Игры на осенины для начальной школы. Конкурс " Осенины"

Сценарий осеннего досуга для детей младшего школьного возраста

Сценарий осеннего развлечения для детей младшего школьного возраста «Осенины».


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию материал, который направлен на организацию досуговой деятельности детей в осенний период. Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям группы продлённого дня. Мероприятие рекомендуется проводить в лесу, в парке, на полянке.
Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей.
Задачи:
- организовать интересный и познавательный отдых детей;
- развивать двигательную активность детей: ловкость, быстроту, координацию движений, умение действовать по сигналу;
- воспитывать любовь к замечательному времени года – осени;
- способствовать адаптации детского организма к погодным условиям, дать возможность почувствовать и ощутить все прелести природы;
- укреплять здоровье.
Предварительная работа: разучивание стихов, сбор природных материалов.Ведущая: Любой праздник, торжество, встреча с друзьями должны быть запоминающимися, весёлыми, оставляющими добрый след в душе. Дорогие ребята, сегодня мы собрались здесь с Вами, чтобы прекрасно провести наш праздник - «Осенины». Впереди Вас ждут интересные и увлекательные задания!

1 ученик:
Хорошо и там и тут,
Где по имени зовут.

2 ученик:
Разные на свете бывают имена.
Значение имён толкуют письмена.

Первое задание:
«Скажи мне, как тебя зовут»
Из подручных материалов (шишки, жёлуди, листья и пр.) игрокам необходимо выложить свои имена. Побеждает тот, кто справится быстрее, кроме того, учитывается аккуратность и красота.

Второе задание:
«Фраза по кругу»
Выбирается какая-нибудь простая фраза, например: «Уж небо осенью дышало…» Далее, начиная с первого участника, эта фраза произносится всеми по очереди. Каждый участник игры произносит эту фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивлённой и т. д.) Если игрок не может придумать ничего нового, то он выбывает. Выигрывают несколько человек или один.

Третье задание:
3 ученик:
Яблоко спелое,
Яблоко сладкое,
Яблоко хрусткое
С кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
«Откуси яблоко»
Яблоко привязывают за черенок и подвешивают. Участники подходят к яблоку по одному и пробуют откусить, держа руки за спиной.
«Дай яблочко»
Участники делятся на две команды. Каждой команде вручается большое и красивое яблоко. Участники выстраиваются в ряд друг за другом. Стоящие впереди зажимают яблоки между шеей и подбородком. Игроки, стоящие сзади, должны взять яблоки, также зажав их между подбородком и шеей. Так яблоки передаются следующим игрокам. Кто уронит яблоко, тот выбывает из игры. Выигрывает та команда, которая справится с передачей яблока быстрее.
Второй этап конкурса. Участвуют также игроки обеих команд, каждый из которых откусывает яблоко и передаёт его тому, кто стоит позади. Команда, которая быстрее справится с задачей, то есть у которой от яблока останется как можно меньше, считается победившей.

Четвёртое задание:
«Любопытный»
Выбирается ведущий. Он обращается ко всем играющим поочерёдно с вопросами: Кто? С кем? Зачем? Откуда? Когда? и т. д. Играющие должны давать ответы с заданной буквы и на осеннюю тематику.
Буквы даются следующие: «О» «С» «Е» «Н».
Например, объявлено, что надо отвечать только с буквы «О» и на осеннюю тематику. Кто? Она. Когда? В октябре. Куда? Очень далеко. Что сделала? Отправилась. Зачем? В отпуск.
«С». Кто? Саша. С кем? Со Светланой. Когда? Сегодня. Что сделали? Собрались. Куда? В «Современник». Зачем? Смотреть фильм.
«Е». Кто? Евгения. С кем? С Егором. Что делали? Ехали. Когда? Ежедневно. Куда? В ельник. Зачем? Есть малину.
«Н». Кто? Нина. С кем? С Никитой. Когда? В ноябре. Что делали? Несли. Что? Ноутбук. Куда? Наверх.

Пятое задание:
«Писатель»
Участникам предлагается составить рассказ из газетных и журнальных вырезок.

Шестое задание:
4 ученик:
В саду осеннем, у дорожки,
Осина хлопает в ладошки.
Вот почему на той неделе
Её ладошки покраснели.
«Дерево»
Ведущий находится в центре полянки. Игроки встают рядом с деревьями. По сигналу ведущего участники начинают перебегать от дерева к дереву, а водящему нужно занять какое-нибудь дерево без игрока. Для этого он должен подбежать и прислониться к нему. Тот, чьё дерево будет им занято, становится водящим.

Седьмое задание:
«На что похоже?»
Ведущий загадывает какой-нибудь предмет на осеннюю тематику и по секрету записывает название на листке. Например, жёлудь.
Игроки по очереди говорят, на что этот предмет похож. Они не знают, что задумано, и говорят наугад: на велосипед и т.д. Далее ведущий показывает, что у него написано. Жёлудь! Начинается самое интересное. Игроки «защищают» свои сравнения. Например, «Жёлудь, как велосипед, катится».

