Пенсия пенсионеров мо. Права на медицинское обеспечение военных пенсионеров: основания, порядок предоставления

#CМИ #вирус #пропаганда #соцсети

Развитие социальных медиа дает благодатную почву для использования их аудитории в качестве распространения пропагандистских идей. В настоящее время мы сталкиваемся с феноменом вирусного распространения пропаганды в социальных сетях, где пользователи выполняют одновременно функции адресата и распространителя.

Такой механизм коренным образом отличается от традиционной пропагандистской модели, в которой главную роль в распространении играли подконтрольные политическим элитам СМИ. В новой модели политические институты также формируют и распространяют через традиционные и социальные медиа пропагандистские идеи.

Однако в данном случае они являются только инициаторами и инструментами начального этапа ее распространения, которое затем приобретает вирусный характер (по аналогии с механизмами распространения вирусной рекламы). В процессе вирусного распространения идеи, сформулированные политическими институтами и запущенные СМИ, не сохраняются в своем изначальном виде, а трансформируются, приобретая новые качества и интерпретации. Они превращаются в конструкты, имеющие сложную рационально-эмоциональную структуру. Мы предлагаем называть их пропагандемами.

Пропагандемой может являться сюжет, набор связанных друг с другом представлений или система образов, которая восходит к определенной пропагандистской идее. Очень часто пропагандема тесно связана с неким прецедентным текстом (цитата из речи известного политика, формулировка, термин, лозунг, призыв, слоган и т. п.). Однако пропагандема не сводится к этому тексту, ее семантическое поле гораздо шире. Попадая в массовое сознание, она может изменять свое содержание.

Важное свойство пропагандемы - ее эмоционально-образная заряженность. Пропагандема не требует рационально-логического восприятия и не выдерживает анализа. Некие логические связи или их имитации в пропагандеме все же присутствуют, однако они только создают иллюзию логичности, правильности, способствуют прохождению внутренней цензуры индивида. Указанный механизм подразумевает некритичное восприятие пропагандем. Для того чтобы получить эмоциональный заряд, пропагандема должна отсылать субъекта к конфликту, содержать в себе имплицитную или эксплицитную агрессию.

Собственно, данный эмоциональный заряд и включает вирусный механизм распространения пропагандемы. При этом конкретная пропагандема может стать материалом или источником формирования новых пропагандем. Пропагандемы в процессе трансформации могут принимать неожиданные и даже нежелательные для запустивших их институтов характеристики. В любом случае они существуют самостоятельно, в отрыве от породивших их институтов.

Социальные медиа становятся благоприятной средой для распространения пропагандем в силу своих важных коммуникационных характеристик. В первую очередь этому способствуют технологические инструменты для распространения информации в социальных сетях: возможность объединения пользователей в сообщества, система репостов, «лайков» и т. д. Кроме того, играет важную роль и отсутствие внешней цензуры и давления на такие сообщества и отдельных пользователей: этот фактор как раз и позволяет пропагандеме свободно трансформироваться в зависимости от особенностей конкретной социальной группы.

Традиционные массмедиа, хотя и остаются первичными передатчиками пропагандем от политических институтов к аудитории, тем не менее, теряют свою ключевую роль в этом процессе, что приводит к снижению доверия аудитории к ним. Это происходит в связи с возникающим диссонансом между формируемой средствами массовой информации повесткой дня и информационными запросами и ожиданиями аудитории.

Традиционные медиа могут сталкиваться с некогда введенными в оборот пропагандемами на новом этапе, когда те существуют в массовом сознании уже самостоятельно, в отрыве от первоначальной пропагандистской цели.

В таком случае СМИ воспринимают данные пропагандемы как некие новые явления и вторично отражают их. Таким образом, представляется важным исследование следующих процессов и их субъектов: - процесс формирования пропагандем, их структура, эмоционально-образный и рациональный потенциалы, особенности распространения в сообществах социальных сетей, трансформация и отделение от идеологической цели, самостоятельное существование в массовом сознании; - функционально-коммуникационные особенности сообществ в социальных сетях, подверженных влиянию пропагандем, особенности коммуникационного поведения пользователей - участников данных сообществ; - роль и место традиционных СМИ в формировании и распространении пропагандем.

Роман Владимирович Жолудь

Пропаганда - один из «трех китов», на которых держится журналистика, могучий фактор ее влияния на общественное сознание.

Пропаганда в средствах массовой информации, как и любая целенаправленная деятельность, опирается на свои методологические принципы, имеет свои предмет и объект, функции, цели и задачи.

Метод пропаганды определяется спецификой ее объекта (мировоззрение общества), предмета (распространение и утверждение обусловленных классовыми отношениями идей, суждений и взглядов), функций (политическое просвещение, идейное воспитание, регулятивные задачи), целей (формирование политического сознания, стимулирование социальной активности), общих и организационных принципов (научность, партийность, правдивость, связь с жизнью, конкретность, единство слова и дела; широта и массовость охвата населения единым идеологическим воздействием, целенаправленность и последовательность пропагандистской работы, комплексный подход, централизация, специализация, взаимодействие и координация).

Совокупность объекта, предмета, функций, целей, основных принципов составляет фундамент метода пропаганды. Однако этим категория метода пропагандистской деятельности не исчерпывается. Метод - это не только методология, но и методика, т. е. пути практического осуществления социального назначения деятельности. Существенными факторами любой целенаправленной деятельности являются методические принципы, средства и инструменты ее осуществления, способы и приемы ее проведения.

Принцип системности в освещении действительности обусловлен сущностью пропаганды, формирующей прежде всего системные представления человека об окружающем мире.

Системность - это неотъемлемая черта всей пропаганды в целом. Коммунистическая идеология являлась стройной системой взглядов и идей рабочего класса. Отражение мира с позиций этой идеологии предполагает создание полной и объективной картины жизни на основе выявления внутренних закономерностей реальной действительности.

Важным методическим принципом пропагандистской деятельности советских средств массовой информации является популярность и доходчивость материалов. Популярность означает понятность текстов самым широким слоям населения. Доходчивость выражает умение пропагандиста ясно, четко, последовательно и логично излагать свою мысль.

Степень популярности и доходчивости варьируется в зависимости от уровня образованности, информированности, компетентности населения.

Одним из методических принципов журналистской пропаганды является дифференцированный подход к различным группам и слоям населения. Пропаганда как совокупность идеологических влияний обращается ко всему населению в целом. Но каждый отдельный пропагандист имеет дело с вполне конкретной аудиторией, обладающей своими специфическими признаками. Если пропагандист хочет эффективно влиять на свою аудиторию, он должен учитывать ее особенности и общего, и конкретного плана. Необходимо принимать во внимание установки и ценностные ориентации, сложившиеся в каждом социальном слое или группе населения, социальные, национальные, этнические, образовательные, возрастные, профессиональные и другие характеристики.

Любая организованная, целенаправленная деятельность предполагает наличие как тех или иных принципов, так и определенных средств. Пропаганда использует самый разнообразный «материал», участвующий в массовом общении,- все разновидности информации - как вербальной, так и аудиовизуальной. Однако в инструментарии журналистской пропаганды следует выделить ряд основных, определяющих элементов. К ним относятся факт, оценка и призыв. Значение этих средств обусловлено способами отражения, присущими пропаганде.

Б. Н. Пшеничный называет три способа или уровня освоения пропагандой действительности: описание, оценивание, предписание. Каждому из трех способов пропагандистского воздействия соответствует определенное, основное «средство производства»: описанию - факт, оцениванию - оценка, предписанию - призыв.

Факт, оценка и призыв - три основных средства пропагандистского воздействия. Однако для того чтобы воздействие осуществилось, необходимо воплотить его в определенную форму. Факт должен быть изложен, оценка сформулирована, призыв обозначен. Иначе говоря, необходимы определенные средства выражения. Журналистская пропаганда использует все выразительные средства, применяемые в массовом общении: устное и письменное слово во всех его стилистических разновидностях, включая образно-художественные тропы (метафору, метонимию, синекдоху, гиперболу и др.), различные невербальные знаковые системы передачи информации, визуально-изобразительные и акустические средства.

Любая целенаправленная, организованная деятельность предполагает наличие не только определяющих, исходных позиций - принципов, но также объекта и предмета этой деятельности. Объект - это то, на что направлена деятельность. Объект пропаганды - мировоззрение общества, мировоззренческие суждения, которые связаны с актуальными политическими и социально-экономическими потребностями общества. Газета, радио, телевидение могут вести речь о любом вопросе (политике, экономике, культуре, спорте и др.), однако вопрос этот будет рассматриваться под углом зрения тех насущных задач, которые решает сегодня общество.

Формируя мировоззрение, пропаганда создает идеологический фундамент, на котором строятся оценки текущих событий, т.е. общественное мнение.

