Почему дети ведут себя агрессивно. Агрессия у детей

Проблема детской агрессивности на сегодняшний день, несомненно, является актуальной, поскольку число детей с агрессивным поведением в последнее время растет ускоренными темпами. Этому способствует множество факторов, среди которых неблагоприятные социальные условия для жизни детей, отсутствие или недостаток семейного воспитания, нервно-психическое состояние детей и безразличие родителей и педагогов к этому состоянию, СМИ, кино- и видеофильмы, которые пропагандируют насилие, а также рост случаев родовых патологий, которые в итоге становятся причиной повреждений головного мозга ребенка.

Появляясь на свет, ребенок может реагировать только в виде проявления удовольствия или неудовольствия. В случаях, если ребенок накормлен, у него чистые пеленки и его не беспокоят какие-либо боли, он проявляет исключительно положительные эмоции: улыбается, гулит или спокойно спит. При наличии какого-либо дискомфорта ребенок начинает активно проявлять свое недовольство в виде плача, крика, брыкания ногами и т.д. С годами свои протесты ребенок начинает выказывать посредством деструктивных действий, которые направлены на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Вообще агрессия свойственна любому человеку, поскольку является подсознательной формой поведения, направленной на самозащиту и выживание в мире. С возрастом человек учиться контролировать свои естественные инстинкты агрессивного характера и реагировать более социально-приемлемым способом. Если же человек не научился этому с детства, то в жизни у него возникают сложности в общении с людьми. Поэтому большое значение в такие моменты имеет реакция взрослых. Нельзя подавлять агрессию в своем чаде, поскольку она является необходимым и естественным чувством для человека. Запрет или подавление агрессивных порывов ребенка с применением силы может способствовать аутоагрессии, когда вред ребенок будет причинять сам себе, или переходу в психосоматическое расстройство.

Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить ребёнка контролировать свои вспышки агрессии, направлять их в мирное русло, а не подавлять, защищать себя, свои права и интересы социально-приемлемым способом, при этом не причинять вред другим людям и не ущемлять их интересы. А для этого требуется раскрыть причины агрессии у ребенка.

Причины агрессивного поведения ребенка разнообразны. Появлению агрессии могут содействовать заболевания головного мозга или соматические заболевания. Воспитание в семье с первых дней жизни является главным фактором, который влияет на развитие агрессивных качеств у ребенка. Доказано, что в случаях, когда малыша резко отлучают от груди и ограничивают общение с матерью, у него вырабатываются такие качества, как подозрительность, жестокость, тревожность, агрессивность, эгоизм. В тех случаях, когда ребенку хватает материнской ласки, заботы, внимания и общения, то такого рода качества вообще не формируются. Кроме того, характер наказаний, применяемых родителями в ответ на агрессивное поведение их чада, также влияет на процесс формирования агрессии у ребенка. В данном случае чаще всего применяется два метода воздействия – излишняя строгость и снисхождение. Как это ни парадоксально звучит, но агрессивные дети могут быть как у чересчур строгих родителей, так и слишком мягких. Многочисленными исследованиями было выявлено, что резкое подавление родителями агрессивности у своего ребенка приводит к тому, что это качество не только не исчезает, но и становится выше, то есть это способствует развитию повышенной агрессивности у ребенка, которая буде проявляется и во взрослой его жизни. Но и другой вариант также не идеален. Если родители в ответ на агрессивные реакции ребенка не будут предпринимать вообще ничего, то ребенок в скором времени будет думать, что такое поведение дозволено и является нормой. В результате небольшие вспышки агрессии незаметно перетекут в привычку вести себя агрессивно по отношению к окружающим. Родителям важно найти «золотую середину», только в этом случае ребенка можно научить контролировать свои агрессивные импульсы.

Портрет агрессивного ребенка.
На сегодняшний день нет ни одного класса в школе или группы в детском саду, чтобы в ней не присутствовал ребенок с агрессивным поведением. Как правило, такой ребенок является инициатором различных конфликтов, нападает на детей с целью завладеть их игрушками, не стесняется в выражениях, дерется, в общем, является «грозой» всего детского коллектива, а также огорчением родителей и мучителем воспитателей. Постоянно дерущегося ребенка очень сложно принять таким, какой он есть, но труднее понять. Тем не менее, агрессивному ребенку очень нужна помощь и ласка взрослых, поскольку его вспышки агрессии являются ни чем иным, как проявлением его внутреннего дискомфорта и неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.

Чаще всего агрессивные дети чувствуют себя изгоями и никому не нужными. Жестокое отношение и безразличие родителей ведет к нарушению отношений между ними и детско-родительских отношений и внушает ребенку уверенность в том, что его никто не любит. Отсюда, ребенок начинает искать различные способы стать нужным, привлекая внимание взрослых и сверстников. И это, к сожалению, не всегда выходит так, как он того желает, но по-другому он просто не умеет, не знает, как поступить иначе.

У агрессивных детей особо повышены такие качества, как подозрительность и осторожность, они любят обвинять других за затеянную ими ссору. Такие дети не в состоянии самостоятельно оценить свою агрессивность, они не понимают и не замечают, что являются причиной страха и беспокойства других детей. И даже наоборот, они считают, что все хотят обидеть именно их. В итоге выходит, что агрессивный ребенок боится и ненавидит окружающих, которые, в свою очередь, боятся его.

