Воспитание средствами культуры искусства и массовой информации. Воспитание через средства массовой информации и культуры

История Донбасса

Наша страна еще очень молода. А сколько событий в ней уже произошло. Все эти события хранятся в памяти людской и воплощаются в памятники, монументы, названия улиц, стихи. А скольким еще предстоит воплотиться во все это?! Сегодня и мы сделаем небольшой экскурс в историю нашей Родины и перелистаем отдельные ее страницы. Тема - История Донбасса - составная часть истории Русского мира.

Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения ДОНецкий угольный БАССейн.

В этнической, как и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс занимает особое место.Основным богатством края является каменный уголь. Именно уголь, который вплоть до середины XX века именовался «хлебом промышленности», радикально изменил этот край, превратив его в один из важнейших промышленных центров России. Но именно уголь, когда он в определенной степени утратил свое значение, стал причиной экономической депрессии Донбасса.

Этот регион сложился на стыке Слобожанщины и Новороссии в историческом смысле сравнительно недавно - на рубеже XIX-начала XX вв. Хотя обитаемым этот край был с глубокой древности, и в состав России вошел еще в XVII столетии, но по-настоящему всероссийское и мировое хозяйственное значение приобрел значительно позднее. Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями ковыльные и полынные травы, оголенные участки лишенной влаги и потрескавшейся земли, скальные выходы известняков и песчаников, изредка дополняемых зарослями кустарников, а еще реже - небольшими лесами,- таков был в недалеком прошлом пейзаж Донецкого края. Для многих обитавших в крае народов донецкие степи были лишь местом пастбищного животноводства с отдельными очагами земледелия. Донецкие степи стояли на пути переселений народов и были открыты всем ветрам. Неудивительно, что через степи прошли скифы, сарматы, гунны, готы, аланы, хазары, печенеги и половцы, оставившие здесь немалые следы своей материальной культуры.

С VIII века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, города Новгород-Северский (где княжил Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве»). Славяне недолго удерживались в этих степях. Уже в конце XI столетия половецкий натиск отбросил их на север и запад, под спасительную сень лесов, и донецкие степи вновь стали «Диким Полем». В районе нынешнего города Славянск находилась ставка хана Кончака. Именно на территории нынешней Донецкой области произошла битва на реке Каяле в 1185 году, когда потерпел поражение и попал в плен к половцам князь Игорь. На реке Калке, ныне Кальчик, притоке Кальмиуса, в 1223 году произошла первая битва русских князей с монголами. С этого времени и вплоть до эпохи XVII века хозяевами края были татары. До наших дней дошли остатки некоторых золотоордынских городищ. По мере упадка Золотой Орды и превращения татарского населения края, подчиненного Крымскому хану, в профессионалов набегов на Русь, татарские города исчезли, и степи вновь приняли первобытный пустынный вид. В политическом отношении донецкий край оказался «ничейной» землей между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью. В XVII веке граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу. Выше Святогорского монастыря её охраняли слободские казаки, а ниже, по течению Донца находились укреплённые городки донцев.

В северной части края, в районе нынешнего города Славянска, еще в 1625 году русским поселенцами началась добыча соли. В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Изюмские и донские казаки стали варить соль не только в Славянске, но и на Бахмутке - притоке Северского Донца. Возле новых соляных промыслов вырос городок Бахмут(известен с 1663 года). Помимо соли, казаки прекрасно знали о каменном угле, который применяли для разжигания костров. Кроме того, казаки научились добывать свинцовые руды, выплавляя металл в особых ковшах. Тем не менее, близость к Крымскому ханству, превращавшая условную степную границу России и Крыма в постоянное поле боя, отнюдь не способствовала развитию края.

Однако развитие края не останавливалось. В 1703 году был создан Бахмутский уезд (в составе Азовской, в дальнейшем Воронежской губернии), в составе которого находились практически все существующие на тот момент поселения современного Донбасса.

В 1730 году, создается новая укрепленная Украинская линия, соединившая цепью укрепленных мест среднее течение Днепра с Северским Донцом. При Екатерине II была проведена Днепровская линия укреплений по южной границе Екатеринославской губернии. В результате обширные пустынные территории, прикрытые укрепленными линиями, стали доступны для заселения.

Наконец, в 60-х гг.XIX века Приазовье покинули кочевавшие здесь ранее ногайцы, перебравшиеся в Турцию (вместе с частью крымских татар), зато появились поселения бессарабских болгар, которые покинули южную Бессарабию, отошедшую в 1856 году от России к Молдавскому княжеству.

Итак, к середине XIX века Донбасс развивался наравне с остальными регионами Новороссии. Все резко изменило начало промышленной добычи донецкого угля, а также развитие черной металлургии.

В середине XIX столетия в России начинается бурное железнодорожное строительство. Для него требуются металл и уголь. Все это было в донецких степях, которые к тому же находились рядом с черноморскими и азовскими портовыми городами.

В 1841 году для организации поставок топлива на паровые корабли азово-черноморской флотилии, была введена в эксплуатацию первая технически оснащенная донецкая шахта. В 1858 году на территории современного Енакиево был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. В 1869 году англичанин Джон Хьюз, которого в России называли Юзом, приобрел концессию на чугунное и рельсовое производство на Юге России, построил на берегу реки Кальмиус, первое крупное металлургическое предприятие, вокруг которого вскоре вырос поселок Юзовка.

Показателен рост Юзовки, возникшей в 1869 году. В 1884 году в ней проживали 6 тысяч жителей, в 1897 году - 28 тысяч, в 1914 - 70 тысяч. При этом только в 1917 году Юзовка получила статус города!

Донбасс, который изначала отличался многонациональностью, в период бурного развития рубежа XIX-XX вв. принял в себя сотни тысяч переселенцев самых разных национальностей.

