Определение семьи, функции, структура и важное объяснение для детей. Основы семейного воспитания

Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью и воспитанием детей. С развитием цивилизации и в различных социальных сообществах функции семьи меняются.

СЕМЬЯ

family) Семья в психоанализе - это всегда то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из матери, отца и детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как ЭДИПОВ КОМПЛЕКС и соперничество между братьями и сестрами (см. СИБСЫ), всегда описываются в терминах, которые потеряют смысл, еслиих применить к культурам, где дяди, бабушки и дедушки не менее значимы, чем отцы, а между двоюродными и родными братьями и сестрами не делается различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской ИДЕНТИФИКАЦИИ, имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они - неотъемлемые свойства человеческой природы. семейная терапия - это ПСИХОТЕРАПИЯ, которая в качестве объекта лечения рассматривает не отдельного пациента, как "представителя" семьи, а всю семью в целом. В США выпускается журнал "Семейный процесс", где публикуются исследования, основанные на предположении, что неврозы являются внутрисемейными нарушениями. семейная романтика - фантазия ребенка о том, что его родители - не настоящие, и что на самом деле он благородного, даже королевского происхождения.

Семы

Sems ). "Социально сформированные проводящие структуры эргов". Выученные или приобретенные динамические черты, промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом. Семы берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.

СЕМЬЯ

1. В самом строгом значении термин "семья" относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т.д., которые все вместе действуют как отдельная социальная единица. У социологов и антропологов имеется множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как они представляются в различных культурах и обществах. 2. Более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей. 3. Еще более широкое значение – термин, применимый к любой совокупности близко или формально связанных предметов или событий; в математике это относится к семье кривых, в социальной психологии – к семье черт или отношений, в лингвистике – к семье языков и т.д. 4. В биологии – уровень классификации связанных видов (или иногда отдельного вида), которые сгруппированы в определенном порядке.

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Основные исторические формы С.: парная (при неустойчивых связях между мужем и женой и раздельном имуществе), большая (включающая несколько поколений родственников), полигамная, моногамная. Большинство современных С. состоит из супругов и их детей (нуклеарная С.). Сфера возникновения и развития семейных конфликтов.

СЕМЬЯ

устойчивое объединение, основанное на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Важнейшая функция С. – репродуктивная, т. е. рождение и воспитание детей. С. обеспечивает наиболее адекватные условия для полового воспитания детей и формирования их полового самосознания. У индивидов, воспитанных в С., особенно в которых есть и отец и мать, реже встречаются половые извращения, легче и естественнее проходит процесс половой социализации.

Семья

славянск. «семь» - работник, слуга, домочадец; лат seimа – домочадец) - 1. фундаментальная единица родства. В своей минимальной или ядерной, нуклеарной форме семья состоит из отца, матери и их потомства. В более широком значении термин относится к «расширенной семье», которая может включать дедушку, бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т. д., которые все вместе функционируют как отдельная социальная единица. Существует множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как последние представляются в разных культурах и обществах; 2. более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никакой кровной связи; 3. еще более широкое значение – термин, который обозначает любую совокупность близко или формально связанных объектов или событий. Например, в социальной психологии – семью черт или отношений, в математике - семью кривых, в лингвистике – семью языков и т.п.; 4. в биологии – уровень классификации связанных видов (иногда отдельных видов), которые сгруппированы в определенном порядке; 5. в психоанализе – то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из отца, матери и их родных и/или приемных детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как Эдипов комплекс и соперничество между братьями и сестрами всегда описываются в терминах, которые теряют смысл, если их применить к культурам, где дяди, бабушки, дедушки и другие родственники отнюдь не менее значимы для детей, чем их отцы, а между двоюродными и родными сибсами не делается при этом существенных различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской идентичности (в психопатологии - «нарушению отождествления»), обычно имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они представяют неотъемлемые свойства и всегда существующие свойства человеческой природы. Существуют исследования, основанные на предположении о том, что неврозы являются преимущественно внутрисемейными нарушениями. Термин семейная романтика обозначает фантазии ребенка о том, что его родители – не настоящие, и что на самом деле он имеет высокое, благородное, даже королевское происхождение.