Специфика пропаганды как целенаправленной общественно-политической деятельности обусловливает наличие не только конкретного объекта этой деятельности, но и ее предмета. В своем философском значении категория «предмет» выражает назначение деятельности. Пропаганда имеет задачу не столько получить новое, неизвестное ранее знание, сколько повлиять на сознание общества, распространяя идеи, суждения и взгляды.

Но пропаганда распространяет не любые идеи, суждения и взгляды, а только те, которые соотносятся с определенной идеологией, иными словами, с определенными партийно-классовыми интересами.

В то же время идеологическое воздействие для пропаганды вообще и журналистской пропаганды в особенности - не самоцель. Пропаганда направлена на решение задач, стоящих перед обществом, иными словами, она подчинена потребностям социального управления. Таким образом, предмет пропаганды - распространение и утверждение обусловленных классовыми отношениями идей, суждений и взглядов, стимулирование осознанной активности масс в целях социального управления обществом.

Журналистская пропаганда проявляет свою специфику в том, что она ежедневно, во многих случаях с большой оперативностью, анализирует с партийно-классовых позиций актуальные явления и факты, прямо и непосредственно участвуя в социальном управлении. Отсюда мы перейдем к рассмотрению функций пропаганды.

Пропаганда занимается не просто просвещением, не распространением знаний вообще, а утверждением таких идей, представлений, установок и ценностных ориентации, которые имеют политическое значение, т. е. знаний, необходимых для решения стоящих перед обществом актуальных задач и проблем. Для пропаганды важна информация, которая способна повлиять на образ мыслей и поступки людей в соответствии с классово-политическими потребностями. Знания, которые распространяет пропаганда, представляют собой политическую информацию. Политическая информация выходит далеко за пределы собственно политической жизни как отношений между классами на международной арене и внутри страны. Политическая информация - это информация о событиях и явлениях в любых областях общественной жизни, имеющих политическое значение. Политическая информация - именно то знание, которое распространяет пропаганда. Поэтому ведущей функцией пропаганды является не просвещение вообще, а политическое просвещение.

Функцию политического просвещения с использованием современных технических средств массового общения взяла на себя журналистская пропаганда. Газеты, телевидение, радио ежедневно дают политическую оценку происходящим в стране и за рубежом событиям, анализируют представляющие общественный интерес явления в области экономики, культуры, науки, искусства, спорта. Это и есть политическое просвещение средствами журналистской пропаганды.

Как уже отмечалось, основным объектом пропаганды являются мировоззренческие аспекты сознания. А ядро мировоззрения - идеология. Пропаганда направлена, прежде всего, на идеологическую сторону воспитания, иными словами, она выполняет идейно-воспитательную функцию.

Разумеется, что в своей воспитательной работе пропаганда обращается к самым различным вопросам - этическим, эстетическим, морально-нравственным и другим, но все они имеют идеологическую направленность. В числе основных функций пропаганды обычно называют также организаторскую. Действительно, пропаганда по своей природе призвана служить стимулятором общественного действия. Механизм организаторской роли пропаганды: от знаний - к убеждениям, от убеждений - к действию. Значительный мобилизующий потенциал пропаганды заключается в том, что она воздействует как на рациональную (утверждение мировоззренческих суждений), так и на эмоционально-волевую сферу общественного сознания (обращенность к актуальным потребностям и интересам). В силу этого во всем многообразии организаторской деятельности журналистики пропаганда выполняет прежде всего функцию социального управления. Она активно участвует во всех социально-экономических, политических и культурных мероприятиях, проводящихся в стране. Иными словами, журналистская пропаганда выступает одним из регуляторов общественного развития. Таким образом, в структуре организаторской деятельности средств массовой информации пропаганда выполняет регулятивную функцию: 1. Разъяснение директивных партийно-государственных документов и участие в их реализации . 2. Распространение социального опыта . Средства массовой информации анализируют и делают всеобщим достоянием опыт передовых предприятий, трудовых коллективов, пропагандируют научные формы организации труда, оправдавшие себя на практике способы проведения социалистического соревнования. 3. Указание путей решения проблем, стоящих перед обществом. Пропаганда может стимулировать социальную активность не только распространением передового опыта, но и нахождением решений тех или иных проблем, возникающих в ходе общественного развития. В поле зрения журналистской пропаганды оказывается, скажем, конфликтная ситуация в трудовом коллективе, проблема трудоустройства выпускника вуза, жалоба по поводу недоброкачественного ремонта радиоприемника и др. Находя пути решения конкретных ситуаций, пропаганда обнаруживает закономерные связи между явлениями, дает ответы на волнующие общество вопросы. Тем самым указываются четкие ориентиры для социальной активности.

Функции журналистской пропаганды лежат в основе ее целей и задач. Цели пропаганды носят конкретно-исторический характер, они предопределяются классовыми, социальными отношениями в обществе, его потребностями, особенностями идеологической борьбы.

Важнейшие перспективные, долгосрочные задачи пропагандистской деятельности, вытекающие из решений КПСС, связаны с практическим претворением в жизнь генеральной линии внутренней и внешней политики партии - линии на ускорение социально-экономического развития страны, упрочение мира на Земле. Например, газета «Правда» от 15.05.1986, 3 полоса: рубрика «Сбережем нашу планету» содержит заметки: «Против «звездных войн», «Посвящается Году Мира», в колонке комментатора статья «За мирную Европу и против нее»: «…однако мировой общественности широко известна роль Советского Союза, его конкретные предложения в деле освобождения человечества от…угрозы». Здесь наблюдается и прием обращения к авторитету – «широкая общественность»; «Труд» от 20.10.1984 – статья «Память Белграда» в рубрике «Пульс планеты» посвящена освобождению столицы Югославии от фашистских захватчиков, т.е. косвенно говорится о борьбе за мир русскими.

Итак, стратегические и тактические цели и задачи пропаганды изменяются, модифицируются под влиянием конкретно-исторических условий. В то же время пропаганда имеет кардинальные положения, которые отличаются стабильностью и действуют независимо от социально-экономических особенностей развития общества. Именно к таким задачам относится:

1.Формирование политического сознания масс. Р. Яновский дает следующее определение политическому сознанию: «...политическое сознание представляет собой совокупность взглядов и установок, выражающих отношение той или иной социальной группы или отдельного человека к другим общественным группам, классам, нациям, общественному строю и происходящим в нем процессам, политическим партиям, социальным ценностям, традициям и нормам. Фундаментом советского политического сознания служит пролетарская идеология, коммунистическое мировоззрение

Выражающее коренные интересы рабочего класса, трудящихся всех стран».

Газета «Труд» 10.11.1984, 1 полоса имеет рубрику «Последние телеграммы из-за рубежа» с заметками: «Волна террора», «Чад: сохраняется напряженность», «Классовые сражения» – эти заметки говорят о тяжком положении трудящихся в капиталистических странах. Рядом находится статья «Прирост по всем показателям» - о хорошем экономическом положении советского предприятия, успехов его трудящихся. Обязательны на 1 полосе материалы о деятельности партии: «В политбюро ЦК КПСС», «В Центральном Комитете КПСС» - о постановлениях, о работе с трудящимися, о решениях по обращениям граждан.

2. Стимулирование и формирование осознанной социальной активности, организация деятельности общества.

Основой для воспитания норм поведения служат ценностные ориентации, составляющие необходимый элемент сформированного политического сознания. Утверждая идеологически обусловленные представления о «добре» и «зле», о «полезном» и «вредном» для личности и общества, пропаганда прокладывает путь к культивированию социальных привычек и норм поведения. Важное значение в этом отношении имеет пример, распространение пропагандой определенных образцов поведения. Журналистская пропаганда настойчиво воспитывает такие нормы поведения, как бережное отношение к социалистической собственности, добросовестный труд на пользу общества, взаимопомощь в трудовом коллективе и др.

Итак, основная цель пропаганды - формирование политического сознания и стимулирование социальной активности: образует систематизированные взгляды и представления общественного сознания; утверждает убеждения мировоззренческого характера; организовывает и направляет осознанную общественную деятельность; воспитывает социально значимые привычки и нормы поведения.

Например, материалы на 1 полосах: «Призваны обновлять землю», «На радость покупателям», «Есть годовое задание», «Оператор А.Н. Якименко» («Труд») – дают пример, ориентир для социальной полезной деятельности общества.

Функциями, целями и задачами пропаганды предопределяются основные содержательные направления ее деятельности:

1. Производственно-экономическая пропаганда в средствах массовой информации охватывает практически все аспекты организации, планирования и управления производством, функционирования всех отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и др.). Основными объектами приложения пропагандистских усилий стали техническая реконструкция народного хозяйства, осуществление Продовольственной программы СССР, перестройка хозяйственного механизма, приведение в действие резервов экономического роста, проблемы эффективности производства, дисциплины труда, качества продукции.

