Изучением вопросов воспитания в национальном духе занимается. Особенности национального воспитания

Существование во многих воинских коллективах проблемы межнациональных отношений уже признано на официальном уровне. В первую очередь речь идет о военнослужащих, призванных из республик Северного Кавказа. Решать эту проблему сегодня приходится с учетом разворачивающихся там событий, где все большая значимость придается национально-религиозному фактору. Отсутствие у многих командиров опыта, навыков, необходимых знаний, а также четкой методики по работе с такими категориями военнослужащих должны быть компенсированы активным поиском новых форм и методов воспитания. Очевидно, что для решения этой проблемы следует объединить все имеющиеся силы и средства, включая работников прокуратуры, ФСБ и представителей духовенства.

Сама проблема межнациональных отношений кроется в отношениях межличностных. Почему вдруг несколько военнослужащих (личностей), объединившись по национальному признаку, противопоставили себя остальным личностям (коллективу), отказываются подчиняться командирам, нести служебную нагрузку? Только найдя ответ на эти вопросы, можно приступать к воспитательному процессу, смысл которого состоит в переубеждении оппонента. От умения начальника убеждать во многом будет зависеть и результат. Очевидно, что здесь мог бы пригодиться замполитовский опыт армии еще советского образца по перевоспитанию "детей гор", не желавших понимать командиров и ссылавшихся в основном на языковый барьер. Но в эпоху развала прежней системы воспитания в духе интернационализма, идеологической дезориентации и общего падения дисциплины приходится констатировать факт сплачивания военнослужащих уже не только на национально-земляческой, но и на национально-религиозной основе, да и общей направляемости их действий. Такие неформальные объединения, основанные на круговой поруке, сегодня все чаще готовы бросить вызов армейским порядкам, вплоть до открытого неповиновения командирам, демонстративного отказа выполнять приказы. Учитывая психологическую неготовность большинства офицеров ротного звена общаться с "мафиозной структурой" внутри подразделения, проблема зачастую грозит выйти из-под контроля.

В ПОИСКАХ СЛОВА

Не отрицая приоритета воздействия слова на личность подчиненного в воспитательном процессе, надо признать, что поиск этого слова является серьезной проблемой для многих воинских начальников. Как переубедить людей, уверенных в своей правоте, поскольку, по их мнению, они в своих действиях опираются на традиции, религиозные постулаты, культуру, обычаи своей малой родины? Чем можно "зацепить" сердце солдата, заранее уверенного в том, что начальник не скажет ему ничего нового: будет опять талдычить про воинскую дисциплину, цитировать устав и призывать к порядку, сыпать фамилиями земляков-героев завершившейся 60 лет назад войны, а в придачу стращать дисбатом? Очевидно, что, только предусмотрев такую реакцию солдат, построив свое выступление "от противного", можно рассчитывать на определенный успех. Наверное, в первую очередь необходимо строить свою речь просто и без пафоса, на понятных и доступных солдату вещах, что составляют для его понятие "свое", "родное": о доме, семье, родителях, традициях и обычаях "малой" родины. При этом следует учесть, что учились они все-таки в нашей общей школе, по одному букварю. Отсюда и духовные ценности пока еще остаются общими: литература Пушкина, Достоевского и Гамзатова; творчество Чайковского, Шаляпина и Эсамбаева; победы Суворова, Жукова и Багратиона. Общая с ними у нас и Родина - многонациональная Россия. Да и на чемпионатах мира, в конце-то концов, болеют они все же за сборную России, а не за Турцию, к примеру.

Кавказский менталитет предполагает уважение к родительскому наказу, которое имеет большой вес. Слово отца - по-прежнему закон для большинства кавказских парней. Можно не сомневаться, что, отправляя своих детей в армию, любой родитель хотел бы только гордиться своим сыном. А отсюда легко перебросить "смысловой мостик" на второй момент - собственно саму воинскую службу. Настоящий горец - это джигит, воин. А раз воин, то долг, честь, присяга - неотъемлемые спутники военной службы. Стоит надеяться, что отцы нынешних солдат, в своем большинстве добросовестно отслужившие срочную службу еще в той, Советской армии, оставившие о ней в основном добрые воспоминания, наверняка рассказывали сыновьям на простых примерах о воинском долге, солдатском братстве, субординации как основе дисциплины. Значит, вовсе и не чужды эти понятия сегодняшнему поколению служивых?

Однако зачастую такое построение беседы, вполне логичное с нашей точки зрения, не дает результата, поскольку сплачивание земляческих группировок происходит, как уже подчеркивалось, не только на национальной, но и религиозной основе. И здесь мнение офицера, даже говорящего вроде бы правильные вещи, не будет браться в расчет, поскольку оно не затрагивает религиозных основ жизни и службы, не касается, по мнению членов группировки, "истинного учения", а сам начальник и вовсе является "кяфиром" - неверным. Так вплотную встает вопрос освоения офицерами, и особенно воспитательных структур, основ традиционных религий России, в первую очередь Православия и Ислама.

КОРАН ПРОТИВ РАЗГИЛЬДЯЕВ

Еще лучше, если воспитатель будет искренне верующим человеком. В этом случае его личный религиозный опыт, близость некоторых основных догматических положений, исторический опыт добрососедских отношений обоих конфессий позволят офицеру быстрее понять причины отказа исполнения служебных обязанностей военнослужащим якобы по религиозным мотивам.

