Ткань которая блестит. Описание тканей

Блузочные ткани

Атлас - плотная шелковая или полушелковая ткань с блестящей и очень гладкой поверхностью. Атлас используют и в качестве подкладок на пальто, головные уборы.

Атлас - стрейч - классика среди вечерних тканей. Он красив, комфортен и кроме всего прочего обеспечивает безупречную посадку по фигуре.

Атлас - крэш - блестящая жатая ткань (с "морщинками", замятыми в долевой направлении), будет оригинально смотреться в свадебном наряде. Блестящая ткань с характерными "жатыми" складками, белоснежная или цвета шампанского, хороша уже сама по себе, поэтому не потребует сложного фасона и дополнительных украшений.

Гипюр - общее название для самых разных видов кружева. Это и грубое кружево с рельефным узором на основе-сетке и кружево без основы, как бы сплетенное на коклюшках. В составе, как правило, присутствуют полиэстер и люрекс. Последний придает гипюру характерную жесткость.

Гипюр - металлик - пожалуй, самый скромный из гипюров. Более плотный, менее прозрачный. Вплетенные мерцающие нити создают характерный металлический блеск.

Кожа - гипюр . На основу из тонкой кожи наклеивают гипюровое полотно. Результат - материал с умеренным блеском, подходящий для экстравагантного вечернего наряда.

Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с узорами на сетчатом фоне незаменима для вечернего наряда. Большие матовые цветы по шелковой сетке, рельефное, гладкое кружево (сетка и узор плетутся одновременно) - вариантов множество. Вечерний наряд может полностью состоять из чувственного кружева, может выступать в качестве отдельных элементов, например, кружевных рукавов или спинки.

Крэш - общее название для жатых тканей. В результате прессования на тонких материалах из синтетических волокон образуются долговечные мятые складки. Обычно они замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно. Ткани крэш не утюжат.

Лайкра - гладкая, легко растяжимая ткань, полупрозрачная, с блестящим напылением. На ощупь шероховатая, с характерными узелками, напоминает парчу. Лайкра с добавлением эластана - отличный материал для купального костюма. Плотная, упруго-эластичная, с благородным матовым блеском, она обеспечит необходимое облегание и поддержку даже пышных форм. Лайкра из 100% полиэстера - менее плотный, но не менее красивый вариант, идеальный для модели "танкини". Выбирать можно из классической "купальной" гаммы: розовой, черной, темно-синей, голубой.

Ламе - блестящая преливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

Органза - легчайший, прозрачный, но плотный материал с переливчатой поверхностью. Идеальна как для блузок в азиатском стиле, так и для спортивных блузок-анораков с капюшоном. Органза "Цветы" - особо плотная, даже жесткая, прозрачная ткань, великолепно держит форму. Особенно хороша для воздушных декоративных шарфиков. Органза-крэш - менее прозрачная, за счет характерной "жатой" поверхности. При работе с этой тканью как можно меньше ее растягивайте, чтобы мятые складки не разгладились. Для того чтобы не растягивались проймы и плечевые швы, при прокладывании строчки прихватывается косая бейка. Органза полиэстеровая - часто используется для шитья прозрачных пышных рукавов, а также для подкладки под кружевной лиф, укрепления тонких кружев или пышной нижней юбки "канкан".

Парча - сложноузорчатая декоративная ткань с шелковой основой. Содержит металлические нити (серебряные или золотые), которые придают ей жесткость, массивность, гибкость и блеск. Используется для театральных костюмов или парадной одежды. Заменяется тканями из синтетических волокон. Парча-лайкра - гладкая тяжелая ткань, внешне напоминающая лаке. В ней нет жесткости классической парчи, она отлично тянется. Шелковая парча - очень плотная, тяжелая, гладкая ткань из 100% шелка. Может быть жаккардовой или с вышивкой. Подойдет и для выходного костюма. Вискозная парча- великолепная плотная ткань цвета шампанского с ненавязчивым узором и сдержанным вкраплением люрекса.

Тафта-атлас - плотная легкая, чудесно шелестящая ткань с эффектом перелива цветов выступает как альтернатива эластичным материалам для облегающих моделей. Для нее характерна некоторая жесткость, благодаря которой одежда прекрасно держит форму. Лучше всего тафта-атлас подойдет для блузки, которая будет достойно выглядеть и с жакетом, и без него.

Фукра - общее название для тканей, имеющих сжатую структуру (как бы выбитый рисунок). Чаще всего встречается тафта-фукра, костюмная фукра.

Шелк - благородная ткань с прочной и гладкой поверхностью используется шитье таких изделий, как блузы, платья, платки, костюмы. Мокрый шелк - шелковая ткань со слегка пушистой "персиковой" поверхностью. Такой шелк не стирают, а отдают в химчистку. Шелк "Кошибо" - плотная, непрозрачная, матовая ткань. Менее гладкая, чем классические виды шелка.

Плательные ткани

Вискоза - ткани из вискозных нитей более массивные, жесткие по сравнению, например, с натуральным шелком. У них более ярко выражено переплетение за счет толщины нитей. Вискоза легко мнется, склонна к усадке. Недостаток: большая осыпаемость нитей по срезам деталей. Вискоза-шифон - легкая, полупрозрачная, струящаяся ткань с благородным матовым блеском. Она подкупает легким "акварельным" рисунком, приятной шелковистой структурой и возможностью приобрести к ней и ткань-компаньон. Отличный вариант - блузка и топ из этих тканей.Вискоза с добавлением шерсти и синтетики подойдет как для нарядной, так и для повседневной одежды. Эффект скромности и изысканности создает неоднородная структура, в которой матовая поверхность сочетается с полупрозрачными вставками-полосками. Ни грамма блеска, но выглядит вполне нарядно.

Джерси - тонкий податливый трикотажный материал из тех, что нежно ласкают тело. Платья, юбки, жакеты из джерси прекрасно смотрятся, благодаря способности материала мягко ниспадать. Джерси еще и очень практично: легко переносит даже длительное пребывание в чемодане и не требует особого ухода. "Бета-джерси" - плотный материал под золото и серебро с разводами может быть интересен для купального костюма. Эту ткань не назовешь очень практичной, но в бикини из нее вы уж точно станете королевой пляжа!

Жаккард - собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей - матовых и блестящих, светлых и темных - усиливает этот эффект. Состав ткани может быть разным, но если в названии присутствует "жаккард", значит это обязательно ткань с ярко выраженным крупным узором.

Жоржет - легкая, очень тонкая, полупрозрачная ткань, на ощупь жестковатая. Эта ткань похожа на креп-жоржет. Из нее шьют дамские нарядные платья, блузы.

Креп - общее название для всех тканей из крученых (креповых) нитей и тканей особого крепового переплетения с характерной зернистой поверхностью. Из хлопчатобумажного крепа шьют сорочки, постельное и ночное белье, платья, блузки. Шерстяной креп подойдет для платьев, блузок. Креп-сатин - хорошо драпирующаяся плотная ткань. Лицевая сторона креп - сатина гладкая и блестящая (напоминает атлас), Изнаночная - матовая, с крупнозернистой поверхностью. Этот эффект можно подчеркнуть в моделях. Например, использовать гладкую поверхность креп - сатина для отделки. Или сшить костюм, в котором для жакета и юбки выбрать матовую "изнаночную" поверхность ткани, а для топа - гладкую, "лицевую". Креп-шифон - полупрозрачная ткань, более плотная, чем классический шифон, с характерной креповой структурой. Мосс - креп бывает разной плотности, некоторые виды этой ткани довольно прозрачны. Обладает ненавязчивым мерцающим блеском. Подойдет для скромных вечерних платьев и костюмов. Креп-жоржет - шелковая ткань, тонкая, полупрозрачная, более блестящая, чем крепдешин. Отличается жесткостью, упругостью, сыпучестью. Их этой ткани шьют блузки, платья, используют для отделки. Креп двойной - довольно плотная, легкая ткань с характерной зернистой поверхностью. Эта классическая ткань - пластичная, скользящая - может быть матовой или мягко мерцающей. Она очень хороша для летних и нарядных широких струящихся брюк типа "марлен".

Крепдешин - шелковая ткань с умеренным блеском, поверхность мелкозернистая. Подойдет для блузок, платьев.

