, она чествовалась так же в Микенах, Коринфе, Спарте, Самосе, Платеях, Сикионе и в других городах.

    Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественною осанкою, зрелою красотою, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми "воловьими" глазами. Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле, с короною на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра - кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.

    В литературе Гере посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние, а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте(город в северо-восточной части древнего Пелопоннеса) было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры.

    В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.

    Социальное значение мифа

    Хотя греческая мифология подчеркивала унижения Геры и ее мстительность, но как культовую богиню - по контрасту - Геру очень почитали.

    В ритуалах у Геры было три эпитета и три соответствующих святилища, где ей поклонялись в течение года. Весной она была Гера-Дева. Летом и осенью она прославлялась как Гера Телейя, или Гера Совершенная, и становилась Герой-Вдовой зимой. Эти три аспекта Геры представляли три состояния жизни женщины, снова и снова разыгрываемые в различных обрядах. Весной Гера изображалась окунающейся в водоем, символически восстанавливающей свою девственность. Летом она достигала совершенства в обрядах бракосочетания. Зимний ритуал символизировал ее разногласия с Зевсом и отделение от него, что возвещало период Геры-Вдовы, в течение которого она скрывалась.

    Культ Геры был распространен особенно в Микенах, Аргосе - храме Герайон, Олимпии, Тиринфе, Коринфе, Спарте и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски). А на самом большом острове в Греции на острове Крите, где в Кноссе праздновали "священный брак" Геры и Зевса.

    Так же на Крите, в Кносе каждую весну торжественно праздновали "священный брак" Геры и Зевса, который рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества.

    Вестником этого дождя была кукушка, слывшая священной птицей Геры. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Священной птицей Геры считался и павлин, блистающий красотой своего оперения.

    Гера – королева древнегреческих богов, покровительница брака и семьи, жена Зевса. Она стала символом моногамии за верность партнеру, это качество не было свойственно древнегреческим божествам.

    Гера представляла собой идеал, однако она описывается как властная, ревнивая и мстительная женщина.

    Согласно мифологии Гера была дочерью Кроноса и Реи. У Геры и Зевса были дети — , богиня юности Геба и богиня родов Илифия.

    Еще у Геры был сын Гефест — бог металлургии. Его богиня родила без участия в отместку за появление у супруга дочери . Правда за уродство Гера выбросила сына с Олимпа. После чего Гефест стал хромым. Есть и другой миф — Гефест был выброшен с небес Зевсом именно из-за его хромоты.

    Гера постоянно сражалась с неверностью своего мужа, и она часто мстила. Так она наказала беременную титаниду Лето. Гера пообещала проклинать любую землю, которая даст прибежище беременной.

    Только после нескольких месяцев странствий Лето остановилась на острове Делос, где был рожден сына Зевса Аполлон.

    Есть очень популярный миф, как Гера из ревности превратила Ио-свою жрицу и бывшую принцессу Аргос, в корову. В других версиях Зевс превратил девушку в белую корову,чтобы тайно встречаться с ней. Гера приставила к корове стоглазого великана Аргуса, чтобы не допустить Зевса к Ио.

    Другими жертвами ревности покровительницы брака были Семела и Каллисто. Поддавшись на обман Геры, Семела попросила Зевса показаться пред ней во всем великолепии. Увиденное зрелище погубило смертную любовницу бога.

    Любовница Каллисто была превращена Зевсом в медведя, но это не спасло ее от гнева Геры, она погибла на охоте от стрелы Артемиды.

    Гера неоднократно пыталась отомстить за измену Зевса с Алкменой, выливая свой гнев на их сына Геракла. Она сделала очень многое, чтобы погубить полубога.

    Сначала Гера задержала его рождение, чтобы его двоюродный брат Эврисфей родился раньше и зашел на трон Тиринфа. Затем она послала двух змей убить спящего младенца, но полубог сам задушил животных.

    Согласно мифам, именно Гера заставила Геракла убить свою собственную жену и детей. После чего Геракл, чтобы искупить свою вину совершил 12 подвигов. Гера надеялась, что они будут смертельными для героя.

    Наконец, еще две жертвы королевы богов были Иксион и Титос. Первый был привязан к постоянно вращающемуся колесу,второго приковали к скале. Оба наказаны богиней за попытку соблазнения.