Агрессивный ребенок мало эмоционален, мало реагирует даже на простые ситуации, выражение чувств, как правило, носит мрачный оттенок. Как правило, такое поведение отождествляется с защитной реакцией ребенка. К тому же малыш не может посмотреть на себя в зеркало в данный момент и провести оценку своего поведения. Поэтому родители со своей стороны должны предоставить ребенку выбор способов поведения в той ил иной ситуации.

Чаще всего, агрессивную форму поведения ребенок копирует со своих родителей.

В случаях проявления детской или подростковой агрессии необходимо вмешательство взрослых, направленное на уменьшение или избегание агрессивного поведения в конфликтных ситуациях.

Что делать с агрессией?
Независимо от ситуации, родители должны проявлять любовь и ласку к своему ребенку. Нельзя говорить ребенку, что если он еще раз так будет себя вести, то они его любить не будут. Ни в коем случае нельзя оскорблять ребенка, обзывать, и наносить вред ему как личности. Родители должны выказывать свое недовольство только относительно поступка ребенка, но не его самого.

В случаях, когда ребенок просит вас поиграть с ним, а вы заняты важным делом и не можете этого сделать, не следует отмахиваться от ребенка и тем более показывать свое раздражение на его настоятельную просьбу. Необходимо объяснить ребенку причину, по который вы пока не можете уделить ему внимания. Показать, что вы его понимаете, очень любите, но пока не имеете возможности сделать это. Например: "Ты хочешь, чтобы я с тобой порисовала? Малыш, мамочка тебя очень сильно любит, но я так сегодня устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один". И еще, не нужно покупать ребенку дорогие подарки из-за чувства вины, внимание для него гораздо важнее.

Родители, не желающие воспитать агрессию в своем ребенке, должны тщательно следить за проявлением своих эмоций, особенно агрессивной направленности. Следует всегда помнить, что дети всегда и во всем берут пример с родителей, в первую очередь, то есть за теми, кто его окружает.

Как я уже говорила, нельзя усмирять проявление агрессии ребенком, в противном случае это может стать причиной развития серьезных психических заболеваний. Необходимо приучить ребенка проявлять свои недружелюбные чувства социально приемлемым способом: словами, с помощью рисования, лепки или в процессе игры, с помощью спорта, то есть действиями, которые не нанесут вреда окружающим. Если чувства ребенка будут переведены от действий к словам, он поймет, что прежде чем «дать в глаз» можно говорить. Таким образом, постепенно ребенок сможет освоить язык своих чувств и рассказать вам о них, например, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не будет пытаться привлечь ваше внимание своим отвратительным поведением. Ребенок должен обо всех своих чувствах рассказывать родителям, которые, в свою очередь, обязаны дать ему такую возможность, выслушать и подсказать, как себя вести.

В случаях, когда ребенок начинает капризничать, кричать, злиться, просто обнимите его и прижмите к себе. Это успокоит его, и постепенно он придет в себя. После этого необходимо поговорить с ребенком о чувствах, которые он испытывает. Во время такого разговора не стоит упрекать или читать ребенку нравоучения, вы должны дать ему понять, что готовы всегда его выслушать, особенно в те моменты, когда ему плохо. Со временем малышу будет требоваться намного меньше времени, чтобы утихомириться. Ваши объятия в таких ситуациях ребенок понимает как то, что вы можете выдержать его агрессию, а это означает, что его агрессия может быть унята и он не разрушит то, что любит. В результате ребенок начинает со временем усваивать способность сдерживать свои агрессивные импульсы и, таким образом, контролировать свою агрессию.

Относитесь к своему ребенку как к личности, у которой есть свое мнение и чувства, с которым необходимо считаться и воспринимать всерьез. Давайте ребенку возможность чувствовать себя в достаточной степени свободным и независимым, дайте понять, что за них он должен нести ответственность. Одновременно с этим, он должен знать, что когда понадобиться, вы дадите ему совет или окажите помощь. Ребенок должен иметь свое личное пространство, территорию, на которую без его согласия взрослым вторгаться не следует. Многие родители считают, что у их детей от них не должно быть никаких секретов, поэтому постоянно роются в личных вещах ребенка, читают личные письма, подслушивают и т.д. ни в коем случае нельзя этого делать! Если вы заслужили доверие своего ребенка, и он видит в вас в первую очередь друга и советчика, он обязательно обо всем расскажет сам, если посчитает это необходимым.

Следует показать ребенку отсутствие полезного эффекта в результате агрессивного поведения. Следует объяснить ребенку, что сначала может выгода и будет при таком поведении (например, отобрать мяч у другого ребенка), только в итоге после такого никто из детей с ним играть не захочет, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли ему понравится такая перспектива.

В случаях если на ваших глазах ваш дошкольник ударил другого, вы необходимо подойти сначала к обиженному ребенку, поднять его и сказать, что «Сережа не хотел тебя обидеть», после чего обнять, поцеловать его и проводить из комнаты. Этим вы даете понять своему ребенку, что за свое агрессивное поведения он лишается вашего внимания, к тому же остается без товарища по играм. Как правило, после трех таких эпизодов, драчун понимает, что такое поведение не в его интересах.

Следует устанавливать для ребенка правила поведения среди других детей. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет» и т.д.

Старайтесь хвалить ребенка за его усердие, при этом делая это так, чтобы у ребенка закрепить эти усилия. Например: «Мне нравится, как ты поступила» или «Я очень довольна, что ты поделился игрушкой с товарищем, вместо очередной драки с ним ». Дети лучше воспринимают похвалу, видя их удовлетворение.