Льняное полотно . Это прочная, малорастяжимая ткань с выразительной рельефной поверхностью, гигроскопична. Как правило, в плательной группе тканей лен в чистом виде не используется. Часто встречаются: Лен с лавсаном.Это шерстистая, красивая ткань. Не сминается, держит форму, но гигроскопичность у нее ниже. Лен с вискозой.Шелковистая ткань, хорошо драпируется, гигроскопична, но легко сминается. Льняное полотно с шелком - ткань, соединяющая в себе положительные свойства обоих натуральных волокон. Благодаря присутствию льна этот смешанный материал отличается приятной прохладой, а шелк делает его мягким на ощупь и менее мнущимся. Эта скромная с виду ткань идеальна для спортивной блузки-рубашки, жакета-рубашки.

Поплин - плотная, гладкая, мягкая ткань в мелкий поперечный рубчик. Каким бы он ни был по составу - шелковым, вискозным или синтетическим - это оптимальная ткань для женственных платьев и блузок. Он отличается мягким и красивым ниспаданием и обладает благородным блеском. Х/б поплин. Благодаря тонкости и плотности модели из такого поплина отличаются особой легкостью и прекрасно держат форму. Кроме того, эта ткань проста в работе и уходе. Нейлоновый поплин. Мягкий, легкий, хорошо пропускает воздух, не мнется. Соединяет в себе высочайшую комфортность с эффектным современным видом. Максимально прост в уходе: стирается при 30 градусах и не требует утюжки. После высыхания одежду из поплина можно сразу же надевать.

Сатин - хлопчатобумажная, шелковая или шерстяная гладкая ткань с блестящей поверхностью. Хлопчатобумажный сатин рекомендуют на халаты, платья, а также рабочую одежду. Из шерстяного сатина шьют нарядную дамскую одежду.

Сетка - полотно, состоящее из мелких, нежных ячеек, напоминает тюль и используется для изготовления вставок и некоторых далей платья, например, невидимой линии горловины. Сетка - стрейч с набивным цветочным узором нежное мягкое полотно, особенно актуальное наступающим летом. Оно великолепно тянется во всех направлениях, приятно для тела и отражает тенденции легкости и прозрачности в одежде. Сетка-кружево серебристого цвета представляет собой вышитые цветочные мотивы с добавлением люрекса на сетчатой основе. Выпуклый с двух сторон узор делает ткань довольно жесткой, неэластичной, но хорошо держащей форму и очень нарядной.

Тафта - нарядная, хрустящая ткань, на ощупь плотная, с характерной, ярко выраженной структурой - рубчиком на поверхности, "сухим" туше и ненавязчивым блеском. Жесткость придается отделкой (химической обработкой) и поэтому тафта сильно мнется. Еще один недостаток - сыпучесть и склонность к усадке, что необходимо учесть при раскрое. Из нее шьют вечерние платья, блузы. Используются чехлы под платья, на нижние юбки. Очень подойдет также для классических вечерних брюк или стильных брючек 3/4. Тафта полиэстеровая - плотная очень гладкая, чудесно шелестящая ткань с благородным блеском, она очень подойдет для нарядного платья. Тафта вискознаяхороша для летнего наряда: она менее жесткая с приятной для тела "хлопковой" структурой и мерцающим блеском.Тафта под гобелен - очередной "писк", в который вылился новый полет фантазии дизайнеров. Из нее получаются такие очаровательные жилетки и юбочки-колокольчики! Тафта приветствует соседство с другими изысканными материалами, например, гипюром, кружевным полотном. Это можно использовать в вечерней модели брюк и платьев.

Трикотаж. Такой многоликий, но всегда эластичный, струящийся, плотно облегающий фигуру трикотаж незаменим для силуэта слим - лайн, который многие предпочитают для вечернего платья или костюма. Трикотаж-джерси в современном исполнении - тончайшая, нежная, удивительно приятная на ощупь ткань. Она способна и великолепно облегать, и мягко струиться - все зависит от выбранного вами силуэта. Это может быть открытое вечернее платье, легкий костюм в спортивном стиле, топ, сидящий как вторая кожа. Еще один плюс этой ткани - модная песочная гамма и оттенки "сафари". Впрочем, сочные набивки, разнообразная клетка и полоска тоже ждут себе применения.Трикотаж "День-ночь" - полупрозрачная струящаяся ткань, которая благодаря игре света выглядит то матовой, то блестящей. Трикотаж с люрексом - довольно плотная, но легкая ткань с наклеенным узором. Есть несколько интересных вариантов покрытия: на одной мазки и пятна ослепительно яркой краски, кажется, нанесены вручную; другая - ослепительно-белая - как бы густо "припорошена" искрящимся инеем. Трикотаж "Реновелла" - плотное легкое полотно, с чуть бархатистой поверхностью. Неброский жаккардовый рисунок "прожилками" отдаленно напоминает тонкую кожу. Топ или рубашка из этого трикотажа будут смотреться с любым теплым костюмом. Традиционный комби - партнер - твидовая двойка, актуальный - брюки из атласной ткани. Трикотаж из полиэстера- менее эластичный, но очень эффектный материал. Кстати придется трикотаж с расцветкой под джинсу, ведь супер актуальные джинсовые купальники дороги и не слишком комфортны в носке. Удобная, нежная, неприхотливая ткань - что может быть лучше для купального костюма? Для смелых раскованных девушек - броский мерцающий трикотаж. Самый экстравагантный купальник получится из трикотажа "Галограмма"- полотна с блестящим покрытием.

Шанжан. Применяя различно окрашенные нити при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета - эффект "шанжан". Такая ткань, независимо от состава, всегда выглядит нарядно. Из нее шьют блузы, платья, и даже куртки.

Шифон - тонкая струящаяся ткань из синтетических или шелковых нитей креповой крутки полотняного переплетения с характерной зернистой поверхностью. Очень прозрачна, напоминает вуаль. Сейчас в магазинах можно найти бесконечное множество самых разных шифонов. Двусторонний шифон - материал, состоящий из двух слоев, свободно соединенных друг с другом. Слои выдержаны в разных перекликающихся тонах, образующих интересную игру цвета и рисунка. В нашем случае это белые изысканные цветочные мотивы на светло сером. Переверните ткань - и получите серое на белом. Шифон с вышивкой. Обычно вышиваются нежные цветочные узоры цветными, серебряными или золотыми нитями. Из такого шифона шьют легкие накидки на платья. Он может служить и верхом многослойного костюма. Шифон с люрексом. Полупрозрачная и гладкая ткань с мягким переливчатым блеском. Если присмотреться - хорошо видны продольные нити люрекса. Шифон с блестками. Если вы не хотите, чтобы блузка или платье слишком "светило" - выбирайте именно такой шифон. Под множеством мелких искрящихся блесток не так заметна прозрачная основа. Выглядит очень нарядно! Шифон-атлас соединяет в себе лучшие качества двух материалов - прозрачность и идеальную гладкость. Результат - нежнейшая ткань, подходящая для нарядных блузок и платьев. Шифон - жаккард. Из него получится отличный наряд - и свадебное платье, и вечернее, и выпускное. Прозрачные элементы в этой ткани интересно сочетаются с более плотными, составляя оригинальный абстрактный узор.

Хлопок - стрейч - плотный, но удивительно легкий материал. Добавление эластичных волокон не позволяет ему сильно мяться. Широкая цветовая гамма, в основе которой множество ярких "летних" оттенков, делает эту ткань универсальной. В дорогих вариантах хлопка-стрейч присутствуют моменты "от кутюр", например, перьевые вкрапления. Пластичная, подчеркивающая линии тела ткань одинаково хорошо смотрится и в соблазнительных топах и в романтических платьицах. Не говоря уж о том, что хлопок - один из самых комфортных материалов в жаркий день.

Виды тканей и их характеристика.

Качественная, модная и красивая ткань - залог успеха любого швейного изделия. Ткань создается путем переплетения нитей основы и утка, расположенных взаимно перпендикулярно друг к другу, с помощью ткацкого станка. Разнообразные виды тканей создаются благодаря особенностям исходного сырья и ткацким переплетениям, которые определяют ее структуру, внешний вид и свойства. Какие бывают ткани и какова их характеристика, свойства, переплетения? Об этом и пойдет речь в этой статье. Мы представим виды тканей в подробных описаниях и с фото, чтобы вы могли ориентироваться в этой теме.

