Конспект занятия «Садовые и полевые цветы. Конспект занятия на тему: «Цветы» в старшей группе

1. Приветствие.

Пришел к нам волчек. Очень обрадовалась после долгой разлуки. К занятию я повесила плакат с полевыми и садовыми цветами. Она сразу побежала показывать Волку этот плакат и еще до занятия мы познакомились со всеми цветами. После этого прослушали и попели под музыку Железновой "Начнем урок". Эту музыку я первый раз вставила в занятие. Потом мы еще раз поздоровались с Волком, но уже на английском. Тяжеловато Машуле было выговаривать английские слова, но старалась и с интересом. Несколько раз повторила.

Написали кубиками слова Маша, роза, гора, луг, дом. До этого писали карточками, кубиками гораздо интереснее.

Сделали четыре дорожки на А, О, У, Ы в разные стороны, получился крест. Машуля сидела в центре креста. Посмотрела направо, там лужайка. Пальчиками по кубикам пробежали на лужайку при этом называя склады. Налево - лес. Также пробежали пальчиками. Прямо - горы, назад - сад.

2. Карточки «Цветы».

После этого мы пошли путешествовать. Поднялись в горы по доске на диван. И посмотрели какие цветы растут в горах. Рассказала вкратце про то что им нужно с одной стороны тепло от камней, а для корней прохлада камней. Обратили внимание на эдельвейс, то что он занесен в красную книгу.

Потом пошли в лес. Перепрыгивали через болото. Посмотрели какие цветочки там растут. Машу рассмешило название "прострел".

В сад мы попали по мостику. Несколько кругов сделали по обручу.

Тоже посмотрели на цветы. Садовые цветы из 6 карточек 4 назвала сама. Новые для неё оказались Ирис и Гвоздика.

По лугу мы прошлись как коровки. Мычали и кушали цветочки. Я называла какой скушать, а Маша брала их. Полевые цветочки она тоже все узнала без запинки.

После этого еще посмотрели карточки с комнатными цветами. Обратили внимание что в отличие от остальных, они растут в горшочках.

Выбрали четыре карточки ромашка, василек, роза, мак. Поиграли с этими карточками в Ку-ку. Сначала я перевернула, но не перемешивала. Потом перемешала, но Машуля сразу нашла. Она просто визуально запомнила как пишутся названия, а еще обращает внимание с какой буквы начинается слово.

3. Подвижные игры.

Отдохнули, размялись. Машулька все повторяет без проблем.

На клумбе под окошком (дети сидят на корточках лицом в круг),

Поднялись цветочки (медленно встают).

К солнцу потянулись (тянутся на носочках, руки вверх),

Солнцу улыбнулись (широко в стороны).

К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх),

Повернут цветочки.

Развернут бутоны (руки соединить над головой).

В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).

4. Попевка. Таблица.

Спели попевку по говорящему плакату.

Ад-ад-ад- побежали быстро в сад.

Ты-ты-ты- посадили мы цветы.

Лю-лю-лю - все цветочки я люблю.

Гу-гу-гу- я цветочки берегу.

Потом Маша назвала Розу, мы её написали. Несколько раз сама нажимала и говорила. Если ошибалась, то сразу исправлялась. Ну и еще несколько цветочков посадили, но уже я сама называла какие, а Маша нажимала и проговаривала.

5. Игра.

Потом мы поиграли в игры, которые принес Волчек.

Игра "Кому подарю цветочек" Машуля назвала цветы в букете у девочки и подарила их маме, папе, бабушке и дедушке. Провела пальчиком по дорожкам. Суть игры в том чтоб ребенок правильно составлял предложения.

Игра "чем это делают". Та же суть, правильно сформулировать фразу: "Из колодца воду достают ведрОМ", "Сухие листья сгребают граблЯМИ" и т.д.

6. Пальчиковые игры и зарядка для языка.

Сделали пальчиковую гимнастику и дыхательную гимнастику.

У нас в саду расцвел цветок (Соединяем пальчики в бутон).

