Ирландская мода: ярко, пошло, тошнит. Школьный костюм Как сшить платье для ирландских танцев

Каждая народность имеет свой традиционный национальный костюм. В мире не сыскать ни одного похожего наряда. Что же собой представляет национальное одеяние ирландцев?

Немного истории

Ирландский национальный костюм – один из тех традиционных вариантов национальной одежды, который вызывает множество споров и сомнений. По сути, уже порядка 300 лет не существует такого одеяния – это история. В современном мире его можно встретить только в различных театрализованных действиях и в качестве убранств танцоров, исполняющих народные танцы.

История становления национальной одежды народа Ирландии прослеживается приблизительно с 6 века. Изначально ирландцы облачались в длинные льняные рубашки, поверх которых носили шерстяные плащи просторного фасона длиной в пол. Основная отличительная черта таких плащей – наличие объемного капюшона.

Более богатые слои общества могли позволить себе поверх длинной рубашки носить еще одну более короткую. Вторая рубашка преимущественно была выполнена из льна тонкой выделки или даже шелка. Особенность второй рубашки, которая подчеркивала статусное положение человека в обществе – вышивка различной сложности в верхней части одеяния. При этом в стране действовал запрет на свободное использование различных цветовых комбинаций в вышивке. Практически каждому ирландцу было обозначено, какие именно цвета и в каком количестве он может использовать в своих одеяниях.

Такая градация напрямую зависела от положения человека в обществе, а также от вида и сферы его деятельности. Соответственно, одежда богатых людей имела более яркие и красочные элементы, которые выделяли их из остальной массы.

Со временем национальный ирландский костюм претерпел множество изменений и совсем перестал быть похожим на свой первоначальный вариант.

По истечению столетий костюм ирландцев стал более европейским.

Особенности

В результате различных изменений, которым подверглась национальная одежда коренных ирландцев, традиционный стиль национального костюма был практически утрачен.

Сначала появляются штаны, как основной элемент национального костюма. При этом они вошли в жизнь ирландцев благодаря мореплавателям. Со временем свитер стал еще одним характерным элементом ирландского национального костюма. Его появление, по сути, обусловлено характерным прохладным сырым воздухом и климатом этого региона. Свитера того времени были белого или серого цвета, вязались вручную. Их отличительная черта – косы в виде аранов (от названия Аранские острова, так как история данных свитеров началась именно с этих островов). Также еще одна особенность свитеров – это наличие орнаментов, содержащих в своем рисунке инициалы или личные знаки человека, носившего данный вид одежды.

Ирландская культура и традиции попали под масштабное влияние европейских стран, в частности особую роль сыграл период английского правления в самобытной Ирландии. В то время вводились запреты на различные национальные элементы, которыми была переполнена культура и жизнь коренного населения Ирландии. Именно поэтому до наших дней ирландский национальный костюм пришел в совершенно иной интерпретации.

Теперь он представлял собой более современное одеяние, характерное для общего европейского стиля:

  • однотонная юбка-кильт (чаще всего юбка была выполнена из тканей оранжевого цвета);
  • белая или светлая рубашка без ворота;
  • теплый свободный или мешковатый свитер;
  • удлиненная куртка или пиджак из плотной материи;
  • большой суконный берет.

При этом стоит отметить тот факт, что в ирландской одежде, которая вошла в историю как национальный костюм, характерно преобладание яркого зеленого цвета.

Описание наряда

Как и любая одежда, традиционный ирландский национальный костюм со временем разделился на женские и мужские фасоны.

К сожалению, до наших дней дошло совсем мало информации касательно того, как достоверно выглядели наряды для женщин. Есть предположение, что обязательным элементом женского костюма было платье яркого зеленого цвета. Его фасон выгодно подчеркивал грудь и линию талии, а вниз шла расклешенная юбка, которая могла быть как просто зеленого цвета, так и в полоску.

Для мужских одеяний характерными были два комплекта нарядов. Первый вариант представлял собой костюм, состоящий из пиджака и брюк. Обязательным считалось ношение черного галстука. А второй вариант традиционной одежды для ирландских мужчин был более экстравагантным, так как вместо брюк ирландцы использовали юбки-кильты в полоску или клетку.

Основные цвета национальной одежды народа Ирландии: зеленый, черный и оранжевый.

