Навыки ребенка в 5 месяцев. Во что поиграть с малышом

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди - на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток - это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

62.15-63.79 см

6.550-6.875 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Каковы двигательные умения малыша в этот период?

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.


Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа.

Несколько слов о кормлении ребенка

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре.

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели).

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.


Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы . Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей - помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 4 до 5 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар ». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша - манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Пятимесячные детки меньше спят, меняются внешне, и больше двигаются – это связано с развитием опорно-двигательного аппарата и мускулатуры. Подросший малыш нуждается в новом распорядке дня, а карапузы на искусственном питании уже готовы к введению прикорма. Это время для совершенствования уже существующих умений, необходимых для дальнейшего развития детского организма в качественно новом периоде жизни. Узнав, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, родители могут сравнить показатели своего сына или дочери со средними нормативами, и вовремя отреагировать на любые отклонения.

Мышечная масса карапуза к пяти месяцам заметно возрастает. Родители с удивлением и радостью отмечают, что на этот раз прибавка в весе, весьма, значительная – 700г, при этом рост детей увеличивается всего на 2 см. На данный момент дети весят в два раза больше, чем при появлении на свет.

В их физиологии и психическом плане также происходят изменения:

  1. Несмотря на то, что наращивается масса тела ребёнка, благодаря движению и небольшой прибавке в росте, он выглядит пропорциональнее, чем раньше, а сила его ручек и ножек увеличивается из-за укрепления мышц.
  2. В пятимесячном возрасте у малышей развивается пространственное зрение, благодаря чему они уже оценивают объекты по разным критериям и могут следить взглядом не только за предметами, движущимися из стороны в сторону, но и вниз-вверх. К тому же усиливается связь зрительной функции с мелкой моторикой. Определённым достижением является и то, что дети уже могут распознавать вещь по одной из её частей.
  3. У деток довольно развитый слух, они различают голоса, могут находить источники шума, поворачивают голову, если их заинтересовывают какие-то неясные звуки, шаги и шорохи. Родителям нужно следить за реакцией малыша, потому что некоторые из них не могут воспринимать высокие частоты. Это вызвано нарушениями, и в этом случае визит к врачу обязателен, ведь со слуховой функцией связана речь карапуза. Дополнительным симптомом отклонения может стать отсутствие гуления в 4-5 месяцев и позже.
  4. Поскольку многие детки, питающиеся молочными смесями, находятся на прикорме, у них могут случаться разные проблемы с пищеварением. Несоблюдение элементарных правил ввода и дозировки новых продуктов становится причиной колик, болей в животике и аллергии. Для ребёнка важно сбалансированное меню и режим питания, чтобы не возникало расстройств кишечника.
  5. У малышей может наблюдаться повышенное слюноотделение, но до полугода гиперсаливация считается, вполне, естественной, и не вызвана какими-то заболеваниями.
  6. Нарушение тонуса у младенцев в виде перенапряжения к этому времени проходит самостоятельно, не провоцируя патологий. Если же оно явственно выражено, лучше показать ребёнка специалисту.
  7. Нормальным для возраста 5 месяцев является опорожнение кишечника до двух раз в день, и мочеиспускания с частотой до 15 раз за сутки.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев находится на стадии совершенствования, он уже способен различать своих и чужих, и может вести себя тревожно, если контакт с незнакомым лицом не установлен. Пятимесячный малыш уже умеет подражать действиям взрослых и даже их передразнивать, а если вдруг мама изменит причёску, то весь его вид будет указывать на крайнее удивление, впрочем, это пройдёт, некоторое время спустя. В целом дети в 5 месяцев всё больше проявляют свою социальность и нуждаются в общении с взрослыми.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Понимание того, что должен уметь 5 месячный малыш, означает лишь усреднённые сведения о способностях детей в этом возрасте, и всё же необходимо хотя бы приблизительное соответствие этим данным, которые составлялись специалистами этой области для лучшей ориентации родителей в отношении их деток.

