Кто такой самсон из библии чем известен. Интересные факты о самсоне

Библейский герой Самсон был одним из ветхозаветных судей. И хотя срок его полномочий продолжался двадцать лет, ни один из его юридических актов не был записан. Больше он прославился как безрассудный авантюрист огромной физической силы и женолюб, охотно уступавший женской лести.

Вполне возможно, что подобная историческая фигура действительно существовала, и местные традиции сохранили рассказы о ней, а библейский автор расширил и расцветил их, чтобы они служили религиозным и патриотическим целям Израиля. Эта версия истории Самсона в свою очередь возбуждала фантазию многих творцов, причем, не только живописцев. Но нас в данном случае интересует именно изобразительное искусство, поэтому попробуем определить основные сюжеты истории Самсона, основанные на Книге Судей.

- Предсказание рождения Самсона и жертвоприношение Маноя;
- Самсон, убивающий льва;
- Самсон громит филистимлян ослиной челюстью;
- Самсон и Далила;
- Смерть Самсона.

Средневековая христианская Церковь считала Самсона одним из прообразов Христа. При дальнейшем прочтении, будет понятно, почему.

"Самсон"
(Джованни Батиста Лангетти)


1. Сюжет "Предсказание рождения Самсона; жертвоприношение Маноя" (Суд., 13).

Рождение Самсона было предсказано благовестием: ангел, традиционно счищающийся Гавриилом, явился матери Самсона, пророчествуя, что он будет освободителем Израиля от его врагов - филистимлян. Отец Самсона - Маной принес в жертву козленка, и "когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и его жена пали лицем на землю".

В этом сюжете мы можем видеть очевидную параллель с евангельской историей Благовещения.

"Жертвоприношение Маноя"
(Говарт Флинк)

"Жертвоприношение Маноя"
(Рембрандт)

2. Сюжет "Самсон убивает льва" (Суд., 14: 5 - 9).

Самсон, подобно Гераклу (Геркулесу), продемонстрировал свою сверхчеловеческую силу, убив льва голыми руками. Существует большое количество изображений этого сюжета, где герой прижимает льва к земле, разрывая его пасть. (Думаю, что знаменитый фонтан в Петергофе, символизирующий победу России над Швецией в Северной войне, знаком всем).

Собственно, единоборство и было тем сюжетом, который тяготел к символическому толкованию. Так, в средневековой Церкви этот сюжет интерпретировался как сражение Христа с дьяволом.

"Самсон и лев"
(Франческо Хайес)

"Самсон"
(Рубенс)

3. Сюжет "Самсон громит филистимлян ослиной челюстью" (Суд., 15: 14 - 19) .

Самсон, оскорбленный филистимлянами, вооружился ослиной челюстью и убил ею тысячу своих врагов. После этого подвига Бог сделал так, что из челюсти, брошенной Самсоном, проистекла вода, и Самсон смог утолить свою жажду.
(Кто читал предыдущие части в моем блоге, наверное, помнит о том, что ослиная челюсть также является традиционным оружием Каина, изображаемого убивающим Авеля).

"Самсон громит филистимлян ослиной челюстью"
(Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)

4. Сюжет "Самсон и Далила" (Суд., 16: 4 - 20).

Филистимляне, всегда искавшие любой случай покончить с Самсоном, увидели свой шанс, когда его любовницей стала филистимлянка Далила. Они подкупили ее, чтобы она убедила Самсона открыть ей источник его огромной силы. Трижды Самсон давал ей ложные ответы, но в конце концов ей удалось выудить истину, что его сила заключена в волосах, которые не стриглись с самого рождения.

В своей спальне Далила усыпила Самсона, а затем подала сигнал одному филистимлянину, ждавшему снаружи дома. Этот человек осторожно сбрил волосы Самсона, и он, пробудившись, оказался беспомощным в руках своих врагов.

В образцах раннего Ренессанса Далила одета по современной моде; в некоторых более поздних произведениях она может быть обнаженной.

"Самсон и Далила"
(Франческо Мороне)

"Самсон и Далила"
(Лукас Канарх младший)

"Самсон и Далила"
(Рубенс)

"Самсон и Далила"
(Антонис Ван Дейк)

"Самсон и Далила"
(Ян Стен)

"Самсон и Далила"
(Соломон Джозеф Соломон)

"Самсон и Далила"
(Поль-Альберт Руффио)

"Далила"
(Гюстав Моро)

5. Сюжет "Смерть Самсона" (Суд., 16: 21 - 31).

