Патриотическое воспитание подготовительной группе по фгос. Перспективный план работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе

Сроки проведения

тема

Сентябрь

«Моя семья»

Работа над понятием «семья». Разгадывание ребуса «7Я»;

Беседа с детьми о семейных традициях и праздниках;

Рисование дома для своей семьи;

Изготовление коллажа «Моя семья».

Октябрь

«Детский сад»

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду;

Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад);

Показ кукольного спектакля для детей младшей группы;

Семейный праздник «Моя родословная»

Ноябрь

1-2 неделя

«Город, в котором я живу»

Экскурсия по улицам города;

Экскурсия в городской краеведческий музей им. Н.Попова (знакомство с историей г. Надыма);

Беседа «Это город мой родной»;

Рассматривание фотографий с изображением памятных мест в городе;

Рассматривание герба г. Свободный;

Составление описательного рассказа «Город, в котором я живу»

Ноябрь

2-3 неделя

«Мы -Амурчата»

Рассказ воспитателя об истории города и области;

Экскурсия на площадь им. С.Лазо (к памятнику закладки города);

Рассматривание герба и флага Амурской области и г. Свободного;

Декабрь

«Новый год у ворот»

Беседа о праздниках;

Беседа о новогодних символах, о новогодних обычаях;

Оформление группы к празднику;

Акция «Поможем птицам зимой»

Январь

«Наша родина – Россия»

Экскурсия по карте «Моя Родина»

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России;

Беседа о березке – символе России;

Беседа о народных приметах, промыслах;

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей;

Составление рассказов «Россия в будущем»

Семейные праздники.

Февраль

«Сильны и могучи богатыри славной Руси»

Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины»;

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов;

Посещение Дома-музея народного творчества им. П.Комарова;

Изготовление подарков папам и дедушкам;

Спортивные развлечения «Русские богатыри».

Март

«Мамочка милая, мама моя»

Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле»;

Рассказы детей о своих мамах;

Выставка детских рисунков « Мамы разные нужны, мамы разные важны»;

Музыкальный досуг «Все стихи и песни о тебе, любимая»;

Фото-вернисаж «Мамочка любимая моя»;

Изготовление подарков для мам, бабушек.

Апрель

«Наши космонавты»

Рассматривание альбома «Космонавты»;

Пословицы и поговорки о космонавтах;

Спортивное развлечение «Мы – космонавты»;

Конструирование «Космический корабль».

Май

«Славим тебя человек труда»

«Этот День Победы»

Беседа о профессиях людей, работающих на Дальнем Востоке. (Рассматривание альбома с фотографиями).

Фото-вернисаж « Славим тебя, человек труда»

Операция « Чистый участок» (уборка участков детского сада детьми).

Посещение Музея школы-интерната № 4;

Беседа о подвигах солдат во время ВОВ;

Экскурсия к Мемориалу Славы, возложение цветов

Июнь

«Символы России»

Экскурсия к мэрии (рассматривание флагов).

Беседа «Символы России»;

Слушание гимна РФ (в аудиозаписи). Беседа по содержанию текста;

Рассматривание герба Российской Федерации (исторические данные);

Составление гербов из фрагментов (различные объекты, фон).

План работы над темой «Патриотическое воспитание детей»

Сроки проведения

Сентябрь

1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади.

2. Познакомить с биографией знаменитости города.

3. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил.

Октябрь

1. Подготовить карту города для обозначения (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились.

Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии с материалами об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы.

Подготовить фотографии с улицами города и транспортом для углубления представлений детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).

Подготовить фото строящихся объектов, чтобы знакомить детей со строительными профессиями

Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.

Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.).

2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.).

3. Научить взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой.

Февраль, «Воинская слава России»

Средняя группа

1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества района.

2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).

3. Познакомить с российским флагом.

4.Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.

Старшие группы

1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.

2.Познакомить с памятниками защитникам Отечества.

3.Познакомить с историей российского флага.

4. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ.

Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Март, «Народные промыслы»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с народными промыслами России.

2. Научить различать их и сравнивать.

3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края. Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

Старшие группы

1. Закрепить знания детей о народных промыслах.

2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес.

Апрель, «Природа родного края»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения.

2. Научить различать реки и озера в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде.

3.Научить понимать и ценить красоту природы родного края. С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде.

Старшие группы

1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта.

2.Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря.

3.Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе.

4.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города.

Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии.

Май, «Достопримечательности нашего города»

Старшие группы

1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

2.Познакомить с историей государственного герба России.

3.Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.

3. Развивать чувство любви к родному городу. Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии

Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны в Калининском районе.

Семейная викторина « Памятники нашего города».

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте

I блок «Мой родной Татарстан»

п/п

тема

Форма работы

срок

Казань – столица Татарстана

октябрь

январь

Флаг, герб, гимн

Рассматривание, прослушивание, рассказ воспитателя о геральдике

октябрь

февраль

Знаменитые люди Татарстана

Беседа

в течение года

Татарские узоры

Аппликация, рисование

январь

февраль

Национальности нашей республики

Беседа, рассматривание кукол в национальных костюмах

январь

май

Природа нашего края (города)

Занятие-беседа

в течение года

О городах Татарстана (Бугульма, Альметьевск, Набережные Челны и др.

Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя

ноябрь

Сказки, фольклор татарского народа

Чтение сказок, поговорок, пословиц, частушек, стихов

в течение года

Мой край - Татарстан

Аппликация, рисунки, лепка – выставка детских работ

ноябрь

апрель

Украсим костюм

Дидактическая игра (элементы национального костюма)

ноябрь

март

Мой родной край

Экскурсия в краеведческий музей

апрель

II блок «Город мой – гордость моя»

Мой родной Лениногорск

Беседа

октябрь

Лениногорск

Рассматривание альбома с фотографиями

март

сентябрь

Хочу вам представить…

Рассказы детей о семье

Я живу на улице…

Рассказы детей

октябрь

декабрь

Знакомьтесь – это наш детский сад

Беседа, рисование

февраль

Лениногорск и его люди

Встреча с интересными людьми

февраль

Детский сад и я

Рисование, лепка, моделирование

апрель

май

Это все - Лениногорск

Чтение стихотворений о Лениногорске

апрель

май

Где это находится?

Дидактическая игра о достопримечательностях города

январь

апрель

Вот они, парки и скверы…

Экскурсия

май

Мой любимый город

Рисование, аппликация

ноябрь

май

Золотые руки (о профессиях)

Беседа, рисование

октябрь

март

III блок «Никто не забыт, ничто не забыто»

Аллея героев

Экскурсия, беседа

сентябрь

Их подвигом гордятся внуки

Рассматривание иллюстраций, беседа о воинах

декабрь

февраль

май

Литературные чтения

Чтение произведений о войне

февраль

май

Будем в армии служить…

Рисование

февраль

март

Встреча с ветеранами войны

Беседа, концерт

февраль

май

Наша армия родная

Рисунки, аппликация

январь

апрель

Красная ромашка

Конкурс чтецов (стихи о войне)

апрель

Наш город – родина 12 героев войны

Беседа с показом фотографий героев

апрель

май

На страже Родины

Моделирование боевой техники из бросового материала

март

апрель

Создание «Панорамы боевых действий»

Моделирование

в течение года

Песни войны

Прослушивание и разучивание песен о войне

февраль

апрель

Мы поздравляем ветеранов

Концерт в ГРОВД

май

День Победы

Конкурс рисунков, аппликаций, поделок

май

IV блок «Нефтяной край»

Монумент нефти

Экскурсия

сентябрь

Беседа о «черном» золоте

Беседа с рассматриванием иллюстраций

сентябрь

Я б в нефтяники пошел, пусть меня научат…

Рисование, лепка

октябрь

ноябрь

Аллея нефтяников

Изготовление поделок с родителями

ноябрь

Лениногорск – город нефтяников

Беседа-занятие

январь

Встреча с нефтяниками

Встреча с родителями

апрель

Кем быть?

Дидактическая игра

март

Музей нефти

Экскурсия в музей нефти

март

Знаменитые нефтяники

Чтение и рассказы о нефтяниках (с показом иллюстраций)

в течение года

Вернисаж

Выставка детских работ

апрель

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом и социальной действительностью в старшей группе

Сентябрь

Тема: «Мой дом – моя семья».

1. Занятие «Моя семья».

Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.

2. Беседа «Кто живёт рядом с нами».

Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.

3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».

Цель: умение распределять обязанности по дому(убирать игрушки, помогать накрывать на стол).

4. Целевая прогулка «Мой дом».

Цель: рассмотреть близлежащие дома.

Октябрь

Тема: «Двор детского сада».

1. Беседа «Мой детский сад».

Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.

2. Прогулка «Двор детского сада».

Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

3. Вечер воспоминаний «История детского сада».

Цель: познакомить детей с историей детского сада.

Ноябрь

Тема: «Мой город».

1. Беседа «История города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

2. Экскурсия по улицам города.

Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

4. Рисование «Транспорт города».

Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.

Декабрь

Тема: «Мой край».

1. Беседа «История края».

Цель: познакомить детей с историей родного края, его названием; вызвать у детей интерес к своему краю, прививать чувство радости за него.

2. Рассматривание фотоальбома «предприятия края».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

3. Занятие «Мой край».

Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.

Январь

Тема: «Природа города».

1. Прогулка «Природа зимой».

Цель: учить детей видеть красоту природы зимой.

2. Занятие «Растительный мир зимой».

Цель: знакомить детей с растительным миром города зимой с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

3. Рассматривание альбома «Водоёмы города».

Цель: дать представление о водоёмах города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах.

4. Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.

Февраль

Тема: «Достопримечательности города».

1. Рассказ воспитателя о Кузнецкой Крепости.

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.

2. Беседа «Памятник войнам погибшим в годы Великой Отечественной Войны».

Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.

3. Рассматривание альбома «Мой город».

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.

Март

Тема: «Знаменитые земляки: Чалков (сталевар), Дроздецкий (шахтёр), Э. Гольцман (поэт)».

1. Беседа «Знаменитые земляки: Чалков (сталевар), Дроздецкий (шахтёр), Э. Гольцман (поэт)».

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Новокузнецка, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

2. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

3. Занятие «Знаменитые люди города Новокузнецка»

Цель: продолжать знакомить детей с знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.

4. Рисование «Люди труда».

Цель: учить в рисунке отображать труд людей разных профессий.

Апрель

Тема: «Природа горда весной».

1. Прогулка «Природа весной».

Цель: учить детей видеть красоту природы весной.

2. Занятие «Растительный мир весной».

Цель: знакомить детей с растительным миром города весной, с исчезающими видами растений, воспитывать бережное отношение к природе.

3. Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе, дать понятие о заповедниках.

4. Рисование «Белая берёза».

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Уточнять представление об основных частях дерева.

Май

Тема: «День города».

1. Беседа «Родной город».

Цель: вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.

2. Экскурсия к Спасо-Преображенскому собору.

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.

3. Выставка фотографий о городе.

Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Новокузнецке.

4. Конкурс стихов и песен о городе Новокузнецке.

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Новокузнецка, чувство уважения и гордости за любимый город.

Сентябрь

Планета Земля.

  • Дать детям знания, что они являются жителями планеты Земля. Населяют Землю люди, животные, растения.
  • Познакомить детей с многообразием народов живущих на Земле.
  • Показать различия и сходство народов разных рас.
  • Вызвать интерес к культуре, языку, быту, традициям народов мира.

Октябрь

Карта мира.

  • Познакомить детей с климатическими и природными условиями жизни людей, животных и растений Земли.
  • Познакомить с картой мира, с глобусом (учить находить и показывать 5–6 разных стран мира).
  • Развивать у детей положительное отношение и чувство симпатии по всем расам и народам.
  • Воспитывать у детей любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее.

Ноябрь

Москва – столица России.

  • Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями.
  • Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
  • Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
  • Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Декабрь

Московская область, г. Воскресенск

  • Дать знания детям о родном городе, история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Учить работать с картой Воскресенского района, определять по условным знакам реки, леса.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Январь

Флаг России и Воскресенска.

  • Продолжить знакомить с символами, учить понимать знаки;
  • Закрепить знания детей о Воскресенске, о Москве – столице России, воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу.
  • Закрепить знания детей о русских народных сказках, песнях, промыслах;
  • Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.

Февраль

Достопримечательности родного Воскресенска.

  • Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  • Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Март

Герб Москвы и Воскресенска.

  • Закрепить знания детей о государственном флаге России, гербе города Москвы, гербе Воскресенска.
  • Дать детям доступные представления о символах Родины (березы, тройка лошадей, поля и т.д.);
  • Закрепить знания детей о Москве – столице государства;
  • Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине;

Апрель

Мой родной двор.

  • Продолжать знакомить детей с малой родиной.
  • Дать представление о своем микрорайоне: улице, жилых домах, общественных зданиях.
  • Ввести в активный словарь детей понятия: соседи, родственники, улица.
  • Воспитывать у детей интерес у детей к своему микрорайону, его красоте и чистоте.

Май

Мы Россияне, мы дружбой сильны

  • Способствовать расширению социальных представлений детей,
  • Формировать у детей и родителей симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Светлячок»

Подготовила воспитатель Бударагина Л.М.

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  • Воспитывать уважение к труду.
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  • Формировать элементарные знания о правах человека.
  • Расширять представлений о городах России.
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .
  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

  • Детский сад;
  • Семья;
  • Родная улица, район;
  • Родной город;
  • Страна, ее столица, символика;
  • Права и обязанности (Конституция) ;
  • Права ребенка (конвенция) .

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста) ;
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В

СТАРШЕ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1. Развлечение "День знаний".

Цель: Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа.

2. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них, вызвать желание им помогать, доставлять радость.

3. Занятие «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

4. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»

Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.

5. Экологическая экскурсия в осенний лес.

Цель: Способствовать углублению представлений детей о лесе: выявить знания детей о растительном и животном мире леса, развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.

6. Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

6. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» .

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

«Моя семья»

1. Занятие «Наша дружная семья» .

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

2. Занятие «Путешествие по родному селу»

Цель: Воспитывать у детей чувство любви к малой Родине, родному селу, систематизировать знания о достопримечательностях села, природе родного края.

3. Конкурсно – спортивная программа «Краски осени» среди старших групп двух детских садов на базе «Детско–юношеского центра»

Цель; систематизировать знания детей об осени, вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.

4. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» .

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.

6. Рисование на тему «Моя семья»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

7. Занятие «Пеку, пеку хлебушек» .

