Говорящие стены в доу. зона познавательного развития

Елена Иванова

Украшая, стену , таким образом, я преследую несколько целей.

Во - первых; - Вывешиваются картинки, плакаты, иллюстрации по темам недели :

«Масленица» , «Осень» , «Русские сказки» и т. д. (тем самым украшается третье пространство ) ;

Во - вторых; - Тему для самообразования я выбрала по здоровьюсбережению. И для профилактики зрения частично пользуюсь авторской методикой В. Ф. Базарного. Для этого на подвесной леске, я располагаю дидактический материал, который воспринимается в режиме дальнего зрения и в режиме поиска, т. е. дети получают информацию не только на занятиях и из книг, но и из ярких картинок, весящих на стене на разных уровнях .

На занятиях по художественно - эстетическому развитию дети стали более заинтересованными, много увлечённо срисовывают; рисунки стали разнообразнее, содержательнее. Стараются нарисовать незнакомых им животных, птиц.




Так же по периметру потолка группы натянута леска , на которую подвешивается дидактический материал. Колебательные движения лески с наглядностью, создает повышенную эффективность зрительного восприятия.


Таким образом, создание развивающей среды в группе играет большую роль в развитии ребенка. Поэтому важен каждый уголок и стенка в группе .

Публикации по теме:

Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

В группе у нас есть стена, которая была пустая. Долго мы не знали, чтобы такое с ней сделать, чтобы она приняла красивый внешний вид. Наконец.

В этом году мы не изменяли своей традиции и оформили стену памяти ВОВ. Родителей и воспитанников старших и подготовительных групп,я попросила.

9 мая во Дворце Творчества – это особый день. Великий праздник День победы отмечают и дети, и родители, и педагоги. Этот день - символ гордости.

Доклад «Социокультурное пространство ДОУ» Москвичева О. В. Социокультурное пространство ДОУ В настоящее время в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в космическое пространство» Конспект НОД в старшей группе на тему: «Путешествие в космическое пространство» Задачи: 1. Продолжать формировать представления детей о космосе,.

Нам с детьми в 2014 году дали другую группу. И когда был сделан ремонт стало понятно что чего-то не хватает. Так как наши дети очень любят.


На самом деле Редджио Эмилиа - это не методика развития детей в привычном для нас образе. Это своего рода философия и абсолютно иной опыт и подход к развитию и воспитанию детей.

Основателем теории Редджио Эмилиа считается итальянец Лорис Малагуцци. Но в разработке подходов к воспитанию детей участвовали как представители города Reggio Emilia (Италия), так и родители. Результатом их совместного труда стала разработка новых детских садов Редджио Эмилиа, атмосфера в которых была принципиально новой.
Появление радикально нового отношения к детству в целом в Италии не случайно. В послевоенное время, когда люди только побороли фашизм и все усилия бросили на ликвидацию тоталитарного режима, существовала незримая потребность в чем-то новом. Итальянцы стали понимать, что нужно менять отношение как к жизни в целом, так и к людям. И начали с детей. Теперь их стали воспринимать полноценной частью итальянского общества. А воспитание постепенно стало выходить на новый уровень. Дети должны воспитываться в тесном контакте с общественностью и всеми процессами, которые происходят вокруг. Они должны активно участвовать в жизни и за время обучения в дошкольном учреждении впитать максимум полезной и жизненной информации.
В настоящее время представители многих стран мира пытаются перенять опыт организаторов детских садов в Редджио Эмилиа. Но на самом деле очень сложно перенести ту обстановку и микроклимат, который царит в таких учреждениях на их родине - в итальянском городке Reggio Emilia. Но все же с огромным успехом можно перенять общие подходы к созданию условий для полноценного развития личности ребенка, следуя принципам авторов методики Редджио Эмилиа.
Основные учителя в методике - это родители и педагоги (pedagogista) в детском саду, которые непрерывно учатся вместе с малышами чему-то новому.

