Силовая броня института.

Во время исследования Пустоши вы сможете обнаружить массу разнообразных и уникальных предметов. Довольно часто этими вещами оказываются хорошо спрятанная броня и одежда с уникальными названиями и особыми бонусами. Некоторые из них можно получить в качестве награды за выполнение специальных квестов, другие выдаются за убийство определенных врагов, а третье могут быть куплены у обычного торговца.

Ниже будут представлены описания и способы нахождения оригинальной одежды и брони в Fallout 4. Этот список будет постоянно пополняться новыми вещами.

Черный жилет & Широкие брюки

  • Тип: одежда.
  • Бонусы: отсутствуют.
  • Местонахождение: этот набор одежды можно найти на четвертом этаже здания Хьюбрис Комикс.

В принципе ничего особенного в ней (кроме оригинального внешнего вида) нет. Для битв с мутантами Пустоши не подойдет, а вот для обычных прогулок по существующим городам и собственным поселениям – самое то. Найти эти вещи довольно просто.

Костюм Грогнака

  • Тип: одежда.
  • Бонусы: увеличивает силу и урон в ближнем бою.
  • Местонахождение: этот костюм можно обнаружить на четвертом этаже Хьюбрис Комикс.

Защищает он посредственно, зато повышает наносимый урон в ближнем бою. Отличный костюм для тех, кто предпочитает использовать холодное оружие, а не огнестрел. Является копией одежды знаменитого персонажа комиксов «Грогнак Варвар». Про топор Грогнака мы говорили в статье Лучшее оружие в Fallout 4.

Серебряный плащ & Шляпа

  • Тип: одежда.
  • Бонусы: отсутствуют.
  • Местонахождение: этот стильный плащ и шляпу можно найти на четвертом этаже Хьюбрис Комикс.

Эта одежда сильно похожа на плащ и шляпу, которую обычно носит Таинственный Незнакомец. Напоминаем, что этот загадочный персонаж сопровождает главных героев Fallout вот уже на протяжении нескольких десятилетий. До сих пор неизвестно, кем именно он является, и какие цели преследует. Что касается вещей, то какой-либо пользы от них немного, зато смотрятся на персонаже мужского пола просто идеально.

Маска Медведя

  • Тип: головной убор.
  • Бонусы: отсутствуют.
  • Местонахождение: если вы хотите заполучить этот уникальный головной убор, то вам стоит отправиться в Политехническую школу Центрального Бостона, расположенную восточнее от Даймонд Сити. Попав в школу, поднимитесь наверх по лестнице, а затем поверните налево. Идти вперед через несколько классов, пока не увидите огромную дыру в полу, ведущую в подвал школы. Затем найти Боско и убейте его. Именно у него и будет Маска Медведя.

Этот предмет представляет собой папье-маше, созданное одним из школьников в далеком прошлом. Одна из его частей отвалилась, а потому выглядит маска крайне устрашающе. Никаких бонусов она не дает, потому служит лишь предметом декора.

Боевой костюм Мэксона (Maxson’s Battlecoat)

  • Тип: одежда
  • Бонусы: повышает параметр Восприятие на единичку

Боевой костюм старейшины Мэксона является уникальной броней в игре Fallout 4. Он представляет собой длинную коричневую куртку, которую постоянно носит на себе Мэксон, лидер Братства Стали. Она выглядит весьма стильно и неплохо защищает игрока.

Многие, не зная характеристик куртки, могут посчитать, что это пальто является обычной одеждой, которая просто красиво смотрится на персонаже игрока. Однако на самом деле Боевой костюм способен неплохо защитить выходца из Убежища 111 (поглощает 50 повреждений) и наделить его неплохим бонусом: Восприятие повышается на единицу.

К сожалению, Мэксон не станет расставаться с этим предметом мирным путем. К тому же вы не сможете украсть у него куртку. Мы пытались сделать это, играя за персонажа с 4-м уровнем перка Карманник (дает возможность красть у персонажей используемые ими вещи), но игра даже не показала на старейшине значок для воровства. Поэтому единственный способ получить эту куртку – это взять ее с бездыханного тела Мэксона.