Семья

малая социальная группа, состоящая из людей, связанных узами родства и/или супружества. Представляет собой динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: закона гомеоста-за и закона гетеростаза. Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое положение, остаться в данной точке развития. Согласно закону гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл: некую последовательность смены стадий. Семья выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: функция духовного (культурного) общения, эмоциональная, сексуально-эротическая, функция первичного социального контроля, репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая.

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

  • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
  • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
  • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.

Признаки и функции

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.

Функции:

  • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
  • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
  • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
  • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Ресурсы семьи и их виды

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

  • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
  • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
  • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
  • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

  • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
  • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
  • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
  • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
  • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо . В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу , которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

Каждый год в начале июля в нашей стране отмечается праздник - День семьи, любви и верности. Он посвящен святым Петру и Февронье, создавшим крепкую супружескую пару. В поисках ответа на вопрос "что такое семья" многие сразу вспоминают обозначение данного слова, известное еще со школьной скамьи: "семья - это ячейка общества". Действительно, каждый человек живет в обществе по определенным правилам своей страны, окружения. Но в любой части света человек живет в семье.

Состав семьи

Само слово "семья" подразумевает группу людей, "ячейку", которая создается вступившими в брачные отношения мужчиной и женщиной. Семья растет по мере рождения детей. В нее входят родители и дети, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры. Они поддерживают связь между собой, соблюдают традиции, принятые в роду.

Семейная поддержка

Ответ на вопрос "что такое семья" может звучать и следующим образом: "Это такое "общество в обществе", где поддерживают друг друга, защищают, оказывают помощь при необходимости, вместе переживают удачи и неприятности". Прочные связи между людьми создают кровные узы и родство по браку. Дела семьи подчиняются определенному порядку, который представляет собой установленные нормы и правила. Подобный необходим людям для формирования личности и самоактуализации, а также для того, чтобы благополучно существовать, поддерживая тем самым жизнь общества и сохраняя род человеческий. Понять, что такое семья, способен даже ребенок.

Семья, любовь и дети

Отношения в ней строятся на взаимной любви, симпатии. Крепкая семья заботится о своем благополучии, решает совместно возникшие жизненные проблемы. Небольшая группа людей, состоящая из членов семьи, совместно противостоит слабостям и недугам, ошибкам и проступкам. Семья и дети - понятия неразделимые. Здесь заботятся об их развитии, родители являются первыми воспитателями детей, несут ответственность за их жизнь и здоровье. Дети в свою очередь уделяют внимание старшему поколению, чтобы его представители не оставались заброшенными, одинокими, никому не нужными.

Ценность семьи

Нужно ценить тех, кто находится рядом, и не забывать о том, что есть те, которые не знают, что такое семья. Для воспитываемых в детдомах ребят семья - это лучик надежды на любовь и взаимопонимание, радость от общения друг с другом. Она помогает избавляться от усталости, тревог, радуется успехам, гордится своими членами, добившимися в жизни благополучия. В семье человек приучается к ответственности, учится терпению, щедрости, выдержке, надёжности.

Семья - один из социальных институтов

Семья и школа, так же, как и детский сад, являются частью общества. Только семья, в отличие от данных социальных институтов, - это миниатюрное общество. Жизнь в ее кругу помогает приспособиться к жизни в окружающем мире. Человек понимает, что он - частичка огромной Вселенной. Семья становится единым организмом, ее члены проявляют милосердие, сочувствие и любовь друг к другу, родные люди трудятся все вместе, чтобы жизнь общества двигалась вперёд и становилась лучше. Такой "организм" защищает от болезней, губительных преступлений, происходящих вокруг, укрепляет уверенность членов семьи в своем будущем. Хочется, чтобы семьи в России были большими, благополучными. "Семь я" - так иногда называют эту ячейку общества, предполагая, чтобы количество людей в семье было не менее семи.