По типу исходного сырья все виды тканей можно разделить на три большие группы: натуральные, искусственные и синтетические. Есть еще остистая ткань минерального происхождения, но она используется только в строительном деле.

К первой группе относятся ткани, изготовленные из волокон растительного и животного происхождения: из хлопка, льна, джута, конопли, шерсти и шелка.

Искусственные ткани получаются из природных веществ органического происхождения - целлюлозы, белков, и неорганического - стекла, металла. Это - вискоза, ацетат, ткани с металлическими нитями и люрексом.

Синтетические ткани изготавливают из полимерных нитей. К ним относятся: полиамидные ткани - дедерон, хемлон, силон; полиэстеры - тесил, слотера, диолен; полипропиленовые и поливиниловые ткани - дралон и кашмилон.

Фактурные особенности различных видов тканей - блеск, ворс, «песчаная поверхность» - в значительной степени зависят от типа ткацкого переплетения.

Простыми (гладкими или главными) переплетениями нитей основы и утка являются полотняное (тафтяное), саржевое (киперное) и сатиновое (атласное). Специальные переплетения имеют креповые и мелкозернистые ткани (канва). Ткани в клетку и полоску имеют составное (комбинированное) переплетение. Ткани со сложными узорами имеют жаккардовое переплетение нитей. Для создания ворсовых тканей используется уточноворсовое переплетение (полубархат, вельвет) или основоворсовое (бархат, плюш). При изготовлении тонкосуконных тканей типа драпа и некоторых видов шелка применяется двухслойное переплетение, при котором образуются два отдельных полотна ткани, связанных между собой специальными нитями утка или основы.

По цветовому решению виды тканей можно разделить на однотонные и многоцветные - меланжевые, набивные, пестротканые, мулированные.

За многовековую историю ткачества создано огромное количество различных видов тканей, поражающих разнообразием фактур, узоров и поверхностных эффектов.

Наиболее известные виды тканей и их названия:

Ажур - ткань из хлопковой, шерстяной или шелковой пряжи, имеющая сквозной орнамент. Была очень популярна в первой половине XIX века.

Альпака - легкая, мягкая, тонкая ткань, изготовленная полотняным или саржевым переплетением из шерсти одноименного домашнего животного, которого разводят в Перу и Боливии. Очень ценный вид шерсти.

Ангора (ангорская шерсть) - изготавливается из шерсти ангорских кроликов и коз, разводимых на фермах Англии, Франции, Италии, Японии. Используется в трикотажном производстве.

Атлас - гладкокрашеная ткань из шелковых нитей с блестящей поверхностью атласного переплетения. В переводе с арабского «атлас» значит «гладкий». На Руси атлас известен с XV века: он широко использовался для изготовления одежды для знати - кафтанов, ферязи, зипунов, сарафанов и рубах. В современной моде из него изготавливают женские платья для торжественных случаев, нарядные блузки и костюмы. Атлас используется также как подкладочная ткань.

Виды тканей - фото: ткань атлас, альпака, бархат, батист, бифлекс, букле, вельвет, велюр и вискоза.

Ацетатный шелк - шелк, изготавливаемый из искусственных волокон, впервые полученных в 1925 году химиками Celanese Corp. of America (США).

Бархат — хлопчатобумажная, мягкая ткань, имеющая ворсовую поверхность. Бархат бывает гладкокрашеная или узорчатым. Его используют для изготовления вечерних платьев и костюмов, брюк и пиджаков. Бархат-стрейч великолепно растягивается и хорошо облегает фигуру благодаря эластичным волокнам в составе ткани. Используется для изготовления леггинсов и кофт.

Батист — легкая и плотная, нежная на ощупь, хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения. Ткань названа в честь фламандского ткача Батиста из Камбре, впервые изготовившего ее в XIII веке. Из батиста изготавливают блузки, платья, женское и детское белье, носовые платки.

Брокат — шелковая ткань с гладкокардовым рисунком и с золотыми или серебряными нитями (люрексом). Последние разработки этой ткани - из синтетических волокон. Брокат используют для изготовления нарядных блузок и платьев, а также - мужских вечерних пиджаков.

Бостон - гладкокрашеная ткань саржевого переплетения из высококачественной шерсти, имеющая повышенную износостойкость. Используется для изготовления костюмов.

Букле - толстая ткань полотняного переплетения, изготовленная из фасонной пряжи с крупными узелками в виде нерегулярных петлеобразных утолщений, благодаря которым на ее поверхности образуются «шишечки». Используется для изготовления женских костюмов и пальто.

Бязь - плотная хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кардной пряжи. Используется для изготовления постельного белья.

Вельвет-корд - хлопчатобумажная ткань с разрезным ворсом, имеющая ворсовые полосы шириной 3-5 мм. Бывает гладкокрашеным и с печатным рисунком.

Виды тканей - фото: ткани габардин, гипюр (кружево), гобелен, деворе, джерси, драп, жаккардовая ткань, жоржет, замша.

Вельвет-рубчик - хлопчатобумажная ткань с разрезным ворсом, имеющая ворсовые полоски шириной 1 мм. Бывает гладкокрашеным и с печатным рисунком.

Велюр (от фр. Velours — бархат) - общее название материалов, имеющих ворсовую, бархатистую лицевую поверхность. Это не только ткани (хлопчатобумажные, шерсть, искусственный шелк), но также кожа и фетр. В некоторых странах велюром называют вельвет и бархат.

Вискоза - название искусственного волокна из целлюлозы и ткани на его основе. Впервые вискоза была изготовлена в Великобритании в конце XIX века. В чистом виде она имеет ряд недостатков (усадка при намачивании, низкая прочность), однако в сочетании с другими волокнами получаются качественные ткани.

Вуаль - тонкая, прозрачная ткань из хлопчатобумажных нитей полотняного переплетения. Вес 1 квадратного метра от 60 до 105 г.

Габардин - (от испанск. - «gabardina» - защита от стихии) - чистошерстяная или полушерстяная ткань саржевого переплетения, на поверхности которой имеются ярко выраженные диагональные рубчики. Ткань обладает высокой износостойкостью и водонепроницаемостью благодаря плотности и однородность поверхности. Применяется для изготовления женских и мужских костюмов, пальто и плащей.

Газ - прозрачная, почти невесомая шелковая или хлопчатобумажная ткань особого переплетения, в котором нити утка и основы сохраняют пространство. В зависимости от особенностей изготовления получался газ как атлас, полотно или саржа.

Гарус - один из видов шерстяной ткани, названной в честь города Аррас во Фландрии, где она изготавливалась.

Гипюр - кружевное полотно из тонких хлопчатобумажных или шелковых ниток, состоящее из сшитых иглой или выполненных с помощью коклюшек фрагментов, соединенных между собой. Сегодня гипюр производится машинным способом.

Деним (джинсовая ткань) — (от фр. De Nim — из Нима) - хлопчатобумажная ткань полотняного или саржевого переплетения, отличающаяся высокой прочностью и плотностью. Названа в честь города Ним, где она была впервые изготовлена. В начале применялась для изготовления рабочей одежды золотоискателей, в наше время - для повседневной джинсовой одежды.

Деворе - ткань, рисунок на которой получается путем выжигания (химической вытравки) части волокон.

Виды тканей - фото: ткани кашемир, крэш, лайкра, лаке, лен, органза, парча (брокат), пике, плюш.

Джерси - трикотажное полотно (одинарное или двойное) машинной вязки с мелким петельным шагом, обладающее высокой растяжимостью и гладкой поверхностью. Джерси изготавливают из гребенной шерсти, иногда - из хлопка, шелка или искусственных волокон. Джерси из шерсти в моду ввела Коко Шанель .

Драп (от фр. Drap — сукно) - мягкая шерстяная ткань с гладкой поверхностью, на которой в результате валки образуется войлокообразный застил, закрывающий ткацкое переплетение. Драпы могут быть одно- и двухлицевыми, однотонными и многоцветными, ворсовыми и гладкими. Используются для пошива мужских и женских пальто.

Кашемир - шерстяная или полушерстяная ткань с диагональным рубчиком на поверхности, изготовленная из шерсти гималайской козы. Название ткани произошло от индийского штата Кашмир, из которого с XVIII века ткань ввозилась в Европу. Впрочем, так называется и коза, из шерсти которой производят данную ткань.