Возраст, на который рассчитана методика - от 3 до 6 лет (период посещения детского сада). Но следует учитывать, что это весьма условный возрастной диапазон, поскольку авторы методики многократно акцентируют свое внимание не на возрасте малыша, а на отношении взрослых к нему и его развитию. Развивающая среда, которая позволяет формировать гармоничную, свободную и грамотную личность - это залог успешного воспитания с самого рождения ребенка.

Принципы методики:

Автор и создатель концепции Редджио Эмилиа - Лорис Малагуции - основывался на принципах достаточно распространенных уже в то время методик Монтессори, Штайнера, Выготского. Переняв от них глубокие мысли о подходах к развитию и воспитанию подрастающего поколения, он создал собственную теорию, которую успешно внедрил в жизнь в Италии.
Методика Редджио Эмилиа базируется на таких принципах:

Дети могут обучаться в том случае, если они трогают, двигают, вращают, нюхают, лепят, рисуют, видят, слушают. Одним словом, для успешного и гармоничного развития личности и обучения необходимо задействовать все возможные каналы восприятия окружающего мира и информации;
- Дети должны иметь огромное количество способов для самовыражения: пение, танцы, театр, балет, спорт, общение, музыка;
- Ребенок - человек. И как и каждый из нас, он тоже заслуживает уважения;
- Малыши способны самостоятельно контролировать процесс своего обучения;
- Малыши могут строить гармоничные отношения с окружающими только в таком пространстве, где они имеют возможность исследовать мир;
- Ребенок сам создает себя. Он - богатырь, силач. В реджо-педагогике воспитание сводится к поддержанию и сохранению силы конструирования личности, которая с рождения дана каждому без исключения малышу. А многие родители попросту отбирают эти силы, ограничивая малышей в познании окружающего мира.

В процессе обучения большую роль играют не только педагоги детского сада, но и родители. Они считаются главными и важными учителями для своих детей. Родители не только активно задействованы в процессе обучения своих детей, но и являются соавторами методик и программ, по которым проводится развитие их малышей. Родители полностью осведомлены обо всем, что происходит с их детьми, они имеют неограниченный доступ ко всем материалам, поделкам, рисункам и даже высказываниям своих малышей. Это очень хорошо, ведь педагоги ведут записи различных диалогов, высказываний и ситуаций, которые происходят с детьми на протяжении всего периода обучения.
В обычных детских садах происходит стремительное разобщение малыша и окружающих, в том числе и взрослых. Одной из важных идей авторов концепции Редджио Эмилиа было воссоединение ребенка, его семь и всех людей, которые его окружают.

Обучающая среда - своеобразный "аквариум"...:

Авторы концепции развития и воспитания детей Редджио Эмилиа убеждены, что постоянный поиск, исследовательская и интеллектуальная активность в раннем возрасте играет важнейшую роль для полноценного формирования личности ребенка.
Поэтому основная цель методики - это создание свободной среды, которая как "аквариум" будет отражать все чувства, мысли, отношения, эмоции и изобретения маленьких жителей этого мира и всех, кто их окружает.

Особенности среды, которая создана в детских садах Редджио Эмилиа:

◦ Общее - на первом месте. В детских садах, работающих по принципам Редджио Эмилиа созданы абсолютно все условия для открытого и тесного общения малышей со всеми, кто их окружает. И это не только их сверстники, но и взрослые, которые открыто демонстрируют то, чем они занимаются и передают эти навыки детям. Дети без препятствий общаются как между собой (независимо от возраста), но и с сотрудниками детского сада, поварами, мастерами. Кухня в детском саду Редджио Эмилиа открытая. Малыши с удовольствием наблюдают за работой, которая там ведется. Туда же разрешен доступ родителей;

◦ Исследовательская активность - это важный фактор формирования характера и развития способностей. Детям в саду Редджио Эмилиа никогда не дают готовых знаний и информации, которую необходимо заучить. Малыши воспитываются так, что они самостоятельно должны искать источники знаний. Педагоги всего лишь направляют их в нужное и правильное русло и ненавязчиво контролируют весь процесс развития. Дети в таких садах - это исследователи и первооткрыватели;