    В истории , как сказано в «Илиаде» Гомера, богиня поддерживает ахейцев, чтобы привести к падению. Тем самым она мстит троянскому принцу Парису за то, что он назвал как самую прекрасную богиню.

    Храмы богини размещены были в разных городах. С середины VIII века до нашей эры святилище богини Гера было размещено в Аргосе, она считалась покровителям этого города.

    У нее также был храм в Олимпии. Центром поклонения богини был остров Самос, он упоминается как родина Геры. Королева богов была очень уважаема в Элиде, там в четвертом веке до нашей эры ее изображали на монетах.

    Во всей в честь Геры проводились спортивные соревнования для женщин, а также ежегодные брачные фестивали.

    В древнегреческом искусстве, как одно из самых важных божеств, Гера была популярной фигурой. Ее часто изображали на красно-черной керамике.

    Однако, без каких-либо конкретных атрибутов, ее часто трудно отличить от других богинь. Она чаще всего сидит на троне и иногда носит корону, держит королевский скипетр и носит свадебную вуаль. Иногда она также изображена с гранатом, традиционным символом плодородия.

    Другие ассоциации это павлин — символ гордости — и кукушка. В это животное перевоплощался Зевс, когда ухаживал за Герой.

    В римской культуре богиня жила как Юнона, хотя она в основном представляла добрую семью и верные брачные атрибуты Геры, а не ревнивого мстителя за неверность.

    Юнона была одним из самых важных римских богов вместе с Юпитером и Минервой; она также была покровителем самого Рима.


    Величавая, царственная, прекрасная Гера, известная у римлян как Юнона, была богиней брака. Она - супруга Зевса-Громовержца (Юпитера у римлян), верховного бога Олимпа, который правил небом и землей. Считается, что ее имя означает "Великая госпожа", женская форма греческого слова hero. Ее символами были корова, Млечный Путь, лилия и павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью - кормилицей, обеспечивающей всех пищей. А Млечный Путь - наша галактика (от греческого слова гала, "молоко матери") - отражает более древнее, чем культ олимпийцев, верование, что Млечный Путь явился из грудей Великой Богини - Царицы Небес. Символы Геры (и ее конфликты с Зевсом) отражают власть, которой она когда-то обладала как Великая Богиня, чей культ предшествовал Зевсу. В греческой мифологии у Геры были два противоположных аспекта: ее торжественно почитали в ритуалах как могущественную богиню брака, и в то же время она была опорочена Гомером как мстительная, вздорная, ревнивая и сварливая баба.

    Миф
    Гера - дитя Реи и Кроноса. Она была проглочена своим отцом вскоре после рождения, как и четверо ее братьев и сестер. Когда она освободилась из своего плена, она была уже юной девушкой, которая была отдана на попечение родителям ее матери, двум божествам природы, Океану и Тифеиде, которые воспитывали ее на краю света, став ей прекрасными и любящими родителями.
    Гера выросла очаровательной богиней. Она привлекла внимание Зевса, который к тому времени победил Кроноса и титанов и стал верховным богом Олимпа. Чтобы добиться близости с невинной девушкой, Зевс превратил себя в маленькую трепещущую от холода птичку, над которой и склонилась Гера. Чтобы согреть замерзшее создание, Гера поместила ее на свою грудь. Тогда Зевс сбросил обличье птички, вернулся в свой мужской облик и попытался силой овладеть ею. Его усилия не увенчались успехом. Она сопротивлялась его любовным домоганиям, пока он не пообещал жениться на ней. Медовый месяц, как гласит миф, продолжался триста лет.
    Когда медовый месяц закончился, он действительно закончился. Зевс вернулся к своему беспорядочному добрачному образу жизни. Снова и снова изменял ей Зевс, вызывая мстительную ревность у обманутой Геры. Ярость Геры устремлялась не на ее неверного супруга, а на "другую женщину" (которая чаще всего была соблазнена, изнасилована или обманута Зевсом), на детей, зачатых от Зевса, или на невинных свидетелей.

    Зевс позорил их брак, который был священным для нее, и вызывал дополнительное горе своей благосклонностью к детям от других женщин. Гера обычно бурно реагировала на каждое новое унижение. Но гнев и мстительность не были ее единственными реакциями. В некоторых случаях она просто удалялась с Олимпа. Мифы повествуют о странствиях Геры на край; земли и моря, в течение которых она окутывалась глубоким мраком, отделяя себя от Зевса и других олимпийцев.
    Хотя греческая мифология подчеркивала унижения Геры и ее мстительность, но как культовую богиню - по контрасту - Геру очень почитали.