Крепдешин (фр. Crepe de Chine) - ткань из шелковых нитей, вырабатываемых из шелка-сырца в основе и шелка-крепа в утке или ткань из искусственных нитей, вырабатываемая из слабо-скрученной основы и утка высокой креповой крутки (поверхностная плотность — 130 г/м2). Крепдешин имеет матовую поверхность.

Креп-жоржет — тонкая, полупрозрачная ткань из шелковых нитей креповой крутки в основе и утке полотняного переплетения. Характеризуется жесткостью, упругостью, сыпучестью краев. Используется для изготовления платьев, блузок, а также - для отделки.

Креп-сатин - двухсторонняя ткань из искусственных шелковых нитей: одна сторона - атласная, другая - матовая с креповым эффектом. Обе стороны могут быть использованы как лицевые.

Креп-шифон - ткань из натуральных перекрученных нитей шелка-крепа в основе и утке полотняного переплетения (поверхностная плотность 25 г/м2). Ткань имеет матовую поверхность, как все ткани креповой группы.

Лен - ткань, изготавливаемая из нитей, вырабатываемых из стеблей льна. Лен - натуральный материал с прекрасными гигиеническими свойствами: пропускает воздух и приятно холодит кожу в жаркий летний день.

Органди (от фр. Organdi - ткань жесткой выделки) - тонкая, прозрачная, жесткая хлопчатобумажная ткань, родиной которой является Восточная Индия.

Органза - жесткая на ощупь, прозрачная ткань, изготавливаемая из натурального шелка или химических волокон.

Парча - ткань сложной выработки с узорами из золотых и серебряных нитей. В Россию ввозилась из Турции и Ирана, позднее - из Франции и Италии, а с XVIII века ее изготовление налажено было в России.

Пике — хлопчатобумажная или шелковая ткань сложного переплетения волокон, имеющая характерную фактуру лицевой стороны в виде продольных полосок. Используется для изготовления женского платья, блузок, костюмов.

Полиамид (нейлон) - синтетическое волокно и ткань из него, обладающая высокой износостойкостью и исключительным сопротивлением растяжению.

Виды тканей - фото слева направо: поплин, репс, сукно, тафта, твид, фукра, хлопок, шелк, шелковый атлас.

Полиэстр - новый синтетический материал, обладающий хорошей воздухопроницаемостью и мягкостью.

Полубархат — плотная хлопчатобумажная ткань с ворсовой поверхностью, полученной благодаря уточно-ворсовому переплетению.

Поплин — плотная ткань полотняного переплетения, изготавливаемая из хлопчатобумажных, шелковых или шерстяных нитей. Имеет мелкий поперечный рубчик благодаря тому, что плотность нитей основы больше, чем уточных. Шелковый поплин используется для изготовления нарядных платьев.

Репс — плотная ткань из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных нитей, выработанных из гребенной пряжи в основе и утке, полотняного переплетения. Ткань имеет фактуру «в рубчик» благодаря тому, что плотность нитей основы выше плотности нитей утка: поверхность ткани образуется из нитей основы, а уточные нити, оказавшись в середине, образуют поперечные рубчики.

Саржа — ткань из шелковых или шерстяных нитей саржевого переплетения. Шелковая саржа - прекрасный материал для подкладки, а шерстяная - для верхней одежды.

Сатин — ткань с блестящей поверхностью из шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных нитей сатинового переплетения. Шелковый сатин - потрясающе красивый материал для изготовления свадебных и нарядных платьев. Из хлопчатобумажного сатина изготавливают домашнюю и рабочую одежду. Шерстяной сатин используется для верхней одежды.

Сукно — плотная шерстяная ткань с умеренно блестящей поверхностью, полученной в результате переплетения кардной пряжи средней толщины в основе и аппаратной толстой пряжи в утке. В процессе отделки ткань ворсуют, затем ворс подвергают стрижке и запрессовывают. Используется сукно для изготовления пальто и костюмов.

Тафта — плотная шелковая ткань, гладкокрашеная или пестротканная, имеющая фактуру «в рубчик». Используется для бальных платьев.


Виды тканей - фото: шерсть, шифон, штапельная ткань. Переплетения ткани слева направо: полотняное, саржевое и сатиновое переплетение.

Твид (англ, tweed) - грубая шерстяная ткань саржевого переплетения. Названа в честь реки в Шотландии, вдоль берегов которой находились текстильные предприятия по выпуску данных тканей.

Тактел - ткань из тонкого волокна, содержащего 100%-ю целлюлозу, обладает высокой износостойкостью, ветрозащитностью и хорошими гигиеническими свойствами: легко впитывает влагу, «дышит».

Фланель — хлопчатобумажная или шерстяная ткань репсового (уточного) или саржевого переплетения, имеющая двухсторонний редкий начес. Хлопчатобумажная фланель используется для изготовления белья. Из мягкой и теплой шерстяной фланели изготавливают мужскую и женскую одежду: костюмы, юбки, брюки.

Хлопок - натуральное волокно, изготавливается из растения хлопчатник.

Шанжан - натуральный или искусственный шелк с переливчатым эффектом, получаемым благодаря разноцветным нитям основы и утка.

Шевиот - одноцветная разреженная шерстяная ткань саржевого переплетения, которая подвергается валянию и стрижке. Применяется для изготовления верхней одежды.

Шелк - легкая ткань, изготавливаемая из нитей, полученных из коконов тутового шелкопряда.

Шерсть - ткань из натуральных волокон, изготовленных из шерсти овец, верблюдов, коз.

Шифон - очень тонкая, нежная полупрозрачная ткань из нитей шелка, хлопка, вискозы или синтетического происхождения креповой крутки. Самым лучшим считается шифон из шелка - гладкий, блестящий, струящийся.

Шотландка - термин, обозначающий ткань с узором в крупную клетку.

Штапель - мягкая ткань из шелковистого волокна на основе целлюлозы с добавлением хлопка, обладает хорошими гигиеническими свойствами и используется в летнем ассортименте одежды.

Разнообразные виды тканей позволяют каждой женщине найти свой уникальный образ и стиль!

Ирина Шестакова для fammeo.ru

F ammeo.ru Все права защищены

В настоящее время промышленность предлагает огромный ассортимент различных тканей для одежды , каждая из которых имеет свои особенности, структуру и свойства. Свойства тканей определяются характеристиками входящего в их состав волокна. Сегодня материалы для шитья выпускают на основе натуральных и химических волокон.

Натуральные ткани и волокна, идущие на их производство, могут быть растительного, животного и минерального (асбест) происхождения. В первую группу (растительных тканей) включены те, которые изготовлены из волокон хлопчатника, стеблей льна, конопли, джута, дрока и т. п. Группу натуральных тканей животного происхождения представляют шерстяные, а также изготовленные из пуха овец, коз, кроликов, викуньи, ламы, верблюдов, альпаки.

Самостоятельную группу волокон животного происхождения составляет натуральное шелковое волокно, которое представляют собой застывшие выделения из особых желез гусениц шелкопряда.

Химическое волокно условно делят на 2 группы: искусственное и синтетическое. Первые получают посредством специальной переработки сырья, которое имеет минеральное, растительное или животное происхождение. Синтетическое волокно производят способом синтеза исходных веществ, в качестве которых могут выступать газ, нефть, каменный уголь и пр.

Из искусственных тканей наибольшую популярность приобрели вискозные (получаемые на основе раствора полимера целлюлозы), ацетатные (изготавливаемые путем обработки раствора ацетилцеллюлозы), а также медно-аммиачные. Химические синтетические ткани изготавливают из капронового, лавсанового, хлоринового и нитронового волокна.

Свойства тканей

Как уже было замечено выше, все ткани различаются по свойствам, которые зависят от качества и характерных особенностей исходного сырья. Ниже предложены характеристики наиболее распространенных и часто используемых в швейном деле тканей.

Хлопчатобумажные ткани. Это один из наиболее распространенных материалов для изготовления одежды, белья, а также аксессуаров домашнего обихода. Популярность их обусловлена высоким качеством и особыми свойствами, к числу которых можно отнести гигроскопичность, прочность и высокую степень гигиеничности.

Выполненные из хлопчатобумажных тканей изделия отличаются привлекательным внешним видом. К тому же их легко стирать и гладить.

Хлопчатобумажные ткани выпускают как с использованием чистого сырья (хлопка), так и с добавками (натуральным и искусственным волокном).

