Вязание учимся вязать. Учимся вязать спицами и крючком: бесплатные курсы и уроки для начинающих

Как читать схемы вязания спицами, условные обозначения для начинающих. Начинающие мастерицы, взяв в первый раз схему, увидят много непонятных для себя условных обозначений и символов. А описание узоров для вязания спицами порой составляют большой объем текста, что не всегда удобно. В этой статье мы попробуем разобраться во всех этих таблицах и схемах. Условные обозначения петель помогают сократить время на чтение описания узора.

Обычно расшифровка сокращений указывается в инструкции по вязанию узора, но если вы не нашли ее, то вы всегда можете воспользоваться нашей шпаргалкой, рекомендуем сохранить ее и при возникновении вопросов обращаться к ней.

Условные обозначения для вязания спицами:

  • лп – петля лицевая;
  • ип – петля изнаночная;
  • п – петелька;
  • нк – накид;
  • кр – кромочная;
  • р – ряд;
  • спл – скрещенная ЛП;
  • сип – скрещенная ИП.

Например, лицевые петли в схемах могут обозначаться так:

А изнаночные так:

Эти значения легко и быстро запоминаются так, что уже после первого провязанного рапорта вы можете даже не заглядывать в схему.

Читают сему справа на лево и с низу в верх, точнее с правого нижнего угла. То есть, точно так, как мы держим полотно, когда вяжем.

Все лицевые ряды – не четные вяжут, как указано в схеме. Изнаночные – четные ряды вяжут по рисунку, который мы видим. Когда в лицевом ряду обозначены лицевые петли, то в изнаночном эти петли нужно провязать изнаночными. И, наоборот изнаночные – лицевыми.

Иногда в сложных узорах в схемах прописывают и изнаночные ряды. В этом случае нужно вязать точно по схеме.

В схеме всегда дается число петель рапорта. Рапорт – это часть узора, состоящая из группы петель, которые повторяется в узоре определенное количество раз. Рапорт на схеме может обозначаться стрелочками или выделяться рамкой.

Число петель, которые вы наберете для вязания любого изделия, всегда должно быть кратно рапорту. Иногда, чтобы рисунок получился симметричный, в конце ряда рекомендуют добрать несколько петель, не учтенных в рапорте.

Для каждой схемы составляются свои обозначения, которые всегда прилагаются к ней.

Виды петель и их условная запись в раппорте узора:

  • Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй
  • Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли

Набор петель начального ряда

Вязание изделия или образца начинают с набора петель начального ряда. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе. Так поступают для того, чтобы петли начального ряда легко растягивались и легче было провязать петли следующего ряда.

Есть множество вариантов набора петель - из одной нити, из двух, утолщённый накид, с бахромой и прочие. Следует подбирать тот вид набора, который больше соответствует узору вязания. Разберём несколько более распространённых способов.

Простейший набор

Начиная вязание, необходимо набрать основные петли. Этот набор образуют при помощи двух спиц, соединённых вместе. Отмеряют нить втрое длиннее предполагаемой ширины изделия и помещают её на указательном пальце левой руки так, чтобы нить, идущая от клубка, находилась между указательным и средним пальцами. Конец нити, со стороны ладони, оборачивают вокруг большого пальца.

Нити держат в ладони, а большой и указательный пальцы отводят друг от друга. В правую руку берут две спицы и вводят под петлю большого пальца снизу вверх. Затем захватывают нить на указательном пальце и проделывают её сквозь петлю на большом пальце (рис.202, А).

Петлю с большого пальца сбрасывают и накинутую нить подтягивают к спицам (рис.202, Б). Образована первая основная петля.

Набор продолжают, спицы сначала помещают под петлю на большом пальце, потом захватывают нить на указательном пальце и протягивают её через на большом пальце, нить равномерно затягивают на спицах (рис.202, В).

Набор петель одной нитью

Этот набор используют главным образом при образовании петель для пуговиц или по краям изделия, продолжая какой-либо выступ.

Вязание со спицей держат в правой руке и указательным пальцем левой руки накидывают петлю на спицу (рис.203). Таким образом набирают необходимое число петель.

Декоративный набор

Декоративный набор используют в ластиках варежек или в воротниках кофт и джемперов. Его образуют следующим образом: пряжу, предназначенную для набора, складывают вдвое, потом перегибают пополам и в середину помещают спицы. Итак, посредине пряжа четырёхкратна.

Три нити кладут на большой палец, одну нить на указательный палец, спицы остаются в середине (рис.204, А). Петлю набирают в два приёма.

Сначала, как в простом наборе (рис.202), спицы вводят под петлю на большом пальце, захватывают нить на указательном пальце и под нитью на большом пальце спицы с новой петлёй протягивают в исходное положение (рис.204, Б). Во второй раз нить вокруг большого пальца оборачивают со стороны ладони против себя и спицы вводят в эту петлю сверху под нить ладони.

Кончиками спиц нить с указательного пальца протягивают через петлю большого пальца, петлю с большого пальца сбрасывают и нить не слишком туго затягивают (рис.204, В).