    В ритуалах у Геры было три эпитета и три соответствующих святилища, где ей поклонялись в течение года. Весной она была Гера-Дева. Летом и осенью она прославлялась как Гера Телейя, или Гера Совершенная, и становилась Герой-Вдовой зимой.

    Гера как архетип
    Гера, богиня брака, была уважаема и оскорбляема, почитаема и унижена. Она в большей степени, чем любая другая богиня, имела четко выраженные положительные и отрицательные свойства. То же верно и для Геры-архетипа, могущественной силы радости и боли в личности женщины.

    Супруга
    Гера как архетип в первую очередь и прежде всего - сильное желание женщины быть женой. Женщина с сильным архетипом Геры ощущает фундаментальную пустоту в жизни без партнера.
    Когда женщина, основная потребность которой - быть супругой, включается в связанные обязательствами близкие отношения, большая часть созданного архетипом Геры сильного желания быть женой удовлетворяется. Но она все еще испытывает потребность вступить в узаконенный брак. Ей необходимы престиж, уважение, хорошая репутация, которые приносит ей брак, и она хочет быть признанной как "миссис Такая-то". Она не хочет просто жить вместе, даже в том возрасте, когда подобные союзы не осуждаются. Она настаивает на формальном бракосочетании. [ 1]

    Женщина, чьим основным сценарием, временно или насовсем, оказывается тема Геры, «следует за своим мужем», как жене и положено. Это обычная и негласная, естественная часть супружеского соглашения и даже гарантия согласия.
    В отношениях с другими людьми женщина, в которой доминирует архетип Геры, также следует за кем-то, обычно за теми, кто обладает наивысшим статусом в данном сообществе. Ей важно быть на виду, но и не выбиваться из круга; обращать на себя внимание, но безо всякого риска, под покровительством и в надежде на то, что ее преданность будет вознаграждена. Это своего рода «инстинкт Геры».

    Невеста
    Архетип Невесты — один из самых проявленных образов в жизни женщины. Большинство девочек воспитывают в ожидании, предвкушении их превращения в Невест. Это, конечно, знамение определенной инициации, начала супружества с мужчиной.
    В части об архетипе Коры-Персефоны мы уже говорили о том, как свадьба может быть символически связана со смертью для девушки. Человеческая история оставила нам многочисленные примеры и противоположной ситуации, и они символически не менее значимы. Это смерть жениха перед свадьбой. Это уже то, что подчас происходит в действительности: мужчины вообще ведут обычно более опасную жизнь, чем женщины, и это обусловлено и социально, и почти инстинктивно-биологически. Но такое событие ставится и символическим. После смерти жениха невеста остается одна; неважно, как это бывает в реальности, но в запоминающихся, знаковых историях в семье, роду или поселении такая девушка «остается верна памяти» своего мужчины. Предполагается даже, что они встретятся после смерти.

    Священный союз
    Два из трех смыслов брака - осуществление внутренней потребности быть супругой и внешнее признание пары. На третьем, мистическом уровне архетип брака выражает также стремление к целостности через "священный союз". Религиозные обряды бракосочетания подчеркивают священную природу брака, характеризуя его как духовный союз, или таинство, через которое может быть дано благословение. Они как раз и представляют современные воспроизведения сакральных ритуалов Геры.

    Альфа-самка
    Есть женщины, выходящие замуж по первому зову страсти (Афродита), есть дамы, находящие себе супруга, чтобы родить детей (Деметра), есть те, кто просто выходит замуж, потому что так получилось (Персефона). В конце концов, одна и та же женщина может вступать в различные браки по разным причинам. Для женщины, в которой сильнее всего архетип Геры, правда состоит в том, что лишь Супруг может сделать ее жизнь осмысленной. Без супружества она не чувствует себя реализованной, состоявшейся Когда в женщине силен элемент Геры, ей необходимо выйти замуж за достойного, успешного, перспективного мужчину, который сумеет оценить ее достоинства и даст ей соответствующее положение, а она, в свою очередь, станет его верной подругой, украшением на публичных мероприятиях и хозяйкой в доме. Он даст ей статус, которого она заслуживает, а она, со своей стороны, будет выполнять все обязательства, которые, как считает, на нее накладывает супружеская жизнь.