К производственно-экономической пропаганде относятся очерки о передовиках, победителях социалистического соревнования, корреспонденции и репортажи с мест новостроек, проблемные статьи по вопросам экономики и др. Материалы производственно-экономической пропаганды включаются в такие рубрики, как «Трибуна ударника пятилетки», «Люди трудовой славы» «Сегодня – коммунистический субботник», «Покажем образцы труда» («Труд»).

Производственно-экономическая пропаганда включает освещение не только хозяйственной практики, но и вопросов теории.

2. Решающую роль в ускорении социально-экономического развития страны играет научно-технический прогресс. В связи с этим особую важность приобретает научно-техническая пропаганда. Повысилась действенность пропаганды, направленной на внедрение в производство новой технологии, последовательнее и обстоятельнее ведется рассказ о перестройке народного хозяйства на основе научно-технического прогресса: рубрика в «Труде» так и называется «Наука ведет поиск», статья «Двигатель 21 века» говорит о новой модели микроавтобуса.

3. В последнее время заметно возрос удельный вес пропаганды по проблемам социального развития общества. Пропаганда по проблемам социального развития общества включает также материалы, посвященные совершенствованию социально-классовых и национальных отношений, дальнейшей демократизации социалистического общества, деятельности Советов народных депутатов, общественных организаций. В этом тематическом направлении выделяется пропаганда советского образа жизни - утверждение духовных ценностей социалистического общества, норм и форм жизнедеятельности, отвечающих природе социализма: рубрика «Пульс планеты», газета «Труд», содержит заметки как о советском общественном развитии, так и других социалистических стран: «Крепить единство», «За мир и социальный прогресс», «Оздоровить политический климат». Там же, рубрика «Два мира – два образа жизни», статья «Дело по душе» - о «конституционном праве советского человека на труд, на социальное благополучие», а в противовес статья «Ради куска хлеба» - о безработице в Вашингтоне. Статьи сопровождаются фотографиями, которые оказывают эмоциональное воздействие на читателя.

4. Средства массовой информации являются действенным инструментом культурного просвещения народа. Культурно-просветительная пропаганда - неотъемлемый компонент работы печати, телевидения, радиовещания. Пропагандируя литературу и искусство, средства массовой информации проводят целенаправленный отбор произведений, знакомя общественность с лучшими образцами отечественной и мировой культуры. Политический подход, классовая оценка, учет потребностей социального управления играют при этом важную роль.

Но для нас в данном случае больший интерес представляет журналистская деятельность в культурно-просветительной пропаганде. Она составляет важную часть политического просвещения. Задача средств массовой информации в культурно-просветительной пропаганде - формирование духовно развитой личности, политически зрелого гражданина социалистического общества.

Речь идет о регулярном журналистском комментировании новинок в области литературы и искусства, о нахождении форм широкого общения журналистов, выступающих по этим проблемам, с различными возрастными и профессиональными группами населения, о более целенаправленном формировании журналистикой эстетических взглядов и вкусов. Здесь же помещаются и спортивные новости и достижения, и материалы о знаменитых людях. Например, «Труд», рубрика «Из блокнота журналиста», статья «Там, где жил Коперник», рубрика «Клуб: будни и праздники» - «Живое слово» (о пользе интересной лекции), «Песни в каждом доме» - о деятельности агитбригад во время посевной работы, помещена фотография с комментариями. Можно сказать, что это направление разрабатывается со всех сторон, как научной, так и популярной.

5. Пропаганда по вопросам внешней политики и международных отношенийявляется одним из постоянных и ответственных направлений пропагандистской деятельности средств массовой информации. В этой сфере идеологической работы можно выделить, во-первых, пропаганду миролюбивого внешнеполитического курса Коммунистической партии и Советского государства. Во-вторых, значительное место в этой пропагандистской работе занимает отражение международного положения в целом. Журналисты ежедневно анализируют события, происходящие в различных частях земного шара, дают им политическую оценку, обобщают и разъясняют наиболее существенные явления международной жизни. В условиях сложной международной обстановки и острой идеологической борьбы журналистская пропаганда по вопросам внешней политики и международных отношений приобретает особую важность. Большая часть материалов посвящена этой теме: «Труд» - «Не надо ядерной войны» (письма американцев президенту США)», «Крепнет солидарность»: «…международная солидарность трудящихся – непреодолимая сила… Уверены, что она поможет британским шахтерам одержать победу в их борьбе за право на труд, за жизнь, за мир на земле...», рубрика «На фронтах классовых сражений», «горизонты братского сотрудничества» и т.д.

6. Пропаганда участвует в трудовом воспитании, прививая людям уважение к труду, готовность работать для пользы общества. Газеты публикуют рассказы о различных профессиях; телевидение проводит соревнования и конкурсы, в которых применяются трудовые навыки; радио транслирует заседания «клубов трудовой славы» и др. Культивируя заинтересованность в общественно-полезном труде, журналистская пропаганда вносит свой вклад в профессиональную ориентацию молодежи, способствует развитию инициативы и творчества в работе, укреплению начал коммунистического отношения к труду. Добиваясь утверждения авторитета честного, высокопроизводительного труда, пропаганда подвергает общественному осуждению проявления тунеядства, получение нетрудовых доходов, иждивенческого, потребительского отношения к народному достоянию. Провозглашается отсутствие в Советском союзе эксплуатации человека человеком, высокий статус «рабочего человека», который чувствует себя активной силой, что отражается на его нравственности, моральном, психологическом облике: «Право работать и право искать работу», «Требования профсоюзов», «Успех марша батраков» («Труд»). Обязательно на 1 полосах газет публикуются рекорды производства, Указы о награждении за трудовой подвиг. В «Правде» печатаются достижения пятилетки, трудовые новости зарубежных стран: «Пришли на помощь», «Электроника на полях», «Бройлеры – самолетом».

7. С формированием научного мировоззрения и трудовым воспитанием тесно связано такое направление пропагандистской деятельности, как утверждение коммунистической морали. В социалистическом обществе, основанном на сознательном участии миллионов людей во всех сферах социальной деятельности, мораль - система нравственных принципов человека - приобретает особое значение. Коммунистическая мораль - мораль коллективистская, гуманистическая, активная и деятельная. На культивирование именно этих качеств направлены усилия журналистской пропаганды. Внутренняя тематика советской печати распространяется на такие стороны жизни, как политическое руководство страной, трудовая сфера, спортивная жизнь, взаимоотношения с социалистическими странами.

Например, вопрос отношения человека и власти решен так: в СССР существует депутатская система, право избирателей, всестороннее обсуждение на сессиях и съездах вопросов государственного управления, в то время как буржуазная демократия служит интересам лишь господствующего класса: «Известия», статья «США: накануне выборов» - о пустых обещаниях кандидатов, об интересах кандидатов, большинство из которых – миллионеры. «Правда» - рубрика «С разных широт» - факты об экологических катастрофах, преступности и т.п. в капиталистических странах. «Труд», рубрика «Там, где правит капитал», статья «Под окнами Белого дома» - о митингующих против нищеты и бездомности в Америке. Статья «Два мира – два типа профсоюзов» сравнивает их и нашу жизнь, труд, права, приводятся цифры, статистика.

В целом, показывается высокая моральность советского человека и, следовательно, аморальность капиталиста.

8. Темы патриотического и интернационального воспитания находят свое отражение во многих материалах прессы. Газетные рубрики «На фронтах классового сражения», «Их нравы», «В защиту мира», «Пульс планеты» содержат материалы о братских странах, о забастовках и митингах в капиталистических странах. Существенной составной частью патриотического и интернационального воспитания является утверждение пропагандой чувств дружбы и братства, объединяющих нации и народности СССР, формирование в общественном сознании нетерпимости к проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности и национального эгоизма. Значительное внимание уделяется также военно-патриотическому воспитанию. Пропаганда прививает молодым людям готовность защищать социалистическое Отечество от любых посягательств на его свободу и суверенитет.

Внешняя направленность подразделяется на два аспекта: с одной стороны, материалы положительные о деятельности СССР, с другой стороны – критические, о деятельности США. Затрагиваются такие темы, как «холодная война», гонка вооружений, борьба за мир, разоружение, восхваление прав и свобод человека в СССР, профсоюзная жизнь соц.стран, помощь Советского Союза нуждающимся в других странах, инфляция и безработица на Западе, бедность населения капиталистических стран, мораль и нравы двух полярных систем.