В начале шестого месяца малыши достигают определённых успехов. В отношении их двигательной активности это следующие умения:

  1. Дети уже неплохо владеют свои ручками, движения их стали более согласованными, благодаря развитию мышц и возрастающей остроте зрения. Теперь они могут долго держать в обеих руках игрушку, внимательно изучая её со всех сторон.
  2. Младенец успешно переворачивается с животика на спинку, он может делать это несколько раз подряд, выбирая для себя необходимый ракурс для изучения окружающей обстановки (о том как научить ребенка переворачиваться с живота на спину читайте ). Он старается передвигаться на животике, перекатываясь и суча ножками, при этом переставляет вперёд ручки и подтягивает тело. Так дитя начинает осваивать новый для себя способ передвижения – ползанье.
  3. Наряду с этим, многие детишки, делая попытки ползать, уже стараются садиться, но спинка их остаётся согнутой и долго в этом положении их оставлять нельзя. Вообще, желание сидеть самостоятельно у пятимесячных крох проявляется всё чаще, но важно контролировать процесс освоения и поддерживать ребёнка.

Конечно, мамам и папам очень хочется, чтобы их ребёнок быстрее научился ползать и сидеть, и пытаются сажать малыша у себя на руках, на стульчике для кормления и в коляске. Но делать этого не следует, так как слишком подвижный и гибкий детский позвоночник ещё не достаточно окреп и может не выдержать таких нагрузок.

По этой же причине в 5 месяцев малышам противопоказано совершаемое принудительно высаживание в подушки, а также использование кенгуру для переноски. К сожалению, эти необдуманные действия могут приводить к патологиям опорно-двигательной системы в более позднем возрасте (остеохондроз, сколиоз, гипоксия органов, патологии матки у девочек).

Не менее важно знать, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в эмоциональном плане, непосредственно связанном с речевой функцией:

  1. Многие пятимесячные детки уже могут произносить слоги, а оставшись одни, рассуждать и разговаривать сами с собой. На людях они, обычно, оживлены, хорошо понимают обращённую к ним ласковую речь, активно жестикулируют и дёргают ножками, показывая своё хорошее настроение и радость. В основном, малыши гулят, но уже с разными интонациями, копируя родительскую манеру говорить.
  2. С посторонними людьми младенцы ведут себя беспокойно, нервно, могут прятаться за маму. Уже в этом возрасте у детей появляются и негативные эмоции, если их обидели, забрали интересный предмет, раньше времени уложили спать. Строгий тон мамы также может вызвать недовольное ворчание и даже плач, кроме того, дети не любят, когда им отказывают во внимании.

Благодаря совершенствованию зрения и осязания, малыши способны различать цвета, форму и особенности материала, из которого сделан предмет, а из-за усиления памяти, уже имеют свои любимые игрушки, предпочитая их всем другим.

Живой интерес родителей к тому, что надо уметь в 5 месяцев девочке, можно понять, ведь разнополые дети, действительно, отличаются по многим характеристикам. Из-за разного склада ума, обусловленного особенностями развития мозга, дети обладают неодинаковым поведением, им нравятся разные вещи, и по-разному работают их органы чувств. Что касается возраста, в 5 месяцев девочки становятся более подвижными и активными, чем мальчики.

Если у вас мальчик, уметь в 5 месяцев он будет всё, что и девочка, но некоторое различие в особенностях развития детей всё же есть – зубки у младенцев мужского пола прорезываются позже, и процесс этот у них протекает более болезненно и тяжело.

Развивающие занятия для пятимесячного ребенка

Первоочередной задачей взрослых на данном этапе является подготовка ребёнка к активному ползанью, ведь умеют это делать в возрасте 5 месяцев только самые развитые физически дети.

Чтобы помочь малютке скорее освоить этот навык, можно проводить с ними следующие занятия:

  1. Класть новые или самые интересные игрушки в некотором отдалении от крохи – абсолютно нормальным и естественным его желанием будет добраться до неё. Но если у малыша это не получается, не стоит его долго томить и расстраивать – стоит дать ему желанный предмет.
  2. Чтобы потренировать мускулатуру ножек, необходимую для ползанья, ребёнка кладут на спинку, руки взрослого на его стопы и прижимают их к животику малыша. Как правило, ответной реакцией бывает толчок ножками. Маме потребуется выразить крайнее изумление силой сына или дочки и обязательно похвалить малыша. Это позволит стимулировать ребёнка повторять движение многократно.
  3. Некоторым карапузам достаточно снять носочки, чтобы они поняли, что необходимо отталкиваться. Конечно, проводить такие занятия нужно в помещении с комфортной для ребёнка температурой. Во время активных игр детей уже можно перемещать на подготовленный к этому пол – это поможет избежать падений, а, кроме того, ровная поверхность – это более удобное место для обучения столь важному умению.
  4. Физические упражнения делают ежедневно – для этого проводят традиционные сгибания ножек и ручек, их скрещивание и вытягивание по бокам. Также можно брать малыша за руки и ненадолго присаживать его, но после этого обязательно подвигать его ножками.
  5. Массажный мяч или фитбол – хороший снаряд для занятий с младенцем. В этом случае тренируются не только мышцы, но и развивается вестибулярный аппарат крохи. Заниматься укреплением мускулатуры можно и в воде во время водных процедур, правда, некоторые родители предпочитают записывать детей в бассейн к специальному детскому инструктору, что тоже неплохо.

Что должен уметь делать малыш в пять месяцев – всё, чему его научат взрослые, и уже пришло время обучить детишек игре в кубики и пирамидки. Наглядный пример – это залог успешного усвоения, поэтому детям нужно давать детальное представление о новой игре или игрушке. Если сын или дочь заинтересуются незнакомым предметом, можно считать, что малыш точно усвоит урок.

Обучение различным играм даёт ребёнку возможность развивать органы чувств и самые разные способности:

  1. Продолжать развитие моторной функции необходимо, уроки следует проводить в игровой форме. Для этого подойдут пальчиковые игры и специальная гимнастика для рук и пальцев малютки.
  2. Для совершенствования слуха следует продолжать прослушивать с ребёнком различные музыкальные произведения, приобрести ему простые музыкальные инструменты, соответствующие возрасту, иногда полезно говорить с детьми шёпотом, чтобы они умели отличать разную звуковую громкость.
  3. Зрительные органы ребёнка можно развивать, показывая ему большие и красочные реалистичные картинки, для этого подойдут покупные книжки из пластика и резины или самодельное издание, на страницах которого будет всякая всячина – пуговицы, узелки, шнуровки, небольшие шарики и другие безопасные детали, маленький исследователь будет с удовольствием их изучать.
  4. Пора познакомить ребёнка и с художественным творчеством – лучше всего для этого приобрести пальчиковые краски и большой лист плотной бумаги, который стелется прямо на пол. Детские краски – это безопасный для детей материал, который непременно вызовет у них бурю восторга и заставит увлечённо делать цветные отпечатки пальцев и ручек.
  5. В 5 месяцев ребёнок уже должен получать информацию из внешнего мира, поэтому, прогуливаясь на улице, вынимайте дитя из коляски и давайте ему наблюдать за происходящим вокруг.

Игры и развивающее обучение детей в этом возрасте может быть связано с некоторыми проблемами. Из-за того, что бодрствование ребёнка увеличилось по времени и он стал больше двигаться, у некоторых детей может наблюдаться нарушение сна, поэтому строгий режим дня в этой ситуации является единственным решением. Падение малышей – тоже нередкое явление, так что контроль за ними должен быть усилен. Капризы возникают, в основном, из-за того, что у малышей начинают резаться зубки и об обезболивающих средствах надо позаботиться заранее.

Развитие ребенка в 5 месяцев: видео

В целом же, это замечательный, интересный период, когда малыш с каждым днём становится всё более самостоятельным и начинает проявлять индивидуальные черты характера. Представляя, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, взрослые могут проанализировать состояние собственного крохи и помочь ему успешно развиваться дальше.

В 5 месяцев дети умеют издавать различные смешные звуки. Первый лепет малыша становится предшественником развития речи и коммуникации. Младенец получает огромное удовольствие от пускания пузырьков из рта.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Существуют навыки, которыми обладает средне статический малыш в 5 месяцев. Физическое и психическое развитие зависит от состояния здоровья ребенка. Недоношенный младенец отстает от нормы на 1-2 месяца. После года, они полностью догонят сверстников. Ниже представленный примерный список умений, которыми должен владеть доношенный младенец в данном возрасте.