Разговаривать с ребенком о его поступке следует один на один, без присутствия друзей, родственников, школьного коллектива т.д. Такая беседа не должна содержать много эмоциональных слов, вроде «стыдно».

Родители должны постараться устранить ситуации, которые могут спровоцировать агрессию в поведении ребенка.

Сказкотерапия может помочь в борьбе с агрессией ребенка. Когда у маленького ребенка начинают проявляться признаки агрессии, можно попытаться сочинить вместе с ним сказку, где ребенок будет главным героем. Попытаться создать ситуации, где ребенок ведет себя правильно и заслуживает похвалу. Лучше всего делать это, когда ребенок находиться в спокойном состоянии и не нервничает.

Следует предоставлять возможность ребенку осуществлять эмоциональную разрядку (занятия спортом, активные игры и т.д.).

Помимо усилий родителей в борьбе с агрессией ребенка, участие должны принимать и воспитатели с учителями. Они должны учить детей распознавать вспышки агрессии и контролировать их, справляться со своим гневом, выражать его приемлемыми способами, формировать у них способности к сочувствию, сопереживанию, доверию.

Если вы, перепробовав все методы воспитания, не можете справиться с агрессивностью своего ребенка, не знаете или не уверены, как поступить, постоянно срываетесь и кричите на него, после чего, испытывая чувство вины, вам требуется помощь психолога. Раннее обращение к специалисту поможет решить возникшую проблему и наладить отношения.

И напоследок, помните, что ребенок является полным отражением своих родителей. Поэтому, если вас что-то ужасает в его поведении, не торопитесь с выводами. Порой бывает достаточным изменить что-то в своем поведении, в результате чего ребенок начинает по-другому реагировать на те или иные ситуации.

Ваш еще недавно такой милый и неуклюжий карапуз вдруг стал капризным и агрессивным? Вчера с силой отобрал у приятеля в песочнице лопатку, а сегодня вы еле успели разнять драку, зачинщиком которой стал ваш ребенок. Проблемы, к сожалению, знакомые многим родителям. Как не стать жертвой маленького агрессора, понять причины такого поведения и научить ребенка адекватному поведению в семье и обществе?

Причины и проявления

Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность . Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения.

Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.

В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.

Возрастные особенности

У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, плеваться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики . В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию.

С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.

В 6-10 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии.

Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой – без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение – насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию.

В более старшем и подростковом возрасте агрессивное поведение может провоцироваться средой, в которой ребенок формируется (асоциальная среда, стрессовая, напряженная – недостаток любви, заботы, заброшенность ребенка). Это может приводить к стремлению нанести ответный удар, отомстить. При этом сверстники могут закреплять агрессивные проявления ребенка, поощрять их.

Почему так происходит, и что делать

Часто дети могут действовать агрессивно просто потому, что чувствуют себя расстроенными или беспомощными и не могут выразить это словами. Дети не обладают столь развитыми коммуникативными навыками, бытовыми психологическими знаниями, понятиями, как взрослые. Однако они понимают больше, чем могут сказать. Поэтому важно поощрять ребенка, когда он пытается выразить свои чувства. Здесь бывают очень полезны ролевые игры, вам подойдут , куклы, различные герои, которые популярны сейчас у ребенка. Вы можете вместе с малышом разыграть противостояние, конфликт, противоречие интересов. Создайте провокацию, во время которой можно на примере игрушек продемонстрировать ребенку, как можно разрешать конфликты, не проявляя агрессию, физическую силу, без унижений и обид: находя общие интересы, компромиссы с помощью переговоров.

Если в семье ребенок не получает необходимых знаний о приемлемом и неприемлемом поведении со сверстниками, например, если он часто дерется с братом/сестрой, и его никто не учит справляться с конфликтами, ему сложно понять, когда он ведет себя агрессивно.

Бранные, злобные слова, и, конечно, физическая агрессия со стороны родителей передают детям образцы агрессивного поведения.

Фильмы, онлайн-игры тоже моделируют поведение ребенка и допустимый уровень агрессии. Телевизионные передачи, шоу бывают достаточно жестокими, и если дети видят это, они просто не понимают разницы между игрой и реальностью, тем более, что часто насилие может выглядеть очень естественно. Если у ребенка есть проблемы с агрессивным поведением, вам обязательно надо ограничить или исключить просмотр ТВ и агрессивных фильмов.

Если ребенок не чувствует себя в безопасности, он может сигнализировать о помощи, становясь агрессивным.

Иногда у детей могут быть вспышки агрессии из-за событий в семье, например, при родителей. Кроме того, у детей есть потребность в контроле. Иногда ребенок может действовать агрессивно, чтобы получить реакцию или восстановить контроль над ситуацией, над другим ребенком. Это нормально для детей 2-6 лет. Маленькие дети еще не умеют регулировать свои реакции, чувства не отделяются от поведения.

Если не управлять агрессивностью ребенка, он не узнает, где находится граница дозволенного, и будет продолжать провоцировать и проявлять себя подобным образом, не понимая, когда он может остановиться. Если не принимать мер, ребенок остается в замешательстве, не зная, ни когда он должен остановиться, ни какие могут быть последствия. Важно указывать детям на последствия своего поведения – это помогает им чувствовать себя эмоционально в безопасности.