Восьмое задание:
5 ученик:
Что за цвет такой прекрасный
Светит ярким огоньком?
Угадали: это - красный!
Всем ребятам он знаком.
6 ученик:
Красной спелостью малина
Привлекает на кустах.
Ранней осенью рябина
Покраснела вся в лесах.
7 ученик:
Очень просится в лукошко
С красной шляпкой мухомор.
С огорода к нам в окошко
Смотрит красный помидор.
8 ученик:
Зреет перец за кустами...
Дальше продолжайте сами!
9 ученик:
Жёлтое солнце на землю глядит,
Жёлтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Жёлтые листья с деревьев летят.
10 ученик:
Жёлтый видим в небе круг,
Оживает всё вокруг,
Это солнце - желтый цвет
Дарит нам тепло и свет.


11 ученик:
У нас растет зелёный лук
И огурцы зелёные,
А за окном зелёный луг
И домики белёные.
12 ученик:
С зелёной крышей каждый дом,
И в нём живёт весёлый гном
В зелёных брючках новых
Из листиков кленовых.
13 ученик:
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
14 ученик:
Он оранжевого цвета,
Он собрал все вкусы лета,
Мы давно знакомы с ним,
Сладкий, сочный апельсин.
«Язык цветов»
На свете существует великое множество самых разных цветов и ещё больше их оттенков. У каждого человека цвет ассоциируется с чем-то определённым, вызывает какие-то свои ощущения.
Участники должны объяснить жестами осенние цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный и др.
Все остальные игроки должны отгадать, какой цвет имелся в виду.

Девятое задание:
«Цветной конкурс»
Этот конкурс развивает фантазию и память. Первый игрок называет предмет с указанием предмета, например «жёлтый лист». Второй игрок добавляет: «Жёлтый лист летит, переливаясь от лучей жёлтого солнца», третий уточняет: «» и т. п.
Главное – придумать как можно больше предметов одного цвета и не перепутать последовательность событий. Игроку, назвавшему максимальное количество предметов и ничего не перепутавшему, присваивается звание самого жёлтого (красного, зелёного, оранжевого) и т. п.

Десятое задание:
15 ученик:
Концерт у нас сегодня в школе,
Поёт наш хор, я в этом хоре.
У всех детей нарядный вид,
Зал в нетерпении гудит.
16 ученик:
Вот мама с папою сидят,
Глаза их радостно блестят,
Я им киваю головой,
Я так горжусь сейчас собой.
17 ученик:
Все замерли, и хор запел.
Вдруг зал исчез, он улетел,
Остались только голоса.
Бывают в жизни чудеса!
«Песня»
Ведущий предлагает спеть всем вместе, хором. Для начала - песню, которую все знают. Например, «Листья жёлтые над городом кружатся…». По первому хлопку ведущего все громко начинают петь, по второму хлопу – пение продолжается, но только мысленно, про себя, по третьему хлопку – вновь поют вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не собьётся. Тот, кто ошибается, выходит вперёд и предлагает всем спеть другую песню.


Нет настроения? Скорее на природу!
Здесь красота в любое время года!
Подарит осень листьев ярких краски,
И настроенье будет, словно в сказке!!!

Сценарий праздника «Осенины».

Цель:1. Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

2. Развивать творческие способности

3. Воспитывать чувство прекрасного

На сцене стол с самоваром.

Ведущий

Проходите, гости дорогие, в нашу светлицу водить хороводы, чайку откушать гармошку послушать.

Ученица

Милости просим, гости дорогие!

Заходите, погостите

Да нас всех повеселите!

Ученик

Здесь и красные девицы,

Добры молодцы кругом,

И места всегда почетные

За обеденным столом.

Ученица

Мир вам, гости дорогие,

Вам явились в добрый час.

Встречу светлую такую

Мы готовили для вас!

Ученик

Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Пирогов отведать вкусных

И чайку напиться всласть

Ученица

А где же пироги?

Ведущий

Будут вам и пироги.

А сейчас посидим рядком

Да поговорим ладком.

А поговорить нам есть о чем. Отгадайте загадку.

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

Верно. Сегодня мы поговорим об осени.

Ведущий . Вот и лето прошло. Осень – красна девица, просится на двор. Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет. Давайте пригласим к нашему столу Волшебницу – осень. (Слайд)

Осень

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной-

Осенние сады и парки?

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться!

Ведущий

Проходи, Осень, садись к столу. Послушай, какие стихи ребята о тебе выучили.

(Слайд- осень)

Ученик

Незаметно пролетело лето,

Наступила осень золотая,

Журавли курлычат в небе где-то,

В вышине над нами пролетая.

Ученик

Праздник осени у нас

Как светло и весело.

Вот какие украшенья

Осень здесь развесила.

Ученик

Каждый листик золотой-

Маленькое солнышко-

Соберу в корзину я.

Положу на донышко.

Сохраню я листики.

Осень продолжается

Долго дома у меня осень не кончается

(слайд-листья)

Ученик

Рыжая осень устроила бал,

Пышный,нарядный, цветной карнавал:

В желтом березы, в пурпурном осины,

Алые бусы на ветках рябины,

(Слайд- рябина

Ученик

Ели и сосны в наряде зеленом,

Ивы серебрены, в золоте клены

Осень ковер расстелила из мхов,

В нем разноцветные шапки грибов.

Ученик

Чтобы в садах было ярко и пышно,

Груши развесила, яблоки, вишни.