Чтоб стал красив он и высок (Разъединяем пальчики).

Раскрыл наутро лепестки (ритмичные движения пальцами врозь, вместе).

Должны работать корешки (кисти вниз, пальцы врозь).

А теперь понюхаем наш цветочек - вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».

После этого посмотрели части Цветка. Все назвала сама. Наверно надо вводить шипы и пестики.

7. Игра.

Сложили карточки в нужной последовательности и рассказала почему.

Тут уже Машулька устала. Сил хватило только чтоб поиграть в лото. Я называла карточку, Машулька говорила название на русском, а я на английском. Маша запомнила перевод Мака (poppy). И еще сразу вспоминали какой это цветок садовый или полевой.

На физразминку уже совсем не было сил и решили не делать.

По изодеятельности смогли только рассмотреть картины на стене. Рассказала что такое натюрморт. Машульке больше всего понравилась картина Толстого "Букет цветов бабочка и птичка". Она даже гусеницу там рассмотрела, а я сколько делала, ни разу не заметила эту гусеницу. А еще картина с полевыми цветами тоже ей понравилась.

Программное содержание:

ü обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;

ü закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

ü обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);

ü развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;

ü воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с

ü природой, как с живым организмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Комнатные растения»

Программное содержание:

  1. обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;
  2. закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
  3. обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);
  4. развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
  5. воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с
  6. природой, как с живым организмом.

Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, карточки-символы, изображающие строение растений.

Предварительная работа: цикл занятий «Комнатные растения», трудовая деятельность в зимнем саду, работа дежурных в уголке природы, беседы, рассматривание альбома «Комнатные растения», разучивание загадок о комнатных растениях.

Ход занятия

Дети садятся полукругом.

Дети, на дворе весна, в это время все живое пробуждается ото сна. Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы).

А почему вы думаете, что растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

Все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате?

Конечно, комнатные. У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Давайте вспомним названия этих цветов (герань, традесканция, бегония, папоротник, декабрист, фикус, сансевьера, кактус).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память, умнички!

Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Давайте составим схему растения. Что есть у всех растений? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)

Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом).

Какие условия необходимы всем для роста и развития растений? (солнце, земля, вода).

Посмотрите, как много здесь растений, а с помощью чего они размножаются?

Луковицей, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля (черенком)

Появляется сказочный персонаж (ребенок)

Кузя; Ой, беда, беда, огорчение!!! Хозяйство неухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!

Воспитатель: Подожди, подожди, кто ты такой? Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете?

Кузя: Я - Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас... Вы что, ничего не слышите? Совсем-совсем? (Дети и воспитатель прислушиваются.)

Кузя: Ну, как же, вот цветочек стонет, и вот... Вы прислушайтесь... Ведь они не молчат, разговаривают.

Воспитатель: А что же они говорят, Кузенька?

Кузя (подходит к цветку и прислушивается): Он говорит, что очень пить хочется. Хорошо, что вовремя успел, а то бы они совсем засохли.

Воспитатель: Кузенька, не торопись. Мы с ребятами хоть и не слышим голосов растений, но можем определять, что необходимо растению по его внешнему виду. А ты сядь и отдохни, да послушай. А ребята расскажут и покажут тебе, как правильно надо ухаживать за растениями.

Дети, давайте расскажем Кузе, как определить, что растению требуется полив? (земля на ощупь сухая, листочки вялые)

А как надо поливать растения? Какой водой? (Комнатной температуры, отстоявшейся).

Один ребенок поливает растение, комментирует свои действия.

Дети, а что такое «сухая поливка»? (рыхление почвы)

Для чего ее производят? (для того, чтобы легче впитывалась вода, корням было легче расти и дышать)

Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности).

Ребенок рыхлит землю.

Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (растения надо мыть).

Как надо мыть растения с крупными листьями? (крупные листья протираем тряпочками).

Показ детьми.

Как мы моем растения с мелкими листьями? (мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора).

Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки).

Посмотрите вокруг, как здесь уютно, красиво и как много растений, а что нужно сделать, чтобы комнатных растений у нас было много?

Дети отвечают.

Правильно. Их нужно размножать так, чтобы новые растения были такие же красивые. Но размножаются растения все по-разному. Как?

Луковицей, листом, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля.

Но вы, наверное, немного устали и я предлагаю вам немного поразмяться. Давайте встанем врассыпную и представим, что мы цветочки.

На окне в горшочках

Поднялись цветочки,

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках в кругу.

Медленно встают.

Тянутся на носках, подняв руки вверх.

Разводят руки в стороны, ладонями вверх.

Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

Игра с мячом «Назови ласково»

стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля - земелька, корень - корешок.

Игра «Один-много»

стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок - горшки, корень -корни.

Я предлагаю отгадать загадки о растениях, которые приготовили для нас дети.

В ствол запрятав белый сок.

Будто кожаный листок,

может он расти в горшке,

Может в джунглях, на реке.

В Индии рождается.

Как он называется?

(Фикус.)

Плоский, длинный, а не брус. Полосат, но не арбуз.

(Сансевьера.)

А как в народе как называют сансевьеру?

Щучий язык.

Чтобы солнце сквозь стекло

Вам в окошко не пекло,

Повешу на распорочку

Узорчатую шторочку,

Не тканую, плетеную,

Живую в зеленую. (Традесканция.)

На окне, на полке

Выросли иголки.

Да цветы атласные,

Алые и красные. (Кактусы.)

Как кактусы называют на родине? Зеленые уродцы, красавицы ночи.

А какие еще вы знаете комнатные растения, получившие интересные названия за их особенности?

Бальзамин - «ванька - мокрый», «огонек»; алоэ - «столетник»; зигокактус - «декабрист».

Итог.

О чем мы говорили на занятии?

Вспомните названия растений.

Какие условия необходимы растениям для роста?

Как мы ухаживаем за растениями?


Задачи:

— развивать восприятие, внимание, память и мышление, фантазию, воображение, фразовую речь, умение свободно и легко излагать свои мысли;

— расширять словарь по теме «Цветы»;

— учить употреблять сравнительные обороты, устанавливать семантическую связь между непроизводными и производными словами одного словообразовательного гнезда, сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами;

— совершенствовать звуко-буквенный анализ слов;

— воспитывать трудолюбие, интерес к новому, любовь и бережное отношение к природе и всему живому;

— формировать навыки конструктивного взаимодействия;

— создавать благоприятный эмоциональный климат.

Оборудование: картинки с изображением цветов; аудиопроигрыватель; аудиозаписи; разноцветные камушки; земля, семена цветов, горшочки.

Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня Василий снова приглашает нас в путешествие.

Логопед. Послушайте стихотворение:

Однажды приснился Василию сон,

Как будто подснежником сделался он.

Как будто Маринка вдруг в снег превратилась

И на карнавале цветов очутилась.

Там Флора-богиня костюмы для бала

Цветам разноцветные всем раздавала.

Подснежнику белое платье досталось,

А снегу костюма, увы, не осталось.

Его провожали презрительным взглядом,

Подснежник сказал: «Плащ мой белый возьми!»

С тех пор так со снегом и дружат они.

Психолог. Васе приснился удивительный сон! Он подумал: к чему бы это?

Логопед. Решил Вася посмотреть в календаре, чем этот день знаменателен, и увидел, что 19 апреля отмечается Всемирный день подснежника!

Психолог. Этот праздник отмечают во всем мире люди, которые выращивают цветы. А также все, кто любит цветы, ухаживает за ними. Это праздник Весны, ведь подснежник — первый весенний цветок. Посмотрите на экран.

Психолог демонстрирует видеоподборку о цветах.

Логопед . Вы увидели, как много цветов на нашей планете. Послушайте легенду.

