День влюбленных в православной церкви - день петра и февронии. Ко дню всех влюбленных

Мода отмечать День влюбленных 14 февраля охватила весь мир, хотя во многих странах и без увязки с его религиозными корнями - просто в качестве отличного повода. В России праздник этот абсолютно светский.

А вот верующие чествуют православных покровителей любви и верности - Петра и Февронию - 8 июля. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно "Повести", жил-поживал в Муроме в конце XII-начале XIII века князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя - Петра. И Петр-таки убил его мечом, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызвала тяжелую болезнь - руки и лицо князя покрылись язвами. Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. И там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу - сидела она за ткацким станком, а перед ней прыгал заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же согласилась излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный болезнью князь был согласен на все. Однако, вылечившись, отказался выполнить свое обещание, после чего опять покрылся язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней. Постепенно князь понял, что Феврония - его единственная любовь. И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу, либо отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой. Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть, они жили счастливо и скончались в один день. Удивительно повествование о смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает одновременно со своим мужем...


Не отсюда ли пошла известная присказка-концовка многих сказок: жили они долго и счастливо и умерли в один день...?

Примерно через 300 лет после кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Православный "День влюбленных" отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина: в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, люди возрастом постарше - о семейном согласии.

(история любви Петра и Февронии)
8 июля православные христиане отмечают "День влюбленных". В роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию. Покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям православные святые Петр и Феврония. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно "Повести", супруги княжили на Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.
Сказание о Петре и Февронии рассказывает о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя - Петра. Петр убивает его мечом, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь - руки и лицо князя покрываются язвами.
Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу - сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней. Постепенно князь понимает, что Феврония - его единственная любовь.
И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой. Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть.
Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем... Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом.
Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Православный "День влюбленных" отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина.
В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.
Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквах. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии.

Православный святой против католического Валентина

14 февраля Православная церковь празднует день святого великомученика Трифона. Он был простым пастухом во Фригии и обрел дар изгонять бесов - а спустя много веков в Москве стал покровителем брака и любви.

Пас гусей, гонял бесов

Трифон был родом из бедной и благочестивой христианской семьи из Фригии, ныне – территория Турции. Мальчик рос в сельской местности, пас гусей и ни о чем таком не промышлял, но в детстве у него обнаружился редкий дар: способность изгонять бесов. На более мелких тварей его способности также работали - в древних преданиях сказано, что своей молитвой он сумел предотвратить нашествие саранчи на родное село.

Димитрий Ростовский в житии подвижника сообщает: у императора Гордиана III, царствующего в те времена в Риме, была дочь по имени Гордиана, красивая и умная, но однажды в девушку вошел бес. Он жестоко мучил ее, и никто не мог помочь. Дошло до того, что бес, захвативший разум Гордианы, сказал священникам и лекарям: «Никто не может изгнать меня отсюда… Кроме отрока, которого зовут Трифон». Императорские слуги отправились искать юношу с таким именем и через некоторое время добрались до фригийского поселения, где будущий святой пас гусей: Трифону на тот момент исполнилось 17 лет.

Когда он добрался до Рима, император попросил не просто изгнать беса из его дочери, но и показать его во плоти - так, чтобы любой мог узреть его. Юноша согласился. И после этого тотчас «диавол предстал пред всеми в виде черного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле» - так описывает это событие Димитрий Ростовский. Тогда же, по его словам, многие, кто наблюдал это зрелище, уверовали в Спасителя.

Увы, не все императоры в те времена благосклонно относились к христианам. Через несколько лет на трон взошел император Деций, прозванный Свирепым. Во время его правления было казнено огромное количество христиан. Он дал указания преследовать христиан во всех провинциях. Трифон не стал скрываться. Когда его схватили, он отказался предать Христа. После долгих пыток и изощренных мучений Трифон был казнен - ему отрубили голову.

В Москву

Куда интереснее, как мученик Трифон обрел славу на Руси. Существует московское предание, будто государев сокольничий, некий боярин Трифон Патрикеев упустил любимого царского сокола. Нет единого мнения, что это был за царь: одни легенды уверяют, что это был сам Иван Васильевич Грозный, другие - что дело происходило во время правления Ивана Третьего, которого также иногда называли Грозным. Как бы то ни было, без сокола возвращаться под гневные очи государя сокольничему было никак нельзя. Он горячо помолился святому Трифону и уснул.
Во сне Трифону явился его тезка - юноша на белом коне и с соколом в руках. Проснувшись, сокольничий увидел, что на руке у него сидит вернувшийся сокол. Так появилась на Руси традиция изображать Святого Трифона на коне и с соколом в руке, в то время, как на византийских иконах мученик держит в руках крест.

