Играем вместе! Ракета из шарика.

Людмила Семиколенных
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Полёт ракеты в космос»

Конспект занятия по исследовательской деятельности

Образовательная область «Познание»

Тема : Полет ракеты в космос .

Цель : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Дать детям представление о принципе работы ракеты ;

Предварительная работа : Непосредственная образовательная деятельность в рамках проекта «Сочи 2014»

Словарная работа : иллюминатор, реактивный двигатель.

Демонстрационный материал : проектор, (фильм вырезка из программы новости, видеофильм «Вид земли из космоса » ) материалы для опытов.

Раздаточный материал : воздушный шары, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы, клей, влажные салфетки.

Задачи :

Интеграция с образовательными областями :

Образовательная область задачи

Познание : Формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью ; Активизировать мышление детей, закрепление знаний об окружающем.

Безопасность : Формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов.

Коммуникация : Поощрять речевую активность детей в процессе образовательной деятельности , обогащать словарный запас, развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

Социализация : Создать педагогические ситуации и поощрять проявления смелости, находчивости, выдержки.

Художественное творчество : Развивать воображение, формировать эстетический вкус.

Труд : Формировать навыки самообслуживания.

Предварительная работа :

Материал :

Какое знаменательное событие скоро произойдет в нашей стране? (Олимпиада)

Какие олимпийские символы вы знаете? (ответы детей)

Факел с олимпийским огнем российские спортсмены пронесли по всем городам нашей страны. Он побывал на дне самого глубокого озера Байкал, и его подняли высоко в космос . Это событие показывали в программе «Новости» , и отрывок этой программы я предлагаю вам посмотреть. (просмотр эпизода программы «Новости» «Олимпийский факел в космосе » )

Почему факел в космосе не горел ? (ответы детей)

Сейчас мы с вами станем учеными-исследователями и проведем эксперимент.

Опыт со свечкой.

Воспитатель : Свечка будет нашим предполагаемым факелом.

Как вы думаете, что это за запрещающий знак? (Детям нельзя пользоваться спичками)

А мне вы разрешите зажечь свечку?

Сейчас я ее закрою банкой. Что же произошло со свечкой? (Она потухла)

Почему она потухла? (в банке нет кислорода)

То же самое произошло и с факелом в космосе ?

Уважаемые исследователи , на каком виде транспорта подняли факел в космос ? (на ракете )

Почему не на автомобиле? (ответы детей)

Почему не на самолете? (ответы детей)

Уважаемые исследователи , наша Земля очень сильная, и все к себе притягивает, и никуда от себя не отпускает. Эта сила Земли называется силой тяготения. Давайте проверим, действует ли эта сила на самом деле? Попробуем подпрыгнуть и задержаться хотя бы на минуту в воздухе. Получилось ли это у вас? Может быть вы тяжелые? Давайте возьмем бумажные полоски, поднимем и отпустим их.

Что с ними произошло? (ответы детей)

Даже такие легкие предметы, как полоски бумаги, притягиваются к Земле.

Какая же сила их притягивает? (сила тяготения)

Чтобы преодолеть силу тяготения, нужно иметь очень большую скорость. Такую скорость имеет только ракета .

Воспитатель : У нее особый двигатель – реактивный. (показ слайда «Строение ракеты » ) Уважаемые исследователи , я предлагаю вам познакомиться с работой реактивного двигателя. Перед стартом баки ракеты загружают горючим . По команде «зажигание» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ движется по узкому отверстию к днищу ракеты . В дне у ракеты дырка . Называется сопло. Из этого сопла газы вырываются сильной струёй. Струя бьёт в одну сторону - ракета летит в противоположную сторону.

Я предлагаю вам посмотреть на запуск ракеты .

Опыт «Запуск ракеты в космос » .

Нальем в бутылку воду и смешаем с лимонным соком.

Завернем пищевую соду в кусочек бумажной салфетки и свяжем для прочности ниткой.

Бросим пакетик с содой в бутылку и заткнем ее пробкой-ракетой , но не слишком сильно.