Льняные ткани. Равно как и хлопчатобумажные, льняные ткани относятся к группе плательно-бельевых. В сравнении с первыми они несколько грубее по фактуре, однако не уступают им в гигиеничности, износостойкости и прочности, легко стираются.

Известно, что ткани, изготовленные из чистого льна, сильно мнутся и их довольно трудно гладить. Добавление в процессе производства к исходному сырью искусственного или синтетического волокна позволяет придать льняным тканям значительную большие упругость и несминаемость.

Для тканей, изготовленных из высококачественных сортов льна, характерны шелковистость, блеск, пластичность и упругость.

Натуральные шелковые ткани. Ткани из натурального шелкового волокна имеют очень привлекательный внешний вид. Их главные характеристики – гигиеничность, износостойкость и прочность. Шелк отличается характерным блеском, степень которого зависит от способа переплетения и вида крутки нитей основы и утка.

Шелковое полотно легкое и нежное по фактуре. Оно пластично, что позволяет драпировать его при шитье одежды, его легко стирать и гладить. Шелковые ткани креповой группы устойчивы к сминанию.

Шерстяные ткани. Исходным сырьем для производства шерстяных тканей являются шерсть и пух животных (овец, кроликов, ламы и т. д.). Ткани из шерсти характеризуются прочностью, гигиеничностью. Кроме того, они хорошо сохраняют тепло.

В зависимости от толщины нитей шерстяные ткани бывают тонкими (креповые) и толстыми (драп, твид). Тонкое шерстяное полотно отличается легким шелковистым блеском.

Ткани из шерсти пластичны, мягки, прочны. Добавление в сырье волокон других видов позволяет сделать их более упругими, устойчивыми к свойлачиваемости (образованию катышков) и сминанию.

Вискозные ткани. По химическому составу вискозные ткани сходны с льняными и хлопчатобумажными. Равно как и последние, они отличаются гигиеничностью и имеют привлекательный внешний вид. Кроме того, их легко стирать.

Особенно популярен в швейном производстве вискозный штапель, основными характеристиками которого являются легкий шелковистый или матовый блеск, мягкость, пластичность, текучесть, благодаря которым его можно драпировать.

Главным недостатком вискозного полотна является сравнительно низкая прочность (особенно при увлажнении). К тому же после стирки оно дает значительную усадку и легко сминается.

Указанные выше негативные свойства вискозных тканей в процессе их производства уменьшают путем добавления в исходное сырье синтетического и иных видов волокна.

Ацетатные ткани. Эти ткани относятся к группе искусственных, различаются по внешнему виду и фактуре. В большинстве случаев ацетатное полотно своей блестящей и гладкой поверхностью напоминает шелковое.

Ацетатные ткани имеют ряд существенных недостатков, среди которых следует указать легкую сминаемость, невысокую гигиеничность, сравнительно низкую прочность. Глажению такое полотно подвергается лишь во влажном состоянии.

Полиамидные ткани. Главными свойствами полиамидных тканей являются привлекательный внешний вид, прочность, устойчивость к сминанию, низкая гигроскопичность. Такие ткани

отличаются шелковистой поверхностью. Их легко стирать. Помимо прочего, к главным преимуществам полиамидного полотна относятся высокие грязе– и водоотталкивающие свойства.

Среди недостатков следует упомянуть снижение прочности и уменьшение яркости цвета при длительном воздействии солнечных лучей, а также быстрое впитывание жира.

Смесовые ткани. Смесовыми называют ткани, при производстве которых было использовано волокно нескольких видов. Большинство таких тканей характеризуется повышенной устойчивостью к сминанию, гигиеничностью и прочностью. Как правило, их легко стирать и гладить.

Трикотажное полотно

Трикотажным называют полотно, изготовленное из одной или нескольких нитей. Его производят с использованием специальных вязальных машин.

При пошиве и эксплуатации изделий из трикотажа учитывайте его основные свойства. Главной характеристикой трикотажного полотна является значительная в сравнении с другими тканями растяжимость. При этом растянуть его можно в разных направлениях.

Одним из достоинств трикотажа является низкая сыпучесть. Благодаря этому края выкроенных деталей можно не обрабатывать, оставляя срезы открытыми. Однако к повреждению полотна может привести прорубание нитей, что впоследствии приводит к распусканию петель.

Нетканое полотно

Нетканые материалы – синтепон, флизелин, прокламелин и пр. – используют главным образом для укрепления основных деталей кроя.

Флизелин – современный материал, широко применяемый в швейном производстве для выполнения прокладочных деталей. Сегодня он заменил такие прокладочные ткани, как коленкор, бортовка и бязь.

Прокладками, выкроенными из него, чаще всего укрепляют пояса, воротники и манжеты.

Синтепон , некогда заменивший такой популярный подкладочный материал, как ватин, изготавливают из синтетического волокна.

Главными характеристиками синтепона являются упругость, способность сохранять тепло и удерживать форму. Помимо этого, он негигроскопичен, вследствие чего не промокает. Его легко стирать и сушить.

Алфавитный указатель тканей

АЖУРНАЯ ТКАНЬ: тканый или трикотажный материал с тонкими, похожими на кружевные сквозными узорами.

БАРХАТ: ткань с густым, длинным (2-3мм), прямым ворсом. Бархат зачастую кроится в направлении против ворса.

БАТИСТ: легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка, льна, шерсти или вискозы.

БЕЛЬСЕТ: ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

БУКЛЕ: ткань с неровной, узловатой поверхностью, которую образует пряжа с утолщениями.

ВЕЛЬВЕТ, БАРХАТ В РУБЧИК: собирательное название бархатных тканей с продольными рубчиками разной ширины, от очень узких до широких (1).

ВЕЛЮР: собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

ВИШИ: двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку, из хлопка или смешанных волокон.

ВОРСОВЫЙ ЭЛАСТИК: тонкое джерси с ворсистой поверхностью, напоминающей бархат.

ВУАЛЬ: прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

ВЯЗАНОЕ ПОЛОТНО: материал, имитирующий ручное вязание (9).

ГАБАРДИН: плотная ткань из хлопка, шерсти или из химических волокон с ярко выраженным мелким диагональным рубчиком на лицевой стороне, идущим всегда слева снизу направо вверх.

Рубчик придает габардину эффект ткани в полоску (5).

ГЛЕНЧЕК: ткань с рисунком из наложенных друг на друга клеток. Клетки могут отличаться по цвету или быть тон-в-тон (6).

ГОБЕЛЕН: пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

ДВУХСТОРОННЯЯ ТКАНЬ: собирательное название тканей, которые имеют две различные лицевые стороны.

ДЕНИМ: джинсовая ткань, у которой окрашена только нить основы. Уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая (2).

ДЖЕРСИ: собирательное название разнообразных трикотажных материалов, от легкого джерси-поло до толстого шерстяного джерси.

ДЖИНСОВЫЕ ТКАНИ: ткани преимущественно хлопчатобумажные, часто с небольшим ворсом. Предварительно выстиранные для того, чтобы придать характерный для джинсовой одежды слегка поношенный вид.

ДРАП: мягкие объемные ткани с длинным ворсом.

ДЮВЕТИН: так называемый фальшивый бархат - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой.

ДЮШЕС: очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.

ЖАККАРД: собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей для основы и утка (например, матовой и блестящей, светлой и темной) усиливает этот эффект (7).

ЖОРЖЕТ И КРЕП-ЖОРЖЕТ: ткань ИЗ сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся на ощупь - «песчаная».


ИСКУССТВЕННЫЙ МЕХ: собирательное название для тканей или трикотажных материалов, покрытых густым ворсом, которые хорошо имитируют натуральные меха и очень различны по длине ворса и расцветке.

КЛОКЕ: креповая двухслойная тканье «пузырчатой» поверхностью. В процессе отделки нижний слой ткани стягивается, и верхний слой образует неравномерные вздутия. Клоке нельзя утюжить.

КОЖА: натуральные шкуры животных. Различают наппа-кожу (лайковую) с гладкой поверхностью и кожу велюр с ворсистой поверхностью.

КРЕП: собирательное название тканей с зернистой, узлистой поверхностью, приобретенной благодаря креповой крутке пряжи, переплетению нитей или тиснению на ткани.

КРЕП С ПРОДОЛЬНЫМИ СКЛАДКАМИ: искусственный креп с поверхностью, напоминающей древесную кору.