Руководства по написанию икон дают указания: «типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия. В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве». В память о том самом чуде, как гласит предание, сокольничий построил на том самом месте небольшую каменную церковь. Стоит она и по сей день - недалеко от Марьиной Рощи, на улице, названной в ее честь Трифоновской.

Загадочная церковь

Именно дата постройки храма и вызвала споры, какому именно царю служил Трифон Патрикеев - Грозному или Ивану III. Если считать за год постройки надпись, выбитую на одном из кирпичей храма с указанием даты, то получится, что церковь была построена в 1492 году, в период правления Ивана III и задолго до рождения Ивана Грозного. Однако не все исследователи согласны с этой датой, некоторые относят время строительства храма ко второй половине XVI века.

Еще одна загадка - личность самого сокольничего. Единственным достоверно существовавшим приближенным к царю был человек по фамилии Патрикеев, и звали его не Трифон, а Иван. В январе 1499 года попал в опалу и был сослан в мужской монастырь, так что храм построить он не мог. Исследователь архитектуры Московской Руси Александр Эзерин приводит свою версию возникновения храма. Согласно ей, церковь могла быть построена иностранцами, которых Иван III после женитьбы на Софье Палеолог приглашал в большом количестве в Москву для храмовых и прочих работ. Это были преимущественно итальянцы - зодчие, ювелиры и представители других профессий. Среди них был некий мастер Трифон из города Котора. У итальянской общины не было своего храма, а, поскольку они были католиками, то Иван III, подумав, все же позволил им построить церковь для своих нужд, но - за чертой города и так, чтобы она не выделялась своим внешним видом. Это объясняет необычную архитектуру храма.

Вероятнее всего, построенный по инициативе мастера храм в честь святого Трифона пробыл католическим недолго. Постепенно итальянские экспаты перенимали образ жизни москвичей, а вслед за этим - и веру. Так что вскоре храм был переосвящен как православный.

Трифон против Валентина

Как бы то ни было, почитание святого Трифона распространилось по Московским землям. В народном сознании он стал покровителем охотников и рыбаков. Молятся мученику Трифону также об устроении житейских дел, квартирных проблем и сложностей со здоровьем. Москвичи в давние времена обращались к святому Трифону по любому поводу - и в горе, и в радости.

На Руси в те времена в феврале массово играли свадьбы и праздновали помолвки. Ну а девушки молились 14 февраля святому мученику Трифону с просьбой помочь в любви и обрести семейное счастье. С точки зрения русских традиций, куда правильнее просить об этом реально существовавшего и прославляемого 14 февраля святого Трифона, нежели непонятного святого Валентина

Совсем недавно к нам, в православную Россию пришел и прижился католический праздник День святого Валентина. То ли торговые предприятия так раскрутили чужой обычай, чтобы в огромных количествах продавать всякие сердечки и сувениры, то ли не хватало нашему народу нежного романтического праздника, когда влюбленным давался повод признаться друг другу в любви.
Не столь важно. Но День Влюбленных так и остался праздником молодых пар, чьи сердца пронизаны стрелой Амура.

Русская православная церковь неоднозначно отнеслась к новому празднику, считая его чужим. А некоторыми священнослужителями даже греховным, ибо почитается только супружеская любовь, а все остальное блуд. Но кто ж мешал внести в массы знание о русских покровителях влюбленных и сделать популярным и любимым русский день Влюбленных. Ведь существует день Петра и Февронии – покровителей любви, семьи и брака. И это одни из немногих русских святых, память которых не тянет за собой кровавый след страданий и смертей. Да и не затронуло православный день влюбленных.

8 июля день святых Петра и Февронии, которые с давних времен считаются покровителями супружеских пар. Ежегодно, в этот день празднуется день супружеской любви, верности и семейного счастья, а любящие супруги поздравляют друг друга с праздником.