К началу ХХ века численность и национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., были следующими:

Русские 985 887 - 86,7 % (малороссы 710 613 - 62,5 %, великороссы 275 274 - 24,2 %, белорусы 11 061 - 1,0 %), греки 48 452 - 4,2 %, немцы 33 774 - 3,0 %, евреи 22 416 - 2,0 %, татары 15 992 - 1,4 %. Всего 1136361 чел.

Именно в то время сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса, со сравнительно незначительными изменениями дошедшие до наших дней. Результатом стало формирование полиэтнической общности из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских и весьма обрусевших украинцев (правильнее, малороссов), являющихся украинцами по паспорту.

Постепенно, под влиянием ряда факторов (природная среда, условия труда и т.д.) население Донбасса стало преобразовываться в устойчивую региональную общность с единой ценностной базой, мировоззрением, культурой, бытом. Особенно важную роль в формировании единой региональной общности Донбасса играл и продолжает играть языковой фактор. Его характерные черты формировались в период динамичных качественных и количественных изменений населения Донбасса последних веков. Результатом стало доминирование русского языка, несмотря на большую численность говорящих на суржике малороссов, поселившихся в крае в первой половине ХХ века, и политикой украинизации, которую проводили, начиная с 20- гг различные власти..

В годы Гражданской войны Донбасс стал ареной жестоких боев, поскольку все противоборствующие силы стремились овладеть этим промышленным краем. С февраля по май 1918 года здесь существовала Донецко-Криворожская республика в составе РСФСР, управляемая большевиками. Затем был период немецкой оккупации, и хаотичной сменой самых разнообразных властей. Боевые действия в крае завершились лишь в 1921 году после поражения махновского движения. Восстановление советской власти привело, однако, к тому, что Донбасс оказался в составе советской Украины.

В результате в Донбассе, как и во всей республике, началась украинизация. Украинский язык стал в регионе, где преобладало русское население, и где большинство людей, считающих себя украинцами, говорили на суржике, стал языком делопроизводства и печати уже к началу 1925 года. Если в 1923 году украинских школ было 7, в 1924 -129, то в 1928 - уже 181 школа. В 1932 году в Мариуполе не осталось ни одного школьного русского класса.

В Донбассе украинизация вызвала всеобщее отторжение. Даже в сельской местности жители предпочитали учить своих детей русскому языку, а не «ридноймове».

Впрочем, история советского Донбасса не сводится только к украинизации. Донбасс сохранил, а скорее, даже приумножил свое значение одного из важнейших промышленных центров страны. В годы предвоенных пятилеток в Донбассе продолжалось масштабное промышленное строительство, вступали в строй новые угольные шахты, строились металлургические заводы на криворожской руде. Появились машиностроение и химическая промышленность, ранее отсутствовавшие в крае.

В 1940 году Донбасс давал более половины всего производившегося в стране чугуна (6 миллионов тонн), около четверти союзного производства стали и проката (соответственно - 4,5 и 3 миллиона тонн). Многие предприятия Донбасса снискали себе мировую славу. Один только гигант тяжелого машиностроения - Ново-Краматорский завод ежегодно направлял во все концы страны более 200 железнодорожных эшелонов различных машин и оборудования.

Продолжался быстрый рост населения, достигшего к 1940 году 5 миллионов человек, из которых 3,5 миллионов проживали в городах. В целом Донбасс стал самым урбанизированным регионом в СССР.

Многих выдающихся сынов подарил русскому народу Донбасс. Это и композитор Сергей Прокофьев, и филолог Владимир Даль, писатель Всеволод Гаршин, военный и политический деятель Климент Ворошилов, политический деятель Никита Хрущев, советский украинский политический деятель Николай Скрыпник, актер Василий Быков, певцы Юрий Гуляев и Юрий Богатиков, полярный исследователь Георгий Седов, пионер российского кинематографа Александр Ханжонков, Герои Социалистического Труда Прасковья (Паша) Ангелина, Алексей Стаханов и Никита Изотов, тяжелоатлет четырехкратный чемпион мира и писатель Юрий Власов, украинский поэт Владимир Сосюра и сотни тысяч других достойных людей.

В 60-80-х гг. Донбасс имел репутацию одного из самых развитых регионов СССР с весьма зажиточным населением. Выходцы из Донбасса были обильно представлены в советской хозяйственной и политической элите. Однако постепенно в Донбассе стали все более обостряться проблемы. Стали истощаться минеральные запасы, что делало все более сложной и при этом нерентабельной добычу значительной части угля. Сам уголь постепенно уступал нефти свое значение как «хлеба промышленности». Наконец, экологические проблемы, на которых ранее не обращали внимания, невероятно обострились. Годовые выбросы вредных веществ в металлургических центрах достигают 200-300 тыс. т. На каждого жителя в Макеевке, например, приходится 1 420 кг загрязненных и ядовитых веществ, Мариуполе-691, Донецке- 661 кг. Концентрация пыли в воздухе превышает предельно допустимые нормы в 6-15 раз, сернистого газа - в 6-9 раз, фенолов - в 10-20 раз. Карьерные выемки и отвалы превращены в лишенные жизни территории с измененными гидрогеологией, структурой почв. Азовское море стало превращаться в зону экологического бедствия. Это все сделало Донбасс одним из самых экологически «грязных» мест в СССР.

С таким грузом достижений и проблем Донбасс вступил в смутную эпоху распада СССР и провозглашения независимости Украины.В целом годы «независимости» привели к жестокому демографическому кризису. Проведенный анализ демографической ситуации в Донецком регионе показал, что численность населения за 1995 - 2009 гг. уменьшилась на 1 261,7 тыс. чел. или на 15,6%. Кроме того, переживавшая кризис Донецкая область стала главным плательщиком налогов на Украине.

Мы с вами стали свидетелями, как без ничего, наобломках, наразвалинах возникает естественным образом государственность. Мы видим, как сегодня Донбасс отвоенной демократии переходит кгражданской администрации. Чтобы выжить и сохраниться, Донбасс проходит этапы государственного строительства иисторические этапы развития государственности в кратчайшие сроки.