Жила-была богиня Флора, которая оберегала цветы. И вот однажды она раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белое платье. Но снег тоже хотел участвовать в празднике, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы помочь ему, но они испугались холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим белым плащом. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Психолог . Цветы растут в поле, в саду, в лесу. Чтобы попасть в Цветочную страну и подружиться с ними, вам нужно выполнить задание. Эстафета «В поле и в саду»

Психолог. У меня есть картинки с изображением цветов. Вам нужно разделить цветы на группы: полевые и садовые цветы.

Дети делятся на две команды и выполняют задание.

Логопед . Ребята, вы справились с первым заданием. За цветами ухаживает садовник. Предлагаю поиграть в игру. Игра «Я садовником родился»

Выбирается один водящий — «садовник». Он на ушко шепотом называет (назначает) игрокам названия цветов (растений) — раздает картинки. Дальше произносит считалку:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели, кроме... (называет «имя» — название растения — любого игрока. Тот должен отозваться, и завязывается следующий диалог.)

Игрок . Ой!

Садовник . Что с тобой?

Игрок . Влюблена.

Садовник. В кого?

Игрок. В тюльпан.

Игрок называет любой цветок. Он также может назвать и садовника, и тот должен откликнуться на свое имя. Диалог продолжается до бесконечности. Тот, кто ошибся (не отозвался вовремя, перепутал название, откликнулся на чужое имя и т.д.), отдает фант (любую личную вещь) и в конце игры «отрабатывает» его.

В конце игры разыгрывают фанты: садовник отворачивается, ему показывают вещь и спрашивают: «Что делать этому игроку?» Садовник дает задание: спеть, попрыгать на одной ноге и т.д., — игрок отрабатывает фант и забирает свою вещь.

Психолог. Молодцы, все были внимательными! Вася во сне превратился в подснежник. Предлагаю вам следующее задание.

Танцевальная пауза «Танец цветов»

Психолог. Вы тоже превратитесь в цветы, и мы придумаем танец цветов. Слушайте музыку и двигайтесь как вам нравится.

Дети танцуют.

Дети . Да.

Упражнение «Соберем семью»

Логопед . А сейчас мы будем «собирать семью» (родственные слова) к слову «цвет». Если слово, которое я назову, подходит — хлопайте в ладоши. Каждое решение обсудим.

Словарный материал: цветок, бутон, цветочный, цветной, ромашка, цветочек и пр.

Дети выполняют задание.

Психолог. Ребята, вы молодцы!

Упражнение «Собери цветок»

Психолог. У цветов есть лист, стебель, корень, соцветие. Богиня Флора подарила им разноцветную одежду. А вот Снежная королева решила уничтожить цветы и попросила своего помощника Северного Ветра сломать стебельки, оторвать соцветия и листья. Но я знаю, что вы спасете цветы. Перед вами конверты с элементами цветов. Нужно собрать их воедино.

Дети выполняют задание.

Упражнение «Выложи название цветка»

Логопед . Садовники знают много видов цветов, где они растут, в какое время года они лучше цветут. Разделитесь на команды. Выложите названия цветов с помощью разноцветных камушков так, чтобы мы могли их прочитать. Красный камень — гласный звук, синий и зеленый камни — согласный звук.

Словарный материал : ромашка, пион, фиалка, ирис.

Дети выполняют задания.

Упражнение «Посади цветок»

Психолог. Садовники постоянно выращивают новые виды цветов. Сегодня мы тоже с вами посадим свои цветы. Когда семена взойдут, то мы пересадим отростки в землю на нашем участке.

Логопед . Ребята, мы с вами совершили путешествие по Цветочной стране. Вы узнали много интересного о цветах. Вы теперь будете бережно относиться к растениям, заботиться о них. До новых путешествий!


Цель:

Закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях , умение описывать их, узнавать и называть по описанию.

Продолжать знакомить с нетрадиционными методами лечения.

Рассказать о целебных растениях, которые растут в помещении.

Раскрыть значение запахов для здоровья человека.

Дать несколько простых рецептов.