КРЕПДЕШИН: тонкая тканье неровной поверхностью из пряжи креповой крутки полотняного переплетения, имеет зернистую поверхность.

КРИНКЛ, КРЭШ: жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

КРУЖЕВО: существует много разновидностей кружев: вышитые (плауэнские), тканые (машинные), плетенные на коклюшках (валансьенские) или вязанные крючком (басонные).

ЛАВАБЛЬ: хорошо переносящая стирку легкая креповидная струящаяся ткань, с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

ЛАМЕ: блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

ЛОДЕН: средние и тяжелые шерстяные ткани, очень плотные, благодаря валянию, и очень ноские. Ворсистый лоден - покрытая длинным, прилегающим в одну сторону ворсом ткань, сукно-лоден - тканье матовой поверхностью без ворса, напоминающей фетровую.

МАТЛАССЕ: двойная ткань с рельефным, как бы «стеганым» узором.

МАХРОВАЯ ТКАНЬ: объемная мягкая ткань из петлистой пряжи.

МОКРЫЙ ШЕЛК: шелковая ткань, которая после стирки и трения приобрела слегка пушистую «персиковую» поверхность. Мокрый шелк не стирают, а отдают в химическую чистку.

МУАР: ткань репсового переплетения с тонкими нитями основы. Имеет волнистый узор, который наносится при тиснении (каландрировании).

МУСЛИН: легкая и неплотная ткань полотняного переплетения, преимущественно хлопчатобумажная или шерстяная.

ОРГАНЗА: прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения.

ПАЛЕТ: ткань или трикотажный материал с нашитыми сверкающими пластинками из металла.

ПАНБАРХАТ: очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.

ПАПИЙОН: шерстяной поплин с мелким поперечным рубчиком.

ПЕПИТА: ткань в мелкую светло темную клетку (6).

ПИКЕ: ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку.

ПЛОТНАЯ ТАФТА: средней плотности хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

ПОДКЛАДОЧНАЯ САРЖА: ткань, у которой обе стороны «лицевые»: одна поверхность креповая, матовая, а другая - блестящая, гладкая.

ПОПЛИН: ткань репсового переплетения, которое образуется очень тонкими нитями основы и более толстыми нитями утка.

РЕПС: ткань с ярко выраженными рубчиками, чаще всего поперечными.

РИБАНА: эластичное полотно с видимыми поперечными переплетениями нитей. Как на изнаночной, так и на лицевой стороне можно разглядеть своеобразные косички из мелких петелек пряжи. В основном ткань рибана применяется для отделки готовых изделий – для формирования манжетов, воротников и т.д. Однако она может использоваться и как основной материал для пошива белья или предметов гардероба.

«РИМСКОЕ ДЖЕРСИ»: тяжелый мало-эластичный двухсторонний трикотаж, чаще всего из высококачественной натуральной шерсти, с обеих сторон имеющий лицевые петли.

САРЖА: грубая хлопчатобумажная ткань с диагоналевым эффектом.

САТИН: очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью.

ТРИКОТАЖ С МАХРОВОЙ/ВОРСОВАННОЙ ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОНОЙ: полотно из хлопка или смеси хлопка с другими волокнами (8).

СИРСАКЕР: ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у «фальшивой сирсакер» - благодаря отделке (химической обработке) ткани.

СУКНО: шерстяная ткань полотняного переплетения, которая благодаря валянию и заключительному начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок.

ТАФТА: ткань из натурального шелка или химических волокон. Жесткость приобретается в процессе отделки (химической обработки), и поэтому тафта сильно мнется.

ТВИД: ткань из грубой шерстяной узловатой пряжи, имеющая вид ручной отделки. Основа и уток часто бывают разной окраски.

ТЕРМОВЕЛЮР: пушистая ткань с двухсторонним ворсом, очень теплая, воздухопроницаемая.

ТКАНЬ «В ЕЛОЧКУ»»: ткань саржевого переплетения с ярко выраженными диагонально направленными полосками (4).

ТКАНЬ «КУРИНАЯ ЛАПКА»»: ткань с мелким рисунком, напоминающим клетку. Для ткани типичны зубчики на углах клеток (3).

ТРИКОТАЖ В РУБЧИК: эластичный материал с чередующимися лицевыми и изнаночными петлями.

ТЮЛЬ: прозрачная сетчатая ткань, часто с сотовой структурой.

ФАСОННАЯ: тканье мелким узором, который образуется сменой вида переплетения. Чаще всего с матово-блестящим эффектом.

ФИЛ-А-ФИЛ: ткань со ступенчатым мелким рисунком, который образуется чередованием светлых и темных нитей основы и утка.

ФЛАНЕЛЬ: собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно- или двухсторонним начесом.

Как узнать вид материала

Чтобы проверить какой именно у вас материал, поднесите зажженную спичку к узенькой полоске ткани.

Натуральные растительные волокна (хлопок, лен, конопля) легко поджигаются. Горят большим ярким пламенем. Ощущается запах жженой бумаги. После сгорания остается воздушный пепел серо-белого цвета.

Натуральные животные волокна (шерсть) горят медленно. Пламя слабое, подрагивающее. Ощущается характерный запах паленого волоса. Зола черная или коричневая, легко крошащаяся.

Натуральный шелк. При горении ощущается запах паленых волос, менее неприятный, чем при горении шерсти. На конце горевшей нити образуется обугленный хрупкий шарик, легко дробящийся.

Искусственные волокна (вискозный шелк, хлопкоподобные и шерстеподобные) горят быстро ярким пламенем, как растительные волокна. Ощущается запах жженой бумаги. Пепел светлый.

Полиамидные волокна горят без запаха и одновременно плавятся. После удаления из огня горение прекращается. На конце горевшей нити образуется медленно остывающая пластическая масса, сильно обжигающая. Остынув, она превращается в твердый шарик.

Полиэфирные волокна горят как полиамидные, но более устойчивы к повышенной температуре.

Полиакрилонитрильные волокна горят без запаха и плавятся. После удаления из огня продолжают гореть, превращаясь в пластическую массу. Остынув, образуют твердый шарик.

Ткань имеет широкое применение. Ее могут использовать не только для пошива одежды, но и для пошива штор. Шторы являются важной часть любого интерьера, ведь с помощью их можно наполнить помещение уютом и комфортом. На сегодняшний день, ткани для штор представлены в широком ассортименте, что позволяет подобрать наиболее подходящий вариант и воплотить любой дизайнерский замысел.

Блестящая ткань – для самых сияющих нарядов

Блестящая, переливающаяся всеми цветами одежда неизменно притягивает к себе взгляды. Вне всякого сомнения, обладательница такого платья всегда будет в центре внимания. Какие блестящие ткани выпускает текстильная промышленность, их свойства, характеристики и особенности пошива – подробно в нашей статье.

Пик моды на мерцающие и переливающиеся ткани пришелся на 80-е – начало 90-х годов ХХ века – разгар многоцветного стиля диско. После этого в течение двух десятилетий блестящую одежду можно было увидеть лишь на театральных подмостках или концертных площадках. Но все когда-то возвращается. И в наши дни сияющие платья, блузки, жилеты, головные уборы, сумки можно снова увидеть не только в ночном клубе, но и в обычной повседневной обстановке.

Блеск и сияние в тканях достигаются различными средствами. Основными являются следующие:

  • особое переплетение нитей, дающее гладкую блестящую поверхность;
  • состав волокон, благодаря которому полотно переливается;
  • специальное напыление;
  • вплетение металлических нитей;
  • использование пайеток.

Каждая группа тканей имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Шик и блеск атласных и сатиновых тканей

Уже само слово «атлас», которое в переводе с арабского означает «гладкий», говорит о внешнем виде материала. Какие бы изделия ни шили из него – свадебные платья, постельные принадлежности, шторы или скатерти, – все они смотрятся просто «блестяще».

Такой внешний вид ткани достигается за счет особого переплетения, которое так и называют – атласным. Его отличительным признаком является преобладание на поверхности нитей основы, полностью перекрывающих уток. Такая структура позволяет использовать для производства смесовые волокна: на лицевую сторону выходят шелковые, а изнанка будет хлопчатобумажной или синтетической.