Учимся корректировать агрессивное поведение

То, как вы реагируете на агрессию вашего ребенка, должно зависеть от уровня его развития. Например, малыша лучше перенаправить на безопасную и более спокойную деятельность, в то время как дети более старшего возраста уже могут понять и запомнить правила поведения.

Ребенок должен знать, что испытывать гнев – это нормально, а бить или кусать людей – нет, это уже агрессия, ведь нападение на людей наносит им вред. Во время вспышки агрессии выведите ребенка из комнаты, с игровой площадки, отведите в другое место. Сосредоточьте свое внимание на одной или двух наиболее опасных ситуациях поведения вашего ребенка вместо того, чтобы пытаться заставить его изменить все сразу.

Присядьте к ребенку, чтобы оказаться на одном уровне зрительного контакта с ним, согрейте его, держите за руку. Это продемонстрирует ему, что показывать вам свои чувства безопасно. Можете сказать: «Я знаю, что тебе сейчас плохо». «Я здесь, я помогу тебе. Скажи, что происходит». «С тобой все нормально, тебе просто сейчас тяжело. Я буду рядом с тобой».

Не ожидайте, что ребенок будет разумно что­то объяснять. Он может плакать, дрожать, вы будете иметь дело с языком тела и криком, плачем, а не со словами. Обнимайте ребенка, немного сдавливая, чтобы он успокоился. Сейчас чувства слишком сильны, и длинные пояснения, лекции ребенку ни к чему. Дети помнят, чему вы их учили, и без лишних слов. Они сканируют ваши действия, реакции, энергию.

Не обвиняйте, не стыдите и . Эти действия только еще больше испугают детей и оттолкнут их. Они добавляют боли ребенку и делают его еще агрессивнее. Осуждать можно поведение, а не самого ребенка, его личность. Соблюдение равновесия между обвинениями и здоровым чувством вины – это то, что родителям очень важно понять. В любом случае дети чувствуют себя виноватыми, даже если они показывают, что им все равно. Это чувство вины мешает сказать о тех , которые и вызвали агрессию.

Вместо обвинений поощряйте ситуацию близости с вами. Пусть ребенок сразу идет к вам за помощью, когда он расстроен. Это позволит избежать агрессивного поведения из-за того, что он не чувствует с вами связи.

Главное помнить, что агрессивный ребенок – это испуганный ребенок. Агрессия становится способом управления страхами, ребенок находит то решение, которое может. Ваша задача как родителей помочь ему найти другие способы совладания со страхом или с ситуацией – более адекватные и спокойные.

Арина Липкина, психолог-консультант

журнал для родителей «Растим Ребенка», май 2013

Каков же он, агрессивный ребенок? Такой малыш теряет над собой контроль, спорит со взрослыми. С ровесниками бывает груб и безжалостен. Он не признает ошибок, а свою вину старается переложить на других. Обычно агрессивные дети мстительны, завистливы, насторожены и подозрительны.

Агрессивный ребенок использует любую возможность толкнуть или ударить кого-то, что-то разрушить или поломать. Его поведение нередко носит провокационный характер: он готов разозлить маму, педагога или сверстников, чтобы вызвать ответную агрессивную реакцию. Маленький задира не успокоится, пока взрослый «не взорвется», а окружающие дети не полезут в драку.

Забияка будет сознательно медленнее одеваться, откажется убрать игрушки, помыть руки. А услышав мамин крик или получив шлепок, будет готов расплакаться. Угомонится он только тогда, когда мама утешит и приласкает его. Подобный способ получения внимания оригинален и нелеп, однако он является единственным механизмом «выхода» эмоционального перенапряжения и накопившейся внутренней тревожности.

Причины агрессивного поведения детей

Причины, которые провоцируют агрессивное поведение, вполне реальны. Их выявление – первостепенная задача, потому как игнорирование источника проблемы значительно уменьшит шансы в борьбе с проявлением гневливости у малыша.

Обстановка в семье

Очень часто агрессия у детей проявляется в результате неладов в семье. Вариантов может быть много. Основные из них:

  • Неприятие детей родителями. Согласно статистике нежеланные дети в большей мере подвержены приступам агрессии. Даже в случае, когда родители прямо не говорят малышу, что его появления на свет не хотели, он способен почувствовать это. Нежеланный ребенок старается доказать, что он имеет право на существование. Такому малышу нужна родительская ласка, и он пытается завоевать ее, часто используя агрессивные методы. Никакие рекомендации не помогут исправить поведение крохи, если он не почувствует любовь самых родных для него людей.
  • Безразличие или враждебность родителей. Бывает, что мама и папа винят в своих бедах ребенка. Чаще всего это незаслуженно, и малыш старается обратить на себя внимание агрессивным поведением.
  • Разрушение эмоциональных связей. Когда родители постоянно ругаются, а семейная жизнь схожа с вулканом, каждую минуту готовым к извержению, существование ребенка становится настоящим испытанием. Малыш находится в постоянном напряжении, страдает от конфликтов между самыми для него близкими людьми. Нередко в результате ребенок черствеет душой, становясь прекрасным манипулятором, который уверен в том, что окружающий мир находится в долгу перед ним. Соответственно, ситуация, когда необходимо чем-то пожертвовать, принимается крохой в штыки и вызывает проявление агрессивного поведения.
  • Неуважительное отношение к личности ребенка. Нетактичная, некорректная критика, унизительные и оскорбительные замечания способны пробудить не только гневную реакцию, но и неприкрытую ярость. К тому же подобное обращение с малышом может породить серьезные комплексы, вызвать неуверенность, в результате чего к активным проявлениям гневливости добавится пассивная агрессия, направленная на самого себя.
  • Контроль над ребенком. Чрезмерный контроль (как и его полное отсутствие) приводят к попыткам ребенка отстоять свое «Я». При этом нередко используется агрессивная форма защиты. Такой малыш привык смотреть на мир скептически и не доверять окружающим.