Воспитать бережное отношение дошкольников к природе.

Предыдущая работа: уход и дежурства в уголке природы, изучение названий вазонов, чтение стихов, рассказов, рассматривание картинок из серии «Комнатные растения».

Материал: комнатные растения, ширма, атрибуты к игре (бабочка) стихи, загадки, карта мира.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под музыку заходят в зал садятся за столы)

Психогимнастика

Воспитатель. - Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся чтобы и у нас и у них было хорошее настроение.

(Дети здороваются)

Воспитатель: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля...) Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка - подсказка:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Да, это комнатные цветы, это также часть природы.

Где они растут? (В комнатах)

А где в основном стоят они в комнатах, в группе? (Вблизи окон)

Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы. Сегодня вы познакомитесь с названиями и пользой некоторых растений.

Дидактическая игра «Назови цветок»

Красивые цветы у меня есть, кто их правильно назовет?

(Воспитатель убирает ширму на столе - здесь выставлены комнатные растения в горшках. Дети должны узнать и назвать, что это)

1. Растение с влажных тропических лесов. Ее цветы мелкие на одном стебле. Листочки похожи на кленовые. (Бегония)

3. Растение с длинными светло-зелеными листочками, собранными в пучки, из середины которых вырастают длинные висячие цветочные стрелки с белыми цветочками (Хлорофитум)

4. Сок этого растения лечит всех детей от насморка. Ее листочки мягкие и сочные имеют колючки по краям. (Алоэ)

5. Цветы бывают разных оттенков, при хорошем уходе листочки должны быть гладкими, блестящими. (Китайская роза, гибискус)

6. Листочки длинные светло зеленые, гладкие. (Кливия)

7. Древовидный стебель, широкие, толстые листья, темно-зеленого цвета. (Фикус)

8. Листья длинные, гладкие, когда цветет выбрасывает стрелку с которой с является цветок. (Амариллис)

9. Листочки мелкие будто глянцевые, имеет лекарственные свойства, противовоспалительное действие. (Каланхоэ)

Воспитатель: Да, молодцы, вы узнали все цветы. А для чего нужно выращивать комнатные растения, тратить на них свое свободное время? (Потому что они украшают жилье, радуют, веселят нас, очищают воздух, а некоторые даже лечат).

Воспитатель: Дети, а какие вы знаете стихи о цветах.

1 ребенок

Произрастает на окошке, зацветает на солнце.

Вы за нами, дети, ухаживайте и водой поливайте.

Чтобы могли мы воду пить, надо землю подпушить.

Дорогие дети, время не теряйте! Наши листья протирайте.

2 ребенок.

Комнатные цветы я люблю

То ласкаю их, то поливаю

То с ними тихо говорю

То песню им на ночь пою.

Воспитатель: Чтобы растения были красивыми их нужно ухаживать. Как это нужно делать?

Какой водой поливаем цветы? (Водой комнатной температуры, отстоянной, лучше дождевой)

В какой почве растения растут лучше? (В рыхлой). Почему? (В рыхлую почву лучше проникают вода и воздух). Как рыхлим землю? (Деревянной заостренной палочкой рыхлим верхний слой земли вокруг горшка, чтобы не повредить корни) Пыль на растении препятствует проникновению в листья света и воздуха.

Что нужно делать? (Очищать от пыли). Как? (Большие листья протираем влажной тряпкой, мелкие листья опрыскиваем).

Если растению тесно в горшке? (Нужно пересадить в больший)

Наши дома украшают еще и декоративные цветы.

А какие вы знаете декоративные цветы, они здесь есть в уголке природы?

Сегодня я вам расскажу о них подробнее, послушайте внимательно.

Картинка «Декоративные комнатные растения »

1) Фиалка

2) Фикус

3) Папоротник

4) Кактус

Воспитатель: Дети, вы немножко устали, нужно отдохнуть.

(Звучит музыка, залетает бабочка)

Бабочка. Дети, все вставайте. Со мною поиграйте.

