Что такое добродетельная жена. Добродетельная жена

Добрый день, дорогой читатель! Недавно встретила такое описание добродетельной жены... Есть о чем задуматься.

"Размышления замужней женщины" http://semya-moja.narod.ru/rassilka-2.html
Классическая семья в настоящее время - вечно недовольная занудная женщина и рядом с ней либо алкоголик, либо гуляка, либо просто слабак, не умеющий зарабатывать.
Узнаете свою семью? Или мужа? Или жену? Или кого-то из близких родственников, соседей? Это становиться нормой жизни. Так многие живут, скажите вы и будете правы. Кто виноват, если семейные отношения не складываются? Бывают ли семьи крепкими, мужья верными и любящими, а жены милыми и заботливыми? Куда уходит любовь? Как возбуждать и интересовать мужа на протяжении многих совместно прожитых лет? Вот об этом и поговорим в рассылке.

На этом пока все
До встречи в следующем выпуске,

<< Предыдущий выпуск №34
Что больше всего раздражает в бабах?
Склонность к сплетням, корыстолюбие, занудство, беспомощность... Семейные зарисовки.
Сегодня предлагаю вам взглянуть на женщин глазами мужчин... Что больше всего раздражает в бабах.. 1. СКЛОННОСТЬ К СПЛЕТНЯМ Критиковать и издеваться над недостатками других женщин при мужчине является чертой, присущей всем представительницам женского рода. Это своего рода защитная практика, призванная устранить возможную конкуренцию. Семейные зарисовки: Конец июня. Одна моя знакомая уговорила мужа поехать за земляникой после работы, т.е. после 17 часов. Она позвонила мне и стала меня уговаривать поехать с ними. Я ненавижу собирать ягоды в лесу, да и погода стояла плохая. С утра шел дождь, и только к вечеру появилось солнышко. Но дождь шел три дня перед этим, и везде были лужи.
Следующий выпуск №36 >>
10 принципов осознанного выбора партнера.
Знайте, кто вы есть и чего вы хотите. Изучайте, как вам получить то, что вы хотите. Будьте тем, кто выбирает.... Принцип №10 Будьте «Успешным Одиноким».
Знайте, кто вы есть и чего вы хотите. Изучайте, как вам получить то, что вы хотите. Будьте тем, кто выбирает.... Принцип №10 Будьте «Успешным Одиноким». Семейные зарисовки Эту маленькую историю любит вспоминать мой муж, когда кто-то из знакомых жалуется, что ребенок плохо ест. Он всегда говорит: «Дайте его или ее на пару дней к моей жене, она его приучит есть все."

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов.
Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка.
Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
Она встает еще ночью, и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.
Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
Она делает себе ковры: виссон и пурпур - одежда ее.
Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
Она наблюдает за хозяйством в доме своем, и не ест хлеба праздности.
Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее:
«Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! (ПРИТЧИ 31:10-31).

Тридцать одна Характеристика Добродетельной Жены

1. Нравственно безупречная (совершенная) (31:10) 17. С утонченным вкусом (31:22)
2. Бесценная (31:10) 18. Уважаемая - известная (31:23)
3. Заслуживающая доверия (31:11) 19. Усердная - состоятельная (31:24)
4. Прирожденно добрая и верная (31:12) 20. Надежная - честная (31:25)
5. Искусная - опытная (31:13) 21. Уверенная – полная надежд (31:25)
6. Бережливая - трудолюбивая (31:14) 22. Благоразумная - сдержанная (31:26)
7. Обязательная - внимательная (31:15) 23. Любезная - понимающая (31:26)
8. Разносторонняя - рассудительная (31:16) 24. Осторожная - практичная (31:27)
9. Неутомимая - здоровая (31:17) 25. Энергичная – всегда активная (31:27)
10. Радостная - умелая (31:18) 26. Идеальная жена и мать (31:28)
11. Бдительная - осторожная (31:18) 27. Уважаемая своей семьей (31:27-28)
12. Бережливая - мастеровая (31:19) 28. Превосходит в добродетели (31:28)
13. Милосердная - великодушная (31:20) 29. Богобоязненная - смиренная (31:30)
14. Щедрая - милостивая (31:20) 30. Достойная - преуспевающая (31:31)
15.Бесстрашная - предусмотрительная (31:21) 31. Почитаема в обществе (31:3)

16. Искусная в украшении дома - меблировке (31:22)

Добродетельная жена венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Притчи 12:4

Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны: кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе. (Притчи 27:15-16)

Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: "я ничего худого не сделала ". От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей. (Притчи 30:20-23)

Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. (Притчи 31:3)

ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; (Притчи 5:3-4)

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? (Притчи 5:15-20)

потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. (Притчи 6:26)

То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. (Притчи 6:29)

Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: (Притчи 6:32)

Скажи мудрости: "Ты сестра моя!" и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои. (Притчи 7:4-5)

Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство. (Притчи 11:16)

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная. (Притчи 11:22)

Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. (Притчи 12:4)

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. (Притчи 14:1)

Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. (Притчи 18:23)

Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа. (Притчи 19:14)

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. (Притчи 21:9)

Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. (Притчи 21:19)

Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице. (Притчи 30:18-19)

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; (Притчи 31:10-11)

Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их". Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! (Притчи 31:13-31)

Этот номер предназначен для христианской свадьбы. Всем известна 31-я глава книги Притч о добродетельной жене. Эта суперженщина встает еще ночью и прядет, и вяжет, и делает ковры для купцов... Но многое нам непонятно из-за разницы во времени и культуре. Зачем ее муж сидит у ворот? И почему она работает, а он сидит? И т.д. и т.п.

Предложите гостям на свадьбе написать свой вариант притчи о добродетельной жене. Пусть ведущий читает по одному библейскому тексту и тут же дает микрофон в зал, чтобы желающие могли предложить свой современный вариант. Помощник ведущего быстро записывает все сказанное. Потом ведущий выбирает самые оригинальные предложения и зачитывает современный вариант 31-й главы книги Притч.

У вас может получится примерно такой текст:

Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. - Где искать добропорядочную жену? Цена ее выше всех акций на бирже.

Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. - Муж может доверить ей свое имущество: квартиру, машину и пр.

Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. - Она добрая и ласковая, а не злая и сварливая.

Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. - Она сажает огород и выращивает экологически чистые продукты для своей семьи.

Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. - Она делает летом много заготовок на зиму: варенья, соленья, маринады и т.д.

Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. - Она встает, как только прозвенит будильник, и включает стиральную и посудомоечную машинки.

Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. - Захочет она сделать ремонт, накопит денег и сделает!

Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. - Ей не нужно заниматься фитнесом, так как она тренирует свои мышцы во время уборки дома и таскания тяжелых сумок из магазина.

Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. - Она в трудах проводит весь день, и даже поздно вечером все еще горит свет на ее кухне.

Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. - Она постоянно что-то шьет на швейной машинке.

Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. - Она всегда подаст бабульке в переходе и угостит пирожками соседских детей.

Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. - Гардероб ее семьи всегда готов к зиме, потому что она обычно покупает одежду на зиму еще весной с большими скидками.

Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. - Она умеет одеться красиво, хотя и экономно расходует бюджет.

Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. - Ее муж уважаем в братском совете, он также имеет связи с мэром города.

Она делает покрывала и продает, и пояса доставляет купцам Финикийским. - Она всегда не прочь подработать на дому, а свое рукоделие она продает в магазине «Хенд мэйд».

Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. - Она хорошо выглядит и всегда в отличном настроении.

Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. - Она не «пилит» своего мужа, и не кричит на детей.

Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. - Она содержит свой дом в чистоте и порядке, у нее всегда вовремя приготовлен завтрак, обед и ужин.

Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее. - Дети слушаются ее и берут пример, муж просто не нарадуется, что женился на такой женщине!

Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их. - Ни у кого из моих друзей и знакомых нет такой замечательной жены!

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. - Красота с годами проходит – и косметика не поможет, но доброе сердце, боящееся Бога, - это настоящее сокровище.

Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! - Муж, отдай ей свою зарплату, и расскажи о ее добрых делах всем!

Обычно я отвечаю, что Библия призывает всех, но не все будут послушны. И причины этому не в образовании, и не в стартовом капитале. Причины в том, что у нас, верующих людей, в большинстве, неверное отношение к бизнесу, нет понимания настоящих задач, которые Бог ставит перед ним. Ведь если Иисус в Матф. 6 говорит нам не заботится о том, что нам есть, пить и во что одеваться, то явно мы работаем и занимаемся бизнесом не для того, чтобы себя прокормить. Следовательно, правильное отношение к бизнесу не рассматривает деньги, как основную тему. Но сегодня не об этом.