Пояснительная записка

Тема. Историческая память поколений

Цель: продолжить знакомить со связью Донбасс и Русского мира на основе исторических памятников города Донецка Задачи: воспитывать патриотические чувства, активную жизненную позицию, любовь и уважение к своей Родине, своему городу, гуманное отношение к историческим местам родного края. Формировать знания о людях, событиях, оставивших след в истории нашего города и увековеченных в разного вида сооружений. Развивать познавательный интерес, творческую активность, обогащать духовный мир.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА

Программа образовательно-воспитательного курса 5-11 классы

Донецк 2017

Донецкой Народной Республики (приказ № 825 от 14.08.2017г.)

Утверждено решением научно-методического совета

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 5 от 19.06.2017г.)

Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»

Микросфера «Дыхание времен»

6 класс

Дата Урок № 25 Класс 6

Памятник воинам-афганцам Петровского района (Донецк)

Вид памятника: Мемориал
Населенный пункт: город Донецк, Донецкая область, Украина
Найден:

Посвящен

10.

3. Памятник борцам за установление советской власти в Донецке

Памятник-монумент в Петровском районе г Донецка был создан в 60-х годах ХХв в честь 50-ти летия установления советской власти.
Скульптор- Наум Абрамович Гинзбург, архитектор С. Томилло.

Установлен на площади Свободы. Является одним из нескольких памятников Донецка, посвященных борцам за советскую власть

4. Памятник Г.И. Петровскому

Григорий Иванович Петровский вошел в историю как революционер и советский государственный деятель. Среди его заслуг стоит отметить участие в подписании Брестского мира и разработке первой Конституции СССР. Петровский занимал высокие должности в УССР. Однако он был выведен из состава Политбюро и ЦК ВКП (б). Петровский долгое время не занимался общественной деятельностью, работая в Музее революции. Он стал единственным опальным представителем политической элиты, который остался в живых. После 1953 года Петровский вновь занялся общественной деятельностью. Григорий Иванович был похоронен у Кремлевской стены.

В честь Петровского были названы города, улицы, площади. В некоторых городах, включая Донецк, были установлены памятники. Скульптура Петровского была возведена в 1968 году. В Донецке установлен не только памятник Петровскому. В честь него названы район и площадь, где и располагается монумент.

Памятник изображает Петровского в полный рост в плаще с тростью в руке. Автором является скульптор Сергей Алексеевич Гонтарь.

Донецк, Киевский р-н, парк им. Ленинского комсомола.Лесопарковая зона на берегу реки Кальмиус откуда открывается вид на левый берег реки, ныне занятый Калининским р-ном города и Червоногвардейским р-ном Макеевки.
Оттуда, с востока, и наносили удар воинские части, освобождавшие Донбасс и г.Сталино(Донецк). Поэтому, памятник является, в некотором роде, главным памятником военной истории города и области.
Установлен в 1984г. Дополнен новыми стеллами в 1995-2000 гг. Авторский коллектив: скульпторы Ю.И. Балдин, А.Н. Порожнюк, архитекторы В.П.Кишкань и М.Я. Ксеневич, инженер-конструктор Е.М. Райгородецкий.
Посвящен памяти всех частей и соединений, освобождавших Донбасс.

Установлен на территории Донецкого медуниверситета между 1 и 2-м учебными корпусами.
Скульптор- Н.В.Ясиненко.
Установлен 8 мая 1970г., в 25-ю годовщину Победы на средства, собранные переподавателями, сотрудниками и студентами института.На лицевой стороне постамента была надпись: "1941-1945", у подножия скульптуры была расположена бронзовая плита с надписью:" Здесь заложена земля, обагренная кровью советских воинов при защите городов-героев и высоты Саур-Могила".
Плита и цифры их надписи были похищены охотниками за цветными металлом и не восстанавливались.

О на стала уникальным символом единения людей разных национальностей, разных конфессий, представителей разных государств.

Ц ентром монумента является гранитная колонна, над которой возвышается золотая фигура Ангела, ступающего по полусфере, олицетворяющей Землю. В руках Ангела голубь - символ Мира и Надежды.

О снование гранитного памятника выполнено в виде многогранника. На одной из сторон основания золотыми буквами выбито: «Ахметов Ринат Леонидович, Президент ФК «Шахтер», президент благотворительного фонда «Развитие Украины», почетный гражданин города Донецка».

8.

Памятник жертвам чернобыльской катастрофы

Район: Ворошиловский

Доп. информация: скульптор Балдин, Юрий Иванович, архитектор Бучек, Владимир Степанович

ФИЗМИНУТКА (Приложение 2)

V. Закрепление нового материала.

Блиц-опрос

1. Назовите имена деятелей, увековеченных в памятниках нашего города?

2. Каким историческим событиям посвящены памятники Донецка?

3. Как вы считаете, какое значение имеют памятники?

4. Какие памятники находятся в вашем районе (улице, поселке)?

Практическая работа «Ассоциации»

Обучающиеся, какое ключевое слово было на нашем уроке? (ответы детей) Правильно, памятник. А теперь давайте подберем к каждой букве этого слова существительное, прилагательное или глагол, связанное с темой нашего урока и с тем, что вы сегодня узнали: (примерные ответы Приложение 3)

VI. Подведение итогов урока.

Путь в культурное будущее идет через преодоление культурного беспамятства, через возрождение и освоение духовных богатств нашей культурной истории. На этом уроке вы узнали, что такое памятник, ознакомились с иторией созданий памятников в нашем городе, в ДНР и что их возводят в честь великих людей и великих событий, которые внесли огромный вклад в развитие нашего региона, меняли ход исторических событий, которые освобождали, строили, формировали нашу молодую Республику, а наша задача – беречь и помнить это наследие.