Дождик на струнах вам песни сыграет,

Осень на бал всех детей приглашает

Танец «Дождик » (танцуют 2 девочки с зонтами)

Осень.

Спасибо, ребята, замечательные стихи.

Я пришла на праздник с тремя братьями- осенними месяцами.

Узнайте их.

Сентябрь:

В году 12 месяцев, и три из них осенние. Я-первый.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села

Мчатся птицы за моря,

И открылась школа.

(Слайд — сентябрь)

Обо мне есть много пословиц

Сентябрь-отлётная пора.

Сентябрь- чародей света.

Сентябрь-пора золотой осени.(слайд)

Сентябрь : В сентябре осень то ласкает тёплым солнышком, словно играя в лето, то мелким холодным дождём, напоминает, скоро зима.

(Выходит второй месяц- октябрь)

Октябрь:

А я месяц первых снегов, первых холодов.

Меж редеющих верхушек,

Показалась синева

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

И о обо мне есть пословицы

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

В октябре и лист на дереве не держаться.

(слайд- октябрь)

Октябрь:

Летят под полями последние стаи.

Последние листья в лесу облетают.

Танец с листьями

(Выходит третий месяц – ноябрь).

Ноябрь:

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

Дети: ноябрь.

Много обо мне люди пословиц придумали.

Ноябрь – ворота зимы

В ноябре зима с осенью борется.

(слайд -ноябрь)

Ведущий

Спасибо, братья месяцы, что пришли к нам на праздник, а теперь садитесь. Будьте нашими дорогими гостями (слайд-застолье)

Ведущий. К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости прожить. Ведь лето – припасиха, а зима – прибериха. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – не напотчуют, а весной и любый куска хлеба напросится. Неспроста в народе говорят: “Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд”.

Осень. Встречайте гостей, родителей да друзей широким хлебосольством. Праздник урожая на дворе. Урожайным было лето, значит, и празднику нашему не будет конца.

1-й ученик.

Убран хлеб. И тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь.

Ученица (в русском национальном костюме).Каравай в руках

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет желтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Вот он, хлебушко, душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились

на земле.

Учащиеся (хором).

Золотистый колосок,

Кто расти тебе, помог?

Ученица (в шапочке, украшенной ко­лосками).

Теплый ветер, майский гром,

Солнце в небе голубом,

А еще людские руки,

Что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким:

Сильным, рослым, золотым!

Поют песню на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким…

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней…

Ля-ля-ля-ля-ля-ля, .

Ничего вкуснее нет!!!

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки…

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки…

Ученик.

Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Соком сладких ягод налитая.

В огороде тоже все в порядке,

Много разных овощей на грядке.

Подрастает ряд за рядом огуречная

А редиска и морковка в глубину

ныряют ловко.

Вот веселый огород. Что здесь

только не растет!

Сколько хочешь овощей для

окрошки и для щей.

Зеленеют друг за дружкой

Лук, укроп, салат, петрушка.

И, как будто светофоры,

Покраснели помидоры.

Где недавно было пусто -

Подбоченилась капуста.

И на ножках-кочерыжках

К нам домой пошла вприпрыжку.

Ведущий

А сейчас мы с вами посмотрим, как дед собирал свой урожай

СКАЗКА «РЕПКА НА НОВЫЙ ЛАД»

Ведущий:

Дедка репку посадил…

Дедка репке говорил:

Ты расти, расти большая.

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер пять…

Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий:

Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет,

Да воюет с сорняками:

Их ногами, и руками…

Вот уж осень на дворе.

Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Ах, я старый разоспался.

Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу чуть-чуть.

Ай, да репка уродилась!

Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

Ведущий:

Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:

Экий дедка ты неловкий!

Я — не репка, я — морковка.

Не умыл ты видно глаз.

Репки я стройней в сто раз.

И оранжевей к тому же.

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь…

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет…

И еще один секрет.

Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Я — отличный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо,

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Картошка:

Ой, ой, ой,

Я протестую!

Я — не репка. Я — Картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри

Стать могу картошкой фри,

Я — твой главный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай да репка, вот те на!

Капуста:

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Сериалов насмотрелся,

Может с печки ты упал?

Раз капусту не узнал.

Я на репку непохожа

У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок…

Я — хрустящая капуста!

Без меня в салате пусто,

А со мной любой обед

Голубец иль винегрет…

Станет в 10 раз полезней!

И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить…

И до лета аж хранить.

Можно есть меня всю зиму!

Милости прошу… в корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка! Эта вроде…

Свекла:

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал.

Я в сто раз ее красней,

И полезней и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во щах…

Я одна — источник цвета!

А свекольная котлета —

Это просто объеденье!

Сто процентов — похуденье.

Я — отличный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно

Где же репка? Может эта?

Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я — твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают

В суп и в кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар…

Я для вирусов — кошмар!

Даже грипп меня боится…

Хоть сейчас готов сразиться.

Я — отличный урожай!

Что ж, в корзинку полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит.

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

Ведущий.

Собрали крестьяне урожай, теперь можно и отдохнуть. Издавна справляют на Руси праздник Покрова. Неспроста народ отмечал этот праздник. На Покров земля покрывается – где листком, где снежком. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.

