Программа психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа. Программа психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся туринской школы-интернат Программы психолого педагогического просвещения для родителей школьников

Страница 19 из 35

Педагогическое просвещение родителей

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч. Целью педагогического всеобуча является проведение научно-методической работы, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.

Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводит школа. Для педагогического просвещения родителей в школах создаются лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методические конференции и семинары по обмену опытом семейного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу c учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители получают педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.

Педагогическое просвещение осуществляется также на предприятиях, по месту работы родителей. Для родителей делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, оформляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководители и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Рассмотрим основные формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Цель педагогического лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется назревшая проблема семейного воспитания. Проводится ее изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное» и др.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д. Примерная схема праздника:

1 - концерт в актовом зале минут на 30 для родителей I-XI классов с предварительным выступлением школьного актива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;

2 - встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, как учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I - IV классах готовят сувениры и вручают их родителям;

3 - посещение выставок: «Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы», «Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы» и др.;

4 - спортивные соревнования на приз родительского комитета;

5 - просмотр художественного фильма учащимися;

6 - фильмы для родителей (например, «Первый ребенок», «Верните мне сына» и др.).

Конечно, вариантов может быть много. Главное - показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.

Классные родительские собрания - традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний - проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:

Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.

Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.

Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; готовность к оказанию помощи; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.



Оглавление
Совершенствование воспитательных возможностей семьи.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе
Взаимодействие школы и семьи на современном этапе
Особенности взаимодействия дошкольных учреждений с некоторыми типами семей
Подготовка ребенка к дошкольному учреждению
Особенности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в зарубежных странах
Специфика педагогической деятельности домашнего педагога в условиях современной России
Взаимодействие семейного педагога с родителями
Социальный педагог семейного типа
Исторические аспекты формирования педагогической культуры у родителей
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи

Программа

психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся Туринской школы-интернат

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность

Формирование ответственного и позитивного родительства - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать обучающихся основы семейной культуры, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года» говорится о необходимости формирования ответственного и позитивного родительства. О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей - в «Основах государственной культурной политики». Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.

Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Правовой основой Программы психолого-педагогического просвещения родителей являются:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период

до 2025 года»;

Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;

Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель - формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических знаний.

Задачи:

1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;

2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;

3. Оказать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с интеллектуальными нарушениями;

4. Предупредить распространенные ошибок воспитания;

5. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;

Направления (разделы) психолого-педагогического просвещения:.

Здоровый образ жизни. Половое воспитание.

Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся.

Профилактика жестокого обращения в семье.

Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Профориентация.

Популярная психология.

Формы психолого-педагогического просвещения и условия его реализации.

Психолого-педагогическое просвещение осуществляется педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности посредством лекториев, семинаров, тренингов, круглых столов.

Занятия организуются с группами родителей. Группы формируются по классам, параллелям, а также по актуальности проблемы для определённого круга родителей. Также программа предусматривает индивидуальные тематические консультации для родителей.

Календарно-тематическое планирование по программе рассчитано на один учебный год и включает 15 групповых мероприятий общим объёмом 22 часа, реализуемых по плану работы школы-интернат и индивидуальные тематические консультации для родителей каждый последний четверг месяца.

Практическая значимость данной программы состоит в создании системы организованного психолого-педагогического просвещения родителей, существенно повышающего роль семьи в воспитании и развитии детей.

В процессе работы по программе предусматривается ее доработка и корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.

Планируемые результаты:

повышение уровня педагогической компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка с интеллектуальными нарушениями с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

формирование представлений о создании условий благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями;

формирование мотивации родителей к самообразованию и развитию родительских компетенций;

профилактика негативного семейного воспитания;

сокращение числа неблагополучных семей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся школы-интерната на 2017-2018 учебный год

Календарно - тематическое планирование педагога-психолога

Наименование раздела (направления)

Тема мероприятия (форма)

Кол-во часов

Аудитория

Дата проведения

Детская психология

Собрание для родителей вновь прибывших обучающихся

Вновь прибывшие

Детская психология

Подвижные и медлительные дети. Лекция

Родители обучающихся 3а кл, 3б кл

ЗОЖ. Половое воспитание

Психология ребёнка подросткового возраста. Психология ранней юности. Роль семьи в формировании гармоничных добрачных и брачных отношений.