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

8. Фольклорный праздник «Осенины»

Цель: формировать знания детей об осенних явлениях природы, Развивать любознательность, желание узнавать что-то новое, воспитывать интерес и любовь к фольклору, оказывать на детей эмоциональное воздействие.

9. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Цель: Вызвать интерес к истории и культуре русского народа. Познакомить с предметами быта, с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, печурка, устье) . Воспитывать интерес к русским народным сказкам, загадкам.

«Наша Родина-Россия» .

1. Беседа «Наша Родина-Россия» .

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык) .

2. Беседа «Природа России» . Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

3. Беседа "Березка-символ России".

Цель. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине.

4. Занятие по аппликации «Люблю березку русскую»

Цель: вызвать желание отражать в своей работе впечатления и представления о своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к ней.

5. Интегрированное занятие «Государственные символы России» .

Цель: познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

6. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

7. Конкурс чтецов «Стихи о маме» .

Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

8. Занятие «Государственный гимн России»

Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них, коммуникативные умения.

9. Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.

10. Праздник ко Дню Матери «Мама, милая моя!»

Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».

11. Развлечение «Детское сердце открыто для дружбы»

Цель: Продолжать закреплять представления детей о дружбе, формировать понятия «друзья» , «товарищи» . Учить быть внимательными, доброжелательными к сверстникам, заботиться о младших. Закрепить правила настоящей дружбы.

«Новый год у ворот»

1. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя» , «можно» , «надо» ; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

2. Занятие «Страна моя родная!» .

Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России) ; развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше узнавать о России.

3. Изготовление альбома «Родная сторонушка» .

Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае.

4. Развлечение «О правах играя» .

Цель: расширять знания детей о правах ребёнка в доступной для них форме.

5. Беседа «Животный мир нашего края» .

Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

6. Занятие: «Что за праздник Новый год?»

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

7. Проведение конкурса «Ёлочка - колкая иголочка» .

Цель: воспитывать у детей желание что-то придумывать и творить вместе с родителями.

8. Праздник «В гостях у новогодней сказки» .

Цель: создать у детей радостное настроение.

«Народные праздники»

1. Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество, святочная неделя»

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – Рождество, «Святки» , традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песен хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2. Развлечение «В гости коляда пришла» .

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

3. Выставка детских рисунков «Ангел мой всегда со мной» .

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои представления и впечатления от праздника.

4. Беседа "Зимушка - зима".

Цель. Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.

5. Занятие «Доведи дело до конца» .

Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.

6. Беседа «Наше село, его прошлое и настоящее» .

Цель: познакомить детей с историей возникновения родного села, развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» «настоящее» .

7. Рассматривание фотографий с изображением знакомых мест в селе, в районе.

Цель: прививать интерес и любовь к родному селу, району.

8. Занятие по аппликации «Дома нашего села»

Цель: Обобщить представление детей о домах (их сходства и различия, форму и строение сельского и городского домов) , воспитывать любовь к родному селу.

9. Беседа "Народные промыслы".

Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества) .

1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» .

Цель: расширение кругозора.

2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

Цель: познакомить с подвигами богатырей.

3. Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица.

Цель: повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии

4. Занятие "Моя родословная".

Цель. Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях, дядях.

5. Беседа "Мы все разные, но мы все равны".

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

6. Праздник «Масленица» .

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

7. Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.

8. Занятие «Кто сторожит тишину?» (с презентацией о родах войск Российской Армии)

Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

9. Конкурсно-спортивно-игровая программа «C днём Защитника, герой» .

Цель: формировать представления об одном из главных праздников страны-Дня Защитников Отечества, развивать у детей быстроту, выносливость, силу,

воспитывать уважение к старшим членам семьи, людям, служившим в армии, любовь и гордость за свою страну.

10. Русские народные игры по народному календарю.

«Моя мама»

1. Игровое занятие «Сердце матери лучше солнца греет» .

Цель: развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к её труду. Приобщать к художественной литературе.

2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

Цель: Знакомить детей и родителей с народно - прикладным промыслом России, закреплять знания детей о видах росписей, о народных танцах и народных музыкальных инструментах, воспитывать любовь и уважение к своим близким, желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

4. Игра – путешествие «Москва– столица России» .

Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери» .

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

6. Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» .

Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

7. Выставка детских рисунков «Маму свою очень люблю»

Цель: прививать чувства любви к маме и заботы о ней.

8. Занятие "Прогулка по весеннему парку".

Цель. Воспитывать любовь к природе, к птицам; желание заботиться о них

«Наши космонавты»

1. Занятие «Покорение космоса» .

Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

2. Занятие "Земля - наш общий дом".

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием "Земля -наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.

3. Развлечение «Ждут нас быстрые ракеты» .

Цель: закрепить знания детей о космосе, о первых космонавтах, развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость, воспитывать чувство уважения к людям.

4. Беседа «Я и моѐ имя» .

Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

5. Занятие по рисованию «Украшаем пасхальные яйца»

Цель: Познакомить детей с историей праздника Пасхи, особенностями подготовки к нему, способами росписи пасхальных яиц.