«Личные» причины

Такие причины возникновения детской агрессии связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка. Наиболее распространенные из них:

  • Подсознательное ожидание опасности. Довольно часто поведение малыша диктуется страхом. Когда кроха напуган – ему сложно понять, кто из окружающих друг, а кто – враг. И в этот момент включается защитная реакция в виде агрессии.
  • Эмоциональная нестабильность нередко становится причиной гневливого поведения ребенка. Особенно этому подвержены дети до семи лет, ведь они эмоциональны, а их настроение меняется под влиянием плохого самочувствия или банальной усталости. Когда проявления у ребенка негативных эмоций или раздражения считаются недопустимыми и максимально подавляются родителями, результатом могут стать немотивированные вспышки детского гнева. В таком случае объектом агрессии малыша выбирается не «обидчик», а все, что подвернется под руку (игрушки, вазон с цветами, маленький котенок).
  • Недовольство собой часто вызывается отсутствием эмоционального родительского поощрения. Такой ребенок не научен любить и уважать себя. А когда человек (пусть даже маленький) не любит себя, он не способен любить других. В этом случае вызывающее отношение к окружающему миру вполне логично с его стороны.
  • Чувство вины. Малыш, испытывающий чувство стыда или вину, нередко перенаправляет собственные негативные эмоции в адрес того, кого он обидел.

Ситуативные причины

Детская агрессия может быть вызвана определенной ситуацией, в которой оказался малыш. Например:

  • Переутомление, плохое самочувствие. Особо впечатлительный ребенок может выдать агрессивную реакцию вследствие общего, эмоционального или нервного переутомления. Если малыш выспался и отлично себя чувствует, он, как правило, достаточно спокойно реагирует даже на самую провоцирующую ситуацию.
  • Влияние продуктов питания. Нервозность, тревожность, агрессивность ребенка может вызвать чрезмерное употребление шоколада. Кроме этого, доказано влияние уровня холестерина в крови на склонность к гневливости – чем ниже этот уровень, тем больше вероятность приступов агрессии у человека. Так что не нужно слишком ограничивать потребление крохой жиров (разумеется, в разумных пределах).
  • Факторы окружающей среды. Если вам показалось, что малыш проявляет повышенную агрессивность, оцените обстановку вокруг вас: шум, вибрация, жара или чрезмерная теснота нередко становятся причиной излишней раздражительности. Очень часто дети, живущие недалеко от оживленных автострад или железнодорожных путей, более агрессивны, чем их ровесники, проживающие в тихих спокойных районах.

Темперамент

Тип темперамента тоже относится к причинам проявления детской агрессии. Темперамент – характеристика постоянная и неизменная. Рекомендаций по его исправлению не существует, переделать темперамент невозможно. Однако научиться использовать как положительные, так и отрицательные его стороны, вполне реально. Типов темперамента выделяют всего четыре:

  1. меланхолики;
  2. флегматики;
  3. сангвиники;
  4. холерики.
  • Дети-меланхолики страдают от стрессов, вызванных любым новшеством или каким-либо соревнованием. Они чувствительны, ранимы и менее всего предрасположены к гневным выпадам. А вот пассивная агрессия – отличительная черта меланхоликов.
  • Флегматики также не агрессивны. Их нервная система настолько уравновешена, что даже серьезные проблемы редко выводят их из себя. Кроме этого ребенок-флегматик совершенно не склонен к пассивной агрессии.
  • Сангвиник отдает предпочтение решению любых, даже самых конфликтных ситуаций, мирным путем. Малышу с таким типом темперамента необходимы перемены, он обожает новые места, лица, ощущения. Агрессивное поведение сангвиника возможно тогда, когда он убедится, что спокойно проблему решить не получится. А вот чувство вины или осознание ответственности за ошибки может «загнать» его в пассивную агрессивность.
  • Холерики обладают природной склонностью к проявлению гнева и ярости. Это происходит по причине их крайней нервной и эмоциональной неуравновешенности. Дети-холерики раздражительны и вспыльчивы. Как правило, они сначала делают, а потом думают, как следовало бы поступить. Кроме активной, им свойственна и пассивная агрессия, способная привести к стойкому депрессивному состоянию.

Социально-биологические причины

Абсолютно естественно, что у мальчиков намного чаще, чем у девочек, проявляется активная агрессия. В нашем обществе укрепились стереотипы, что мужчина просто обязан быть сильным и, как следствие, агрессивным. Мальчики нередко ведут себя вызывающе, чтобы не оказаться изгоем в окружении своих друзей.

Зачастую детская агрессия обусловлена социальными причинами: предрассудками, системой ценностей и установками взрослых, имеющих для него значение. Например, малыш из семьи, в которой отношение к людям зависит от их положения в обществе, способен сдержаться при учителе, но без зазрения совести нахамит уборщице или дворнику. А если в семье все измеряется количеством денег, то даже маленький ребенок может неуважительно и агрессивно относиться к тем, кто мало зарабатывает.