Действительно, в Коране нет даже намека, по которому можно оправдать солдата-мусульманина, отказавшегося мыть полы в казарме или нести службу в наряде по столовой. Зато Священная книга требует от правоверных уважать личность другого человека, его свободу, дарованную ему Аллахом, строго запрещая оскорблять ближнего, унижать его человеческое достоинство. Как же может после этого называть себя истинным мусульманином, к примеру, рядовой Ибрагимов, если он заставляет своего сослуживца рядового Петрова заправлять за собой кровать или стирать грязное белье? И не вызовет ли праведный гнев Всевышнего отказ солдата заступать в наряд по столовой, предпочтя сидеть перед телевизором в казарме, ведь в самом широком смысле нравственность в исламе заключается в послушании и умеренности во всем. А желание хорошо жить за чужой счет - как раз и есть нарушение заповедей ислама. Так же выходит и с отказом повиноваться командирам. "Ислам" в переводе означает "покорность". И мусульманин должен, покоряясь воле Аллаха, которая присутствует везде и во всем, с радостью принимать ее, как свою судьбу! В таком случае служба в армии не может противоречить воле Всевышнего.

А еще покоряться мусульманин должен родителям, которые, отправляя его в армию, наставляли служить честно, не позорить свой род. И также своим начальникам и командирам (которых опять же Он Сам и дает). Все так просто и одновременно очень мудро! На этих "китах" и базируется религиозное сознание богобоязненного воина-мусульманина, не испорченного националистической и сектантской пропагандой.

Так что для настоящего мусульманина воинский устав и Священная книга отнюдь не вступают в противоречия. А значит, жить, прикрываясь Кораном, но не по Корану, то есть по своему желанию, вопреки армейским и общепринятым законам и нормам устава - есть уже не просто нарушение воинской дисциплины, но и заповедей Всевышнего, дискредитация идей исламской морали.

Убедительность этой позиции усиливается, если подчеркивать благожелательное, уважительное отношение к положениям Корана. В данном случае трудно будет возразить что-либо начальнику, который способен дать богословское обоснование добросовестному исполнению мусульманами воинского долга, подкрепленное сурами и аятами из Священной книги.

ВАХХАБИТЫ В КАЗАРМЕ

Наивно, однако, было бы предположить, что нормально служить мешает лишь религиозная непросвещенность таких солдат. Поэтому необходимой профилактической мерой по предотвращению негативных фактов "казарменного сепаратизма" должно стать усиление контроля над ситуацией в подразделениях со стороны компетентных органов. Данное направление находится в ведении ФСБ, сотрудники которого не менее желанные и полезные гости в казармах. Объясняется это тем, что (по имеющейся у компетентных источников информации) со стороны отдельных военнослужащих, входящих в состав этих неформальных группировок, стали нередко звучать угрозы физической расправы над командирами, экстремистские призывы к неуставным взаимоотношениям на национально-земляческой основе, в том числе с признаками исламского фундаментализма, ваххабизма. На одной из встреч с военнослужащими Восточного округа Внутренних войск МВД России, проводившейся в ноябре прошлого года по инициативе командования округа, начальник отдела ФСБ полковник Сергей Р. озвучил фрагменты оперативной аудиозаписи. На кассете были записаны разговоры военнослужащих о необходимости насаждать свои порядки в казарме, а делать это путем избиения и унижения сослуживцев других национальностей, вымогательства у них денежных средств. Высказывались как открытые угрозы в адрес командиров и начальников, так и противоправные призывы с религиозно-экстремистским подтекстом. В частности, рядовой Г. Гусейнов публично "учил" своих сослуживцев: "...Я тебе отвечаю: надо жить с Аллахом, а не по уставу... У меня нет командиров, кроме Аллаха!". Комментарии, как видно, не требуются. Дальнейшее зависит от расторопности военных контрразведчиков, поскольку данные высказывания, противоречащие Конституции Российской Федерации, требованиям общевоинских уставов, подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса. В завершении своего выступления контрразведчик, кстати, поделился скупой оперативной информацией о принимаемых мерах в отношении лиц, допустивших противоправные действия и высказывания. Это, по его словам, произвело на нарушителей "должное впечатление".

Тем не менее цепь логических рассуждений, которую можно выстроить от отказа солдата заступить в наряд по столовой до призыва к неповиновению "неверным командирам", будет не так и длинна. Особенно, если учесть, что кое-кто из отказников пришел служить в армию, имея уже сформировавшееся религиозно-экстремистское мировоззрение. Это легко предположить, учитывая широко развернутую на Северном Кавказе пропаганду идей ваххабизма, его популярность в бедных и высокогорных районах региона. К сожалению, этому косвенно способствует сама российская власть, давая повод радикально настроенным лидерам мусульманских умм (общин) использовать серьезные просчеты федерального центра в области политики, экономики и особенно идеологии для демонизации образа Москвы, всего русского народа как врагов "правильного ислама". С этих призывов, как правило, и начинается вовлечение молодежи в противоправную деятельность, в том числе и в армейских рядах.

Пора признать, что именно на поле духовно-нравственного воспитания молодежи, не паханом долгие годы и превращенном в целину, начали прорастать зловещие побеги человеконенавистнической идеологии ваххабизма - этого настоящего опиума для обманутого, доведенного до отчаяния народа. Свято место, действительно, пусто не бывает!