1. Рефлексия. Метод «Микрофон»

На этом уроке я узнал…

На этом уроке для меня было интересным…

На этом уроке было сложным…

2. Анализ и оценивание работы на уроке

VII. Домашнее задание.

Составить синквейн к слову «событие» или написать рассказ «История одного памятника»

Приложение 1

1.

5. Монумент "Освободителям Донбасса"

6. Памятник медработникам, преподавателям, воспитанникам и сотрудникам Сталинского Мединститута, погибшим в ВОВ

7. В 2008 году ко Дню города в Центральном городском парке им. Щербакова в Донецке установили скульптуру «Доброго ангела мира»

8. Памятник жертвам чернобыльской катастрофы

Приложение 2

ФИЗМИНУТКА

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч

Приложение 3

ПАМЯТНИК

Патриотизм

Активность

Мир

Ясность

Территория

Не забывать

История

Красота

16.11.2015 18:55

Существует ли «русский мир» как единая система ценностей - наподобие мира евреев или армян? Относится ли к русскому миру воюющий Донбасс? С чем сталкиваются беженцы с Донбасса в приютившей их России? Об этом размышляет севастополец Александр Рогов, чьи зарисовки под общим названием «Сага о Новороссии» мы продолжаем публиковать в «Примечаниях».


Лагерь беженцев

Беженцы с Донбасса жили от меня неподалеку. На одном из пустырей Радиогорки был разбит палаточный лагерь. Высокий бетонный забор. Прожектора. Колючка. Охрана. Внутри — армейские палатки. В палатках — печки-буржуйки и железные кровати в ряд. Умывальники тоже в ряд, но на улице.

Не подумайте, что в таких условиях жили все беженцы из Донбасса. Сюда, в лагерь, попали самые обездоленные, низший социальный слой, поселковая беднота. Те, кто хоть немного с деньгами, сняли квартиры.

Мой друг-бизнесмен, решивший оказать беженцам какую-то помощь, подошел к проходной и спросил, что им привезти — может, какие продукты или товары первой необходимости, ну, там бритвы, мочалки. Ответ был таков: «Не надо мочалок. Заберите нас отсюда хоть куда-нибудь». Люди умоляли взять их на дачи, причем на самых плохих условиях — без воды, света, газа. Лишь бы не в лагере.

То общее впечатление, которое давало о беженцах российское телевидение, соответствовало действительности лишь отчасти.

В лагерях беженцев показывали счастливые лица чудесного спасения вперемежку с восторгом благодарности и слезами радости на глазах. Я не отрицаю, что такая эмоция у некоторых людей была. Но если оценивать эмоцию общей массы беженцев нашего лагеря на Северной, то она была совершенно иная. Среднестатистический лагерный беженец из Донбасса был вял, разочарован, подавлен и интровертивен. И ему все очень сильно не нравилось.

Я, кстати, так и не понял, зачем эти вышки с колючкой для беженцев? Севастополь на 98% за Россию. Бандеровцев у нас и в помине не было. Единственное объяснение, которое я для себя нашел, было такое: лагерь должен быть максимально некомфортным для проживания, чтобы люди в нем не задерживались и побыстрее переезжали подальше на Восток. Лишите человека денег, друзей, дома, перспектив к жизни — и вы получите Стеньку Разина. А зачем Российской Федерации Стенька Разин? Да еще и в проблемном Крыму?

Ольга из Стаханова

В Севастополе я неоднократно встречал людей, воевавших на Донбассе со стороны ополчения. От разговоров о войне они уходили, и у меня в целом не было ясной картины происходящего. Пока я не приехал в Москву. Как это ни странно звучит, но встреча с воюющей Новороссией у меня произошла именно в Москве. Именно там мои знакомые свели меня с женщиной из Стаханова, учительницей лет пятидесяти по имени Ольга, бежавшей от войны к племяннику в столицу.

У племянника она по какой-то причине не прижилась, хотя очень его любила и считала своим сыном. Причину ухода от племянника сама объясняла так:

«Там новая семья. Его мама второй раз замуж вышла. Не хочу им мешать», — говорила и опускала глаза, стыдясь этой ситуации.

А ситуация действительно постыдная. Жить не у родственников, скитаться как изгой по чужим людям… У нас, на юге, это позор. В Москве — норма.

Уйдя от племянника, она несколько месяцев жила на квартире, которую для нее снимал какой-то бизнесмен, целенаправленно помогавший беженцам. Потом он ей отказал без объяснения причин, и Ольга оказалась на улице. Стояла и плакала возле магазина с игрушками. Там мои знакомые ее и подобрали.

Вообще, люди с Донбасса кажутся россиянам какими-то странными. Мне очень многие так и говорили: «Странные они какие-то». Спрашиваю, а в чем их странность? Отвечают: «Ну вот, например, та же Ольга. Постелили ей в маленькой комнате, говорит: «Постель жесткая, мне неудобно». Спрашиваю у своих знакомых, а в чем, собственно, странность? Ну, жестко человеку. Женщина немолодая, может, болит что. «Она должна довольствоваться тем, что ей предлагают». А почему, собственно? «Потому что она и так все бесплатно получает».

Меня эти слова резанули. Отношение как к бездомной собаке или как к человеку второго сорта — хотя приютившие ее люди добросердечны и не жадны; они сами когда-то бежали из своей республики от войны.

Я всегда захожу в тупик, когда слышу подобные ответы. Мое глубокое убеждение состоит в том, что если ты человека принимаешь из милости, то ты должен принять его как равного, не ущемляя ни в чем. В противном случае, ты над ним глумишься, даже если ты ему при этом помогаешь.

С такой позицией «северян», и особенно москвичей, я сталкивался многократно. Помню, как одна столичная дамочка возмущалась поведением бездомной собаки: «Представляете? И она ведь не все ест, что ей дают! Я ей кусок хлеба кинула, а она не берет!». Так и подмывало спросить: «Ну, а сами-то вы все едите?»