◦ Для детей в таких детских садах созданы прекрасные условия для саморазвития и реализации своих возможностей и талантов. Здесь имеется ателье, мастерские, несколько сцен для юных артистов, комнаты для активных игр и занятий спортом. Сады Редджио Эмилиа оснащены множеством зеркал, в них всегда есть костюмерная, театр теней, лайт-боксы, почтовые ящики. Одним словом, в таком детском саду есть все, что поможет малышу найти себя, раскрыть свой талант и многому научиться. Дети разрисовывают стены, постельные принадлежности, а также другими необычными способами самовыражаются и ищут свой жизненный путь;

◦ Развивающие материалы - все природное и естественное. Здесь минимальное количество настоящих детских игрушек. Дети в детских садах Редджио Эмилиа играют с реальными инструментами и материалами. Здесь есть проволока, гипс, глина, различные краски, болты, гайки, ножницы, бумага, ткани, нитки и многое другое;

◦ Обстановка - только домашняя. Детский сад Редджио Эмилиа - это дом для ребенка. Здесь все доступно, открыто. На стенах висят портреты малышей, написаны их цитаты, стоят их поделки. И все на уровне глаз, ко всему можно прикоснуться. По мнению авторов методики сами помещения детского сада являются "третьим воспитателем";

◦ Создание атмосферы защищенности. В таких детских садах обязательно есть "тихая комната". Здесь каждый может уединиться, расслабиться, побыть наедине со своими мыслями, просто почитать книгу или полежать;

◦ Непринужденная обстановка. Детский сад Редджио Эмилиа - это не стандартное заведение, а уютные комнаты, где малыши живут и развиваются в условиях свободы. Здесь нет места насилию. К примеру, в обеденный перерыв малышу не обязательно спать. Ведь не все дети это любят. Но у них есть возможность просто полежать, послушать релаксирующую музыку, поиграть с фонариком при приглушенном свете, почитать книгу;

◦ В детском саду имеется полный доступ детей ко всем материалам. Здесь нет никаких закрытых шкафов. Малыши могут в любое время все потрогать. Открыт доступ и к портфолио каждого малыша. В них собраны все его поделки, рисунки, даже имеются видео и фотографии, а также своего рода дневничок высказываний и монологов, который ведет педагог;

◦ Предпочтения малышей - на первом месте. Создавая программы, педагоги в первую очередь учитывают предпочтения детей. Малыши - соавторы учебных программ, они творцы своей жизни;

◦ Свобода действий. В таких детских садах малыши не сидят строго за партами, а тем более длительное время. В основном все занятия и игры проходят на ковриках, дети располагаются лицом друг к другу, сидя в кругу. Малышам не обязательно строго повторять все за педагогом;

◦ "Говорящие стены" - это уникальная разработка авторов. В процессе развития малыша в детском саду педагоги ведут журнал, в котором как в письменной форме, так и в видеозаписях и фотографиях отражена вся жизнь малыша в условиях заведения. Все это отражается на экранах - это так называемые "говорящие стены". На самом деле в саду нет пустых стен. Везде на уровне глаз детей множество разнообразной информации о них самих;

◦ Педагог - это партнер для малыша, а не тиран. Учителя помогают малышам реализовать их идеи и проекты, а не осуществляют тщательный и строгий контроль за выполнением поставленных задач. Все, кто работает в саду, дети, а также родители - коллеги и единомышленники. Педагоги - это ассистенты у детей;

◦ Формирование индивидуальности, свободной и успешной личности - основная цель коллектива детского сада и методики
Редджио Эмилиа в целом;

◦ Реализация новых проектов - основа в деятельности детей и педагогов в детском саду. Малыши вынашивают идеи, а затем вместе с учителями и родителями полноценно их реализуют в виде определенных проектов. Проект - это все, что интересует ребенка - дождь, тень, театр и многое другое. При этом важно, что время на его реализацию неограниченно. Это может занять от нескольких часов до года. Важен творческий процесс, а не конечный результат.