В Советском Союзе средства массовой информации и пропаганды – газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства – являлись мощным инструментом коммунистической партии в большом деле формирования нового советского человека, в единении всех прогрессивных сил современности. В СМИ информационный ряд незаметно переходит к идеологическому (политическому) ряду. По существу, как это подчеркивается в коммунистической теории пропаганды, политический ряд по своему содержанию неразрывно связан с информационным, ибо информация, и тем более информация политическая, является как бы «хлебом» пропаганды, публицистики.

Пропаганда всегда направлена на понятие «образа жизни», т. к. в нем сходятся все основные черты и свойства той или иной общественной формации, преломляясь в жизнедеятельность людей. В нем проявляются все главные ценностные установки доминирующей идеологии. А доминирующая идеология определяет взгляды людей на окружающий мир. Поэтому идеологическая борьба – это показ всех сторон ценностной ориентации общества, в том числе политической, трудовой, духовной культуры.

Статьи, репортажи, комментарии о советском строе должны носить проблемный характер, т.е. вводить читателя в курс насущных задач и проблем, стоящих перед советским обществом. Задача авторов - убедительно показывать, что социалистический строй надежно защищает как отдельных граждан, так и интересы всего общества, не сглаживая при этом острых углов. Производственная сфера призвана служить фоном, на котором идет рассказ о человеке, где на первый план выступает не мир вещей, а мир духовный. Особенно рельефно должны быть показаны такие исторические преимущества социалистического образа жизни, как коллективизм и товарищество, дружба всех наций и народностей страны, нравственное здоровье и социальный оптимизм. Что с успехом и воплощалось на страницах газет.

Во время холодной войны СМИ СССР и США вели активную пропаганду населения, главной задачей которой было показать обществу, насколько ужасной и беспощадной является держава оппонент. В результате мощной агитационной и пропагандистской программы, в СССР было получено сильное, мотивированное на труд во благо государства общество, что указывает на то, что работа СМИ Советского Союза была успешна. Обе враждующие стороны Холодной Войны вели приблизительно одинаковую агитационную программу, направленную на создание мнимого образа страны оппонента. Сейчас еще ощущается остаток недоверия между двумя, уже мирными, странами, а в народе до настоящего времени бытуют порой неправильные представления о той или иной стране, что можно считать остатками влияния СМИ периода Холодной Войны.

Во все времена пропаганда являлась одной из неотъемлемых частей политики государства, особенно тогда, когда государство переживало не лучшие свои времена. Не стала исключением и современная Россия.

У самих россиян слово «пропаганда» вызывает, кроме негативных эмоций, ещё и следующие ассоциации: «навязывание, внушение, воздействие на сознание» (12%), «ложь, дезинформация, пустословие» (6%), «информирование», «реклама», «агитация» (по 4%). Наименее популярные - это ассоциации, как ни странно, с политикой, антироссийской деятельностью, деятельностью СМИ, продвижением чьих-то интересов и отдельными странами (США, СССР).

Получается, что население способно распознать и увидеть в большинстве своем лишь наиболее примитивную и явную форму пропаганды, не замечая её в деятельности СМИ, политике и не связывая с продвижением интересов. Тем не менее, примитивные и явные формы пропаганды постепенно уходят в прошлое, уступая место более изящным приемам. Современные информационные технологии, развивающиеся опережающими темпами, дают беспрецедентные возможности, но основная часть пропаганды идет всё равно с помощью телевидения.

Основная часть телепередач, в рамках которой проводится пропаганда - это либо новости, либо ожесточенные ток-шоу с приглашенными экспертами и достаточно известными людьми. Периодически, когда подходит очередная годовщина некого важного события, либо непосредственно после этого события, выходят и специальные фильмы, претендующие на документальность, с интервью первых лиц и участников.

АНАЛИТИЧЕСКИ-НОВОСТНЫЕ ПРОГРАММЫ

Все эти фильмы построены вокруг одной фигуры - Президента, и формируют именно его имидж. Привлекательность создается за счет переклички с традиционно положительными русскими образами: в фильме о Крыме его представляют как «собирателя земли Русской», что перекликается со временами Ивана Третьего, во время правления которого, что символично, Русь освободилась от власти Орды. К слову сказать, ярко выраженный антиамериканский настрой фильма, и создание впечатления сильной независимой политики тоже имеет некую перекличку, вроде как освободились от мирового гегемона. В фильме «Президент» главное лицо предстает в образе сильного и самостоятельного правителя, но что интересно - советский период осуждается. Хотя у сторонников идеи строительства СССР-2 под руководством В.Путина в преддверии выхода фильма были весьма большие надежды. Видимо, позиция осуждения СССР выбрана, чтобы не возникло непредвиденных и нежелательных ассоциаций. Вдруг сравнивать начнут результаты индустриализации советских времен и состояние промышленности сегодня, и окажется какая-то уж совсем неудобная картина.

«Миропорядок» - это уже претензия на то, чтобы представить Президента защитником Русского мира и проводником миссии России в мире. Именно в таком порядке и выходили эти фильмы, весьма логичном - сначала «собирание земель», потом сильная рука, потом вызов внешнему миру. Неизвестно, каким был бы эффект, если бы фильмы пустили в обратном или хаотическом порядке. И наверняка эффект был бы меньшим, если бы в текстовом варианте опубликовали интервью Президента, да и сценарий фильма. Одно дело - когда и видео, и аудиоряд отвлекают и оказывают влияние на эмоции зрителя. Другое - когда можно взять карандаш и вдумчиво прочитать, что было сказано. Например, про внезапность и незапланированность присоединения Крыма, что совершенно не сочетается со всей патриотической риторикой о Русском мире. Или оговорки про решение о присоединении Крыма, которое принималось единолично 23 февраля, а вовсе не по результатам референдума.

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Общим для любых манипулятивных приемов является, во-первых , использование психологических особенностей большинства людей. Например, в России в последнее время активно используется апелляция к большинству, начиная от введения понятия «путинского большинства» и заканчивая таким построением кадра при освещении провластных событий или сторонников, которая демонстрировала бы большое скопление людей. Цель этого приема - использовать особенность, которая была выявлена экспериментально ещё в ХХ веке Соломоном Ашем: под давлением большинства почти 40% людей меняют свое мнение на заведомо ошибочное. В СССР тоже был аналогичный эксперимент, где испытуемым предлагалось определить цвет пирамидок. Эксперимент получил название «обе белые»: несмотря на различные цвета двух пирамидок, большинство и детей, и взрослых под давлением подставного большинства обе пирамидки называли белыми.

Во-вторых , внедрение четких и ясных установок, в том числе в «свернутом виде» - т.е. в виде закладок, постоянного наполнения информационного окружения человека аналогичной по характеру информацией, где целевая установка содержится лишь по частям, отдельными аспектами. Впоследствии, при столкновении уже с конкретной и открытой установкой, состоящей из ставших привычными для человека мыслей, человек сравнительно легко усвоит её как часть собственного сознания. Это связано с особенностями человеческой психики, которая привычную и знакомую обстановку/установку воспринимает как безопасную, что ведет уже к восприятию такой обстановки/установки как правильной, хорошей, естественной для этого человека.

А в-третьих , создание системы устойчивых ассоциативных связей и гибких ассоциативных связей, которые способны меняться в зависимости от уровня и порядка воздействия на приобретенные установки. Устойчивые ассоциативные связи связаны с лояльностью и позитивным восприятием власти - вне зависимости от коррупционных скандалов, кризиса и так далее, с одновременным формированием негативного восприятия внешних акторов, но не конкретных. Конкретные внешние акторы могут изменяться - главное сохранить сам настрой населения. А вот для такой смены и необходимы «гибкие» ассоциативные связи - когда человек имеет одну или несколько установок, которые задействуются эпизодически и сообразно обстоятельствам. Например, установка «критика власти всегда ведет к свержению власти».

В зависимости от использования (к России или США), можно создавать возможность наталкивать людей на мысли «внешний актор/оппозиционер критикует нашу власть - значит, хочет свергнуть её и оставить Россию совсем без власти», либо «американский народ критикует свою власть - американский народ устал и хочет избавиться от своей деградировавшей власти и жить по-новому».

Но самое главное, что стоит за всеми этими приемами - это стремление оправдать любые действия, бездействия, слова и позиции власти. Самая главная установка, которая дается населению, заключается в том, что всё идет так, как надо, проблемы в России - некритичны, Россия занимает наиболее взвешенную позицию и ведет крайне профессиональную политику. Дается представление о нашей стране как стране, которая именно в таком состоянии и с такой политикой способна формировать нужный ей миропорядок - с разваленной промышленностью, сельским хозяйством, зависимой от импорта. В то же время, совсем скрывать факты невозможно, поэтому всю вину за системные по своей сути ошибки вешают на отдельных, конкретных людей, которые чаще всего не более чем исполнители, а то и вовсе не имеющие какого-либо влияния на проводимую политику. Вполне логичным продолжением такой линии является и предложение создать «шкалу патриотизма» для регионов - выявлять менее предрасположенные к влиянию пропаганды регионы.