Поскольку ирландские танцы чуть менее, чем полностью состоят из девочек, естественно, рынок пошива и сбыта ширпотреба прекрасных платьев развивался не менее активно, чем сами танцы. Жаль, не в ту же сторону.

Какие прекрасные раньше шили костюмы:

Или вот костюм попроще, но тоже аккуратный, теплый и ламповый, вызывающий лишь положительные эмоции:

Или вот, невероятно аккуратно и эстетично, хочется подойти и провести рукой по этой гармошке из складок, рассмотреть поближе узор на груди:

Конечно, были и более простые детские варианты на кошелек поскромнее, перешитые из каких-то шинелей, но простота - это не плохо:

А потом что-то вдруг пошло не так. Либо все старые дизайнеры внезапно вернулись домой на Марс, либо что-то еще, но почему-то резко ситуация изменилась в худшую сторону. И с каждым годом локомотив дизайна набирал скорость, мчась под откос горы хорошего вкуса.

Вначале возникли какие-то невнятные поделки из дешевых материалов, какой-то непонятный калейдоскоп цветов:

Это все было довольно давно, и какое-то время было затишье. Когда я начинал заниматься танцами, большинство платьев были похожи на последние две фотографии выше. А потом США и Ирландия открыли для себя китайский рынок тканей и стразов и в адскую топку было подброшено еще несколько тонн угля, который горит до сих пор, уже цепная реакция пошла, похоже.

Есть Вконтакте группа Иримода , где Алдошина, в свободное от воровства моих доменов время, коллекционирует самый адов звиздец, который только производит индустрия пошива платьев. Ну, по крайней мере, я так себе говорю. Иногда у меня в ленте проскакивают перепосты оттуда, я утираю кровавые слезы и думаю, например: "Че это за платье для подчеркивания накачанной груди и плеч?"

Или вот, мечта сутенерши:

А вот видео, где хорошо танцуют танцоры, но нам сегодня плевать на танцы, нас интересует мода. Смотрим на мальчика с розовым животом и розовым рюкзачком за спиной, танцуют в середине.

Мне порой кажется, что они заказывают: "Сделайте мне костюм!", им говорят: "Ок, с вас 1500 евро", те переводят деньги, им шьют какое-то вырвиглазное говно, а они не могут отказаться, потому что по старинной традиции всех феш-продавцов деньги за некачественный товар возвращать не принято. Вот и танцуют, делая вид, что это великое искусство.

Сколько Донцовой надо скурить и Малышевой пересмотреть, чтобы это начало казаться допустимым:

Зачем так травмировать психику детей?

Этих в школе не учили, зачем у зебры такая раскраска:

Просто писец:

Убейте меня:

Хочешь большие плечи и руки, как у Арни?

Что за клетка по центру и на рукавах? Сумку от Луи Вутон разрезали? Почему нельзя остановиться, когда уже все неплохо?

Ну, атрибутику обсуждать - вообще неблагодарное дело. Школьницы, наверное, в восторге. Вырастут, тоже дизайнерами станут.

Колхоз, конечно, отовсюду или фотосессия "Как удивить публику еще больше?". Я уверен, что супер-известный модельер Гевин просто невероятно толсто троллит общественность. Не могу допустить, чтобы кто-то зарабатывал деньги, всерьез выпуская такой кровавый ад (хотя белое платье слева еще ничего):

Конкурс "Какое хуже?"

Кура (буээ):

АААААААААААААААААААААААА!

Может, у них в детстве таких маркеров не было?

Мужские костюмы - это отдельная история. Но по тому же сценарию. Если твой костюм не выглядит так, будто ты держишь небольшой бордель в Чикаго или будто ты только что пришел с гей-парада в Амстердаме, то ты лох.

Все фотки украдены из вышеназванной группы, поэтому вы их всех уже видел, наверное. Каждое второе платье можно оттуда можно смело выкидывать. К счастью, там попадаются действительно достойные варианты, но их так мало, что они теряются среди платьев-клонов от Элевейшен или платьев-уродов от большинства других дизайнеров.

В России делают очень достойный дизайн, хоть и не всегда очень качественно шьют (платья часто плохо сидят на танцорах или плохо ведут себя во время самого танца), но зато цены у наших модельеров еще не хамские. В своих постах с фешей я обычно стараюсь выбрать те фотографии, где не только танцор хороший, но и платье достойное.