Осень

В это время, чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили да приговаривали: “Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!”

(слайд- дом)

Ведущий Чтобы зиму лютую прожить, надо дом свой утеплить. Готовили пищу и питьё, мыли полы и стены, просили: “Покров, натопи избу без дров!”

Осень

В ноябре ярмарки Покровские проводились. (Слайд-ярмарка)

Продавали на ярмарке товары разные, кушанье да питьё, самовары да горшки крепкие.

Засиделся народ. Выходи играть, ловкость да умение показать!

У нашего двора нет веселью конца.

Игрушки да смешки, шутки да потешки.

Исполняется «Хороводная игра «Дударь».

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)

Старый, старый старичище,

Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)

Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)

Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)

Станешь ты пригожим:

Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)

И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)

Дударь, дударь, что болит?

— Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)

Ученик:

Если дух в здоровом теле —

Удаль просит воли.

Распотешь себя, народ,

Спой частушки что ли…

Ученик:

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы,

Спойте братцы, да спляшите,

Да гостей развеселите!

Исполняются частушки

То не ветер, то не вьюга,

То мои страдания.

Было нас четыре друга:

Клим, Трофим, Кузьма, да я.

Уважали нас в деревне,

Узнавали за версту

Я средь них считался первым

За смертельну красоту.

А Трофим любил природу,

Всё у речки загорал.

Про работу и не думал,

Лишь частушки распевал.

Вот Кузьма здоровьем редким

Отличался от всех нас:

Летом в проруби купался

Да гусей на печке пас!

Ведущий.

Покров – конец хороводам, начало посиделкам.

Все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам прясть собирались.

Осень

Пряхи по ночам засиживались, а потом друг другу перед другом своим шитьем и вышивкой хвалились. Кавалеры рядом с ними сидели, на девиц поглядывали да любезничали. Весело поется – весело прядется.

(слайд-вышивка, пряха)

Ведущий

Покров – свадеб покровитель. Считалось, что если весело Покров проведешь – дружка найдешь.

Ведущий

Спасибо тебе осень. Много радости ты нам принесла.

Осень

Да, и вам спасибо, за то что любите меня, почитаете.

Праздник урожая

Татьяна Бокова

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды.

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идёт уборка —

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зёрна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

запасают пчёлы мёд.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладёт.

Уродился урожай —

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Осень

Иван Демьянов

На кусте-кусточке —

Жёлтые листочки,

Виснет тучка в просини, —

Значит, дело к осени!

В красных листьях бережок.

Каждый листик — как флажок.

Стал наш парк осенний строже.

Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже

К октябрю готовится…

В красных листьях бережок.

Каждый листик — как флажок!

Ведущий На этом наш праздник завершен.Благодарим всех за внимание.

Список литературы.

Воспитание школьников. Библиотека журнала., вып. 18; 2001г.

Гусли звончатые. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС; 2001г.

Миронов В. А. — Месяцеслов. Народный календарь. – сос. М53 М.: Агенство “ФАИР”, 1998г.

Науменко Г.М. – Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М.: 1977-1988г. Вып. 3.

Сценарий праздника «Осенины- осени именины»

в начальной школе

учитель: Гомонова Н.В.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. Сегодня мы будем праздновать Осенины – осени именины!

Добро пожаловать гости званые и желанные!
Милости просим на осенины.
Всех приглашаем, душевно встречаем!

Песня « В сентябре»

Осень - пора щедрая, богатая, хлебосольная. На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.

Быстро лето улетело
Перелётной птицей вдаль
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль!

В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожке пестрые
Листики лежат.

Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.

Одарила гостья – осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.

Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой!

Звучит торжественная музыка. Входит Осень

Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!

Пора начать праздник!
А то придумал кто-то, что осень – унылая пора!

Здравствуй, красавица, Осень!

Осень: Что за праздник у вас в школе?

Дети: Осенины – осени именины.

Осень: А кто месяцы осенние мне назовёт?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Осень: Проходит быстро месяц,
За днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд.
Забот и дел немало,
Есть дочки у меня,
И каждую помощницу
Зову на помощь я.
Познакомиться, друзья,
Вы хотите с ними?

Дети: Да!

(Вбегает девочка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка – Сентябринка).

Сентябринка: Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка – серебринка
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам

Над лугами рассвело,

Спрятались туманы.

Ну а солнце тут как тут:

Припекает грядки,

Смотрит, как плоды растут,

Всё ли здесь в порядке…

Я, друзья, недаром гордый:

Сверху я зелёный, твёрдый,

Но зато внутри - веселей зари.

Не разбейте ненароком –

Брызну красным сладким соком!

Ну а я, кочан капустный,

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел,

Я уже вполне поспел.

Хоть варите, хоть солите,

Поступайте, как хотите

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь!

Мы нарядны и стройны

И, конечно, всем нужны…

Всем мы дороги и любы.

Поострее были б зубы.

Нет, не всяким едокам

Мы, морковки. По зубам!

Не морковь я,

Нет, я злюка!

Стоит вам отведать лука –

Слёзы потекут рекой,

Я на грядке самый злой!

Я превосходный огурец –

Зелёный, крупный, сладкий.

Мне надоело, наконец,

Лежать на этой грядке!

