Конспект нод по фэмп с элементами экспериментальной деятельности в средней группе. " Магнитные игры со смешариками" НОД по познавательно – экспериментальной деятельности в средней группе Нод средняя группа познание с экспериментальной деятельностью

НОД с элементами экспериментирования в средней группе

Тема: «Металл, его качества и свойства».

Образовательная область: «Познание».

Цели:

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Материалы.

Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа.

Словарная работа.

Металл, металлические предметы, магнит, притяжение.

Предварительная работа.

Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом.

Ход занятия.

Педагог. Ребята, послушайте загадки:

Сам худ, голова с пуд.

Толстый тонкого побьет,

Тонкий что-нибудь прибьет.

Как вы думаете, о каком предмете эти загадки?

Дети. Эти загадки о молотке.

Педагог. Правильно, эти загадки о молотке. А из чего сделан молоток?

Дети. Молоток сделан из металла. Педагог. Да, молоток сделан из металла. А еще можно сказать, что он металлический. А вы знаете, для чего нам нужен молоток? Дети. Молоток нужен, чтобы забивать гвозди.

Педагог. В далекие времена молоток использовали с другой целью. Например, если где-то пожар, и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.

Педагог стучит молотком по металлическому предмету.

В группу вбегает запыхавшийся домовенок Кузя.

Кузя. Что у вас случилось? Почему так громко стучите? Педагог.

Во – первых, здравствуйте.

Кузя. Здравствуйте, где что горит?

Педагог. У нас ничего не горит. А вот вы, я смотрю, чем-то взволнованы. Сядьте, успокойтесь и расскажите нам, кто вы и как вас зовут?

Кузя. Я домовенок Кузя. Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы тогда так громко стучали? Педагог. Я рассказывала детям, как когда-то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар.

Кузя. Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали. Педагог. Нет, Кузя, брали не палки, а что-нибудь металлическое и стучали.

Опыт № 1.

Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом – металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.

Педагог. Кузя, а ты умеешь различать металлические предметы от не металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом?

Кузя. Да я и сам это умею делать. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра.

Кузя заталкивает сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, что все они сделаны из металла. Педагог. Дети, давайте научим Кузю отличать металлические предметы от не металлических.

Игра «Наведи порядок в сундуке».

Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.

Педагог. Дети, а вы знаете, что еще можно сделать из металла?

Ответы детей.

Кузя. А я тоже знаю такие предметы!

Педагог. Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла?

Кузя (задумывается). Стул.

Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый, и мы с детьми сейчас это докажем.

Опыт № 2.

Дети берут два шарика – одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.

Педагог. А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.

Опыт №3.

Педагог нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, сто она стала теплой.

Кузя (берет в руки металлическую пластинку). Фу, какая холодная!

Опыт №4.

Дети кладут пластинку на батарею, через некоторое время трогают и отмечают, что она стала теплой.

Педагог. Кузя, а сейчас тебе и детям я покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней.

Опыт №5.

Педагог надевает рукавичку и проводит ей над мелкими предметами.

Педагог. Что произошло и почему?

Дети отвечают и с помощью педагога делают выводы о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.

Педагог. Ну, что Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе о металле.

Дети. Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивается магнитом, его можно нагревать, поэтому из него можно сделать различные поделки и предметы.

Кузя. Спасибо, ребята! Я сегодня узнал много о металле. Увидел предметы, сделанные из него. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!

Конспект НОД по ФЭМП с элементами экспериментальной деятельности в средней группе

Тема : Математическое путешествие.

Цель : упражнять в сравнении двух групп множеств : добавлять или забирать один предмет, чтобы получилось одинаковое количество предметов (поровну) ; закрепить знания о числе и цифре 3; в ориентировании в пространстве; упражнять знания о геометрических фигурах и в составлении геометрических фигур на плоскости стола из счетных палочек и выкладывании фигур из веревочек; анализировать и обследовать их зрительно осязаемым способом; закреплять умение детей назвать порядковые числительные; побуждать детей к экспериментальной деятельности ; классифицировать камни по форме, размеру, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые) ; развивать логическое мышление.