Подвижная игра «Поймай бабочку»

Воспитатель: Бабочка, а что это у тебя в руках?

Бабочка. Посмотрите, дети, что я вам принес, вы знаете что это? (Лимон).

Да правильно, но он необычен. Я вырастила его дома на лимонном дереве. Я очень хорошо за ним ухаживала, поливала, подкармливала, он стоял у меня на солнечном подоконнике, и вот он зацвел и дал свои плоды.

А кто знает, чем полезны плоды лимонного дерева? (От простуды, для укрепления иммунитета, вкусный чай)

Бабочка: Даю вам лимон, чтобы вы в групповой комнате, попили чаю с ним

До свидания, детки! (Бабочка уходит)

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне и мы приготовим с вами чай из лимона, порежем лимон, поместим его в чайник с горячей водой, пусть он настоится, и попьем его в групповой комнате.

Воспитатель: О целебных свойствах растений, а именно цветов писатели писали в рассказах, красоту цветов передали художники в своих картинах, артисты воспевали в песнях.

А сегодня мы вспомним произведения о цветочных растениях.

Какие вы знаете рассказы о цветах?

Итог

Воспитатель: - Дети, цветы украшают нашу жизнь. Пусть их на земле будет больше. И пусть среди них будут обязательно цветы, которые вырастили вы! Ведь это очень хорошо, когда на тебя смотрят цветы, которые ты сам посадил. Смотрят и будто с благодарностью говорят: «Спасибо тебе, друг!»

На этом наше занятие закончено.

(Дети выходят из зала)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

Конспект занятия

на тему:

«Все о цветах»

Составила:

педагог дополнительного образования

Кузнецова Зарема Хаджумаровна

г. Владикавказ, 2014г.

Цель: Закрепление и обобщение имеющихся у обучающихся знаний о цветах и комнатных растений.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о значении цветов, их практическом применении, закрепление основных правил ухода за цветами.

Развивающие: Показать обучающимся цветы с новой стороны – как источник многочисленных загадок и тайн. Развивать эстетический вкус.

Воспитательные: Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте цветов, любовь и бережное отношение к ним.

Тип занятия: повторение пройденного материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковый.

Оборудование: демонстрационная доска, компьютер, проектор, картины с изображением цветов и растений

Педагог: Ребята, сегодня мы снова будем говорить о цветах. Мир цветов удивителен и красив, говорить о них можно бесконечно. Цветы разводят с глубокой древности и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а наиболее старая история превращалось в легенду, в удивительную, красивую и интересную легенду. Разве не интересна легенда о том, как белая роза превратилась в красную, легенда о цветке, которая возвращала людям память.

То, что цветы обладают удивительными особенностями, явилось главным поводом к возникновению легенд. Многим из них приписывали сверхъестественные силы. Кувшинка - не что иное как одолень - трава. Молва приписывала ей волшебные свойства. Она могла одолеть силы врага, оградить от бед и напастей, но могла погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. По легенде папоротник цветет один раз в году, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. По преданию, кто найдет цветок папоротника, станет мудрым и счастливым.

Загадки:

    Платьица простые, глазки голубые, смотрят ясно и открыто, ничего не позабыто! (Незабудки).

    Всем цветкам цветок, строен и высок, яркий наряд, румян, как заря. Горд, как барон, зовется... (Пион).

    Тонкий аромат, праздничный наряд, и нежная, и смелая, и красная, и белая, а если дотронешься - на шип наколешься. (Роза).

    А если ставить ударенье на первый, на начальный слог - красивый вырастет цветок. (Ирис).

    Если к голове этого цветка прицепить нечто шипящее, то получится вражеский лазутчик. (Пион).