Конечно, ужасный дизайн у нас тоже делают, причем такой, что все вышеперечисленное покажется детским лепетом. Я не говорю про недорогие самостоятельные поделки, речь идет именно о целенаправленно пошитых у знакомой швеи по уникальному эскизу и распиаренных повсюду. К сожалению, из этических соображений и банально из-за страха смерти я не буду показывать эти платья, но кто меня близко знает и так в курсе. Но, может, когда-нибудь я таки наберу достаточно материала и все-таки покажу его вам. В конце-то концов, почему нет.

Ну и да, мой-то костюм, конечно, прекрасен. Вот, насладитесь им еще:

Сегодня внешний вид танцоров определяется традицией и современными модными тенденциями в равной степени (http://www.elevationdesign.ie/collection/). В последнее время костюм для ирландских танцев все больше напоминает костюмы фигуристов и исполнителей спортивных бальных танцев. Это связано, прежде всего, с усложнением самой программы танца и большим удобством таких костюмов. Но Вашу фантазию никто не ограничивает: Вы можете создать для себя платье мечты. Единственное действующее ограничение касается фасона платья. Существует ряд несложных, но строгих правил пошива костюма, принятых комиссией WIDA и опубликованных на сайте комиссии (см. перевод http://danceirish.ru/?content=news&act=c&page=54&cat=3&scat=0). Что касается украшений (всевозможные бусины, стразы, вышивка, аппликации из ткани, шнуровка и многое другое), цвета, ткани – здесь каждый танцор может выбирать то, что ему нравится. Особенно интересны платья выдержанные в определенном стиле, например, в стиле «old school», отсылающем к истории танца. Платье может напоминать своим узором и цветами оперения птиц, костюмы героев фильмов или образы прошлых эпох. Многие танцоры творчески подходят к созданию своего костюма и не жалеют для этого времени и сил. Пошив платья может стать своеобразным хобби: менять костюмы можно так часто, как Вам этого захочется. Но это касается только так называемых сольных платьев. Выступать на соревнованиях (фешах) в таком платье можно только на уровнях «Intermediate» (3-й уровень сложности) и «Open» (4-й и самый высокий уровень сложности). Для мужчин сольный костюм обычно представляет собой рубашку, брюки и жилет с галстуком, украшенные по желанию танцора. Некоторые выбирают вместо брюк традиционный килт, который, однако, более характерен для шотландских танцев. Танцоры первых двух уровней («Beginner», «Primary») выступают в школьных платьях, одинаковых для всех представителей одной танцевальной школы или студии. Такие платья тренер и все танцоры школы создают вместе. Они отличаются более простым кроем и ограниченным количеством украшений, ведь такое платье должно идти всем и быть в гардеробе каждого танцора школы. Мужской вариант школьного костюма чаще всего представляет собой рубашку, брюки и сшитый из той же ткани, что и женские платья, жилет. Обычно школа находит свой узнаваемый узор, который повторяется на всех школьных костюмах. Цвета также обычно одинаковы. Такие костюмы необходимы и для коллективных выступлений: во время исполнения танцев кейли команда должна быть не только технически слаженной, но и выглядеть одинаково. Костюм ирландского танцора обязательно включает в себя белые poodle socks (от англ. «носки из пуделя», о названии см. перевод http://d-scal.livejournal.com/271827.html), которые были разработаны специально для ирландских танцев. Это плотные хлопковые носки, высота которых может быть 15-30 см. Такие носки особенно эффектно смотрятся с софтами и хардами, привлекая внимание к ногам. При желании можно заменить poodle socks на непрозрачные черные колготки. Существуют также poodle socks других цветов (но в таких носках нельзя танцевать на соревнованиях). Волосы на время выступлений обычно убирают в хвост или оставляют распущенными. Можно украсить прическу ободком в цвет платья, заколкой или небольшой тиарой. Большинство танцоров предпочитают использовать традиционные парики для ирландских танцев: это пышные парики средней длины из мелких упругих кудрей. В современном виде парик может быть представлен длинным хвостом или миниатюрным пучком. Что касается макияжа, ограничений здесь нет. Для танцора выход на сцену – праздник, требующий определенной подготовки. Костюм следует продумать заранее. Если Вы участвуете в феше впервые, специальное платье Вам может и не понадобиться: для взрослых исполнителей существует ряд альтернативных и более доступных вариантов: «водолазка (рубашка)+юбка», «водолазка+сарафан» для женщин и «рубашка+брюки (+галстук)» для мужчин. На детский костюм действуют более строгие ограничения (см. правила). Важно помнить, что не всё будет хорошо выглядеть с точки зрения зрителя. Но феши и выступления – пожалуй, лучшая возможность надеть то, о чем вы всегда мечтали.