    Ей нравится быть «альфа-самкой» того или иного сообщества. При этом ничто не помешает ей всегда говорить «мы», идет ли речь только о ее интересах или об успехах и заслугах ее мужа.
    Когда архетип Геры доминирует, но мало развит, мы увидим больше недовольства и соперничества со своим мужем по мелочам. При развитом архетипе Геры женщина способна связывать себя обязательствами, быть лояльной и преданной, вынести все и пройти вместе с партнером сквозь любые трудности. Супружеская чета совместно огораживает приватное, личное пространство и осваивает внешний мир. В трудные времена муж и жена способны встать спиной к спине, чувствуя крепкий тыл и поддержку.

    Королева
    Архетип Геры — это образ настоящей Хозяйки и Королевы. Здесь особенно важны территория, сфера влияния и ее собственный признанный статус. В этом нет ничего предосудительного или противоестественного. Когда самка выбирает самца (у многих животных видов), она руководствуется не только возможностью иметь от него сильных (привлекательных) и здоровых детей, но и тем, какую территорию он ей сможет предоставить. Она будет жить на этой территории, растить своих и его детей, а вот другим вход туда будет запрещен! Она там хозяйка. Мы можем увидеть в этом как инстинкт выживания рода, так и естественную потребность, которую вряд ли следует отрицать в людской природе.

    Престиж

    Женщина-Гера

    Детство и родители
    В возрасте четырех или пяти лет маленькую Геру можно обнаружить говорящей "Ты - Папа, ты идешь на работу", когда она провожает к двери своего игрового супруга. Стараясь быть "как большая", она подметает и подает на стол обед, состоящий из травяного салата и пирожков из песка, предчувствуя основной момент дня Геры - Он возвращается домой и садится обедать. (В отличие от нее, маленькая Деметра, для которой главное событие - материнство, катает свою куклу в коляске и проводит часы, одевая, кормя и укладывая спать своего "ребенка".)

    Архетип Геры обычно пестуется в довольно традиционных семьях, где главным событием в жизни женщины становится замужество. Патриархальная родительская пара обычно представляет собой властного и довольно отстраненного мужа и не имеющую равного с ним права и голоса жену. В этом случае не удивительно, что единственное, к чему готовят дочь, — это к переходу «из рук отца в руки мужа». Часто отец может и сам подобрать партию. Иногда и в такой ситуации жена может умело манипулировать мужем — это не возбраняется, главное, чтобы делалось незаметно. В отличие от отца девочки-Афины, отец Геры не пытается развивать ум и технические навыки своей дочери. Для наших краев характерен и другой вариант, матриархальный: тихий, спокойный, безответственный муж и сильная, «тянущая все на себе», вечно укоряющая мужа жена. В этом случае девочку будут готовить к тому, чтобы «уж она-то не наделала ошибок» и «нашла выгодную партию». Как и в первом случае, чувства в расчет особенно не принимаются. Брак «по Гере» видится прежде всего как усиление власти, приобретение статуса, расширение территории влияния.

    Гера была единственной из своих проглоченных братьев и сестер, имевшей две пары родителей. После освобождения от отца она воспитывалась в идиллических условиях двумя природными божествами, ставшими ее приемными родителями.
    Тема двух пар родителей - или двух моделей брака - знакома многим женщинам-Герам. В менее чем идеальной семье, заставляющей других детей относиться к браку пессимистически и цинично, юная Гера хранит в себе идеализированный образ брака и ищет его для себя как способ выйти из плохой семейной ситуации. При более счастливых обстоятельствах дочь-Гера видит в устойчивом браке своих родителей то, что хочет для себя самой.

    Юность и молодость
    В подростковом возрасте большинство девушек начинают явно интересоваться мальчиками. Но сам архетип Геры проявляется в это время редко. Если же так происходит, то образуются первые школьные «парочки».
    И если у девочки в этом возрасте нет своего «бойфренда», она может его выдумать. И рассказывать своим подругам о том, какой он, как хорошо к ней относится, как ухаживает и как они вместе проводят время.
    Девушка-Гера очень довольна, если у нее прочные отношения с юношей. Она - девушка, которая с гордостью носит на шее цепочку с колечком своего друга, мечтает о пышном бракосочетании и пробует подписываться его фамилией в своей тетрадке.