Набор двойного вязания

Двойное вязание набирают на цветной нитке, которую потом убирают. На конце пряжи образуют петлю, в которую помещают спицу - нить на указательном пальце.

На большом пальце цветная нитка. Спицу помещают под цветную нитку, потом захватывают пряжу с указательного пальца (рис.205, А).

Каждую следующую петлю набирают так - сначала проводят спицу под пряжу на указательном пальце, потом под цветную нитку и из пряжи указательного пальца набирают петлю на спицу (рис.205, Б).

Первый ряд вяжут следующим образом: 1 пелю снимают не провязав (нить за спицей) и 1 петлю вяжут лицевой вязкой (рис.205, В).

В каждом последующем ряду снятые и лицевые петли меняют местами (рис.205, Г).

Основные петли


Дуга вокруг спицы образует петлю (рис.206). Петля имеет переднюю и заднюю стенки, а нижнюю дугу между двумя петлями называют протяжкой. Самыми простыми и основой для других петель являются лицевые и изнаночные петли.

Лицевую петлю можно образовать двумя способами: вывязывая за переднюю или заднюю стенку. Вязание лицевой петли за переднюю стенку принято считать "классическим". Обычно в литературе под лицевой петлёй имеется в виду именно этот способ вязания, конечно, если нет оговорки, что это следует делать иначе.

Лицевую петлю вяжут следующим образом: правую спицу вводят в петлю спереди передней стенки на левой спице, захватывают нить под спицей правой руки и протягивают через петлю. Новая петля остаётся на правой спице (рис.207 А).

Изнаночную петлю , так же как и лицевую, можно вязать разными способами. Правую спицу вводят в петлю справа налево под передней стенкой. Сверху захватывают нить и протягивают через петлю (рис.207, Б), новая изнаночная петля остаётся на правой спице.

Есть и другие способы вязания лицевых и изнаночных петель, но при них хорошо образуется узор только из лицевых и изнаночных петель. При вязке других видов узоров петли ложатся в ином направлении, нежели при "классическом" способе вязания лицевых и изнаночных петель.

Плоскостное вязание

Кофты, джемперы, платки, шарфы и др. изделия вяжут на двух спицах, один ряд вяжут справа налево (лицевая сторона изделия), а другой обратно (изнаночная сторона изделия). Поэтому если необходимо получить лицевую гладь, то туда вяжут лицевыми петлями, а обратно - изнаночный - изнаночными петлями.

На рис.208 показаны лицевая и изнаночная стороны вязания.

Цилиндрическое вязание

При вязании носков, варежек, юбок, джемперов на пяти или кольцевых спицах нет обратных рядов. При вязании на пяти спицах сначала набирают на две вместе сложенные спицы такое количество петель, какое предполагается вязать на одной спице, потом одну спицу вытягивают из набора, складывают ещё раз их вместе и набирают для второй спицы. Так же поступают и с третьей и четвёртой спицами. Когда набрано необходимое количество петель на 4 спицы, пятой спицей приступают к вязаниию по кругу.

Начало вязания

Лицевая вязка образует односторонний узор. Эту вязку ещё называют чулочной, лицевую её сторону - лицевой гладью, изнаночную - изнаночной гладью.

Если изделие начинают лицевой или изнаночной гладью, то и в том и в другом случаях край заворачивается на лицевую сторону. Поэтому обычно изделие начинают с двухстороннего узора, который не скручивается.

Если изделие предполагается вязать лицевой вязкой, то нижний край вяжут зубчиками или изнаночными петлями.

1 способ: вяжут 5-10 рядов гладью, потом один лицевой ряд вяжут так: 2 петли вместе лицевой петлёй, 1 накид (нить кладут на спицу от себя, (рис.211). Потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до ажурного ряда. Цепочку набора набирают на дополнительную спицу и изделие подгибают по линии ажура (зубчиков). Перед каждой петлёй на спицу помещают одну петлю цепочки набора и провязывают их вместе лицевой петлёй. Следят, чтобы петли по вертикали совпадали, иначе край изделия будет перекошен. При желании край можно не провязывать, а подшить.

2 способ: вяжут 5-10 рядов лицевой гладью, потом один ряд на лицевой стороне вяжется изнаночными петлями, потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до изнаночного ряда. По изнаночному ряду вязание перегибают и привязывают или пришивают так же, как в предыдущем случае. Потом продолжают лицевой узор.

Научившись провязывать всего лишь два вида петель (лицевые и изнаночные), можно освоить любые виды вязок. Сначала самые простые, а потом и более сложные узоры вы найдёте в разделе "Узоры".

Краевые или кромочные петли

Краевые петли в раппорте узора не учавствуют. После подсчёта петель для узора независимо от их количества прибавляют ещё две петли, которые служат только для образования края.

Край изделия может быть вывязан ровным (косичкой) и с узелками.

Ровный край (рис. 209, А).

1-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

2-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают изнаночной.

Край с узелками (рис. 209, Б).

При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится за спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

Закрепление петель

После окончания вязания изделия или образца последний ряд открытых петель закрепляют. Делать это можно двумя способами.