А что вы скажете о ней?

Не правда ли, дурнушка?

А хвост? Мышиного длинней!

Ни дать, ни взять –петрушка!

Я не занёсся высоко,

Я нос не задираю…

Вы думаете. Мне легко

Кормить воронью стаю?

Вороны надо мной снуют,

Клюют без передышки…

А где же семечки возьмут

Вот эти ребятишки?

Игра «Прогони ворон» От каждого класса участвуют по 2 мальчика. В центре в обруче стоит мальчик в костюме подсолнуха. На его плаще пришиты пакетики с семечками. 1 мальчик ворона. 2 сторож. Не даёт сорвать с подсолнуха семечки.

Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Песня «Урожай собирай»

Осень: Ребята, а каком овоще даже придумали сказку? (Репка)

Давайте расскажем эту сказку по новому!

Возле дома огород.
Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком,
Дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет.
Из открытого окна
Деду музыка слышна.
“На зарядку, на зарядку становись!”

Дед:

У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка лучше репку я.

Лопату берёт,
Идёт в огород.

Бабка

А у бабки без зарядки,
Слава богу всё в порядке!

Рот разевает сладко зевает

Внучка:

Клонит бедную ко сну!
С понедельника начну.

На лавку садится –
Заплетает косицу.
(Выходят жучка и кошка)

Жучка:

Поиграем лучше в прятки!

Кошка:

Обойдёмся без зарядки.

Жучка за кошкой,
Кошка – в окошко.
Выходит мышка
В спортивных штанишках,
Майка на теле,
В лапках гантели.

Мышка:

Раз и два! И три – четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать –
Бегемота поднимать!

Бегает, прыгает,
Лапками дрыгает.

Дед:

Ох, умаялся с утра… (Уходит)

Бабка:

Да и мне на печь пора.
(Уходит или садится на лавочку)

Звучит музыка. Слышим слова: “На зарядку, на зарядку становись!”

На крылечке снова дед.
Видит репу в огороде
И себе не верит вроде.
Встал он возле репки –
Репка выше кепки.
Из открытого окна
Та же музыка слышна.

Дед:

Эх, бульдозер бы сюда,
Без него – совсем беда!

Тянет – потянет –
Вытянуть не может.

Дед:

Где ты бабка?

Бабка:

Я сейчас!
Ай да репка удалась!

Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут-потянут –
Вытянуть не могут.

Дед:

Как тянуть? С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу!

Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут
Вытянуть не могут.

Внучка:

Ломит спину, ноют ручки!
Нет, не справиться без Жучки.

Жучка за внучку
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут
Вытянуть не могут.

Жучка:

Разбудить придётся кошку.
Пусть потрудится немножко!

Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут
Вытянуть не могут.

Бабка:

Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка:

Мышку звать? Какой позор!
Мы пока и сами, кажется, с усами.

Тут из норки мышка – прыг,
Ухватилась за турник.

Мышка:

Чем топтать без толку, грядку –
Становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться!

Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.

Дед и бабка:

Влево – вправо, влево – вправо –
Получается на славу!

Мышка:

Встали! Выдохнуть, вдохнуть!
А теперь пора тянуть!

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут – потянут,
Вытянули репку.

Учитель: - К чему призывает сказка?

Дети: - Заниматься зарядкой, быть сильными.

Игра «Дегустатор» Проводит мышка. Ведущий выносит на тарелочке разрезанные на маленькие кусочки овощи. Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу.

Давайте повеселимся и споём осенние частушки!Частушки про осень.

Осень: А вот и моя вторая дочка – встречайте.

Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка
Много дел и у меня
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.

Дочь моя вторая, Октябринка золотая!
Покажи свое уменье и представь свои творенья!

Песня «Осень словно яркой кистью…»

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень – не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Танцевальный конкурс (по 2 девочки от класса)

(Выходит “Ноябринка” на голове корона из листьев, в руках блестящие султанчики).

Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчёлка и жучок,
Замолчал в углу сверчок..

Обо мне в народе говорят так “В ноябре зима с осенью борется”. Ноябрь капризен: то плачет, то смеется.

Ведущий: Давайте представим, что нас ждёт в ноябре, разделимся на две команды. Те, что сидят слева, будут изображать дождь, а те, что справа – ветер. (Обращается к тем, что сидят слева.) Эй, вы, помощники удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!

Дети (громко): Кап-кап-кап-кап! и хлопают.

Ведущий: (к детям, что справа): А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?

Дети (хором): У-у-у-у и руки поднимают вверх раскачиваясь.

Ведущий: Ну, а теперь все вместе!

Дети: Кап-кап-кап-у-у-у-у!

Ведущий: (обращаясь к Ноябринке): Ну что, Ноябринка, похоже?

Ноябринка: Похоже, еще как похоже! Спасибо!


Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!

ИГРА «ПЕРЕЙДИ ЛУЖИ!»
Участвуют по 2 ребёнка от класса
На полу раскладывают коврики. Каждой команде дают плащ. Делают две дорожки. Ребята должны пробежать, наступая только на коврики.
Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее
и аккуратнее справится с этим заданием.

Царица Осень: Как вы думаете, какое самое главное богатство осени? Хлеб!