Схватившие Самсона филистимляне, выкололи ему глаза и бросили в темницу в Газе, где его волосы стали вновь отрастать. Как то раз, они, пируя, выпустили его, чтобы посмеяться над ним. Его привели в дом, полный филистимлян, где один мальчик по его просьбе подвел его к колоннам, поддерживающим крышу, чтобы он якобы мог отдохнуть. Но Самсон обхватил колонны руками и, взмолившись о мщении, "уперся всей силою". Дом рухнул, погрябя под развалинами врагов Самсона и его самого.
Христианскими теологами этот сюжет использовался как прообраз поругания Христа.

"Смерть Самсона"
(Гюстав Доре)

Благодарю за внимание.
Продолжение следует.

Сергей Воробьев.

Несколько лет спустя Самсон полюбил другую филистимлянку, которую звали Далила. Когда филистимляне об этом узнали, их вожди тайно пришли к Далиле и сказали:

Если выведаешь, в чем секрет великой силы Самсона, мы щедро вознаградим тебя.

Расчет филистимских вождей оправдался - Далила оказалась очень жадной и падкой на серебро и золото. За обещанное вознаграждение она без раздумий согласилась предать Самсона и передать его в руки врагов.

Скажи мне, - умоляла она Самсона, когда он пришел к ней. - В чем твоя великая сила? Что нужно, чтобы сделать тебя слабым и беспомощным?

Если свяжут меня семью новыми тетивами, то я стану бессилен и буду как все прочие люди, - солгал своей возлюбленной Самсон.

Далиле показалось, что Самсон был с ней неискренен, и поэтому она решила проверить, правду ли он ей сказал. Как бы в шутку она связала Самсона семью новыми тетивами, а потом вдруг воскликнула:

Самсон! Филистимляне идут на тебя!

Самсон встрепенулся, вскочил на ноги и одним движением разорвал путы. Далила поняла, что Самсон солгал ей. Но она решила не отступать и все-таки добиться своего. В каждую их встречу она умоляла Самсона рассказать, в чем секрет его невиданной силы. Самсону это надоело, и он снова попытался обмануть Далилу:

Если свяжут меня совсем новыми веревками, то я утрачу свою силу и буду как все прочие люди, - сказал он ей.

Но когда Далила связала Самсона совсем новыми веревками и крикнула, что на него идут филистимляне, она увидела, что и на этот раз Самсон легко освободился от веревки.

Ты насмехаешься надо мной, - сетовала Далила. - Скажи мне, наконец, что может сделать тебя таким же, как и все остальные люди?

Воткни пряди моих волос в ткань и прибей ее гвоздем к ткальной колоде. Тогда моя сила иссякнет, - отвечал Самсон.

Когда Самсон уснул, Далила осторожно, прядь за прядью, прикрепила его волосы к своей ткальной колоде.

Самсо́н (ивр. שִׁמְשׁוֹן‎, Шимшо́н). В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный».

Самсон - знаменитый герой, судья (правитель) из израильского колена Дан , прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

В современном Израиле имя Шимшон - редкость. Репатриация из стран бывшего СССР прибавила некоторое количество Самсонов, однако самым примечательным Самсоном Земли Обетованной последних лет можно назвать нигерийского футболиста по имени Самсон Сиасиа.

В библейском тексте указание на то, что Самсон раздирает пасть льву, отсутствует . В Книге Судей говорится следующее: "И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козлёнка; а в руке у него ничего не было".

Особенно иронично существование американской компании, вот уже 130 лет выпускающей разного рода веревки и канаты и тоже именующейся «Samson» (никак забыли, что Шимшон-то сковывавшие его путы разрывал без труда?). Впрочем, на логотипе компании Самсон изображен в другой момент - тут он разрывает пасть льва. Между прочим, в США это старейшая из всех по-прежнему действующих зарегистрированных торговых марок.

Подвиги Самсона описаны в Книге Судей (Суд.13-16).