6. Праздничное игровое занятие «Пасхальные встречи» .

Цель: Продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрым, щедрым.

7. Беседа «Знамя Победы» .

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

8. Занятие «Этот день Победы» .

Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

«Праздник Весны»

1. Развлечение «Веснянка» .

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

2. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.

Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

3. Праздничное тематическое занятие «Поклонимся великим тем годам»

Цель: Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, песнями. Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.

4. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества» .

Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

5. Совместное развлечение с учащимися 1 класса МОУ СОШ № 2 "Весѐлое путешествие друзей".

Цель. Прививать интерес к школе, желание учиться в школе

6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе» . Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

7. Конкурс рисунков «Мой родной край» . (Совместно с родителями) .

Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.

8. Развлечение «День защиты детей»

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

Список использованной литературы:

  1. В.Н. Вишневская Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет, «Свет Руси» , Н.А. Арапова-Пискарева,
  2. Программа нравственно-патриотическое воспитания дошкольников «Мой родной дом» , Л.В. Кокуева
  3. Методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» , Е.Ю. Александрова,
  4. Ю.П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ» .
  5. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  6. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
  7. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  8. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010

Тематический план работы по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Тема: Помнить прошлое – Беречь настоящее – Думать о будущем
Потапова Анна Витальевна, ГБОУ СОШ № 2093 ДО №2, Г. Москва
Описание материала: Подробное изложение перспективного планирования по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста. Материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений для работы с детьми старших и подготовительных групп.
Цель: Распространение опыта работы по воспитанию патриотизма.
Задачи: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закреплять название родной страны "Россия". Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге, гербе. Воспитывать уважение к государственным символам России. Уточнить знания детей о столице РФ,познакомить с историческим прошлым Москвы, познакомить с другими городами России. Формировать представление о том, что Россия - огромная страна. Уточнить представление детей о родном городе. Формировать понимание выражения "малая родина". Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Скачать тематический план работы по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Лидия Бударагина
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Светлячок»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Подготовила воспитатель Бударагина Л . М.

ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Воспитывать уважение к труду .

Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Формировать элементарные знания о правах человека.

Расширять представлений о городах России.

Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом :

Детский сад;

Родная улица, район;

Родной город;

Страна, ее столица, символика;

Права и обязанности (Конституция) ;

Права ребенка (конвенция) .

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания , мы строим свою работу , учитывая следующие принципы :

«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста) ;

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В

СТАРШЕ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1. Развлечение "День знаний".

Цель : Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение , школа.

2. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Цель : познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей , которые заботятся о них, вызвать желание им помогать, доставлять радость.

3. Занятие «Наш детский сад»

Цель : закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя , помощника воспитателя , повара, врача.

4. Беседа : «Где аккуратность, там и опрятность»

Цель : закрепить знания и умения детей об этикете.

5. Экологическая экскурсия в осенний лес.

Цель : Способствовать углублению представлений детей о лесе : выявить знания детей о растительном и животном мире леса, развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.

6. Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель : уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

6. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» .

Цель : вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

«Моя семья»

1. Занятие «Наша дружная семья» .

Цель : формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

2. Занятие «Путешествие по родному селу»

Цель : Воспитывать у детей чувство любви к малой Родине, родному селу, систематизировать знания о достопримечательностях села, природе родного края.

3. Конкурсно – спортивная программа «Краски осени» среди старших групп двух детских садов на базе «Детско–юношеского центра»

Цель; систематизировать знания детей об осени, вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.

4. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель : прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.

5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» .

Цель : воспитывать любовь и уважение к родителям.

6. Рисование на тему «Моя семья»

Цель : вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

7. Занятие «Пеку, пеку хлебушек» .

Цель : познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

8. Фольклорный праздник «Осенины»

Цель : формировать знания детей об осенних явлениях природы, Развивать любознательность, желание узнавать что-то новое, воспитывать интерес и любовь к фольклору, оказывать на детей эмоциональное воздействие.

9. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Цель : Вызвать интерес к истории и культуре русского народа. Познакомить с предметами быта, с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, печурка, устье). Воспитывать интерес к русским народным сказкам, загадкам.

«Наша Родина-Россия» .

1. Беседа «Наша Родина-Россия» .

Цель : уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык) .

2. Беседа «Природа России» . Цель : формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

3. Беседа "Березка-символ России".

Цель. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине.

4. Занятие по аппликации «Люблю березку русскую»

Цель : вызвать желание отражать в своей работе впечатления и представления о своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к ней.

5. Интегрированное занятие «Государственные символы России» .

Цель : познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

6. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

Цель : учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания , милосердия.

7. Конкурс чтецов «Стихи о маме» .

Цель : воспитывать чувства любви , уважения и заботы о маме.

8. Занятие «Государственный гимн России»

Цель : познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них, коммуникативные умения.

9. Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Цель : закрепить знания о труде мамы дома и на работе , воспитывать чувства любви , уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.

