Когда в России появились первые детские сады? Развитие и становление детских садов. материал (подготовительная группа) на тему В каком году появился первый детский сад

Первая коллективная обучающая работа с маленькими детьми возникла в Европе. Попытка создать учреждение для работы с детьми была предпринята Р. Оуэном в 1802 году в Шотландии. Но само определение «детский сад» введено в обиход Фридрихом Фрёбелем, известным немецким педагогом, который воплотил свою блестящую идею, находясь на 60-м году жизни.

Фридрих Фребель

Знакомство Фрёбеля с директором образовательной школы А.Г. Грунером, последователем Иогана Пестолацции - основателя системы развивающего обучения ребенка, зародило во Фридрихе необычайную любовь к педагогике.

Всю жизнь Фрёбель посвятил изучению этой интересной науки и совершенствованию своих знаний в ней. Идеалистические идеи педагога, сформировавшиеся под влиянием немецкой философии, предполагали концепцию саморазвития человека, то есть его божественного начала. Согласно принципам Фрёбеля, ребенок от природы наделен многими талантами, которые при умелом и грамотном подходе можно и нужно развивать. Так, малыш в обязательном порядке должен получить дошкольную подготовку, чтобы выявить свои исключительные индивидуальные природные данные и начать их совершенствовать.

Дети, по мнению Фрёбеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью. Отсюда название такого учреждения для образовательной работы с детьми - «Kindergarten» - переводится как «детский сад ».

Именно Фридрихом Фрёбелем созданы основные принципы функционирования детского сада и выработана методика подготовки детей, основанная на теории игры. Творческая интерпретация идеи Иогана Пестолацци успешно реализовалась на практике первым основателем детского сада.

Посещать такой детский сад могли даже дети бедных семей. Детей кормили 3 раза в день и занимали различными развивающими занятиями. Но платы, установленной за пребывание в саду, оказалось недостаточно для содержания подобного учреждения, Фридрих платил всем воспитателям из своего кармана. Спустя два года детский сад закрылся. Но слухи о подобном опыте распространились по миру, и в различных частях стали появляться новые учреждения, специализирующиеся на дошкольном образовании.

Первые детские сады открылись в России спустя 30 лет первого опыта Фридриха Фребеля. Появились они в г. Семиградском и в г. Петербурге. На тот момент такие учреждения были платными и достаточно дорогостоящими, их могли позволить себе только люди, обладающие значительными финансовыми возможностями. В детские учреждения принимались дети от 3 до 8 лет, с ними занимались опытные педагоги, которые путем игровых методик развивали способности детей и готовили к поступлению в школу.

Во времена бурного развития детских садов, вышел журнал «Детский сад», издателем которого стала А.С. Симанович – основательница четвертого детского сада в Петербурге. В журнале подробно излагались новейшие принципы работы с детьми перед школой.

Первый совершенно бесплатный детский сад открылся в 1866 году при благотворительной организации, где детей обучали рисованию, макраме, популярным техникам ручной работы, молитвам и многим другим направлениям. Здесь же было организовано швейное производство детской одежды, кухня и школа. Подобное учреждение просуществовало непродолжительное время в связи с недостаточным финансированием и вскоре закрылось, как это произошло и с детским садом Фрёбеля.

Но прорыв в области дошкольного образования начал давать свои плоды: спустя тридцать лет в России стало появляться множество детских садов для различных слоев населения. Каждый родитель мог получить место для своего ребенка согласно своим финансовым возможностям. С тех пор большое внимание стало уделяться образованию педагогов, занимающихся развитием малышей. Воспитатели посещали множество курсов на дошкольную тематику и совершенствовали свои навыки работы с детьми.

Название «детский сад» появилось не сразу. В 1837 году в Германии педагог Фридрих Фребель открыл заведение, которое назвал Kinderbewahranstalten — дневной приют для малолетних. Однако он практически сразу придумал более короткую альтернативу, Kindergarten - «детский сад».