В пять месяцев дети умеют

  • Крепко держать игрушку, тянутся за ней, издавать громкие звуки погремушкой;
  • Тянуть ноги ко рту, кусать пальцы ног;
  • Уверенно поднимать головку лежа на животике;
  • В положении лежа, выпрямлять руки вертикально;
  • Переворачиваться с животика на спинку и, наоборот, в обе стороны, или одну;
  • Учатся ползать (попытки).

Способности девочек

Девочка в 5 месяцев умеет произносить слога. Она плавно переходит от гуления к лепетанию. Имитирует речь. Пытается сама сесть. Сажать их рекомендуют после 7 месяцев. Организм малышки еще не окреп. Ранее сидение пагубно влияет на органы малого таза.

Навыки мальчиков

Мальчики в 5 месяцев по натуре подвижней от девочек. Он лучше ориентируются в пространстве. Следит за движущимся предметом, старается его поймать. Умеет сидеть. Хотя все же, желательно, поддерживать, чтобы не было большой нагрузки на позвоночник.

Гимнастика и массаж для пятимесячного младенца

С маленькими детками следует ежедневно заниматься зарядкой. Гимнастические упражнения развивают физические навыки малыша. Профилактический массаж укрепляет мышцы. Можно делать массаж самому, но, в начале, лучше обратиться к опытному детскому массажисту. Ниже предлагаем посмотреть видео:

Развитие ребенка в 5 месяцев

Пятый месяц жизни ребенка проходить в ярких красках эмоционального развития. Появляется выраженная реакция на общения со взрослыми. Кроха подарит ответную улыбку на нежный голос, но заплачет, услышав громкий строгий голос. Попытки перевернуться на живот становятся успешными. При гулении появляются согласные звуки: ма, па, ла. Горловые звуки похожи на пение. Пытается подражать, агукая в ответ.

Как развивать

5 месячный ребенок начинает активно исследовать окружающие предметы. У малыша появляется интерес к игрушкам для психического развития и моторики. Развивающие игры с младенцем должны быть направлены на изучение формы, цвета и звука. Среди игрушек появляются фавориты. Самыми любимыми станут:

  1. мобиль (музыкальная карусель);
  2. неваляшка;
  3. молоток с пищалкой;
  4. разные по цвету и звучанию погремушки.

Музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, перестает быть предметом пассивного наблюдения. При попытках дотянуться, схватить движущуюся фигуру, улучшается координация движений. Любимая игра — бросать на пол погремушки.

Развитие недоношенных детей

Для недоношенного младенца, который отстает в физическом развитии, пятимесячный возраст становится переломным. Начинается процесс «выравнивания». Показатели веса и роста приближаются к норме. К пяти с половиной месяцам, недоношенный ребенок должен уметь:

  • хорошо держать голову;
  • находить взглядом источник звука;
  • активно двигаться;
  • гулеть и агукать;
  • отвечать на улыбку.

Особенности развития носят субъективный характер. Отставая в одном, перегонит сверстников в другом.

Комаровский о развитии пятимесячных детей

Доктор Комаровский, комментируя пользу занятий физкультурой, массажа, посещения бассейна с детьми этого возраста сказал, что развитие малыша зависит от психофизиологического состояния мамы. Дайте ей выспаться, помогите сделать домашние дела. И тогда она подарит любовь и тепло, которую не заменит ни одна игрушка или дорогая процедура.

Первый прикорм с 5 месяцев

Многим родителям советуют в 5 месяцев начинать вводить малышу новые продукты, но ВОЗ утверждает, что ребенок не нуждается в прикорме, кроме материнского молока, до 6 месяцев. Грудное и искусственное вскармливание полностью обеспечивает организм ребенка всеми необходимыми витаминами и минералами к данному возрасту.

Когда начинать давать прикорм

Ребенок проявит анатомические признаки готовности к прикорму, такие как:

  • интерес к еде;
  • должен держать голову прямо;
  • язык рефлекторно выталкивает твердую пищу. Этот рефлекс защищает от аспирации;
  • уметь проталкивать пищу в заднюю часть рта.
  • нижняя губа должна хорошо двигаться.

Желудочек ребенка должен созреть для прикорма и вырабатывать определенные ферменты.

Что можно давать пятимесячному малышу из еды

5 месячному ребенку можно дать (только одно из выбранных) чайную ложечку пюре из кабачка, цветной капусты, детские каши (овсяная, кукурузная, гречневая) и соки (яблочный). Эти продукты наиболее благоприятны для первого знакомства ребенка со взрослым питанием.