10. Праздник ко Дню Матери «Мама, милая моя!»

Цель : прививать чувства любви и заботы о маме».

11. Развлечение «Детское сердце открыто для дружбы»

Цель : Продолжать закреплять представления детей о дружбе, формировать понятия «друзья» , «товарищи» . Учить быть внимательными, доброжелательными к сверстникам, заботиться о младших. Закрепить правила настоящей дружбы.

«Новый год у ворот»

1. Беседа : «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель : раскрыть детям значение слов «нельзя» , «можно» , «надо» ; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

2. Занятие «Страна моя родная!» .

Цель : продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России) ; развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше узнавать о России.

3. Изготовление альбома «Родная сторонушка» .

Цель : прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае.

4. Развлечение «О правах играя» .

Цель : расширять знания детей о правах ребёнка в доступной для них форме.

5. Беседа «Животный мир нашего края» .

Цель : формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

6. Занятие : «Что за праздник Новый год?»

Цель : расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

7. Проведение конкурса «Ёлочка - колкая иголочка» .

Цель : воспитывать у детей желание что-то придумывать и творить вместе с родителями.

8. Праздник «В гостях у новогодней сказки» .

Цель : создать у детей радостное настроение.

«Народные праздники»

1. Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество, святочная неделя»

Цель : Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – Рождество, «Святки» , традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песен хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство , умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

2. Развлечение «В гости коляда пришла» .

Цель : воспитывать интерес к народным русским праздникам.

3. Выставка детских рисунков «Ангел мой всегда со мной» .

Цель : вызвать у детей желание отражать в рисунке свои представления и впечатления от праздника.

4. Беседа "Зимушка - зима".

Цель. Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.

5. Занятие «Доведи дело до конца» .

Цель : учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу , учить предвидеть результат.

6. Беседа «Наше село, его прошлое и настоящее» .

Цель : познакомить детей с историей возникновения родного села, развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» «настоящее» .

7. Рассматривание фотографий с изображением знакомых мест в селе, в районе.

Цель : прививать интерес и любовь к родному селу, району.

8. Занятие по аппликации «Дома нашего села»

Цель : Обобщить представление детей о домах (их сходства и различия, форму и строение сельского и городского домов, воспитывать любовь к родному селу.

9. Беседа "Народные промыслы".

Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества) .

1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» .

Цель : расширение кругозора.

2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

Цель : познакомить с подвигами богатырей.

3. Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица.

Цель : повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии

4. Занятие "Моя родословная".

Цель. Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях , дядях.

5. Беседа "Мы все разные, но мы все равны".

Цель : формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

6. Праздник «Масленица» .

Цель : воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

7. Изготовление подарков для пап и дедушек.

Цель : прививать желание заботиться о своих близких родных.

8. Занятие «Кто сторожит тишину?» (с презентацией о родах войск Российской Армии)

Цель : расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

9. Конкурсно-спортивно-игровая программа «C днём Защитника, герой» .

Цель : формировать представления об одном из главных праздников страны-Дня Защитников Отечества, развивать у детей быстроту, выносливость, силу,

воспитывать уважение к старшим членам семьи , людям, служившим в армии, любовь и гордость за свою страну.

10. Русские народные игры по народному календарю.

«Моя мама»

1. Игровое занятие «Сердце матери лучше солнца греет» .

Цель : развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к её труду. Приобщать к художественной литературе.

2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Цель : воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

Цель : Знакомить детей и родителей с народно - прикладным промыслом России, закреплять знания детей о видах росписей, о народных танцах и народных музыкальных инструментах, воспитывать любовь и уважение к своим близким, желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

4. Игра – путешествие «Москва– столица России» .

Цель : познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические , гражданские чувства.

5. Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери» .

Цель : способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

6. Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» .

Цель : формировать у детей понятие о русском фольклоре : песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

7. Выставка детских рисунков «Маму свою очень люблю»

Цель : прививать чувства любви к маме и заботы о ней.

8. Занятие "Прогулка по весеннему парку".

Цель. Воспитывать любовь к природе , к птицам; желание заботиться о них

«Наши космонавты»

1. Занятие «Покорение космоса» .

Цель : дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

2. Занятие "Земля - наш общий дом".

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием "Земля -наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.

3. Развлечение «Ждут нас быстрые ракеты» .

Цель : закрепить знания детей о космосе, о первых космонавтах, развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость, воспитывать чувство уважения к людям.

4. Беседа «Я и мо имя» .

Цель : познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

5. Занятие по рисованию «Украшаем пасхальные яйца»

Цель : Познакомить детей с историей праздника Пасхи, особенностями подготовки к нему, способами росписи пасхальных яиц.

6. Праздничное игровое занятие «Пасхальные встречи» .

Цель : Продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство , желание быть добрым, щедрым.

7. Беседа «Знамя Победы» .

Цель : формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

8. Занятие «Этот день Победы» .

Цель : познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

«Праздник Весны»

1. Развлечение «Веснянка» .