ПРОКУРАТУРА ПРОСИТ ПОМОЩИ

Долог и тернист путь человека к раскаянию. Чаще всего это происходит в зале суда, где рассматривается уголовное дело какого-нибудь бравого вояки, терроризировавшего своих сослуживцев. Зрелище впечатляющее, но вот беда - не так часто, как того хотелось бы в педагогических целях, проходят открытые судебные заседания. Минует полгода, год, поменяется личный состав рот и батарей, и появляются в них новые "герои", напрочь забывшие увиденный когда-то глазами первогодка судебный процесс. Напрашивается вывод: надо чаще встречаться. От эффективности работы военных прокуратур сегодня зависит очень многое. Фемиде в погонах все чаще приходится обнажать карающий меч правосудия, чтобы навести порядок в армии. К сожалению, без драконовских мер сегодня уже не обойтись. Либерализация законодательства пока еще не связала окончательно руки прокурорским работникам, и можно надеяться, что порядок все же будет наведен.

Ну а сами прокурорские работники обращаются за помощью к... церкви! Вот что пишет в своем обращении на имя Патриарха Алексия Второго главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков: "Предлагается рассмотреть возможность принятия организационно-правовых норм, направленных на разработку и создание качественно новой нормативной базы, предусматривающей более активное участие священнослужителей в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих. Главная военная прокуратура готова оказать содействие в этой работе. Убежден в том, что такие меры будут способствовать оздоровлению морально-психологического климата в воинских коллективах Вооруженных Сил РФ".

Прокурор знает, что говорит. Ведь именно бездуховность и аморальность современного российского общества - главные причины криминализации не только армии, но и самого общества. Когда в стране взамен традиционных идеалов нравственности новыми жизненными ценностями вполне легально (посредством СМИ) провозглашены пороки - культ насилия и наслаждений, жажда наживы и эгоизм, - то бороться с преступностью, проявлениями национального и религиозного экстремизма в армейской среде силами только судебного аппарата бессмысленно.

Очевидно, что вопрос сотрудничества армии и духовенства давно уже назрел. Об этом же говорилось и на прошедших в Улан-Удэ в июне с.г. сборах священнослужителей, работающих с войсками. Открывая сборы, командующий войсками Сибирского ВО генерал армии Николай Макаров честно признал: "Религиозная ситуация в округе сложная. Представители кавказских народов подчас ведут себя вызывающе агрессивно, в том числе и в религиозном смысле. Надо конкретно работать над улучшением религиозно-этической и религиозно-культурной ситуации... Мы надеемся на помощь духовенства. Ибо только укрепление внутренней самодисциплины воина, развитие в нем чувства долга, познание им веры своих отцов и дедов, усвоение высоких традиций отечественного воинства могут решить стоящие перед нами проблемы".

Свободный доступ в солдатские казармы православного и мусульманского духовенств, придерживающихся традиционных взглядов, возможность участия военнослужащих в Богослужениях, обрядах и Таинствах, привнесение в казармы молитвенного духа братской любви и взаимоуважения - все это вне всяких сомнений разрядит обстановку, поможет начальникам и подчиненным разных национальностей и вероисповеданий лучше понять друг друга. Альтернативы у нас нет.

Роман ИЛЮЩЕНКО, подполковник, бакалавр религиоведения

http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.100.articles.conception_02

Каждый народ имеет свою систему воспитания, которая соответствует его характерным чертам. Воспитание, созданное самим народом, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа, - подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал, что «...воспитание берет человека всю, как она есть, со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу и разум...». В процессе воспитания у человека, в первую очередь, формируется мировоззрение и характер, а характер и есть именно тот почва, в которой коренится народность». Народность украинского воспитания определяют его язык, быт, этнос, традиции, этикет, юмор и тому подобное. Именно эти составляющие предопределяют специфические особенности системы воспитания каждого народа. «Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое влияет гораздо сильнее убеждения, воспринято только умом, или за привычку, укоренившуюся страхом наказаний... воспитания, когда оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К. Д. Ушинский определяет два элементы характера человека: природный, коренится в телесном организме, - первая природа личности, и духовный, который вырабатывается в жизни под влиянием воспитания, - вторая природа личности (привычки, их приобретают в течение жизни).

Формирование второй природы личности начинается в семье, на лоне родной природы, когда ребенок находится преимущественно под влиянием родных, близких для нее людей и, конечно, ее формирование осуществляется средствами народного воспитания (сказка, игра, легенда, миф, первые элементы труда, которые чаще всего ребенок усваивает от бабушки, дедушки; убеждение произведенные на основе жизненных примеров, обычаев, традиций и тому подобное). На этом этапе развития личности ведущее место занимает народная, жизненная педагогика. Начинает осуществляться процесс передачи жизненного опыта старших поколений младшим, в чем и заключается основная суть воспитания. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Если старшие язык ведут, пусть младшим уши растут», «Знаниями меняются, счастьем делятся», «Родительские советы - дороги даль ясна, мудрого советы - озера глубина», «Старший среди молодых молодеет, младший среди старших умнеет», «Голова - для ума, мудрец - для народа».

По мнению В. А. Сухомлинского, национальное воспитание без патриотизма немыслимо. Именно преданность родной земле, любовь к Родине, родному народу, его истории, языка, культуры порождают национальный менталитет, психику и характер человека. «Мир ребенка - это, прежде всего природа, которая окружает ее в детстве, заботы матери и отца, сказка, песня. Воспоминания об этом мире накладываются на всю последующую жизнь, дающие эмоциональную окраску всем стремлениям, мыслям, порывам. Азбука патриотического воспитания заключается в том, чтобы утвердить в человеческой душе богатое, яркое, незабываемое детство, запечатлеть в нем образы родной природы, которые волновали бы всю жизнь. У каждого человека должен быть родной уголок, который стал бы незабываемым воспоминанием о самом дорогом, - без этого нет человека. Нет ее морально-эмоционального и эстетического корни, нет свежего ветерка, который питает непотухающее пламя любви к родине».