Изучая принципа концепции Редджио Эмилиа необходимо учитывать, что именно их детские сады были признаны лучшими в мире.
Детские сады Редджио Эмилиа - это прекрасная демонстрация того, что могут наши дети, если своевременно и полноценно стимулировать их творческую деятельность. На самом деле сады Редджио Эмилиа - это своего рода святыня и место восторга для каждого, кому не равнодушно будущее нашей планеты. Ведь именно там рождаются настоящие творцы и энтузиасты, бескорыстные и открытые, талантливые и уверенные в себе, а также просто свободные и раскрепощенные личности, которые наверняка смогут доказать всем, что грамотный подход к воспитанию детей - это одно из важных и главных направлений деятельности любого государства, которое обязательно будет процветать.

Для кого подходит концепция?:

На самом деле принципы реджо-педагогики могут в полной мере применяться любыми родителями, которые их принимают. Естественно, что возможность водить малыша в детский сад такого типа есть не у каждого, но важно понять суть методики и пробовать внедрить в своей родительской практике некоторые идеи авторов.
Можно начать со своего дома. Оформите его по принципам детских садов Редджио Эмилиа. Пускай стены вашего дома будут развивать ребенка. Ведите полноценную общественную жизнь, приобщайте ребенка ко всему, что делаете сами. Пускай у него будут живые и природные игрушки, а не сугубо детские варианты. Предлагайте ребенку пробовать себя в творчестве: купите пластилин, клей, краски, ножницы, различную бумагу и прочее.
Главное, что "требует" реджо-педагогика - это будьте для своего малыша лучшим другом и партнером. Пускай он придумывает идеи, проекты, а вы помогаете их реализовать.
Не изолируйте малыша от общества и повседневных действий. Он может многое, только стоит дать ему возможность и создать полноценные условия для реализации и самовыражения.

Поверьте, результаты такого воспитания и общения с малышом вас поразят!


Как сделать в группе интерактивную стену: советы воспитателю.

Обратите внимание на пустующие стены. Ведь их тоже можно оформить и использовать в работе с детьми. Например, сделать одну из стен интерактивной. С ее помощью педагоги решат задачи образовательных областей, организуют образовательную деятельность, творчество и общение дошкольников друг с другом.

Накануне каждого учебного года перед воспитателями стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОО большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Чтобы решить эту задачу, можно использовать готовое игровое оборудование и материалы или создать элементы для украшения группы своими руками. Однако даже содержательно-насыщенная среда в группе не будет развивающей, если дошкольники не смогут проявить в ней свои творческие способности, познавательную активность, самостоятельность.

Представляем авторский проект по оформлению интерактивной стены в группе, который был реализован в МБДОУ «Детский сад № 8 „Чебурашка“» г. Скопина Рязанской области . Он поможет воспитателям выполнить требования ФГОС ДО к развивающей среде.

Идея создания интерактивной стены, которая возьмет на себя часть нагрузки и будет дополнять предметно-развивающие уголки, возникла во время ремонта группы детского сада. Для этого была выбрана одна из самых больших стен в помещении. Благодаря усилиям педагогов и родителей стена стала красочной и многофункциональной.

Какие элементы включает интерактивная стена

Интерактивная стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОО, своеобразный живой экран.

Элементы интерактивной стены

Интерактивная стена представляет собой рисунок – небольшой городок на трех холмах. Посреди них раскинулась яркая радуга. Веселый паровозик везет детям что-то интересное.

Три холма визуально разделяют стену на три зоны, которые соответствуют образовательным областям:

  • «Городок» – познавательное развитие;
  • «Паровозик» – социально-коммуникативное развитие;
  • «Радуга» – художественно-эстетическое развитие.

«Городок». Воспитанники младшего дошкольного возраста под руководством воспитателя, а дети старшего дошкольного возраста самостоятельно обустраивают данную зону. Они подбирают и размещают элементы социальной инфраструктуры: здания, улицы, светофоры, людей разных профессий. Затем моделируют реальные ситуации, разыгрывают их.

«Паровозик» и связующий элемент – сезонные деревья. В соответствии с содержанием образовательной деятельности воспитатель подбирает и размещает необходимый демонстрационный материал в вагоны паровоза, с которыми в дальнейшем работают и педагог, и воспитанники. Например, ставит в вагончики карточки с буквами, цифрами и обучает детей грамоте и счету.