Возрастные особенности проявления детской агрессии

Изначально ребенок – дружелюбное существо. Какие бы условия его не окружали, первым социальным явлением будет именно улыбка. Когда малыш растет в атмосфере взаимопонимания и любви, предпосылок для появления стойкого агрессивного поведения очень мало. Как и страх, агрессия у детей возникает из-за того, что базовое чувство доверия ребенка к окружающему миру попросту не сформировалось.

От нуля до года

Уже с первых месяцев младенец способен дать понять, что он недоволен какими-либо действиями взрослого. Он кричит, плачет, гримасничает. Со временем малыш овладевает своим телом и сопровождает негативную эмоцию движениями рук и ног. А в дальнейшем к подобным проявлениям агрессии добавляются пинки, бросание игрушек и другие демонстративные формы поведения.

В младенческом возрасте нередки случаи гневной реакции ребенка на маму. Причина подобного поведения напрямую связана с отношением матери к своим обязанностям.

Если уход за малышом сопровождается откровенным раздражением («опять этот памперс!», «когда же это закончится?»), кроха наверняка переймет негатив и проявит агрессию.

От года до двух

После года активность малыша возрастает. Как правило, он начинает ходить, вследствие чего исследовательские возможности расширяются. И агрессия проявляется как раз в сфере общения, обучения и освоения элементарных правил поведения.

В этом возрасте агрессия у детей связана с непоследовательностью папы и мамы. Если с правилами поведения непоседу знакомят «по настроению» или ему разрешают делать все, что заблагорассудится, у крохи не сформируются основные понятия «нельзя». И когда эти «нельзя» вдруг появляются, он может бурно на это отреагировать.

Два-три года

Дети двух-трех лет стремятся к независимости. Зачастую они настроены отстоять свое вопреки воле родителей. В этом возрасте кроха не понимает чужой боли и не способен поставить себя на место другого, что становится причиной проявления агрессии и даже детской жестокости.

Обычно малыш двух-трех лет попадает в детский сад, где начинается освоение взаимодействия с ровесниками. Конфликты между детьми возникают чаще всего из-за желания обладать какой-либо игрушкой. А если родители с воспитателями нетерпимо относятся к проявлению открытой агрессии, результатом становится формирование символических форм агрессивности (нытье, упрямство, фырканье, непослушание).

Дети дошкольного возраста

Агрессивные дети трех-четырех лет отличаются феноменом «переноса»: ребенок не осмеливается открыто излить свою злость на родителей, а объектом гнева становится что-то более безобидное.

Поведение детей пяти-шести лет нередко противоречит общепринятым нормам и способно привести к нанесению физического и морального ущерба окружающим.

Зачастую агрессивное поведение детей дошкольного возраста обусловлено природой социализации: ребенок стремится подражать взрослым. Видя яростные выпады старших, он копирует их. Если на данном этапе подобное поведение не пресекается или, более того, поддерживается окружающими, маленький задира очень скоро осознанно начнет вести себя неприемлемо.

Как преодолеть агрессию у ребенка

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста – нередкое явление, однако в этот период еще можно избежать преобразования агрессивности в устойчивую черту характера. А если упустить момент, в будущем могут возникнуть проблемы, которые встанут на пути становления личности и помешают раскрытию индивидуального потенциала ребенка. Агрессивные дети нуждаются в помощи, потому что склонность к гневливости искажает их представление об окружающей реальности, заставляет видеть вокруг только пренебрежение и враждебность.

Агрессивный ребенок доставляет массу проблем членам семьи, а его воспитание – дело нелегкое. Однако существует ряд рекомендаций, призванных помочь родителям усмирить своего забияку:

  1. выстройте систему требований, показывайте ребенку положительный пример;
  2. выполняйте установленные правила, поддерживайте дисциплину;
  3. дайте малышу понять, что вы любите его таким, каков он есть;
  4. всегда учитывайте возможности крохи выполнять ваши требования;
  5. направьте избыточную энергию в мирное русло (спортивные секции, пение, рисование);
  6. легкие проявления агрессивности необходимо игнорировать, не заостряя этом внимания окружающих;
  7. подключайте ваше чадо к совместной деятельности, не забывайте подчеркивать значимость его вклада в общее дело;
  8. установите запрет на агрессию в случае, если ее проявление – не защитная реакция, а своеобразное развлечение для малыша;
  9. агрессивные дети не понимают, что такое жалость – до них необходимо донести, что излишняя гневливость приносит страдания близким людям;
  10. если ребенку необходимо выплеснуть негативные эмоции – подберите для него подходящую игру или занятие;
  11. старайтесь сдерживать гневные порывы малыша непосредственно перед проявлением (окрикните, перехватите занесенную для удара руку);
  12. агрессивные дети бурно выражают отрицательные эмоции – научите свое чадо выплескивать негатив в более приемлемой форме (сначала путем переноса ярости с живого объекта на неживой, а затем с помощью словесного высказывания своих чувств).

Игры и занятия для агрессивных детей

Чтобы помочь малышу справиться со своей агрессивностью, можно использовать арт-терапию. Дайте ребенку большой лист бумаги с карандашом и предложите порисовать «закорючки». По степени размашистости и интенсивности нажатия вы заметите, как исчезает напряжение. Затем «злую» бумажку можно разорвать.

Придумайте какое-то фантастическое свирепое животное, нарисуйте его. Листок с рисунком – своеобразный «листок гнева» – нужно будет смять и выбросить в припадке ярости. Подобное упражнение позволит малышу усвоить, что агрессию можно перенести на что-либо разрешенное, а не на окружающих.

