Роль освоения алгоритмов детьми дошкольного возраста. Использование алгоритмов в младшем и среднем дошкольном возрасте для развития самостоятельности

Как начинать обучение информатике? Как знакомить детей дошкольного возраста с информатикой?

Существуют различные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей основам информатики. В настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности дошкольных знаний. В детском саду уже можно создавать предпосылки научных понятий. которые будут реализованы в школе. Конечно, можно, играя научить ребёнка считать, рисовать, рассказывать, но наша задача – сделать серьёзное занатие для ребёнка занимательным. Формирование начал компьютерной грамотности осуществляется не изолированно, а в контакте с другими видами деятельности, такими как развитие речи, математическая, изобразительная. Реализуем через тематическое планирование по знакомству с основами информатики в безмашинном варианте, которое разработали совместно, работая в одной группе с Черняевой Любовью Валентиновной, в результате многолетней работы по информатике.

Начинаем работу с младшей группы. Каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую вовлечены все дети. На занятия приходят Робот Фердер и Муравей-Исполнитель, они приносят свои задания. Муравей-Исполнитель свободно передвигается по шахматной доске, выполняя команды, двигаясь на несколько клеток (вправо, влево, вверх, вниз). Выполняя команды, дети знакомятся с видами алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся. Шахматная доска служит примером координатной сетки - она тоже разбита на клетки, - учим правильному нахождению полей (С-2; В-5...). Подобная работа представляется весьма значимой в плане ознакомления школьников с системой координат на плоскости. Подготавливаем к работе с графическим дисплеем.

Знакомим детей с понятием алгоритм на интуитивным уровне, используя разные способы записи: словесные, с помощью рисунков, графические.

В тетрадях дети выполняют различные задания. Чертится экран воображаемого компьютера в виде квадратной сетки, вертикальные и горизонтальные линии пронумерованы. Расположение точек задаётся двумя числами. Точка находится на пересечении двух линий, найденные точки соединяются. В прямоугольной сетке дети выполняют команды по направлению стрелочек последовательно, по номерам, чертя изображение от красной точки. Это способствует развитию у дошкольников пространственной ориентации, графических навыков, мелкой моторики (при работе с компьютером - графический редактор). Нами разработана программа диагностики для тестирования детей по возрастам.

Занятие № 1

Тема: “Зоопарк” (Простейшие алгоритмы)

Цель:

  • учить выделять главные свойства математических отношений, зашифрованные в виде задач-шуток;
  • продолжать учить составлять и выполнять линейные алгоритмы для Муравья-Исполнителя с помощью указаний;
  • учить выполнять действия, закодированные стрелками, цифрами, рисунками;
  • закреплять умение составлять словесные алгоритмы жизненных ситуаций, записывая их в виде рисунков;
  • развивать мыслительные операции, творческие способности.
  • Материалы к занятию:

    Демонстрационный - настенная магнитная шахматная доска, фигурки героев на магнитах, плоскостные изображения деревьев (берёза, ель, сосна, пальма), алгоритм “Портрет”, магнитофон, аудиозапись танца, координатная сетка с фигурами животных, алгоритм “Вскипятим чай”, самовар, чашки, изображение робота.

    Раздаточный - лист с координатным полем, лист в форме квадрата, простой карандаш, счётные палочки, коврики.

    Ход занятия:

    • Вы были когда-нибудь в зоопарке? А хотите ещё побывать? Что же нам делать, если в нашем городе нет зоопарка? Можно полететь. Но на чём? А давайте полетим “во сне”. Устраивайтесь удобно на ковре.(Дети садятся, положив голову на колени ). А чтобы быстрее долететь, давайте поиграем.(Игра “Ночь” – дети решают задачи-шутки, показывая ответ пальцами рук ).
    • Сколько хвостов у двух ослов? (2)
      Сколько слонов плавает в Белом море? (0)
      Сколько ушей у четырёх мышей? (8)
      Сколько голов у Змея-Горыныча? (3)

    • Молодцы! Пора просыпаться, мы прилетели в зоопарк. Почему-то здесь никого нет… Но это дело поправимо. Сейчас мы превратимся в зверей, кто кого задумал. Вместе скажем волшебные слова, повернёмся через правое плечо: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в зверей! (Дети проговаривают “волшебные” слова, поворачиваясь вокруг себя, имитируя движения загаданного зверя )
    • Как много зверей в зоопарке! Как интересно! Но нам пора возвращаться! Давайте скажем волшебные слова, повернёмся через левое плечо и превратимся в детей: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в детей (Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова ).
    • Вам понравилось путешествие в зоопарк? Каких зверей вы видели в зоопарке? В кого превращалась Маша? Кто догадался? (Ответы детей )
    • Наш друг Муравей-Исполнитель, который живёт на шахматной доске, поступил на работу смотрителем в зоопарк. Устраивайтесь удобнее на ковриках. (Дети рассаживаются на коврике около шахматной доски ).
      Покормив зверей, Муравей не закрыл клетки. Звери вышли и все перепутались. Справа клетки с животными леса, слева – с животными жарких стран, Африки. (рис.1). Поможем Муравью?

    (Дети работают за столами на специально подготовленном листе с расчерченным рабочим полем. Начинают рисовать, выполняя поочерёдно команды по стрелочкам, с указанным направлением, начиная от красной точки )

    Цель: чашка горячего чая.

    Исходные данные: кран, вода, чайник, плита, спички.

    Алгоритм: включить воду, налить чайник, закрыть кран, включить плиту, поставит чайник на огонь, ждать пока вскипит, чайник вскипел, выключить плиту. (Дети перечисляют действия, выкладывают картинки на фланелеграфе ).

    Рис. 7.

    • Чайник вскипячён, но вот неудача. В доме не оказалось чайной посуды. Опять потребуется наша помощь. Составьте 1 предмет чайной посуды из 10 палочек. (Дети работают на полу, выкладывая из 10 палочек по одному предмету чайной посуды ).
    • Как много посуды! Целый чайный сервиз.
    • Понравилось наше путешествие? Чем?
    • Заканчивается наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Устраивайтесь на ковре. Уснули. Дорога домой всегда быстрее. Вот мы и дома. Просыпайтесь! Как тепло нас встречают дома - горячим чаем из самовара. (Для детей устраивается чаепитие с конфетами и печеньем ).

    Занятие № 2

    Тема: “Письмо друга” (Элементы координирования. Симметрия по образцу)

    Цель:

    • продолжать знакомить с элементами координирования;
    • научить переводить зрительный образ в слуховую информацию;
    • находить координаты заданных точек, клеток на координатной сетке;
    • разгадывать карточки-модели с различными знаками, символами;
    • закреплять умение составлять простейшие словесные алгоритмы жизненных ситуаций;
    • формировать навыки составления сложных изображений из простых элементов, располагать рисунок в зеркальном отражении, используя заданное количество деталей;
    • закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный - шахматная магнитная доска, фигурки героев, 20 цветных квадратов (8*8) на магнитах, конверт, пиктограммы, книга, фланелеграф, анаграммы, координатная сетка с фруктами, схема-шифр.

    Раздаточный - лист с координатной сеткой, простой карандаш, карточки-модели, плато, детали мозаики, картинки фруктов, овощей.

    Ход занятия:

    (Дети заходят в группу и находят конверт большого размера)


    (Дети рассаживаются на ковре у настенной магнитной шахматной доски .)

    • Зимой Муравей любит кататься на лыжах. Больше всего ему нравиться слалом. Поможем ему спуститься с горы, проезжая во все ворота по очереди. Составим программу его спуска. Кто поможет? (вызываются трое детей, которые хотят помочь Муравью-Исполнителю ).
    • Составлять команды для Муравья-Исполнителя будет Никита (словесный алгоритм действий Муравья на шахматной доске )
    • Записывать команды стрелочками, выкладывая их на фланелеграфе будет Лера

    (Ребёнок подходит к фланелеграфу, выкладывает стрелочками путь Муравья .)