Таким образом, процесс передачи опыта одних поколений другим обеспечивает народоведческий подход к воспитанию, основанному на всестороннем и глубоком изучении всего культурно-исторического развития и опыта родного и других народов. Реализовать процесс воспитания помогает народная педагогика. Какие же компоненты синтезируют социальный опыт народа?

Это прежде всего сумма человеческих знаний, история поколений, религия, народное творчество, искусство, культурные достижения, общепринятые нормы поведения и тому подобное.

Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа».

Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели».

Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение. Из этого следует, что основные понятия образа жизни можно отобразить в такой последовательности: обычай? традиция? обряд? ритуал.



В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др. Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики – отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:

Приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;

Замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;

Обязательный учет национальных, интеллектуальных, художественных, этнических и иных традиций в оформлении школьных помещений, территории школы и микрорайона;

Восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;

Система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;

Прекращение толкования фольклора лишь как предыстории литературы, введение его как самостоятельной дисциплины с 1-го по 11-й класс, включающей изучение всех известных жанров в процессе параллельного обзорного ознакомления с народными духовными, нравственными, музыкальными, художественными, трудовыми, спортивными традициями, этикетом; поощрение специального факультативного и кружкового изучения песен, сказок, пословиц, загадок как самостоятельных учебных дисциплин;

Расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;

Максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа, расширение числа национальных общеобразовательных школ повышенного уровня (гимназий, лицеев, колледжей, реальных училищ);

Укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;

Гарантии защищенности малых народов во имя национального согласия, межнациональной гармонии, отказ от традиционных формул насильственного приобщения их к более высоким культурам;

Аргументированное осуждение человеконенавистнических, шовинистических, великодержавных, имперских теорий в любой форме;

Расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагогизацией содержания и процесса образования; начало вузовской подготовки этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации.

Тенденция использования идей и традиций национального воспитания в последние годы проявляется достаточно отчетливо. В этой связи, прежде всего, следует назвать модели историко-социокультурных и педагогически организованных воспитательных систем, разработанных в рядом отечественных ученых (Е. П. Белозерцев, И. А. Ильин, Б. А. Сосновский, В. К. Шаповалов и др.) и призванных воспитывать подрастающее поколение на основе идеи национально-духовного возрождения России. В рамках этих моделей: а) обеспечиваются права каждой нации, входящей в состав Российской Федерации, на самостоятельное этническое и культурное развитие; б) осуществляется освоение культурного наследия своего народа; в) закладываются основы полноправной жизни нации в целом; г) формируются основы гармоничного существования и развития каждого этноса и национальной культуры; д) достигается сбалансированность образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального государства; е) обеспечивается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.

Черты национальной школы

В истории школы и педагогики национальная школа имеет свои тенденции развития. Первоначально всегда происходило определенное объединение племен, имеющих общую территорию и сходное, взаимовыгодное занятие населения: торговля, пастушество, земледелие и т.д. Образование носило ремесленно-практическую направленность. Затем возникал союз племен и различных слоев населения, которые обеспечивали себя всем необходимым для проживания. Объединяются производство и торговля, усиливается обмен культурными ценностями и родственными связями. Создается народность, в основе которой близкий язык, общие нравственные установки, ценности и традиции, а подчас и единая религия. Создается единая по содержанию, целям и ценностям народная педагогика, этнопедагогика. Она лежит в основе национального образования, но не всегда определяет его. Дело в том, что не каждый народ в силу исторического развития может стать нацией. Нация же характеризуется не только глубокими народными связями, но и межкультурными связями. Она выходит на уровень партнерства с другими национальными культурами, с мировой культурой в целом. Поэтому только обогащенная общей культурой цивилизации, культура народа может стать национальной культурой. И тогда народная школа поднимается до уровня национальной системы образования.

Чертами национальной школы в наше время выступают:

1. Глубокая интеграция образовательной системы в мировое образовательное пространство, прежде всего в сфере взаимодействия научной информации, в содержании образования, усвоении культурных ценностей через духовное воспитание (диалог культур).

2. Приоритет родного языка, национальной культуры, отечественной истории и этнокультуры в жизнедеятельности подрастающего поколения, проникновение через весь процесс образования в психологию, духовность национальной души.

3. Гармоническое сочетание национального и регионального компонентов в содержании образования с общечеловеческим, при этом недопустимо преобладание национального федерализма, даже если речь идет о какой-либо господствующей группе населения. Региональный компонент не может составлять свыше 20%, а национальный – свыше 10% содержания образования.

Мировая практика показывает, что здесь должен господствовать принцип взаимообогащения культур, а не их противодействия. Дети господствующей нации должны хорошо знать культуру народов, которые живут в данном регионе; но и те в свою очередь должны постоянно общаться, взаимодействовать с коренным населением региона, знать его культуру.

Ведущие принципы образовательной политики страны должны обязательно связываться с принципом учета особенностей национальной культуры. Так, принципом английской национальной политики является ориентация на идеал гражданина-джентельмена, французская образовательная политика делает упор на приложение научного знания в общей культуре (часто внешней образованности) человека, в США культивируется стремление к новому, высочайшая активность в борьбе за первенство в достижениях в любой области. (В этом смысле книга рекордов Гиннеса в большой мере соответствует национальному духу американцев).

Этнокультура может определять образ жизни подрастающего поколения, но отнюдь не его образ мысли. Поэтому патриархальный быт, нравы и традиции не должны преобладать над силой духа молодого человека, религиозные ритуалы и таинства не довлеют над самостоятельностью и самоутверждением воспитанников. Приобщение молодого поколения к национальным традициям, «культурному преданию» по К.Д. Ушинскому, должно включать творческие усилия новых поколений по обогащению силы духа нации. Вера в народ предполагает уверенность в себе, а вовсе не растворение Я в массе населения.