учить детей составлять по размеру геометрические фигуры;

Материал : карта группы с маршрутом движения, набор игрушек для дидактической игры «Больше - меньше» , счетные палочки и веревочки по 30 см на каждого ребенка; фигурки к сказке «Колобок» : колобок, зайчик, волк, медведь, лисичка; различные камни, три коробочки, сундучок.

Ход занятия

Воспитатель : - Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. В детский сад пришло письмо для нашей группы (открывают письмо, в котором карта группы и задания ) .

Если мы пойдем по маршруту, который нам предлагает карта и выполним все задания, то в конце маршрута нас ждёт сюрприз (воспитатель даёт детям возможность рассмотреть карту и выяснить в каком направлении нужно идти, чтобы добраться до места, где находится первое задание).

Дети : Надо идти налево.

Задание 1. «Больше - меньше»

На первом столе разложены группы предметов : 3 яблока и 2 груши; 3 животных и 2 птицы; 3 ракушки и 2 камушка. На втором столе : 1 груша, 1 птица, 1 камушек. Дети должны, разложить предметы так, чтобы группы множеств стали равными.

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Теперь мы отправляемся к следующему заданию. Посмотрите на карту, куда мы должны идти?

Дети : – Надо идти направо.

Задание 2. «Волшебная коробочка»

Детям предлагается коробочка, в которой находятся плоскостные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, счетные палочки и веревочки. Каждый ребенок, несмотря, выбирает себе геометрическую фигуру и начинает её выкладывать (объясняя, что ему надо : счетные палочки или веревочка; и почему) .

Воспитатель : - В какую сторону мы должны пойти, согласно карте, чтобы попасть к третьему заданию?

Дети : - Задание находится за нашими спинами, значит, мы должны пойти назад.

Воспитатель : - Вот мы и нашли третье задание…

Задание 3. «Вспомни сказку»

Детям предлагается вспомнить сказку «Колобок» и назвать, кто из зверей встретился колобку первый, второй, третий, четвертый и выставить их в определенной последовательности. (Дети выставляют фигурки сказочных героев в определенной последовательности).

Воспитатель : Ребята, мы с вами столько прошли, пора бы нам отдохнуть.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! - выше голова,

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сядь.

(Дети выполняют движения соответственно словам текста)

Воспитатель : - А теперь ребята, посмотрите на карту и скажите, куда надо идти, чтобы попасть четвёртому заданию.

Дети : По карте оно перед нами, поэтому мы идем вперед.

Задание 4. «Юные исследователи»

На столе стоит сундучок с разными камешками. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Все камни твердые, они стучат. Чем камни отличаются друг от друга? Воспитатель обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Воспитатель просит помочь ему разложить камни в три коробочки по следующим признакам : в первую - гладкие и округлые; во вторую - маленькие и шероховатые; в третью - большие и не круглые. Дети работают подгруппами , затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

Воспитатель : А теперь мы снова пойдем направо, где нас ждёт сюрприз. (Дети находят сундук, закрытый на замок) . – Мы с вами нашли волшебный сундучок, там и находится сюрприз. Но, посмотрите, он закрыт на замок, и чтобы он открылся надо ответить на вопросы. Итак, я начинаю, а вы заканчиваете :

У цапли ноги длинные, а у утки…

Арбуз большой, а яблоко….

Шарф узкий, а одеяло….

Грузовая машина высокая, а гоночная…

Стол высокий, а стул…

Воспитатель : Молодцы, ребята, ответили на все вопросы, и сундучок открылся, получайте призы. (Дети достают из сундучка призы) .

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, безопасность, труд, музыка, здоровье.

Цели:

— познакомить детей с некоторыми свойствами воды;

— развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;

— развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;

— развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Задачи :

— развивать внимание и наглядно – действенное мышление;

— воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;

— развивать любознательность, речь;

— воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.

Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости, ноутбук.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике

У нас кипит.

Она и в реченьке

Бежит, журчит. (Вода)

(чтение загадки сопровождается шумом воды)

Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Дети: Люди пьют воду;

— варят еду;

— моют грязные фрукты и овощи;

— каждый день моют руки и лицо;

— поливают растения, чтобы не засохли;

— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель: Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт №1: «Вода – жидкость».

Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: «У воды нет запаха».

Воспитатель предлагает детям понюхать воду.

Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №3 «У воды нет вкуса».

Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.

Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»

Опыт №4 «Вода прозрачная».

Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.

Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.

Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями

Кап, кап…

Только кто её поймёт — Недоумённо разводят руками в

Кап, кап? стороны

Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как

распускаются цветы.

И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.

И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами,

словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.

Б. Заходер

Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить.

Опыт №5: «Вода – растворитель».

На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.

Опыт проводит воспитатель.

В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.

Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.

Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.

Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.

Опыт №6: «Вода – растворитель».

На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.

Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

Опыт №7: «Вода холодная, тёплая, горячая».

На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.

Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.

А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?

Дети: Горячий.

Воспитатель: Какая в нем вода?

Дети: Горячая.

Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Можно обжечься.

Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)

Опыт №8: «Вода имеет вес».

Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (В одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (В котором — вода). Вода имеет вес.

Итог:

Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушаем звуки воды )

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»

г. Нелидово Тверской область, Россия.

Непосредственно-образовательная деятельность
Образовательная область «Познавательное развитие»
Деятельность: опытно — экспериментальная
Тема: «Волшебный магнит»
(средняя группа)

Цель: формирование познавательного интереса у детей

посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о магните и его способности притягивать некоторые предметы; связи между величиной магнита и силе его притяжения; применении магнитов в жизни людей.

Формировать умения детей работать со схемой.

Обогащать словарный запас детей подбором относительных прилагательных: «деревянный, резиновый, стеклянный, железный, металлический, пластмассовый».

  1. Развивать стремление детей к самостоятельному познанию через опытно-экспериментальную деятельность; развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их.
  2. Воспитывать инициативность, самостоятельность; культуру игрового общения.

Методы:

— словесный;

— наглядный (наблюдение);

— метод игрового проблемного обучения;

— практический

Материалы и оборудование:

  • сюрпризная коробка в ней: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расческа, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы, варежка с вшитым магнитом;
  • магниты разной величины;
  • карточки — схемы по количеству детей;
  • напольный бассейн, удочки по количеству детей;
  • чашка с горохом, гайками и винтиками

Ход НОД

  1. Мотивация детей (сюрпризный момент)

Педагог: Ребята, смотрите кто — то нам прислал посылку. А на посылке прикреплено сообщение. Читает: В этой коробке лежит волшебная варежка. Узнайте в чем ее секрет волшебства и с его помощью помогите моим сказочным друзьям. Подпись: неизвестный доброжелатель.

  1. Постановка детьми цели деятельности.

Педагог: О чем нас попросил неизвестный доброжелатель?

Как мы можем помочь сказочным героям?

Ответы детей: если мы разгадаем секрет волшебства варежки, тогда сможем помочь им.

  1. Совместная работа по нахождению средств и способов действий.

Педагог: Давайте достанем все из коробки и внимательно рассмотрим. Может быть предметы подскажут нам в чем волшебство варежки.

Дети с воспитателем открывают коробку, достают предметы и называют из какого материала они сделаны: пластмассовая ложка, резиновая игрушка, деревянная расческа, стеклянная баночка, железный ключ от дверей, гвоздь, металлические ножницы. Внутри коробки лежит варежка с вшитым магнитом.

Педагог: Раз это варежка, значит ее нужно надеть (надевает варежку на свою руку). А что же дальше?

Дети дают различные варианты ответов.

Правильный ответ: брать ею разные предметы.

Педагог: Давайте попробуем.

Педагог берет по очереди каждый вышеуказанный предмет, а дети наблюдают и комментируют. Например: когда варежку разжали расческа упала или когда варежку разжали гвоздь остался висеть.

Педагог: Ребята, вы заметили, какие предметы падают, а какие остаются висеть?

Дети: Предметы из железа и металла висят на варежке, а остальные падают.

Педагог: Правильно. А почему так происходит? (выдвижение гипотез)

Дети: Внутри варежки спрятан магнит.

Педагог достает магнит и предлагает детям рассмотреть его.

Педагог: Мы разгадали с вами секрет волшебства варежки?