«Радуга». На качелях радуги воспитатель размещает тематический элемент: например, символ предстоящего праздника или тематическую поделку.

Работа с интерактивной стеной предполагает постоянное общение: детей друг с другом, воспитанников и педагога. Воспитатель в процессе игры, обсуждения какой-либо темы просит детей высказываться развернуто, описывать элементы стены. Таким образом, педагог параллельно решает задачи еще одной образовательной области – речевого развития.

Какие задачи решает интерактивная стена

Интерактивная стена решает важные задачи:

  • создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
  • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечивает эмоциональный комфорт в группе.

Интерактивная стена позволяет разнообразить оснащение группы, сделать ее привлекательной для детей. Динамический ряд, который демонстрируется на интерактивной стене, воздействует на сознание и воображение воспитанников. С помощью стены педагог и дети могут создавать оригинальные интерактивные игры и презентации. Ее можно использовать на занятиях по ФЭМП, обучению грамоте, развитию речи, изобразительной деятельности, – каждый элемент представлять в новом образе. Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

Петербургской художнице Ольге Крохичевой удалось превратить обычный детский сад, в который ходит её ребёнок, в настоящий музей науки.

Идея

Наблюдая за ростом своего ребёнка, я стала обращать внимание на то, как он познаёт окружающий мир. Как соотносит звуки и слова с формами и предметами. Со временем это переросло в полноценную идею создания образовательной среды на основе изображений. Я подумала, как здорово было бы, например, превратить стены детского сада в ненавязчивую информационную плоскость, которая бы помогала детям учиться и познавать мир.

Детский сад

С детскими садами у нас в стране проблема - это известно всем. Поэтому после рождения ребёнка мы встали в очередь в несколько учреждений сразу. Правда, когда подошло время, ни в одно из них не попали. Но нам предложили место, куда можно было записаться хоть сейчас. Очереди не было, что меня немало удивило. Попыталась найти какие-то отзывы или информацию в интернете - ничего. Пошла туда с направлением из чистого любопытства: выяснилось, что он открылся совсем недавно, его переделали из школы, а после ремонта ещё пахло краской. Встретилась с заведующей, отдала направление. И тут неожиданно для самой себя выпалила: «А давайте я вам детский сад распишу?»

Условия

Заведующая, как подобает сотруднику госучреждения, удивилась и сразу отказалась: денег нет. Я объяснила, что не требую оплаты, и тут случилось чудо: женщина уточнила, умею ли я вообще рисовать, и приняла моё предложение.

МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ,

ЧТО ЕСЛИ РЕЗУЛЬТАТ НЕ ПОНРАВИТСЯ, ПОПРОСТУ ВСЁ ЗАКРАШУ,

КАК БУДТО НИЧЕГО И НЕ БЫЛО.

Со стороны администрации поступило только две просьбы: оформить музыкальный зал максимально нейтрально, чтобы рисунки на стенах не мешали художественному оформлению к праздникам, и уместить где-то космический пейзаж, так как сад готовился ко дню открытых дверей на космическую тематику. В целях экономии времени мы решили не делать наброски. Договорились, что если результат не понравится, попросту всё закрашу, как будто ничего и не было.

Работа

Никто меня не подгонял и не просил успеть в срок. Я взялась за оформление в августе и закончила в апреле. Работа заняла порядка 50 дней, просто приходилось делать перерыв, пока болел ребёнок.

После ремонта в детском саду осталось 60 литров белой водоэмульсионной краски - на её основе с помощью колеров смешивали все необходимые цвета. Мне даже дали деньги на концентрированные пигменты, кисти, валики и пару маркеров. Это всё, что потребовалось для работы.

Перед началом пришлось прочитать уйму литературы по нормам и требованиям к оформлению таких учреждений. Детский сад - сложный объект, тут есть ряд ограничений по использованию определённых типов краски, плотности рисунка, использованию цветов, например агрессивных. Поэтому группы, в которых ребята проводят основную часть времени, мы не стали оформлять, а вот административный коридор и лестницы оказались вполне пригодными. В здании всего три этажа, и они были слабо связаны между собой. На первых двух располагались детские группы и музыкальный зал, на третьем - кабинеты администрации. Дети по нескольку раз в день поднимаются по всем лестницам, проходят по длинному коридору на третьем этаже, спускаются.