    • Помогать Муравью-Исполнителю выполнять команды будет Саша

    (ребёнок подходит к настенной шахматной доске, выполняет команды,передвигая фигурку муравья по шахматной доске. )


    • Начало.
    • Взять книгу с полки.
    • Открыть.
    • Рассмотреть иллюстрации.
    • Читать текст.
    • Перелистывать страницы.
    • Закрыть книгу.
    • Поставить на полку.
    • Стоп.
    • Физкультминутка “Как живёшь?”

    Как живёшь? – Вот так!
    Как идёшь? – Вот так!
    Как бежишь? – Вот так!
    Вдаль глядишь? – Вот так!
    Смотришь вслед? – Вот так!
    Ждёшь обед? – Вот так!
    Ночью спишь? – Вот так!
    А шалишь? – Вот так!

    (Дети сопровождают слова соответствующими движениями ).

    • Хорошо живёте! А вы катались когда-нибудь верхом? А робот катался. Хотите узнать на ком? Сейчас мы выложим на доске зелёными квадратами (работа на настенной шахматной доске. Воспитатель диктует координаты клеток, дети находят нужную, ставят 1 зелёный квадрат ).
    • Узнали чей это портрет? (дети: верблюд )
    • Давайте ещё заглянем в конверт. нас приглашают. Куда? (пиктограмма “мольберт, кисть” )

    (дети: музей, рисовать, выставка картин )


    (Дети по условным обозначениям на карточке-модели находят картинку с изображением фрукта или овоща, которая лежит около плато, выкладывают вторую половинку изображения мозаикой ).

    • Нам сегодня удалось помочь Муравью-Исполнителю и Роботу решить их проблемы. Все дети очень старались. Что вам больше всего понравилось? Муравей и Робот нас благодарят и дарят нам солнышки разных цветов. Цвет солнышка выберите сами. Если у вас сегодня все получилось – красное солнышко, старался - зелёное, надо постараться – жёлтое, было трудно – синее (дети выбирают солнышко, происходит самооценка детей ).

    формирование культуры мышления у дошкольников


    • это система мыслительных действий и приемов, направленных на решение теоретических и практических задач результатом которых являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности.
    • - это составление последовательности действий.
    • Алгоритм есть формализованная последовательность действий (событий). Алгоритм может быть записан словами и изображен схематически.


    • целеустремлённость и сосредоточенность;
    • объективность и точность;
    • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
    • умение чётко и лаконично выражать свои мысли;
    • правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения;
    • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

    • Развитие речи
    • Ознакомление с окружающим
    • Экология
    • Математика
    • Рисование
    • Аппликация
    • Лепка
    • Английский язык и т.д.

    Алгоритмы можно использовать в начале занятия при постановке цели, установки на предстоящую деятельность, (последовательность выполнения задания)

    Например: математика

    Ориент. в пространстве

    Геом. фигуры

    множество

    равенство


    В конце занятия используется этот же алгоритм, для подведения итогов, закрепляя то, что дети узнали нового, но уже в уточненном понятии. В середине занятия

    алгоритмы используются при объяснении, закреплении темы, определении понятий, в практической деятельности детей.

    Алгоритмы используются и вне занятий, для последовательного выполнения каких либо действий: дежурства в уголке природы, алгоритм сюжетно-ролевых игр(как план развертывания сюжета,в виде договора)


    • рассматривание предмета.
    • составление схемы-плана, либо закрепление значения символов
    • словарная работа с опорой на эту схему, т.е. автоматизация словаря.
    • Работа по алгоритму, составление рассказа-описания.





    Тема: «Мир предметов вокруг нас» (ознакомление с окружающим)

    Цель: учить составлять описательный рассказ по игрушке


    Тема: Хлеб – богатство народа. (экология)

    • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.
    • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.
    • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.
    • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.

    Тема: Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Елка» (художественная литература)

    Цель: Учить детей запоминать стихотворение с помощью алгоритма.

    Ёлка (Вырастала ёлка)

    Вырастала ёлка В лесу на горе. У неё иголки Зимой в серебре. У неё на шишках Ледышки стучат, Снежное пальтишко Лежит на плечах. Жил под ёлкой зайка С зайчихой своей. Прилетела стайка Чечёток с полей.


    Тема: « В саду созрели яблоки» (Рисование)

    Цель: Учить детей рисовать, соблюдая последовательность, составлять композицию рисунка.


    Тема: Пересказ В. Осеевой «Печенье» (развитие речи)

    Цель: Учить пересказывать рассказ близко к тексту

    Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

    Дели по одному, - строго сказал Миша.

    Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

    Ровно? - спросил Вова.

    Миша смерил глазами кучки:

    Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

    Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

    Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

    Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

    Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...


    Тема: «Домашние животные»

    Цель: Учить детей составлять предложение с союзом а




    Тема: составление загадки

    • Цель: упражнять загадывание загадок, пользуясь алгоритмами, закреплять знания об овощах и фруктах.

    цвет

    Где растет

    форма

    величина

    Где используется


    Тема: коллективное сочинение «сказка по кругу» Цель:умение составлять сказку, опираясь на алгоритм, развивать речевое творчество

    ЖИЛ-БЫЛ

    ВСТРЕЧА ЕЩЕ ОДНОГО ГЕРОЯ

    ГЕРОЙ

    ОПИСАНИЕ

    ДЕЙСТВИЕ

    ДЕЙСТВИЕ









    Количество часов - 12 часов

    Цель самостоятельной работы: изучение содержания и организации работы воспитателя по ознакомлению детей дошкольного возраста с алгоритмами.

    Обеспечивающие средства

    План изучения темы.

    1. Оформить конспект по теме «Алгоритм» по следующему плану:

    Анализ программных задач по формированию алгоритмических умений;

    Значение развития у дошкольников алгоритмических умений;

    Методика работы по ознакомлению с алгоритмами в возрастных группах;

    2. Разработать конспект занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа на выбор студента)

    1. Оформить конспект по предложенному плану.

    2. Изучить методическую литературу и составить перечень дидактических игр и упражнений по формированию алгоритмических умений по следующей форме:

    3. Разработать фрагмент конспекта занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа по выбору студента).

    4. Письменно подобрать примеры ситуаций по формированию представлений об алгоритмах:

    а) в режимные моменты,

    б) в процессе чтения произведений художественной литературы.

    5. Составить текст консультации для родителей по формированию у дошкольников алгоритмических умений.

    Требования к содержанию отчета – отчет о выполнении задания оформляется письменно.

    Контрольные вопросы

    1. Сравните задачи и содержание представлений об алгоритмах в разных возрастных группах.

    2. В чем заключается сущность системы работы по формированию у дошкольников алгоритмических умений?

    3. Приведите примеры интеграции содержания данной темы с другими образовательными областями.

    1. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

    Тема 12. Преемственность в работе дошкольного учреждения с семьей и школой по реализации задач математического развития

    Количество часов – 10 часов

    Цель самостоятельной работы:

    - изучение преемственности в содержании, методах и формах обучения математике в подготовительной группе и в 1 классе начальной школы;

    - изучение значения работы с родителями для математического развития дошкольников, форм работы с семьей.

    Обеспечивающие средства

    Учебно-методическая литература;

    План изучения темы.

    Задание для самостоятельной работы

      Ознакомление с содержанием раздела «Развитие математических представлений» в подготовительной группе и образовательной программе 1 класса.

      Оформление таблицы.

      Анализ плана работы детского сада по осуществлению преемственных связей со школой.