Причем ответственными за патриотизм сделать руководителей образовательных учреждений и муниципальных образований. Мало влияния СМИ - надо наращивать пропаганду и в других органах.

С 2012 года интерес к новостям, общественно-политическим программам и ток-шоу вырос. Население, окруженное необходимой для пропаганды информационной оболочкой, с трудом замечает то влияние, которое оказывают на него средства массовой информации, в значительной степени доверяя информации, передающейся по телевидению.

Известен один афоризм, приписываемый американскому президенту Аврааму Линкольну: «Можно недолго обманывать весь народ. Можно долго обманывать часть народа. Но нельзя вечно обманывать весь народ». Пропаганда, даже в случае полуправды, будет всё больше и больше расходиться с реальным положением дел. И тот недолгий период, за который население находилось в состоянии информационного опьянения, невозможности трезво оценить информацию, рано или поздно закончится. Доверие как к власти, так и к представителям СМИ будет подорвано. То, что на просторах Сети давно называют «соловьёвщиной» и «киселёвщиной», в будущем способно обернуться одним из факторов, усиливших разочарование населения во власти. А революции и бунты, обусловленные разочарованием, как правило, самые трудно контролируемые и опасные.

С развитием медиа информационная война становится все более наглядной. Она продолжается и тогда, когда "пушки молчат". Появляются новые методы пропаганды. О пяти из них мы и хотим рассказать.

Расчеловечивание

В 1994 году после военного переворота власть в Руанде захватили представители хуту - одного из двух, наряду с тутси, крупнейших этносов страны. Близкородственные народы столетиями жили бок о бок, говорили на одном языке, исповедовали христианство. Однако общая история и культура не смогли предотвратить одну из самых страшных катастроф новейшего времени - массовые убийства в Руанде, когда в течение ста дней было вырезано, по разным оценкам, от 500 тысяч до миллиона тутси. Репрессиям подвергались также и хуту, выступавшие против геноцида соотечественников.

Причиной невиданного разгула террора во многом стала оголтелая пропаганда насилия через национальные СМИ. Например, журналисты руандийского радио (прочие виды медиа-коммуникаций жителям одной из беднейших африканских стран были не доступны) вместо этнонима «тутси» систематически употребляли эвфемизм «тараканы», а вместо слова «убивать» - глагол «обрабатывать».

Таким образом, перед нами худшие примеры использования технологии расчеловечивания. Обывателю психологически некомфортно думать о физическом убийстве себе подобного, каким бы плохим того ни изображала пропаганда. А вот прихлопнуть даже не млекопитающее, а насекомое, таракана - это уровень насилия, вполне допустимый для человека даже с очень жёсткими моральными установками. Таким образом, после многократного повторения (ещё один механизм пропаганды), у аудитории создаётся бессознательная ассоциативная связь между двумя объектами, в данном случае, обработкой тараканов - и убийством тутси.

Другой недавний пример расчеловечивания - так называемая интерактивная инсталляция «Осторожно, русские!», состоявшаяся 25 апреля 2014 года в Киевском центре современного искусства и широкого освещавшаяся в блогосфере и СМИ. Арт-композиция состояла из нескольких сидящих за решётчатым забором неряшливо одетых людей с георгиевскими ленточками, балалайкой и водкой, бросавших мусор на пол и матерившихся на «великом и могучем».

Однако публицистам, увлекающимся методом расчеловечивания, стоит помнить о судьбе радиоведущего Жоржа Руджу, отсидевшего, согласно приговору Международного трибунала по геноциду в Руанде, 8 лет за призывы в эфире к массовым убийствам.

Подмена конструктивной повестки на оппозиционную

«Планируете ли вы нацепить георгиевскую ленточку на день победы?»
Максим Кац, соучредитель фонда «Городские проекты», пост в «Живом журнале» от 5 мая 2014 г. (орфография автора сохранена).

В некоей стране бывшего СССР есть много реальных проблем - коррупция, плохое состояние экологии, некомфортность мегаполисов. На политической арене появляется группа молодых и обаятельных людей, ранее уже добившихся успеха, например, в бизнесе, и теперь создавших общественные проекты, направленные, скажем, на защиту Химкинского леса или на улучшение улиц Москвы.

Использование актуальной повестки (ибо ни один человек в здравом уме не будет выступать против ликвидации свалки в лесополосе или создания безбарьерной городской среды) позволяет новым лидерам быстро обрести сторонников, получить широкую медийную поддержку. Некоторое время ребята делают вполне правильные вещи: устраивают субботники, предлагают идеи по развитию общественного транспорта, привлекают общественное финансирование со стороны неравнодушных граждан.

Однако затем, когда количество сторонников превосходит определённую критическую массу, происходит плавная коррекция предлагаемой повестки: от созидательной деятельности, приносящей реальную пользу, - к узконаправленному политическому протесту. Неожиданно выясняется, что важнейшее условие реализации их благих начинаний - это радикальные перемены государственного строя, желательно, благодаря силовому захвату власти.

Нет, разумеется, молодые лидеры (по крайне мере, наиболее адекватные из них) не призывают к революции напрямую. Но, если их послушать, всё время почему-то получается, будто корень всех бед - «неправильная» власть. В Москве до сих пор нет скоростного трамвая? Так это лишь потому, что все (?!) чиновники - идиоты. Плитку в пешеходной зоне положили криво? Так это из-за того, что в мэрии - сплошь воры и жулики… Подмена конструктивной повестки на оппозиционную происходит неспешно. Подумаешь, слово «день победы» с маленькой буквы написал. И аудитория, увидевшая в новых лицах безусловных авторитетов благодаря их реальным делам, корректирует взгляды вслед за лидерами.

Иллюзия поддержки большинства

«Мы декоммунизацию в России не проводили… ни Ленина не сбросили, ни улицы почти не переименовали, ни города; до сих пор у нас Ульяновск и Ленинградская область, что возмущает любого нормального человека».
Профессор Андрей Зубов, интервью от 28 мая 2014 г.

Одна из важнейших идей, вбиваемых в сознание аудитории при любом политическом противостоянии, заключается в том, что с нами, якобы - всё хорошее, светлое и чистое (в очень больших количествах), в то время как против нас - исключительно всё плохое, гадкое и отвратительное (да и то - в виде немногочисленных отщепенцев).

Каким изображался украинский Майдан осенью 2013 года? На площадь вышли мирные студенты, мечтающие о европейской интеграции. При показе массовки Майдана активно используются приёмы «атаки любовью»: посмотрите, как много на майдане красивых девушек, цветов и креативных плакатов, а также молодых людей с детьми. Вечером все зажигают свечи и вместе поют гимн страны. По телевизору показывают схожие акции протеста во всех (!) крупных городах, в том числе и за рубежом. Приезжают авторитетные фигуры - ведущие западные политики. Многократно вбрасывается тезис, что на Майдан вышли сотни тысяч, если не миллионы.

А кто противостоит? В ход идут все приёмы демонизации противника, очернительства и навешивания ярлыков. Против нас мрачные, чёрные, злые солдаты. Старики и старухи в ватниках и со вставными зубами. Запуганные бюджетники. Хулиганы, бандиты и бомжи, поддерживающие власть за деньги. По крайней мере, такую картинку мы видим в поддерживающих Майдан СМИ.

Разумеется, формируется образ врага - «титушки», непременно - тупые, с уголовным прошлым провокаторы, которые за деньги избивают несчастных женщин и детей, стоящих на протестных митингах (излишне говорить, что реально существующих «титушек» в сколько-нибудь значительных количествах нам так не было предъявлено). Интересно заметить, как после падения режима Януковича это колоритное словцо практически сразу исчезло из украинского медиа-лексикона за дальнейшей ненадобностью; с углублением политического кризиса на юго-востоке страны - появился новый образ врага: «террористы» и «колорады» (вспоминаем приёмы расчеловечивания).

Апелляция к предрассудкам

Многие люди, особенно малообразованные, к сожалению, склонны к стереотипам мышления, худший из которых - ксенофобия, неприятие «иных».

Например, желая заполучить симпатии электората, тему борьбы с нелегальными мигрантами эксплуатировали практически все оппозиционные кандидаты на выборах Мэра Москвы 2013 года.

На Украине противники Евромайдана в качестве контраргумента восклицали: «Не хотим в Гейропу!», играя на гомофобных настроениях и игнорируя тот факт, что далеко не все жители данной части света имеют нетрадиционную ориентацию.

Другой пример - эксплуатирование жажды справедливости, в особенности присущей нашему народу. Скажем, у руководителя одной государственной корпорации обнаруживается большой загородный дом, где, по сообщениям ряда блогеров, есть и комната-шубохранилище. Это фонетически отталкивающее, переполненное шипящими звуками слово начинает упоминаться в каждом посте о любом чиновнике вообще (те же приёмы многократного повторения, очернительства, навешивания ярлыков).