Отношение народа к современной мировой и собственной культуре является базовым элементом национальной школы. Надо знать то, что сделал народ в прошлом, какую лепту внес во всемирную историю, науку и культуру, в каком направлении он движется впереди человечества и именно здесь активно совершенствовать национальную школу. По Фихте, свое – не есть нечто противоположное чужому, но оно определяет стиль усвоения народом чужого опыта и культуры. И этот стиль проявляется прежде всего в творчестве народа, в творческой деятельности основной массы людей.

Денационализация молодежи вовсе не ограничивается сферой языка. Отход от России, потеря "русскости" могут принимать опасные формы, даже если дети еще хорошо говорят по-русски.

Об одной стороне национального воспитания о необходимости бороться с денационализацией молодежи пишут, говорят очень много. Хотелось бы только подчеркнуть еще раз, денационализация молодежи вовсе не ограничивается сферой языка, что отход от России, потеря "русскости" могут принимать опасные формы, даже если дети еще хорошо говорят по-русски. Об этом я говорил в своем докладе на Педагогическом съезде в Париже (1920 мая 1929 г.)1

Но мне хотелось бы подойти к иной положительной стороне национального воспитания. Среди самой молодежи рост их национального сознания выражается обыкновенно в ярком цветении "героической" настроенности. У русской молодежи во Франции это настроение представлено слабо, но оно сильнее в Чехии, в Югославии, еще ярче, в Польше. Что сказать об этом явлении? Я думаю, что оно правильно намечает самую сердцевину, самую основную задачу национального воспитания: весь смысл, его ценность в том именно и заключается, чтобы в молодежи зазвучал и окреп "категорический императив" посвятить свои силы на служение родине. Национальное воспитание не есть развитие сентиментального поклонения России и ее культуре, не есть накопление знаний о России, не можно видеть свою цель в развитии национального романтизма: его цель в том. Чтобы развить идею служения родине и подготовить к этому служению. Здесь дано центральное и основное содержание национального воспитания, из которого уже вытекает и задача познавания России и романтического погружения в нее. Знать и любить родину нужно потому, что должно служить ей: там, где познание родины или любовь к ней хотят определить себя, как самодовлеющий путь, как самостоятельную ценность, там происходит глубочайший подмен, нарушение иерархии идей. Служение родине есть здоровое творческое ядро национального сознания вне этого неизбежно возникает дурной и безответственный, мнимый и лукавый романтизм.

Ставя таким образом в основу всего национального воспитания моральную идею служения, я вовсе не хочу своими критическими замечаниями о романтизме ослабить значение национального эроса этого энтузиазма и воодушевления, которые восходят к чистой любви к родине... Эрос национальный не есть платоническое поклонение родине, но есть живое и творческое устремление к ней. В эросе есть не только восторг, но и вдохновение, не только видение красоты в родине, но и невозможность отойти, отделить себя от нее. Эрос есть не пассивное созерцание, не мистическое упоение, но творческое движение слиться с родиной, некие крылья, которые уносят нас к родине, требуют всецелой самоотдачи ей.

В эмиграции сейчас много вынужденного "романтизма". Есть течения, которые питаются мечтой об активности, но есть и трезвые течения, которые сгорают в своей любви, не имея подлинных и реальных путей служения родине. Идея именно в наше время, в наших эмигрантских условиях, является поэтому сохраняющей силой, без которой эрос вырождается в романтизм... Моральный аспект эроса и есть эта идея служения, и мы не должны противопоставлять национальный эрос и идею служения: они едины, они внутренне связаны. Национальное воспитание должно пробуждать национальный эрос и оформлять его идеей служения родине: так можно формулировать его задачи.

Примечание

1. См.: Зеньковский В.В. Проблемы школьного воспитания в эмиграции // Русская школа за рубежом. Прага, 1929. Кн. 32. С.170183.

Источник:

Кабинета. Париж, 1929. N 8. С.12

Национальный эрос охватывает ту непосредственную тягу души к роди не, в которой мы ощущаем неразрывность нашей связи с родиной, чувствуем ее единственность для нас, ее незаменимость и в то же время сознаем ее красоту и величие, любуемся ею и поклоняемся ее светлому лику и в радости этого любования сознаем себя детьми. В национальном эросе эстетическое созерцание единственности и красоты родины сливается с неизъяснимым чувством, что лишь в ней и с ней мы находим самих себя: не чужое нечто мы любим в родине, но любим то, от чего сами родились, что светит нашей душе, как ее самое подлинное и самое глубокое существо. Высшая точка национального эроса дана не в гордом сознании своей принадлежности к родине, не в тщеславном упоении тем, что наша родина краше и лучше других стран, эта высшая точка в чувстве, что родина мать, что ее мы дети, ее создание... Не всегда душа восходит и дорастает до этого чувства, но лишь там, где рождается это чувство, душе открывается великая сила и правда национального чувства. Не на презрении к другим народам зиждется оно, а на том пламени души, с которым она обращается к родине: как мать моя ближе мне всех в мире, так несравнима и незаменима моя родина, которой душа отдает самый чистый огонь, самые лучшие и нежные движения свои. И когда душа осознает это чувство, оно никогда уже не отойдет от родины, ибо поймет, что вне родины вся жизнь становится пустой и ненужной...