Согласно предсказанию, Самсон был рожден для того, чтобы спасти еврейский народ от филистимлян, под игом которых евреи находились в течение сорока лет. И он начнёт спасение Израиля от руки филистимлян. (Суд. 13:5)

В Советском Союзе экзотическое имя Самсон встречалось среди евреев, грузин и армян.

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». По первоначальному замыслу в центре Большого каскада в Петергофе должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву.

Самсон (фонтан, Петергоф) - раздирающий пасть льва» парка Петергоф российского скульптора Михаила Ивановича Козловского у Самсона короткие волосы . С 1947 года "Самсона" несколько раз золотили ‑ в 1950‑ х, 1970‑ х, в 1990‑ х годах: позолота под непрерывными потоками воды требует частого обновления.

Самсон (фонтан, Киев) - Первая статуя Самсона, раздирающего пасть льву, появилась на этом месте в 1749 году. Её создали по проекту архитектора Ивана Григоровича-Барского. Тогда же вода потекла в резервуар уже по сырецким трубам. Это был самый первый водопровод в Киеве. . Накануне празднования 1500-летия Киева его воссоздали по сохранившейся копии (сейчас её можно увидеть в Национальном художественном музее Украины).

Самсон (фонтан в Берне) - (нем. Simsonbrunnen) стоит в переулке Крамгассе в Берне, Швейцария. Является одним из знаменитых бернских фонтанов XVI века. Фигура фонтана представляет собой знаменитого библейского героя Самсона, который разрывает пасть льву. В XVI веке Самсон являлся олицетворением силы и отождествлялся с древнегреческим героем Гераклом.

В 2010 году израильские археологи завершили раскопки древней синагоги в Нижней Галилее. Наиболее впечатляющей находкой оказался мозаичный пол, великолепно сохранившийся несмотря на 17-18 веков, прошедших со времени его создания.

Найденная мозаика уникальна тем, что на ней запечатлены библейские сюжеты (до сих пор при раскопках галилейских синагог находили только орнаменты, но никак не изображения людей). На одном из мозаичных фрагментов изображен а сцена боя между гигантом и тремя воинами. После долгих размышлений исследователи пришли к выводу, что перед ними библейский Шимшон, или, как его обычно называют по-русски, Самсон.

Идентифицировать галилейского Шимшона помогла христианская иконография. Дело в том, что найденная на мозаичном полу синагоги картинка поразительно напоминала настенный рисунок в одной из римских катакомб, созданный примерно в тот же период и изображавший именно этого еврейского героя. Еще большим было сходство мозаики с изображениями сражений Шимшона в более поздних византийских манускриптах. Таким образом, опознание были признано состоявшимся.

Самсон, будучи посвящен Богу, носил длинные волосы, служившие источником его необычайной силы.

Библейский сюжет о Самсоне - одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы.

Несколько лет назад археологи нашли в Израиле печать Самсона - библейского героя, порвавшего руками льва и убившего тысячу филистимлян челюстью мертвого осла.

Однажды на пути к своей невесте Самсон голыми руками убил льва.

Согласно Библии Самсон был похоронен в семейной усыпальнице между Цорой и Эштаолом.

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет (15:20; 16:31).

Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

Самсон как символ мощи вышел далеко за пределы еврейской культуры, да и высокой культуры вообще. К примеру, когда в начале ХХ века американец Джесс Швайдер, владелец фирмы Shwayder Trunk Manufacturing Company, придумал особо крепкий чемодан, он, недолго думая, решил назвать его «Самсоном». Название так полюбилось, что в 1941 году Швайдер зарегистрировал торговую марку Samsonite, которая через 25 лет стала названием фирмы, а затем и всемирно известным брендом.