Естественно, если вы решите убить старейшину, то все члены Братства Стали мгновенно посчитают вас врагом номер один. Поэтому если вы планируете стать членом Братства, то можете забыть об этой куртке. В ином случае в определенный момент вы получите квест на его убийство от фракции, которая воюет с Братством. Впрочем, вы можете не дожидаться этого момента и отправиться на Придвен, чтобы убить Мэксона без каких-либо приказов. Он обычно гуляет по мостику корабля.

Добавляет новую силовую броню с которой многие знакомы по концепт-арту из артбука Fallout 4.
Силовая броня Института теперь в Содружестве, где ей положено и быть.
Данная модель силовой брони именуется как I-01 (Institute). По своим характеристикам I-01 аналогична T-60.
Новую силовую броню можно модифицировать подобно, как и, другие виды силовой брони, однако покраска в какие-либо варианты отсутствует.

Найти её можно в том месте, в котором ваш главный герой рано или поздно столкнётся с Келлогом. Только нужно будет подняться повыше... На крыше главного здания "Форт-Хаген", части этой силовой брони будут находится в металлическом ящике. Пропустить их будет сложно.
Для тех, кто очень спешит заполучить её: открываем ~ и вводим "help I-01 4 " где выбираем нужный базовый ID.
xx 000F99 - I-01 Левая рука;
xx 000F9A - I-01 Правая рука;
xx 000F9B - I-01 Левая нога;
xx 000F9C - I-01 Правая нога;
xx 000F9E - I-01 Торс.

Примечательно то, что силовая броня не имеет шлема как такового. Корпус силовой брони выполнен таким образом, что голова и тело помещается в единую конструкцию. Тем не менее учитывая то, что по стандарту рама силовой брони имеет слот для шлема её можно облачить в шлем от любой другой силовой брони. На полном комплекте силовой брони Института посторонний шлем будет выглядывать лобной частью на верхушке корпуса I-01. Однако для игрового процесса разумеется это негативно не отразится.

Установка:

Стандартная с помощью Nexus Mod Manager ;

Ручная установка - поместить файл InstitutePowerArmor.esp в папку Data и активировать его в plugins.txt (С:/Пользователи/Имя вашего профиля/AppData/Local/Fallout4), не забыв прописать * перед названием мода, а так же в свойствах plugins указать только чтение .

Удаление:

Стандартное с помощью Nexus Mod Manager ;

Вручную - удалить строку с названием мода в plugins.txt и удалить файл InstitutePowerArmor.esp в папке Data .

Дополнительно:

Опубликовано с письменного разрешения автора M150 .
Ссылка на мод автора: http://www.nexusmods.com/fallout4/mods/18315/?
Учтите, автор общается лишь на японском языке. И никакого ромадзи(транслитерация японского языка латинскими буквами ) для общения не примет.

В игре Fallout 4 ситуация с одеждой довольно запутанная. Если не принимать во внимание , а говорить только о повседневной одежде, есть два варианта — полные костюмы или броня из составных частей, состоящая из отдельных элементов для конечностей, туловища и головы. Некоторые костюмы можно надевать ПОД составные части — например, костюм из Убежища 111.

У полных костюмов защита обычно попросту «никакая» — часто их носят персонажи игры, которых вы убиваете по сюжету, . Более надёжную защиту от разных типов повреждения (физического, энергетического и радиационного) дают составные доспехи, однако их поиск не менее труден, чем понимание того, что именно они предлагают и в каких сочетаниях.

У бесчисленных рейдеров, стрелков, супермутантов, торговцев и прочей публики можно найти различные варианты бронированных, звукоизолированных, свинцовых, укреплённых, эмалированных и прочих видов брони, глядя на которые, у некоторых игроков пропадает желание разбираться во всех этих тонкостях. Поможем в этом.