Сюжеты

В коридоре решено было рисовать Солнечную систему во всю стену. Пришлось потрудиться со смешиванием красок правильных цветов и изучением книг по астрономии. На моём рабочем эскизе вообще был Плутон, я даже не знала, что его лишили статуса планеты. «Космос» занял половину коридора на третьем этаже, другую стену расписали подводным пейзажем, а вход в лифт стилизовали под космический корабль. После окончания художественных работ в садик с плановой проверкой пришёл пожарный инспектор, увидел нарисованные на панно детали космолёта и всерьёз подумал, что это схема подключения лифта.

Идея добавить второй слой, нарисованный ультрафиолетовыми красками и видимый лишь при определённом освещении, пришла случайно: моему другу на работе заказали нечто подобное. А я взяла технику на заметку.

КРОНЫ, ПЛОДЫ И ЛИСТЬЯ Я РИСОВАЛА ТАК, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ВИДЕЛ

И ЗАПОМИНАЛ, А ПОТОМ МОГ УЗНАТЬ ДЕРЕВО НА УЛИЦЕ.

Стены музыкального зала мы перекрасили в нежно-голубой цвет и нарисовали на них белые облака в форме животных. Этот ненавязчивый сюжет, во-первых, соответствовал требованию руководства сада, во-вторых, подходил к белому фортепьяно и стульям.

Лестницы украсили деревьями - плодово-фруктовыми и привычными для нашего климата лиственными. Формы крон, плодов и листьев я рисовала так, чтобы ребёнок видел и запоминал, соотнося те или иные признаки деревьев с названиями. Мог назвать дерево, запомнить, а потом узнать его на улице.

Изначально была идея подписать рисунки - названия растений, животных. Но мне напомнили, что обучение чтению не входит в программу детского сада. Кроме того, опять вставал вопрос соответствия нормам шрифтов, разрешённых к использованию на стенах. Потому от этой идеи решили отказаться. Я подписала только созвездия, но не столько для детей, сколько для воспитателей, чтобы они сами не запутались.

Сложности и последствия

Большинство родителей не верили в искренность этой истории. Сотрудники тоже. Кто-то думал, что я студентка и защищаю диплом. Да и все остальные варианты подразумевали получение мной какой-то выгоды. Это смешно. Хотя, да, я сделала более весёлым место, в котором мой ребёнок проводит много времени. Наверное, в какой-то мере я действительно сделала всё это для себя.

За девять месяцев работы над проектом я стала местным приведением в чёрном халате: пила чай с методистами, подружилась с охранниками. Все стали очень дружелюбными. Шутили, беспокоились, комментировали, переживали, не ночую ли я здесь, ведь работы очень много.

Дети, напротив, вдохновляли и придавали сил. Мы очень редко с ними встречались, но когда они проходили в музыкальный зал группой в 15 человек и наперебой кричали: «Здравствуйте! Здравствуйте! Как красиво! Интересно как!» - это, конечно, тонизировало.

Сейчас, закончив проект, я по-прежнему считаю, что это отличная идея и реализовывать её можно и нужно разными способами. Мой метод не единственный, и даже уверена: не самый лучший. Мне бы хотелось, чтобы люди подхватили идею обучения детей в раннем возрасте именно таким, более системным подходом.

На днях мне в комментариях в ЖЖ врач-реаниматолог написал, что пошёл в детский сад дочери расписывать беседку. Если тот, кто каждый день спасает жизни, способен потратить своё свободное время таким образом, то каждый из нас тоже может что-то сделать.

Около 10 000 рублей потрачено на материалы.

130 кв. метров - рабочая площадь.

650 000 рублей - потенциальная стоимость работы (в случае, если приглашать наёмных рабочих)

Фотографии: Дима Цыренщиков


Top