      Изучение форм совместной работы дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию детей.

    Порядок выполнения самостоятельной работы

      Оформить конспект согласно предложенному плану:

    Требования современной начальной школы к математическому развитию детей;

    Преемственность в содержании и методах обучения математике;

    Формы организации преемственности в работе начальной школы и детского сада по обучению математике;

    Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе.

    2. Провести сравнительный анализ образовательных программ и заполнить таблицу по следующей форме:

    3. Проанализировать основные отличия в организации работы школы и детского сада, заполнить таблицу:

    4. Изучить значение работы с родителями для математического развития дошкольников, формы работы с семьей.

    5. Составить план консультаций для родителей по любому актуальному вопросу методики формирования элементарных математических представлений.

    6. Ответить на контрольные вопросы.

    Требования к содержанию отчета – отчет о выполненном задании оформляется письменно.

    Контрольные вопросы

      Покажите актуальность проблемы преемственности в работе детского сада и школы в свете современных преобразований в системе образования в стране (ФГОС ДО и ФГОС НОО).

      В чем суть основных требований современной начальной школы к математическому развитию детей?

      На основе сравнительного анализа программ подготовительной группы и 1 класса начальной школы покажите преемственность в содержании обучения математике.

      Приведите примеры по осуществлению преемственных связей детского сада и школы. Раскройте своеобразие отдельных форм работы.

      Раскройте сущность форм и содержания совместной работы ДОУ с семьей по вопросам математического развития.

      Обоснуйте важность и необходимость научного подхода к изучению условий воспитания ребенка в семье.

    1. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

    2. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008.

    3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684

    4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г. № 1155)

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009 г. № 373)

    6. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.


    ВВЕДЕНИЕ
    В процессе дошкольного образования дети получают знания из различных областей современной науки. Одной из таких областей является математика.
    Проблемой обучение детей математике интересовало учёных на протяжении многих веков. 17-19 вв. Я.А.Коменски,Дж. Локк,И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский, М.Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки дошкольников .
    Научно обоснованное дидактическая система формирования элементарных математических представлений была представлена А.М.Леушиной..
    По мнению Л.С. Выгоцкого,наиболее важным является понимание того,что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребёнка.
    Л.З.Зак, З.А.Михайлова,Н.Н.Непомнящая и другие отмечают,что обучению математике даёт широкие возможности для развития интеллектуальных способности детей.
    Однако, не смотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике дошкольных учреждениях, Л.А.Козлова, А.М.Леушина, З.А.Мхайлова, Е.И.Щербакова и другие говорят о трудностях формированиях математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из за не умения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины, речевые высказывания.
    Формирование элементарных математических знаний, навыков и умений требует особой точности вопросов, заданий, специальной направленности восприятия и определённой логики познания. Поэтому, чтобы своим не правильным или не своевременным вопросом,заданиемне поставить ребенка в тупиковое положение, а, на оборот, спокойно подвести его к нужному выводу, действию, дать возможность обрадоваться достигнутому, почувствовать радость успеха воспитатель должен соблюдать определённую последовательность действий, вопросов, выступающую как алгоритм обучения. Алгоритмы обучения могут быть использованы во всех видах деятельности. Предлагаемой системой им отводится значимое место в предматематическом образовании дошкольников. Поэтому проблема использования алгоритмов в предматематической подготовке дошкольников актуальна.
    Психологический аспект актуальности заключается в следующем. Применение принципа развития психики в деятельности в предматематическом развитии дошкольникам определяет выбор способов рационального и эффективного обучения, обеспечивающих не только успешность формирования элементарных математических представлений, но и развитие познавательных психических процессов личности ребёнка дошкольного возраста,возможность его саморазвития. Такую возможность предоставляет технология алгоритмизации процесса предматематического развития ребенка- дошкольника.
    Педагогический аспект актуальности мы видим в том, что технология алгоритмизации процесса предматематического развития дошкольника открывает возможность воспитателю применять алгоритмы: в построении различных форм организации работы с детьми;в различных видах деятельности,не зависимо от типа наглядности и условий,в которых происходит математическое развитие;в поощрении самостоятельного поиска ребенком пути решения поставленной задачи; создания ребёнком нового оригинального творческого продукта-в немалой степени позволяет ему избежать ошибок и путаницы на пути познания.
    Учитывая актуальность темы исследования я поставила цель: изучить эффективность использования алгоритмов в предматематической подготовке дошкольников.
    Задачи исследования:
      Проанализировать современные тенденции развития теории алгоритмизации.
      Изучить особенности предматематического развития дошкольников.
      Разработать и апробировать систему занятий по предматематическому развитию с использованием алгоритмов обучения.
      Выявить эффективность экспериментальной работы.
    Объект исследования- предматематическая подготовка дошкольников.
    Предмет исследования-алгоритмы в предматаматической подготовке дошкольников.
    Гипотеза исследования: предматематическая подготовка дошкольников будет осуществляться более эффективно если использовать технологию алгоритмизации процесса обучения.
    Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, тестирование, метод математической обработки данных.
    Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы воспитателями дошкольных учреждений в процессе предматематической подготовки дошкольников, для повышения эффективности данного процесса.