    Наличие прочных чувств имеет для нее решающее значение. Она стремится быть в паре с молодым мужчиной высокого общественного положения и хочет эмоциональной надежности, которую получает от близких отношений.
    Некоторые девушки-Геры выходят замуж сразу после окончания школы, чтобы начать "играть в дом" по возможности быстрее. Но большинство школьных романов распадается, и окончание этих первых серьезных близких отношений является первой серьезной эмоциональной раной для молодой женщины-Геры.
    Гера рассматривает колледж как место и время для нахождения супруга. Если она ярка и способна, то часто успешно решает поставленную задачу в колледже, но разочаровывает преподавателей, которые предполагали, что она серьезно относится к своим способностям. Для женщины-Геры образование само по себе не важно. Оно может быть только частью ее социального фона.

    Работа
    Для женщины-Геры работа - это вспомогательный аспект жизни, так же как и поступление в колледж. Когда Гера - основная сила в душе женщины, то какими бы ни были ее образование, карьера, профессия или звание, работа - это скорее лишь то, что она делает, чем часть ее самой.
    Женщина-Гера может быть очень хороша в том, что делает, и достигнуть признания и успеха. Однако, если она не замужем, все это не имеет для нее особого значения. По единственной шкале расценок, которую она принимает во внимание, она потерпела неудачу (в собственных глазах), невзирая на успехи в карьере.

    В наше время, когда семье нередко необходимы две зарплаты, многие работающие жены являются женщинами-Герами. Но такая женщина никогда не согласится ради успеха в карьере временно жить в разных населенных пунктах с тем, чтобы периодически встречаться на выходные. Она не будет настаивать, что ее карьера так же важна, как и его. Для этого должна солировать другая богиня. [ 2 ]

    Взаимоотношения с женщинами
    Женщина-Гера обычно не придает большого значения дружбе с другими женщинами и, как правило, не имеет близких подруг. Она предпочитает проводить время с мужем и заниматься делами вместе с ним. Если у нее есть близкая и постоянная подруга, то как правило за это ответственны другие богини.
    Если такая женщина еще не замужем, она общается с приятельницами, озабоченными той же идеей повышения собственного статуса в иерархии невест и выхода замуж.

    Для женщины-Геры связь с другими женщинами, осуществляемая в контексте пар, часто представляется скорее дружественным семейным союзом, чем личной дружбой.

    Взаимоотношения с мужчинами
    Когда в греческих храмах исполнялись священные обряды богини Геры и ритуально воспроизводился брак Зевса и Геры, Зевса называли Зевс Телейос, что означает "Зевс, несущий совершенство". Современная женщина-Гера возлагает на мужа архетипическое ожидание, что он завершит ее формирование как личности.
    Женщину-Геру привлекает компетентный, преуспевающий мужчина - что именно входит в это определение, обычно зависит от ее общественного положения и семьи. Голодные художники, восприимчивые поэты и талантливые ученые не для нее.

    Замужний статус — главная ценность архетипа Геры. Она занимает соответственно высокое положение в наборе жизненных координат женщины, в которой сильна эта богиня. Мужчины могут сменять один другого, но от каждого будет ожидаться только одно — предложение о замужестве. Это обычная ситуация для большинства женщин от 20 до 30 лет. Ценность женщины для нее самой может определяться количеством таких предложений. При этом до абсурда обычной историей в наше время является любовь к одному мужчине, а выход замуж — за другого. И не из-за воли жестокосердных родителей, надо заметить. А назло первому — чтобы понял, «какую я имею большую ценность и кого он потерял», для самоутверждения. Примечательно, что при всей жажде замужества женщина (особенно в таких случаях; хотя и не обязательно...) может долго представлять свое вступление в брак как жертву, которую она принесла. [ 2 ]

    Женщина-Гера предполагает, что сексуальность и замужество нераздельны. Поэтому она может оставаться девственницей до помолвки или брака. Пробуждение ее сексуальности зависит от мужа, поскольку у нее не было добрачного опыта. Если он этого не сделает, то половая близость будет представлять для нее лишь часть глубоко прочувствованной роли жены. Вероятно, представление о сексе, исполненное сознания долга, впервые возникло в связи с женщинами-Герами.