Сколько каши давать ребенку в 5 месяцев

Начинать давать каши нужно детям, которые плохо набирают вес. Молочные каши следуют давать, если мама уверена, что ее ребенок не аллергик, а так безмолочные. Начинать с чайной ложечки и смотреть за реакцией малыша, с каждым днем удваивая порцию. Заставлять кушать младенца нельзя. Каждый кроха будет по разному съедать количество каши в пределах 80-150 грамм.

Реакция организма ребенка на первый прикорм подскажет маме о правильности выбранного продукта и времени. Малыш выталкивает пищу языком, скорее всего, он не готов к прикорму. Не волнуйтесь, в кратчайшие сроки, он еще захочет попробовать.

Наш совет: готовьте огромный слюнявчик и приятного аппетита!

Сколько должен весить ребенок в 5 месяцев

Вес девочек (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 4.4 5 5.7 6.4 7.3 8.2 9.3
5 4.8 5.4 6.1 6.9 7.8 8.8 10
6 5.1 5.7 6.5 7.3 8.2 9.3 10.6

Вес мальчиков (кг)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 4.9 5.6 6.2 7 7.8 8.7 9.7
5 5.3 6 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9

Рост ребенка в 5 месяцев

Рост девочек (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 55.6 57.8 59.9 62.1 64.3 66.4 68.6
5 57.4 59.6 61.8 64 66.2 68.5 70.7
6 58.9 61.2 63.5 65.7 68 70.3 72.5

Рост мальчиков (см)

месяц очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий
4 57.6 59.7 61.8 63.9 66 68 70.1
5 59.6 61.7 63.8 65.9 68 70.1 72.2
6 61.2 63.3 65.5 67.6 69.8 71.9 74

Примерный режим дня ребенка в 5 месяцев

  • 6:00-8:00 Подъем. Завтрак. Утренние процедуры. Бодрствование;
  • 8:00-10:00 Сон. Возможна прогулка;
  • 10:00-12:30 Кормление. Время занятий гимнастикой и развивающими играми;
  • 12:30-14:30 Сон;
  • 14:30-17:00 Кормление. По распорядку активное время провождения.
  • 17:00-19:00 Прогулка с возможным сном;
  • 19:00-21:00 Вечерние спокойные занятия перед сном. Купание.
  • 21:30 Ужин. Спокойной ночи! Малыш дай маме отдохнуть хоть ночью…

Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.

Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.

С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.

Этому способствуют несколько факторов развития:

  • комплекс оживления ребенка в активной фазе;
  • усиливается двигательная активность;
  • гуление плавно перетекает в лепетание;
  • уменьшается количество времени дневного сна;
  • совершенствование психомоторного развития.

Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей , различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.

Физическое развитие

Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:

  • Вес, кг – 5,4-7,7;
  • Рост, см – 59,6-66,2;
  • Окружность головы, см – 40-43;
  • Окружность груди, см – 42-45.

Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно . Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.

Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.

Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть . Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.

Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.

Нужно понимать, что мышцы и позвоночник ребенка могут быть не готовы к таким нагрузкам, и в дальнейшем они могут спровоцировать сколиоз и деформацию органов малого таза. По этим же причинам не стоит торопиться усаживать ребенка в ходунки и прыгунки до того, как он не научится сидеть самостоятельно.

Психическое развитие

Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова , например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.

Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.

Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком . Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго.

Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.

Это возраст, когда среди игрушек появляются любимые. Ребенок способен запомнить цвет, форму, тактильные ощущения предметов и выделить наиболее предпочитаемые для него.

Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.

Способен долгое время изучать предметы . Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.

Кратко период возраста ребенка в пять месяцев можно охарактеризовать как активные попытки к самостоятельному передвижению и эмоциональному выражению. Появляется понимание причинно-следственных связей, которые влекут за собою целенаправленные действия.

Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым.

Малыш взрослеет. Он продолжает приятно удивлять родителей своей улыбкой, новыми умениями и навыками. Мама может планировать свой день в соответствии с установленным режимом дня . Итак, детально узнаем особенности психического и физического развития пятимесячного крохи, что умеет малыш в этом возрасте, какие изменения претерпевает его питание.

