Методические рекомендации. Короткова Л.Д


«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский Задачи: Воспитание ума - это значит уметь: Различать добро и зло; -решать проблемы; -предвидеть результаты своего выбора; -понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков.


ФОРМЫ РАБОТЫ Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д. Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П.


Развивать в себе духовно-нравственные качества; Развивать в себе духовно-нравственные качества; Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями; Видеть смысл в повседневной жизни; Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих; Ощутить единство с живыми существами окружающей природы; Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении; Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.


Сказка – для светлого ума закваска. Сказка – для светлого ума закваска. «Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа Семья – семь я. «Поминальный блинок», «Висляткин ключ», «Клад большой – семейный покой», «Фёкла – Грязный хвост» 7часов Всякому человеку разбогатеть хочется, да не всякому можется. «Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка», «Богатство даром не даётся», «Висляткин ключ» 5часов Чем я могу помочь близким.


«На всякий случай», «Призван для вразумения», «На всякий случай», «Призван для вразумения», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять – своё потерять» 12часов Тень и свет в жизни человеческой. «Шурик-поросёнок», «Телячий остров», «Берёзкин дом» 5часов Емелина неделя. «Серебристый туман», «Найда», «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла – грязный хвост» 8часов Родительский дом – начало начал.


«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – «Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – позёмка», «Катюшкина краюшка», «Клад большой – семейный покой» 7часов Бережёного Бог бережёт. «У тихой заводи», «Долги хуже грехов», «Фёкла – грязный хвост», «Телячий остров» 10часов Экология природы – экология души. «Призван для вразумления», «Две ужинки», «Чужое взять – своё потерять», «Лодчонка – самоплавка» 11часов


«Страшные сказки» «Страшные сказки» Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить. «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»; «У тихой заводи»; «Поминальный блинок»; «Лодчонка – самоплавка»; «Фёкла – Грязный хвост»; «Призван для вразумления»; «Бережёного Бог бережёт».


Почему ребёнок поступает так? Почему ребёнок поступает так? «Серебристый туман» «3 рубля,28 копеек с полушкою» «Катюшкина краюшка» «Сарафан со смородинными веточками» «Три денежки» «Грязные деньги» «Чужое взять себя потерять» «Пустой человек» «Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй» «Шурик – поросёнок» «Чистый родник»


Желает привлечь к себе внимание! Желает привлечь к себе внимание! «Висляткин ключ» «Стоющее лечение» Желает отомстить за что-то взрослому! «Иная месть не убережёт честь» «Сёмка Мокрый» «Оторви да брось» «Возле всякого плетня не посадишь кабеля» «Конфеты в блестящих обёртках»


2-й этап. 2-й этап. Цели: Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки; Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей. ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.


Вопросы по содержанию сказки: Вопросы по содержанию сказки: 1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую? 2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему? 3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?» 4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой? 5.Как удалось Матвейке пройти этот путь? 6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне? 7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели? 8.Что значит причинить боль другим?


Нравственный урок: Нравственный урок: Всё познаётся в сравнении. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Воспитание добрых чувств: Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке? За что был так наказан мальчик? Речевая зарядка: Как понимаете выражение «светлая душа»? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке? Как иначе можно назвать эту сказку? Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?


«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский Задачи: Воспитание ума - это значит уметь: Различать добро и зло; -решать проблемы; -предвидеть результаты своего выбора; -понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков.


ФОРМЫ РАБОТЫ Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д. Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П.


Развивать в себе духовно-нравственные качества; Развивать в себе духовно-нравственные качества; Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями; Видеть смысл в повседневной жизни; Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих; Ощутить единство с живыми существами окружающей природы; Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении; Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.


Сказка – для светлого ума закваска. Сказка – для светлого ума закваска. «Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа Семья – семь я. «Поминальный блинок», «Висляткин ключ», «Клад большой – семейный покой», «Фёкла – Грязный хвост» 7часов Всякому человеку разбогатеть хочется, да не всякому можется. «Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка», «Богатство даром не даётся», «Висляткин ключ» 5часов Чем я могу помочь близким.