    Дети [ 2 ]
    Женщина-Гера обычно имеет детей, потому что функция деторождения представляет часть роли жены. Обычно дети являются непременным условием стабильного брака. И жена, которая следует сценарию Геры, это условие выполняет. Для нее это обязанность по соглашению. Иногда ей ставится жесткое условие «роди мне мальчика» или «хочу девочку», и она может преданно стремиться к его выполнению. В ход могут идти и бабушки-знахарки, и старинные приметы, и «новейшие методы медицинского исчисления».
    «Классическая Гера» может рассматривать рождение ребенка-наследника как свою обязанность, а воспитание — как необходимость хозяйского присмотра за нянькой или гувернанткой. И для нее это — нормальный порядок вещей.
    В конфликтах между подросшими детьми и мужем женщина такого склада всегда выберет сторону мужа, а не детей. (Если только не пришло время ее бунта против супруга.)

    Матери, в которых сильнее всего оказался архетип Геры, обычно считают свои жизненные принципы наилучшими для женщины. Поэтому на всех приятелей своих дочерей они смотрят как на «кавалеров», «женихов». Если же дочь такой матери не Гера, а Афина, Артемида или даже Афродита, то возникает непонимание. Разведенные или овдовевшие Геры-матери иногда склонны воспитывать из своего сыночка себе «маленького мужа». Сын тогда становится как физической, так и эмоциональной опорой своей матери, заменяя ей настоящих, равных ей по возрасту и опыту мужчин.

    Средний возраст
    Станут или нет средние годы ее жизни временем осуществления, зависит от того, замужем ли женщина-Гера и за кем она замужем. Эти годы - лучшие для Гер, состоящих в устойчивом браке с мужчинами, которые добиваются успеха в пределах своих возможностей и ценят своих жен. В противоположность этому, незамужняя, разведенная или овдовевшая женщина-Гера глубоко несчастна.

    В среднем возрасте семьи часто испытывают кризис, с которым женщина-Гера обычно умеет справиться. Однако бывает, что когда ее брак переживает трудности, женщина-Гера нередко ухудшает ситуацию своим стремлением к обладанию и ревностью. Если впервые за свою замужнюю жизнь она узнает об измене или заподозрит важность другой женщины в жизни ее мужа, в ней может застилающая глаза мстительность, в дальнейшем подвергающая опасности брак, который столь для нее важен.

    Старость
    Для женщины-Геры, прошедшей путь от Геры-Девы к Гере Завершенной, переход к Гере-Вдове представляет тяжелейший период жизни. В этой ситуации находятся миллионы женщин, переживших своих мужей. Став вдовой, женщина-Гера теряет не только мужа, но и роль жены, обеспечивавшую ее ощущением смысла и самотождественности. С вдовством у нее возникает ощущение своей несостоятельности.
    После смерти мужа состояние скорби у женщины-Геры, не развившей в себе других аспектов, может перейти в хроническую депрессию, внутреннюю неустойчивость и одиночество.
    Качество жизни овдовевшей женщины-Геры зависит теперь от присутствия других богинь и от того, хорошо ли она обеспечена в финансовом плане.

    В зрелом возрасте женщине-Гере уже сложно развить в себе качества других богинь. Ее может ждать лишь погруженная в религиозную духовность Гестия или «старушка-себе-на-уме» — Геката.
    Удачливые "Геры" входят в старость со своими мужьями, празднуя вместе "золотую свадьбу". Они - счастливые женщины; им было дано осуществить свой архетип, придавший смысл их жизни.
    Любая женщина-Гера хочет, чтобы в конце концов о ней и ее муже сказали: «Они жили счастливо и умерли в один день». И те, кто доживает с супругом до глубокой старости, чувствуют свою жизнь воистину правильно прожитой.

    Психологические проблемы

    Гера оказывает несомненное влияние на жизнь многих женщин. Некоторые другие богини могут быть не столь полно выражены, когда проявлены в жизни положительно, но в своих отрицательных аспектах все они менее разрушительны, чем Гера . Поэтому для женщины-Геры особенно важно понять трудности обращения с архетипом, так как Гера может быть непреодолимой силой.

    Когда ее инстинктивное стремление не нашло удовлетворения, поиск мужа становится главным занятием женщины-Геры, и отсутствие супруга - основной источник ее страдания . Пока она ищет мужа, она может заниматься учебой или работой, встречаться с подругами, посещать различные места - пока надеется найти свою пару.