1-й способ - при помощи спицы (рис.210). Краевую первую петлю, как обычно, переснимают на правую спицу непровязанной. Следующую петлю вяжут лицевой, затем концом левой спицы оттягивают предыдущую пелю, а правой спицей протаскивают через лицевую. После этого оттянутую петлю сбрасывают и повторяют всё сначала до конца ряда. Нитку обрывают и продёргивают через последнюю петлю, тем самым закрепляя вязание.

2-й способ - при помощи иглы. Оставляют конец рабочей нитки примерно в три раза длиннее закрываемого полотна и проделывают его в иглу. Иглу пропускают в крайнюю петлю последнего ряда петель с лицевой стороны на изнаночную, затем во 2-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и протягивают через эти три петли рабочую нитку. После этого вводят иглу в 1-ю петлю с лицевой стороны на изнаночную и в 3-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и т. д.

При таком закреплении петель последний ряд растягивается так же хорошо, как и при закреплении петель спицами, только не образуется косички.

Виды петель и их условная запись в раппорте узора

Лицевая петля (рис.2).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая.

Лицевая скрещенная петля (рис.3).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая скрещенная.

Изнаночная петля (рис.4).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и в петлю справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная.

Изнаночная скрещенная петля (рис.5).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и петлю на левой спице сзади наперёд слева направо от себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная скрещенная.

Две или несколько петель вместе лицевой (рис.6).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой.

Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй (рис.7).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой скрещенной.

Две петели вместе, первую поворачивают (рис.8).

Концом правой спицы предварительно поворачивают первую петлю на левой спице, а затем провязывают, как две петли вместе лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой, первую поворачивают.

Две или несколько петель вместе изнаночной петлёй (рис.9).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 2 вместе изнаночной.

Две петли вместе изнаночной скрещенной петлёй (рис.10).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице сзади наперёд слева направо на себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: Две вместе изнаночной скрещенной.

Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли (рис.11).


При помощи дополнительной спицы вторую и первую петли на левой спице меняют местами так, чтобы вторая стала первой и при провязывании петель вместе закрывала краевые. Провязывают петли как при лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 3 вместе, вторую и первую поменять местами.

Накид (рис.12).

Концом правой спицы захватывают рабочую нитку сверху справа налево на себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид.

Для образования ажура и прибавления петли в последующем ряду накиды повязывают лицевой или изнаночной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Накид обратный (рис.13).

Правой спицей захватывают рабочую нитку снизу слева направо от себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид обратный.

Для образования ажура последующем ряду накиды провязывают лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой или изнаночной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Двойной накид (рис.14).

Концом правой спицы делают два накида. Для прибавления петель в последующем ряду правый накид провязывают лицевой, а второй - изнаночной петлёй.

В раппорте узора записывают: 2 накида.

Воздушная петля (рис.15).

Образуют петлю из рабочей нитки, набрасывают на правую спицу.

В раппорте узора записывают: 1 воздушная петля.

Петля из нижележащего ряда (рис.16).

Конец правой спицы вводят в петлю, расположенную на один или несколько рядов ниже вывязываемого, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю. Петли, расположенные над вновь образовавшейся петлёй, в зависимости от рисунка сбрасывают или провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из петли нижележащего ряда.

Петли из промежутка между петель нижележащего ряда (рис.17).

Конец правой спицы вводят под горизонтальную нитку между петель нижележащего ряда, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из промежутка между петлями нижележащего ряда.

Из одной петли вывязывают две (рис.18).

Петлю на левой спице провязывают два раза - один раз лицевой, а второй -изнаночной петлёй, после чего её сбрасывают со спицы.

Сначала провязывают вторую петлю лицевой скрещенной за вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой, затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю за спицей, затем первую.

Перемещение петли с наклоном вправо (рис.21).

Сначала провязывают вторую петлю лицевой (или изнаночной) перед вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой (или изнаночной), затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю перед спицей, затем первую.

Перемещение несколько петель с наклоном влево (рис.22).

При перемещении нескольких петель изменяется порядок их провязывания. Нужное число петель переснимают на доп. спицу и оставляют её перед вывязываемым узором. Затем провязывают обычным образом несколько петель, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2-3 петли снимают на доп. спицу перед узором.

Перемещение несколько петель с наклоном вправо (рис.23).

Петли для перемещения переснимают на доп. спицу и оставляют её за вывязываемым узором. Затем вывязывают нужное количество петель с левой спицы, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2 петли снимают на доп. спицу за узором.

Вытянутая петля (рис.24 А и Б).

Если петлю переснять непровязанной с левой спицы на правую, то она займёт два ряда по высоте; если эту петлю и в следующем ряду оставить непровязанной, она ещё увеличится, т. е. вытянется. Рабочая нитка в зависимости от рисунка бедет проходить за вытянутой петлёй или перед ней.

В раппорте узора записывают: 1 петлю переснимают, рабочая нитка за узором (рис.24, а) или:

1 петлю переснимают, рабочая нитка перед узором (рис.24, б).

Если переснимают несколько петель подряд и в нескольких рядах, то образуются отрезки ниток, которые могут служить украшением лицевой стороны изделия. Тогда одну из петель предыдущего ряда провязывают под отрезками ниток (рис.25).