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ В ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Сущность понятия «предматимати ческая подготовка»
    Предматиматическая подготовка,осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений.Этот процесс связан со всеми сторонами образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью[ 4, с. 74 ].
    Согласно Е.А. Носовой,под содержанием понятие «предматематическое развитие» следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности дошкольника, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений дошкольника – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний дошкольниками математических категорий .
    В процессе предматематической подготовки дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания:практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приёмов работы учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых математических представлений на донном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личные отношения воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т.д.
    Среди много образных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.
    По мнению А.А. Столера, при постановке и реализации задач предматематической подготовки дошкольников учитывают :
    -закономерности и становление и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребёнка в целом;
    -возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений;
    -принцип преемственности в работе детского сада и школы.
    Приобретая математические представления, ребёнок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевают способами и приёмами познания,применяют сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.
    Содержание предметематической подготовки дошкольников в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий,историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста,требованиями современной школы к уровням общего умственного и математического развития детей дошкольного возраста.
    Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, прежде всего количественные отношения и пространственные формы.
    Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников,с другой стороны,создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для первоначального обучения.
    Психологические и педагогические исследования, проведённые в последние годы, свидетельствуют о больших потенциальных возможностях и резервах развития детского мышления, которые должны эффективно использоваться в воспитании о обучении детей[ 15, с. 13].
    Таким образом, предматематическая подготовка дошкольников представляет собой работу по ознакомлению детей с количеством и счетом, величинами и способами их измерения, пространством и временем, геометрическими фигурами, развиваются общие и математические способности.
        Содержание предматематического развития дошкольников
    Основными задачами предматематичекой подготовки детей в детском саду являются:
    1.Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как « множество», « отношение», « число», « величина». Эти понятия широко представлены в первоначальном обучении, но не в прямом смысле, а с точки зрения пропедевтики формирования лишь представлении о них. То есть ребёнок в детском саду постигает « наука до науки», и естественно это связано с тем, что по своей психологической структуре элементарные математические представления имеют образную природу. Постепенное усложнение знаний, осваиваемый детьми, заключается в увеличении как объёма количественных, пространственных и временных представлений, так и степени их обобщения.
    Система знаний и первоначальных представлений о множествах, отношениях, числах и величинах, хотя и весьма ограничена, рамками возможностей обучения дошкольников, является значимой для дальнейшего овладения понятиями школьной математики.
    Элементарные математические представления формируются на базе освоения детьми в определённой последовательности способов действий (например, предлагается разложить столько предметов на свободной полоске, сколько их нарисовано на образце, наложить полоски разной длины друг на друга, подобрать картинки с предметами к соответствующей геометрической фигуре и т. д). Способы действий постепенно усложняются; к концу обучения в детском саду вырабатываются простейшие навыки счета предметов, измерения расстояний, объёмов жидкостей и сыпучих веществ условной меркой, умения выполнять вычисления при решении арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание.
    2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребёнка в целом и отдельных её сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления-классификации, упорядочивания, понимания сохранения количества, массы, объёма и т.д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребёнка-дошкольника.
    Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учетом уровня развития наглядно- действенного и наглядно-образного мышления дошкольника и имеет своей целью создания предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развивается умение применять опосредованные способы для оценки различных свойств предметов (счёт- для определения количества, измерения- для определения величин и т.д.), предвосхищать результат, по результату судить об исходных данных, понимать не только видимые внешние связи и зависимости, но и некоторые внутренние, наиболее существенные. Определённым итогом обучения дошкольников является не только сформированная система математических представлений, но и основы наглядно- схематического мышления как переходной ступени от конкретного к абстрактному. У детей совершенствуется способность к аналитико-синтетической и классифицирующей деятельности, абстрагированию и обобщению .
    3. Формирование сенсорных процессов и способностей. Основное направление в обучении маленьких детей-осуществление постепенного перехода от конкретных, эмпирических знаний к более обобщённым. Эмпирические знания, формируемые на основе сенсорного опыта, -- предпосылка и необходимое условие умственного и математического развития детей дошкольного возраста.
    Уже в раннем детстве начинают складываться представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мира: форме, величине, пространственном расположении предметов и их количестве. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы: ощущения, восприятие, представление. Малыш познаёт свойства и качества предметов в действиях практическим путём.
    Согласно Л. А. Венгеру, в дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов не только на перцептивном, но и на интеллектуальном уровне. Маленькие дети овладевают отдельными элементами системы эталонов, применяя обследовательские действия, которым их обучали взрослые. Более старшие дошкольники, используя сериацию и классификацию, приходят к осознанию принципа построению таких систем. Работа по освоению и применению детьми сенсорных эталонов в детском саду только лишь начинаются, более глубокое ознакомление с ними происходит в школе .
    Сенсорные процессы (восприятия, представления) и способности (наблюдательность, глазомер) являются также основой целенаправленной работы, проводимой с детьми в русле их предматематической подготовке. Специальная организация сенсорного опыта создаёт почву для опосредованного познания, подготавливает к формированию математических понятий.
    4. Расширение словаря детей и совершенствования связной речи. Процесс формирования элементарных математических пр едставлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи.
    Количественные отношения ребёнок отражает с помощью слов: много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т. д., которые осознаются в результате непосредственных действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. Заимствованные из речи окружающих слова- числительные наполняются смыслом и используются с определённой целью-узнать, сколько предметов. При счёте ребёнок учится на интуитивном уровне согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Сравнение совокупностей предметов по количеству, а позже сравнение чисел требует построения и употребления довольно сложных и речевых конструкций. В речевую форму обливаются не только результаты познавательной деятельности, но и её способы. От ребёнка требуют рассказать, что он сделал (например, на верхнюю полоску положим шесть красных кружков, а на нижнюю семь синих) и что получилось (синих кружков оказалось больше, чем красных, а красных-меньше, чем синих). Чем глубже осознаются математические связи, зависимости и отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи .
    Детей учат не только на чувственном уровне распознавать величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове, например: шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше, и т.д., отличая эти изменения от изменений общего объёма (больше-меньше, большой-маленький). Такая дифференциация вполне доступна детям.
    Предлоги, наречия, существительные, обозначающие пространственные отношения становятся предметом особого внимания, осмысливаются, приобретают обобщённое значение в процессе обучения, и, наконец, способствуют совершенствованию пространственной ориентации.
    Дети осваивают и словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, название дней недели, месяцев, сезонов. Овладения значением этих слов помогает осмыслить « текучесть», длительность, периодичность времени, развивает « чувство времени».
    С помощью слова не только отражаются, но глубже осознаются и обобщаются количественные, пространственные и временные представления. Происходит обогащение речи и за счет овладения некоторыми специальными некоторыми специальными терминами (название арифметических действий, общепринятых единиц измерения, геометрических фигур и т.д.).Ихобъём крайне не значителен, так как основное содержание детей составляет « чисто» бытовой словарь.
    При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.
      Формирование начальных форм учебной деятельности важную роль играет предматематическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности. У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно- познавательные задачи определёнными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. Ребёнок овладевает математическими представлениями в основном на занятии, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллективных взаимоотношений между детьми. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач .
    Кроме перечисленных знаний, умений и навыков, в процессе предматематической подготовки детей развиваются как общие способности (настойчивость, произвольное внимание, пространственные представления, смышлёность, гибкость и подвижность мыслительного процесса), так и специфические математические способности :
    - наличие интереса к математической стороне деятельности;
    - относительно быстрое и прочное овладение математическими знаниями, умениями и навыками;
    - скорость понимания разъяснения педагога;
    -логичность и самостоятельность мышления;
    - находчивость и смышлёность при решении разных проблем, которые требуют использования элементарных математических представлений;
    - способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли.
    Отмеченные задачи предматематической подготовки дошкольников имеют место в каждой группе детского сада, но конкретизируются с учётом возраста и индивидуальных особенностей. Задачи решаются не изолированно, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Будучи в основном направленными на математическое развитие детей, они сочетаются с выполнением задач нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, т.е. всестороннего развития личности дошкольника. Комплексный подход к их осуществлению-наиболее эффективный путь обучения маленьких детей. Задачи определяют содержание предматематической подготовки в детском саду.
    Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение специальными видами деятельности. Среди них можно выделить две группы. К первой относятся ведущие по своему характеру математические действия: счёт, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметических действий. Ко второй-пропедевтические, специально сконструированные в дидактических целях, доматематические виды деятельности: сравнение предметов путём наложения или приложения (А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В.В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н.И. Непомнящая) .
    Виды деятельности, относящиеся ко второй группе, опираются на конкретную, предметно-чувственную основу. Поэтому они доступны младшим дошкольникам. Первая группа, хотя и не отрывается от предметной опоры, является более сложной, так как способы действий здесь требуют опосредованного подхода и оценки количественных, пространственных и временных отношений. Виды деятельности, относящиеся к этой группе, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте.
    Между этими двумя группами существует тесная преемственная связь: более сложные виды деятельности вырастают на базе простых, как бы надстраиваются над ними.
    Среди всех видов деятельности традиционным является счёт, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Ещё несколько десятков лет тому назад название самой методики было « Методика обучения счёту», а занятия назывались « Занятиями по счёту в детском саду».
    Таким образом, основная цель содержания « предматематического развития дошкольника» в современных образовательных программах-не только подготовка к успешному овладению азам математики в саду, но и всестороннее развитие ребёнка.
        Характеристика понятия «алгори тм».
    Понятие алгоритма возникло задолго до появления ЭВМ и стало одним из основных понятий математики. Слово « алгоритм» произошло от имени среднеазиатского математика IX века и сначала использовалось в математике для обозначения правил выполнения четырёх арифметических действий: сложения, вычитания, деления и умножения, которые предписывают определённую последовательность действий, благодаря которым по двум данным произвольным числам можно получить их сумму, произведение и т.д.
    В математической энциклопедии 1977 года понятие «алгоритм» определяется следующим образом: « алгоритм-точное предписание, которое задаёт вычислительный процесс, начинающийся с произвольного исходного данного из совокупности всех возможных, и направленный на получение полностью определяемого этим данным результата» .
    Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нём определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Алгоритмы рассматриваются в качестве средства обучения.
    В основе алгоритма лежит принцип расчленения сложного действия на элементарные, следующие друг за другом в определённой последовательности.
    Алгоритмы характеризуются следующими свойствами [ 16, с. 45]:
      Массовость алгоритма. Алгоритм должен быть пригодным для решения задач с любыми исходными данными из некоторого множества. Формально множество может состоять из одного элемента, но фактически это свойство означает пригодность алгоритма для некоторого класса исходных данных.
    Будем считать, что для каждого алгоритма существует свой класс объектов, допустимых в качестве исходных данных. Тогда свойство массовости означает применимость алгоритма ко всем объектам этого класса. А количество объектов класса (конечное или бесконечное) – свойство самого класса исходных данных.
    С массовостью связаны трудности, возникающие при доказательстве правильности алгоритма - для бесконечного числа исходных данных его нельзя проверить выполнением.
      Понятность алгоритма. Для данного исполнителя-каждое предписание должно входить в систему команд исполнителя. Исполнитель должен знать, как выполнить каждое предписание. Нарушение этого принципа вызывает диагностику ошибки типа « не понимаю», или « не могу выполнить».
      Результативность алгоритма. Алгоритма должен « выдавать» результат через конечное число шагов. При этом либо достигается конечная цель, либо выдаётся сообщение о невозможности решения задачи.
    Технология алгоритмизации процесса предматематической подготовки дошкольников основа на на методе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Этот метод представляет собой определённую последовательность действий: зная существенный признак понятия, ребёнок выделяет свойства рассматриваемого предмета и сопоставляет с существенным признаком понятия, а затем делает вывод о том, относится анализируемый предмет к данному понятию или нет. Сначала сопоставление признаков происходит под руководством педагога. Затем ребёнок сам, сопоставляя признаки, рассуждает вслух. На следующем этапе, сопоставляя эти признаки, он рассуждает мысленно, « про себя», по той же схеме, которая служит основой и для речи. Так, постепенно, усваивая последовательность действий, отражаемых во внешней, а затем внутренней речи, ребёнок овладевает способом подведения под изучаемое понятие любого предмета, свойства или явления. Развёрнутое суждение по схеме производимых действий постепенно переходит сначала в план краткой речи « про себя», а затем в план умственного действия. Теперь, овладев способом действия и рассуждениями, ребёнок сможет решить любую новую задачу самостоятельно .
    По мнению Л.Ф. Обуховой, обучение, построенное по методу поэтапного развития умственных действий, позволяет приблизиться к формированию понятия числа, основанного на понимании принципа сохранения объёма, массы и количества, создать основы для возникновения элементов теоретического мышления[ 17, с. 59].
    Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нём определено первое действие и следующее за ним. В работе с дошкольниками используются иллюстрированные алгоритмы, которые представляют собой понятные изображения последовательности действий ребёнка, направленных на решение поставленной задачи. Последовательность учебно-игрового действия определяется символом (обычно-стрелкой). Наличие цифр в алгоритмах способствует решению ряда дидактических задач: закреплению знаний о цифрах, формированию умений порядкового счета, развитию ориентировки в двухмерном пространстве.
    Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определённой последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Так же способствует освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, « расшифровке» и познанию логических связей между последовательными этапами какого- либо действия.
    Выполнение действий по алгоритму в логических играх создаёт для детей основу совершенствования умений контролировать ход решения игровой и учебной задачи, совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил (уличного движения, последовательности действий), успешному осуществлению трудовых и игровых действий, а дляпедагога-возможность определять затруднения, возникающие у детей.
    Действия, выполняемые согласно алгоритму, могут иметь линейную направленность-линейные алгоритмы, повторяться-циклические алгоритмы, они могут разветвляться, если алгоритм предусматривает два варианта: « да» или « нет» -- разветвлённые алгоритмы.
    В младшем возрасте идёт накопление представлений последовательности выполнения игровых действий по условному знаку-стрелке, показывающей направление движения в пространстве; порядок расположения предметов, геометрических фигур. В этом возрасте дошкольники применяют линейный алгоритм. В среднем возрасте дошкольниками используются простейшие алгоритмы это линейные и разветвлённые. В старшем возрасте дошкольники пользуются линейными, простыми разветвлёнными и циклическими алгоритмами. В этом возрасте они самостоятельно составляют алгоритмы, выполняют заданные им действия, поясняют последовательностью[ 16, с. 44].
    Таким образом, одно из множеств фундаментальных понятий в математике, информатике – алгоритм, которое обозначает пошаговое выполнение определённых действий. Умение использовать различные виды алгоритмов (правила, модели, предписания) показывает на хорошо развитое математическое мышление.