С громким хлопком ракета взлетает в воздух .

В каком направлении летела ракета ? (в вертикальном)

Воспитатель : Я предлагаю вам запустить свою ракету . Наша ракета будет летать только в группе. Мы сделаем её. Впрочем, мастерить здесь ничего не придётся. Возьмите воздушный шарик. Приложите его горловину к губам и надуйте. Затем отведите шарик от губ, оставив отверстие открытым.

Что вы почувствовали? (Воздух устремился наружу из шарика; почувствовали на лице дуновение.)

Если поднести отверстие шарика к горящей свече, её пламя затрепещет и может даже погаснуть. (Показ опыта воспитателем)

Но если из надутого шарика бьёт струя воздуха, как вы думаете, он может летать, как ракета ?

(Да, может) Надуйте его снова, подняв лицо вверх.

А теперь отпустите. Что произошло? (Шарик взлетел.)

Почему? (Потому что воздух из шарика вылетает и толкает шарик в другую сторону.)

Сколько времени наши шарики были в полёте ? Почему? (В шарике мало газов.)

А почему ракета может лететь достаточно долго? (Потому что в ней есть топливо, которое сгорает и превращается в газ, который вылетает наружу и толкает ракету вперёд .)

Куда полетели ваши «ракеты » ? (в разные стороны)

Уважаемые исследователи , я предлагаю вам посмотреть полет еще одной ракеты .

Опыт «Ракета из воздушного шарика» .

4,5 м лески продеты через соломинку для коктейлей. На расстоянии 4 м друг от друга поставлены стулья, и привязана бечевка к спинкам стульев. К соломинке с помощью скотча прикреплен надутый воздушный шарик и подвинут отверстием к одному из стульев. Открываем отверстие у шарика.

Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по бечевке и перестает двигаться при упоре в противоположный стул или при выходе всего воздуха из шарика.

В каком направлении летела ракета ? (в горизонтальном)

Как вы думаете, кто управляет движением ракеты в космосе ? (космонавты )

Уважаемые коллеги, на минуту закройте глаза… откройте глаза…что вы видите? (показ фрагмента видеофильма «Вид земли из космоса » ). Вы хотели бы полететь в космос ? На чем мы полетим? Предлагаю вам сконструировать свою ракету .

Конструирование ракеты из цветной бумаги .

Воспитатель : Какие красивые ракеты у вас получились ! На какую планету вы полетите

Сейчас вы полетите на своих ракетах в космос . Что же увидите из иллюминатора ракеты (ответы детей) . Какие планеты солнечной системы вы знаете? Где можно найти информацию о них? (ответы детей) . Предлагаю собрать информацию о планетах и сделать книгу «Планеты солнечной системы.

Где необходимо реактивное движение?
В паровом двигателе топливо сгорает в топке котла.
В двигателях внутреннего сгорания (ДВС), устанавливаемых на автомобилях, топливо сгорает прямо в рабочем цилиндре.
Расширяющиеся в цилиндре газы давят на поршень, а он, как и в поршневой паровой машине, заставляет вращаться вал с маховиком.
На смену поршневым ДВС сейчас идут более выгодные газовые турбины. В газовой турбине (как и в паровой) нет надобности превращать возвратно-поступательное движение во вращательное.

Почему плывет лодка? Почему летит птица? Почему летит самолет? Здесь во всех случаях происходит "отталкивание" от среды (воды, воздуха, земли).
А там, где нет воздуха, в безвоздушном космическом пространстве могут работать только реактивные двигатели.
Ракетный двигатель особый. В нем сгорает топливо и образуется много газов. Из сопла ракеты газы вырываются сильной струей. Струя бьет назад, а ракета летит вперед, в этом и состоит принцип реактивного движения!

РАКЕТА ИЗ ВОЗДУШНОГО ШАРИКА

Отрежьте 4,5 м лески и проденьте ее через соломинку для коктейлей. На расстоянии 4 м друг от друга поставьте стулья и привяжите бечевку к спинкам стульев. Натяните бечевку как можно туже.