    Однажды выйдя замуж, женщина-Гера нередко ограничивает свою жизнь и удовлетворяется ролью жены и интересами мужа. Если ему необходима ее экономическая поддержка, пока он заканчивает учебу, она будет продолжать работать. Если он хочет, чтобы жена была только домохозяйкой, она оставит свою работу или не завершит образование. Если она тоже работает, то будет охотно переезжать, если это нужно ему. Обычно она не поддерживает дружеские отношения, завязанные до замужества, и не сохраняет интересы, которые были у нее прежде.

    В таком ритме Герой быстро овладевают скука, безразличие, раздражение на супруга. «Делать нечего», — заявляют и многочисленные неработающие жены. Частенько и муж требует, чтобы жена сидела дома и не работала, посвящала себя лишь ему одному (ну, можно еще дому и детям).

    Если волшебные надежды женщины, ведомой Герой, часто оказываются напрасными. Муж получается недостаточно хорош, щедр и успешен . Когда ожидания велики, такая женщина будет вечно ныть и пилить своего мужа .

    Действующие совместно архетипическая и культурная силы могут побуждать женщин-Гер как вступать в брак, так и оставаться в его ловушке . Выйдя замуж, женщина-Гера более, чем другой тип женщины, ощущает себя соединенной "в здоровье и болезни, в бедности и богатстве". Когда случается это "в бедности и болезни", поддерживаемый культурой архетип Геры препятствует расторжению плохого брака. Религиозные верования и семейные ожидания могут "сговариваться", чтобы держать женщину связанной с алкоголиком или бьющим ее мужчиной.

    Термин "синдром Медеи" удачно описывает мстительную женщину-Геру, которая чувствует себя обманутой и брошенной мужем и идет на крайности ради мести. Миф о Медее представляет метафору, описывающую способность женщины-Геры ставить свое обязательство перед мужчиной во главу угла и ее способность к мести, когда она обнаруживает, что ее обязательство ничего не стоит в его глазах.

    Когда пара переживает подобную драму, женщина не может в буквальном смысле сжечь и разорвать соперницу, ради которой он оставляет ее, но часто воображает или пытается осуществить эмоциональный эквивалент мести. Например, "Медея" может стараться разрушить репутацию другой женщины с помощью лжи и клеветы или даже буквально
    повредить той.

    И если - ее мстительность больше, чем любовь к детям и забота о них, она может попытаться расстроить их взаимоотношения с отцом. Она может сделать так, чтобы он не смог их видеть. Или превратит его встречи с детьми в настолько травматические события, что он откажется от своих усилий общаться с детьми и оставаться их отцом.
    Заметим, что, как и соответствует Гере в ее наиболее разрушительном аспекте, Медея не убила Ясона. Ожесточенная, брошенная женщина-Гера также скорее мстит другим, чем мужчине, который оставил ее.

    Однако помните, что осознание влияния Геры и понимание ее уязвимых мест представляет первый шаг на пути выхода за ее пределы.

    Фотоматериалы взяты с ресурса pinterest.com

    Джин Шинода Болен "Богини в каждой женщине: Новая психология женщины. Архетипы богинь" издательства «София», 2007 год

    . Галина Борисовна Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности». - Серия: Библиотека психологии и психотерапии независимой фирмы «Класс», 2005
    а также ознакомится с новым электронным изданием книги
    Греческие боги и богини как ролевые архетипы: Новое электронное издание. - М.: Пряхи, 2013
    по адресу http://halina.livejournal.com/1849206.h tml

    czarstvo-diva.livejournal.com 2013

    Могущественная и властная, с ревнивым характером и жестокая богиня Гера – мифология Греции так описывает личность супруги и кровной сестры Зевса (Юпитера). В своей серебряной колеснице царица богов, источая божественный аромат спускается с - все в почтительном уважении и благоговении склоняются перед ней.

    Богиня Гера в греческой мифологии

    Древняя греческая история населяет гору Олимп пантеоном из 12 главных божеств, во главе с Зевсом-громовержцем. Его супруга богиня Гера, не менее важная, а порой и более влиятельная фигура, чем ее муж, стоящий у власти. Иногда, Гера совершает попытки свергнуть Зевса, за что бывает нещадно наказана. Богиня изворотлива и хитра, но крутой нрав не мешает ей быть любимицей людей и природы. Дочь титана Кроноса и Реи свято чтит брак и семейные традиции, покровительствует женщинам в замужестве, охраняет их в родах. Гера страдает от измен Зевса и насылает беды на его внебрачных детей и любовниц.