В раппорте узора записывают: 1 лицевая (изнаночная) под отрезками ниток.

Вытянутая петля с накидом (рис.26).

Делают накид, а затем петлю переснимают непровязанной с левой спицы на правую. Рабочая нитка находится на спице вместе со снятой петлёй.

В раппорте узора записывают: накид, 1 петлю переснимают (рис.26 а).

В последующих рядах в зависимости от рисунка можно петлю и накид переснимать непровязанными, предварительно сделав накид.

В раппорте узора записывают: 1 накид, накид и петлю переснимают (рис.26 б).

В последующих рядах накид и петлю провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевой вместе с накидами (рис. 26, в).

Обвивающая петля (рис.27).

Правую спицу направляют в промежуток между петлями на левой спице (например, между 3-й и 4-й), захватывают рабочую нитку спереди назад и вытягивают длинную петлю. В зависимости от рисунка её провязывают в этом же ряду следующей петлёй или в следующем ряду, сохраняя при этом набранное количество петель.

В раппорте узора записывают: вытягивают длинную петлю из промежутка между 3-й и 4-й петлями.

Увеличенные петли (рис.28).

Правую спицу направляют в петлю и по часовой стрелке делают два и более оборотов (накидов) в зависимости от рисунка, а затем вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 увеличенная лицевая петля с двумя накидами.

В последующем ряду накиды сбрасывают, за счёт этого петля увеличивается.

Петли стежками (рис.29).

Правой или левой спицей в зависимости от наклона стежка подхватывают нужную петлю (по узору она может быть увеличенной, вытянутой и т. д.),протягивают в неё рядом расположенные петли и перекидывают её со спицы на петли. Перекинутая петля имеет вид стежка.

В раппорте узора записывают: в 3-ю петлю протягивают две первые.

В описаниях узоров часто повторяется вязание предыдущего ряда.

В раппорте узора записывают: вяжут по рисунку. Это значит, что выполняют вязание не так, как записан раппорт в предыдущем ряду, а как его видят при вывязывании ряда, т. е. если видят вывязываемую петлю лицевой, то и вяжут её лицевой, если изнаночной, то вяжут изнаночной.

Если встречаются накиды, но не указывается, как их вязать, то их провязывают по лицевой стороне - лицевой, по изнаночной - изнаночной петлёй.


Хоть раз в жизни 90% девушек брали в руки вязальные спицы. Вот только далеко не каждой удавалось закончить даже первое изделие. Что делать, чтобы довязывать вещи? И самое главное, как научиться вязать? Читайте в этой статье.

Без чего невозможно научиться вязать?

Чтобы научиться вязать, понадобятся сами спицы и пряжа для вязания. При выборе спиц, главное не растеряться в разнообразии. Существуют спицы разных размеров и разные по форме, назначению и материалу.

  • По форме: круглые и квадратные. Круглые подходят для любых изделий и уровня мастерства. Квадратные – для опытных рукодельниц и плотного вязания.
  • По материалу: пластик, металл, бамбук и эбеновые. Пластиковые спицы неудобны для вязания массивных изделий и хрупкие. Металлические спицы универсальны, но не производятся больших размеров. Спицы из бамбука подходят новичкам, но замедляют работу, при длительном использовании на руках появляется маслянистый налет. Эбеновые дорогие, но удобные.
  • По назначению: прямые, круговые, гибкие, чулочные, вспомогательные.

Выбор пряжи разнообразен и зависит только от предпочтений рукодельницы и возможностей кошелька.

Как научиться вязать – с чего начать

  • Для начала потребуется набрать петли. Существует много способов это сделать. Но для первого опыта стоит остановиться на обыкновенном наборе на две спицы. Нить перекидываем через ладонь, свободный ее конец должен быть между большим и указательным пальцами, нить клубка вкладываем между указательным и средним, а свободным концом делаем оборот вокруг большого пальца по направлению к ладони, оба конца нитки зажимаем тремя пальцами.
  • Спицы снизу вверх вводим в петлю на большом пальце, подхватываем нить на указательном пальце со стороны среднего сверху вниз и протягиваем в петлю.
  • Большой палец вытаскиваем из петельки – на спицах осталась первая петля. Для продолжения набора повторяем действия. Свободный конец нити оставляйте в два раза длиннее, чем ширина изделия.


Как научиться вязать – лицевые и изнаночные петли

Научиться вязать не зная, как вяжутся лицевые и изнаночные петельки. Схема, как их вязать ниже на картинке.



Как научиться вязать – виды вязок

Если все ряды изделия вяжутся только лицевым петлями – это платочная вязка. А если нечетные ряды лицевыми, а четные изнаночными, то это лицевая гладь.

Как научиться вязать – кромочные петли

Чтобы край готового изделия оставался не перетянутым, начинать и заканчивать каждый ряд нужно кромочной петлей. Первая петля ряда просто снимается, последняя вяжется изнаночной.