Надуйте детский шарик и завяжите отверстие. Подвиньте соломинку к одному из стульев и липкой лентой прикрепите к ней шарик. Подвиньте шарик отверстием к одному из стульев и развяжите отверстие.

Соломинка с прикрепленным к ней шариком скользит по бечевке и перестает двигаться при упоре в противоположный стул или при выходе всего воздуха из шарика.

Почему?
Мы наблюдали реактивное движение. Так называют движение тела, возникающее, когда от него с некоторой скоростью отделяется его часть. Когда мы отпустили шарик, его стенки с силой выталкивают воздух наружу, а сам шарик устремляется в противоположную сторону. Соломинка и бечевка не дают шарику крутиться произвольно, они направляют его движение.


МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА

В этом опыте мы посмотрим, как работают ступени ракеты-носителя. Нам понадобится бумажный стаканчик, ножницы, воздушные шарики: длинный и круглый. Отрежьте у бумажного стаканчика дно. Частично надуйте длинный шарик и тот его конец, где находится отверстие, протащите через бумажный стаканчик. Загните конец этого шарика над краем стаканчика, чтобы не вышел воздух. Поместите в стакан круглый шарик и надуйте его. Отпустите отверстие круглого шарика. Когда из круглого шарика выходит воздух, оба шарика устремляются вперед. Стакан отсоединяется, а последний шарик, сдуваясь, как бы выстреливает вперед.

Чтобы сделать трехступенчатую ракету, вам понадобится еще один бумажный стаканчик и шарик.

Почему?
Для того чтобы поднять и разогнать тяжелый космический аппарат, нужно большое количество горючего. У каждой ракеты свой запас горючего и двигатель. Когда ступень израсходует горючее, она отсоединяется от ракеты, и основная ступень разгоняет уже меньшую массу, постепенно увеличивая скорость.

ИМПУЛЬСНЫЙ КОРАБЛЬ

Когда-то существовала занимательная игрушка — импульсная лодочка. Передвигалась она толчками. Толчки следовали один за другим, лодочка двигалась все быстрее и быстрее, пока сопротивление воды и сила, приводящая ее в движение, не уравновешивались. Тогда лодочка продолжала движение с постоянной скоростью.

Что же ее двигало? Лодочка была металлическая, длиной примерно 12—15 см. Внутри у кормы находился маленький плоский паровой котел, сделанный из латуни. От котла в корму шла трубка, тоже из латуни. Когда лодочка находилась на воде, конец выходящей из кормы трубки был под водой. В котел предварительно через эту трубку пипеткой заливалась вода, под котел подкладывалась ватка, смоченная денатурированным спиртом, и поджигалась. Лодочка опускалась на воду. Вода в котле быстро закипала, и она вместе с паром вылетала струйкой через трубку в воду. Происходил реактивный толчок, и лодочка двигалась вперед. Но после выхлопа в котле сразу образовывалась пустота, и вода, по которой плыла лодочка, моментально заполняла котел. Огонь продолжал гореть, котел был достаточно горяч, новая порция воды быстро закипала и вылетала из трубки наружу. Новый толчок вперед, новый набор воды в котел, и так продолжалось до тех пор, пока горел огонь.

Игрушка очень занятная, она напоминает многоступенчатую ракету, и если бы не сопротивление, оказываемое водой, ее можно было бы разогнать до большой скорости.
Мы с вами можем сделать упрощенную модель этой лодочки.
Возьмите толстый металлический баллончик от шариковой ручки. Выньте пластмассовую пробку из его конца и плоскогубцами вытащите маленький патрубок с шариком. Затем удалите ваткой, смоченной в спирте или одеколоне, остатки пасты. Когда баллончик будет чистым, отрежьте ножовкой или напильником от утолщенного конца кусочек длиной три сантиметра. У оставшейся части сожмите плоскогубцами толстый конец и, захватив полоску шириной 3 мм, загните ее раза два, а затем плотно сожмите плоскогубцами.
В результате у вас получится заглушённая с одной стороны, у толстого конца, трубка длиною 5 см. Ее узкий участок имеет длину 1,8 см.
Возьмите крышку от жестяной банки из-под кофе или монпансье. Немного разогните в одном месте ее край и пробейте отверстие такой величины, чтобы в него плотно вошел тонкий конец бывшего баллончика. Если он входит недостаточно туго, надо его закрепить в наклонном положении тонкой проволокой, чтобы он не мог выдвигаться из отверстия.
Когда крышечка плавает на воде, тонкий конец трубки должен быть погружен в воду. Теперь нам нужно залить в «котел» воду и подложить под него ватку, смоченную в керосине. Керосин, когда горит, очень коптит, поэтому его можно применять только на открытом воздухе.