  1. Самостоятельная работа детей по нахождению способов действий (проверка предположений)

Педагог: Я предлагаю каждому проверить действие магнита, а для этого надо поиграть в игру «Фокус с магнитом». Ваша задача: проверить каждый предмет и вычеркнуть на карточках – схемах только тот, который не притягивается.

На столах лежат 8 магнитов, карточки — схемы с изображенными предметами и сами предметы: деревянный брусочек (8 шт.), булавки (8 шт.), пуговицы (8 шт.), металлические скрепки (8 шт.), резиновые шарики (8 шт.), батарейки (8 шт.), кусочки металлизированной цветной бумаги (8 шт.), пластмассовые рыбки с металлическим стержнем во рту (8 шт.)

На доске прикреплена аналогичная схема. После самостоятельной работы дети вычеркивают лишние предметы на общей схеме.

Вывод детей: к магниту притягиваются только железные или металлические предметы.

  1. Реализация гипотезы детьми в действии (на практике).

а) игра «Помоги Черепахе Тортилле»

Раздается звонок мобильного телефона. В записи «Романс Черепахи Тортиллы». Педагог берет трубку и «разговаривает».

Педагог: Ребята, вы помните, что неизвестный доброжелатель попросил помочь его сказочным друзьям. Так вот звонила Черепаха Тортилла и рассказала мне, что ее любимый пруд, в котором она живет уже триста лет, сильно загрязнен. В нем на дне лежит много железного и металлического мусора. Черепаха просит вас помочь очистить пруд. Только одно условие: достать мусор, не замочив руки. Ну что поможем обитателям пруда? Как?

Ответы детей.

Из большого напольного бассейна дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор. Магниты, привязанные к удочкам, разные по величине, и соответственно по силе притяжения. В ходе практической деятельности дети приходят к новому выводу: что чем больше магнит, тем он сильнее, а значит может примагничивать большие металлические предметы.

Педагог: Молодцы! А теперь предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка (музыкальная)

б) игра «Помоги Незнайке»

Раздается детский плач.

Педагог: Ребята, кто же это плачет?

Дети: Незнайка.

Педагог: У него случилась неприятность: Незнайка нес мешок с горохом, торопился, мешок порвался и просыпался в чашку с деталями, которую приготовили Винтик и Шпунтик, чтобы отремонтировать велосипед. Все перемешалось.

Как же помочь Незнайке?

Дети: Надо взять магнит: он притянет все железные детали, а горох останется.

Дети, каждый из своей чашки, достают железные детали и складывают в отдельное отделение.

Педагог: Молодцы! Ой кто-то к нам идет.

Заходит профессор Знайкин.

  1. Подведение итогов, рефлексия.

Знайкин: Здравствуйте, ребята! Это я вам прислал посылку. Я все видел и могу сказать, что вы хорошо потрудились, помогли моим друзьям.

Педагог: Да, профессор и мы многое узнали. Ребята, расскажите с каким удивительным предметом вы познакомились? Какие предметы он притягивает? Какой магнит притягивает больше металлических предметов?

Знайкин: Молодцы! А вы знаете, ребята, что о магнитах люди узнали давно и стали использовать их в своей жизни. Первым прибором стал компас (показывает его). При помощи него можно определить где находится: север, юг, запад, восток. Он есть у всех путешественников. Внутри компаса находится магнитная стрелка, которая всегда указывает на север.

А еще магниты используют под водой. Вот как вы сегодня. Люди с помощью их строят и ремонтируют различные подводные сооружения. И инструменты легко найти с помощью магнитов, потому что они сделаны из металла.

Педагог: Ребята, расскажите профессору, что вам понравилось больше всего?

Что было сложно для вас? Что легко? (Ответы детей).

Знайкин. А я для вас приготовил сюрприз: игру на магнитах и предлагаю пойти со мной и поиграть.

Номинация: Детский сад, средняя группа, Конспекты занятий, НОД, математика, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальная деятельности «Волшебный магнит»


Должность: воспитатель
Место работы: БДОУ г.Омска «детский сад №56 комбинированного вида»
Месторасположение: г. Омск

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе дошкольного возраста.

Автор : Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Маленькие исследователи». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о различных свойствах предметов, исследуют окружающий мир.