Если ваш ребенок захотел заниматься именно ирландскими танцами, вам надо запомнить две вещи. Во-первых, танцы сами по себе - штука дорогая.
Во-вторых, половина расходов зависит лично от вас.
На первом году обучения в любой школе вас попросят приобрести танцевальную обувь. В зависимости от требований преподавателя это могут это чешки,
балетки или ирландки. Чешки, как правило, не приветствуются (в них не видно, тянет ли ребенок пальцы). Балетки стоят 200-400 рублей, хватает их на 3-4 месяца,
иногда дольше. Кожаная обувь (джазовки, кожаные балетки, ирландки) может продержаться и год, и два, но как правило, через 7-8 месяцев теряет вид.
Никаких особых правил на начальном этапе обучения по обуви нет. И заниматься, и выступать можно в обычных балетках. Конечно, ирландки выглядят гораздо красивее,
но и стоят дороже - от 1000 рублей за пару, и обычно их надо заказывать, в свободной продаже в России их нет.
У каждой фирмы-производителя есть свои модели, и если у вас или ребенка "сложная" нога, то может понадобиться сменить 3-4 пары, прежде чем найдете "свою" обувь.
В России у большинства - ирландки, или "софты", фирмы Пачелли, одной из самых известных фирм с мировым уровнем. Ученики нашей школы в основном занимаются в обуви Boynewalk.
По виду все модели схожи и отличаются незначительными деталями кроя и фактуры, мало заметными постороннему взгляду.
Через полгода-год вас попросят приобрести "жесткую" обувь. Базовые модели почти у всех фирм стоят в районе 80 евро, т.е. около 3000 рублей. Они обычно плозо гнутся, в них нельзя вставать
на пальцы, каблуки не выпуклые, набойки не очень звонкие. предполагается, что на первые два года изучения жестких танцев этого вполне достаточно, а желающие достичь хорошего уровня
через некоторое время сносят эти степовки и закажут себе более дорогие в зависимости от конкретных пожеланий (более звонкие, или мягкие, или под широкую стопу и т.д.) ДОрогие модели
Стоимость "элитных" ботинок может доходить до 6 000 рублей и более. Как правило, все фирмы имеют представительства в Интернете, какую-то обувь можно также купить на фешах,
где часто работают так называемые feis shop.
Если без ирландок при желании обойтись можно, то заниматься без степовок не получится. Ботинки для американского степа или фламенко совсем другие, так что лучше заказывать сразу правильную обувь.
Сейчас многие начинающие предпочитают брать обувь б/у: это дешевле (пара стоит 1000-2000 р.), их не надо разнашивать и не ошибешься с размером при заказе.
Желающие (обычно те, кто занимается уже несколько лет и планирует танцевать много и часто) заказывают иногда танцевальные кроссовки, они более плотные, чем мягкая обувь, но без набоек.
В кроссовках можно репетировать и мягкие, и жесткие танцы, но для начинающих они не рекомендуются, так как становятся не видны или не слышны многие нюансы техники танца.

Следующая статья расходов - танцевальная одежда. На занятия можно ходить в чем угодно, если в вашей школе принята особая форма одежды, вам скажут это на первом уроке.
Обычно просят одевать ребенка так, чтобы видны были колени: шорты, короткие юбки, обтягивающие брюки и т.п. Девочки часто танцуют в хореографических купальниках с шифоновыми юбками, как на классической хореографии.

Для выступлений на соревнованиях на начальном уровне необязательно шить шикарное платье. Самый удобный вариант - блузка или водолазка с длинным рукавом и сарафан для девочек, брюки+рубашка+жилетка для мальчиков.
В комиссии WIDA дети танцуют в фирменных футболках WIDA, у девочек обязательна зеленая юбка, у мальчиков футболка+брюки.