Залить воду надо так: подберите пипетку, чтобы она входила в узенький конец трубки, наполняйте ее водой и с силой впрыскивайте воду в трубку. Есть и другой способ наполнения «котла»: нагрейте его хорошо на спичке и сразу опустите в воду; нагретый воздух внутри «котла» остынет, уменьшится в объеме, в него войдет вода.
Для нашей «навигации» используйте большой таз, корыто или ванну. Когда пламя смоченной в керосине ватки хорошо нагреет «котел», вода в нем закипит, и наш «корабль» двинется в путь. Его путь будет по кругу, потому что свешивающаяся с крышечки трубка играет ту же роль, какую играет весло, когда оно опущено в воду для поворота лодки. Кроме того, выхлопная трубка наверняка расположена не строго по центру крышечки. Все это, вместе взятое, и заставит наш «корабль» двигаться не по прямой линии. Частота выхлопов будет не очень большая, но вполне достаточная для движения нашего «корабля». Он будет двигаться, пока горит огонь.

РЕАКТИВНЫЙ КАТЕР

Катер1

Сделаем катер, в котором реактивная сила поступательное движение. На деревянном поплавке укрепите на стоечках запаянную маленькую металлическую баночку, наполненную водой. Сбоку у нее должно быть отверстие, заткнутое (не очень туго) деревянной пробкой. Под эту баночку подставьте маленькую жестянку со спиртом.

Положите поплавок с этим устройством на воду и подожгите спирт. Вода в баночке закипит, вышибет пробку, и прибор устремится в противоположную сторону. Некоторые думают, что реактивное движение происходит в результате отталкивания от воздуха. Но это не так. Как известно, ракета может лететь и в безвоздушном пространстве. Она летит в противоположную «выхлопу» сторону благодаря силе, которая стремится уравновесить давление вырывающихся из двигателя раскаленных газов

Катер 2

Постарайся достать кусочек камфары. У нее есть такое свойство: если положить кусочек на воду, то частички камфары начнут отделяться с большой быстротой.

Понимаешь?
Ведь это годится для реактивного двигателя!
Нужно только так устроить, чтобы частички могли выходить лишь в одну сторону.

Для этого сделай маленький катер из алюминиевой фольги (в нее завертывают шоколад и дорогие сорта конфет). Кусочек камфары вставь в прорез на корме катера. Теперь катер может часами безостановочно бегать по поверхности воды в тазу!

Реактивный двигатель нашего катера так прост, что проще не придумаешь. Однако и он может отказывать в работе. Когда я был еще совсем небольшим мальчишкой, мне однажды подарили такой катер. Только не самодельный, из фольги, а покупной, целлулоидный. Катер был очень красив, но — увы! — он и не думал двигаться, хотя к нему был приложен порядочный кусочек камфары.

Только много позже я узнал, в чем дело. Оказывается, этот красивый опыт не выносит ни малейших следов жира. Их не должно быть ни на катере, ни на поверхности воды. Поэтому, принимаясь за изготовление катера, хорошенько вымой руки. Готовый катер протри ваткой, смоченной в эфире. А таз перед опытом тщательно вымой горячей водой с содой или стиральным порошком!

Источники: " Техника своими руками", "Опыты без приборов" Ф.Рабиза; журн. "Мастерок"; журн. "Левша"; "Здравствуй, физика" Л.Гальперштейн; "Занимательные опыты по физике" Л.А. Горев

Своя собственная двухступенчатая ракета — это очень заманчиво.

