Конспект нод первоцветы старшая группа. Конспект занятия в старшей группе детского на весеннюю тему «Первоцветы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей №5

Конспект НОД

«Первоцветы»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

г. Комсомольск-на-Амуре

Цель НОД……………………………………………………………………………………

Задачи НОД………………………………………………………………………………….

Оборудование……………………………………………………………………………….

Организация занятия………………………………………………………………

Ход НОД………………………………………………………………………........

2.1.Подбор материала для мини-исследования…………………………………

2.2. Воспроизведение видеофрагмента «Первоцветы»……………...…………..

2.3.Беседа о первоцветах. Объяснение термина «первоцвет»………………….

2.4.Мини-исследование…………………………………………………………...

2.5.Литературная минутка………………………………………………………..

2.6.Работа с фотографиями……………………………………………………….

2.7.Творческое дело «Я первый весенний цветок»……………………………..

2.8.Релаксационная минутка «Цветочек»……………………………………….

Итог занятия………………………………………………………………………..

Список источников……………………………………………………………………….....

Приложения

Приложение 1. Рисунок первоцвета для раскраски «Адонис»…………………

Приложение 2. Рисунок первоцвета для раскраски «Весенник»……………….

Приложение 3. Рисунок первоцвета для раскраски «Одуванчик»……………..

Приложение 4. Рисунок первоцвета для раскраски «Подснежник»……………

Приложение 5.Рисунок первоцвета для раскраски «Ландыш»………………..

Приложение 6. Рисунок первоцвета для раскраски «Венерин башмачок»……

Приложение 7. Рассказ. Н. И. Сладков. Ивовый пир……………………………

Приложение 8. Рассказ. Н. И. Сладков. Любитель цветов………………….…..

Цель: сформировать у детей знания о первоцветах, их отличительных признаках, правилах поведения в природе.

Задачи:

    расширять представления детей о характерных признаках весны;

    познакомить с разнообразием растений-первоцветов;

    развивать познавательный интерес, воображение, мышление, умение применять в работе полученные знания;

    развивать умение сравнивать и анализировать;

    обогащать словарный запас детей;

    воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность;

Оборудование: фотографии первоцветов, рисунки первоцветов для раскраски (Приложение № 1-6) , цветные карандаши. Большой рисунок весенней полянки (без первоцветов).

Дополнительный материал: 1) презентация Microsoft Office PowerPoint «Первоцветы»; 2) видеофрагмент «Первоцветы» (3.25 мин.); 3) фотографии.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Сладкова «Ивовый пир», «Любитель цветов». (Приложение № 7, № 8)

1. Организация занятия

Занятие начинается со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

2. Ход НОД

2.1. Подбор материала для мини-исследования

Раздается стук в дверь. Входит ребенок - Весна.

Я – весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

Я везде ращу цветочки.

К вам в гости пришла,

И букет принесла.

Воспитатель: А какой букет принесла весна, мы сейчас отгадаем (загадываем загадки и «собираем» весенний букет).

2.2. Воспроизведение видеофрагмента «Первоцветы» (Слайд № 5)

2.3. Беседа о первоцветах. Объяснение термина «первоцвет»

Воспитатель: Во все времена люди радовались первым цветам. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Правильно. Эти цветы первыми дарят нам радость, как будто они говорят: «Зима не вернется, пришла весна».

2.4. Мини-исследование

Рассматриваем первоцветы, определяем, чем они отличаются друг от друга, а чем похожи. Исследуем названия первоцветов. (Слайд 6)

2.5. Литературная минутка

В честь весенних цветов сочиняли стихи, песни, сказки (стихи раздаются детям заранее).

2.6. Работа с фотографиями: дети определяют знакомые цветы (ландыш, венерин башмачок).

Обращаем внимание на то, что цветы будут радовать нас позже, только к ним надо бережно относиться.

2.7. Творческое дело «Я первый весенний цветок» (вывешивается плакат с полянкой без цветов).

Воспитатель: Когда-то давным-давно облюбовали эту полянку первоцветы. Они зацветали ранней весной, когда в лесу еще лежал снег. Веселая, цветущая полянка нравилась всем. Люди приходили сюда отдыхать и каждый раз, уходя домой, рвали первые подснежники, плели венки из одуванчиков. Прошло несколько лет, и полянка опустела. Исчезли первоцветы. Загрустила полянка. Давайте восстановим полянку – превратимся в добрых волшебников и поселим на полянке первоцветы (дети раскрашивают первоцветы и помещают их на полянку).