Давайте вспомним пословицы о хлебе (по 1 от класса)

Каравай земли и неба на твоём столе.

Ничего главнее нету хлеба на земле.

В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной!

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелёк.

Сколько в это зёрнышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

И растёт под небом светлым строен и высок,

Словно Родина бессмертный, хлебный колосок!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Всем классам раздают караваи.

Ведущий: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться.
Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.

Подведение итогов конкурса «Золотая осень»


День осенних именинников для начальных классов. Сценарий

СЦЕНАРИЙ ДНЯ ИМЕНИННИКА "ОСЕНИНЫ" для начальной школы


Цели: поздравить ребят, рожденных в осенние месяцы; обогащать словарь, способствовать сплочению детского коллектива, учить дружить и уметь приходить друг другу на помощь, развивать творческие способности каждого ребенка.
Подготовка: на доске путеводитель по стране "Осенина" Красочные листочки с названиями остановок в пути, фишки для проведения разноцветной викторины.

Ход праздника:

Звучит завораживающая мелодия, появляется Тетушка Осенина.
Тетушка Осенина:
Здравствуйте, мои дорогие ребята.
Ленты жёлтые березе
Осень подарила в косы
Под опавшие листочки
Спрятала в лесу грибочки.
Травы в поле засушила,
Дождиком асфальт отмыла,
Проводила птичьи стаи...
Здравствуй, Осень ЗОЛОТАЯ!
Заканчиваются осенние денечки и мне очень хочется поднять вам сегодня настроение и пригласить в путешествие по моей стране "Осенине".А путешествовать предлагаю на поезде, в голубых вагончиках.
Звучит мелодия Шаинского, все дети встают в круг, друг за другом, поют песню "Голубой вагон"


Тетушка Осенина: А главными проводниками нашего поезда будут сегодня наши осенние именинники. Итак, остановка "Листопад".
Ребята, а какие цвета сопровождают время года осень? (Красный, желтый, зеленый)
Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой-
Как хорош, ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые надул,
Надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул.
Красный, жёлтый, золотой...
Облетел весь лист цветной!


Конечно, все листья на деревьях становятся красные, желтые, зеленые. А что еще, кроме листьев, бывает такого же цвета?
Проведем разноцветную викторину викторину "Красный, желтый, зеленый".
Дети делятся на две команды: 1-я -именинники, 2-я- остальные дети.Участники тянут наугад цветную фишку с номером вопроса. правильный ответ стоит 5 баллов. ответ с подсказкой-3 балла.Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.
Красный цвет:
1.Острое вирусное заболевание.(Краснуха)
2.На гербе этой страны есть лента с надписью:"От моря до моря", то же символизируют и две красные полоски на флаге. Назовите страну.(Канада)
3.Этот автор написал сказку про девочку, имя которой напоминает о головном уборе. (Ш.Перро)
4.Эта планета покровительствует докторам и поварам.(Марс)
5.Ее называли Троицкой, Пожар, Торговой. А как называют сейчас? (Красная площадь)
Желтый цвет:
1.Это писатель написал о зеленом, который проглотил желтое.(К.Чуковский)
2.Кольца этих цветов расположены в нижнем ряду олимпийской эмблемы. (Желтый, зеленый)
3.Желтое море принадлежит водам этого океана. (Тихий океан)
4.Периодическая печать, которая публикует скандальные сообщения(Желтая пресса)
Зелёный цвет:
1.Настроение зеленого цвета (Зеленая тоска)
2.У этого животного жир зелёного цвета.(Крокодил)
3.Она сыграла роль черепахи Тортиллы. (Рина Зелёная)
4.Зимой это дерево похоже на засохшую ель; весной его ветви покрываются мягкими зелеными иголочками.(Лиственница)
Подводятся итоги, называется команда победителей.Звучит музыкальная заставка. Дети встаю в круг, под музыку двигаются по кругу.
Тетушка Осенина:
Теперь пусть наши проводники поработают.

Именинники выбирают по 1 воздушному шарику, в которые положены заранее записки со всевозможными заданиями.Например, прочесть стихотворение об осени, сплясать, назвать все три осенних месяца, прокукарекать песенку "Скворушка прощается", пропрыгать на одной ножке, отгадать загадку.Тетушка Осенина прокалывает шары именинника, они по очереди выполняют каждый свое задание.
Звучит музыкальная заставка, дети едут в вагончиках дальше.
Тетушка Осенина: Остановка "Музыкальная". На этой станции мы нашим именинникам посвящаем музыкальную программу.


Выходят дети, одетые в костюмы овощей.Звучат осенние частушки:
1.
Во саду ли, в огороде
Были мы ребятки.
Вам сейчас споем частушки,
Что растут на грядке.
2.
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка и горох,
Белая капуста.
3.
Я - румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем,
Я и так известна всем!
4.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождя не взмокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Конечно же, я свекла.
5.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Это же капуста!
6.
Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.
7.
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
А арбуз, он вместо гири,
Пусть поднимут силачи.
8.
Голова на ножке,
В голове горошки.
Соберем горох в роток,
Иль насыпем в кузовок.
9.
Во саду ли, в огороде
Пели вам частушки,
Очень просим извинить
Коль устали ушки.