В свете этих размышлений становится ясно, что национальное чувство, достигшее своего подлинного раскрытия, свободное от соблазнов тщеславия и гордости, является одним из ценнейших и продуктивнейших проявлений духовной жизни в нас. Любовь к родине не есть в свете этого, простая привязанность души к тому целому, в котором она родилась, а есть большая и глубокая жизнь души, есть выражение ее роста и раскрытия, ее восхождения к высотам духовной жизни. Любовь к родине есть и симптом духовной жизни и живой источник духовных сил, а следовательно, она связана с самым глубоким началом в нас. Необходимо уразуметь духовное качество, духовную природу любви к родине, чтобы отбросить идею так называемого "зоологического национализма": ничего низшего, ничего узкого не заключает в себе чувство родины, и если встречаются все же такие случаи, когда национальное чувство напоминает примитивный грубый эгоизм, то источник этого лежит не в природе национального чувства, а в общих условиях духовной жизни в нас. Как проявление духовной жизни в нас, чувство родины соподчинено тому, что совершается внутри нас, и здесь и надо искать причины того, почему чувство родины может принимать черты духовной скудости, переходить в формы, не отвечающие его основному смыслу.

Нельзя думать поэтому об изоляции чувства родины, о его самодовлеющем обособлении, нельзя и развивать его от духовной жизни в нас вообще. Воспитание национального чувства заключается не только в том, чтобы пробудить самое чувство родины, не только в том, чтобы раскрыть и утвердить его духовный смысл, но оно является частью духовного воспитания вообще. К сожалению, обычно остается без внимания именно этот кардинальный факт; сплошь и рядом довольствуются тем, что стремятся лишь пробудить национальное чувство, но боясь даже идти к этому заведомо неверными путями (например, через развитие презрения к другим народам и т.д.). Нечего удивляться поэтому, что так часто огонь национального чувства дает больше разрушительного, чем творческого действия, что национальное чувство так легко переходит в шовинизм и оказывается бесплодным и безыдейным...

Одной из самых серьезных задач, перед русским обществом в наше время, является задача использования той великой и творческой духовной энергии, которая заключена в национальном пафосе молодежи.

Сводя воедино наши замечания, мы можем сказать, что воспитание чувства родины должно иметь перед собой две указанные задачи: оно должно возводить чувство родины до его чистых духовных высот, до его духовного существа, освобождая от всего того мелкого и негативного, что прилипает к нему, а с другой стороны, оно должно связывать его с всей духовной жизнью в нас и способствовать движению этой жизни в нас. Национальное воспитание осуществляется не через сосредоточение на нем, а через просветление и углубление его в связи со всей духовной жизнью. И здесь надо ясно сознавать, что такое углубление возможно лишь через уяснение религиозного смысла чувства родины. Лишь уяснение религиозного смысла чувства родины доводит его до той глубины, на которой раскрывается все идейное богатство, вся творческая сила этого чувства. Лишь через религиозное осмысление национального чувства осуществляется то сочетание национального эроса с идеей служения родине. Вся проблематика национального воспитания, все его внутренние трудности связаны именно с этим пунктом: национальный эрос непременно должен быть оформлен идеей служения родине, но это оформление получает подлинный и творческий характер лишь на почве религиозного осмысления национального чувства.

Источник: Бюллетень Религиозно-Педагогического

Кабинета. Париж, 1930. N 10. С.13

Национальное чувство не только неразрывно связано со всей духовной жизнью в нас, не только является ее проявлением, но оно не может надлежаще развиваться вне общего развития духовной жизни. Этого факта часто не замечают только потому, что и в тех его проявлениях, которые имеют место независимо от духовной жизни, оно так богато и творчески влиятельно, что о большем как бы и нечего мечтать. Между тем, творческая сила и внутреннее богатство национального чувства неизмеримо больше и глубже, чем обычно мы даем ему простор. Это особенно хорошо видно на русской молодежи эмиграции. Конечно, есть иногда нотки болезненного преувеличения, порой даже истерического напряжения в любви к России, в томлении о ней и тоске бездомности, но за вычетом этого нельзя не ощущать у детей и у подростков и у более старшего поколения такую горячую, такую сильную и действенную любовь к России! В этой любви чувствуется и сила и сосредоточенность воли, яркая окрашенность этим чувством многих и многих движений души, но еще больше чувствуется какая-то удивительная безграничность и безмерность чувства. Оно не знает предела, оно восходит к тем лучшим движениям души, которые дают душе живое соприкосновение с вечностью живая творческая бесконечность открывается нам в этом чувстве. Эта духовная глубина и содержательность чувства родины не исключительно присуща нам: ее можно встретить и у других народов, только у нас ныне прямее и действеннее эта особенность чувства родины.