    1.4 Использование современных технологий алгоритмизации процесса предматематической подготовки старших дошкольников
    Технология алгоритмизации процесса предматематической подготовки дошкольников основана на методе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Этот метод представляет собой определённую последовательность действий: зная существенный признак понятия, ребёнок выделяет свойства рассматриваемого предмета и сопоставляет их с существенным признаком понятия, а затем делает вывод о том, относится анализируемый предмет к данному понятию или нет. Сначала сопоставление признаков происходит под руководством педагога. Затем ребёнок сам, сопоставляя признаки, он рассуждает мысленно, «про себя», по той же схеме, которая служит я для речи. Так, постепенно усваивая последовательность действий, отражаемых во внешней, а затем внутренней речи, ребёнок овладевает способом подведения под изучаемое понятие любого предмета, свойства и явления. Развёрнутое суждение по схеме производимых действий постепенно переходит сначала в план краткой речи «про себя», а затем в план умственного действия. Теперь, овладев способом действия и рассуждениями, ребёнок сможет решить любую новую задачу самостоятельно .
    По мнению Л.Ф. Обуховой, обучение, построенное по методу поэтапного развития умственных действий, позволяет приблизиться к формированию понятия числа, основанного на понимании принципа сохранения объёма, массы и количества, создать основы для возникновения элементов теоретического мышления .
    Поэтапное развитие умственных действий осуществляется посредством разрешения проблемных ситуаций на каждом этапе. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предлагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность дошкольников по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
    Педагог создаёт проблемную ситуацию, направляет дошкольников на её решение, организует поиск решения (например: « Почему вода льётся?», « Почему дует ветер?», « В группу придут гости, а дверь грязная-чем её отмыть?» и т.д.). Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются нове знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации-акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
    Познание детьми алгоритмов как закономерности следования « сначала-потом», имеющей свои начало и конец.
    Технология обучения проявляется в алгоритмизации[ 1, с. 10]:– деятельности воспитателя при обучении детей (алгоритмы диагностики сформированности элементарных математических представлений; алгоритмы побуждения к развитию первых проявлений математических способностей; алгоритмы обучения);
    - некоторых математических действий детей;
    - структура форм специально организованной работы с детьми.
    Алгоритм обучения (деятельность воспитателя) трактуется как понятное и точное предписание последовательности действий пед
    и т.д.................

    УДК 373.24 ББК 74.102.18

    ГСНТИ 14.23.09

    Код ВАК 13.00.02

    Утюмова Екатерина Александровна,

    старший преподаватель кафедры теории и методики обучения математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 157; e-mail: [email protected].

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: алгоритм, алгоритмические умения, алгоритмическое мышление, алгоритмическая культура, алгоритмические способности, предпосылки к учебной деятельности, дошкольники, структура алгоритмических умений, условия формирования алгоритмических умений.