Метафора названия заключалась в следующем: детский сад должен был стать не просто «фабрикой по шлифовке воспитанников», как писала последовательница Фребеля Аделаида Симонович, а скорее «садом для выращивания цветов жизни».

Дети, по мнению Фребеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью.

По замыслу основателя, детский сад был призван противопоставить «погрязшему в техницизме миру натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх».

Так как в то время особой популярностью пользовались «школы для маленьких детей», в которых малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании», Фребелю пришлось создать целый дидактический комплекс в противовес.

Согласно «Дарам Фребеля» так называемые «садовницы» — воспитательницы — играли с детьми при помощи шерстяных шариков всех цветов радуги, шаров, кубиков, цилиндров из дерева. Там же было дано первое историко-педагогическое определение детского сада как места, которое занимается воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано.

Спустя некоторое время опыт Фребеля дошел и до России: у нас первый детский сад был открыт в 1863 году в Петербурге женой профессора Карла Люгебиля. В то время это было платное учреждение, которое могли позволить для своих детей только очень обеспеченные родители. Туда принимали детей от трех до восьми лет, которых педагоги готовили к школе и чьи способности развивали.

Однако в просвещенном петербургском обществе к новому веянию отнеслись с недоверием: достаточно распространенным в то время было мнение, что детский сад ограничивает детей. Так, российский ученый в своей книге «Вопросы жизни» писал, что сам не хотел бы провести свое детство в таком заведении, так как «излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными».

Приводились и другие доводы: работа с мелкими деталями во время обучающих игр якобы причиняла вред детскому зрению, а громкое пение — голосу.

Также детские сады обвинялись в чрезмерном внимании к умственному развитию воспитанников — врачи вынесли вердикт, что от этого дети становятся нервными.

Несмотря на поток критики с разных сторон, идея создания детского сада вдохновила еще одну деятельную женщину — в 1866 году 22-летняя Аделаида Симонович вместе с мужем открыла еще один платный детский сад, время пребывания в котором ограничивалось четырьмя часами в день. Платить за него могли себе позволить только состоятельные семьи. Уже через три года детскому саду было суждено закрыться из-за недостатка финансирования, а обширный педагогический опыт Симоновичей впоследствии нашел свое воплощение в книге «Детский сад».

С 1866 по 1870 год частными лицами было открыто еще несколько платных детских садов в Москве, Петербурге, Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси.

Мальчик из чулана под лестницей

Первый бесплатный детский сад открылся в России в 1866 году — он был организован при благотворительном Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Детей старшего дошкольного возраста там обучали священному писанию, молитвам, а также развивали мелкую моторику — дошкольники занимались плетением, рисованием и аппликацией.

Тогда же открылся детский сад, в котором наряду с выходцами из интеллигентных семей могли заниматься дети из беднейших слоев. Он был организован Обществом попечения о бедных и больных детях и назывался народным. Те, кто не мог позволить себе плату за сад, имели возможность отдать своих детей туда абсолютно бесплатно. Для всех остальных была введена минимальная плата — 10 копеек в месяц. Под присмотром двух воспитательниц в народном детском садике занимались 50 детей.

«Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой.

В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются», — писала Симонович об этом учреждении.

Два народных детских сада в первые же годы работы за зимний сезон обучали около 120 детей. В течение лета юных посетителей становилось в разы больше — в детские сады ежедневно приходили свыше 1000 детей.

Постепенно в разных городах России стали появляться специализированные фребелевские общества, продолжавшие внедрять в массы идеи знаменитого основателя первого детского сада. Эти организации, в первую очередь, занимались подготовкой «садовниц», а также выпуском детской литературы и проведением летнего досуга детей из малоимущих семей. Впоследствии в Киеве в 1908 году был открыт Фребелевский институт с трехлетним курсом для обучения садовниц, при котором также были основаны педагогические и психологические лаборатории и детсады, предназначенные для практики обучающихся.

