Как сшить сарафан в народном стиле. Как сшить русский народный сарафан

Всякий народ имеет свои традиции и обычаи, а также национальные наряды, которые отличают его от представителей других народностей.

Что касается России, то такой одеждой стал русский сарафан , представляющий собой платье без рукавов. По внешнему виду данный тип одежды отличался в отдельных регионах страны по типу кроя и материалу. Однако можно отметить, что подобный наряд надевали и представительницы европейских государств.

Слово «сарафан», по мнению ученых, произошло от иранского «sapara», которое означало - «надетый с головы до ног». При этом первоначально слово означало плечевую одежду мужчин. Немного истории…

В современном понимании «сарафан» считается термином , который означает русские традиционные одежды с лямками для горничных. Сарафан являлся народным женским костюмом в северных и центральных российских губерниях, затем перекочевал в Сибирь, и только потом стал очень модным в южной части страны.

Древние русские сарафаны были косоклинными и прямыми. Наиболее старые из них по своему крою напоминали рубаху в виде туники, поскольку центральное полотно было согнуто пополам, а сбоку пришито пару косых клиньев. Создавались они из шерстяных либо домотканых материалов синего, красного, белого либо черного цвета.

До первой половины 20 века такие русские сарафаны сохранились в некоторых Воронежских уездах в качестве элемента костюма девушек.

Разнообразие фасонов по стилям

Наиболее распространенными типами фасонов считались слабо расклешенные глухие сарафаны, прямые с лямками, расклешенные с короткими рукавами, в виде юбки пришитой от лифа и с пуговицами впереди.

Ключевой особенностью такой одежды считается ее внушительный вес, объясняющийся применением огромного количества деталей при пошиве. Наиболее грузными моделями являются красный праздничный, синий и белый русский сарафан . Для изготовления одежды мастерицы применяли овечью тканую шерсть, которая предварительно проходила окрашивание ольховой либо дубовой корой. Кроме того, обязательно использовали бархат и тесьму для украшения низа.

Ежедневным вариантом считался сатиновый прямой сарафан (его называли саяном). Цвет наряда подбирался по возрасту женщины. Молодежь носила бордовые и красные сарафаны, а пожилые - синие либо черные.

Современная интерпретация образа с русским сарафаном

Русская стилистика сарафанов пользуется достаточно большой популярностью у современных модных дизайнеров. Время от времени на подиумах Ив Сен Лорана и Поля Пуаре можно встретить платья, исполненные в традиционной русской классике, задекорированные аппликациями, лентами и вышивкой. Отечественный дизайнер Зайцев давно слывет почитателем накидок из меха, кокошников и сарафанов.

Обыденными и ежедневными подобные наряды сложно назвать, однако у каждого человека имеются поводы, чтобы блеснуть в них! Легкий русский сарафан можно надевать для летней прогулки. В наше время стало очень актуальным проводить тематические мероприятия. Например, почему бы невесте не надеть шикарный праздничный сарафан с кокошником? Это всегда будет выглядеть эксклюзивно и стильно. Подобное торжество обязательно запомнится всем вокруг!

Пролистав каталоги специализированных магазинов и пересмотрев коллекции модных дизайнеров, девушка сможет легко отыскать нужный ей русский сарафан, купить его и носить в своем удовольствие!

Модели русского сарафана на полных женщин

1. Юбка на бретелях - фасон русского сарафана, который полюбился многим дамам. Согласно старинным поверьям, придумала его русская барыня. Именно поэтому в любой русской сказке девушки носили такие одежды. Этот сарафан имеет разную длину - до пола либо ниже колен. Длинная модель на тонких бретелях - праздничный вариант, а чтобы фигура казалась более стройной, дизайнеры применяют различные хитрости. В основном добавляется геометрический узор.

2. Вязаная модель русского сарафана будет смотреться гармонично жарким летом, а также холодной осенью. Плотная либо кружевная вязка в форме цветов и прочих узоров сможет выгодно подчеркнуть достоинства пышной фигуры. Такой сарафан сегодня можно отыскать в любом магазине, предлагающем выбор одежды ручного изготовления. Конечно, такая модель будет стоить дорого, если это не машинная вязка.

3. Балетный русский сарафан - данный вариант считается наиболее воздушным, без рюш и воланов. Именно это и необходимо девушкам с пышными формами. В наше время мода на струящиеся модели балетного сарафана стала набирать не шуточные обороты.