    АННОТАЦИЯ. В данной статье выделяются условия формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении. Раскрывается понятие «алгоритмические умения» и обозначается их взаимосвязь с понятиями «алгоритмическое мышление», «алгоритмическая культура» и «алгоритмические способности». Автор отмечает, что алгоритмические умения являются первой ступенью формирования у обучаемых алгоритмической культуры и алгоритмических способностей. Научная новизна работы состоит в уточнении структуры алгоритмических умений дошкольников разных возрастных групп на каждом этапе их формирования. В структуре выделены такие блоки, как процессуальный, личностный, регулятивный и коммуникативный. Условиями формирования алгоритмических умений у дошкольников выступают: использование игр с правилами и организация игровой деятельности дошкольников по заданным воспитателем алгоритмам, создание развивающей предметно-пространственной среды, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, обучение детей действиям контроля и оценки своей деятельности, интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами детских образовательных учреждений.

    Utyumova Ekaterina Aleksandrovna,

    Senior Lecturer of Department of Theory and Methods of Teaching Mathematics in the Period of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

    KEYWORDS: algorithm, algorithmic skills, algorithmic thinking, algorithmic culture, algorithmic abilities, prerequisites to learning activities, preschool children, structure of algorithmic skills, conditions of formation of algorithmic skills.

    ABSTRACT. The article defines the conditions for the formation of algorithmic skills of children in the learning process of preschool educational institutions. The article discloses the notion "algorithmic skills" and outlines their relationship to the notions of "algorithmic thinking", "algorithmic culture" and "algorithmic abilities". The author notes that algorithmic skills make up the first step in the formation of the students" algorithmic culture and algorithmic abilities. The scientific novelty of the work consists in clarifying the structure of algorithmic skills of preschool children of different age groups at each stage of their formation. Such blocks such as procedural, personal, regulative and communicative are singled out in this structure. The following conditions of formation of algorithmic skills in preschool children are identified: the use of games with rules and organization of play activities of preschool children according to the algorithms given by the teacher, creation of educational subject-spatial environment, taking into account the age and individual characteristics of children of junior and senior preschool age, teaching children to monitor and evaluate their activities, integration in the process of building the algorithmic skills of different types of kids activities. The practical value of research consists in the fact that the results of the study may be used by teachers of children"s educational institutions.

    УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    THE CONDITIONS OF FORMATION OF ALGORITHMIC SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN

    дошкольного образования прописаны итоговые результаты, целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты каждым ребенком в процессе обучения в ДОУ. Сфор-мированность этих личностных и интеллектуальных качеств у будущих первоклассников необходима для развития у них предпосылок к учебной деятельности, которые являются основным показателем готовности дошкольника к обучению.

    сии характерны кардинальные изменения на всех ее уровнях, характеризующиеся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности ребенка. Дошкольного обучение - это первое звено поступательного, непрерывного развития индивидуума, основной целью которого является достижение дошкольниками необходимого уровня для успешного освоения программ начальной школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте © Утюмова Е. А., 2016

    Исследования Я. Н. Белик, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. Н. Шадрикова о развитии предпосылок к

    овладению учебной деятельностью детьми дошкольного возраста как необходимого условия преемственности обучения в ДОУ и начальной школе позволили выделить структуру данного понятия:

    Возникновение познавательных мотивов, интересов и потребностей;

    Принятие учебного задания;

    Формирование способности удерживать цель деятельности на протяжении выполнения задачи;

    Развитие умения планирования предстоящей деятельности, разбиения ее на отдельные шаги, этапы;

    Освоение ребенком общих способов решения практических, интеллектуальных и познавательных задач;

    Овладение действиями контроля и оценки полученного результата своей деятельности .

    Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений. Ведь алгоритм - это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности людей.

    О необходимости включения алгоритмической линии в содержание обучения периода детства писали Н. Я. Виленкин, Л. В. Воронина, С. Е. Царева и др. . С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами, знакомятся с последовательностью действий при поглощении пищи, умывании, с правилами дорожного движения, поведения за столом, на улице, гигиеническими правилами. В образовательной области «Познавательное развитие» при формировании элементарных математических представлений дошкольники знакомятся с алгоритмами построения сериаци-оннного ряда, счета, решения арифметических задач, измерения величин и т.д.

    Алгоритм - это одно из древних, фундаментальных понятий математики, теории алгоритмов. В связи с информатизацией и технологизацией современного общества понятие «алгоритм» проникло в различные сферы жизни человека. А. А. Столяр дает интуитивно-содержательное определение этого понятия как предписание действий понятных и точных, порядка их выполнения для достижения решения любой задачи из определенного класса однотипных задач.

    Различают три вида алгоритмов. Первый - линейный, когда последовательность действий выполняется в строго определенном порядке, однократно. Разветвляющийся алгоритм характеризуется тем, что существует условие, которое необходимо проверить, и если оно выполняется, то исполняется одна последовательность шагов, если нет, то другая. Циклический алгоритм содержит часть действий, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие.

    Не каждая последовательность, план действий, правило являются алгоритмами, но они могут быть использованы на начальном этапе формирования у дошкольников алгоритмических умений.

    Большая часть исследований современных авторов направлена на развитие алгоритмического мышления, стиля мышления (А. В. Копаев, А. А. Столяр, С. Е. Царева), на формирование алгоритмической культуры (М. П. Лапчик). В отечественной психолого-педагогической литературе стали обращаться и к проблеме развития алгоритмических способностей, входящих в структуру познавательных (Н. Б. Истомина, С. Д. Язвинская). Также в методике появились исследования (Л. В. Воронина, З. А. Михайлова, А. А. Столяр), которые обосновывают возможность и необходимость изучения понятия «алгоритм» и формирования алгоритмических умений у детей, начиная с дошкольного уровня обучения .

    Анализ перечисленных выше исследований показал, что понятия «алгоритмические умения», «алгоритмическое мышление», «алгоритмические способности» и «алгоритмическая культура» тесно взаимосвязаны. Раскроим эти понятия.

    Алгоритмические умения включают умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умения выражать свои действия понятными языковыми средствами (А. А. Столяр) .

    Алгоритмическое мышление - это искусство рассуждать об алгоритмических процессах окружающей действительности, способность планировать свои действия, умение предвидеть различные сценарии и поступать соответственно им (С. Е. Царева) .

    Алгоритмическую культуру в педагогической литературе понимают как обладание личностными качествами, способствующими пониманию алгоритмов, значения их в различных областях деятельности, включающее в себя также владение соответствующим мышлением (М. П. Лапчик) .

    Специфические индивидуальные способности личности, выражающиеся в склонности мышления к нахождению обобщенных способов решения задач, к овладению обобщенными понятиями, правилами, направленными на быстрое и успешное достижение новых, значимых результатов в учебно-познавательной деятельности - это алгоритмические способности (С. Д. Язвинская) .

    То есть для формирования алгоритмических способностей необходимо сначала сформировать у ребенка алгоритмические умения, затем алгоритмическое мышление. Развивать вместе с этим такие качества его личности, как активность, инициативность, настойчивость и самостоятельность, способность к рефлексии и переносу знаний в новые ситуации, тем самым формируя алгоритмическую культуру школьника. Затем, овладев еще и творческой составляющей при выполнении алгоритмических действий, у ребенка формируются алгоритмические способности.

    Основываясь на анализе психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что у дошкольников в процессе игровой деятельности, особенно используя игры с правилами, необходимо формировать представления о последовательности действий, о понятии «правило», «алгоритм». Нами была разработана методика формирования алгоритмических

    умений у детей дошкольного возраста начиная со средней группы, которая включает в себя три этапа:

    1 этап (средняя группа) - формирование у ребенка умения использовать линейные алгоритмы для решения образовательных задач;

    2 этап (старшая группа) - обучение дошкольников выполнению алгоритмов всех видов, формирование первоначальных умений по составлению алгоритмов;

    3 этап (подготовительная к школе группа) - закрепление алгоритмических умений, перенос усвоенных алгоритмов в различные образовательные области и виды деятельности .