Нормальное физическое развитие ребенка в 5 месяцев

В этом возрасте по сравнению с первыми тремя месяцами темпы развития немного замедляются. Очень часто первые зубки появляются в пять месяцев. Они могут быть вот-вот на подходе. Окружность головки малыша увеличивается на 17-18 миллиметров, окружность груди - на 22-24 миллиметра. Масса основного органа дыхательной системы крохи - легких - в этом возрасте возрастает вдвое по сравнению с той, которая была при рождении. А поджелудочная железа увеличивается в полтора раза. Печень к этому периоду прибавляет 55-60 граммов.

Желудочек крохи уже меньше беспокоит его, как, впрочем, и маму, потому что в нем синтезируются почти все необходимые ферменты. Малыш может спать всю ночь, потому что у него практически сформированы представления о времени суток.

Отличительной особенностью физического развития ребеночка является хватание. Это целенаправленное действие крохи, важное для дальнейшего манипулирования с предметами. Хватание составляет основу активности ребенка, его познавательной деятельности. В пять месяцев малыш может взять предмет, притянуть к себе, держать, отталкивать, вертеть. Навык хватания позволяет ему пробовать предметы на вкус, ощупывать.

В 5 месяцев ребенок поднимает руки, ноги. Если малыш лежит, а в его ладошки вложить свои пальцы, то он их схватит и приподнимется с помощью взрослого, может даже сесть. Но по-настоящему сидеть ребенок еще не в состоянии - мышцы его спины развиты так, что, лежа на животе, он может делать так называемый самолетик - поднимает голову, ноги, руки и машет ими. Лежа на спине, кроха может отправить в рот пальчики своих ног.

Пятимесячный младенец активно знакомится со своим телом, ощупывает свои половые органы. И в этом нет никакой сексуальной подоплеки. Ему просто интересно, таким образом он развивается и познает себя. Умение уверенно переворачиваться с животика на спинку должно заставить родителей не оставлять кроху одного, чтобы избежать возможных падений и травм.

Рост и вес

Педиатры говорят, что удвоение массы тела, с которой кроха родился, в пять месяцев является нормой. Так что умножьте начальный показатель на два и узнайте, сколько должен весить ваш ребенок.

Что касается средних параметров, то это 6,5-7,5 кг. Девочки обычно весят меньше мальчиков. За последний месяц малыш должен прибавить 600-700 граммов. Что касается роста , то средний показатель составляет 63-65 сантиметров. За пятый месяц жизни детки подрастают на два сантиметра.

Сон

Режим бодрствования и сна у пятимесячного малыша остается таким же, как и в предыдущем месяце. Ночной сон составляет 11 часов. Днем малыш спит трижды. Продолжительность промежутков дневного сна составляет полтора-два часа.

Отметим, что в этом возрасте кроха еще может перепутать день с ночью. Сон каждого малыша зависит от темперамента, биоритмов. Одни детки могут спать дольше ночью, другие же - днем.

Питание, прикорм

Самым лучшим питанием для пятимесячного малыша остается мамино молоко. Стоит отметить, что запас железа, который был получен крохой в утробе матери, к этому возрасту уже израсходован. Для мальчиков и девочек, находящихся на искусственном вскармливании, надо подобрать адаптированную смесь с повышенным содержанием этого вещества.

Искусственникам в 5 месяцев педиатры уже рекомендуют вводить прикорм . Это благоприятный период для знакомства с новыми продуктами. Подходит в качестве первого прикорма брокколи, кабачок. Многие мамы предпочитают готовые каши. Увеличивать порции прикорма надо постепенно. Нельзя вводить два новых блюда в этом возрасте.

Что касается малышей на грудном вскармливании, то им тоже можно вводить прикорм на шестом месяце жизни, если они здоровы и не страдают аллергией, по разрешению педиатра.

Обычно малыши-искусственники в этом возрасте кушают 4-5 раз в день, а те, кто пребывает на грудном вскармливании, питаются 6-7 раз в сутки.

Педиатры советуют при введении прикорма приобщать малыша к общему приему пищи всей семьей - со слюнявчиком, салфетками, ложечкой. Так дитя приучается к культуре питания и семейным традициям.