Прикоснувшись к частицам мощей князя Петра и княгини Февронии, которые находятся в Спасо-Преображенском соборе, вы примите покровительство святых и их благословение в браке. Чтобы отпраздновать этот праздник, можно сходить в храм, помолиться, приобрести икону святых и подарить ее молодоженам.

Из истории святых чудотворцев мы можем узнать, что сын князя Муромского Петр был болен проказой. Во сне ему приснилась крестьянка Феврония, которая могла бы его излечить от недуга. Князь приказал найти девушку. Пообещав на ней жениться, он забыл о своих словах после выздоровления, и опять заболел. Феврония вылечила князя снова, тогда свадьба состоялась.
Бояре были против женитьбы князя на крестьянке. Из-за большой любви Петр и Феврония отказались от княжеского престола, однако вскоре бояре сами обратились к Петру и супруге его с просьбой княжить. Так и правили городом князь Петр и супруга его Феврония и прожили в любви и согласии всю жизнь.
В глубокой старости они приняли постриг и находились в разных монастырях – Давид и Ефросиния. В мольбах, они просили бога о даровании им смерти в один день и час, подготовив гроб на двоих, перегородив его тонкой перегородкой. Так и случилось 8 июля (по новому стилю) 1228 года. Их тела дважды разносили по разным храмам, но благодаря чуду, они оказывались рядом. Вместе они и были похоронены в городе Муроме близ соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Русская православная церковь через 300 лет после причислила Петра и Февронию к лику святых.


Памятник Петру и Февронии в Омске

Красивая романтичная история, достойная пера сценаристов. И почему надо сочинять новомодные истории сериальных золушек, когда есть готовый материал, из которого при красивом обрамлении может получиться замечательная, поучительная история любви, которая не только тронет сердца, но и заполнит пробел знаний о русской истории.

Петр и Феврония Муромские

Традиционно на Руси покровителями семьи и брака считались совершенно другие святые, например Петр и Феврония Муромские. Святые князь Петр и княгиня Феврония доныне являются образцом супружеской верности и благочестия. Перед смертью они оба приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умерли в один день.

Старец Захария

Есть у православных москвичей, мечтающих устроить семейную жизнь, добрая традиция. На Немецком кладбище в Москве покоится схиархимандрит Захария - Зосима (в схиме снова Захария). Он был последним монахом, вышедшим из Троице-Сергиевой Лавры. И у него есть своя область, в которой он особенно помогает. Если два человека решают совместно продолжить свой жизнь путь или если одолевают сомнения в правильности выбора, то можно вместе приехать на могилу схиархимандрита Зосимы и помолиться. Более подробно об этой московской традиции мы уже писали: «Просто там встать, почитать сколько-то раз «Богородице Дево, радуйся», попросить его (Зосиму. - Примеч.ред.) своими словами, чтобы по его молитвам Бог помог и все устроилось по Божьей воле. Потом известно, что Господь так посылает, что либо все срастается, либо людям самим становится понятно, что им это не нужно, неправильно. И они расстаются, но не трагически расстаются, как-то без изломов, без фатальных катаклизмов, без неправильностей жизненных».

Преподобные Кирилл и Мария

Примером христианского «благоугодного жития», целомудренного супружества, воспитания детей в вере являются преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского. Можно утверждать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей преподобного Сергия учит нас смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму.

Святые праведные Иоаким и Анна

Следует упомянуть и святых праведных богоотец Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы. У Иоакима и Анны долгое время не было детей. Бесчадие считалось у евреев тяжким грехом. Для Иоакима и Анны это было великое несчастье. Много слез пролили они, много молитв вознесли к Богу о даровании им чада. И Господь внял их молитвам. Ангел Господень принес им благую весть: Иоакиму и Анне по воле Божией суждено было стать родителями Той, через Которую будет дано спасение всему миру. У них и родилась Дочь, нареченная Марией, Пречистая Дева, Мать Господа нашего Иисуса Христа. Святым праведным Иоакиму и Анне можно молиться об устроении семейной жизни и о зачатии тем, кто по своей немощи не может иметь детей. ... Среди икон Пресвятой Богородицы влюбленные могут также молиться Феодоровской, Костромской иконе Божией Матери (Одигитрия) и иконе Богородицы «Взыскание погибших». Чудотворный образ иконы Божией Матери «Взыскание погибших» находится в храме Воскресения Словущего в Москве.


Top