Как научиться вязать – закрываем вязание

Кромочную снимаем, следующую по узору, спицу с полотном вводим в кромочную и через нее протягиваем провязанную петельку. Кромочная оказалась снятой, на спице осталась одна петля. Повторяем действия до конца ряда. Последнюю петлю возвращаем назад на спицу, обрываем нить и протягиваем в петлю.

На первых порах не вяжите сразу изделия со сложным рисунком. Перед вязанием внимательно разберитесь в схеме и верьте в свои силы! Начинать лучше не с шарфиков (их скучно вязать простыми узорами), как принято считать, а чего-то более ощутимого. Это может быть даже какая-то деталь интерьера, например, плед, состоящий из разных узоров из лицевых и изнаночных петелек.

Ручная работа уже прочно вошла в моду. Особое место среди всего разнообразия техник занимает вязание. Вязаные кофточки, платья, сумки, шапки и даже пальто особенно актуальны на протяжении нескольких лет. Вязание спицами для начинающих рукодельниц привнесет много приятных моментов в жизнь. Авторские модели станут по карману любой мастерице, а также великолепным подарком для близких и родных.

Учимся вязать с нуля - красивые узоры и схемы для новичков

Прежде, чем приступить к выполнению сложных узоров, необходимо разобраться в терминологии и .

Все узоры могут описываться двумя способами:

  1. Словесное описание, что очень неудобно, так как сложные ажурные узоры описываются очень громоздко.
  2. Графическое описание узора в виде схемы.

Схема вязания представляет собой расчерченный на клетки четырехугольник. Одна клетка – одна петля. Состоящая из клеток горизонталь – количество петель, которое необходимо набрать для выполнения раппорта узора по горизонтали. Вертикаль – количество рядов, которое необходимо провязать для выполнения раппорта по вертикали.

Раппорт – это необходимое количество петель, образующих узор. На схеме раппорт изображен как пара вертикальных линий. Каждая клеточка содержит информацию о способе провязывания петли, которая называется условным обозначением:

  • лицевая петля в лицевом ряду, и изнаночная – в изнаночном;
  • изнаночная петля в лицевом ряду, и лицевая – в изнаночном;­
  • перехват из 6 петель с наклоном вправо. Первую вторую и третью петли снять назад на булавку для вязания, четвертую, пятую петли провязать лицевыми, а затем снять с булавки на левую спицу снятые петли и провязать их лицевыми.­
  • перехват из 6 петель с наклоном влево. Первую, вторую и третью петли снять вперед на булавку для вязания. Провязать четвертую, пятую и шестую петли лицевыми, снять с булавки на левую спицу снятые петли и провязать их лицевыми.­
  • Платочная вязка

    • Первый ряд: снять, не провязывая кромочную петлю, все остальные провязать лицевыми петлями, последнюю петлю провязать изнаночной;
    • Второй ряд и последующие вязать как первый.

    Это двусторонний узор, благодаря чему его можно использовать при вязании платков, шарфов, детских пинеток, снудов, воротников.­ Смотрите подробное видео о платочной вязке.

    Понятно из названия, что этим способом издавна вязались чулки и носки. Этот узор используется при вязании абсолютно любых изделий. Это двусторонняя вязка, связать которую совсем не сложно.

    • Первый ряд: снять, не провязывая кромочную петлю, все остальные провязать лицевыми петлями, последнюю петлю провязать изнаночной. Чтобы узор получился более ровным и аккуратным, лицевые петли лучше провязывать за заднюю стенку.
    • Второй ряд: снять, не провязывая кромочную петлю, все последующие вязать изнаночными.

    Существует огромное количество всевозможных способов вязания резинок: ажурные, двойные и т.д. Изделия, выполненные резинкой очень эластичны и комфортны в носке. Кроме этого узор резинки используют для выполнения манжет, низа кофточек, воротников и т.д.

    • Первый ряд: снять, не провязывая кромочную петлю, провязать 3 петли лицевыми, 2 изнаночными и так до конца ряда, последнюю петлю провязать изнаночной;
    • Второй ряд: снять, не провязывая кромочную петлю, провязать 2 петли лицевыми, 3 изнаночными до конца ряда. Последнюю петлю провязать изнаночной.

    Для того, чтобы узор получился законченным, при наборе петель необходимо учитывать кратность раппорта, равную 5 петлям, т.е. нужно набрать количество петель, кратное 5 плюс две кромочные.

    Узор Коса

    Трендом 2014 года стали вязаные пальто. Многие дома мод представили модели, выполненные узорами «коса», «жгут» и другие похожие варианты.

    Этот эффектный узор выглядит невероятно сложным в исполнении, хотя по факту таким не является. Главной особенностью при вязании этих узоров является перекрещивание петель, предварительно снятых на отдельную спицу.

    Для вязания этим узором, необходимо набирать количество петель, кратное 11, плюс 2 петли для симметрии и плюс 2 кромочные петли.