) – сын Маноя, бывший судиею израильским 20 лет. Обстоятельства, сопровождавшие его рождение, замечательны. См. . Вопреки желанию своих родителей, которые были почитателями Закона (, ), он пожелал жениться на одной женщине из филистимского города Фимнафы. Когда был он на пути в этот город с отцом своим и матерью, навстречу им вышел молодой лев. На Самсона сошел Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было (). Спустя несколько дней он захотел посмотреть труп льва и в нем нашел пчелиный рой и мед, который поел сам и принес еще домой отцу и матери. Это дало ему повод к загадке, предложенной филистимлянам во время свадебного пиршества, с обещанием ценного подарка тому, кто разрешит ее в течение семи дней, и с тем условием, что если они не разрешат ее, то должны будут дать ему подобный же дар (30 рубашек из тонкого полотна и 30 перемен одежд). Будучи не в состоянии разрешить эту загадку, гости обратились к жене Самсона, которая своими настоятельными просьбами получила от него разрешение загадки. С сильными угрозами они добились от нее разрешения загадки и передали Самсону. Но он узнал об их коварстве и хотя сдержал свое слово и сделал им подарок, но подарок стоил жизни тридцати человекам их соотечественников – он пошел в Аскалон и, убив там тридцать человек, снял с них одежды и отдал перемены платья их разгадавшим загадку. За сим он оставил свою жену, изменившую его тайне. По возвращении в город Фимнафу с целью примирения со своей женой он узнал, что она вышла вторично замуж и не может более с ним видеться. Тесть его предложил ему в жены другую дочь, младшую, более красивую. Но Самсон не согласился на это и решил отмстить филистимлянам за жену. Он поймал 300 лисиц и к хвостам каждой пары их прикрепил по зажженному факелу и пустил их в поля и виноградники филистимские. От этого во многих местах в городе и в поле занялся пожар и все сделалось добычей пламени. Когда же филистимляне узнали, что пожар этот произвел Самсон из-за жены его, которую отец выдал за брачного друга Самсона, зажгли дом, в котором жила жена Самсона, и сожгли ее. Это снова навлекло на филистимлян мщение Самсона, который пришел к ним и перебил им голени и бедра, затем он засел в ущелье скалы Етама . Тогда филистимляне вступили в удел Иуды. Жители сего удела, желая отвратить от себя ярость их, послали три тысячи человек к Самсону, чтобы связать его и выдать неприятелю. Он сам согласился на это, под условием, что не будет убит своими. Когда же привели его к филистимскому войску и оно, увидев его, испустило радостный крик, тогда, объятый Духом Божиим, он разорвал свои узы и избил тысячу воинов попавшейся ему ослиною челюстью. После этого подвига он почувствовал сильную жажду, воззвал к Богу, и тотчас же перед ним открылся источник (ямина в Лехе), который после назывался источником взывающего . Показав себя таким образом подвижником брани и вместе подвижником веры, впоследствии Самсон показал своим примером, что и великие люди могут иметь великие слабости. Раз пришел он в Газу и вошел в дом блудницы. Жители Газы, узнав об этом, заперли городские ворота и стерегли, чтобы поймать и убить его. Но Самсон ночью подошел к воротам, поднял их с их вереями и запорами на свои плечи и отнес на вершину близ лежавшей горы. Столь необыкновенный опыт страшной силы Самсоновой возбудил в филистимлянах желание узнать, от чего у него такая сила. И вот они обратились к Далиде, другой филистимлянке, которую страстно любил Самсон, с просьбою выведать тайну его необыкновенной силы. Долго скрывая от нее это, он наконец открыл ей, что он назорей Богу, и что бритва ни разу не проходила по голове его, и что если остричь его, то сила оставит его. Тогда Далида во время сна велела остричь его, и действительно сила Божия оставила его. Призванные филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, привели его в Газу, оковали его двумя медными цепями и приставили к жерновам молоть в доме узников. Весьма вероятно, что в этом состоянии Самсон очистил прежние грехи свои раскаянием и силы его росли вместе с волосами. В праздник Дагона филистимляне приказали принести его в свое собрание, чтобы поругаться над ним. Они смеялись над ним и заушали его и, наконец, поставили его между столбами здания. Тогда сказал Самсон мальчику, который водил его, чтобы подвел его ближе к столбам, на которых утверждалось здание, и, ощупав их, в последний раз воззвал к Богу о помощи, и, упершись в них, в один правою, а в другой левою рукою, потряс их с такою силою, что все здание обрушилось, и он при своей смерти умертвил врагов более, нежели сколько во время своей жизни. Все обстоятельства его жизни и подвиги подробно изложены в кн. Судей (XIII-XVI). Св. ап. Павел, перечисляя верующих, упоминает также и о Самсоне, как о подвижнике истинной веры (