Присмотритесь к фото, возможно, вы решите, что и в вашем гардеробе должна быть сто стильная вещица.

Русский сарафан женский и детский - фото

Традиционный русский сарафан по сей день является достоянием русского народа

Трудно поверить, но как оказалось, русский сарафан происходит не от русского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». Т.е., в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие.

Историческая справка

Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.

Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.


Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда
А для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.


Вне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа
Традиционный образ русской красавицы

Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.


Нарядный сарафан для знаменательных событий

И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.


Талия чаще всего не обозначалась

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.


Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.


Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом
Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.

Разнообразие сарафанов

Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.


Наиболее популярными считались:

  • глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
  • с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
  • «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
  • прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.


Старинные распашные сарафаны

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.


Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.


Более современная версия традиционного русского сарафана

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево. Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.


Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.

Трансформация одеяний под грузом современности

Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.


Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.


Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.

Особенности русского костюма

Историческая справка

Сарафан - собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках.

Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sapara» или «saparai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами. В зависимости от материала, кроя или места бытования сарафан мог называться: саян, сукман, касталан, ферязь, шубка, клинник, атласник, кумачник, штофник, бархатник, пестрядник, костыч.

Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин "сарафан" как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. Это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.

В XVIII - XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины.

Наряду с холщовой рубахой сарафан входил в состав женского крестьянского костюма преимущественно в северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.

Впервые термин «сарафан» применительно к женской накладной или распашной одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Эта была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках. Вопрос о том, был ли известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как «ферязь», «касталан», «сукман», «саян», «шубка». Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан. Другие исследователи считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках. В XVII веке сарафан, с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (.купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50…60-е годы как погребальная одежда.

Ткани для сарафанов

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных "сарафанных" тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

Н. Солонинкин. "Хоровод". Миниатюра. 1992г. Федоскино.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем хоровод девушек, одетых в "гарусники" - сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевики".

В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие "золотые" сарафаны вышитые золотными цветами по белой ткани.

Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках - больших коробах из липы.

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

Типы конструкций русских сарафанов (основные и производные)

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант - глухой туникообразный сарафан - шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным - широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления - красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани - двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях - Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы - дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные - из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных - металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.

3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные - из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех - шести прямых полотнищ ткани - «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался "с передком" или "с грудкой".

4. Сарафан с лифом

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к теме русского сарафана. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма.

Посмотреть каталог готовых выкрое к

Вам понадобится

  • Плотный однотонный ситец, сатин – 2,5 метра при ширине 110 см
  • Цветная ткань в мелкий рисунок 2 м при ширине 90 см
  • Кружево или нарядная тесьма 10 м
  • Лист бумаги для выкроек
  • Измерительная лента

Инструкция

Измерьте ширину спины и груди. На листе для выкроек постойте свою индивидуальную выкройку с учетом этих размеров. Из цветной вырежьте по две детали А, В и С. Это будет кокетка и лямки вашего будущего . Из цветной ткани нарежьте шириной 7 см, они пойдут на отделку сарафана.

Из однотонной ткани выкроите две трапеции. Их высоту определите с учетом необходимой длины сарафана. Длина нижнего основания – 110 см, верхнее основание у трапеций сделайте разным. Заднее полотнище должно быть на 5 см больше ширины спины, переднее – на 8 см.

Сшейте боковые части кокетки, обработайте тесьмой ее верхнюю часть.

Сшейте боковые части переднего и заднего полотнища. Подол обработайте отделочной из цветной ткани с проложенной вдоль шва тесьмой. Отгладьте . Верхнюю часть полотнищ прострочите крупным стежком и соберите «в кулиску» по ширине нижней части кокетки.

Сшейте кокетку и нижнюю часть сарафана. Прогладьте и обработайте все швы с изнанки. Лямки сложите пополам, острочите их, проложив тесьму по краю. Прогладьте лямки и отрегулируйте их местоположение и длину, надев . Пристрочите их к .

Источники:

  • русский народный сарафан своими руками

– традиционная русская женская одежда. В традиции каждого региона существовали свои особенности кроя: цвет, приталенность, ткань, орнаменты, другие детали. Кроме того, существовали различия между яркими праздничными сарафанами и светлыми, но более скромными повседневными. Но в любом случае сарафан был настолько свободен, что позволял женщине не менять гардероб даже во время беременности.