В борьбе с гневливостью используется и сказкотерапия. Иногда в процессе чтения психологических сказок у ребенка происходит «переворот в сознании». Когда малыш пытается помочь сказочному герою решить какую-то задачу, он сам учится преодолевать свои проблемы.

Для коррекции агрессивного поведения широко используются специальные игры.

Например:

  • Воробьиные драки (для устранения физической агрессии). Дети разбиваются на пары и перевоплощаются в «воробьев-драчунов» (обхватив колени руками, приседают). «Воробьи» толкаются, боком подпрыгивая друг к другу. Кто из малышей уберет руки с коленок или упадет – выбывает из игры (и идет лечить «лапки» и «крылышки» у доктора Айболита).
  • Минута шалости (для психоэмоциональной разгрузки). По сигналу ведущего детвора начинает баловаться – бегать, прыгать, кувыркаться, кружиться, приседать. Одна-три минуты – и раздается повторный сигнал ведущего, который объявляет конец шалостям.
  • Капризный ребенок (для преодоления упрямства и негативизма). Дети становятся в круг и по очереди играют роль капризного ребенка, в то время как остальные подзадоривают словами: «Еще сильнее! Сильнее!». Потом детей разбивают на пары: «ребенок» и «родитель». «Ребенок» капризничает, а «родитель» пытается его успокоить. Каждый из играющих должен побывать в обеих ролях.

В заключение

  1. Нередко детская агрессия становится результатом избалованности и попустительства со стороны взрослых. Однако чаще всего это один из признаков внутреннего эмоционального неблагополучия, неадекватная попытка психологической защиты малыша независимо от того, сколько ему лет;
  2. В процессе воспитания ребенка, склонного к гневливости, подавление агрессивного поведения – не самое главное. Основная задача – научить кроху справляться с подобным состоянием;
  3. И очень важным моментом является помощь ребенку в осознании того, какую разнообразную палитру чувств он может испытывать, и каким образом в обществе принято выражать эти чувства.

Чтобы понять причины, вызывающие агрессивное поведение у ребенка, для начала следует понять, что такое агрессия. Психологи утверждают, что агрессия – это не установка, не мотив и даже не эмоция. Агрессия - это не здоровая модель поведения, которая закладывается в раннем детстве. Причины, которые провоцируют развитие агрессивной модели поведения ребёнка, имеют под собой весьма реальную почву, поэтому крайне важно не только знать о них, но и не игнорировать возможные последствия.

Мы отобрали наиболее часто встречающиеся причины агрессии у детей, по мнению экспертов:

Причина №1 - Неприятие родителями

Эта причина является одной из базовых, так как согласно статистике, чаще всего агрессивные модели поведения проявляются у нежеланных малышей. Если ребёнок появился у родителей, которые были осознано или подсознательно к этому не готовы, он не только интуитивно чувствует подвох, но и «считывает» данную информацию с интонации и жестов. Такой ребёнок старается доказать, что он хороший и имеет право на существование. Однако делает это, как правило, довольно агрессивно.

Причина №2 - Враждебность

Очень трудно приходится ребёнку, родители которого враждебно к нему настроены. Со временем этот малыш переносит отношение родителей на окружающий его мир, который кажется ему далеко не дружелюбным. Если родители позволяют срывать свой негатив на ребёнке или винить малыша в собственных неудачах, ребенок не только теряет уверенность в себе, у него появляются страхи и фобии. Со временем отсутствие чувства безопасности и стабильности приводят к всплескам агрессии, которые направлены на родителей.

Причина №3 - Разрушение эмоциональных связей

Если ребёнок вынужден жить с родителями, которые относятся друг к другу неуважительно или враждебно, его жизнь превращается в сущий кошмар. Особенно печально, когда ребёнок не просто является свидетелем семейных ссор, но и участником драматических событий.

В результате малыш либо находится в постоянном напряжении, страдая от семейных разборов и нестабильной обстановке в доме, либо начинает черстветь душой и становиться тонким манипулятором с весьма агрессивной моделью поведения.

Причина №4 - Неуважение к личности малыша

Агрессивное поведение может быть вызвано нетактичной и некорректной критикой, унизительными и оскорбительными замечаниями, особенно если они были высказаны публично. Неуважение к личности малыша и уж тем более его унижение может стать причиной серьезных комплексов, которые разрушают уверенность в себе.

Причина №5 - Чрезмерный контроль

Как правило, чрезмерный контроль над поведением ребенка устанавливают родители, которые имеют жесткий и властный характер. Однако в стремлении контролировать каждый шаг мама и папа не должны забывать, что тем самым они подавляют личность и тормозят развитие своего ребёнка. Кроме того, гиперопека вызывает не столько любовь, сколько страх и желание убежать. Конечным результатом такого жесткого воспитания станет агрессивное поведение ребенка, направленное на окружающих (взрослых и детей). Некий завуалированный протест против «угнетения» личности, неприятие ситуации подчинения, существующего положения вещей, борьба с запретами. В попытки защитить своё Я ребёнок выбирает формой защиты нападение, даже тогда, когда ему не грозит опасность.

Причина №6 - Избыток внимания

Когда ребенку в семье уделяется много внимания, он быстро привыкает к этому и становится балованным. Со временем желание родителей угодить малышу оборачивается против них же. Если не исполняется очередное желание такого чада, в ответ родители получают вспышку агрессии в виде закатанной истерики или «тихой» подлости.