Для уровня праймери подойдет тот же костюм, или школьное платье, которое вам могут предложить пошить. Обычно у школы есть свои швеи, или же родители вместе с преподавателем придумывают фасон и шьют самостоятельно,
это самые обычные платья по стандартным выкройкам, только одинаковые для всей группы и само собой, нарядные. Платья украшают вышивкой, или узорами из выложенного шнура, или кружевными воротничками - вариантов масса,
правила касаются только длины юбки и рукавов. (А так же отсутствие вырезов на юбке, спине, рукавах и закрытые ключицы). Платье может стоить от 1000 рублей и до бесконечности.

Если вы хотите пошить ребенку сольное традиционное ирландское платье (конечно, это касается только девочек, мальчиков можно "украшать" только разнообразными галстуками и жилетками, ну или выходящими из моды килтами), то это
может стоить от 4000 до 20000. Цены очень сильно разнятся, кроме того, я знаю множество мам, преспокойно шьющих своим детям даже самые сложные платья с рюшами и клиньями.
Напомню, что "принцессинское" платье совершенно необязательно. Ни на одном уровне вас не выгонят, если вы танцуете в юбке и блузке, а если танцуете прекрасно - так и места дадут как положено, по правилам, за отсутствие костюма нельзя снимать баллы.
Другое дело, что покрасоваться хочется каждой, а соревнования - прекрасный повод пошить новое платье!

Полный ирландский костюм для девочки состоит из обуви, белых носков специального фасона (стоят около 250 рублей за пару), платья, трусов под платье (часто их шьют вместе с платьем из ткани, например, подклада), диадемки и парика.
парик так же является совершенно необязательным элементом и призван всего лишь экономить ваше время, если, скажем, соревнования рано утром, а ребенок не хочет спять на бигудях. Диадема призвана поддержать "принцессность" костюма, никакой другой роли не играет.
Мальчики парики и диадемы не носят.

Помимо расходов на обучение и экипировку, в вашем бюджете появится статья расходов на соревнования. Они проходят обычно 2-3 раза в год (в России), и в первый год обучения, если преподаватель советует вам выступать, это удовольствие обойдется максимум в 20 евро (4 танца по 5 евро каждый).
Иногда школы выставляют так же командные танцы, участие в одном стоит 3 евро. Конечно, чем дальше, тем дороже, потому что танцев становится больше, но поскольку "выигранные" танцы нельзя перетанцовывать, то сумма редко будет переваливать за 2000, по крайней мере, пока вы не доберетесь до уровня оупен.

Итого получается, начальный набор танцора:
300 р. балетки
700 р. самая простая форма (можно обойтись имеющимся гардеробом)
3000 рублей степовки (на первом году обучения необязательно)
2000 р. участие в двух соревнованиях.
2000 р. простой школьный сарафан для выступлений.

Итого 8000 рублей за год.

Какие еще могут быть расходы?
Во-первых, соревнования могут проходить не в вашем городе. То есть плюс дорога, гостиница, питание.
Во-вторых, многие школы организуют обязательные мастер-классы своих официальных преподавателей. Например, в нашу школу каждый месяц приезжает Ронан Морган, в Тир на нОг - Шейн Маккавинчи и Мэри Суини, в Руни-Иридан - Тереза Руни. Мастер-классы ожнозначно полезны и рекоменжуются к посещению,
особенно если вы настроены заниматься серьезно. Классы иностранных преподавателей стоят дороже, российских - дешевле, так как не надо оплачивать визу и перелет из Европы. В каких-то школах это включено в ежемесячную оплату (как, например, в Мирквуде), в каких-то деньги собираются дополнительно под конкретные классы.
В-третьих, многие преподаватели рекомендуют своим ученикам сдавать градационные экзамены. Обычно это один экзамен раз в полгода, по стоимости от 600 до 1000 рублей (в зависимости от номера градации, чем дальше - тем дороже).
В-четвертых, как и в других видах танца, ученики могут выступать на сцене с шоу-номерами. Костюмы к ним часто шьются за счет выступающих, кроме того, если ансамбль участвует в хореографических фестивалях, участников просят оплатить благотворительный взнос (400-800 рублей на человека).
Понятно, что на любимое дело не жалко тратить деньги, и многие не скупятся на платья, поездки и участие в мастер-классах.

Но всегда помните: если вдруг вы хотите заниматься просто потому, что вам нравятся ирландские танцы, и финансовые трудности заставляют вас считать каждую копейку - не бросайте любимое дело.
Ведь в общем-то достаточно иметь не очень дырявую пару балеток. Кстати, их можно просто заштопать.


Top