П онадобится?

Длинный воздушный шарик, круглый воздушный шарик, не-большой пластиковый стакан-чик, нитка, ножницы.

Что делать?

Сначала отрежь ножницами дно у стаканчика. Теперь надуй длин-ный шарик и протяни хвостик с от-верстием для воздуха через ста-канчик. Чтобы тебе было легче это сделать, можно не полно-стью надувать шарик. Загни хвостик с отверстием за край стаканчика и придерживай его пальцами, чтобы воздух не вышел раньше времени. Теперь возьми круглый шарик, помести его внутрь стакана и надуй. Он должен плотно за-жать хвостик длинного шарика. Аккуратно завяжи на бантик отверстие круглого шарика.

Теперь с этой ракетой ста - новись где - нибудь на открытом месте и , прицелившись кон - струкцией вертикальн о вверх , развязывай бантик на круглом шарике .


Научное объяснение

Как только герметичность круглого шарика нарушится, воздух, наполняющий его, нач-нет вырываться наружу. При этом сама ракета будет двигать-ся в противоположную сторо-ну — по принципу реактивной тяги. Когда воздух из круглого шарика полностью выйдет, разгерметизи-руется длинный шарик и твоя ракета продолжит движение. При этом ста-канчик и пустой круглый шарик упадут на землю.

По такому же принципу проектируют кос-мические ракеты. В каждой из них име-ется несколько ступеней с топливом, кото-рые толкают основную часть вверх. Когда топливо заканчивается, пустая ступень от-деляется и падает, а следующая за ней начи-нает работать.

По материалам книги Е.Белько «Веселые научные опыты для детей».

СДЕЛАЙ ДЛЯ МЛАДШЕГО

РАКЕТЫ БЕЗ ДЫМА
И ОГНЯ

Построить ракету с настоящим «пороховым» двигателем мечтают многие. Увы, это недостижимо - порох вам в магазине не продадут. Но ведь и без пороха можно сделать модель, способную подняться до пятого этажа.

Приглядитесь, воздушный шарик, из которого вытекает воздух, ведет себя совсем как ракета. А построенные на его основе игрушки запускать не менее интересно.

Одна из них показана на рисунке 1. Воздушный шарик под действием реактивной силы взлетает вверх, затем начинает падать. И тут раскрывается парашют.

Чтобы добиться максимальной высоты подъема, надо подобрать размеры отдельных деталей. Поговорим подробнее. В горловину шарика вставлена легкая (пенопластовая) втулка - сопло. Диаметр отверстия в ней должен быть не мал и не велик. Определить его надо экспериментально. Возможно, при запуске шарика с парашютом вы столкнетесь с неприятным явлением: парашют раскроется уже при взлете и помешает игрушке подняться достаточно высоко. С этой бедой можно справиться, изменяя длину строп, диаметр купола парашюта и отверстия в нем. Надо добиться такого соотношения размеров, чтобы струя воздуха, вытекающая из сопла, сжимала купол. Тогда не будет большого сопротивления при взлете.

5 «Юный техник» .№ 6

Игрушка, изображенная на рис. 3, также действует на реактивной тяге сдувающегося воздушного шарика. Она состоит из проволочной рамки с рукояткой, в центральной части которой на резиновых жгутах подвешена катушка с намотанной нитью. Один ее конец закреплен на катушке, а другой на втулке воздушного шарика. В полете под действием реактивной тяги он тянет за собой нить. Катушка вращается, закручивая резинку. Когда подъем закончится, катушка начнет вращаться в обратную сторону. Шарик возвратится на место. Чтобы на раскручивание катушки тратилось меньше энергии, ее следует сделать как можно легче - из пенопласта или бумаги.