Профориентация

Как помочь своему ребёнку в период подготовки и сдачи экзамена. Результаты исследования профессиональных склонностей.

«Коррекционно-развивающая среда дома». Круглый стол.

1-2 кл, 1 кл

Детская психология

«Формирование у детей навыков эффективной коммуникации дома». Семинар.

Профилактика

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар с элементами тренинга

«Психологическое здоровье обучающихся. Роль семьи в его укреплении». Лекция.

4а кл, 4б кл

Профилактика

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (курение, алкоголь, ПАВ). Семинар.

7а кл, 7б кл

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (суицидальное поведение). Семинар.

Родители обучающихся «группы риска»

Психология личности

Знакомство с методикой определения способа познания окружающего мира. Практикум.

д/о «Родительский клуб»

Женская и материнская психология. Тренинг.

д/о «Родительский клуб»

Роль семьи в формировании гармоничной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Лекция.

Адаптация

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при поступлении в школу.

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при переходе в среднее звено.

5а кл, 5б кл

Профилактика

Формирование личности в семье, роль родительской заботы и любви.

Влияние поведения родителей на формирование поведенческого стереотипа детей.

Гармоничные семейные отношения и почему их нет.

Ежедневное участие в жизни своего ребенка - обязательное условие его благополучия.

Пропаганда знаний о закономерностях психического развития ребёнка, о влиянии родителей на него.

Почему дети не выполняют обещания.

Компания в жизни старшеклассников.

Индивидуальные (семейные) консультации для семей, состоящих на профилактическом учёте и семей «группы риска».

Исаева Любовь Николаевна

Учитель начальных классов

МОУ лицей №67

Г. Тольятти

Школа просвещения родителей

Родительское собрание как форма взаимодействия классного руководителя

с родителями учащихся.

«Никакое дело нельзя хорошо сделать,

если неизвестно, чего хотят достигнуть».

А.С. Макаренко

Важное значение в формировании коллектива учащихся имеет объединение родителей и становление родительского сообщества как коллектива. И здесь основной и эффективной формой совместной работы выступает родительское собрание.

Родительское собрание – это не только возможность встретиться с родителями, это в первую очередь работа с коллективом родителей, который обладает воспитательным потенциалом. Будет ли этот потенциал активизирован, станет ли он реальным ресурсом воспитания, зависит от деятельности педагога.

Классные родительские собрания, как правило, проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Виды классного родительского собрания:

  1. Организационные (текущие) собрания. Основная задача – сформировать работоспособный родительский актив, мобилизовать родителей на непосредственное включение в воспитательный процесс. Это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
  2. Тематические собрания. Они направлены на разрешение знаний родителей в области воспитания детей. Как правило, они посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса.
  3. Итоговые собрания. Основная задача - подведение итогов учебного процесса за определенный период времени. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
  4. Комбинированные собрания.

Основными условиями, способствующими повышению эффективности проводимых собраний, педагоги называют: тщательную их подготовку, включение родителей в активную деятельность в ходе ведения собрания, расширение тематики собраний, использование разнообразных форм проведения родительских собраний.

Этапы подготовки родительского собрания:

  1. Выбор темы и определение целей родительского собрания. Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности детского коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.

При выборе темы учитель должен отчетливо осознавать, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. (См. приложение № 1)

  1. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические знания и накопленный опыт. Их изучение помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель знакомится с публикациями, а затем представляет самое интересное родителям на книжной выставке.
  2. Проведение микроисследования среди детей и родителей. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. Это беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог.
  3. Определение вида и формы родительского собрания, способов и приемов совместной деятельности участников. Сами собрания могут проходить в форме дискуссий, диспутов, «мозговых штурмов», «круглых столов», ролевых и организационно-деятельностных игр, практикумов, конкурсов, мастер-классов, праздников, психолого-педагогических тренингов по различным вопросам воспитания и обучения школьников и т. д. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Необходимо разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.
  4. Приглашение родителей и других участников собрания. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи ученики делают в своих дневниках, несколько реже используют изготовленные школьниками открытки-приглашения.
  5. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток, методических материалов. Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порою забывают. Очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2–3 дня до собрания составить проект решения. Решение может быть представлено не только в "классической" форме – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.
  6. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. В классной комнате можно представить выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т. п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме, развесить таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, а также плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания следует расставить столы и стулья.