Инструкция

Детали : четыре детали бретелей двойной длиной от точки до , шириной 5 см.; спинка длиной от середины лопатки до пят, шириной в пол-обхвата над ; передняя часть в форме трапеции: ширина – пол-обхвата над грудью, по линии груди расширение до объема груди (от одной боковой линии до другой по линии груди), длина до пят. Все детали выкраиваются с учетом припусков на швы.

Детали бретелей сложите парами друг на друга, лицом внутрь, прострочите каждую пару с трех сторон и выверните. Подогните края и прострочите четвертую сторону.

Если вы планируете украсить вышивкой на груди или на верху спины, наложите заранее подготовленную ткань на края . Подогните боковые края основных полотнищ, прострочите (по левому боку вышивку не пристрачивайте). Соедините между собой с правого бока полностью, а с левой стороны вверху оставьте место для потайной молнии.

Подогните верхние и нижние края основных полотнищ, прострочите. Если есть вышивка, оставьте между строчками симметричные расстояния, в которые спрячете концы бретелей.

Пришейте бретели швом «через край» или «зигзаг». Если есть вышивка, концы бретелей должны располагаться между основной тканью и вышивкой. Вшейте молнию в левый боковой шов, между вышивкой и основной тканью.

Видео по теме

Осенью и зимой хочется укутаться во что-нибудь теплое и приятное, при этом выглядеть безупречно и стильно. Девушки в эти сезоны выбирают джинсы и свитера, аргументируя, что в этом и тепло, и комфортно. Женственные наряды вынуждены скучать в гардеробе, но ведь это несправедливо. Ведь платье или сарафан тоже может согревать в зимнюю стужу и поднимать настроение. Чтобы комбинировать одежду и играть с образом, попробуйте сшить теплый сарафан .

Вам понадобится

  • - швейная машинка;
  • - ткань;
  • - сантиметровая лента, линейка, нитки, ножницы, иголки;
  • - мелки, булавки;
  • - резинка;
  • - крупные декоративные пуговицы;
  • - брошка.

Инструкция

Приобретите в магазине теплую красивую ткань. Например: флис, полотна, шерстяные ткани, велюр, твид, костюмные ткани с высоким содержанием полиакрила, ворсистые ткани, похожие на плюш и тонкий искусственный мех. Для декора будут нужны крупные декоративные пуговицы. Застегивать их не придется, поэтому смело берите то, что привлекло внимание. Разумеется, пуговицы должны аккомпанировать выбранной ткани, быть в тон, или красоваться изюминкой – зависит от вашего настроения. Красиво смотрятся деревянные круглые и пластиковые с металлическим напылением украшения.

Снимите с себя мерки. Вам нужен объем груди, бедер и длина изделия. Теперь разложите ткань на ровной поверхности и, используя линейку, мелки и ножницы, начинайте кроить. Если разбег объема груди и бедер невелик ( в 5-8 сантиметров роли не играет), то скроите прямоугольник. Ширина равна объему бедер, плюс 20 сантиметров. Длину оставьте пока равной метру.

Отличительная черта а – подборт- . Должно сложиться впечатление, что модель на пуговицы в месте отворота, хотя на самом деле это не так. Отогните боковой край по лицевой стороне на 5 сантиметров и сметайте вручную. Теперь наложите подборт- поверх второго бокового шва и пристрочите на машинке в месте вашей сметки. Заметьте, что сарафан цельнокроеный, единственный шов – передний с . Получившийся боковой срез обоверлочьте или используйте обметочную строчку на машинке.

Верхнюю часть сарафан а обработайте и отстрочите на 1 сантиметр от края так, чтобы внутрь можно было вставить резинку. Примерьте на себя изделие, сарафан должен располагаться поверх груди и плотно держаться за счет резинки. Отметьте булавкой или мелком точку под грудью, здесь ткань тое нужно присборить. Получится эффект наряда беби-долл, свободная посадка от груди.

Ориентируясь на метки, с изнаночной стороны пристрочите резинку по линии под грудью, осторожно растягивая ее во время выполнения шва. Еще раз примерьте. Сантиметровой лентой замерьте необходимую длину для бретелей.

Из остатков ткани скроите две полоски шириной около 8 сантиметров и длиной до 35-40. Прострочите боковой шов и выверните ткань на лицо. Руками приметайте бретели к сарафан у, наденьте наряд и убедитесь, что все сидит как положено. Теперь закрепите лямки.