Вот и зацвела наша полянка.

2.8. Релаксационная минутка «Цветочек» (Слайд № 10)

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы такие полянки каждую весну радовали нас цветами?

Обсуждаем правила поведения. (Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: они стали редкими. Многие из первоцветов занесены в красную книгу.) (Слайд № 11)

В дальнейшем мы с вами создадим Красную книгу сами, для того чтобы познакомить других детей с редкими видами цветов.

3. Итог занятия

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в гости к первоцветам.

    Дети, вам понравилось наше путешествие?

    Как называются цветы, которые первыми появляются весной? Назовите их.

    Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

    Список источников

    Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0

    Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2007. - 244 с. ISBN 5-89814-076-X 978-5-89814-076-2

    Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2006. – 240с. ISBN: 5-89814-057-3

    Наш дом – природа: программа факультативного курса дошкольного образования. – Владивосток: Изд-во ПК ИРО, ФГБУ «Лазовский государственный заповедник», Фонд «Феникс», 2013. – 68 с. ISBN 978-5-98892-026-7

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: книга для воспитателей детского сада/ С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с., 8 л. ил. – ISBN 5-09-011526-5

    Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 120 с.: цв. вкл. ISBN 978-5-4315-0175-3

    Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search

    Электронный ресурс http://go.mail.ru/search_images

    Электронный ресурс http://go.mail.ru/search_video

    Электронный ресурс http://allforchildren.ru

    Электронный ресурс http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka

    Электронный ресурс http://stihi-rus.ru/1/Fet/148.htm

    Электронный ресурс http://www.youtube.com

Конспект НОД в подготовительной группе по теме “Первоцветы”.

Автор: Шмидт Татьяна Владимировна, воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида “Ягодка” с. Александровское” Томская область.
Цель.
Закрепить представление о первоцветах, научить определять их по внешнему виду.
Познакомить с подснежником – Галандус, закрепить представление о его внешнем виде, через лепку.
Показать пробуждающуюся природу, связь с благоприятными условиями (удлинение дня, тепло, изобилие влаги).
Развивать умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать её.
Материал.
Костюм весны, объёмные изображения цветов: первоцвет, мать-и-мачеха, медуница, ветреница, галандус.
Д/игра “Что сначала, что потом”, на каждого ребёнка, по 3 карточки с изображением мать-и-мачехи (в последовательности цветения).
Д/игра “Цветок желаний”, цветок с изображением нарушений правил поведения в лесу и условий роста цветов, на концах лепестков, картинки исправляющие нарушения.
Пластилин, доски, тряпочки, картон (по количеству детей) .
Предварительная работа.
Чтение рассказов А.Онегова “Ветреница”, “Медуница”, “Мать-и-мачеха”. Чтение отрывков из книги В.С.Моложавенко “Тайны красоты”.
Заучивание стихотворений.

Ход занятия.

1. Входит весна, загадывает загадку.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…весна.
2. Вы ребята помогите
Приукрасить мой наряд
Чтоб растаяли снега,
Из-под снега пробудились
Первоцветы ото сна.
Что такое, первоцветы? (Ответы детей).
Ещё первоцветы называют раннецветущими и подснежниками.
Объясните эти названия (Ответы детей).
Благодаря чему, появляются первые цветы? (Ответы детей).
Цветы-подснежники приходят к нам прямо из царства вьюги и снега.
И самое интересное, что в разных местах есть свои подснежники.
Давайте вместе, перечислим те подснежники, которые растут в Томской области.
3. Пальчиковая игра.
После снежной пустоты Развести руки в стороны ладонями вниз.
Распускаются цветы. Кисть одной руки вверх, пальцы раскрыть.
Как давно не видел ты Тоже, другой рукой.
Этой хрупкой красоты! Дунуть на обе руки, ладони вверх.
Здесь цветочки первоцвета, Поочерёдно загибать пальцы на одной руке,затем на второй.
Мать-и-мачехи листы
И хохлатка, с хохолком,
Ветреница, с ветерком,
Медуница, с сладким соком,
Купальница, с ручейком.
Здесь и ландыш, и пролеска,
Незабудка и чистяк.
Все подснежники мы любим,
Красоту беречь мы будем.
4. Какой подснежник, в народе называют золотые ключи весны? (Первоцвет.)
Почему ему дали такое прозвище? (Он похож на связку ключей.)