А сейчас, ребята, необычная загадка : вот из глубины водоема начинает что-то подниматься, и на поверхности показывается большой бутон. В считанные минуты он превращается в прекрасный белый цветок. Рядом появляется еще один, чуть поодаль один Удивительное дело: бутоны всплывают перед самым восходом солнца, а раскрываются, едва солнечные лучи коснуться поверхности воды. Когда солнце заходит, цветы закрываются и бутоны опускаются в воду - до следующего дня, если только он будет солнечным. Это растение очень любит солнце: чуть набегут тучи, цветы медленно закроются. Сорванные цветы очень быстро вянут (Кувшинка) .

Викторина «Цветы»

    Ботаники называют этот цветок виолой. А как называется этот цветок на русском языке? (Анютины глазки) .

    На какой цветок говорят, что он вырос на крови прикованного. Прометея (Эдельвейс) .

    На гербе какого государства можно увидеть цветок хризантемы? (Япония) . Ирис, камелия, хризантема - три самых любимых цветка Японии. С ними связано много мифов и преданий. Хризантема - любимец Японии. К примеру, трон японского императора с 8 века зовется «хризантемовым». Золотая хризантема - символ солнца, от которого согласно легенде произошел японский народ, хризантема украшает герб и печать Японии.

    Про какой цветок в лечебном травнике 18 века сказано, что он укрепляет сердце, голову, желудок и помогает зрению, прогоняет обмороки, кружение головы (Гвоздика).

    Праздник какого цветка каждый год отмечают в феврале во французском городе Канны (Мимоза) .

    Королевой цветов называют... (Роза)

    Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звездами, неслучайно его название переводится как «звезда». (Астра) .

    Когда богиня Флора появилась на Земле, она стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имена и уже хотела уходить, как вдруг услышала слабый голосок «Не забудь меня, Флора». Оглянулась Флора, не видно никого, пригляделась и увидела голубенький цветок, совсем крошечный. «Хорошо», - сказала Флора, - не забуду и назвала этот цветок. Каким именем она назвала? (Незабудка)

Значение цветов

Педагог :а теперь, ребята, поговорим о том, что значат цветы в жизни человека. Мы видим их повсюду - в сквере, в парке, в огороде у бабушки, в учреждениях, и, наконец, дома. Подробней остановимся на цветах в доме. Для чего нам нужны цветы дома? Ответы детей:

Это красиво.

Для создания уюта.

Они полезны.

Да, ребята, цветы в доме, конечно же, нужны. Во-первых, украшение интерьера: красота и уют. Во-вторых, отдых для глаз и нервов, ибо зеленый цвет успокаивает. Вот какие свойства приписывают зеленому цвету.

Зеленый цвет - основной цвет природы. Зеленый цвет способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает противоаллергическое действие. Повышает слуховую чувствительность. Людям, страдающим заболеваниям глаз, врачи рекомендуют носить очки с зелеными стеклами. Зеленый цвет - цвет покоя и свежести.

Продолжаем говорить о пользе цветов.

В чем ещё польза цветов? Что выделяют цветы? (Цветы выделяют кислород).

Правильно, ребята, цветы обогащают воздух кислородом, который необходим для дыхания всего живого. Растения и цветы увлажняют воздух, значит, избавляют слизистые рта и носа от пересыхания, что очень важно, гак как мы большую часть времени проводим в помещении с сухим воздухом.

В последнее время у специалистов вызывает тревогу состояние воздуха в помещениях. Воздух загрязнен ядовитыми веществами и нашему здоровью наносится огромный вред.

А какими ядовитыми веществами загрязнен воздух в помещении. Откуда эти ядовитые вещества берутся? (Ответы детей).

Игра «Знаток цветов».

Цель - закрепить названия цветов. (Слайд 1-11)

Мы много говорили о пользе цветов. Хотелось бы услышать конкретные примеры.

Сообщения обучающихся (Слайд 12-18)

Хлорофитум

На испытательном полигоне в ходе эксперимента хлорофитум за 24 часа погубил 80% всех вредных микроорганизмов. Судя по результатам 10 таких растений достаточно для того, чтобы в двадцатиметровой комнате, практически полностью, очистить воздух от патогенных частиц. Его присутствие желательно на кухне.