«На всякий случай», «Призван для вразумения», «На всякий случай», «Призван для вразумения», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять – своё потерять» 12часов Тень и свет в жизни человеческой. «Шурик-поросёнок», «Телячий остров», «Берёзкин дом» 5часов Емелина неделя. «Серебристый туман», «Найда», «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла – грязный хвост» 8часов Родительский дом – начало начал.


«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – «Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – позёмка», «Катюшкина краюшка», «Клад большой – семейный покой» 7часов Бережёного Бог бережёт. «У тихой заводи», «Долги хуже грехов», «Фёкла – грязный хвост», «Телячий остров» 10часов Экология природы – экология души. «Призван для вразумления», «Две ужинки», «Чужое взять – своё потерять», «Лодчонка – самоплавка» 11часов


«Страшные сказки» «Страшные сказки» Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить. «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»; «У тихой заводи»; «Поминальный блинок»; «Лодчонка – самоплавка»; «Фёкла – Грязный хвост»; «Призван для вразумления»; «Бережёного Бог бережёт».


Почему ребёнок поступает так? Почему ребёнок поступает так? «Серебристый туман» «3 рубля,28 копеек с полушкою» «Катюшкина краюшка» «Сарафан со смородинными веточками» «Три денежки» «Грязные деньги» «Чужое взять себя потерять» «Пустой человек» «Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй» «Шурик – поросёнок» «Чистый родник»


Желает привлечь к себе внимание! Желает привлечь к себе внимание! «Висляткин ключ» «Стоющее лечение» Желает отомстить за что-то взрослому! «Иная месть не убережёт честь» «Сёмка Мокрый» «Оторви да брось» «Возле всякого плетня не посадишь кабеля» «Конфеты в блестящих обёртках»


2-й этап. 2-й этап. Цели: Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки; Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей. ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.


Вопросы по содержанию сказки: Вопросы по содержанию сказки: 1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую? 2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему? 3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?» 4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой? 5.Как удалось Матвейке пройти этот путь? 6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне? 7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели? 8.Что значит причинить боль другим?


Нравственный урок: Нравственный урок: Всё познаётся в сравнении. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Воспитание добрых чувств: Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке? За что был так наказан мальчик? Речевая зарядка: Как понимаете выражение «светлая душа»? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке? Как иначе можно назвать эту сказку? Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?


ПСИХОГИМНАСТИКА: ПСИХОГИМНАСТИКА: Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты на неё сердишься! Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам, муравью. А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком. Солнышко устало светить целый день. Отдохни! Ложись на облачко, укройся им и поспи. Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день! Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.

Журнал для родителей

по использованию арттерапии

в процессе формирования креативных качеств личности

у детей младшего дошкольного возраста

Сказкотерапия. Куклотерапия

С К А З К О Т Е Р А П И Я

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия.

Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В помещении не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание детей.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю, 15–20 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и быстрой адаптации к детскому саду. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Оптимальное количество участников – 8–10 человек. В этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться наиболее ярко. В играх, которые присутствуют в сказкотерапии, должны участвовать дети с разными чертами характера, что динамизирует ход сказкотерапии. Нежелательно, чтобы в группе было более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Так как детям нравятся повторения, целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии. В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться. Когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Следует уделить больше времени упражнению в напряжении и расслаблении под музыку. Если у детей возникает утомление, взрослому необходимо прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки. Это способствует развитию литературной способности детей.

В дальнейшем применяется сказкотерапия с направленностью на словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Здесь используются большей частью творческие игры с элементами поиска, наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание).

Разновидностью сказкотерапии является К У К Л О Т Е Р А П И Я.