Ищем легендарных врагов

У торговцев можно купить броню, или её элементы, с пометкой «Легендарная» — обозначается звёздочкой справа от названия, которая обладает тем или иным необычным свойством, вроде повышения скорости восстановления очков действия, снижения наполовину урона при падении с высоты или уменьшения на 15% урона от роботов (всего таких свойств для брони доступно более 20). Такую броню также можно достать у случайным образом встречающихся в игре легендарных врагов. Особенно у насекомых.

Однако можно попытаться свести эту случайность к минимуму и искать встречу с такими врагами целенаправленно. Для этого на карте доступно множество локаций, например, Тренировочная площадка национальной гвардии, Джамейнка-Плейн, Супермаркет и многие другие, у которые не написано «ЗАЧИЩЕНО». То есть вы там ещё не переубивали всё живое, или после вашей зачистки локацию опять заселили враги.

Подходя к локации, сохраняете игру, заходите в неё, обнаруживаете легендарного противника, одолеваете его и смотрите, оружие или броню с каким свойством он даёт. Если свойство не нравится, можно загрузить сохранение и попробовать снова, так как выпадение брони и её свойства генерируются случайным образом! Или не сохраняться, но тогда должно пройти несколько игровых дней, чтобы в этой локации снова появились противники, после чего вышеописанные действия можно повторять заново.

Отметим также, что существует мод, повышающий частоту появления легендарных врагов (по крайней мере, так задумано — после его установки с 20-кратным повышением количества легендарных врагов у меня они перестали встречаться вовсе). Кроме того, существуют консольные команды, которые могут присвоить любое легендарное свойство любому оружию и броне. Но этим не могут воспользоваться игроки на консолях PS4 и Xbox One.

Таким образом, вы можете подобрать снаряжение под свой игровой стиль: кому-то нравится получать большее число выстрелов в режиме VATS, а кто-то предпочитает получить возможность наносить больший урон супермутантам или получить прибавку к очкам S.P.E.C.I.A.L.

Однако в данном случае речь идёт о составной броне из шести компонентов, а нас интересует то, что одето под ними. В начале игры это Обработанный Комбинезон Убежища 111.

Есть также интересные наряды, повышающие на один балл две , такие как форма охотника синтов или армейская форма (+1 к силе и ловкости).

Есть также разновидности базовых типов одежды, вроде Грязной армейской формы и т.п., но форма охотника более интересна, так как уже имеет сопротивляемость внешнему воздействию. Армейскую форму можно поискать у наёмников Стрелков, на Тренировочной площадке Национальной гвардии или в Джамейка-Плейн.

Баллистическая полимерная ткань

Итак, мы определились с базовой одеждой, которую собираемся улучшать. Теперь нам необходимо научиться делать это на верстаке для улучшения брони. Для этого необходимо , что неизбежно по ходу основной сюжетной линии. В Подземке много людей, однако нас интересует робот-штурмотрон ПАМ.

Для ПАМ нужно выполнить несколько квестов, связанных с вскрытием тайников разведуправления. В Интернете мнения о том, сколько именно необходимо выполнить квестов, разнятся. Я сделал три квеста ПАМ по поиску тайников, однако ещё до них даётся квест «Станция Мерсер», в котором в поселении «Форпост «Зимонджа» нужно установить две простых пулемётных турели. Также я сделал два квеста доктора Каррингтона (он тоже обитает в штабе Подземки) — «Ночной Бостон» и «Список убитых», и несколько квестов техника Тома по установке на крышах устройств МИЛА.

Рано или поздно, с вами в Подземке должен заговорить персонаж под именем Барабанщик, и сообщить вам, что Том хочет поговорить с вами. Судя по всему, выполнять эти квесты можно в любом порядке и само их количество может быть случайным числом.

В итоге техник Том должен заговорить о разведуправлении и его крутейших технологиях. После этого у него можно покупать бронированную одежду, а мы получим умение создавать баллистическую полимерную ткань на пригодных для этого типах одежды. Например, форма охотника изначально имеет защиту 30-15-15.

Однако, после применения к ней 5-го класса пуленепробиваемого слоя защита вырастает до 140-125-15.


Top