Кроме того, существовали и домашние детские сады — к 1908 году в Петербурге было 16 таких учреждений. Отличительной чертой таких детских садов было активное участие родителей в жизни детей — они выступали в качестве работников, а не сторонних наблюдателей. Таким образом условия детского сада напоминали ребенку семейную обстановку. К тому же в таком случае сокращались расходы на аренду помещения — занятия проводились по очереди на дому у каждого ребенка. Также домашние детские сады имели доступ к библиотекам, музеям и учебным пособиям - им даже предоставлялась скидка.

Об одном из таких детских садов, существовавшем в 1908-1909 годах, рассказала Ольга Кайданова на страницах педагогического журнала «Свободное воспитание».

Например, детям нужно было «сделать росу» — произвести опыт с блюдечком над самоваром».

Также детям часто задавали разглядывать и изучать птиц, которых они видят на улице или же отслеживать часы восхода и заката.

Спасение от «домашнего рабства»

К октябрю 1917 года в России было уже около 280 детсадов, включая народные, частные домашние детские сады, а также сады при учебных заведениях, которые сразу готовили к поступлению в школу. Среди них было много платных дошкольных учреждений для интеллигенции и бесплатных детских садов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

Наиболее бурное развитие система детских садов в России получила только в советский период, так как раньше их неотступно преследовали проблемы с финансированием. Стартом для формирования государственной системы дошкольного образования стала «Декларации по дошкольному воспитанию», принятая 20 декабря 1917 года. Согласно ее положениям, основными принципами дошкольного образования были бесплатность и доступность.

Главными задачами, которые ставились перед педагогами, стало формирование эмоций и поведения детей в соответствии с принципами коммунистической морали, а также привитие трудовых навыков. Помимо этого, немаловажным считалось укрепление здоровья детей и усвоение ими элементарных знаний. Со временем детский сад все больше приближался к школе, жестко регламентируя деятельность детей и педагогов.

Постепенно на первый план выходит еще одна важная задача таких заведений — необходимость разгрузки женщин от «домашнего рабства». Детский сад позволял женщинам раньше выйти на работу, при этом совмещая материнство и активную общественную деятельность.

Именно поэтому в 1937 году широкое распространение получили ведомственные детские сады, рассчитанные на детей работников определенного предприятия. Это позволяло женщинам спокойно трудиться на благо родины и не переживать за свое чадо, которое находилось в непосредственной близости и под присмотром.

В те же годы появляется еще один новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад.

По желанию родителей туда могли принять детей уже начиная с двух месяцев. Отличительной чертой того времени для детских садов стала скидка в 50% на содержание детей для одиноких матерей, которую определил указ Президиума Верховного Совета СССР. Такое нововведение было связано с большими потерями мужского населения, ушедшего на войну.

Сад в бомбоубежище

Великая Отечественная война оказала большое влияние на развитие системы детских садов — в военные годы их количество резко возросло: если в 1941 году их было около 14,3 тысяч, то в 1945 — уже более 25 тысяч. Происходило это в основном из-за того, что стране срочно требовались рабочие руки. Еще одной веской причиной было большое число эвакуированных детей из разных областей, с которым уже существующие сады просто не справлялись.

Огромную роль в те годы сыграла самоотверженность «садовниц». Воспитатели и нянечки прилагали максимум усилий, чтобы садик стал для детей вторым домом, а группа — семьей.

Так, зимой 1941 многие неэвакуированные детские сады Москвы пришлось перевести в бомбоубежища. По воспоминаниям воспитательниц, в темных закрытых помещениях детям было очень страшно, детский плач не стихал. Ситуацию спасла пожилая нянечка сада №12, Прасковья Федорова, которая на все свои деньги купила свечи, укрепила их по стенам и следила днем и ночью, чтобы они не погасли. Еще одной ее идеей было показывать детям теневой театр.

Когда возникли первые детские сады?