Есть удивительная аналогия между чувствами родины и привязанностью к семье. Через семейные привязанности дитя впервые глядит на мир и в свете любви к родителям, к братьям и сестрам уразумевает самое глубокое в мире. В развитии религиозного чувства, в одухотворении природы, в развитии социальных движений играет огромную роль чувство к семье у детей. Но и чувство родины, как реальный и живой росток в нас связи с родиной, таит в себе огромное и бесконечное содержание, оно является живым и конкретным проявлением таких сил души, которые вне этого едва ли могут раскрыться. Поэтому духовная жизнь в нас становится гораздо богаче, плодотворнее и глубже, когда она связана с определенным национальным чувством, которое согревает своим теплом весь духовный мир. Вне этого, наша духовная жизнь стоит пред опасностью приобрести черты некоторой оторванности от жизни, стать отвлеченной и мечтательной. Кстати сказать, лишь на почве православного христианства надлежаще и глубоко выявляется религиозная ценность национального чувства: католицизм смотрит на национальное чувство, как на естественное, но бесплодное движение (недаром в языке богослужения отвергается язык народа и принят мертвый латинский язык), а у протестантов нет данных для освящения национальной стихии. Именно нам православным дано понять фактическую связность национального чувства со всей глубиной национальной жизни и дано нам искать освящения национальной стихии. Это освящение не есть одно внешнее благословение родины и молитвы за нее, оно состоит во внутреннем просветлении и преображении того, что дано нам в естественном чувстве родины. Чувство родины нам дано, но в нем есть и некое священное задание, оно есть дар, могущий принести огромные плоды, оно послано нам от Бога. Когда вспомнишь о том, что образование национальностей есть продукт истории и притом преимущественно новой, тогда особенно дорог и многоценен кажется весь комплекс чувств, связывающих нас с родиной тем важнее задача понять духовный смысл и духовную функцию чувства родины. Любя родину, мы уже живем большой духовной жизнью, но ведь это только вступление, только призыв к тому, на который зовет и который открывает нам чувство родины. И чем шире становится душа, чем полнее и богаче развертывается ее жизнь, тем глубже и чувство родины-матери, тем дальше зовет оно. Великая сила, но и великая радость нам дана в чувстве родины, великое утешение в том, что родина наша мать, всегда открывающая нам полноту своей любви. Принадлежность наша к великому русскому народу, сознание, что мы дети в дни самых горьких и мучительных испытаний...

Удивительная особенность нашего русского пути в эмиграции заключается в том, что нам собственно не нужно заботиться о пробуждении чувства родины: оно есть у всех. Не говорю уже о тех, кто все время жил в русской среде и рано осознал свою любовь к России, но даже те, кто офранцузился, онемечился и т.д., когда они попадают в русскую среду, прикасаются к русскому искусству, особенно, к русской песне, к русскому театру словно просыпаются от тяжелого сна и отдаются "русской стихии" с такой глубокой, неподдельной страстью. Как бы даром, без особых усилий дается эта любовь к России и кто имел случай видеть, как просыпается в детской или юной душе чувство родины, как разгорается оно ярким пламенем, не может не ощущать того, что в их сердцах, даже уснувших в национальном своем чувстве, детей, лежит огромная сила, как бы ждущая своего пробуждения. Есть много и других случаев, когда не дается это пробуждение, но почти всегда, где я имел возможность лично наблюдать это, я видел, что делали ошибки, отождествляя национального чувства с возможностью владеть родным языком. Но я уже упоминал об ошибочности такого отождествления "русскость" глубже, полнее и содержательное одного только языка.

Но если не так велика проблема пробуждения национального чувства, то, наоборот, чрезвычайно трудна задача углубления его. Прежде всего приходится отмечать некоторое сопротивление в этой работе углубления со стороны самого национального чувства оно как бы не хочет его, словно боится растерять при этом что-то существенное. Максимальное расширение, на которое идет без усилий чувство родины, есть связывание его с моральным миром, то оформление национального эроса идеей служения родине, о котором мы говорили в предыдущей статье.

Прекрасный и ценный пример такого углубления национального чувства имеем мы в чешском сокольстве. За долгие годы политического угнетения сокольство смогло воспитать в нескольких поколениях не только крепкое и глубокое национальное чувство, но и создать высоко моральный и жизненный творческий тип. Но как раз именно судьба сокольства кажется мне убедительным "естественным экспериментом", говорящим о непрочности и не устойчивости того типа национального воспитания, который нашел свое выражение в сокольстве. Пока длилось политическое угнетение Чехии, сила национального горения естественно была велика, а моральный строй, присущий сокольству, легко и просто связывался с огнем чувства. Но вот пришло освобождение Чехии, и в сокольстве обнаруживаются трещины. Трудно еще окончательно судить об этом, так как лишь недавно изменилась политическая обстановка, так много еще соколов, сложившихся духовно до освобождения Чехии, так близки воспоминания о пережитом. Но при режиме свободы чем может поддерживаться энтузиазм и горение национального чувства? Оно навсегда останется ярким и даже плодотворным, но то, что было присуще раньше сокольству, что составляло сокровенную его силу, как бы теряет свой питательный источник, растворяется и глохнет. Отчего? Трудно сказать, как трудно сейчас дать объективные доказательства внутреннего выветривания сокольства, я сознаю, что при наличности различных тревожных симптомов нет еще достаточных данных для обобщения. Я делаю, однако, эти обобщения потому, что уже сейчас ощущаю внутреннее выветривание в сокольстве, как бы ни были малы его размеры. Та сила и творческая напряженность, которые раньше превращали сокольство в некий религиозный орден, собиравшийся вокруг дорогих ему святынь, потому и слабеет религиозный ореол, естественно выраставший из жертвенного отдания себя родине, не может быть уже прежним, раз исчезает потребность жертвенного служения родине.