Мне было очень интересно поговорить с этой женщиной из Стаханова, и я остался у знакомых на чай. Мои друзья-москвичи предупредительно оставили нас на кухне вдвоем.

Ольга сначала ощущала себя напряженно, но потом, почувствовав, что я интересуюсь «для себя», разговорилась.

Не обидно ли вам, спрашиваю, что все так получилось? События в Крыму и заявления Москвы подстегнули Донбасс, а потом, когда Донбасс восстал и попросился в Россию, ему отказали.

Ольга долго не отвечает, смотрит в сторону:

«Для нас это запретная тема. Стараемся об этом не говорить. Думали, как у вас будет. А теперь выхода не видно».

У Ольги на Донбассе воюет младший брат. На войну он попал так: брата бросила жена, забрала с собой их единственного сына-подростка и уехала в Москву искать лучшей доли. Брат потерял смысл жизни, стал пить, не работал — и тут случилась война. Записался в добровольцы. И поскольку терять в жизни было нечего, стал рваться на передовую. Его отметили. Сначала старшим по группе поставили, потом полевым командиром. Он воспрял духом, с девушкой познакомился. Теперь ждет, когда война закончится, чтобы по-нормальному в ЗАГСе расписаться.

Донбасс и русский мир

Вопрос, собственно, вот в чем: а русский мир есть? Как единый мир-система он существует?

«Единый» я понимаю так: справедливый для всех в каких-то базовых принципах бытия, которые связывают всех узами большой семьи — как это происходит у тех же евреев или армян. Справедливый не в смысле уравниловки, а в смысле общей судьбы. В такой семье старший брат может быть удачливым бизнесменом и иметь шикарный джип, а младший — нищим дурачком и ездить на старом велосипеде. Но единый мир-семья предполагает, что если этого младшего кто-то обидит, то этот «кто-то» будет непременно найден и наказан. По-другому в семьях и не бывает. А иначе это и не семья.

Или в мире все устроено по-другому? И какой-то части русских уготовано чудесное будущее, а какой-то — проклятое настоящее?

Как ощущают себя те люди, которым выпал билет в счастливые миры? О чем они думают? Их совесть не мучает за то, что в их градах нет войны, разрухи и голода? Или они настолько морально затвердели, что им эти вопросы безразличны? Там, под бомбами, другие такие же люди, с такой же широкой душой, общинной психологией, чувством локтя, а главное, с неугасающим ощущением социальной справедливости, остались погибать в изгойском настоящем. Дети, старики, женщины…

Я понимаю, что мой вопрос нелогичен, пафосен и крайне эмоционален, но я, тем не менее, его задам.

Скажите, россияне центральной полосы, Сибири, Дальнего Востока, да и вы, россияне Крыма и Севастополя: люди, погибающие на Донбассе под бомбами — ваши или не ваши?

Только не молчите. Скажите правду. Скажите, что это не ваши люди. Тогда эти люди перестанут вас ждать. Они перестанут на вас надеяться. Они будут надеяться только на себя. И им станет легче.

Из разговора с Ольгой я понял две очень важные вещи.

Вещь первая. Любовь между Донбассом и Россией ассиметрична: Россия Донбассу нужна, а Донбасс России нет.

И вещь вторая: нет никакого единого русского мира в том смысле, в котором существует мир курдов, армян или евреев. А если он и есть, то совсем с иными реалиями.

Трагедия этой асимметрии состоит вот в чем. Русский Донбасс думает, что мы (Россия) и есть их семья. Он считает, что мы самые близкие и самые родные. Просто мы их по каким-то причинам предали. Ведь близкий человек тоже может предать по слабости или глупости. Предать может не просто близкий, а даже самый-самый близкий. И кроме этого близкого никого больше нет в этом мире. И вы продолжаете его любить, неся эту боль в себе. Глубоко ее запрятав. Стараясь никому ее не открывать. И стараясь о ней не думать.

Мне постоянно вспоминается один случай, свидетелем которого я стал в Ленинграде, в начале семидесятых, в глубоком детстве.

Ленинград город особенный, и одна из его особенностей — это пьющие женщины. Пьющая ленинградка — вещь страшная. Она может иметь благородный вид, знать несколько языков, быть хорошо одетой, и носить дворянскую фамилию. И при этом бухать вместе с «синяками» в самых отвратительных пивных и лежать пьяной в самых грязных подворотнях.

Я жил с родителями на проспекте Тухачевского (это за Охтой, в сторону аэропорта). Мне было тогда лет шесть. Выбегаю на улицу. С другой стороны дома — винный отдел. Метрах в тридцати лежит на боку мертвецки пьяная женщина с очень красивой прической, а из-под нее вытекает лужица мочи. Рядом стоит мальчик и тянет ее за руку:

«Мама, вставай. Домой надо, — говорит он тихо».

Но мама не шелохнется. Мальчик снова и снова тянет женщину за руку.

«Мама, пойдем. Прошу тебя. Пожалуйста».

Ватная рука беспомощно падает. Струйка мочи останавливается. Мальчик беспомощно садиться возле мамы и задумчиво смотрит в небо.

Знаете, что меня в этой истории мучило все эти годы?

Меня мучил вопрос: почему тот мальчик не бросил опозорившую его маму?

Прошло уже более сорока лет. И только теперь я начинаю понимать, почему тот мальчик не пнул маму ногой, не плюнул в нее, не обложил матом и не ушел играть с ребятами.

Он не мог от мамы внутренне отречься.

Чтобы бросить человека в таком состоянии, надо внутренне от него отречься. А этот паренек не смог.

Я не знаю, чем закончилась эта история. Возможно, маму лишили родительских прав, а сына отдали в приют. Может, кто-то помог ей подняться. А может, она очнулась сама.

Через пару лет я сам попал в схожую историю и смог в полной мере ощутить безвыходность подобной ситуации.