Фридрих Фрёбель (1782-1852г.) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, разработал идею детского сада и основы методики работы в нём. Создал систему дошкольного воспитания.

В России детский сад как новый тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века. Он возник как отголосок фребелевского движения на Западе. Однако «идея» детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека.

Детские сады «приживались» чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий. Единичные детские сады, существовавшие в 60-80-х годах 19 века (к началу 1867 г. в Петербурге и Москве их было всего четыре), работающие исключительно «по Фребелю», были «весьма далеки от творца». Одни педагоги слепо копировали положения его системы, другие стремились творчески преобразовать их.

При первом подходе в российских детских садах занятия проводились по строгому расписанию, в чём видели порядок и особый воспитательный эффект. Организованные фронтальные занятия получили название «фребелевских»: лепка, рисование по сетке, занятия по вырезанию и наклеиванию бумаги разного цвета и сорта, занятия по прокалыванию и вышиванию, по плетению из соломы и тесьмы и др.

На первый взгляд, работа с разнообразным материалом полезна и интересна детям, приучает к дисциплине, формирует навыки пользования карандашом, ножницами, но такое понимание фребелевской системы было поверхностным. Ведь сам автор вкладывал в занятия по ручному труду идею связи детских работ с жизнью. Механистичность, монотонность и однообразие занятий усиливались ещё и слепым копированием фребелевских образцов для детских работ, которые превратились в шаблоны и ограничивали детей в самостоятельности и творчестве. Слепое копирование другой формы работы фребелевского детского сада – подвижных игр подражательного характера с пением – привело к тому, что русские дети пели немецкие народные песни.

Сторонники другого (критического) подхода к системе Фребеля предлагали использовать лишь отдельные занятия и игры. Позднее, в начале 20 века, многие занятия по ручному труду в детских садах существовали уже в разных вариантах. Самым значительным шагом в переработке системы Фребеля было стремление преобразовать её в соответствии с идеей народности воспитания, которую впервые обосновал К.Д.Ушинский. Так, А.С.Симонович, вводит занятия, цель которых – приобщить детей к родной культуре: беседы, прогулки, наблюдения, «ведущие к знакомству с Родиной».

Основными направлениями работы детского сада, который, используя фребелевскую систему, стремился остаться русским, были: приближение фребелевского материала к реальной жизни; развитие чувств детей на основе изучения родной природы и окружающей жизни; подбор содержания для работы с детьми с учётом принципа сезонности.

Изменения были связаны и с требованиями системы современного образования. Цель детского сада Фребеля – создать условия для развития физических и духовных сил детей. Он не ставил задачи подготовки ребёнка к школе. Но в России такой подход нашёл применение в школе Е.О.Гугеля, в детских приютах В.Ф.Одоевского.

Первые опыты создания дошкольных учреждений в России

Первым воспитательным учреждением в истории отечественного дошкольного образования можно считать школу для малолетних детей Егора Осиповича Гугеля (1804-1842). В школе Е.О.Гугеля не только обеспечивался присмотр за детьми, лишёнными родительской заботы, но и ставились задачи нравственного и умственного развития. Школа была открыта в 1832 году при Гатчинском воспитательном доме, в котором Е.О.Гугель работал инспектором классов. В Гатчинском воспитательном доме Гугель провёл ряд реформ, обратив особое внимание на первоначальное воспитание и обучение детей. По существующим тогда правилам детей-сирот до семи лет отдавали на патронирование в семьи горожан Гатчины. По достижении школьного возраста они возвращались в воспитательный дом и поступали в начальный класс. Уровень подготовки к школе «патронажных» детей был чрезвычайно низок. Поэтому для таких детей (от 4 до 7 лет) Гугель совместно с другом (учителем П.С.Гурьевым) на собственные средства открывает школу. Педагоги начали работать с десятью мальчиками, которые приходили в школу утром и занимались в течение всего дня.