    Как выглядит богиня Гера?

    Гомер – известный древнегреческий поэт, написавший «Илиаду», описывает властительницу Олимпа как «волоокую» (с большими коровьими глазами) госпожу с длинными роскошными волосами. Гера богиня Древней Греции предстает в старинных изваяниях и фресках высокой, статной и закрывающей все туловище, кроме рук и шеи одежде. Поликлет, древнегреческий скульптор сотворил статую богини для храма в Аргосе – его величественная Гера-Юнона, считается величайшим шедевром в мировом искусстве.

    Чем занималась богиня Гера?

    Древний мир был погружен в состояние хаоса и беззакония. Полигамные отношения считались нормой жизни. Гера решила разрушить такой привычный для того времени ход существования вещей и учредила институт брака. Постепенно, моногамные отношения и ответственность мужчины за семью стали приоритетными у древних греков. На вершине Олимпа и в поднебесье много функций, за что отвечает богиня Гера:

    • покровительствует супружеским парам;
    • наказывает неверных мужей;
    • олицетворяет женское начало;
    • охраняет женщин в беременности, родах;
    • ответственная за природные явления, вместе с Зевсом богиня Греции Гера может метать молнии;
    • охранительница лунного и небесного света, Млечного пути;
    • плодородие земли зависит от ее милости.

    Богиня Гера - атрибуты

    Символы власти присущи всем божествам, каждый предмет может являться для современных исследователей подсказкой направления деятельности того или иного бога. Чем правила богиня Гера? Вместе с мужем громовержцем, древняя богиня Гера олицетворяла авторитетную власть и кроме правления на Олимпе учреждала общественный порядок на и земле, среди людей. Неизменные атрибуты и символы Геры:

    • покрывало – окутывает всю фигуру, символ целомудрия и верности в браке;
    • диадема – символ главенства среди других богинь;
    • серебряная колесница с золотыми спицами в колесах, запряжена двумя павлинами. В ней богиня объезжает свои владения и творит погоду;
    • скипетр с кукушкой – символ Зевса, вестница весны, любви;
    • лилии – по легенде, капли молока из грудей Геры упали на землю и расцвели замечательные цветы белоснежного цвета;
    • корова – символ плодородия и Великой Матери, с которой древние греки олицетворяли богиню.

    Зевс и Гера

    Богиня Гера, жена Зевса также является его родной сестрой. Мать Рея, зная о похотливом характере сына Зевса спрятала Геру на краю земли, у Океана. Воспитала ее морская нимфа Фетида. Зевс случайно увидел уже взрослую богиню и влюбился. Громовержец долго ухаживал за возлюбленной, но Гера была непреклонна. Тогда Зевс превратился в маленькую кукушку, которая замерзала от холода. Гера, прониклась жалостью к птице и положила ее себе на грудь, чтобы согреть, и тут Зевс вернул свое обличье. Богиню тронуло такое стремление ее завоевать.

    Свадьба Геры и Зевса продолжалась несколько дней, все боги приносили им роскошные дары. , по древним преданиям длился 300 лет, в течение которых бог-громовержец был внимательным и верным супругом. Счастливая Гера родила Зевсу сына Ареса и дочерей Илифию и Гебу. Зевсу, ценителю женской красоты стало скучно в объятьях жены, и его природа соблазнителя, в том числе чужих жен - взяла верх. Гера, сгорая от ревности, мстила любовницам и пыталась убить внебрачных детей мужа.


    Богиня Гера - мифы

    Богиня Гера - греческая мифология рассказывает о ней в основном, как о ревнивице, которая пытается устранить своих соперниц и ссорится с Зевсом. Одна из историй повествует, как Зевс влюбился в нимфу Каллисто. Громовержец превратился в богиню охоты Артемиды и обманом завладел красавицей. Гера, богиня Древней Греции, превратила Каллисто в медведицу и хотела заставить ее сына убить мать по неведению. Зевс узнал о готовящейся мести и поместил нимфу вместе с сыном на небо в виде созвездий Большой и Малой медведиц.

    
    Top