    Структура алгоритмических умений детей дошкольного возраста состоит из четырех блоков . Процессуальный блок отвечает за изучение свойств, видов, способов записи алгоритмов, за их исполнение и составление. Личностный направлен на осознание значимости новых знаний или способов деятельности. Регулятивный способствует формированию умения планировать, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативный блок развивает умения у дошкольников, взаимодействовать со взрослыми и между собой в процессе алгоритмической деятельности. Формирование компонентов алгоритмических умений у детей на каждом этапе представлено в таблице 1.

    Таблица 1

    Структура алгоритмических умений у детей дошкольного возраста

    Этап формирования алгоритмических умений Процессуальный блок Личностный блок Регулятивный блок Коммуникативный блок

    1. Подчиняться 1. Осознавать, что 1. Удерживать цель 1. Задавать вопросы

    правилу в игре, ко- деятельность со- деятельности в случае непонима-

    торое устанавлива- стоит из последова- непродолжитель- ния указаний вос-

    ет воспитатель. тельных шагов, от- ное время питателя.

    2. Слушать указа- дельных действий под руководством 2. Отражать в своей

    ния воспитателя, 2. Условно пони- воспитателя. речи собственные

    условно выполнять мать значимость 2. Попытки осуще- действия

    его в процессе сво- исполнения пра- ствления контроля под руководством

    ей деятельности. вил (алгоритмов) правильности вы- воспитателя.

    3. Исполнять одно, для достижения ре- полнения двух, 3. Взаимодейство-

    1 этап двух, трехшажные зультата. трехшажного алго- вать со сверстника-

    (средняя последовательно- 3. Попытки сопод- ритма. ми и воспитателем

    группа) сти действий чинения мотивов и 3. Выполнять про- в процессе игровой

    (линейные оценивания новых стейший алгоритм деятельности.

    алгоритмы). знаний, своей дея- по заданному вос-

    4. Восстанавливать тельности с точки питателем плану

    последовательность зрения усвоенных 4. Исправление

    шагов с опорой на норм ошибок в простей-

    карточки, содер- ших линейных

    жащие действия последовательно-

    показанного ранее стях действий

    алгоритма. под руководством

    воспитателя.

    1. Выполнять 1.Понимать значи- 1. Удерживать цель 1.Самостоятельно

    линейные алгорит- мость выполнения деятельности. отражать в речи

    мы из семи-десяти алгоритмов для 2. Следовать задан- свои действия при

    шагов. решения задач. ному плану с опо- выполнении алго-

    2. Исполнять раз- 2. Подчинять сою рой на карточки- ритма.

    ветвляющие и цик- роль в игре и моти- подсказки. 2.Задавать вопросы

    лические алгорит- вы деятельности 3. Оценивать дос- при выполнении и

    мы под руково- заданному правилу. тижение постав- создании простей-

    дством воспитателя 3. Проявлять инте- ленной цели, пра- ших алгоритмов.

    или с опорой на рес к созданию но- вильности выпол- З.Сотрудничать в

    2 этап карточки- вых алгоритмов. ненных действий паре и небольшой

    (старшая подсказки. под руководством группе в процессе

    группа) 3. Создавать под воспитателя. игры под наблюде-

    руководством вос- 4. Исправлять, нием воспитателя.

    питателя простей- осуществлять кор-

    шие алгоритмы для рекцию алгоритмов

    достижения по- по требованию и

    ставленной цели. под руководством

    4. Использовать воспитателя.

    блок-схемы как

    подсказки при вы-

    полнении алгорит-

    мов всех видов.

    1. Увеличении доли 1.Понимать значи- 1. Удерживать и ус- 1.Самостоятельно

    самостоятельности мость выполнения ловно принимать отражать в речи

    детей при выпол- алгоритмов для цель деятельности. свои действия при

    нении и составле- решения познава- 2. Самостоятельно выполнении алго-

    нии алгоритмов тельных задач. следовать приня- ритмов всех видов.

    любого типа. 2. Проявлять инте- тому плану дея- 2.Сотрудничать в

    2. Переносить из- рес к нахождению тельности. паре и небольшой

    вестные алгоритмы общих способов 3. Соотносить выпол- группе в процессе

    для решения по- (алгоритмом) ре- ненный алгоритм с игры и при выпол-

    добных задач под шения задач одно- образцом при помо- нении познава-

    3 этап руководством вос- го класса.. щи воспитателя. тельной задачи.

    (подготови- питателя. 3. Оценивать свою 4. Корректировать 3. Выполнять раз-

    тельная 3. Изменять алго- деятельность с точ- выполнение алго- личные роли в

    группа) ритм при модифи- ки зрения обще- ритма в соответст- группе, попытки

    кации условия, ис- принятых правил, вии с планом, ре- сотрудничать со

    ходных данных под норм поведения.. зультатом при по- сверстниками и

    руководством вос- мощи воспитателя. воспитателем в

    питателя. 5. Оценивать своею процессе игровой и

    4. Использовать ал- деятельность по познавательной

    горитмы в различ- простейшему пла- деятельности.

    ных видах деятель- ну, заданному вос- 5. Договариваться

    ности детей. питателем и с его помощью, подсказками и коррекцией. друг с другом в игре, в том числе и в играх с правилами.

    Таким образом, на основе анализа методической и психолого-педагогической литературы, возрастной периодизации Д. Д. Эльконина можно выделить в структуре алгоритмических умений не только умения выполнять алгоритмы любого вида и составлять простейшие алгоритмы, но и умения удерживать и принимать цель предстоящей деятельности, планировать свою работу, осуществлять оценку и контроль своих действий.

    Для целенаправленного формирования у детей, начиная со средней группы, алгоритмических умений нужно соблюдать ряд условий.

    1. Использовать игры с правилами и организовывать игровую деятельность дошкольников по заданным воспитателем условиям (алгоритмам). Например, в игре

    «Зоопарк» можно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

    2. Для развития у ребенка различных умений, в том числе и алгоритмических, необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды, при организации которой формирование алгоритмических умений происходит в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации.

    Для закрепления умений составлять линейные алгоритмы целесообразно ввести новый персонаж - робота, которому дети будут сообщать команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок. В роли робота выступает воспитатель: «Робот» - это машина, которая слушается человека и выполняет все его команды. С этим персонажем педагоги организует игры, например, предложим роботу съесть мандаринку, которая лежит на столе. Воспитатель побуждает детей к действию: «Роботу необходимо поесть, чтобы подзарядиться энергией». Задает вопросы, побуждая детей к решению задания: «Что нам нужно сделать?», «Зачем роботу необходимо поесть?», «Повторите, какой мы должны получить результат». Для получения первичного алгоритма деятельности задает вопросы: «Что сначала должен сделать робот?», «Предложите последовательность действий», «Назовите недостающее действие». В процессе игры дети под руководством воспитателя создают алгоритм, сообщают роботу команды, а «робот» их исполняет: первая команда: «Возьми мандаринку», вторая «Съешь ее». Воспитатель должен объяснить и посмеяться, что с кожурой съест не получиться: «Какое действие мы пропустили?» Дети ответят: «Надо сначала очистить мандаринку, а потом ее съесть». «А помыть мандаринку не нужно?». Определились первые команды алгоритма. Затем робот показывает и говорит, что не знает, куда убрать кожуру. Дети советуют выбросить, робот бросает ее на пол. Дети исправляют команду: «Выброси в мусорное ведро». Получаем алгоритм деятельности робота «Робот ест мандарин-ку»:1. Возьми мандаринку со стола. 2. Помой ее. 3. Вытри руки. 4. Очисти ман-

    даринку. 5. Съешь мандаринку. 6. Выброси кожуру в мусорное ведро. 7. Конец. Робот сообщает, что последней командой всегда должна быть команда «Конец», иначе он съест еще мандаринку, а затем еще и еще, пока дети его не остановят.