Распознать подобную пропаганду очень легко: она практически всегда построена на негативных, мусорных эмоциях («Страна катится к чёрту! Пора валить!») и крайне редко ссылается на конкретные, поддающиеся проверке цифры и факты. Однако, разумеется, на неподготовленного, слабо образованного человека такая «атака ненавистью» оказывает сильнейшее влияние.

Достоверная, но неполная информация

«Если преступление совершили сербы, мы это показываем. Если преступление совершили албанцы, мы это не показываем. Если мы не знаем, кто это сделал, мы показываем и говорим, что это сделали сербы».
Из разговора с американским журналистом во время войны в Югославии.

Благодаря развитию интернета, сегодня в медиа-пространстве крайне опасно врать совсем уж нагло - комментаторы твоего собственного сайта всегда поймают за руку и поднимут на смех. Гораздо проще давать информацию строго дозированно.

Например, западный телеканал делает сюжет о митинге сторонников евроинтеграции в некоем восточноукраинском городе. В ход идёт выгодное одной из сторон оформление визуального ряда: в эфир выводятся красивые, модно одетые юноши и девушки, на хорошем английском рассказывающие о европейском выборе. Разумеется, есть и другая сторона, игнорировать мнение которой нельзя, и затем нам показывают какого-то оборванца, который, запинаясь, что-то невнятно рассказывает.

На самом же деле в восточноукраинском городе проходят сразу два митинга, причём численность вышедших в поддержку федерализации примерно в сто раз больше, чем количество участников первого события. Однако замалчивание информации - не ложь; формально упрекнуть журналистов не в чем.

Конечно, «чёрные» методы пропаганды не ограничиваются пятью вышеперечисленными. Как только мы вырабатываем иммунитет к одной её форме, тотчас возникают новые. Но чем выше ваш уровень образования, и чем охотнее вы готовы изучить точку зрения оппонента, прежде чем видеть в нём врага, - тем лучше ваше сознание сможет противостоять манипуляции. Впрочем, последняя фраза - тоже пропагандистский приём. Попробуйте угадать, какой?

Миниатюра: Борис Арцыбашев


Введение.
    Мы все подвержены в той или иной степени чужому влиянию. Это может быть мнение родителей, просмотренные нами новости или собственные рассуждения, когда мы, сами того не подозревая, приходим к выводам, к которым нас старательно подталкивали неизвестные доброжелатели. Тысячи очень неглупых людей ежедневно работают над тем, чтобы влиять на наше мнение – рекламисты, политологи, социологи.…Но цель всегда конкретна – убедить нас в необходимости купить тот или иной товар, избрать некоего кандидата, заставить нас поверить в то, что путь, которым идет государство правильный и правители наши мудры.
    Надо сказать, что представительская демократия, а именно в таком обществе мы живем, подразумевает в качестве методов воздействия на своих граждан обработку их сознания. Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон, в частности, пишут: «Те, кто контролируют взгляды и убеждения в нашем обществе, прибегают меньше к физическому насилию и больше к массовому внушению. Радиопрограммы и реклама заменяют запугивание и насилие». Нынешняя пропаганда включает в себя искусное использование образов, лозунгов и символов, играет на наших предрассудках и эмоциях, а высшим пилотажем считается распространение какой-либо точки зрения таким образом, чтобы получатель этого обращения приходил к «добровольному» принятию продиктованной позиции, как если бы она была его собственной. А потому среди специалистов, занимающихся проблемой манипуляции сознанием, никогда не иссякнет страстный интерес к феномену нацистского государства, которое «всего лишь за двенадцать лет своего существования построило удивительно эффективную систему управления людьми, заслужило их бесконечную преданность и обратило эти факторы в реальные военные, политические и экономические успехи». 1
    Объект исследования: политическая пропаганда в российских СМИ.
    Предмет исследования: особенности модели и технологий пропаганды, её основные источники.
    Цель исследования: изучение политической пропаганды, выявление особенностей функционирования существующих методов, ёё видов, форм, технологий.
    Психологические предпосылки пропаганды существовали еще в первобытном обществе, собственно о политической пропаганде можно говорить со времени зарождения первых форм государственного устройства, а о современном виде этого явления - с возникновения массовых способов тиражирования информации, повышения сознательности масс и роста значения общественного мнения в политической жизни общества. Развитие этого феномена в России несколько запаздывало, а в ХХ-ом веке развивалось по модели тоталитарной пропаганды.

    Глава I. История возникновения пропаганды в СМИ и методы ее применения.