Основные требования к организации родительского собрания:

  1. Своевременно информировать родителей о родительском собрании.
  2. Тактичное информирование родителей о позитивных и негативных изменениях в обучении их детей.
  3. Информирование о жизни класса как единого коллектива.
  4. Определение задач дальнейшей совместной деятельности с родителями, мобилизация их к сотрудничеству.
  5. Создание психологически комфортной обстановки в общении с родителями.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

  1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
  2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дать родителям почувствовать уважение и внимание к ним.
  3. Постараться понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедить их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
  5. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку учителя.

Главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей в обсуждении поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы. Положительный итог каждого собрания – это благоприятная основа будущего собрания.

Приложение № 1

Примерные темы родительских собраний для начальных классов.

Опыт работы школы-лаборатории № 18 г. Пскова.

Разработка Чернушевич Н.В., заслуженного учителя РФ.

Тематическое календарное планирование родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания, вопросы для обсуждения

Кто проводит

Подготовительный период

Январь

  1. Знакомство со школой.
  2. Правила приема детей в первый класс.
  3. Готовимся к школе.

Администрация школы, психолог, логопед

Июнь

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса.

Учитель

Первый класс

Сентябрь

1. Итоги адаптационного периода

2. О задачах на учебный год

3. Выборы родительского комитета класса

Учитель, психолог

Октябрь

1. Младший школьник: особенности развития.

2. Оценка результатов обучения и развития личности ребенка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося.

Учитель, психолог

Ноябрь

Развитие личности младшего школьника

Родительский комитет, учитель, научный консультант

Январь

Итоги первого полугодия

Март

Садимся за уроки

(организационно-деятельностная игра)

Родительский комитет, учитель

Май

1. Об итогах учебного года

2. Организация летнего отдыха детей

Родительский комитет, учитель

Второй класс

Сентябрь

1. О задачах на новый учебный год

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся II класса. Нормы оценки результатов обучения и развития учащихся.

Учитель

Ноябрь

Как воспитать у ребенка любовь к чтению.

Родительский комитет, учитель, библиотекарь школы.

Декабрь

Школьные трудности благополучных детей (практикум)

Учитель, психолог

Январь

1. Итоги первого полугодия.

2. О детской дружбе (совместно с учащимися)

Март

Я люблю своего ребенка (собрание – мастерская)

Учитель, консультант

Апрель

Воспитание сознательной дисциплины

Родительский комитет, учитель, психолог

Май

Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми)

Родительский комитет, учитель

Третий класс

Сентябрь

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся в III классе.

Учитель

Октябрь

Речь младших школьников и пути ее развития

Учитель, логопед

Ноябрь

Если ваш ребенок не хочет учиться.

Родительский комитет, учитель, психолог.

Январь

Семейные традиции

(организационно-деятельностная игра)

Родительский комитет, учитель

Март

О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.

Родительский комитет, учитель

Апрель

Дети и телевидение (мастерская общения)

Учитель, психолог

Май

Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с детьми)

Родительский комитет, учитель

Четвертый класс

Сентябрь

1. Задачи на новый учебный год

2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассникам.

Учитель

Октябрь

Эмоциональное благополучие детей в семье

Родительский комитет, учитель, социальный педагог, психолог

Январь

1. Итоги первого полугодия.

2. Спор и ссора (мастерская)

Родительский комитет, учитель

Март

Учет половозрастных особенностей детей в их воспитании

Учитель, медицинский работник, психолог.

Апрель

Проблемы преемственности обучения в начальной школе: пути и способы решения.

Родительский комитет, учитель начальных классов, будущий классный руководитель V класса.

Май

Прощай, начальная школа! (торжественное собрание-праздник совместно с детьми)

Родительский комитет, учитель

Литература:

1. БАБЕНКО Р. "Ах, эти нелегкие родительские собрания..." : Технология проведения родительских собраний // Воспитательная работа в школе. - 2006. - июнь (N 3). - С. 129-135.