Прежде чем обработать нижний край сарафан а, встаньте на возле зеркала и отметьте необходимую вам длину готового изделия. Подогните ткань на 0,5 сантиметра и прострочите.

Сарафан можно и нужно украсить. Здесь пригодятся купленные пуговицы и брошь. На отвороте-обманке пришейте 2- . Если одну из бретелей сделать длиннее, чем положено и выпустить остаток сзади, то и его можно украсить декором. На передней бретели закрепите маленькую блестящую брошку.

Обратите внимание

Не забывайте о припусках на швы. Ширину при раскрое полотнища не увеличивайте больше, чем на 20 см от объема бедер.

Полезный совет

Сарафан, сшитый из шотландки, эффектно смотрится с черной водолазкой и ботильонами. А модель из леопардового плюша и высокие замшевые ботфорты сделают образ задорным и необычным.

Большую часть жизни мы проводим на работе. И вполне объяснимым желанием женщины является потребность выглядеть стильно, красиво и ухоженно не только в кругу друзей, на вечеринке, но и в той сфере, где мы ежедневно общаемся, ведем деловые переговоры, обсуждаем сплетни и, в конце концов, обеспечиваем себе финансовую стабильность, так необходимую в современной жизни. Не всегда в торговых центрах среди бесконечного разнообразия одежды, мы находим себе подходящую и уместную для работы. Однако сшить сарафан для офиса вполне возможно и дома.

Вам понадобится

  • - материал для пошива
  • - сантиметровая лента
  • - ножницы
  • - иголки
  • - нитки
  • - швейная машинка

Инструкция

Решите, какой длины будет сарафан выбранного вами фасона. Учтите, что короткие сарафан ы-мини для будут неуместны. Идеальный сарафан для офиса тот, длина которого доходит или чуть ниже. Цвет ткани желателен спокойных выдержанных тонов, никаких кричащих и переливающихся оттенков. Блестящие, с большим количеством пайеток материалы также лучше оставить для пошива праздничных нарядов. Легкие ткани и шелка не подходят для строго офисного стиля. Хорошо смотрятся сочетания белого, черного и серого. Спокойные теплые или выдержанные холодные тона также очень выгодны для сарафан ов в деловом . Избегайте сложных узоров и вычурных декоративных , они будут отвлекать от работы не только вас, но и коллектив, что явно не понравится начальству.

Снимите необходимые мерки: длина изделия, объемы груди и бедер. Если вы не являетесь умелой швеей-мастерицей, воспользуйтесь советами журналов кройки и шитья, в каждом из них присутствуют выкройки моделей, указанные в анонсе. Помимо этого, в зависимости от того, будет ли этот сарафан на бретелях, либо с круглой горловиной, возможно, нужно будет сделать дополнительные замеры.

Косоклинный распашной сарафан

Косоклинный распашной сарафан, или сарафан со швом спереди (клинник, косоклинный, семиклинный, костыч, сукман, кашемирник, кошто), - второй тип народного женского сарафана.
Форма сарафана трапециевидная, состоящая из двух полотнищ, спереди соединенных посередине застежкой на пуговицы или швом. Форма сарафана дополнялась полотнищем по спинке и клиньями разной величины и отличалась по принципу сужения и расширения. Отмерив нужную величину размера верха изделия, полочки и спинки, лишнюю ткань срезали и дополняли ею низ изделия.

ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ КОСОКЛИННОГО САРАФАНА ПРИ ШИРИНЕ ТКАНИ 1 М 40 СМ
Размерные признаки фигуры (мерки): длина изделия; От I, От II, Шг, Шс - заданная величина размера 17-20 см, ШПр - вычисляема. Длина изделия - от линии От 1 до нужной длины, чуть ниже щиколотки.
1. Берем 2 длины изделия ткани шириной 1м 40 см.
2. Полочка:
определяем центр, прокладываем цветной нитью или мылом
от центра влево и вправо откладываем вытачку по 1 см или 1,5 см, прокладываем линию
определяем ширину груди, откладываем Шг влево и вправо от вытачки
определяем глубину проймы, из конечных точек ширины груди вниз откладываем 6-7 см, влево и вправо проводим линии
опр I — (Шс 20 см + Шг) = : 2 =
из конечных точек проймы с левой и правой стороны проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
деталь полочки вырезаем ножницами, лишнюю ткань в форме клина переворачиваем и прикладываем к боковой стороне детали полочки, таким образом расширяя форму полочки в трапециевидную.
3. Спинка: второе полотнище ткани
определяем центр полотнища
определяем высоту и ширину лямкодержателя Н=4-5 см, ширина 3-4 см; ширина лямкодержателя определяется в зависимости от ширины лямок
от центра спинки откладываем 17-20 см (поделив пополам) влево и вправо
из конечных точек спинки проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
вырезаем деталь спинки, лишняя ткань в форме треугольника - клина переворачивается и прикладывается к боковому шву изделия, т.е. к детали спинки 98
бретели: определяем длину и ширину бретелей, вырезаем верхнюю и нижнюю деталь бретели, бретель дополняется прокладочной деталью, которая вкладывается между двумя основными деталями
4. Крой подклада сарафана.
Косоклинный сарафан по народным традициям пошива изделия дублировался, в основном дублировалась полочка. Спинка не дублировалась, поскольку она имеет более сильное расклинение, чем полочка. Сарафан можно дублировать двумя способами:
Первый способ, когда дублируется вся полочка и линия низа сарафана так называемым «оподольником» высотой 12-15 см.
Второй способ дублирования сарафана заключается в обработке сарафана подкладочной тканью (ситец, холст) до линии талии. Крой подклада производится по тем же принципам кроя, который присутствует в сарафане.
Все линии среза, бретели, верхняя часть сарафана - полочки и спинки, линия низа изделия - обрабатываются цветным руликом.
Материалы для пошива сарафана: шелк, шерсть, полушерсть.
Подкладочные материалы: ситец, бязь, холст льняной.
Материалы для декоративного оформления: ленты золотистого цвета, жаккардового переплетения, пуговицы круглые на ножке, шнур для петель, тесьма орнаментальная или одного цвета. Цветной рулик (бейка).

РУБАХА ТУНИКООБРАЗНОГО ПОКРОЯ

Крой рубахи производится на ширину холста- 40 см. Туникообразная рубаха состоит из центрального полотнища, состоящего из двух длин, равных длине изделия, боковых полотнищ рукавов и клиньев.

Крой рубахи
1. Эскиз.
2. Предварительный расчет.
3. Размерные признаки.
Длина изделия; длина рук; обхват шеи.
Крой центрального полотнища: берем 2 длины холста, равных длине изделия (Д.изд.)
Полотнище холста перегибаем пополам, одна часть полотнища приходится на полочку, другая на спинку.
Находим центр полотнища, влево и вправо (по горизонтали) откладываем по 8-9 см, по вертикали от центра откладываем к спинке - 4 см, к полочке 8-9 см. Оформляем горловину плавными линиями и делаем разрез по полочке (пазуха).
Крой рукавов
Берем три длины полотнища, равных длине рукава, длине рук.
Две длины полотнища оставляем цельными, третью длину разрезаем пополам и надставляем к двум предыдущим полотнищам. Ширина рукава - 40 см (ширина холста) и 20 см дополнительного полотнища.
Ширина рукава составляет 60 см.
Крой лотнищ боковых полотнищ
Длина боковых полотнищ туникообразной рубахи составляет:
длина изделия -
ширина рук - 30 см, длина боковых полотнищ 90 см. Ширина полотнища - берем две длины холста (боковых полотнищ), равных 90 см, каждое разрезаем 90-20 см, прилегают к рукаву и центральному полотнищу в боковой части (с левой и правой стороны).
Крой клиньев
Традиционным решением формы клиньев является квадрат и треугольник. Клинья могут быть цельновыкроенными или со швом. Для цельновыкроенного клина используем квадрат 17×17 см или 15×15 см.
При пошиве один клин по диагонали перегибаем попалам, одна часть приходится на спинку, другая на полочку.
Крой обтачки.
Обтачка кроится по диагонали. Ширина обтачки 1,5 -2 см.