Пятилетний опыт работы был настолько успешным, что в 1837 году Е.О.Гугеля официально назначают смотрителем школы. Число учеников увеличивается до 120 человек. Жили они в пансионах, которые открывались на квартирах горожан Гатчины; их содержание контролировалось самим Гугелем. Каждый пансион был предназначен для 5-6 мальчиков или девочек разного возраста. Женщина, содержащая пансион, должна была организовать жизнь воспитанников по образцу семьи: учить помогать друг другу, заботиться о младших, проявлять чуткость во взаимоотношениях.

В школе было два отделения – младшее (для детей от 4до 6 лет) и старшее (от 6 до 8 лет). В младшем отделении большую часть времени дети играли на свежем воздухе, а занятия были непродолжительными: рассказы, беседы, несложные работы. За детьми наблюдала надзирательница, восполняя вниманием, лаской и заботой отсутствие материнского ухода. Она следила за чистотой и опрятностью детей, приучала их к аккуратности в одежде, еде.

В старшем отделении занятия были организованы как уроки – по заучиванию молитв, чтению, письму, счёту, наблюдению природы, «умственные упражнения». С детьми занимался учитель, которому помогали старшие воспитанники Гатчинского воспитательного дома. По существу, это был первый опыт организации преемственности в работе дошкольного учреждения и элементарной школы.

Примечательные для того времени методы: умственные упражнения и беседы. Под умственными упражнениями Гугель понимал элементарное введение детей в логику, развитие детского восприятия и наблюдательности, умение видеть сходства и различия, расширение кругозора, что в свою очередь ведёт к нравственному формированию детей. Взаимосвязь умственного и нравственного развития ребёнка, в представлении Гугеля, свидетельствует о том, что он был сторонником идеи воспитания человека в целостности. Беседы. Этот метод преподавания сам Гугель называл «разговоры с детьми». С помощью вопросов педагог заставлял ребёнка размышлять об увиденном, высказывать свои суждения, приходить к умозаключениям.

Е.О.Гугель умер, когда ему не было и сорока лет. Однако в педагогике имя Гугеля напоминает о первом опыте организации дошкольного учреждения, в котором идеи И.Г.Песталоцци творчески применялись к условиям воспитания и элементарного обучения русских детей.

Следующим шагом в развитии общественного дошкольного воспитания в России было создание детского приюта – учреждения, принципиально нового по своему назначению: для маленьких детей, временно остающихся без присмотра. Организатором детских приютов был В.Ф.Одоевский – писатель, музыкальный критик, крупный общественный деятель. Воспитательные заведения открывались на основе составленного при участии Одоевского «Положения о детских приютах» (1839 г.), к которому он разработал приложение: «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами» (действовал в течение 50 лет). Приюты должны были заменить бедным детям семью на то время, пока родители заняты. Одно из требований к приюту – создание атмосферы теплоты и заботливости. Но практика изобиловала примерами формального отношения к детям, ущемлением детской активности. Но были и приюты, ориентированные Одоевским на опыт школы Гугеля. Приют работал в течение всего дня (с 7 утра и до 8-9 часов вечера). Посещали его дети от трёх до девяти лет. Распорядок, напоминал жизнь современного дошкольного учреждения: утренний приход детей, ручные работы, с 10 часов занятия, в 12 часов обед, далее до 14 часов дня – свободные игры, после – занятия рукоделием, чтение и рассказывание сказок, разучивание песен и гимнов, уроки письма и счёта.

Содержание жизни детей было подчинено одной цели – внушению им «чувства доброй нравственности». Воспитание нравственности начиналось с веры. В приюте Одоевского практиковались: уроки послушания, контроль поведения, труд, приучение быть всегда занятым, задачи по развитию умственных способностей и усвоению элементарных знаний, комплексные занятия, метод взаимного обучения, метод бесед.