    • Первый, третий, седьмой и девятый ряды: снять, не провязывая одну кромочную, *2 изнаночными, 9 лицевыми*, 2 изнаночные, последнюю петлю провязать изнаночной;
    • Второй и все четные ряды: снять, не провязывая одну кромочную, 2 лицевыми, *9 изнаночными, 2 лицевыми*, последнюю петлю провязать изнаночной;
    • Пятый ряд: снять, не провязывая одну кромочную, провязать *2 петли изнаночными, 3, 4, 5 петли снять на дополнительную спицу либо булавку для вязания, 6, 7, 8, лицевыми, с дополнительной спицы перекинуть петли на левую и провязать их лицевыми, 3 петли лицевыми*, 2 изнаночными, последнюю петлю провязать изнаночной;
    • Одиннадцатый ряд: снять, не провязывая одну кромочную, провязать*2 изнаночными, 3 лицевыми, 6,7,8 петли снять назад на дополнительную спицу, провязать 9,10,11-ю петли лицевыми, а затем 6,7,8-ю петли снять с дополнительной спицы и провязать лицевыми *, 2 изнаночными, последнюю петлю провязать изнаночной.

    Вертикальный раппорт готов. Для продолжения вязания все повторить с первого ряда.

    Подробнее об узоре коса узнайте из видео.

    Уроки простого вязания вещей для женщин

    Когда связаны первые образцы с узорами, хочется побыстрее начать вязать изделие. Ниже представлена простая техника вязания изделий, которая не требует большого опыта в этом деле.

    Вяжем носки

    Вязаные носки – это тепло и комфорт в любую погоду. Существует огромное множество всевозможных моделей носков: ажурные, получулки, гольфы, короткие носочки, с отворотами и т.д. Некоторые модели вяжут на двух спицах, но в большинстве случаев, классическое вязание носков осуществляется на пяти спицах.

    Освоив азы вязания носков, можно будет легко освоить технику самых сложных и изысканных моделей. В этой статье размещен пошаговый . И даже вязание пяток не представит сложности.

    Ознакомьтесь также с тем, как связать домашние тапочки-следки.

    Шарф-хомут или снуд

    Черный снуд и такого же цвета пальто – элегантное сочетание; голубой, сиреневый или розовый хомут создаст мягкий романтичный образ; темные оттенки зеленого, синего или бордового придадут образу экстравагантности и яркости. Подробности в видеоуроке ниже.

    Вязание спицами снуда для начинающих рукодельниц - хороший опыт в освоении этого вида творчества. Шарф-хомут можно связать несколькими способами: на двух спицах или на круговых. Двумя спицами это изделие вяжется по принципу обычного шарфика, который затем сшивается в трубу. Подробный мастер-класс о том, описан в этой статье.

    Особую популярность снискали себе вязаные тапочки:

    Изучив следующую статью, можно для всей семьи.

    Еще одним удобным зимним аксессуаром является манишка. Это изделие великолепно защитит от ветра и мороза горло и шею. В комплекте с шапочкой и варежками, вязаная манишка будет смотреться еще более гармонично.

    Манишку легко и быстро сможет связать начинающая мастерица. Существует множество моделей этого аксессуара, и множество способов их вязания. Манишка, связанная резинкой, будет плотнее и теплее. При вязании изделия регланом, провяжите петли симметрично относительно линии. Если вязать манишку как круговую кокетку, то процесс вязания станет еще проще.

    Шаль

    Моду на шали привез в Европу Наполеон Бонапарт после своего египетского похода. Туалеты в стиле ампир, бывшие в то время в тренде, одновременно были невероятно холодными, и абсолютно не подходили к холодным европейским зимам. Подарок императора пришелся как нельзя ко двору, и с легкой руки Жозефины, прочно вошел в моду.

    Много лет прошло с тех времен, но шаль до сих пор является актуальным аксессуаром, придающим образу женственность и привлекательность. Шали вяжут всевозможных форм и размеров, использую различные материалы. Ажурное изделие из тонкой шерсти согреет зимой, а плотной вязки добавит образу романтичности.

    Пошаговое обучение вязания детских вещей для начинающих

    Вязание детских вещей доставляет особое удовольствие:

    Вязание варежек

    Детские варежки – незаменимый аксессуар зимой. Хоть они недороги и представлены в широком ассортименте в магазинах, ребенку особенно полюбятся варежки, связанные вручную с учетом его предпочтений.

    Варежки можно вязать на двух или пяти спицах. Работа разделена на четыре этапа:

  1. Вязание от манжеты до большого пальца;
  2. Вывязывание отверстия для большого пальца;
  3. Вязания мыска изделия;
  4. Вязание большого пальца.

Детской жилетки

Жилетка – очень удобная одежда для ребенка

  1. Удобнее всего начинать работу с создания выкройки в натуральную величину. Этот этап упростит все последующие и исключит перевязывание уже почти готового изделия.
  2. Детскую жилетку можно связать на двух спицах – тогда придется сшивать боковые швы. Если вязать на пяти спицах либо на круговых, то изделие получится бесшовное. Останутся только плечевые швы.
  3. Следующий этап – выбор узора, которым будет связано изделие. Если используемых узоров будет несколько, обязательно составление схемы вязания каждой детали изделия. Это поможет избежать досадных ошибок.