Кстати, в качестве основы не всегда используются волокна шелка. Полученная атласным переплетением ткань ластик является на 100% хлопковой, но тем не менее тоже обладает приятным отливом. Ее применяют при пошиве платьев, юбок, рубашек, сорочек и другой одежды. Часто можно увидеть шторы, скатерти, салфетки, выполненные из ластика.

Еще одно переплетение нитей, при котором полотна получают характерный блеск, – сатиновое. Оно является прямой противоположностью атласному: на лицевую поверхность выходят нити утка, а основные прячутся под ними.

Сатин – самый красивый и дорогостоящий из всех хлопчатобумажных материалов. Постельное белье, сшитое из него, поражает своей великолепной блестящей поверхностью. Самым качественным считается мако-сатин, для производства которого используют только определенные сорта хлопка, выращенного в Индии и Египте.

Восточные переливы органзы и тафты

В отличие от натуральных, многие синтетические волокна блестят и переливаются по своей природе и не требуют специальных ухищрений при производстве. Такие сияющие ткани применяют чаще не для пошива одежды (за исключением вечерних и сценических костюмов), а в производстве домашнего текстиля.

Придать интерьеру восточный колорит помогут гардины из органзы – великолепной блестящей ткани, сделанной из полиэстера. Иногда в материал добавляют натуральный шелк и вискозу, что только увеличивает ее сияние и переливчатый эффект.

С той же целью производители выпускают несколько модификаций органзы: крэш – с фактурой растрескавшегося стекла, жатка – со множественными заломами и складками или со специальным напылением.

Интересно знать! Особой популярностью у любителей блеска пользуется органза шанжан или, как ее именуют в обиходе, «хамелеон». За счет особого переплетения разноцветных нитей поверхность под различным углом зрения играет новыми красками.


Для производства еще одной полиэстеровой ткани – тафты – используются туго скрученные волокна, соединенные простым полотняным переплетением. Именно это и придает материалу характерное сияние.

Тафта используется для пошива вечерних и свадебных нарядов, карнавальных и театральных костюмов, красивых палантинов и шалей. Из этой ткани часто делают шторы для гостиных, кабинетов или залов, диванные валики и подушки, скатерти, покрывала и различные декоративные украшения. Многих привлекает блестящая обивка из тафты на диванах, стульях и креслах.

И органза, и тафта приносят в повседневную жизнь элементы праздника. С такими тканями помещения выглядят изысканно и по-сказочному богато.

Материалы с напылением: всегда в центре внимания

Нанесение на ткань тончайшего металлизированного слоя производится в специальных агрегатах под вакуумом. Частички порошка оседают на поверхности, прочно соединяясь с волокнами. В качестве основы используется все тот же 100%-й полиэстер.

Существуют материалы с однотонным напылением или выполненным в виде причудливых рисунков и узоров. Блеск может быть как насыщенным, так и приглушенным, более деликатным, но в любом случае он всегда придает материалам неповторимый шарм.

Металлизированные ткани используются не только для пошива красивой одежды. Их применяют при изготовлении портьер и модных рулонных штор. В этом случае покрытие играет не только декоративную роль, но и служит для отражения солнечных лучей, что снижает температуру в помещении и приносит комфорт.

Интересно знать! Блестящие шторы из ткани с жемчужным напылением смотрятся органично в любом интерьере. Помимо защиты от света они обладают грязеотталкивающими и антистатическими свойствами, которые достигаются при помощи специальных пропиток.

Ткани с люрексом – искушение и соблазн

Именно так в переводе с английского звучит слово «люрекс», и это вполне соответствует действительности. Нарядные платья, блузки, юбки, нижнее белье, колготки и чулки – вот далеко не полный перечень изделий, которые благодаря люрексу выглядят особо привлекательно и сексуально.

К слову говоря, люрексом называется не ткань, а всего лишь тончайшая металлизированная нить, которую вытягивают из алюминиевой, медной или никелевой фольги . Производят его в США, Италии, Японии и, конечно же, в Китае. Такие нити можно примешивать к любым волокнам – хлопковым, синтетическим, шелковым и даже шерстяным. Весьма привлекательно смотрятся трикотажные изделия из пряжи, в которую вплетены металлизированные нити.

Одной из самых дорогих и богатых тканей с люрексом считается парча. Изначально в нее добавлялись настоящие золотые или серебряные волокна. В последнее время в целях удешевления и снижения веса полотна используют тонкую фольгу в полиэстеровой оболочке, окрашенной в различные цвета.

Из парчи шьют концертные наряды, исторические костюмы для театральных постановок, массивные занавеси и драпировки. Многие невесты предпочитают шить свадебные платья из этого дорогого и, несомненно, самого роскошного материала.

Еще одной блестящей во всех смыслах тканью, заслуживающей внимания, является ламе, что в переводе с французского означает «металлическая пластина». Материал во многом похож на парчу, но в несколько раз тоньше, а следовательно, и легче.

Лицевая сторона полотна имеет сверкающую поверхность с матовыми узорами, а изнанка является ее полной противоположностью. Такая фактура позволяет модельерам и дизайнерам воплощать самые интересные идеи. Ламе используется для вечерних нарядов, театральных и маскарадных костюмов, портьер, покрывал и других изделий. Ткань очень хрупкая и легко разрушается под воздействием даже незначительных нагрузок.

Интересно знать! Металлизированная ткань ламе хорошо проводит электрический ток. Поэтому из нее шьют жилеты, способные реагировать на малейшее прикосновение шпаги, которые надевают спортсмены-фехтовальщики.

Люрексовую нить часто добавляют в жаккардовые или гобеленовые ткани. Шторы, портьеры, покрывала и мебельная обивка из таких полотен имеют по-настоящему королевский вид.

Ткани с пайетками: красота требует жертв

Это не просто знакомый всем оборот речи, а истина, поскольку такие полотна очень капризны не только в кройке и пошиве, но и в носке. В качестве основы в большинстве случаев выступает легкая хлопчатобумажная ткань, например, шифон, или синтетическая сетка.

Пайетки бывают двух типов: из тонкого металла или пластилекса . Способы крепления на материю тоже отличаются. Их пришивают нитками или наклеивают. Ткани с пайетками, посаженными на клей, стоят довольно дешево. Но носить такую одежду нужно предельно аккуратно, чтобы в первый же день не лишиться большей части «красоты».

С нитками дело тоже обстоит непросто. На качественных (но, естественно, более дорогих) полотнах нить, которой они пришиты, вплетена в сам материал, поэтому обрыв одной–двух штук не повлечет особых последствий. В более бюджетных вариантах нить находится сверху, и при ее разрыве можно потерять множество украшений.

Фасон следует выбирать самый простой, с минимальным количеством швов. Для работы нужно использовать тонкие иглы, которые будут легко прокалывать пайетки.

В большинстве случаев изделия лучше посадить на чехол, чтобы металлические детали не царапали и не раздражали кожу. Стирать такую одежду нужно только вручную, без отжима и выкручивания. В глажке они, как правило, не нуждаются.

Интересно знать! Изделия из ткани с пайетками очень трудно сострачивать на машинке. Для облегчения задачи опытные мастерицы советуют смачивать материал бесцветным синтетическим маслом.

Сегодня сверкающие и переливающиеся полотна снова в тренде. Но чтобы выглядеть действительно стильно, важно не переборщить с сиянием и блеском. Вот несколько рекомендаций от ведущих модельеров:


Блестящие ткани включают в свои коллекции многие дизайнерские студии: Dolche&Gabbana, Alexander McQueen , Gucci, Max Mara и другие. Каждая модница может выбрать ту степень сияния, которая подходит только для нее.

Инструкция

В первую очередь, определитесь с выбором фасона. Чем сложнее крой выбранной модели, тем мягче и тоньше должна быть выбранная ткань . Если предусматривается большое количество сборок, драпировок или воланов идеальным выбором станет шифон, ацетатный или натуральный шелк, тонкая тафта и креп.

Если есть необходимость скрыть лишний жирок на талии и при этом подчеркнуть фигуру, лучшим выбором для пошива платья станет плотная тафта. Она прекрасно держит форму и хорошо драпируется жесткими складками.

Платье, сшитое из натурального шелка, станет украшением вашего гардероба. Шелк недаром называют королем тканей. Он легкий, дышащий и очень прочный. Платье из натурального шелка может иметь сколь угодно сложную структуру, швы и складки будут безупречными. Но учтите, что, как и все натуральные волокна, шелк очень легко мнется. Поэтому в таком платье не стоит приходить на мероприятие, где вам придется часто вставать и садиться: юбка очень быстро приобретет «жеваный» вид.