НАРОДНАЯ ЖЕНСКАЯ РУБАХА БЕЗ ПОЛЯКОВ
Народная женская рубаха без поликов изготовлена из тонкого льняного полотна, шириной - 65 см. Крой рубахи решен по принципу составной, (составная - составлялась из двух различных материалов, фабричных тканей и холста домашнего производства).
Рубаха без поликов включает стан, станушку, рукава, клинья.
Стан - нижняя часть изделия, состоит из двух деталей, длиной - 75 см, шириной - 65 см.
Станушка - рукава - для решения рукавов использованы 2 длины льняного полотна, длиной 40 см,
шириной 65 см /40×65 см/.
Дополняют ширину рукава 2 куска ткани, размерами 40×15 см, общая ширина рукава составляет
80 см.
Клинья - цельновыкроенные, 2 детали для спинки и полочки, размерами 8×15 см.
Кокетка - 2 детали, спинка - длина 28 см, ширина - 50 см /28×50 см/. Полочка - длина 23 см,
ширина 50 см. Разница в 5 см длины кокеток дается для посадки изделия и оформления горловины.
Этот метод позднего решения, наблюдаются и такие варианты, когда кокетки кроят одной длины.
Особенности рубахи без поликов.
В народном крое рубахи без поликов ширина кокетки почти всегда меньше ширины стана /ширина кокетки 50 см, ширина стана 65 см.
При соединении эти детали рубахи имеют выступообразную форму, выступ на «стане» является местом %
для расположения поликов, которые заменяют рукава.
Горловина и рукава в рубахе без поликов собираются в мелкие складки, горловина обшивается обтачкой
1,5-2 см, рукава манжетом 6-7 см.
Рубаха без поликов имеет вышивку, по стану проходит композиция бордюрного построения, высотой в 4,5 см, вышивка - «роспись». Орнамент зооморфный с исключением растительного мотива /птица + дерево/. Станушка: рукава /основные полотнища/, обтачка и манжеты вышиты гладью и «крестом», сетчатого и линейного раппортов. Орнамент геометрический: восьмиконечные и четырехконечные розетки.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Сборник (повойник) - головной убор замужней женщины. Форма головного убора состоит из 2 деталей: донца и очелья. Очелье выполняется из сатина, донце на твердой основе (картон, холст, парча, метонить) вышивается золотой или серебряной нитью. Орнамент растительный «древо жизни». Головной убор изготавливается на подкладе, материалом которого служит ситец набивной. Подклад выкраивается так же, по тем же принципам, что и повойник. Донце и очелье подклада сшиваются, вставляются в головной убор, закрепляются по верхней линии вокруг донца воздушными петлями. Линия низа повойника вместе с подкладом обрабатываются косой бейкой другого цвета и тона.
Построение головного убора. Описание кроя. Размерные признаки головы (мерки): О. (обхват) головы - … Ш. (ширина) лба - Очелье: по горизонтали откладываем О. гол. - …, по центрально- осевой линии высота детали 8-9 см, высота может быть меньше или больше.
Высота очелья в затылочной части меньше на 2-3 см, т.е. от центральной части детали заужаются. Детали очелья кроятся так: одна из основной ткани, другая из подкладочной.
Донце - овальной формы, по центрально-вертикальной линии составляет высоту 21 см, по горизонтальной 14,5 см. Детали донца кроятся из основной, прокладочной и подкладочной ткани.
Карельский женский головной убор - «Сорока» Форма головного убора мягкая, вытянутая, в виде завязанного платка.
«Сорока» состоит из 2 деталей: донца и очелья.
Очелье: центральная часть головного убора, выполняется из красного сатина и вышивается желто-оранжевыми нитками, геометрическим орнаментом. Рисунок орнамента подчеркивается черной нитью.
В декоративное оформление очелья входили поэтки. К очелью, к центральной части, пришиваются кусочки дорогостоящих тканей (бархат, шелк).
Продолжают форму очелья завязки, которые выполняются из сатина другого цвета и тона.
Донце - верхняя часть головного убора - выполняется из дорогостоящих фабричных
материалов: шелка однотонного или с цветным рисунком. Головной убор подшивается ситцевым подкладом.
Подклад кроится так же, как и верхняя часть головного убора. Нижняя линия головного убора «сороки» обрабатывается цветным руликом.
Построение формы женского головного убора «Сорока».
Размерные признаки (мерки):
О. (обхват) головы - …, Ш. (ширина) лба - …
Очелье: по горизонтали откладывают О гол. - 57 см, находим центр, определяем высоту очелья 9 см. Отмечаем ширину лба (ширину и высоту центральной части головного убора). Ш.- 13 см, h - 7,5 см.
На концах детали определяем высоту завязок 5-7 см, точки соединяем.
Донце - имеет длину 40-41 см по центрально-осевой линии, вверху детали в области очелья ширина составляет 5-6 см, линия донца закругляется и имеет овальную форму, внизу ширина детали - 20 см.


Top