Детские приюты Одоевского – это узко сословные воспитательные заведения, учреждённые для беднейших слоёв населения. Исходя из этого, и были разработаны требования к их деятельности (религиозная, дисциплинированная, трудолюбивая личность простолюдина, обучение не было главной задачей).

Как видим, практика работы первых воспитательных учреждений для дошкольников складывалась, с одной стороны, под влиянием гуманных идей нравственного и умственного развития ребёнка, с другой – в жёстких рамках общественной реальности.

Литература:

  1. Флегонтова Н.П. «Практика работы первых детских садов в России». Ребёнок в детском саду № 3, 2004. М.: ООО Издательский дом – «Воспитание дошкольника», с. 31-34.
  2. Флегонтова Н.П. « Первые опыты создания дошкольных учреждений в России». Ребёнок в детском саду № 3, 2005. М.: ООО Издательский дом – «Воспитание дошкольника», с. 34-36.

Перминова Наталья Владимировна,
МБДОУ «Детский сад №12 «Ягодка»

История дошкольного образования в России.

Предистория : Первый детский сад , как тип педагогического учреждения был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р.Оуэном - так называемая «школа для маленьких детей».

Само название - «Детский сад » было придумано в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем . Он создал систему дошкольного воспитания. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста » в городе Бад-Бланкенбурге.

Фребель указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода. Совершенно естественно было называть тех, кто растит цветы жизни, «садовницами». Так официально и звались воспитательницы первых детских садов. Не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа, - это был главный принцип фребелевского детского сада.

Первые детские сады в России.

В России детский сад как новый тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века. Он возник как отголосок фребелевского движения на Западе. Однако «идея» детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека.

Первые детские сады в России появились по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий – в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге 27 сентября 1863 г (по другим данным в 1866 г.).

В детском саду С.А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г. стремились проводить игры и занятия без строгой регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре детской «садовницы».

Творческие искания новых путей воспитательно-образовательной работы проводились и в детском саду А.С. Симонович. В периодической печати того времени он отмечался как «лучший и разумнейший». В дошкольное заведение принимали детей в возрасте от трёх до восьми лет. В программе «детсада» были уроки шитья, конструирование, подвижные игры, и даже курс Родиноведения. Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в Г. Туле Е.П. Смидович

Государство не принимало участия в организации детских садов. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады.

В 1866 г. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей «низших» слоев населения. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга». Там имелась швейная мастерская для пошива детского
белья, кухня, прачечная, школа для детей. Детей старшего дошкольного возраста обучали
священному писанию, молитвам, проводились различные ручные работы, такие как,
плетение, рисование, вырезание и многое другое. Но в виду отсутствия средств к существованию, бесплатный детский сад был вскоре закрыт.

Царское правительство не поддержало инициативу частных лиц, открывавших детские сады в80-х годах ХIX в.; в обстановке наступившей реакции интерес к детским садам снизился. В это время большее распространение имели детские приюты.

Интересный факт. Мало кто знает, что был еще Егор Осипович Гугель - духовный последователь И.Песталоцци, инспектор классов в Гатчинском воспитательном доме, который осуществил свой первый в России опыт «школ для малолетних детей» за 30 лет до появления первого детского сада в России. Это был еще не детский сад (просто
термина такого не существовало), но и не школа, так как в небольшом домике в Гатчинском парке Е. Гугель со своим товарищем П. Гурьевым собрали десять мальчиков 4-6 лет не для обучения, а для придания «правильного направления в развитии детских
способностей».

20.11.1917г.- выходит « Декларация по дошкольному воспитанию» - начало государственной системы дошкольного образования.

1918г. открыт второй Московский государственный педагогический факультет с дошкольным отделением.

В 1919г. в Москве проходит первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию.

1927-1928г.г. -ставится вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений. Задачами дошкольного воспитания становятся формирование эмоций и поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали, привитие трудовых навыков, укрепление здоровья детей, а также усвоение ими элементарных знаний. Эти требования были отражены в первой программе 1932г.