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

Определений, что такое семья существует великое множество. Например, известный семейный психолог Вирджиния Сатир пишет о семье так: «Сейчас мне совершенно ясно, что семья - это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения - это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей».

Классическое определение, что такое семья , звучит следующим образом: семья это ячейка общества или малая социальная группа, являющаяся важнейшей формой организации личного быта и основанная на родственных связях и супружеском союзе - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. По данным социологических опросов, основными причинами создания семьи являются следующие: завести детей и продолжить свой род; иметь рядом человека, способного понять и оказать поддержку; быть кому-то нужным; выполнить моральную обязанность по созданию семьи; избежать одиночества; иметь благополучную и устроенную жизнь; не расставаться с любимым человеком; иметь стабильные интимные отношения. Для каждого человека существует свое определение, что такое семья , и чем она является для него. К примеру, чем старше отвечающий, тем больше вероятность выбора брака и семьи как образа жизни,

Для человека семья - главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. Специфической особенностью семьи, помимо стабильности и уверенности, которые она дает, является ее «несвобода» - в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности.

В последние десятилетия современная семья в большинстве стран претерпевает серьезные изменения. По данным исследований можно выделить общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение внебрачных рождений. Основные виды семей в современной действительности, согласно оценкам семейных психологов разделяются на: патриархальную, детоцентристскую и супружескую (подробнее о видах семей смотрите здесь).

Семьи также различаются уровнем психологического благополучия, которое присутствует во внутри семейных отношениях. Многочисленные исследования показывают, что все семьи по-разному противостоят жизненным трудностям. Для одних последствием неблагоприятных воздействий будет нарастание семейных проблем: повышение конфликтности, снижение удовлетворенности семейной жизнью, болезни, развод и пр. Другие же, напротив, под воздействием стресса увеличивают свою сплоченность и умножают усилия для преодоления кризиса и сохранения семьи. При этом тип семьи, а не наличие или отсутствие внешних и внутренних патогенных факторов определяет ее способность действовать конструктивно и справляться с жизненными проблемами. В той связи психологи выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семей.

Нормально функционирующая (гармоничная) семья - это семья, которая функционирует в соответствии с нормами, созданными ею самой или заимствованными из окружающего социума. При этом норма здесь - это не та оценка, которую дает внешний наблюдатель, а собственная внутренняя семьи, отражающая все аспекты ее жизнедеятельности. В нормально функционирующей семье удовлетворяются основные потребности ее членов (в безопасности и защищенности, в принятии и одобрении, в росте и изменениях, в самореализации). Это, с одной стороны, обеспечивает взаимную поддержку, а с другой - автономию членов. Все родственники связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют, а дополняют друг друга. Никто не узурпирует себе функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри семьи отсутствуют стойкие подгруппы, объединения одних членов против других. В таких условиях все возрастные трудности в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальным проблемам. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой степенью устойчивости к действию психических травм.

Дисфункциональная (негармоничная) семья - та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для стрессовых ситуаций и взаимного непонимания. Дисфункциональная семья в значительной степени подвержена нестабильности, члены такой семьи довольно болезненно реагируют на внешние негативные факторы, так как не чувствуют себя защищенными, и не получают должной поддержки. Дети, рожденные в таких семьях, более подвержены появлению комплексов и неуверенности в себе, наследуют неправильную модель построения семьи и налаживания внутрисемейных отношений. Вполне возможно, что и в своей взрослой жизни они реализуют тот же тип дисгармоничной семьи с большим комплексом проблем и нереализованных потребностей.

Дополнительная информация

  • seotitle: Определение что такое семья

Прочитано 2103 раз Последнее изменение Понедельник, 03 Октябрь 2016 08:53


Top