Шапки-шарф

Пинетки для новорожденных

Так хочется подарить малышу частичку своей нежности и любви. Следует помнить, что все изделия, предназначенные для малышей, вяжутся швами наружу. Количество швов необходимо свести к минимуму, и они должны тщательно обрабатываться. или крючком должны очень точно подходить по размеру ножки, чтобы было комфортно малышу. Благодаря представленному видео, связать первую обувь своему малышу станет легко и просто.

Учимся вязать безрукавку с нуля

Безрукавка – очень удобная одежда, подходящая для любого случая. Это изделие разнообразит гардероб маленькой модницы и станет ее любимой вещью. Можно оформить изделие яркими веселыми деталями и рисунками, используя другие виды рукоделия: вышивку, вязание крючком, аппликацию, макраме.Безрукавка для девочки свяжется за пару вечеров с видео, в котором подробно показан порядок работы.

Детская игрушка

Детские цветные игрушки, связанные своими руками, станут любимыми у малышей. Они прекрасно вписываются в интерьер детской и передают тепло и нежность маминых рук, легко стираются и быстро сохнут. На видео подробно показан процесс вязания такого изделия.

Рассмотрите подробнее вы найдете в пошаговых мастер-классах.

Вязание спицами для начинающих рукодельниц станет отличным видом творчества.­

Одним из самых распространенных способов ручного вязания является вязание на спицах. Вязаные изделия актуальны были всегда. Немного терпения – и у вас в гардеробе появится удивительная вещица, которая поможет скрыть все недостатки фигуры и подчеркнуть вашу индивидуальность.
Изначально вязание появилось лишь как необходимость, которая переросла в настоящее искусство. Историю вязания восстановить трудно, т.к. шерстяные нити сохранить довольно сложно. До нас дошли лишь рисунки, на которых были изображены женщины в чулках. Это изображение относится к 1900 году до н. э. Позже были найдены останки детского носка в Египте, время создания которого относится к III веку н. э.
Самые искусные вязальщицы того времени могли создавать фантазийные узоры, надписи на изделиях. В IX веке вязание на спицах начинает довольно быстро распространяться по Европе. Сегодня ручное вязание «захватило» весь мир.
Для того чтобы на спицах, достаточно немного терпения, внимательности, спиц и пряжи. Все сводится к одному единственному правилу: «От простого к сложному».
Весь принцип вязания на спицах основывается на образовании новых петель и их переплетении. Во всем процессе вязания используется лишь одна рабочая нить.

Спицы

Результат вязания зависит от правильности подбора номера спиц. Во-первых, спицы должны быть прочными, легкими и гладкими. Во-вторых, спицы нужно подбирать по размеру в зависимости от выбранной пряжи.
Существуют разные виды спиц для вязания: обычные, вспомогательные, круговые, чулочные.
Материал для спиц также может быть разный: металл, древесина, кости, пластмасса. И у каждого вида спиц есть свои недостатки и преимущества: пластмассовые и деревянные спицы являются легкими и удобными в работе, но они часто гнутся и ломаются. Деревянные спицы также цепляют пушистые нити. Алюминиевые считаются более прочными, но они пачкают при вязании светлые нити пряжи, оставляя на ней серый оттенок. Спицы из стали при вязании не ломаются и не пачкают пряжу, но они тяжелее других видов.
Спицы различаются по номерам: от 1 до 8. Номер соответствует диаметру спицы. Диаметр спицы нужно знать, чтобы спицы были правильно подобраны для вязания из выбранной пряжи, так как спицы и толщина пряжи должны соответствовать.

Нити

Для ручного вязания на спицах подходит как натуральные, так и синтетические нити. В настоящий момент можно приобрести нити самой различной фактуры, цвета, происхождения. Единственное, что нужно запомнить, слишком тонкие нити не подходят для вязания на спицах, т.к. вязание получается «рыхлым» и слишком быстро изделие приходит в негодность.

Чаще всего для вязания на спицах используют шерстяные нити (акрил, ангорка, мохер). Полотно, связанное спицами, довольно хорошо растягивается, поэтому нити нужно выбирать с особой осторожностью, иначе после первой стирки она увеличится на несколько размеров. Обязательно смотрите этикетку на клубке пряжи при покупке. На этикетке производитель указывает примерный размер спиц, расход нити и плотность вязания. Плотность вязания нужна для того, чтобы правильно определить размер спиц. Для этого свяжите образец 10×10 см. Это поможет сориентироваться при размере будущего изделия и при выборе номера спиц.

Типы вязания

При вязании спицами различают два типа вязания: плоскостное и цилиндрическое.
Плоскостное вязание выполняется с помощью двух спиц и одной рабочей нити. Первый ряд начинается справа налево, второй – обратно. Соответственно, первый ряд – лицевая сторона, второй – изнаночная. С помощью плоскостного типа вяжут шарфы, кофты, джемпера, платки и т.д.


С помощью цилиндрического типа вяжут носки, варежки, перчатки, гетры и т.д. Вязание цилиндрического типа выполняется с помощью круговых или чулочных спиц. Ряды вяжутся по кругу, поэтому изнаночная сторона получается внутри.