Конспект «Путешествие в научную лабораторию»

Цель: изучение свойства различных предметов
Задачи:
1. Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т.д.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь:
предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.
качественный – научный, липкий, влажный.
глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, картофелем, проведение опыта «Тонет-не тонет».
Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».
В группе раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание!!! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!!!»
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете?
Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).
Воспитатель: верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы!).
Воспитатель : но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю защитные атрибуты для экспериментов. Это маски и перчатки.
Воспитатель предлагает детям надет медицинские маски и перчатки. После этого дети рассаживаются вокруг стола, где и находится «Научная лаборатория».
Воспитатель : мальчики и девочки, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Воспитатель: да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Воспитатель: у меня в коробочке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он?
Ответы детей (он жёлтый, сухой, сыпется).
Воспитатель: правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
Воспитатель : точно! Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется и к тому же стал темнее.
Воспитатель : да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становится комком.
Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.
Воспитатель: мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей (сухой песок легче).
Воспитатель : да, верно. А как мы в этом убедимся?
Ответы детей (можно взвесить на весах).
Воспитатель : правильно.
Воспитатель взвешивает на чашечных весах песок – на одну чашу кладётся песок сырой, на другую – сухой. Дети убеждаются, что сухой песок легче.
Воспитатель: ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага и спичка. Что тяжелее?
Ответы детей (камень самый тяжёлый).
Воспитатель: да, точно. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы.
Воспитатель с детьми по очереди пускают в таз с водой все предметы. Выясняют, что камень тонет, так как он очень тяжёлый, а вот плотная бумага, спичка и салфетка – нет, потому, что они лёгкие. Но если намочить салфетку, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага. А спичка очень долго впитывает воду и держится на поверхности дольше всех.
Воспитатель: ребята, вам понравились наши эксперименты?
Ответы детей (да, очень понравились!).
Воспитатель: в этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?
Ответы детей (да, хотим!)
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной. Вставайте в круг!
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево)

Воспитатель: ну что, мальчики и девочки, поиграли, отдохнули? А теперь идём опять в нашу научную лабораторию! Нас ждёт следующий эксперимент. Мы с вами выяснили, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?
Ответы детей (да, ведь оно тяжёлое).
Воспитатель: ну тогда давайте с вами и проверим!
Воспитатель опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.
Воспитатель: а хотите узнать, что будет я яйцом, если воду посолить?
Ответы детей (да, конечно хотим узнать).
Воспитатель: тогда я вам предлагаю найти себе парочку, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой. А затем опустить яйцо в солёную воду.
Дети (работают в парах) солят воду, размешивают её, опускают яйцо.
Воспитатель : утонило яйцо в солёной воде?
Ответы детей (нет, не утонуло).
Воспитатель: ребята, это происходит из-за такого особого свойства солёной воды. Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть. Ну и ещё один опыт в нашей лаборатории для вас припасён. Он называется «Измени цвет предмета». Как, по-вашему, можно изменить цвет любого предмета?
Ответы детей (покрасить краской).
Воспитатель: действительно, можно использовать краску. А можно и взять специальный раствор и выяснить, есть ли в продукте полезные или наоборот вредные вещества. И сейчас мы с вами в этом убедимся! Вам когда-нибудь мазали раны или ссадины йодом?
Ответы детей (да, мазали).
Воспитатель : а мы сейчас раны мазать йодом не будем, а намажем им разрезанную картофелину, и посмотрим, что же произойдёт!
Воспитатель разрезает картофелину пополам, интересуется у детей – какого она цвета на разрезе. Дети отвечают, что она белая. Воспитатель кладёт небольшие (заранее заготовленные) кусочки картошки перед детьми на блюдечки и предлагает им намочить зубочистку йодом и провести ей по кусочку картошки.
Воспитатель : ребята, какой стала картошка?
Ответы детей (она посинела).
Воспитатель : да, верно. Это всё произошло из-за того, что в картошке содержится такое вещество, которое называется крахмал и когда на этот крахмал попадает йод, то крахмал синеет. Вот так и выясняют в лабораториях – есть ли в продуктах крахмал. Мальчики и девочки, вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось?
Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах.


Top