Йоги Бхаджан (Yogi Bhajan) был богатым индийским эмигрантом, который познакомил США с Кундалини Йогой. По вопросу стрижки он высказался примерно так:

«Наша стрижка может следовать за модой, но обрезая волосы, мы лишаем себя существенного источника жизненной силы. Когда мы позволяем волосам на голове достигать своей полной длины и зрелости, то фосфор, кальций, витамин D и все производные, попадают в лимфатическую жидкость, и затем в спинномозговую жидкость через два канала в верхней части головного мозга. Это ионное изменение создает более эффективную память и приводит к большей физической энергии, улучшению выносливости и терпения … Ваши волосы на своём месте не по ошибке. Они имеют определенную цель, которую обнаружат святые, а другие люди будут высмеивать».

Большинство из нас слышали о мифическом силаче Самсоне, который утратил свою силу вместе с потерей волос. Даже сегодня, некоторые культуры поддерживают традицию никогда не обрезать волосы. В некоторых культурах это связано с религиозными убеждениями. Сикхи могут быть одним из примеров. Некоторые христианские группы, такие как Пятидесятники (Pentacostals), воздерживаются от стрижки волос в знак уважения к буквальным толкованиям Библии. Ортодоксальные еврейские мужчины никогда не стригут волосы по бокам головы, и растафари никогда не обрезают свои дреды. Многие индейские мужчины, особенно до современности, никогда не стригли волосы. Сегодня мы просто хотим спросить … Почему?

Многие группы имеют свой отличительный стиль. Зачастую конкурирующие племена имеют различные стрижки и стиль одежды. Но сегодня речь не о стилевых предпочтениях и различиях. Нам хочется изучить культурные корни людей, свято верующих в силу своих волос. Достаточно немало людей считает, что длина волос имеет прямую, физическую, измеримую связь с их здоровьем, силой, талантом и мудростью.

Йоги Бхаджан выдвинул утверждение, что волосы принимают участие в метаболизме и являются живой частью организма человека. Это легко опровергнуть даже поверхностным наблюдением. Волосы, состоящие из кератина, не имеют каналов для транспортировки каких либо питательных веществ, описанных гуру. Легко рассмотреть поперечный срез волоса под микроскопом, обнаружив твёрдые клетки без признаков жизни. Они аккуратно уложены в красивое волокно корнем волоса, но они мертвы. Волос человека не имеет возможности принимать участие в метаболизме или другом процессе. Йоги Бхаджан не сказал, что волосы доставляют какой-то мистический неизвестный поток энергии, он сказал, что они транспортирует физические вещества, такие как витамины и минералы. Это ошибка. Можно применить любой подходящий метод исследований, но Йоги Бхаджан не понимал, о чём он вообще говорит.

Его последователи говорят, что после 3 лет роста волосяные фолликулы разрабатывают антенны на окончаниях волос, которые собирают космическую энергию, таким образом, стрижка обрекает на 3х летнюю засуху магнетизма. Это всё по-детски глуповато. Некоторые из культур должны иметь более убедительные обоснования, каковы же они?

Одна из наиболее популярных легенд современности скопирована многими веб сайтами, автору так и не удалось выяснить первоисточник. Эта история повествует об индейских следопытах, которые были завербованы для войны во Вьетнаме, но остригшись как все солдаты, они потеряли свою способность отслеживать, и стали бесполезными в военных действиях. Последовавшее тестирование показало значительное снижение эффективности остриженных следопытов, которые ранее демонстрировали весьма высокие результаты. Продолжая, история говорит об отмене стрижек для индейских следопытов и даже отказе от этого принимавших участие в эксперименте военных. Рассказ довольно сомнительный, если не сказать более. Никакого цитирования подобных «экспериментов» не обнаружено. Вероятность достоверности сходит на нет, если учесть насколько мало людей в США имели возможность развивать искусство следопыта в 1960-1970х годах, а также, если учесть насколько существенны отличия вьетнамских джунглей от юго-запада Америки.