Игры и опыты с воздушным шариком May 21st, 2014

Продолжая тему домашней лаборатории, мы подготовили еще одну небольшую подборку игр и опытов, для которых потребуется всего лишь..... самый обычный воздушный шарик. Да, да, даже с таким простым предметом можно придумать много интересного и неожиданного! Приглашаем всех под кат за подробностями)

Опыты и эксперименты

1. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Все знают, что если проколоть шарик, то он лопнет. Давайте вместе сотворим небольшое чудо. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь можно спокойно проткнуть шарик через скотч без всякого вреда для него

2. Нагревание и охлаждение воздуха

Пустой шарик надо надеть на горлышко стеклянной бутылки. Затем подержать бутылку в течение одной минуты в горячей воде.

Шар надуется! Теперь поставьте бутылку под струю холодной воды - шар опадет.

3. Сода, уксус и вода


pic

Эффекты статического электричества

1. С помощью самого обыкновенного воздушного шара можно продемонстрировать эффект статического электричества. Для этого надо надуть два - три воздушных шара и завязать их. Потрите поверхность шерстяной тканью или мехом в течение нескольких секунд. Поднесите шарик поближе к листам бумаги или фольги. Они поднимутся к шарику и прилипнут к нему. Снова потрите шар и поднесите его к стене. Шарик прилип к ней!

2. Или такой эффектный опыт: надо потереть шар о ткань и поднести его к крану к струе воды. При этом струя воды изгибается в сторону шарика.

3. Попробуйте приблизить шарик к своим волосам - они, как по указанию волшебной палочки, поднимутся вверх, встав дыбом.

4. Еще один опыт. Надо расстелить на столе бумажное полотенце. Затем насыпьте на него несколько грамм соли и перца, и все это перемешайте. Потрите шарик о шерсть и поднесите его к перемешанным соли и перцу. Результат будет такой: перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

5. Упрямые воздушные шарики

Надуваете два шарика и привязываете их к разным концам одной нитки. Натираете шарики шерстяной тканью. Затем возьмитесь за середину нитки так, чтобы оба шарика висели на одной и том же уровне. Шарики начнут отталкиваться. Теперь можно между шариками вставить лист бумаги. Шарики сблизятся.

6. Подслушивающее устройство из шарика.

Приложите надутый воздушный шарик к уху и послушайте - окружающие звуки будут слышны гораздо лучше. Если второй человек будет очень тихо шептать совсем рядом с поверхностью шара, то его голос будет слышаться как довольно громкий.
Дело в том, что в этом опыте воздушный шарик выступает как звуковая линза. Форма его поверхности собирает звуковые волны и направляет их в одну точку.

Игры

1. Ракета на шаре. Космический ускоритель

Все, что нам для этого потребуется - воздушный шар, вырезанный шаблон ракеты из картона, скотч, трубочка для коктейля и веревка. Приклеиваем шаблон ракеты к трубочке, пропускаем через нее веревку, протягиваем веревку через комнату и.... полетели!

2. Машинка на воздушной тяге

Для того, чтобы сделать эту поделку нам понадобится:
воздушный шарик, трубочка, канцелярская резинка, скотч, машина.

Машинка, используемая в опыте, должна быть максимально легкой.

Ход работы:
Воздушный шарик надо закрепить на одном конце трубки при помощи канцелярской резинки.

Второй конец трубки надо закрепить на корпусе машинки при помощи скотча так, чтобы была возможность надувать шарик через трубку.

Модель готова, можно запускать! Для этого нужно через трубку надуть шарик, зажать пальцем отверстие трубки и поставить машинку на пол. Как только вы откроете отверстие, воздух из шарика станет вылетать и толкать машинку.

Еще один вариант

И такое исполнение

3. Корабль на воздушной подушке

Эта игрушка очень напоминает всеми любимый аэрохоккей. Сделать ее просто и быстро, а удовольсвтие получите очень много!
Нам потребуется воздушный шарик, CD диск и крышка от "спортивной" ботылки с водой


pic

4. Воздушный шар в технике папье маше


pic

5. Делаем планеты солнечной системы


pic

А еще мы с детьми играли, что шары - это другие планеты и нужно было их заселить жителями

6. Украшения из ниток

Делается очень просто. Нить хорошенько смачивается в клее ПВА и обматывается вокруг шарика


Top