Куклотерапия наиболее часто используется педагогом в процессе социальной адаптации и развития театрально-игровых способностей детей. Например, педагог берет красивую, нарядную куклу и выходит с этой куклой навстречу ребенку. Начинает общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катя. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Мы играем, занимаемся, рисуем, поем разные песни, танцуем, ходим в физкультурный зал, гуляем, кушаем. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Пойдем, не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем.

Кукольный персонаж привлекает внимание ребенка, и он, открыв рот, слушает и готов пойти за ним. Воспитатель берет ребенка за руку и ведет в групповую комнату. И все также от лица куклы начинает знакомить его с помещением. Затем в процессе наблюдения за детьми в период адаптации выявлется проблема, которая впоследствии устраняется с помощью куклы или другого персонажа путем обыгрывания этой проблемы. Если ребенок стеснительный, робкий, сначала воспитатель сам обыгрывает эту проблему, а потом предлагает ему: что бы ты сделал до завтрака, после занятий, на прогулке. При обыгрывании той или иной ситуации следует учитывать следующее: кукла или персонаж должна быть не очень ярким, но привлекать внимание детей, большим, красивым. Обычно воспитатель придумывает мини-этюды с похожими проблемами и разыгрывает со всеми детьми от лица той самой куклы или персонажа.

Литература:

Венгер Л.А. «Как ускорить процесс понимания сказки». Журнал «Дошкольное воспитание». 1991 г. №5. Стр. 45-49.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». СПб, 1998 г.

Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы». ЦГЛ, Москва, 2003 г.

Шорохова О.А. «Играем в сказку»: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – ТЦ Сфера, Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный журнал для родителей

Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание. Ежемесячно я готовлю для родителей буклет "Музыка...

Журнал для будущих и молодых родителей "Бутончик"

Название «Бутончик» возникло не случайно. Мы говорим – «дети – цветы нашей жизни» - и насколько бережно, с теплотой и любовью посадишь зернышко, как терпеливо и внимательно будешь за ним ухажива...

Презентация пректа "Интеллектуальный журнал для детей и родителей "Занимательные игры"

Увжаемые педагоги! Вашему вниманию предоставляется презентация проекта "Интеллектуальный журнал для детей и родителей "Занимательные игры" с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича. Главными уч...

«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский Задачи: Воспитание ума - это значит уметь: - Различать добро и зло; - -решать проблемы; - -предвидеть результаты своего выбора; - -понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков. Воспитание чувств: - любовь к человеку и окружающему миру; -совестливость и порядочность; -умение прощать и не помнить зла; -сопереживание, сочувствие; -патриотизм; -смирение и терпение; -уважение родителей; -мужество, справедливость.


Используя приёмы сказкотерапии, педагог получает возможность снять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребёнку обрести уверенность. Роль педагога: Умение понимать истинный смысл ответов детей; Проявить сострадание, сочувствие к ребёнку; Быть наблюдательным; Осторожность в словах и суждениях; Умение любить ученика;



ФОРМЫ РАБОТЫ ФОРМЫ РАБОТЫ Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д. Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П. Фронтальная – используется на традиционных занятиях с детьми, где читается литературное произведение, а затем проводится запланированная работа: беседа по вопросам; речевая зарядка; развитие мышления и воображения,иллюстра- ции, поделки, проигрывание.


ПРИЁМЫ РАБОТЫ Приёмы работы со сказкой могут зависеть от цели работы После чтения сказки обсудить поступки героев, сами ситуации и т.д. Рисунки по мотивам сказки или поделки из природного материала. Выявление причинно- следственных связей в сказке: почему герой поступил так. Проигрывание эпизодов сказки, «сыграть» эмоции героев и понять их. Проигрывание вариантов решения ситуаций.


Программа Духовно- нравственное воспитание средствами авторской сказки. Короткова Л.Д. Цели программы: Дать ребёнку возможность: Почувствовать и осознать своё место и свою нужность в этом мире, свою необходимость для близких людей; Понять душевную и духовную связь с родителями, учиться их понимать, уметь сопереживать близким людям; Развивать в себе духовно- нравственные качества;


Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями; Видеть смысл в повседневной жизни; Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих; Ощутить единство с живыми существами окружающей природы; Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении; Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.