Таким образом, история о взаимосвязи навыков следопыта и длиной волос не выдерживает пристального взгляда. Но мы знаем, что волосы связаны с одним знакомым всем ощущением, это касание. Коснитесь своих волос, и вы почувствуете о чём говорит автор. Волосы отличный проводник чувства касания. Вот почему множество животных полагаются на них в ощущении окружающей среды, это одно из преимуществ иметь усы. Кожа имеет более 20 классов чувствительных нервных клеток, некоторые из которых обнаруживают тепло, прикосновение, боль, и так далее. Каждый из наших волосяных фолликулов связан с чувствительными нервами. Учитывая обширность, сложность и чувствительность этой системы, представляется очевидным, что волосы очень важная часть нашей сенсорной системы. Тем не менее, только корень фолликула обладает чувствительностью. Если дёрнуть волосок, сигнал будет одинаков и при метровой, и при сантиметровой длине волоса. Фактически, чем длиннее волос, тем менее его движение затрагивает корень. Представьте человека с длинными волосами, сидящего перед вами в театре. Вы можете крутить его волосы незаметно. А если стрижка коротка? Любое касание извне даст немедленный сигнал владельцу. Длинные волосы не дают увеличения возможности осязать.

Наши современники наделяют мистическими способностями привычки древности. В религии Сикхов, длинные волосы оставляют в знак уважения к Создателю. Бог создал всё живое, волосы растут, обрезать их не следует. Такая практика, называемая Кеш, является одним из «пяти K» для Сикхов. Это довольно просто, и не означает ничего больше, чем говорится. Тем не менее, некоторые современные Сикхи, особенно пришедшие в религию извне, в поисках альтернативы христианству, интерпретируют Кеш с неким смыслом Новой Эры, говоря, что волос является источником мистической энергии. Автор не смог отыскать авторитетного объяснения этому, вероятно убеждения о силе волос, подобно Самсону, находятся за пределами Кеш.

Аналогично в Ортодоксальном Иудействе. Практика оставлять бороды и локоны никак не связана с черпанием силы, исходя в основном из Мишне Торы. Поиск источника такой практики приводит к выводу, что причины нет. Причина, скорее, в желании иметь выразительное отличие от других этнических групп. Другая возможная причина, это общение с умершими через подношение волос. Отказ от стрижки волос мог означать отказ от подобной практики. Но в истории Иудейства было и есть множество формальностей в отношении волос. Люди определенного положения должны иметь свой тип прически, другие должны побриться в субботу, некоторые раз в 30 дней, а некоторые должны иметь особый уход за волосами головы или бороды, иногда должна использоваться только бритва, иногда только ножницы. Уход за волосами в Иудействе намного сложнее, чем: «Ортодоксальные Иудеи не стригутся и не бреются», но нет никакого намёка на черпание силы или энергии из волос.

Растафарианизм ближе всего к убеждению, что волосы придают силу, но это ни организованная религия, ни сформированная вера. Бывший король Эфиопии, Хайле Селассие (Haile Selassie), признан растафарианцами как второй Христос и был известен как Лев – Покоритель Иуды (Conquering Lion of Judah). Лев имеет гриву, и растафрианцы носят дредлоки как символ львиной гривы и уважения к Селассие. Некоторые растафарианцы изображают Самсона с дредлоками, веря в силу длины волос.

В поисках ответа автор посетил форумы «Длинных Волос». Похоже, что немало людей заботятся о длине своих волос. Длинные волосы не дают силу, зато сильные и здоровые волосы говорят о здоровье их обладателя. Некоторые считают, что длинные волосы говорят о способности ломать стереотипы. Некоторые считают их защитой. Некоторые считают, что длинные волосы придают мужественный вид и демонстрируют силу. Некоторые считают их средством самовыражения.

При всём уважении к Йоги Бхаджан, нет физиологического механизма при котором длинные волосы делают человека сильнее. Как антенна для космической энергии волосы не нужны, как не нужны они в виде проводника витаминов, минералов, солнечной энергии или чего-то там ещё. Причёска в стиле Самсона не нужна для физической силы и здоровья. Здоровье нужно для того, чтобы иметь такие волосы. Не требуется искать физиологического объяснения. Люди, имеющие длинные волосы, чувствуют себя отлично, как и те, кто имеет короткие, вьющиеся, красные, голубые или вообще не имеют волос. Каждому своё, и каждый из нас делает свой выбор, что ему больше по душе.

Иллюстрация «Самсон» любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2014


Top