Как ещё его называют? (Первоцвет, первенец, баранчик, коровьи слёзы, барашки, божьи ручьи, золотнянка и просто ключи.)
5. Отгадайте загадку: “Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать?” (Мать-и-мачеха.)


Почему этот цветок так называется?
На какое растение похожа мать-и-мачеха? (Одуванчик.)
Чем она отличается от одуванчика? (Форма листа, стебель и цветение.)
Есть ли листья у цветущей мать-и-мачехи? (Нет.)
6. Дидактическая игра “Что сначала, что потом”.
Разложите карточки по порядку, показывая последовательность отцветания мать-и-мачехи.


Объясните, почему вы разложили карточки в такой последовательности. Ответы детей.
7. Какой подснежник называется очень сладко?
Ребёнок: “Расцветает медуница –
У цветов она царица!
Рядом с нею первоцвет
В золотистый фрак одет”.


Объясните название цветка.
Какого цвета у неё цветки? Почему медуница меняет цвет цветков?
Как медуница защищается от весенних холодов?
8. Посмотрите на этот цветок. (Показ.)


Как он называется? (Ветреница.)
За что ветреницу так назвали? (За то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра.)
Можно ли по ветренице узнать, ясно или пасмурно на улице? Как? (Когда цветы раскрыты – ясно, когда закрыты – пасмурно.)
9. Физминутка.
На лужайке поутру мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок,
Становитесь в наш кружок.
Раз, два, три, четыре –
Раздвигайте круг пошире,
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять –
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи.
Мы – резвы и горячи.
10. А с солнышком появляется ещё один цветочек, его все так и называют – подснежник (галантус). (Показ.)

Про этот цветок очень хорошо написал поэт М.Серов:
“ На полянке пегой
Поднимается цветок.
У него из снега
Отложной воротничок.
Весь, как на ладошке,
Против ветра налегке.
Встал на тонкой ножке,
С колокольчиком в руке”.
11. Почти все подснежники занесены в Красную книгу и чтобы этих цветов стало больше, хотя бы на нашей воображаемой полянке, давайте изобразим в лепке наш подснежник – Галантус.
Обратите внимание на строение стебелька, листа, сравните размер цветка и листа.


(Воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости помогает.)
12. Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась,


а с вашей помощью и принарядилась.


Я надеюсь, что вы будете беречь первоцветы, и не будете делать, как одна девочка…
Ребёнок: “ Цветок на лугу
Я сорвала на бегу,
Сорвала. А зачем
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?”
А как же надо себя вести в лесу, мы сейчас и узнаем, поиграв в игру “Цветок желаний”, но не ваших, а цветочных желаний. Желания зашифрованы в рисунках, а как их исполнить подскажут картинки предметы. (Дети поочерёдно выполняют желания.)


Молодцы ребята и помните, всё зависит от вас. Чем бережнее вы будите относиться к цветам, тем всё тоньше будет становиться Красная книга.

«Первоцветы»

Занятие по экологии в старшей группе.

Программное содержание: уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту; обогащать словарный запас, развивать связную речь, воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе

Материалы: картины с изображением подснежника, мать-и-мачехи, тюльпана, ландыша, нарцисса, оборудование для рисования красками, листы бумаги для рисования, грамзапись «Подснежник».

Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
- Правильно весной, молодцы!
- А что изменилось с приходом весны? (На улице стало теплее, снег тает, появляются проталины)
- Небо весной (какое?)...
- Солнышко весной (что делает?)...
- Птицы весной (что делают?)...
- Цветы весной (что делают?)...
- Ребята, сегодня в этот прекрасный весенний день поговорим о цветах. И не просто цветах, а первоцветах.
- А как вы понимаете это слово? (ответы детей)
(После предложенных ответов воспитатель дает понятие первоцветы)
- Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы первыми в лесах и на лугах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.
- Чудесные белые колокольчики хрупкого цветка появляются ранней весной, когда в лесу еще лежит снег. И этот цветок в народе называют......(подснежником)
(Воспитатель показывает детям картину с изображением подснежника)
Этот удивительный цветок растет и развивается зимой, по теплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. В марте под яркими солнечными лучами подснежники расцветают, когда на деревьях еще нет листьев. В ненастные пасмурные дни цветы подснежников закрываются, а головки их наклоняются.
- Ребята, я предлагаю вам почувствовать себя подснежниками.