Калина

Цветет белыми душистыми цветами, словно невеста в белой фате. Калина очень полезна. Она оказывает противовоспалительное действие. Из ее ягод, молодых побегов, цветов делают лекарственные препараты. Калина обладает тонизирующим, болеутоляющим, кровоостанавливающим средством, обладает ранозаживляющим эффектом, лечит сердечно сосудистые заболевания.

Да, ребята, плоды калины очень полезны. В грозди калины - содержится столько же витамина С. сколько в 2кг апельсинов.

Ромашка

Целебная сила ромашки известна с древних времен. Настой ромашки укрепляет волосы, после умывания кожа становится влажной, бархатистой, применяют в парфюмерии для изготовления духов, одеколона, мыла. Ромашку полезно держать на кухне или чулане, где хранятся съестные запасы, запаха цветов бояться личинки.

Мимоза

Масло мимозы снимает стресс и депрессию, избавляет от беспокойства, очищает кровь, печень, желчный пузырь, уменьшает воспаление, обладает противовоспалительными свойствами.

Цветы, предсказатели погоды на длительный срок.

    Одуванчик. Если одуванчик рано весною зацветет, будет короткое лето, если он зацветет поздно, будет лето сухое.

    Розы. Обилие роз предвещает зиму с сильными метелями.

    Боярышник, шиповник. Если боярышник и шиповник сильно цветет, ожидай суровой зимы.

    Кизил. После того, как кизил отцвел, морозов можно не бояться.

    Кувшинки. Когда из воды покажутся кувшинки, больше не опасайся мороза.

(Примеры детей).

Педагог: Вы, ребята, обратили внимание цветы, которые предсказывают погоду, почти всегда сворачивают лепестки, поникают, закрывают цветки. А почему, ребята? Ответы детей:(Растения чувствуют наступление дождя и для защиты внутренностей цветков от сырости заранее поникают).

Внимательно следите за песочными часами, и не исключено, что когда-нибудь они сослужат вам хорошую службу.

Игра: «Волшебные лепестки»

На лепестках спрятаны задания. Они раскрашены в разные цвета, если дети затрудняются с ответом, подскажет цвет лепесточка. Дети должны отгадать о каком цветке идет речь. На обороте лепестка находится задание.

Мы, говорили цветы дарят нам красоту, уют, они полезны - врачуют, предсказывают погоду и т.д. А что мы должны сделать для того, чтобы отблагодарить за ту красоту, которую они нам дарят, за ту пользу, которую они нам преподносят. Или просто принимать это как должное? Прежде, чем ответить на мой вопрос, я бы хотела, чтобы вы вспомнили, что необходимо цветам. Цветам, как и людям необходимы 4 стихии. Какие?

-земле растем и живем;

-вода для нас смысл жизни;

-воздухом дышим;

-тепло огня греет нас.

Итак, чем мы можем помочь цветам?

Ответы детей. Сажать цветы, без надобности не рвать, не портить клумбы, ухаживать за цветами, поливать, удобрять, рыхлить землю. Правильно, ребята. Такой уход нужен цветам и растениям в огороде, в городе. А как нужно ухаживать на комнатными цветами и растениями? Ответы детей: (комнатным растениям нужен особый уход. Цветам вреден недостаток света. Они не любят сквозняки, чрезмерный полив, так же как чрезмерную сухость.).

Педагог: Ребята, уход за цветами и комнатными растениями - это целая наука от вас, конечно, не требуется научных подходов, но соблюдать самые главные правила ухода за ними, вы должны знать, я думаю вам поможет в этом то, что мы с вами узнали и еще узнаем. А теперь я предлагаю вам несколько очень важных, нужных и полезных правил, соблюдая которые вы сохраните в доме цветы и растения в прекрасном виде. И они будут радовать вас удивительной красотой.

Еще раз хочу подчеркнуть, что цветы украшают нашу жизнь. Любите цветы!

Будьте счастливы, будьте красивы, как цветы.

Итог занятия.


Top