Я играл возле дома с ребятами и увидел своего отца, который шел домой и постоянно спотыкался и падал, потому что был в дребедень пьян. Он был весь в грязи, а рот и щеки были в крови. Ребята мне сказали:

Вон твой отец идет.

Я зачем-то ответил:

Он не пьяный. Ему с сердцем плохо.

Из игры я вышел, отошел в сторону и больше в этот вечер ни с кем не играл. А потом пошел на каток и зачем-то стал лизать лед. А когда меня спросили взрослые, зачем я лижу лед, я ответил, что шайбу ищу. Я просто не хотел ни с кем общаться. Я мучительно переживал случившееся.

Я надеюсь, что вы, москвичи, и жители других благополучных регионов, теперь наглядно представляете, что переживает современный Донбасс в отношении России — которая Донбассу одновременно и мать, и сестра, и родина. Он переживает глубочайшую внутреннюю трагедию, которую вам со стороны не понять, как не понять мальчику из хорошей семьи, зачем нужна такая мама, которая предаст, забудет, напьется, упадет и опозорит вас на весь мир.

Исторический подход в региональных исследованиях позволяет проследить ход пространственно-временного формирования данной территории с присущими ей производственными, демографическими, этническими, религиозными и др. процессами, изучить тенденции и закономерности развития. Исторически Донбасс был регионом Российской империи, а затем Советского Союза и располагался на территориях Донецкой, Ворошиловградской (Луганской), Днепропетровской и Ростовской областей.

Появление региона в конце 19-го века связано с промышленной разработкой Донецкого каменноугольного бассейна, что позволило Донбассу экономически развиться в крупный центр угольной промышленности, чёрной и цветной металлургии.

Этнически, религиозно, лингвистически и культурно Донбасс был и является частью Русского мира – международного сообщества, объединённого причастностью к России и приверженностью к русскому языку и культуре. В начале 1920-х годов решением В.И. Ленина большая часть промышленно развитого Донбасса была передана аграрной Украине. Этим решением была заложена «мина замедленного действия», которая «взорвалась» в 2014 году.

Традиционно Российская Федерация была основным партнёром Донецкой области во внешней торговле, как товарами, так и услугами. Наиболее точная информация имеется за период по 2012 год включительно.

В 2012 г. в Россию было направлено 22,4% экспорта товаров и услуг региона (в 2011 г. – 22,2%). Общий объём товаров и услуг из Российской Феде-рации составлял 46,2% областного импорта (в 2011г. – 42,7%). Общий объём экспорта товаров и услуг в Российскую Федерацию составил 3314,8 млн. долл. Импорт из России увеличился по сравнению с 2011 г. на 15,6% и составил 2712,7 млн. долл. Т.о. сальдо внешней торговли в 2012 г. было положительным и составило 602,1 млн. долл.

Основу внешнеторговых связей с Российской Федерацией составляла торговля товарами на общую сумму 3089 млн. долл. (21,9% областного экспорта). Импорт российских товаров в 2012 г. составил 2554,2 млн. долл. (48,6% областного импорта).

В 2012 г. экспортировались, в основном, недрагоценные металлы и изделия, что составило 39,4% от общего объёма экспорта в Россию (в т.ч. чёрные металлы – 27,8%, изделия из черных металлов – 9,2%). Другие товарные группы экспорта представляли: транспортные средства – 24,8%, машины, оборудование и механизмы – 10,9%, готовые пищевые продукты – 8,6% (в т.ч. какао и продукты из него – 5,9%), минеральные продукты – 7,6% (в т.ч. соль, сера, земля и камни – 4,3%, топлива минеральные, нефть и продукты её пере-гонки – 3,3%).

Основными статьями импорта в 2012 г. были минеральные продукты, что составило 73,7% от российского импорта (в т.ч. топлива минеральные, нефть и продукты её перегонки – 71,8%). Другими статьями импорта были недрагоценные металлы и изделия из них – 8,9% (в т.ч. чёрные металлы – 6,1%), машины, оборудование и механизмы – 4,5%, транспортные средства – 2,8%, продукция химической промышленности – 2,4%, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них – 2,2%.

Наибольшие объёмы экспорта в 2012 г. обеспечили предприятия городов: Мариуполя (44,8%), Донецка (16,2%), Енакиева (6,9%), Краматорска (6,7%), Макеевки (5,7%), Артёмовска (4,9%), Харцызска (4,3%), Дружковки (3,1%). Российские товары импортировались, в основном, предприятиями городов: Горловки (44%), Авдеевки (17,7%), Донецка (14%), Мариуполя (13,7%), Макеевки (2,4%).

Услуги в Российской Федерации в областном объёме экспорта услуг в 2012 г. составляли 32,9%, импорта из России – 25,4% областного импорта услуг. Сальдо внешнеэкономических услуг было положительным и составило 67,3 млн. долл. (экспорт услуг – 225,8 млн. долл., импорт – 158,5 млн. долл.).

В структуре экспорта услуг в 2012 г. преобладали услуги в операциях с недвижимостью, сдачей в наём и услуги юридическим лицам, что составило 73,4% от общего объёма. Экспорт транспортных услуг составлял 10,5%, услуг, связанных с государственным управлением – 7,3%, услуг в обрабатывающей промышленности – 3,4%, услуг, связанных со строительством – 3,1%.

В импорте услуг 57,5% составляли услуги в операциях с недвижимостью, сдачей в наём и услуги юридическим лицам, 17,6% – услуги, связанные с финансовой деятельностью, 15,4% – транспортные услуги, 3,4% – услуги гостиниц и ресторанов, 2,1% – услуги в добывающей промышленности.

Может показаться, что раны, нанесённые войной, не позволят ДНР в ближайшее время стать экономически развитым регионом с особым статусом. Однако бывает так, что на пустом месте легче строить новое, чем встраиваться в рамки старого. Нашей Республике в кооперации с Россией и другими дружественными странами надо постараться опередить других в формировании 6-го технологического уклада и «оседлать» новую длинную волну экономического роста.