Причина №7 - Недостаток внимания

Вечная занятость родителей также порождает агрессивное поведение у малышей. В этом случае агрессия используется как способ привлечь к себе родительское внимание, пусть даже в негативной форме. Ребёнок чувствует себя одиноким и беззащитным, он напуган безразличием родителей и как результат – агрессивные, неадекватные поступки.

Причина №8 - Чувство страха

Также следует помнить, что всплески агрессии могут быть вызваны тревожным состоянием малыша и продиктованы страхом. Достаточно часто агрессивное поведение - это крик ребёнка о помощи, за которым стоит настоящая трагедия и неподдельное горе. Как правило, напуганный человек действует и мыслит не адекватно ситуации. Напуганный ребёнок также выпускает ситуацию из-под контроля и перестаёт понимать, кто ему враг, а кто друг.

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

С моим активным и темпераментным младшеньким я очень рано столкнулась с проблемой детской агрессивности. Когда Глеб выходит во двор, дети разбегаются, и их мамы тоже не слишком-то рады. Пережив непростое «дворовое» лето и трудности привыкания к детсадовскому коллективу по осени, мы вместе пришли к важным выводам, которые, надеюсь, помогут другим родителям.

1. Агрессивное поведение ребенка – это не свойство личности

Агрессия в три года – это не совсем агрессия. Малыши только учатся общаться, контролировать себя, различать добро и зло. Обиженный малыш может крикнуть: «Я тебя убью!», не понимая до конца смысла сказанных слов. Это не значит, что он плохой, просто он где-то успел услышать эти слова и пока не умеет контролировать свои импульсы. Более темпераментные дети громче кричат и сильнее толкаются, в то время как более тихие терпят, плачут или бегут жаловаться. Все дети разные, но все они хорошие и достойны любви.

2. Терпение – главное оружие мамы «кошмарного» ребенка

Если мы кричим, ребенок мотает на ус. Если мы бьем ребенка, он понимает, что ТАК МОЖНО. Криками и насилием нельзя добиться от малыша НИЧЕГО, кроме хорошего усвоения им этого нашего поведения. В самые тяжелые времена мы с мужем вообще перестали повышать голос и шлепать ребенка. Если дерется, просто молча отнимаем оружие и идем дальше по своим делам. Если распускает руки, слегка хлопаем ему по рукам в ответ и напоминаем, что бить других нельзя. Если скандалист уже охрип и устал от плача, предлагаем ему «помириться и пожалеть сыночка». Иногда приходится делать так по двадцать раз кряду. Рано или поздно (иногда через 10 минут, иногда через полтора часа) он идет на мировую.

3. Четкие правила

Вообще у нас в семье очень мало запретов для детей, но есть вещи, которые делать нельзя ни при каких обстоятельствах (обижать других, например), иначе наступят конкретные негативные последствия. Если ребенок устроил драку во дворе, немедленно уходим домой. Если вздумал расшвырять товар в магазине, уходим. Упирается и орет – закидываем на плечо и уходим. Укусил маму – игра в Лего отменяется. Швырнул чашку с чаем – знаешь, где тряпка. Снять в песочнице сандалии и закопать ножки в песок – можно. Бросаться песком в других - нельзя, иначе – домой.

4.Энергию – в мирное русло

Этот совет требует только одного – внимания родителей и готовности тратить, тратить, тратить время и силы на свое чадо. Уже понятно, что посидеть и поболтать с другими мамочками на скамейке, пока твое дитя выдирает игрушку у годовасика и пытается дать ему ведерком по голове, все равно не получится. Значит, садимся с детьми в песочницу и начинаем играть все вместе, организовывая взаимодействие и попутно гася начинающиеся конфликты. Вовремя разводим детей по разные стороны двора, отвлекаем, ищем жучков, собираем листочки, устраиваем игры и соревнования. Дома разрешаем малышу, к примеру, рисовать акварелью в ванне, готовить собственный омлет или катать пластилин на паркете (все отмоем). Ребенку, энергия которого перехлестывает через край, это очень нужно. Каждая копейка времени и сил, вложенная в него сейчас, в будущем превратится в рубль.

5. Утверждаем ценность добра и бесперспективность зла

Доказывать две эти вещи ребенку, склонному к проявлению агрессии, нужно постоянно, много раз в день, но без скучных нотаций. Читаем добрые сказки, моделируем игровые ситуации, где добро побеждает зло, спасаем и лечим игрушки, учимся говорить вежливые и добрые слова, жалеть, просить прощения. Злых персонажей ругаем, а потом прощаем, мы же добрые. Много разговариваем «за жизнь», про дела в детском садике, про хорошие и плохие поступки. Я пытаюсь анализировать его поведение, подсказывать, как поступить. Очень хорошо на сына влияют разговоры о том, что он уже большой и сильный, а сила нужна для того, чтобы помогать слабым.

6. Ситуация когда-нибудь изменится

Это чистая правда. Ребенок развивается, и в один прекрасный момент он становится немножко другим. Лучше или хуже – во многом зависит от того, как мы решали проблемы предыдущего периода. Если в два года сын в силу возрастных особенностей плохо понимал, что от него хотят, то сейчас, в три года, намного легче соглашается принять правила общества, а случаи драк, укусов и прочих ЧП постепенно сходят на нет. На радость родителям, воспитателям и всем окружающим.


Top