Сегодня меня зацепило в описании добродетельной жены вот что: заметьте, что во всём, довольно длительном описании её поступков, нигде не сказано, что она выполняет чьи-то решения. Наоборот: Она решила, и купила поле, она встала, и раздала нуждающимся. Другими словами, она - человек, принимающий самостоятельные решения, человек, берущий на себя ответственность управлять ходом событий в своей жизни.

А значит, она не наёмный работник. Что такое наёмный работник, в самой глубине этого явления? Почему это так привлекательно для многих? Не надо принимать решения, а следовательно, отвечать за последствия. Намного проще всё свалить на начальника - пусть он даст мне, что делать, чем делать, скажет, как делать и сколько делать - пусть он парится о том, на что меня содержать, где брать деньги на мою зарплату. И при неудовлетворительных результатах МОЕЙ работы, крайняя сволочь всё равно ОН!

В то время, как человек самостоятельный, ну, собственно, стоит сам! Сам решает, что делать, где и чем это делать, как именно и сколько сделать. От этого зависит, сколько будет денег у него в кармане, и при любых результатах - он сам в ответе за всё.

Поэтому, я вижу, что добродетельная жена - это как минимум «самозанятый» человек, выражаясь актуальной на данный момент терминологией. С другой стороны, может ли «самозанятый человек» покрыть самостоятельно столько сфер деятельности, сколько здесь перечислено? Сильно сомневаюсь. То есть, на неё работают другие люди, она - предприниматель!

Итак, напрашивается вывод, что добродетельная жена, это жена - предприниматель. Не в ущерб материнству (ст. 21, 26, 28), совмещая эти вещи (что ещё раз подтверждает тот факт, что на неё работают люди, иначе это просто нереально).

Но самое интересное, это то, как этот отрывок заканчивается. Разберём две строки по принципам восточной поэзии.

С одной стороны, видим слова:

«Крепость и КРАСОТА - одежда ее» (Прит.31:25),

А с другой:

«Миловидность обманчива и КРАСОТА суетна» (Прит.31:30)

Как же так? Тут надо смотреть оригинал. В первом случае используется слово «хадар», означающее «величественность, достоинство», а во втором случае - «йофии» - украшения, гламур.

Часто можно услышать, как в проповедях призывают не гордиться. Однако, следует различать гордость и гордыню. Мы видим, что добродетельную жену одевает крепость и чувство собственного достоинства. А не ботокс, силикон, приклеенные ресницы да наращённые когти. Это всё последнее, сказано, «суетно». При этом, если посмотреть завершение стиха 25 - мы видим, что «весело смотрит она в будущее». Действительно, когда женская привлекательность - это лишь внешние «обвесы», то будет постоянный страх, что рядом с мужем «проплывёт» кто-то более круто обвешанная. И гламур не удержит. А 30-й стих, противопоставляет и говорит, что жена, боящаяся Господа (как? Смотрите стихи 12-27) достойна хвалы. Не зависимо от миловидности и красоты.

А что же её муж тогда делает? Часто можно услышать мнение, что он сидит у ворот. Сомневаюсь. Стих 23 имеет одно маленькое словечко, которое уточняет об этом сидении у ворот:

«Муж ее известен у ворот, КОГДА сидит со старейшинами земли».

Вся книга Притч говорит довольно ярко против ленности, и о том, что лень неизбежно приводит к разорению. Здесь же мы видим, что про мужа сказано, что «он не останется без прибытка», следовательно, предполагаю, что он занят деятельностью, и, судя по всему, ещё большей, чем жена. Но, КОГДА надо прийти и принимать решения на уровне города (именно этим занимались у ворот), приходя, он выглядит, благодаря жене так, что и он известен становится, и ей воздаётся честь за её добродетельность (ст. 31).

«А как же дети то, если они оба в бизнесе?» спросите вы. И вот тут появляется повод осмыслить «достижения» современности. В культурах востока, а Израиль, это хотя и ближний, но всё-таки восток, дети были либо в школах (йешивах), либо с родителями, чем бы последние не занимались. А с 12-ти лет вообще выходили на работу на своего отца. Это у нас сегодня дети сидят дома после школы, а в библейские времена в библейских культурах - дети, если было время после йешивы, шли на работу к родителям. Поэтому, сегодня и есть разрыв «когда же нам детьми заниматься?» Если бы не это радикальное извращение мировоззрения, такой проблемы никогда и не было бы.

Это просто мои мысли о прочитанном сейчас в Писании отрывке. И да, как обычно, соглашаться не обязательно, просто напишите пожалуйста, с чем вы не согласны сегодня?)))


Top