В 20-е годы прошлого века в СССР существовало три типа дошкольных учреждений – детские дома для детей-сирот, детские очаги, детские сады. Целью дошкольных учреждений провозглашалась подготовка ребёнка к усвоению материалистического мировоззрения, а также выработка коллективистских навыков. Большое внимание уделялось свободной детской игре при направляющей роли воспитателя.

В 1928году в СССР начинает выходить ежемесячный научно-методический журнал

« Дошкольное воспитание».

В 1936 годупосле резкой критики со стороны партии работы дошкольных учреждений, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, была поставлена задача сделать педагога центральной фигурой в дошкольном учреждении. Именно эта линия, обернувшаяся ограничением инициативы и самостоятельности ребенка, зафиксированная в «Программе воспитания в детском саду» (1962г.), получила основное развитие в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, 1985г.), в которой жестко и формально регламентированной оказалась деятельность не только ребенка, но уже педагога. Стержнем процесса стала программа обучения, а детский сад по принципиальной ориентации в своей работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста.

1939 год - типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

В 1959 году предложен новый вид дошкольного образовательного учреждения –ясли-сад.

В начале 60-х годов 20 века комплексная программа воспитания в детском саду – это единый и обязательный документ в работе дошкольных учреждений страны.

В1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В. Давыдова, В. Петровского), которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы.

В 1990 году охват детей учреждениями общественного дошкольного воспитания Российской Федерации составил примерно 70%.

В1996 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций дошкольного учреждения охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка.

Принятый в 1992 годуЗакон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер, статья 12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов являются:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. К омаровой),

«Истоки» (научная редакция Л.А. Паромоновой и др.),

«Детство» (В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева),

«Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),

«Кроха» (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочаткова),

«Из детства - в отрочество» (ред. Т.Н. Доронова),

«Радуга» (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова),

«Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Д ьяченко и др.),

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон об образовании РФ, где дошкольные учреждения называются начальной ступенью образования.

Развитие дошкольного образования не стоит на месте.

10.03.2010 г. вступил в силу Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г.№655, ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации ООП ДОУ в части

Определения структуры ООП ДОУ (соотношение частей, их объёма;

обязательной части ООП и части формируемой участниками образовательного процесса);

Учитывают особенности реализации ООП ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критерии оценки ООП:

требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему:

1)обязательная часть– 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20%;

2) части программы – направления развития детей: социально-личностное направление развития, физкультурно – оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое направления развития.Появились 10 образовательных областей (Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).

Разделы программы: «Пояснительная записка», «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении», «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы».

ООП ДОУ является моделью организации педагогического процесса.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь- игра, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения не в учебной, а различных видах деятельности».

Задача ДОУ - разработать программу, как модель организации педагогического процесса.

Модель организации педагогического процесса в конкретном детском саду предполагает, наличие новой образовательной программы, как модель организации этого процесса. В ней отражается индивидуальность каждого ДОУ. Ведь даже если сто садов будут работать по программам «Детство», «Истоки» или «Радуга», все равно педагогический процесс у них разный, неповторимый. У каждого сада есть свои изюминки - вид детского сада, профессионализм педагогов, предметная среда, климатические, демографические и другие условия.

Специалисты в области дошкольного образования проанализировали все варианты организации педагогического процесса, и выдели комплексно-тематическую модель, идущая от педагогической системы Жана Авидея Деклари, который ввел определение «проживание ребенком содержания через все виды детской деятельности», и предметно-средовая модель. Классическая форма этой предметно-средовой модели - педагогика Марии Монтессори.