Решить экономические проблемы ДНР крайне затруднительно без решения политических проблем. Для ускорения инвестиционно-инновационного развития ДНР предлагаются следующие меры:

Скорейшее встраивание в вектор опережающего развития экономики России и стран Таможенного Союза;

Заключение экономического союза с самопровозглашёнными государствами – Луганской Народной Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой, Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия, Нагорно-Карабахской Республикой;

Обеспечение экономической безопасности;

Увеличение объёма инвестиций в высокотехнологическое производство за счёт сокращения потребления и внешних заимствований;

Создание условий расширенного воспроизводства человеческого ка-питала и развития интеллектуального потенциала;

Обеспечение реального сектора производства внутренним долгосрочным дешёвым кредитом;

Переход к суверенной денежно-кредитной политике;

Создание институтов и механизмов развития в рамках нового 6-го технологического уклада (нано-, информационно-коммуникационные и биотехнологии);

Каждое суверенное государство должно уметь себя защитить. Как известно, «кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Поэтому для ДНР в кратчайшие сроки необходимо наладить собственное производство оружия. Донецкий казённый завод химических изделий в советское время выпускал боевую спецтехнику.

По своему назначению и профилю завод является предприятием, специализированным по работе со взрывчатыми веществами и взрывоопасными специзделиями. Несмотря на то, что завод подвергался массированным артиллерийским обстрелам, на предприятии сохранились уникальные технологии, оборудование и высококвалифицированные кадры. Завод может выпускать динамическую защиту танков. Она предназначена для защиты бронетанковой войсковой техники от бронебойных средств поражения. Принцип действия динамической защиты состоит в том, что контейнеры со взрывчаткой, которые размещены сверху обычной брони, взры-ваются навстречу снаряду, попавшему в танк. Тем самым существенно уменьшается пробивная способность снаряда.

Кроме того, Донецкий казённый завод химических изделий может обеспечить снаряжение боеприпасов, сборку ракет и выпускать:

Артиллерийские осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды;

Осколочно-фугасные и фугасные авиационные бомбы;

Ручные гранаты наступательные и оборонительные;

Противотанковые управляемые ракеты «Комбат», «Стугна», «Барьер» и др. При необходимости на предприятии «Никитртуть» (г. Горловка) можно наладить переработку ртути Никитовского месторождения для производства оружия.

ЛЯШКО ТАТЬЯНА
Конспект к родительскому собранию «Роль СМИ в воспитании детей. Что, было и что стало»

Большую роль в современном мире отводят средствам массовой информации, которые за частую пагубно влияют на развитие будущего поколения, так как очень много информации, которая должна быть определенно недоступной для взора детей . Однако же вспоминая свое прошлое, то есть детство, я вспоминаю наши средства массовой информации, которые сейчас почему-то несправедливо забыты, это радиовещание, где было много радиоволн посвященных именно образованию дошкольников. Это были интересные и увлекательные радиопередачи, на которых росли и воспитывались еще наши родители , и это была традиция не только моей семьи, но и многих советских семей. Например, радиопередача «Утренняя зорька» далее «Пионерская зорька» , «Радионяня» , «Музыкальная шкатулка» и таких радиоканалов было много , которые транслировали в свое эфире много познавательного и развивающего.

Радиовещание для детей в советский период стало важным аспектом жизни радио в стране в целом. И, несмотря на идеологическую направленность в годы существования советского союза, большинство детских радиопрограмм стало средством воспитания детей . Идеологического, нравственного, эстетического – любого. С приходом коммерческих радиостанций детское вещание стало постепенно исчезать из эфира в связи с его некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь одно радиоволна для детей – Детское радио , - которое принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Детей знакомили с искусством и наукой с помощью радиоспектаклей и радиопередач. Особенностью детского радиовещания стала направленность на довольно узкую и специфическую аудиторию. Передачи эти готовили талантливые профессионалы. Именно поэтому и сегодня радиопрограммы, записанные в Советское время, могут выходить в эфир.

Так же хочется отметить большую информационную роль детских телепередач . А именно телепередачи, на которых росли советские дети? Согласитесь, по телевизору в СССР было великое множество интересных передач. Перед сном мы бежали к экранам для просмотра «Спокойной ночи, малыши» , ждали и любили «В гостях у сказки» , узнавали много нового у "Клуба путешественников". Нас даже родители звали домой с прогулки, крича на весь двор о начале передачи, а после её окончания мы выбегали обратно на улицу. Давайте вспомним, какие передачи смотрели мы и наши родители . «Хочу все знать» , "АБВГДейка", "Будильник", "Ералаш", "Спокойной ночи, малыши", "В гостях у сказки", «В мире животных» ", «Детский час", "Мама, папа и я – вместе дружная семья", "Веселые старты", "Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас".

В период 90-х появились в эфире такие детские телепередачи, как : "Зов джунглей", "Звездный час", "Веселые нотки", детская передача "Веселые нотки" была прообразом "Утренней звезды".

В советское время люди жаловались, что жесткая цензура "выпускала" только пропагандистские, идеологически "причесанные" телепередачи, западное кино было сенсационной редкостью, еще меньше звучала зарубежная музыка, а о прямых эфирах можно было только мечтать . Но зато были отличные детские и юношеские передачи : умные, добрые, познавательные и душевные.

Что касается печатных средств массовой информации, большим преимуществом считался штат высококвалифицированных журналистов. Практически по каждой сфере жизни имелся специализированный журнал. Для каждого возраста детей существовал свой журнал или газета : «Мурзилка» , «Пионер» или «Пионерская правда» , «Комсомольская жизнь» или «Комсомольская правда» , «Ёж» , «ЧИЖ» , «Новая игрушечка» , «Веселые картинки» , «Колобок» , «Поиграем в сказку» .