2. БУКАТОВ В. Родительское собрание: как избежать взаимных претензий: [рекомендации по проведению родительского собрания в школе] // Воспитательная работа в школе. - 2010. - апр. (N 2). - С. 115-118.

3. ВЕРШИНИН В. Педагогический всеобуч родителей: [в общеобразовательных учреждениях] // Народное образование. - 2005. - сент. (N 8). - С. 186-192.

4. ИГНАТЕНКО М. На пути к диалогу: [Система взаимодействий "ребенок-родитель-учитель": технология проведения мониторинга воспитанности учащихся, образцы анкет для учащихся, примеры технологии проведения родительских собраний] // Воспитание школьников.- 2005.- янв. (N 1).- С.27-31.

5. ЛЕПНЕВА О. Как провести первое родительское собрание? : [в школе] / Лепнева О., Тимошко Е. // Воспитательная работа в школе. - 2009. - июнь (N 3). - С. 80-82.

7. ЛЫКОВА Т. "Путешествие длиною в год". Итоговое родительское собрание в начальной школе // Воспитательная работа в школе. - 2009. - июнь (N 3). - С. 103-108.

8. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Слепенковой. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с. (Метод. биб-ка).

9. СТЕПАНОВ Е. Методика подготовки и проведения родительского собрания: [в школе] // Воспитание школьников. - 2009. - февр. (N 2). - С. 12-20.

10. СЫТЕНКОВА Т.Н. Об опыте проведения родительских собраний в школе // Воспитание школьников. - 2010. - авг. (N 7). - С. 31-34.

11. ТИМОНИНА Л.И. Родительское собрание: [в школе (рекомендации по подготовке и проведению)] // Народное образование. - 2010. - февр. (N 2). - С. 237-240.

12. ЧУМАКОВ В. Родительское собрание "Вы точно знаете, где ваши дети?" : [методические рекомендации по проведению родительского собрания] // Воспитательная работа в школе. - 2008. - февр. (N 1). - С. 51-62.


Важнейшим аспектом педагогического просвещения семьи является повышение педагогической культуры родителей. В виду того, что в воспитании детей многое зависит и от семьи, от уровня педагогической образованности родителей, а не только от школы и профессионализма педагогов, поэтому педагогическое просвещение родителей является неотъемлемым элементом взаимодействия школы и семьи.

Итак, педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколения ми и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи.

Она включает следующие аспекты:

интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активностью, стремлением к углублению знаний и самосовершенствованию;

интеллигентность, характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;

педагогическую эрудицию, являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформировать социальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения в конкретных педагогических ситуациях, предвидеть, каков будет окончательный исход процесса развития, какова будет... «зрелая личность» (Л. Выготский);

качества личности, определяющие отношения к обществу, к другим людям, к себе;

педагогические умения, реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, в стимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическом подходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.

Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки. Определились и пути повышения педагогической культуры родителей.

Формы пропаганды педагогических знаний:

педагогический всеобуч;

обучение в университете педагогических знаний;

лекции по психолого-педагогической тематике;

семинары-практикумы по отдельным вопросам воспитания;

индивидуальные и групповые консультации;

публикации в печати, выступления по радио и телевидению;

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта.

Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Она включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей являются педагогически и психологически беспомощными как в налаживании своих семейных отношений, личной жизни, так и в воспитании детей. Поэтому мы исходим из того концептуального положения, что педагогическая культура и целенаправленное воспитание родителей в конечном счете поможет им :

преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя;

нормализовать свою личную жизнь;

улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности;

снижать и упреждать отрицательные явления непосредственно в семье, а значит, соответственно негативные социальные явления в обществе, которые являются результатом слабой работы учреждений образования по педагогизации и психологизации социальной и семейной микросреды.

Семейное воспитание является неотъемлемой частью национальной системы образования и воспитания. Его действенность зависит от уровня педагогической культуры родителей, под которой понимается педагогическая подготовленность и зрелось их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в семейном и общественном воспитании детей.


Top