    3. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Задания должны быть посильными, не слишком легкими и не слишком трудными, увлекательными и доступными для восприятия детей. Так, дети старшей группы еще не могут удерживать в памяти при выполнении игровой ситуации последовательность из большого числа действий. Поэтому используем игры с двух-, трехшажными правилами. Например, игра «Локомотив». Воспитатель-локомотив ездит по группе и, подъезжая к определенному дошкольнику, сигналит три раза. Только на третий гудок дошкольник-вагон прицепляется к локомотиву, доставив вагон на вокзал, воспитатель должен его отцепить, поэтому необходимо сначала остановиться, а затем после второго гудка вагон должен отцепиться. Если последовательность действий на каком-то этапе будет нарушена, то вагон отвозят в ремонтный завод.

    В старшем дошкольном возрасте не всем детям сразу посильно выполнять разветвляющиеся, то есть алгоритмы с условием. Поэтому воспитатель использует различные средства-подсказки для усвоения алгоритмов данного вида. Например, игра «Сделай по условию»: воспитатель на доске изображает часть алгоритма с условием (рис. 1). Взрослый помогает дошкольнику, задает ему вопрос, показывает схему (схема кроме текста может содержать рисунок) и поясняет, что нужно сделать. Повторяет это действие еще с двумя детьми. После этого остальные дети должны выполнить не только условие, но и весь алгоритм полностью.

    4. Для обучения дошкольников действиям контроля, самоконтроля и оценке своей деятельности необходимо завершать игру, игровое задание или игровую ситуации этапом контроля. Завершая игру, под непосредственным руководством воспитателя,

    дети сравнивают полученную последовательность действий с эталоном, производят коррекцию, если необходимо, в своих алгоритмах. Воспитатель задает вопросы: «Достигли ли мы требуемого результата?», «Что мы сегодня научились делать?», «Все ли у

    нас получилось?», «Зачем нам нужно было выполнять данную последовательность действий?», «Дайте оценку своей деятельности». Постепенно обучаемый увеличивает долю самостоятельности ребенка при оценке своих действий. Также необходимо использовать игры на исправление алгоритма, последовательности действий. Например, воспитатель-робот просит накормить его: не помыв руки, сначала требует суп, потом торт, компот, а затем пюре с сосиской. Взрослый анализирует, выполняют ли его требования дошкольники, чем они объясняют изменение алгоритма, аргументирует, почему так есть, как требует робот нельзя.

    5. Интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности, перенос приобретенных умений в различные образовательные области и виды деятельности. Основная цель использования этого условия - это обеспечение осознанного выполнения детьми любого вида алгоритма. Воспитатель постепенно увеличивает долю самостоятельности в выполнении и состав-

    лении алгоритма ребенком, побуждает в процессе выполнения различных видов детской деятельности самостоятельно осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию выполнения и составления алгоритма. Для нахождения общих способов решения практических задач с использованием известных алгоритмов, для формирования умения изменять алгоритм при трансформации условий можно применять творческие игровые задания, а затем предложить проанализировать свою деятельность, отвечая, например, на вопросы: «Какие причины способствовали изменению алгоритма?», «Изменилась ли при этом цель деятельности?».

    Учет всех выделенных условий в процессе формирования алгоритмических умений будет способствовать возникновению мотивации познавательной деятельности, целеполаганию, планированию, оценке, контролю своей деятельности, то есть будут оказывать влияние и на развитие предпосылок к учебной деятельности будущих первоклассников.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Белик Я. Н. Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011.

    2. Виленкин Н. Я., Дробышев Н. Я. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики // Начальная школа. 1988. № 12. С. 34-37.

    3. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Образование и наука. 2013. № 1. С. 74-844. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Современные технологии математического образования дошкольников: учебное пособие; под общ. ред. Л. В. Ворониной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 282 с.

    5. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 22-33.

    6. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 201 с.

    7. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. Смоленск: Ассоциация XXI века, 2009. 287 с.

    8. Копаев А. В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. 2003. № 6. С. 6-11.

    9. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студ. пед. вузов. М. : Академия, 2003. 624 с.

    10. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3.

    11. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

    12. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студ. пед. институтов / под ред. А. А. Столяра. М. : Просвещение, 1988. 303 с.

    13. Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. учреждений высш. образования. М. : Академия, 2014. 496 с.

    14. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М. : Логос, 1994. 320 с.

    15. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М. : ВЛАДОС, 1999. 360 с.

    16. Язвинская С. Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2009.

    1. Belik Ya. N. Formirovanie predposylok uchebnoy deyatel"nosti starshikh doshkol"nikov v aspekte preemstvennosti doshkol"nogo i nachal"nogo obshchego obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2011.

    2. Vilenkin N. Ya., Drobyshev N. Ya. Vospitanie algoritmicheskogo myshleniya na urokakh matematiki // Nachal"naya shkola. 1988. № 12. S. 34-37.

    3. Voronina L. V., Utyumova E. A. Razvitie universal"nykh predposylok uchebnoy deya-tel"nosti doshkol"nikov posredstvom formirovaniya algoritmicheskikh umeniy // Obrazovanie i nauka. 2013. № 1. S. 74-84.

    4. Voronina L. V., Utyumova E. A. Sovremennye tekhnologii matematicheskogo obrazovaniya doshkol"nikov: uchebnoe posobie; pod obshch. red. L. V. Voroninoy. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2013. 282 s.

    5. Davydov V. V. Genezis i razvitie lichnosti v detskom vozraste // Voprosy psikhologii. 1992. № 1. S. 22-33.

    6. Detstvo: Primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel"naya programma doshkol"nogo obrazovaniya / T. I. Babaeva, A. G. Gogoberidze, Z. A. Mikhaylova i dr. SPb. : DETSTVO-PRESS, 2011. 201 s.

    7. Istomina N. B. Metodika obucheniya matematike v nachal"noy shkole. Razvivayushchee obuchenie. Smolensk: Assotsiatsiya XXI veka, 2009. 287 s.

    8. Kopaev A. V. O prakticheskom znachenii algoritmicheskogo stilya myshleniya. // Informatsionnye tekhnologii v obshcheobrazovatel"noy shkole. 2003. № 6. S. 6-11.

    9. Lapchik M. P. Metodika prepodavaniya informatiki: uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov. M. : Akademiya, 2003. 624 s.

    10. Leont"ev A. A. Chto takoe deyatel"nostnyy podkhod v obrazovanii? // Nachal"naya shkola: plyus-minus. 2001. № 1. S. 3.

    11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 «Ob utverzhdenii federal"nogo gosudarstvennogo obrazovatel"nogo standarta doshkol"nogo obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.11.2013

    12. Formirovanie elementarnykh matematicheskikh predstavleniy u doshkol"nikov: uchebnoe posobie dlya stud. ped. institutov / pod red. A. A. Stolyara. M. : Prosveshchenie, 1988. 303 s.

    13. Tsareva S. E. Metodika prepodavaniya matematiki v nachal"noy shkole: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. obrazovaniya. M. : Akademiya, 2014. 496 s.

    14. Shadrikov V. D. Deyatel"nost" i sposobnosti. M. : Logos, 1994. 320 s.

    15. El"konin D. B. Psikhologiya igry. 2-e izd. M. : VLADOS, 1999. 360 s.

    16. Yazvinskaya S. D. Pedagogicheskie usloviya razvitiya algoritmicheskikh sposobnostey detey starshego doshkol"nogo vozrasta v protsesse poznaniya kategorii vremeni: dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol", 2009.

    
    Top