(Звучит запись «Подснежники» и дети представляют себя подснежниками и имитируют движения: смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, и приветствуют жителей леса)
- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы почувствовали?
- Немало легенд сложено о подснежнике. Послушайте стихотворение, которое передает одну из них «Смелый подснежник»
Лесною тропой
Шла зима с подругам
Стужами и Вьюгами,
Метелью и Пургой.
А навстречу ей Весна,
И румяна, и ясна,
В пестром сарафане,
С птицами, цветами.
Позавидовала Зима Весне,
Ее юности и красе,
Подула ветрами ледяными,
Закружила вьюгами злыми.
Испугались стужи цветки
И закрыли свои лепестки.
Только подснежник, хрупкий и нежный,
Из последних сил
Лепестки раскрыл
Капелькою белой.
Маленький, но смелый!
- Вот снег растаял, появились проталинки и появились круглые золотые монеты?
- Как вы думаете, о каких золотых монетах я говорю?
- Правильно, весну цветов открывает- мать-и-мачеха. Этот золотой цветок растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав. (показ картины с изображением цветка мать-и-мачехи)
У этого цветка невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Большие листья появляются позже, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, темно-зеленые.
Мать-и-мачехой назвали этот цветок потому, что одна сторона листа –теплая, как мама, а другая холодная, как мачеха. А когда цветок отцветает, то он превращается в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой- парашютиком, которая помогает семечку улететь.
- Позже просыпаются и другие весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, ландыши, примулы и т.д. (показ картин с изображением весенних цветов)
- Но к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой? (ответы детей)
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок, который вам больше понравился.
Воспитатель с детьми проговаривает какие цвета использовать для рисования лепестков, листьев и стебелька цветка. После чего дети приступают к работе с красками.
В конце занятия дети показывают рисунки и рассказывают почему решили нарисовать именно этот цветок и что нового они узнали?

МБДОУ «Детский сад № 44 Ладушки комбинированного вида»

Непосредственно организованная образовательная

деятельность по познавательно-речевому развитию в

старшей группе.

Тема «Первоцветы»

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, физическое развитие,

художественно-эстетическое развитие

Подготовила: воспитатель

Ксенофонтова Л.А.

г. Электроугли

Цель: Закрепление знаний о весенних цветах и закрепление элементарных математических представлений; развивать эстетический вкус, воспитывать любовь к природе.

Задачи:

Развивающие:

Развивать связную речь детей на основе монолога и интеллектуальные способности через отгадывание загадок, умение отвечать на вопрос полным ответом, развивать умение описывать предмет, ориентировка на плоскости.

Формировать грамматический строй речи.

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

Формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря по теме «Весенние цветы».

Предварительная работа: работа по развитию элементарных математических представлений, беседы, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов, работа по изо - деятельности на тему весенние цветы.

Оборудование : запись «Пробуждение природы», проектор, экран, цветы для оформления группы, цветы в вазе для счета, мольберт, карточка с тремя полосами, пеналы с геометрическими фигурами, квадрат цветной бумаги 10/10 см для оригами(на каждого ребенка),1/2 листа цветной бумаги,клей карандаш, клеенка, салфетка.

Ход занятия.

Ребята! Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поприветствуем их.

Звучит музыка «Пробуждение природы». «Ручей».

В. –Какое время года вам напоминает?

Д. -Это весна. Поют птицы, журчат ручьи.

Ребенок читает стихотворение Б. Асаналиева «Краски весны».

Снова нет ручьям покоя-

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое в чистых-чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг

И на все цветы вокруг:

Розовые, синие,

Голубые, красные,

Как один- красивые,

Хоть и очень разные.

В. С каждым днем, весной все меняется. Земля становится все краше. А наша группа превратилась в цветущую поляну, стульчики- пенечки на ней. Давайте присядем на них.

Весной в природе происходит много чудес и мы сейчас убедимся в этом.

Загадываются загадки о цветах.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (подснежник)

Слайд №1. 2.Стихотворение «Весны разведчик».

Белые фонарики на зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке. (ландыш)

Слайд№3.4. Рассказ о ландыше.

Золотые лепестки, хрупкий стебелек

Распустился у реки солнечный цветок

Только туча набежала- сжались лепесточки

На зеленых лепестках- круглые комочки. (мать – и- мачеха)

Слайд №5.6.

Помню в нынешнем году

Расцвели они в саду

Разоделись, как актрисы

В платья белые……(нарциссы)

Слайд№7.8.