Под музыкальную заставку дети идут по кругу.
Тетушка Осенина: Остановка "Загадочная"
Именинники(заранее подготовили) загадывают загадки остальным ребятам на тему осени, награждая победителей призами "Дары осени"(овощи, фрукты, ягоды)
1.
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?(октябрь)
2.
Когда бывает это
Коротенькое лето?-
Его мы ожидаем,
И бабьим называем?(сентябрь)
3.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю намочило.(дождь)
4.
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
Тетушка Осенина:
Следущая наша станция "Поздравительная"
Именинников поздравляют родители и дети, вручают подарки
Пожелания:
1
Мы тебе на день рожденья
Подарим три розочки.
Пусть твои глаза от счастья
Светятся, как звездочки.
2
Мы тебе желаем жизни
Будто в высшем свете.
И для этого открыть
Сайт свой в Интернете.
3
По реке плывут калоши
По четыре штуки в ряд.
Пусть тебе все гороскопы
Только радости сулят.
4
и отличная хозяйка
И прекрасная душа-
Именинница то наша
До чего же хороша!
5
Ты мальчишек покорила
Красотой и добротой
А еще нас озарила
Своей щедрою душой.
Тетушка Осенина:
И последняя станция "Сладкоежка". Чаепитие.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Осенины – это встреча осени.

Звучит песня “ОСЕНИНЫ НА РУСИ”

Ведущий: В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома.

Ведущий: К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки.Например, вот такую:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

Ведущий: 2 классы исполняют песню “Как у наших у ворот”

Ведущий: Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.

Ведущий: К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень.

Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень под первый куплет “ Песни про осень”

ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
И меня ребята спросят

Дети: “Что в подарок принесла?”
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: На варенье и компот!
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду!

Осень: Я и яблок, я и меду,
Я и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла!
А дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Ведущий:Танец “ Улетай, туча!” исполняют ученицы 1А класса

Осень: В году сколько месяцев?

Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли братья- осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ВЕДУЩИЙ: для вас, гости дорогие, ребята споют песню “Скворушка прощается”

Осень-Ребята, давайте поиграем в игру “Улетели птицы”. Слушайте внимательно е и, если услышите "лишнее" слово, начинайте хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары , кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

ОСЕНЬ: Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя) ;
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

Осень: Когда я, Осень, появляюсь в ваших краях, все леса одеваю в золотые платья. И как только подует легкий ветерок, идет золотой дождь. А как он называется, вы знаете, ребята? (Дети отвечают: “Листопад”) . Правильно! Давайте споём песню “Падают, падают листья”

Ведущий: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование.

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Ведущий: Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – “Капуста”. (Обруч) . Это будет наш огород. (кладет в круг кочаны- мячики) . А в огороде капуста растет.

(Стук в дверь).

Ведущий: Интересно, а это что за гость? (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).

Ведущий: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!

ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).

Ведущий:По-моему, Вы что-то потеряли.

ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.

Ведущий:Уж не эта ли капуста?

ПУГАЛО: Она самая…

Ведущий:Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.

ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода ).

Ну вот, сторож есть, теперь хозяина выбрать осталось, и можно нашу игру начинать.

ИГРА “КАПУСТА” Все участники игры стоят за кругом, а “хозяин” садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу поет:

“Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали:
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый”.

Ведущий:А что ещё растёт на вашем огороде, уважаемое пугало?

ПУГАЛО: Сейчас увидите. Эй, друзья, идите-ка сюда! (Выходят дети в масках овощей.)

Овощи (хором) Здравствуйте, гости!
Ребята и взрослые!

Свекла Летом вы к нам приходили,
А сейчас мы к вам пришли.
То, что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.

Морковь. Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!

Смородина А. смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!

Гречиха. Если хочется тебе
Витаминов группы В,
Это быстро мы поправим-
Кашу гречневую сварим.

Подсолнух. Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.

Картофель. Я картофель молодой.

Горох. Я горох.

Фасоль. А я фасоль.

Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох.

Пугало:Хороши, ребята,
Овощи и фрукты!
Трудно было их растить:
Надо прополоть, полить,
Защитить от сорняков,
И от тли, и от жуков!

(Звучит музыка из фильма “Бригада”)

Пырей (выбегает на сцену). Кто нас тут упоминал?
Наше имя называл?
Я сорняк – пырей ползучий,
Огородный генерал!
Эй, бригада, стройся в ряд,
Выходите на парад!

(На сцену выходят осот и лебеда, строятся около пырея)

Пырей. Я пырей ползучий

Осот. Я осот колючий!

Лебеда. Лебеда – для дачников беда.

Сорняки (вместе). Где произрастаем

Всех там забиваем.
Будете клубнику зря искать,
Если мы собрались,
В огород пробрались,
Урожая век вам не видать.

(Под веселую музыку выходят дети – огородники)

Дети – огородники. Сегодня самый трудный день.
Постройтесь, дети, над рядками.
Сегодня самый трудный день,
Сегодня битва с сорняками.
Как много лет любой из нас
Растил картошку и капусту,
И не допустим мы сейчас,
Чтоб в огороде стало пусто.

(Дети работают тяпками и лопатами)

Лишь в этот миг мы осознали
Насколько нас осталось мало.