Психическое и неврологическое развитие ребенка в 5 месяцев

Продолжается речевое развитие крохи, пополнение его пассивного словаря. Лепет малыша становится все более разборчив. Это четкие сочетания согласных и гласных звуков. Ребенок произносит слоги, повторяя их несколько раз. Он как будто разговаривает сам с собой. Умеет малыш отличать обычную и нежную интонацию маминого голоса. И когда мама хочет кроху успокоить, то ласковые нотки ее обращения действуют положительно. Мама - лучшее средство успокоения. Ее присутствие создает ауру защищенности, спокойствия, расслабления. Это очень важно для поддержки нервной системы крохи, ее здорового развития.

Малыш замолкает, когда с ним говорят. Он четко различает голоса папы и мамы, отличает их от чужих, которых он может испугаться.

Без труда кроха узнает знакомые лица, а при появлении незнакомых людей, опять же, может насторожиться. Общительный и спокойный в присутствии матери пятимесячный малыш без нее становится пугливым. Узнавание - навык , который малыш демонстрирует не только в отношении живых людей, но и предметов, игрушек. Если крохе показать его погремушку, то он оживится и потянется за ней.

В этом возрасте улучшается способность зрительно управлять движениями рук. Малыш без особого труда может взять предмет, который находится перед ним. В течение минуты-двух он может внимательно его рассматривать, затем отправить в рот. Тянется кроха и к игрушкам, расположенным над его кроваткой. В целом самостоятельные движения с игрушками могут продолжаться уже дольше 5 минут. И это говорит о том, что у малыша развивается стойкость внимания, зрение , память.

Что должен уметь малыш в 5 месяцев

В этом возрасте есть свои успехи, навыки, достижения. Ребенок может недолго сидеть при поддержке спины. Если его поставить вертикально, поддерживая за подмышки, то он стоит практически прямо, ножек не сгибает.

Когда ребеночек лежит, то при помощи мамы и ее рук может приподняться, занять сидячую позу, будет правильно удерживать головку . Лежа на спине, он поднимает вверх ножки, берет их руками, может сосать пальцы ноги и даже пятки. А в позе на животике приподнимается на предплечьях, длительно и уверенно удерживает голову.

Он протягивает руку к движущемуся предмету или провожает его взглядом. Узнавание, хватание, длительное удерживание взгляда, сосредоточение на объекте - те навыки, которые характерны пятимесячному малышу.

Он уже умеет быстро и самостоятельно переворачиваться с живота на спину, на бочок. В позе на животике кроха одновременно машет ножками и ручками.

Его улыбка уже может переходить в смех. Малыш очень эмоционально демонстрирует свою радость, активно лепечет.

Игры и занятия для детей в 5 месяцев

В этот возрастной период занятия должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата. Особого внимания требуют упражнения для развития мышц спины, поскольку скоро малыш будет самостоятельно сидеть . Необходимо закреплять навык переворота с живота на спинку и обратно. Педиатры советуют не менее 20 минут в день уделять гимнастике и массажу . Для проведения утренней зарядки можно включать музыку. Она должна быть ритмичной, легкой. Упражнения желательно сопровождать счетом, чтобы у крохи вырабатывалось чувство ритма.

Для стимуляции двигательной активности рекомендуется раскладывать игрушки на расстоянии немного большем, чем вытянутая рука малыша. Он должен дотягиваться и брать их. Мама должна и далее формировать пассивный словарный запас ребенка, знакомя его с предметами в доме. Но слова при этом должны быть простыми, запоминающимися, желательно двуслоговыми. Киса, папа, мячик, тетя, ложка, зайчик, песик - приблизительный ассортимент слов, с которыми в этом возрасте должна знакомить кроху мама. Название всегда должно сочетаться с демонстрацией объекта. Говорить с малышом необходимо везде и всегда, комментировать свои действия. Нужно знакомить его с языком животных - кота, собаки, курочки, коровки. Называйте части тела ребенка и свои, делайте это каждый день.

Для пятимесячного ребенка будут интересны игры в прятки (накрывание маминого личика платочком), Сорока-ворона, Ладушки.

Можно начинать рассматривать картинки в книжках, но они должны быть яркими, большими, привлекательными. Уже в этом возрасте можно покупать книжечки с изображениями домашних животных, растений, даров природы.

Специально для - Диана Руденко


Top