Цель : уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

2. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.

Цель : донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

3. Праздничное тематическое занятие «Поклонимся великим тем годам»

Цель : Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику : пословицами и поговорками, песнями. Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.

4. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества» .

Цель : воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

5. Совместное развлечение с учащимися 1 класса МОУ СОШ № 2 "Веслое путешествие друзей".

Цель. Прививать интерес к школе, желание учиться в школе

6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе» . Цель : расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе , внимательное, уважительное отношение к старшим , стремление помогать им.

7. Конкурс рисунков «Мой родной край» . (Совместно с родителями) .

Цель : воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.

8. Развлечение «День защиты детей»

Цель : продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме .

Список использованной литературы :

1. В. Н. Вишневская Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет , «Свет Руси» , Н. А. Арапова-Пискарева,

2. Программа нравственно-патриотическое воспитания дошкольников «Мой родной дом» , Л. В. Кокуева

3. Методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», Е. Ю. Александрова,

4. Ю. П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ » .

5. Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

6. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста . – М : Мозаика – Синтез, 2004.

7. Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста . – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

8. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной к школе группе.

Актуальность проблемы: перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе, в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её природе, историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Цель:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, формирование у детей интереса к национальной культуре, обычаям, традициям русского народа.

Задачи:

Расширять представления детей о России,

Развивать ответственности и чувство гордости за свою Родину, народ.

Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, малой родине.

Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

Тема беседы

Программное содержание

Другие виды деятельности

I Блок «Семья»

сентябрь

«Мужчины и женщины в семье»

Закрепить представления детей о семье, о родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Продолжать знакомить с некоторыми с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.

Фотовыставка «Семейный отдых летом».

Рисование «Дом, в котором я живу».

Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».

«Моя родословная» изготовление генеалогического дерева.

Выставка «Герб семьи», изготовленный совместно с родителями

«Родственные связи»

Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники». Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье. Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

«Родословное древо»

Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо». Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам. Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

«Герб семьи»

Формировать у детей гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства. Дать элементарные представления о гербе, как эмблеме духовной общности семьи. Способствовать сплочению семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу.

II Блок «Мой край родной»

октябрь

«Страницы истории Кузбасса»

Обобщать и закреплять знания детей о Кузбассе. Воспитывать любовь к своей Родине, уважение к шахтёрскому труду, интерес к истории своего края.

Фотовыставка «Я бабушкин и дедушкин друг и помощник!»

Выставка поделок из природного материала, сделанных родителями и детьми «Что нам осень принесла».

Знакомство с кемеровской росписью.

Стихи о шахтерах, Кузбассе.

«Наш край родной – Кузбасс»

Продолжать формировать у детей интерес к своему краю. Познакомить детей с гербом родного края. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину.

«Столица Кузбасса - город Кемерово»

Познакомить детей с достопримечательностями, улицами, памятниками, связанными с именами знаменитых людей, прославивших в областной город Кемерово. Воспитывать любовь к столице Кузбасса, чтить память великих русских людей.

«Народы, живущие в Кузбассе»

Познакомить детей с коренными народами Кузбасса. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. Развивать любознательность и интерес. Обогащать словарный запас детей.

ноябрь

«Черное золото» и другие полезные ископаемые Кузбасса»

Расширять знания детей о полезных ископаемых Кузбасса. Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь. Воспитывать интерес к неживой природе.

Беседа «День народного единства».

Акция «Поможем птицам» (изготовление кормушек для птиц вместе с родителями).

Оформление панно «Природа нашего края».

«Растительный и животный мир Кузбасса»

Продолжать знакомить детей с природой родного края. Закреплять знания детей об особенностях представителей животного мира, о лекарственных растениях Кемеровской области. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Байкал – жемчужина Сибири»

Познакомить детей с природой озера Байкал. Учить выделять признаки приспособления животных к определенной среде обитания (рыбы), устанавливать простые причинно – следственные связи. Развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать природоохранную деятельность.

III Блок «Малая Родина»

«Ленинск – Кузнецкий – частица земли Кузнецкой»

Продолжать расширять знания детей о городе, в котором мы живем, об истории его возникновения. Обобщить представления детей о промышленности города. Продолжать знакомить с архитектурой города. Познакомить учащихся с одним из символов города – гербом. Воспитывать любовь и уважение к родному городу и его жителям.

Выставка детских рисунков «Мое любимое место в городе».

Оформление альбома «Наш город».

декабрь

«Труд шахтеров»

Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о труде шахтеров. Воспитывать уважение к труду шахтеров.

Посещение музея шахтерской славы.

Посещение краеведческого музея.

«Знаменитые люди нашего города»

Развивать потребность к ознакомлению с малой Родиной. Продолжать знакомить с улицами, памятниками, связанными с именами знаменитых людей, прославивших родной город. Воспитывать патриотические чувства.

IV Блок «Россия»

Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа: хлебосольство, хороводы, чаепитие и т.д. Воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

Оформление участка «Снежные постройки».