ПУГАЛО: Помидоры подросли,
И картошка расцвела.
Не успели оглянуться -
Напасть новая пришла.

(На сцену выходит крутой колорадский жук)

К. жук. Хеллоу, беби!
Май нэйм из Фредди.
Полосатый и красивый,
Весь я тут.
Май Хаус - Колорадо
Будьте мне рады
И гордитесь,
Что у вас нашел приют.
На ботве картошки
Прокачусь я, крошки -
Не видать вам, беби,
Чипсов и пюре! Велл.

(Дети – огородники брызгают на колорадского жука из распылителей)

К. жук (убегая) Караул!

Дети – огородники Отравы он не потянул!
Возвратился в Колорадо.
Или лапки протянул. (Овощи уходят)

ПугалоА картошка – загляденье,
Коль растить ее с уменьем.

(Появляется Мисс Картофелина)
А вот и она сама – уважаемая Мисс Картофелина. Здравствуйте! Сегодня мы чествуем овощи. А к Вам, уважаемая, особенное отношение. У нас в народе говорят: “Картошка- хлебу подспорье”, “Картошка-кормилица”.

Пугало. Мисс Картофелина, а откуда вы родом?

Картофелина. Моя Родина-Чили, где впервые меня обнаружили еще до нашей эры.

Пугало. Каким же образом картофель стал и у нас вторым хлебом?

Картофелина. О, это не так скоро. Сначала меня завезли в Испанию в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались есть меня сырой. Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию, во Францию, в Германию, в Англию.

Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали “чертовым земляным яблоком”. Повсюду это растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.

Пугало. Спасибо тебе, Мисс Картофелина, за интересный рассказ. Действительно, очень много нового мы узнали о простой, всем известной картошке. А то, что она во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем. О ней даже песни складывают. Вот послушайте одну из них:

Дети исполняют песню “Картошка” (2 куплета)

ОСЕНЬ: Ребята, давайте поиграем в “Рифмофокусы”. Это очень простая игра. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Ведущий: К нам в зал залетели ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ- ученицы 1 класса Б (танец-хоровод).

ОСЕНЬ: Ребята, отгадайте-ка ещё одну загадку:

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

(Звучит марш)

Выходят грибы, потом песня “Грибочки” и ЧАСТУШКИ О ГРИБАХ

ОСЕНЬ: А вот моя последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

Ведущий:: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу.

Ведущий: Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам..

Выходят белки, зайцы, ежи, барсуки

Белка 1: (оглядывается по сторонам)

Явилась в лес царица – осень,
Как будто кто–то золото набросил
На все деревья и кусты.
Пожухли травы и цветы,
Грибов совсем чуть-чуть осталось,
Орехов, ягод тоже мало.

Белка 2:Зимой с едой совсем беда,
И, чтоб потом не голодать,
Мы делаем везде запасы.
Работы в эту пору масса.

Белка 1К тому же начала линять я,
Меняю рыженькое платье
На серый зимний свой наряд.

Заяц 1: А мне припасы не нужны.
До самой буду до весны
Я тоненькие веточки искать,
Кору с деревьев обгрызать.

Заяц 2Я тоже знаю, что зимою нелегко,
И зимний голод также мне знаком.
Я, как и белка, осенью линяю,
Свой серый мех на белый я меняю,
Чтоб на снегу меня никто не увидал.
К тому же он намного гуще стал.

Ёж 1: Мы, ёжики, все в октябре ложимся спать,
Конечно, в норку, не в кровать.
И чтоб зимой не голодать,
Я должен жир за лето нагулять,
(Похлопывает себя по животу)

Ёж 2 Нам надо обязательно успеть
До спячки сильно потолстеть.
Потом в нору свою я заползу,
И появляться вновь не буду я в лесу
Уже до самой до весны.
Смотреть всю зиму стану сны.

Барсук1: Мы, барсуки, ложимся в спячку тоже,
Но кое в чем на белок мы похожи.
В своей норе запасы собираем,
И потихоньку их зимою поедаем.

Барсук2 Проснемся раз в недельку, поедим
И снова сладко – сладко спим.
Уютно будет мне в моей норе,
Ведь я ее расширил в сентябре,
Почистил и наполнил кладовые.
Мне зимовать придется не впервые.

Осень: Ну вот я и успокоилась: всё живое приготовилось к зиме. Никто не погибнет от голода и холода. Перелетные птицы улетели в теплые края, а те, кто остались, будут зимовать с нами, около жилья человека. Звери поменяли летние одежды на зимние. А кое –кто улегся в спячку. А все почему? Да потому что “ осень постучалась к нам”!

(Дети исполняют песню “Осень постучалась к нам”)

Осень постучалась к нам золотым дождём.
И с унывным ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад.
И под эту песенку засыпает сад.
А рябина ягода, словно огонёк,
Согревает, радует в пасмурный денёк.
В лужицах как лодочки листики кружат.
Серые холодные тучи вдаль спешат.
2. Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.


Вечерами тихими дождик моросит.
Песней колыбельною по стеклу стучит.

Ведущий: Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.

Ведущий: Ну а мы с вами встретили Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Ведущий: Осень, посмотри, какие у наших ребята и их родителей удивительные поделки из овощей и фруктов получились.

ОСЕНЬ: С удовольствием!


Top