Замечательный цветок

Словно яркий огонек

Пышный, важный, словно хан

Нежный, бархатный…..(тюльпан)

Слайд№9.10.11.

В.Спасибо! хорошие рассказы.

Игра «Без чего не бывает цветка?».

Скажите: какие из перечисленных цветов являются лечебными?

Д. Ландыш, мать – и- мачеха.

В. Правильно, но нужно помнить, что одно и то же растение может быть ядовитым для человека, но лекарством для животного и наоборот.

А какие цветы занесены в красную книгу?

А теперь я предлагаю перейти на другую полянку, но прежде немного отдохнуть.

Физ.минутка.

Мы отправимся гулять

Будем вместе мы шагать

Ты беги, ты беги

На носочках ты беги.

Мы на пяточках пойдём

Громко топать мы начнём.

Ты шагай, ты шагай

Ножки выше поднимай.

Рано солнышко встает (руки вверх- потянулись)

Распускается цветок (руки в стороны)

Солнце светит с высоты (руки вверх)

Распускаются цветы (руки в стороны)

Ветерок на них дышал (покачивание руками)

Сильно, сильно их качал (наклоны в стороны)

Проходите на полянку, присаживайтесь. Смотрите какие здесь красивые цветы. Сколько их много! Давайте мы их посчитаем.

Счет от 1 до 10.

В. Ребята! Пока мы с вами считали,к нам прилетела пчелка и просит помочь ей найти ее цветок.

Предлагаю выложить геометрический узор.

Задание на ориентировку на плоскости: над, под, слева, справа, между.

Что выкладывали?

Д. Геометрический узор.

На что похож узор?

Д. На цветок.

В. Давайте немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит – лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Тихо засыпают – головками качают.

В. Мы с вами знаем, что цветы украшают нашу землю и лучше их не рвать,а любоваться ими. Давайте вырастим свою клумбу.

Возьмите лист цветной бумаги и сложите из него тюльпан. Схема у вас на столе.(для тех, кто затрудняется)

Дети складывают тюльпан (оригами), оформляется цветок.

В. Какие красивые цветы у нас получились. Давайте подарим их нашим гостям, которые пришли в наш детский сад. А сами будем беречь природу и любоваться ее красотой.

Ребята! Наше занятие окончено. Спасибо вам.Все молодцы!

Конспект занятия по экологии в старшей группе.

Тема: «Первоцветы»

Цель : Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Материал: Аудиокассета «Звуки природы», карточки с изображением цветов, кукла Гномик.

Ход занятия:

Дети, я обещала вам новое путешествие. Готовы? Сегодня мы отправимся в весенний лес и на луг, а поможет нам в этом Гномик. Вот он (воспитатель надевает на руку куклу и говорит от его имени)

Здравствуйте, ребята! Отгадайте, что я вам принес? (Игра «Да – нет»)

Это рукотворное? (Нет)

Это природное? (Да)

Это животное? (Нет)

Это растение? (Да)

Это высокое? (Нет)

Это низкое? (Да)

Это комнатное растение? (Нет)

Это лесное растение (Да)

Это красивое? (Да)

Это цветы? (Да)

Воспитатель. Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. Ине просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Рассматривают иллюстрации.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед,-

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е.Серова)

По – зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком. И утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Физминутка.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко – красные. Вот она, природа волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать – и – мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков – головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по – цветочному они одеты хорошо: с ног до головы – в пушистых листиках чешуйках.

В каждой семейке мать - и – мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т.д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит – одуванчик поднимает головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С.Красиков)

Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время – одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д.Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Цветы в вазу» (Детям раздаются карточки или ободочки с изображениями различных цветов. Воспитатель командует: Первоцветы, вазу; Садовые цветы в вазу; Полевые цветы в вазу.)

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке, с цветком в руке.

В косах – ленты атласные –

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала, Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники –

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц –

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела –

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон.

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что можем мы им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

Ине будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Конспекты занятий по экологии по теме «К первоцветам в гости»

Цель : дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар)

Материал и оборудование : Цветная бумага для оригами, Лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия.

1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами), грамзапись.

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему?

Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)

Путешествие по железной дороге.

Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная». Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.

Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветения – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».

Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».

Очень зло глядит на вас

Из травы «вороний глаз».

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветения образуется чёрная ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».

Восьмая остановка - «Бабочки». Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек?

Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак: изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.

Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок

Если все: Ия, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы

И не будет красоты.

Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону.

Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.



Top