      Понятие «пропаганда» возникло и закрепилось в связи с деятельностью католической церкви: в 1622 г. была организована так называемая Конгрегация пропаганды веры, целью которой была миссионерская деятельность. Однако уже давно под пропагандой понимается любое целенаправленное воздействие на массы с целью формирования у них определенных убеждений и установок.
      Почетное место в истории становления современной пропаганды принадлежит средствам массовой информации. Если вести их родословную от станка Гутенберга, то, памятуя уже о том, какую роль он сыграл в ходе европейской Реформации, можно сказать, что вся история СМИ – это история пропагандистского воздействия. Однако наиболее отчетливым образом СМИ ориентировались на выполнение пропагандистских задач в моменты наивысшего напряжения политической системы – во время войны. При этом военно-государственная машина не просто использовала СМИ как временное средство: в ходе подгонки под цели военной пропаганды сами массмедиа претерпевали серьезные и необратимые изменения. Поэтому история современной военной пропаганды является одновременно историей самих СМИ.
      Возникновение той структуры массмедийного представления, которая нам известна сегодня и которая предполагает наличие более или менее независимых журналистов, освещающих военные события, относится, однако, к более позднему времени. Первая «война в прессе» возникает лишь во второй половине XIX в. и имеет непосредственное отношение к России. Речь идет о Крымской войне 1853–1856 гг. Именно в ходе этой войны армию союзников, воевавших с Россией, сопровождали английские и французские корреспонденты, подробно освещавшие в первую очередь осаду и взятие Севастополя. Наиболее известным из них был Вильям Говард Рассел, сотрудник лондонской Times, которого часто называют также первым военным корреспондентом. Критические репортажи Рассела вызвали яростные протесты военных, обвинивших его, в частности, в нарушении военной тайны в ходе освещения осады Севастополя. Описывая в своих сообщениях численность и местоположение войск осаждающих, он якобы сослужил хорошую службу Николаю I. В связи с этим в Англии разгорелась общественная дискуссия, в которой победили военные. В конце войны, 25 февраля 1856 г., была введена военная цензура. Это создало прецедентный случай, определивший логику отношений СМИ и военных структур на все последующее столетие. Остается добавить, что газета Times во время Крымской войны увеличила свой тираж почти на треть, что продемонстрировало вполне очевидный экономический смысл медиатизации военной темы. Этот экономический момент является одним из важнейших для понимания всей последующей истории взаимоотношений между СМИ и войной.
      Новый этап взаимоотношений между войной и медиа начинается вместе с Первой мировой. Именно здесь средства массовой информации превращаются в инструмент массовой пропаганды, которая стала неотъемлемым структурным элементом как этой, так и следующей мировой войны. В ходе последней огромные пропагандистские машины были созданы всеми основными воюющими сторонами. Совершенно особое положение применительно к теме пропаганды занимает в XX в. Советская Россия. Однако именно в силу того, что СМИ как инструмент пропаганды функционирует здесь в режиме военного времени практически без перерывов с начала Первой мировой войны и до эпохи «гласности», эта тема заслуживает отдельной статьи.
      Можно сказать, что опыт массовых войн XIX – первой половины XX в. продемонстрировал своеобразный «симбиоз войны и средств массовой информации» (Т. Доминиковский). Невозможно себе представить одно без другого. Средства массовой информации выполняли функцию массовой мобилизации населения, задавая для него такую степень переживания сопричастности происходящим на фронте событиям, которую иначе просто невозможно было бы достичь. Голос Юрия Левитана, например, до сих пор остается узнаваемым для большого числа граждан бывшего СССР. А без сопричастности, создаваемой СМИ, невозможно себе представить и ту степень массовости и напряжения, с которой велись эти войны. Данная тенденция достигла своего апогея во время Второй мировой войны, когда основные воюющие стороны превратили средства массовой информации в часть военно-мобилизационного механизма, организовав мощные пропагандистские машины, контролирующие характер медийного освещения военных действий. Массовые войны, со своей стороны, всякий раз давали новый качественный толчок техническому развитию медиа: без войн мы имели бы сейчас совершенно другие средства массовой информации. Те изменения в структуре и формах медийной репрезентации событий, которые являются следствием активного участия средств массовой информации в военных действиях начиная с XIX столетия, позволяют говорить о том, что информация в современном мире была подвергнута милитаризации, последовав в этом за промышленностью и наукой. 2
        1.1. Виды политической пропаганды.
      Сегодня спустя более десяти лет после краха прежней, тоталитарной, системы государственного устройства потребность в пропаганде не уменьшилась, а возросла. Телевидение - один из самых мощных пропагандистских инструментов. В свое время теоретик психологической войны и пропаганды П. Лайнбарджер мечтал о таком инструменте: "Пропагандистские кинофильмы очень редко проникают на территорию противника... Возможно, что задача соединения двух важнейших качеств этого средства пропаганды - увлекательность и транспортабельность будет решена с развитием телевидения". Предсказанию было суждено сбыться.
      Сегодня в России можно говорить, по крайней мере, о трех видах политической пропаганды: повседневная, кризисная и предвыборная.
      Повседневная пропаганда выражается в регулярных контактах представителей власти с телевидением. Узнаваемость образа, ставшая необходимым условием успешной деятельности и легитимности власти, диктует политикам определенные модели поведения. Они вынуждены уделять много внимания выступлениям на телевидении, всевозможным интервью, участию в реальных и специально организованных PR - мероприятиях. В зависимости от действующего лица в России можно выделить политические коммуникации президента, правительства, парламента, региональной власти. Однако после выборов 2000 года наметилась тенденция превалирования пропагандистской информации о президенте над информацией о других участниках игры.
      Важное место на телевизионном экране занимает пропаганда деятельности правительства. Тем не менее, эта информация также часто связана с личностью главы государства, как бы заслонена или подменена ею. Д. А. Медведев принимает активное участие в работе различных министерств и ведомств, сам занимается популяризацией правительственных программ. Падает интерес телевидения к нижней палате парламента. Сохраняются традиционные передачи, посвященные законодательному собранию, парламентарии по-прежнему часто приглашаются для участия в шоу, круглых столах и т.п. Но Государственная дума уже не может быть серьезной оппозицией Кремлю ни в жизни, ни на экране. При значительном снижении статуса Совета Федерации уменьшается доля информации о губернаторах и верхней палате парламента в телевизионных выпусках. Одновременно растет интерес к новому органу власти "Государственному совету", в котором ключевой фигурой также является президент.
      Кризисные коммуникации можно контролировать с помощью техники spin doctor, существующая как отдельное направление в рамках западных паблик рилейшнз. Бренда Брюс выделяет две ее возможные стратегии: подготовка общественного мнения перед событием и исправление освещения в случае, когда материалы прессы начинают принимать нежелательное направление. Метод "спин-доктор", рассчитан в основном на бизнес, но с успехом применяется в политике, особенно в России, где кризисные ситуации бывают часто. К кризисной пропаганде можно отнести освещение всех правительственных кризисов, а также прохождение в нижней палате парламента бюджета при Ельцине. Информационные войны также можно отнести к типу кризисных политических коммуникаций. Подобные кампании сопровождаются обнародованием большого количества компрометирующей информации, которая не обязательно соответствует действительности. Могут использоваться разные методы манипуляции, среди наиболее популярных - метод "забрасывания грязью". 3
      Для ведущих, которые специализируются на негативной, заказной информации по поводу какого-либо политика, бизнесмена, критики придумали неофициальное прозвище "телекиллер". Самый популярный из них - С. Доренко: на его счету война с олигархом Б. Березовским, политиками А.Чубайсом, Б.Немцовым, московским мэром Ю.Лужковым и экс-председателем правительства Е. Примаковым. Сегодня телевизионные информационные войны считаются одним из наиболее эффективных методов политической борьбы.
      Избирательные кампании остаются самым насыщенным политической пропагандой периодом на ТВ. Интенсифицируются все способы символической борьбы. Меняется общая направленность программ, агитационный характер приобретают многие развлекательные и публицистические передачи, появляются специальные предвыборные блоки.
    1.2. Методы пропаганды.
      Анонимный авторитет, излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый всеми СМИ. Он относится к т.н. «серой» пропаганде. Давно доказано, что одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным, это может быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили...», «Доктора рекомендуют...», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...». Какие ученые? Какие доктора? Какой источник? Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью.
      Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут.
      «Будничный» или «обыденный» рассказ используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. В специальной литературе этот метод описывается спокойно и по-деловому. Так, если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, творящиеся в обществе. (Наступает психологический эффект привыкания). Данный прием применялся, в частности, во время государственного переворота в Чили (1973), когда было необходимо вызвать индифферентность населения к действиям пиночетовских спецслужб. На постсоветских просторах его активно применяют при освещении массовых акций протеста, действий политической оппозиции, забастовок и т.д.
      Такой прием позволяет СМИ сохранить иллюзию объективного освещения событий, но, в то же время, девальвирует значимость произошедшего, создает у массовой аудитории представление о данном событии как о чем-то малозначительном, не стоящим особого внимания и, тем более, общественной оценки .
      Метод «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях, постоянно держа на слуху его имя, явно преувеличивая его способности. Очень быстро это всем надоедает и одно имя этого человека вызывает раздражение. Авторов такого мероприятия очень трудно уличить в намеренной дискредитации, так как формально они прилагают все усилия для восхваления.
      Во время выборов данный прием активно применяется в форме «информационного взрыва» или массированого «слива компромата». Цель - вызвать усталость и головную боль у людей, отбить у избирателей желание интересоваться тем, что за душой у того или иного кандидата.