Оформление альбома «Народы России».

Выставка «Елочные игрушки» - семейная реликвия.

«По новогодней карте»

Познакомить детей с новогодними традициями России и других стран. Формировать понятие о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Подвести к выводу о том, как важно уметь приносить радость другим людям (прощать обиды, дарить подарки)

январь

«Наше государство – Российская Федерация»

Формировать понятие «государство». Развивать интерес к родной стране. Воспитывать любовь к Родине, уважение к могуществу Российской державы, чувство гордости за свою страну.

Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети.

Подбор и заучивание пословиц и поговорок о труде, Родине, матери, героизме.

Оформление альбома «Мои права»

«Символика России»

Формировать представление о происхождении и функциональном назначении флага и герба. Познакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ. Воспитывать чувство любви к своей Родине – России.

«Законы по которым мы живем»

Развивать интерес и уважение к законам нашего государства, к основам избирательной системы. Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотические чувства.

февраль

«Богатыри Руси»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Оформление стенда «Наша Армия».

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.).

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».

Стихи и песни о березке - символе России.

«Славные воины России»

Закрепить представление детей об армии, о родах войск. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

«Москва – город чудный, город древний»

Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа. Воспитывать патриотические чувства детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.

«Природные богатства России»

Формировать в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу. Познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью. Познакомить с наиболее известными заповедниками на территории нашей страны, их назначением. Воспитывать стремление беречь и приумножать природные богатства.

V Блок «Культура и традиции русского народа»

март

«Народный праздник на Руси: Масленица»

Познакомить с праздником Масленицей. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках. Приобщать детей к русской истории. Воспитывать уважения к народным традициям, родной культуре.

Подбор и заучивание народных песенок, колядок, дразнилок, закличек.

Оформление альбома «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше».

Рисование витражными красками «Народные промыслы».

«Наша добрая матрешка»

Познакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства – знакомство с русской матрёшкой. Развивать память, воображение воспитанников. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства, фольклору России.

«Ай да пряник просто загляденье»

Познакомить детей с историей возникновения пряничного дела на Руси. Вызвать интерес к пряничному искусству. Познакомить с разными видами пряников (архангельские козули, печатные пряники –«разгоня», фигурные, их нарядным украшением. Развивать фантазию, воображение. Учить создавать фигурную форму пряника, украшать «налепами», «тиснением», продавленным узором и росписью.

VI Блок «Знаменитые люди России»

«Славься, Россия, героями спорта»

Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами. Формировать уважительность отношение к их спортивным достижениям. Воспитывать патриотические чувства.

Р.Н.И. «Золотые ворота».

Рисование «Человек в открытом космосе».

Конструирование космического корабля.

Пасхальный горшочек из яичной скорлупы.

Оформление альбома «Знаменитые люди России».

апрель

«Как стать настоящим космонавтом»

Расширить знания детей об истории развития космонавтики в нашей стране, о первых героях космоса. Формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле. Воспитывать уважительное отношение к профессии космонавта, любознательность у дошкольников.

«Великие поэты России»

Познакомить детей с великими поэтами и писателями России. Развивать интереса к своей родине через поэзию А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, С. Есенина, З.Н. Александровой. Воспитывать патриотизм, гражданственность, гордость за нашу Родину.

«Выдающиеся люди России - художники»

Расширить представления детей о выдающихся людях, деятелях изобразительного искусства. Ф ормировать умение понимать и ценить произведения искусства. Воспитывать любовь к произведениям искусства, уважение к труду художников, гордость за их произведения. Воспитывать любовь к родному краю, природе через произведения искусства.

VII Блок «Этих дней не смолкнет слава»

«Фронт и тыл - родные братья»

Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Пробудить интерес и уважение к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события нашего прошлого. Воспитывать чувство гордости к людям, защитившим свою Родину.

Оригами «Голуби мира».

Чтение произведений о ВОВ.

май

«Ордена и медали»

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны; Воспитывать уважение к подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Изготовление праздничных открыток.

Экскурсия и возложение цветов к мемориалу.

Рисунок «Колосья».

Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе.

Игра «Жмурки с колокольчиком».

Лепка «Колокольчики» из соленого теста.

Выставка предметов декоративно-прикладного искусства.

«Хлеб – всему голова»

Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба. Дать представление о процессе производства хлеба. Познакомить детей с разнообразием зерновых хлебных культур. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

«Русские колокола и колокольные звоны»

Формировать знания о колоколах и колокольных звонах России. Дать представление о значении колокола в русской истории и культуре в прошлом и в настоящем времени. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания. Воспитывать уважение к русским традициям, почитания колокола как символа русской земли.

«Колесо истории»

Продолжать формировать у детей представление о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. Приобщать к особенностям жизни и быта наших предков, их мировоззрения, литературному и музыкальному фольклору, праздникам и обрядам. Закрепить представление о труде, жилище, традиционной одежде русского народа. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.



Top