Начало вязания

Вязание на спицах начинается с набора петель. Петли набираются на сложенные вместе спицы. Делают это для того, чтобы петли легко можно было растянуть и провязать следующий ряд.
Петли можно набрать несколькими способами. Разберем самые распространенные способы.
От клубка пряжи отматывается нить, длина которой должна превышать в 2 раза ширину будущего полотна изделия. Этот конец нити, так называемый рабочий конец нити, проходит между средним и указательным пальцем, петлей обвивает большой палец и зажимается на левой ладони.

Раздвиньте большой и указательный пальцы и натяните между ними нить. Сложите вместе две спицы и подведите ими снизу вверх в петлю, расположенной на большом пальце, подведите к указательному пальцу и зацепите нить, снова протяните нить в петлю рядом с большим пальцем.


Сбросьте петлю с большого пальца и затяните нить на спицах. И таким образом наберите необходимое количество петель.

Второй способ набора петель является дополнительным. Этот способ набора петель осуществляется с помощью одной нити. Обычно этот способ необходим для набора дополнительных петель по краю изделия, чтобы образовать выступ.
Спицу возьмите в правую руку и указательным пальцем левой руки накиньте столько витков нити, сколько необходимо петель.


Как набор петель завершен, вынимаете одну спицу, а на второй спице остаются набранные петли. Также следует знать, что в схемах узоров или в схемах готовых изделий не учитывается первая и последняя петля. Эти петли называются кромочными и они в вывязывании узоров не участвуют. Поэтому, если по схеме или в описании изделия указано набрать 15 петель, нужно набирать 17.

Как читать схемы?

Следующим этапом изучения является расшифровка схем и умение провязать петли в соответствии со схемой. Обращаю внимание читателей МирСоветов, что все схемы вязания спицами нужно читать снизу вверх. Ряды читаются попеременно: первый ряд – справа налево, второй ряд – слева направо и так далее. А вот круговые ряды всегда читаются справа налево.
Схематично можно разделить все петли на задние, передние стенки и протяжку. Эти знание пригодятся при вязании различных петель.

Рассмотрим основные петли-схемы, которые являются базовой основой вязания.
Кромочная петля (кром. п.) обозначается «+». Как уже упоминалось, кромочными являются первая и последняя петли в каждом ряду. В начале ряда рекомендуется первую крайнюю петлю снимать на правую спицу, то есть не провязывать. Последнюю петлю ряда провязывают лицевой или изнаночной петлей.


обозначается лицевая петля (лиц. п.) . Лицевые петли можно вязать двумя способами.
За переднюю стенку или сверху – классический способ: спицу продевают в петлю справа налево и от себя зацепляют рабочую нить, лежащую на указательном пальце и вытягивают петлю движением, направленным на себя, а петля с левой спицы сбрасывается.



Второй способ – за заднюю стенку или снизу – такой способ вязания называется скрещенной лицевой петлей или еще иногда называют «бабушкиной» петлей и обозначается «»: левую петлю провязывают за заднюю стенку, то есть правую спицу ввести справа налево.


Изнаночная петля (изн. п.) обозначается «». Изнаночные петли также можно вязать двумя способами.
При первом способе: в левой руке находится спица с набранными петлями, при этом рабочая нить должна располагаться перед работой. Правой спицей проведите под рабочей нитью, проденьте в петлю справа налево, зацепите рабочую нить, протяните ее в петлю от себя.



При втором способе (изнаночная скрещенная петля – «») рабочую нить накидывают на левую спицу, правую спицу продевают в петлю слева направо направляя на себя, зацепляют рабочую нить от себя и вытягивают.



обозначаются «», бывают прямыми и обратными. При прямом накиде правая спица подводится под рабочую нить справа налево.

При обратном накиде правая спица подводится под рабочую нить, слева направо, направляя от себя.

обозначается . Левая рука держит спицу с вязаным полотном, при этом рабочая нить расположена за работой. Правой спицей вденьте в две петли, находящиеся на левой спице, слева направо направляя от себя. Зацепите спицей рабочую нить и протяните на себя. Обе провязанные петли сбросьте с левой спицы.



обозначается . В левой руке расположена спица с вязаным полотном, при этом рабочая нить находиться перед работой. Правой спицей нужно провести под рабочей нитью и продеть в две петли, находящиеся на левой спице, справа налево направляя на себя. Зацепите рабочую нить спицей и вытяните ее. Обе провязанные петли сбросьте с левой спицы.



провязываем .



провязываем .



этот значок обозначает, что из трех петель вывязываем три петли .




скрещенные петли провязываем следующим образом. Две петли снимаем на дополнительную спицу, затем провязываем две петли лицевыми и со вспомогательной спицы.




Окончание вязания

После того как изделие довязано, необходимо закрыть последний ряд. Делаем это следующим образом. Две первых петли провязываем лицевой, затем перекидываем образовавшуюся петлю обратно и повторяем операцию. Провязываем петли, таким образом, пока все петли не закончатся.



Итак, вот основные азы вязания на спицах. Желающим научиться вязать желаю терпения и надеюсь, что этот обзор азов поможет вам в столь интересном и увлекательном занятии, как ручное вязание. Творите и создавайте шедевры, в которых вы и ваши близкие будут неповторимы.

Top