Натуральный шелк и атлас обладают очень скользкой поверхностью, учтите это при выборе модели. В противном случае вам придется постоянно поправлять сползающие лямки или плечики.

Если ваша фигура не идеальна, не выбирайте для платья ткани с блестящей поверхностью, это зрительно добавляет объема. Атлас, шелк, муаровая тафта, сатин больше подойдут стройным .

Не выбирайте для с обтягивающим лифом ацетатный атлас. Он очень быстро растягивается и теряет форму, особенно на швах. Вообще платье из атласа должно выглядеть так, словно рука швеи его не касалась. Это идеальная ткань для свободных струящихся моделей с легкими драпировками.

Ткань со сложной структурой, вышивкой, блестками подойдет для очень простых моделей. Кроме того, такие ткани не подходят для публичных мероприятий, потому что мало кто сможет вблизи оценить изысканность рисунка или украшения. Если вы планируете показаться перед большой аудиторией выберите для платья креп, матовую тафту или мокрый шелк.

Парча, затканная золотой или серебряной нитью, - идеальная ткань для вечернего платья , которое вы наденете в прохладное время года на свидание или романтический ужин. Она достаточно плотная и будет прекрасно держать форму в течение всего мероприятия. За счет высокого содержания металлизированных волокон дорогая парча практически не мнется.

Учтите, чем крупнее рисунок на ткани, сильнее он искажает пропорции фигуры. Ткань с крупным узором категорически не подходит миниатюрным . Кроме того, крупный рисунок плохо смотрится на моделях со сложным кроем лифа.

Единственная ткань , которая легко переносит стирку в , – это искусственный креп. Поэтому, если вы планируете надевать платье часто, выберите именно его. Иначе вам придется потратить на химчистку небольшое состояние.

Видео по теме

Источники:

  • как подобрать матерьял на платье

Платье после стирки или продолжительного хранения в шкафу мнется и в результате теряет хороший внешний вид. Поэтому его нужно гладить. Как правильно это делать, знают отнюдь не все.

Инструкция

В первую очередь задайте температурный режим. Найдите на ярлычке от значок, показывающий в каком температурном режиме разрешается его гладить. Если вы не будете соблюдать это правило, то вы рискуете испортить ткань.

Важен так же порядок глажки вещей по типу ткани. Начинайте всегда с синтетических тканей при небольшой температуре. Ведь они могут расплавиться при режиме более 110 градусов. Затем, постепенно увеличивайте температуру и переходите к хлопку, шерсти и шелку.

Нужно гладить без использования воды! В противном случае платье может покрыться пятнами. Гладьте его с изнаночной стороны через один слой хлопчатобумажной ткани. Трикотажные вещи разглаживайте через пару слоев предварительно намоченной марли. Кроме того, не надавливайте на утюг, чтобы не растянуть вязку. Шерстяные изделия правильно гладить так же с изнанки. А вот лен и хлопок предварительно нужно опрыскать теплой водой, а затем прогладить с лицевой стороны.

Если ваше платье скроено по косой, то гладьте его по направлению нити основы. Если оно украшено вышивкой или прошивкой, то подложите под них подушечку и прогладьте с изнаночной стороны.

Видео по теме

Полезный совет

Если вы заметили на утюге ржавые пятна, то попробуйте их отчистить при помощи пчелиного воска. Бывает и так, что подошва утюга перестает скользить. Тут также поможет пчелиный воск. Для того, чтобы справиться с обеими этими напастями, заверните его в тряпочку и протрите утюг.

Атлас представляет собой плотную, блестящую и очень капризную ткань, требующую бережного обращения. Такие деликатные вещи должны стираться, сушиться и гладиться особым образом, со знанием и применением некоторых обязательных правил ухода.

Инструкция

Перед глажкой для сохранения внешнего вида и долговечности вещей стирайте их вручную только в прохладной воде и ополаскивайте в такой же жидкости с применением небольшого количества уксуса.
Никогда не выкручивайте, не тяните и не отжимайте ткань. Просто встряхните ее и повесьте на вешалку или разложите в горизонтальном положении, подальше от и батарей. В противном случае никакое глажение вам не поможет вернуть вещи первоначальный вид.

Гладить изделие начинайте с уголка. Перед этим необходимо проверить стойкость ткани к выбранному температурному режиму. Оптимальным вариантом для атласа считается температура 150 градусов. При этом желательно использовать положение терморегулятора на утюге «шелк».

Гладьте атласные вещи слегка недосохшими. Делать это нужно либо с изнаночной стороны, либо с лицевой, но через влажную тряпочку. Для этого подойдет любая хлопчатобумажная ткань, называемая проутюжильник. Подобные мероприятия нужно проводить для того, чтобы на ткани не оставался лоснящийся след (ласы).

Полезный совет

Если ласы не сильно заглажены, от них можно аккуратно избавиться. Для этого смочите проутюжильник (можно в растворе 9%-ого уксуса) и приложите ее на подпорченный участок ткани. Еле дотрагиваясь поверхности изделия, обработайте ласы паром.

Чтобы в дальнейшем подобной неприятности не случилось, выкройте прокладку и подкладывайте ее под проблемный шов. Сшить ее можно из толстой ткани (например, ватина) размером 15-20 см. Не используйте синтепон, он плавится под высокой температурой и становится жестким.

Источники:

  • как погладить атласное платье

Тщательная утюжка безупречным любое платье. Однако тонкую ткать и нежную отделку легко повредить. Как быть? Следовать инструкциям на этикетке, пользоваться хорошим утюгом, не торопиться – и все получится.

Вам понадобится

  • - утюг с терморегулятором и подачей пара;
  • - гладильная доска;
  • - марля.

Инструкция

Определите тип ткани, которую вам предстоит обработать. Состав обычно указывается на внутреннем ярлычке. Там же обозначается, при какой температуре следует гладить вещь. Если вы увидите пиктограмму с перечеркнутым утюгом, имейте в виду, что данное гладить нельзя.

Разложите вещь на гладильной доске. Расстегните пуговицы, расправьте карманы, выньте пояс из шлевок. Выверните платье наизнанку – большинство тканей обрабатывать именно так.

Шерсть можно обрабатывать с лицевой стороны, однако при этом обязательно пользуйтесь марлей, предварительно смоченной в воде и хорошо отжатой. Сложнее всего гладить натуральный лен. Однако он не требует идеальной отутюжености – льняное платье может выглядеть слегка помятым, это подчеркивает натуральность ткани.

Включите утюг, выбрав правильную температуру. Для льна и хлопка потребуется максимальная мощность (цифра 3 на шкале утюга). Шерсть и при средней температуре (2), а шелк и полиэстер потребует самой деликатной обработки теплым утюгом (на шкале обозначается единицей).

Если ваше платье сшито из комбинированных материалов – например, имеет кружевную отделку или шелковый воротничок, части, изготовленные из разных материалов, придется обрабатывать утюгом, настроенным на разные температуры.

Начните утюжку с верхней части . Обработайте воротник и область плеч. Потом прогладьте рукава. Не стоит заглаживать на них острые складки. Разложите на доске и прогладьте его, не доводя поверхность до средней части со сгибом. После чего немного сместите ткань и прогладьте середину рукава. Манжету расстегните и разложите во всю . Проутюжте ее, стараясь не сминать уголки.

Обработайте полочки платья. Если на них имеется застежка, аккуратно обойдите пуговицы утюгом. Не прижимайте к ним горячую поверхность – пуговицы или кнопки могут деформироваться. Закончите верх платья, прогладив спинку.

Теперь займитесь юбкой. Гладьте ее постепенно, начиная от пояса и заканчивая подолом. В последнюю очередь отутюжьте оборки и рюши. Если на них имеется кружевная , обходите ее – горячий утюг может прожечь кружево. После того, как вы закончите обработку основного полотна, переключите утюг на более низкую температуру и прогладьте отделку.

Закончив обработку вещи, повесьте ее на плечики и оставьте на полчаса. Не надевайте платье сразу же после утюжки – оно немедленно помнется. Остывшие вещи уберите в шкаф. Шерстяные, шелковые и полиэстеровые платья перед этим можно обработать


Top