Сказка – для светлого ума закваска. «Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа Семья – семь я. «Поминальный блинок», «Висляткин ключ», «Клад большой – семейный покой», «Фёкла – Грязный хвост» 7часов Всякому человеку разбогатеть хочется, да не всякому можется. «Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка», «Богатство даром не даётся», «Висляткин ключ» 5часов Чем я могу помочь близким.


«На всякий случай», «Призван для вразумения», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять – своё потерять» 12часов Тень и свет в жизни человеческой. «Шурик-поросёнок», «Телячий остров», «Берёзкин дом» 5часов Емелина неделя. «Серебристый туман», «Найда», «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла – грязный хвост» 8часов Родительский дом – начало начал.


«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – позёмка», «Катюшкина краюшка», «Клад большой – семейный покой» 7часов Бережёного Бог бережёт. «У тихой заводи», «Долги хуже грехов», «Фёкла – грязный хвост», «Телячий остров» 10часов Экология природы – экология души. «Призван для вразумления», «Две ужинки», «Чужое взять – своё потерять», «Лодчонка – самоплавка» 11часов


«Страшные сказки» Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить. «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»; «У тихой заводи»; «Поминальный блинок»; «Лодчонка – самоплавка»; «Фёкла – Грязный хвост»; «Призван для вразумления»; «Бережёного Бог бережёт».


Почему ребёнок поступает так? «Серебристый туман» «3 рубля,28 копеек с полушкою» «Катюшкина краюшка» «Сарафан со смородинными веточками» «Три денежки» «Грязные деньги» «Чужое взять себя потерять» «Пустой человек» «Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй» «Шурик – поросёнок» «Чистый родник»








Л.Д.Короткова «А то бы так обормо- том и жил…» Работа со сказкой. Цели: 1-й этап. Способствовать, опираясь на метафоры сказки, оценочному отношению детей к своему поведению в природе; Воспитывать любовь, уважение к природе, способствовать пониманию средств и способов охраны родного края. ФОРМА РАБОТЫ: фронтальная со всеми детьми класса. ИСПОЛНИТЕЛЬ: учитель.


2-й этап. Цели: Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки; Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей. ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.


Вопросы по содержанию сказки: 1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую? 2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему? 3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?» 4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой? 5.Как удалось Матвейке пройти этот путь? 6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне? 7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели? 8.Что значит причинить боль другим?


Нравственный урок: Всё познаётся в сравнении. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Воспитание добрых чувств: Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке? За что был так наказан мальчик? Речевая зарядка: Как понимаете выражение «светлая душа»? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке? Как иначе можно назвать эту сказку? Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?


ПСИХОГИМНАСТИКА: - Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты на неё сердишься! - Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам, муравью. - А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком. - Солнышко устало светить целый день. Отдохни! - Ложись на облачко, укройся им и поспи. - Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день! Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.


Развитие мышления и воображения: Как понимать выражение: «Всё у Матвейки перевернулось в душе в этот день»? Какие ещё испытания мог встретить Матвейка? За что он расплачивался? Придумай, кем бы ещё мог увидеть себя Матвейка. Сказка и экология: Кто такая Мать Сыра Земля и как бы ты её нарисовал? Почему нужно беречь и охранять природу? Что нового вы узнали о лесе и его обитателях? Как можно беречь и охранять лес?


Вопросы к Земле: Почему на Земле так много грустных деревьев? Какая боль сильнее: тела или души? Итог урока: А сейчас мы с вами попадём в сказку и встретимся с Матерью Землёй на её поляне. Она покажет вам тропинку, как выйти из этого леса. Но каждый из вас пройдёт её по-своему. Вот тропинка, нарисуйте, как вы идёте по ней. В жизни главное понять свои ошибки и не делать их больше. Пусть следующая тропинка будет для вас лёгкой!



Top