До принятия ФГТ были три блока: учебный, который всегда представлялся занятиями по расписанию, по сетке занятий, блок организации режимных моментов, где решались педагогические задачи, наконец, самостоятельная деятельность детей, которая сводилась к организации предметной среды. Но главное не в этом, а в том, чтобы выстроить эту модель и интегрировать все 10 образовательных областей.
Принципиальные отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой модели н а сегодняшний день состоят в том, что образовательный процесс: - это непрерывная непосредственная образовательная деятельность (ННОД), она включает НОД, СД детей и взрослых в режимные моменты, куда входит групповая и подгрупповая работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства. Взаимодействие с родителями, которые являются участниками образовательного процесса.

Если раньше была позиция - игра и учебная деятельность, то сегодня мы говорим - игра и другие виды детской деятельности. ФГТ нас сегодня к этому призывает, сегодня один из вариантов организации педпроцесса - комплексно-тематическое планирование и выбор тем, которые будут проживаться ребенком в каждой возрастной группе.

На сегодняшний день авторские научные коллективы с введением в действие ФГТ уже обновили и дополнили новым содержанием свои программы, однако только после их экспертизы и практики могут использовать их в образовательном процессе.

Принципиальные отличия новой структуры планирования от старой
это замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей.

Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.

Изменение понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Весь учебный блок в прежнем понимании не будет присутствовать в практике дошкольного образования. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.

В действующую структуру планирования по ФГТ вносятся существенные изменения. Такие как Интеграция образовательных областей. Интеграция –это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития. Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ –интегрированные занятия Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Становление новой системы дошкольного образования.

Сегодня делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания», в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе и опеке, но и в воспитании, и обучении, и развитии.

Для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Главная задача и, соответственно, основной предмет обсуждения на современном этапе- это развитие российского дошкольного образования с позиций качества и общедоступности.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию Федеральных государственных требований. Как и любая инновация, новые условия организации образовательного процесса трактуются неоднозначно и вызывают множество вопросов, сомнений, обсуждений.

Литература

1.История дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дои.)» / М.Ф. Шабаева, В.А.
Ротенберг, И.В. Чувашев и др.; Под. Ред. Л.Н. Литвина. – 2-е изд., дораб.-М.:
Просвещение, 1989.-352 с.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г.№655, «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

3. Интернет источники.

В 1837 году в прусском городе Бланкенбурге (Тюрингия) было основано заведение для детей младшего возраста, взявшее на себя заботу как по уходу за ними, так и по организации их игр и занятий. (на фото)

Инициатором создания такого учреждения стал немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель (1782-1852). С 1840 года такие заведения стали называться детскими садами. Кстати, в 1851 году прусское министерство культов запретило детские сады «вследствие их отрицательного влияния на религию и политику».

Самое первое дошкольное учреждение было создано в 1813 году в Шотландии английским социологом и педагогом Робертом Оуэном. Оно состояло из яслей для малюток от года до трех лет, школы для детей от трех до пяти лет и площадки для игр.

В 1840 году, в Германии, немецкий педагог Фридрих Фребель открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Подбирая такое наименование, Фребель исходил из того понятия, что дети - это цветы жизни, значит выращивать их должны садоводы, "садовницы", как стали называть нянь.

В 1872 году в Туле появился самый первый российский детский сад для детей от 3 до 7 лет. Он был организован Елизаветой Павловной Смидович в её собственном доме. Она сама же и проводила занятия с ребятами. Её четырехлетний сын и дети родственников стали одними из первых детсадовских воспитанников. Расходы по содержанию учреждения оплачивал муж Елизаветы Павловны — Викентий Игнатьевич.

Через 3 года из-за недостаточности средств сад был закрыт.

Чуть позже, в 1873 году в Санкт - Петербурге, а затем и в других городах России были открыты дошкольные учреждения. В основном, все сады были платными. К 1914 году в стране насчитывалось около 150 детских садов на 4000 детей.

В 1917 году была принята Декларация о бесплатном и доступном общественном воспитании детей дошкольного возраста.

К 40-м годам ХХ века в садах уже насчитывалось около 2 миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие садов, целью которых было заменить семейное воспитание.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.


Top