      Еще метод «забалтывания» нередко применяется для создания т.н. «информационного шума», когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.
      Обратная связь. Люди, выступающие в каком-либо действе в качестве участников, в большей степени меняют свои взгляды в пользу мнения, рекомендуемого ее сценарием, чем пассивные наблюдатели происходящих событий. Это установили многочисленные психологические эксперименты. Иллюзия участия в дискуссии по какой-либо актуальной проблеме приводит к большему изменению мнений и установок, нежели простое пассивное восприятие информации. Для того, чтобы у аудитории не возникало ощущения одностороннего воздействия и комплекса «безучастности адресата», современными СМИ широко практикуются способы, так называемой, «обратной связи» в различных формах: звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос и др. Подобный «макияж» призван создать у массовой аудитории иллюзию участия в информационном процессе. Псевдосоциологические опросы (когда во время эфира зрители по телефону голосуют за тот или иной ответ) чаще всего являются лишь способом формирования общественного мнения, а не его реальным отражением, то есть разновидностью обычной пропагандистской манипуляции. Вопросы формулируются таким образом, чтобы создать у аудитории «правильный» взгляд на ту или иную проблему. Они направляют ход наших размышлений в конкретном направлении. Блестящий пример манипуляции подобного рода был осуществлен одной московской радиостанцией в конце 1990-х, которая после многократного повторения сообщения о сложностях с бензином в Петербурге задала своим слушателям вопрос: «Нужно ли поставлять горючее в Югославию?» При этом не было никакого упоминания мнений профессиональных экспертов о причинах сложностей с горючим и информации о потере экспортных доходов России в случае срыва поставок в Югославию. В итоге 75% людей, позвонивших на станцию, дали отрицательный ответ.
      Отвлечение внимания. Для пропаганды, как и любого другого вида манипуляции, важной задачей является подавление психологического сопротивления человека внушению. Поэтому, по мнению большинства специалистов, любая пропаганда должна быть комбинацией развлекательного, информационного и убеждающего компонентов. Под развлечением понимается любое средство, которое возбуждает интерес к сообщению и в то же время маскирует его истинный смысл, блокирует критичность восприятия.
      В 1960-е годы было обнаружено, что сообщения, направленные против какого-либо мнения или установки, оказываются более эффективными, если в момент их передачи отвлечь внимание получателя от содержания сообщения (например, проигрывая популярную музыкальную мелодию). В этом случае затрудняется осмысление информации получателем и выработка им контрдоводов - основа сопротивления внушению. Исследования 60-х годов повысили эффективность манипуляции в прессе и на телевидении. Газеты стали применять «калейдоскопическое» расположение материала, разбавление важных сообщений сплетнями, противоречивыми слухами, сенсациями, красочными фотографиями и рекламой. Телевидение стало по новому компоновать видеоряд, точно подбирая отвлекающие внимание образы. Сегодня практически все новостные телепередачи представляют собой калейдоскопический набор привлекательных визуальных образов и информационных сообщений о никак не связанных между собой событиях. В этом есть своя логика. Так, И. Калинаускас считает, что когда разнообразной информации слишком много, человек оказывается не в состоянии ее осмысленно обработать. Поэтому приходится вписывать ее себе в сознание как единое целое, т.е. воспринимать ее некритично.
      Создание угрозы. Еще один прием «стратегического» характера, воздействующий на эмоции массовой аудитории. Его главная задача - любым способом заставить нас бояться. Деморализованные и запуганные люди делают или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Чаще всего технология следующая. Иллюзорная или реально существующая опасность какого-либо явления (например, терроризма) многократно усиливается и доводится до абсурда. СМИ устраивают истерию по поводу очередной «глобальной угрозы», вызывая у людей массовый страх с целью создания благоприятной обстановки для манипуляции массовым сознанием - прежде всего, в политических целях. Прием создания угрозы широко используется и коммерческой рекламой. Сегодняшняя реклама очень успешно эксплуатирует наши страхи и психологические комплексы, которые сама же и создает.
      Ядовитый сэндвич. Этот пропагандистский прием активно использует возможности психологического влияния за счет структуризации текста. Всегда предпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы человек не заметил «ненужной» правды.
      Коммуникатор дает позитивное сообщение между негативным предисловием и негативным заключением. При наличии определенных способностей и опыта коммуникатора, положительное сообщение как бы исчезает от внимания аудитории.
      Очень хороший прием, активно используемый теми СМИ, которые претендуют на «объективное освещение событий» и стремятся создать себе имидж в стиле «только факты, ничего кроме фактов». При таком структурировании событий объективность формально соблюдена, но эффект «ненужных» сообщений девальвирован. 4 Глава II. Модели политической пропаганды на ТВ.
      Многие специалисты по СМИ, в том числе и западные (Ж. Эллюль, Э. Пратканис, Г. Лаассуэл, М. Пикеринг, Ф. Вебстер и др.), отмечают необходимость пропаганды в любом обществе. Как вполне резонно замечает американский исследователь Дж. Мэррилл, все дело в трактовке термина: «Если мы определим это понятие как беспардонное широкомасштабное распространение лжи и заведомой дезинформации, тогда, вероятнее всего, СМИ не участвуют в этом процессе. Но если мы займем более реалистичную позицию и будем рассматривать пропаганду как намеренное продвижение определенных идей и действий, то тогда получится, что пресса полна пропагандистских материалов. 5
      XX столетие коммуникависты называют «веком пропаганды». Именно в это время массы получают возможность серьезного влияния на политический процесс, а элиты вступают в борьбу за контроль над их сознанием и поведением. Кроме того, появление новых средств массовой информации предоставляет им необходимые для этого возможности. В режимах диктаторского типа контроль осуществляется постоянно, путем интенсивной и открытой пропаганды, в демократических – борьба за массы обостряется преимущественно перед выборами, когда различные политические силы пытаются навязать избирателям своего кандидата и свою трактовку событий. Таким образом, несмотря на реальное существование пропаганды в любом обществе, следует разделять по меньшей мере две ее модели: плюралистической пропаганды (демократические общества) и монопропаганды (системы диктаторского типа).
      Между ними есть существенные различия, обусловленные способностями режимов, в рамках которых они формируются и работают. В системах диктаторского типа роль главного пропагандиста выполняет государство. Гражданское общество подавлено, интересы и желания частного человека в расчет не берутся. Пропаганда формирует унифицированное сознание, основанное на принятой в этом обществе идеологии. Коммуникация влияния и силовое регулирование со стороны государства – два основных инструмента поддержания в нем легитимности власти. Напротив, при демократии гражданское общество достаточно автономно по отношению к государству, поэтому существование пропаганды старательно скрывается. Чаще всего и само понятие «пропаганда» употребляется в негативном смысле. Предположение о внушении противоречит самой идее свободы выбора, неприкосновенности частной жизни и праву на получение информации. Кроме того демократический режим отчасти более устойчив и менее нуждается в массированной пропаганде. В идеале многопартийная политическая система и свободные выборы обеспечивают ему систему сдержек и противовесов: любое недовольство граждан страны будет направлено скорее против правящей партии, а не существующего строя в целом.
      Российская модель пропаганды.
    Очевидно, что после 1991 года на смену монопропаганде в России приходит плюралистическая модель. Это подтверждают следующие моменты:
    Во-первых, ликвидируются общественные институты, занимающиеся пропагандой, упраздняется Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), вместе с КПСС исчезает и ее отдел пропаганды;
    Во-вторых, меняются отношения власти и средств массовой информации. Государство лишается монопольного права на издания периодической печати, а затем на теле- и радиовещание;
    В-третьих, в большинстве случаев оно теряет и прямой контроль над СМИ. Сначала происходит приватизация газет, затем более сильных « манипуляторов сознанием» - радио и телевидения;
    В-четвертых, увеличивается количество участников политической деятельности и субъектов пропаганды. Многопартийная система и свободные выборы теоретически предполагают равные возможности пропаганды для всех кандидатов, даже оппозиционных действующему режиму;
    В-пятых, меняется цель пропаганды. В условиях свободной конкуренции политики используют ее для укрепления своей позиции и привлечения сторонников;
    В-шестых, по преимуществу используются приемы «мягкой пропаганды», которые позволяют пропагандистам скрыть манипуляционные действия от читателей и зрителей.
    Необходимо отметить, что принципы построения новой модели в основном были заимствованы у западных демократий. Однако стремительность перемен помешала российским журналистам, юристам, специалистам по рекламным коммуникациям и т.п. критически отнестись к опыту своих коллег. Вместе с ее положительными элементами были скопированы и многие отрицательные. В первую очередь следует отметить усиление влияния на политику СМИ частных владельцев, т.е. зависимость пропаганды не от государства, а от крупного бизнеса. Американский коммуникативист Г. Шиллер так описывает подобную ситуацию, сложившуюся в США: заправилы СМИ Америки «создают, обрабатывают, ловко оперируют распространением информации, которая определяет, в конечном счете, и наше поведение». 6
    Похожее происходит и в России. Информационную политику частного телевизионного канала начинают определять его владельцы, которые используют ТВ в своих интересах, особенно в предвыборный период.
    Одновременно манипуляционные возможности пропаганды увеличиваются за счет использования ТВ. Телевидение перемещает политическую борьбу в виртуальное пространство экрана: для окончательной победы на выборах более важным становится не реальный политический капитал, а искусное владение методами пропаганды. Этот тезис могут проиллюстрировать второе место на выборах в Госдуму-1999 «Единства» (блок был сформирован и завоевал популярность всего за три месяца) и победа в марте 2000 г. Бывшего президента В.В Путина (он был заявлен в большой политике только за полгода до голосования).
    Новое российское законодательство дало СМИ некоторые гарантии от вмешательства в информационную политику государства, но не обеспечило надлежащей защиты от владельцев. А именно позициями, по преимуществу определяется политика издания из канала. Кроме того, российское законодательство слабо регламентирует использование в предвыборной кампании такого мощного инструмента влияния, как телевидение. Юридически затраты на ТВ-рекламу должны укладывать в сумму, отведенную Центризбиркомом. В данном случае речь идет о явной, платной рекламе. Фактически же освещение деятельности того или иного кандидата зависит от скрытых финансовых возможностей политика и позиции ТВ-магната.
    Как уже сказано, и в техническом (средства связи, телевизионная техника), и технологическом плане (приемы пропаганды) Россия практически не отстает от западных демократий. Большинство методов коммуникации влияния были апробированы еще в советское время: «ложная документация», «эмоциональный подсказ», «забрасывание грязью», «мифотворчество» и т.п. Прием «забрасывание грязью» также был хорошо известен: для любого пропагандистского сообщения тщательно отбирались эпитеты и терминология.
    Однако, анализируя российскую модель пропаганды, нельзя забывать о многих ее национальных особенностях, которые до поры до времени могут просто находится в скрытом состоянии. В первую очередь это авторитарные тенденции, которые по мнению ряда ученых свойственны культуре нашей страны.
    Даже после потери прямого контроля нал ТВ, власть продолжает оказывать серьезное влияние на его информационную политику и относится к телевидению как к инструменту влияния. Оно продолжает контролировать процесс выдачи лицензий на вещание и может ими наказывать и благодарить. В то же время государство не стремится получить прямой контроль над телевизионными каналами только до тех пор, пока интересы медиамагнатов не противоречат его собственным.
    Авторитарные ценности сохраняются и в модели мира российских журналистов. Согласно социологическим исследованиям, будущий политический строй большинство определяет как «государство с элементами либерализма» (32,5% опрошенных журналистов), а 23% - как демократическое государство. Одновременно идеализированное представление о власти проявляет себя в отношении журналистов к официальной информации: «расследовать, перепроверять факты, связанные с заявлениями, утверждениями правительства» стоит у них только на 8-м месте. Если говорить о читателях и зрителях, у них тоже нет стремления перепроверять и контролировать избранную власть. Достаточно высок в России процент комфортного голосования, т.е. голосования за лидера.
    и т.д.................

Top