Жертвенность может вызываться чувствами и идеями разного порядка, но свой внутренний смысл и настоящие свои корни жертвенность получает в религиозной сфере. И если национальное чувство у русской молодежи тоже ищет и нередко имеет жертвенный характер, то надо иметь в виду то, что безмерные страдания России волнуют и юную и зрелую душу так, что все готовы отдать свои силы и самую жизнь за Россию. Непосредственная императивность, ныне присущая национальному чувству и вносящая в него элемент жертвенности, имеет свои источники именно в страданиях России. Но если на это полагаться и дальше, то задача национального воспитания исчерпывалась бы только тем, чтобы пробудить самое чувство родины, а дальше основной мотив жертвенности развивался бы сам собой. Но это не так из горького нашего плена мы должны вынести достойный плод не только для тех дней, когда Россия будет свободна, но и для сегодняшнего дня. Жертвенность должна быть не настроением, не порывом, а некоей чертой характера, внутренне связанной с жизнью души. Между тем и сейчас есть симптомы того, что жертвенное настроение, естественно, рождающееся у молодежи, ищет поспешного и торопливого своего приложения, как бы убегает от того, чтобы более глубоко войти в духовный строй личности. Как раз у мальчиков и юношей наших дней очень часто можно встретить потребность в action directe, в непосредственном "активизме". Но при нераскрытости юной души вообще эта потребность активизма либо должна немедленно перейти в какое-то "действие", либо она совсем пропадает. Ибо нет еще выдержки, нет умения превращать жертвенный порыв в задачу всей жизни. Я не хочу сказать, что нужно подавлять это настроение активизма, но думаю, что его нужно углублять, связывая его не с одним лишь порывом, но с задачей жизни вообще. Современные русские политики, вероятно, возмутятся таким предложением переводить "живую силу" юношеского энтузиазма в некоторую длительную черту жертвенности, они может быть и правы с точки зрения "момента" и использования живых сил для борьбы за Россию. Но кто умеет глядеть вперед, тот не станет ни на сторону абстрактного национального воспитания, лишенного непосредственного отношения к трагедии России, ни на сторону действенного "патриотического" воспитания, подхватывающего национальный порыв для превращения его в "активность". Первое безжизненно, второе близоруко первое не видит реальной трагедии России, зовущей ежеминутно и ежечасно к себе, второе забывает, что молодежь должна свою жертвенность сохранить на всю жизнь. Геройски умереть легче, чем пронести через всю жизнь жертвенное служение родине. Это жертвенное служение родине нужно не только для ее внешнего освобождения, но и для творческой работы. Но это значит, что жертвенное служение должно питаться не одной скорбью о родине (этого хватит до периода свободы), но и чем-то иным, что придаст жертвенности устойчивый внутренний смысл. А это значит, что национальное воспитание должно быть свободно и от отвлеченности и от близорукого активизма, сохраняя, однако, от первой формы ее устремленность вперед, а от второй ее срастание с реальной жизнью родины. Внутренне это под силу тому лишь типу национального воспитания, которое не внешне, а внутренне свяжет себя с религиозным миропониманием, которое будет лишь исходить из национального, эроса, не останавливаться на нем, будет искать его освящения, его приобщения к миру высших ценностей. Лишь религиозно настроенное направление внутренне владеет всем тем богатством, которым жива современная юная душа.

Я не говорю ничего о практических проблемах национального воспитания так как мне хотелось высказать свои мысли лишь по общим его вопросам. Мне горько думать, что священная идея родины не раскрывается часто в сознании тех, кто руководит молодежью, именно как священная идея, т.е. изнутри связанная со сферой религии и лишь в ней находящая последовательное свое возрождение и раскрытие. Молодежь любит Россию, но это ее богатство должно быть утилизовано не для временной цели, а для постоянного и действительного, жертвенного служения родине. Религиозное понимание национального воспитания одно договаривает до конца то, что составляет основной смысл нашей связи с родиной.

Интернационализация и национализация воспитания. Теории национального воспитания: теория многокультурного образования, культурологический и аксиологический подходы. Роль традиций в национальном воспитании.

Одной из основных тенденций развития образования в современном мире является интеграция стран в разработке его различных проблем, в том числе и проблем, связанных с определением целей, содержания воспитания. Можно выделить два направления в решении обозначенных вопросов: интернационализация и национализация воспитания. Открытость границ, установление тесных межгосударственных связей во всех областях жизни приводят к межнациональному обмену традициями, достижениями культуры и т.д. В то же время активно разрабатываются концепции национального воспитания, вызванные стремлением больших и малых народов сохранить национальную систему воспитания в качестве передачи уникального этнокультурного наследия от поколения к поколению.

На необходимость учета национального фактора при организации воспитания обращали общественные деятели и педагоги прошлого. По мнению Ф. Дистервега, нельзя решать вопросы воспитания вне конкретной обстановки. При воспитании, отмечал он, следует принимать во внимание условия, место и время, всю современную культуру, в особенности страны, являющейся родиной ученика. В России данный аспект воспитания в ХIХ веке К. Д. Ушинский предлагал решать на основе принципа народности. В народности он видел то начало, на которое должно непременно опираться разумно организованное воспитание. Каждый народ, утверждал К. Д. Ушинский, отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка и др. Поэтому всякую попытку представить систему воспитания одинаково для всех стран и народов он отвергал как несостоятельную и вредную. В советский период интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну.

В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учета национального фактора в процессе воспитания: теория многокультурного образования (Г. Д. Дмитриев), культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская), аксиологический подход (А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов).

Так, например, в рамках теории многокультурного образования рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учета этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания; подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп. Данная теория направлена на формирование толерантности , т.е. терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы.

Основными понятиями культурологического подхода являются культуросообразная среда, диалог культур. Главным средством воспитания становится создание особой среды, наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определенной национальной культуры. Ее создание исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Формы, методы и приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.

Центральным понятием аксиологического подхода является ценности. При организации воспитательной работы с учетом национальной специфики предлагается следующая иерархия ценностей: общечеловеческие ценности – общенациональные ценности – местные ценности – традиционные ценности воспитательного учреждения – личные ценности.

Все концепции связаны между собой и направлены на формирование человека, обладающего мировой и национальной культурой.

Этнопсихологические и этнокультурные особенности воспитания определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание; продолжительность воспитательных воздействий; соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы; характер предъявления педагогических требований и др.


Top