Рубеж 20 - 21 вв. характеризуется бурным развитием технического прогресса, повсеместным внедрением во все сферы общественной жизни компьютера и сети Интернет, вследствие этого – увеличением объемов мгновенно обновляемой информации. У телевидения и радио сложилась новая аудитория, эфир перехватил у прессы пальму первенства в плане оперативности и далеко превзошел ее в сфере изобразительности и наглядности. Стала актуальной проблема разделения труда между радио, телевидением, сетью Интернет и периодической печатью. Для того, чтобы в растущем информационном пространстве достойно конкурировать с другими источниками информации, все печатные издания претерпели ряд существенных изменений. Прежде всего, изменился облик газет и журналов. Они, например, стали шире использовать видеоряд, часто заменяя иллюстрациями печатное слово. Сейчас существуют такие детские печатные издательства, рассчитанные на аудиторию до 12 лет : «Дисней для малышей» , с приложением «Винни и его друзья» , «Веселые картинки» , «Клепа» , «Мурзилка» , ведущий свою историю с советских времен, «Домовенок» , «Когда ты один дома» , «Приключения Веселых Человечков» , «Раскраски от АиФки» , «Решу без мамы» , «Золотая антилопа» , «Играем с Барби» , «Фея» и «Принцесса» (для девочек 7-10 лет, «Журнал сказок» , «Чебурашка» , «Смешарики» .

Интернет как средство массовой информации по силе воздействия на развитие молодого поколения можно сравнить с расцветом эпохи телевидения. Интернет сегодня – неотъемлемая часть жизни любого цивилизованного общества, один из главнейших источников информации, по оперативности превосходящий печатные СМИ. В сети Интернет появилось множество детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало : «Карапуз» , «Ладушки» , «Барби» , «Вини-Пух» , «Нахаленок» , «В гостях у Золушки» , «Загадочный мир» и т. д.

Но все перемены нашего современного мира, современные процессы глобализации и модернизации имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны. С развитием информационных технологий появились и новые проблемы, к которым можно отнести влияние средств массовой информации на психику, восприятие и воспитание детей дошкольного возраста. Конечно, в наше время есть отдельные каналы на телевидении для детей , но туда пропускается порой та информация, которую ребёнку не следует принимать. Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание ребенка – серьезная проблема современности. И ей необходимо уделять большое внимание педагогам и психологам. Необходимо детей и взрослых научить правильно, использовать полученную информацию из средств массовой информации.

Тенденции современной молодежи, это национальная проблема современного общества : безграмотность, отсутствие духа патриотизма, безнравственность. Безусловно, информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ сопровождают жизнь не только взрослых, но и детей . Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в обиход малышей начиная с первых лет их жизни. Именно проблема «ребёнок –телевидение» – одна из самых актуальных в воспитании ребёнка . Телевизор стал средством обихода в каждой семье, роль его возросла по сравнению с тем, что было , к примеру, два десятилетия назад. Телевизор сегодня является одним из средств воспитания подрастающего поколения. Во многих группах в детских садах появились телевизоры и DVD-проигрыватели. Часто воспитатели вместо того , чтобы занять детей какой-либо игрой , каким-то видом деятельности, включают телевизор (DVD-проигрыватель, и в группе – тишина. Дети «заняты» просмотром мультфильмов. Такое допускать нельзя. Возникает вопрос : «А как раньше обходились без телевизоров, DVD-проигрывателей? Дети больше играли. Сегодня наши дети не могут играть, они не могут придумывать сюжеты для своих игр. Сегодня они играют в своих «мультипликационных» героев. И хорошо еще, когда это добрые, положительные герои. А если проанализировать сюжет, содержание этих мультфильмов, то можно сказать, что они совсем «не детские» . Утром наши воспитанники приходят в детский сад после выходных. Раздевалка группы постепенно наполняется веселыми детскими голосами. Не доходя до группы дети начинают делится : какие мультфильмы смотрели, в какие игры играли на компьютере, кем из героев они хотели бы быть (Человек-паук, Бэтмен, и т. д.)

Наблюдая подобные сцены и слушая детские диалоги, в который размышляешь, насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит общения с взрослыми испытывают дети. После просмотра зарубежных мультфильмов у детей проявляется не только агрессия, часто они становятся источниками детских страхов. На сегодняшний день есть современные отечественные мультфильмы, которые не вызывают агрессии у детей , содержат много поучительной информации. Это мультфильмы «Фиксики» , «Уроки тетушки Совы» , «Барбоскины» и др. Можно сказать, что эти мультфильмы составляют «конкуренцию» западным мультфильмам. Проблема современного телевидения в том, что оно стало абсолютно циничным и безнравственным. Оно не выполняет свою задачу воспитания молодёжи , не прививает подрастающему поколению общественные ценности, нормы и правила поведения, не знакомит с культурой и бытом народов разных национальностей. Более того, всё это низвергает, втаптывает в грязь, с чем мириться не только нельзя, но и небезопасно для будущего поколения и будущего нашей Родины . Когда по спутниковому телевидению транслируются сотни каналов, то за их качеством и не уследишь. Необходима специальная комиссия, которая будет следить за передачами, выходящими в эфир и за тем, в какое время эти передачи транслируются.

Я думаю, что единственным выходом в сложившейся ситуации, является не инновационная деятельность, а простое общение детей со сверстниками , с родителями , воспитателями , учителями, и это общение должно быть ежеминутно, с ребенком нужно общаться, по средствам общения и собственного примера, только так мы можем вырастить здоровое общество. Ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе. Чем больше добра ребёнок получает в детстве, тем полнее и ярче его жизнь, он с оптимизмом будет смотреть на мир. Ведь каждый родитель хочет , чтобы его ребёнок вырос здоровым и физически, и психически, был счастлив и делился этим счастьем с окружающими. Поверьте, мир тогда станет добрее!

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей . Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими.


Top