Почему мужчины носили парики? История моды. Из какого материала в средние века делали парики? Почему носили парики 18 веке

Х-XII века - к этому времени возникают и быстро растут города. Скученность населения приводила к частым эпидемиям, посещение бань стало не только обязательным, но и жизненно необходимо, здесь можно было вымыться, побриться и постричься. Эту работу выполняли банщики-парикмакхеры. Кроме этого, они занимались удалением зубов, бородавок, кровопусканием. Имели банщики и свой профессиональный знак - небольшой круглый тазик.

В XII веке появились профессиональные брадобреи, которые выполняли примитивные стрижки, прически, брили бороды. Но вскоре они начинают присваивать себе права медиков и банщиков. Частые крестовые походы, рыцарские междоусобицы, привели к появлению новой профессии - полевого фельдшера-парикмахера.

Девушки франкских племен (500-751 г.г.) носили волосы свободными и открытыми. В торжественных случаях они украшали их узким золотым обручем, цветами и лентами. В торжественных случаях высшее духовенство носило митры. Митра представляла собой круглую шапку, простую по форме и украшение, но со временем она стала более высокой, треугольной, из двух половинок. Митры изготовлялись из парчи, расшивались драгоценными камнями и золотым шитьем. Сзади с митды опускались на спину длинные ленты. Другим парадным убором считалась тиара - это высокий колпак конической формы, делался из дорогих материалов.

Ренессанс - (XVXVI в.в.) эпоха возрождения. Она принесла с собой расцвет искусства, литературы и естественных наук. Мужчины носили волосы, достигавшие плеч или лопаток, выстригали ровную челку, височные и затылочные пряди стриглись полукругом. Прически делались как из прямых волос, так и из завитых. В женских прическах преобладали завитые локоны, закрепленные шпильками.

Распространенная прическа - колба - пробор, концы волос подгибались вовнутрь, часто делалась пейзанская стрижка, где применялись перевитые украшениями локоны и использовалось осветление волос. Прически стали делать высокими с применением каркаса.

Барокко - конец XVI -середина XVII вв. Этот стиль несет на себе печать величавости, перегруженности, утяжеленности, из завитых длинных и полудлинных волос, спускающимися отдельными локонами.

В 1624 г входит в моду пышный завитой парик. Завивали его горячим способом при помощи пара, что было в то время большим новшеством.

Парикмахеры делают всевозможные прически: грива, пудель. Они представляли собой большое взбитое облако из локонов, окружавших лицо.

Самой модной бородой этого времени считается мушка - маленький пучок волос под нижней губой. Эта мода была введена Людовиком XIII во Франции. Женские прически стали более естественными, в моду входит прическа Мария Манчини, которая укладывалась двумя полушариями, делается прямой пробор и два змеевидных локона ниспадают на плечи или спину. Появляется новая прическа фонтаж она представляет собой нагромождение высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами поэтажно. На лбу завивалось несколько локончиков, а на грудь спускались один или несколько локонов.

В 1644 году появилось специальное руководство, содержащее срветы и рецепты по уходу за лицом и волосами, но несмотря на это, личная гигиена еще не стала привычной. Даже во дворце не было удобных туалетных комнат, а если и были, то маленькие и плохо оборудованные. Умывались через день. К концу недели образовывался толстый слой помады. Женщины, девушки и мужчины румянились и подкрашивали губы.

История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее 9 – 12 века и позднее 13 –15 века. Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить греховную человеческую плоть.

В период раннего развития средневековья мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочки ушей, а спереди челка. В 11 веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица.

В 15 веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалось модной прической двух основных типов: волосы или гладко зачесаны назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами. Иногда молодые девушки носили распущенные волосы.

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Испанки носили простую и строгую прическу, чаще всего так называемое бандо: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями. Во Франции в прическах появились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские прически оказал последний король 16 столетия Генрих 4. В моду вошли зачесанные назад волосы, закрученные назад усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

Ампир, первая четверть XVIII века

Когда Наполеон объявил себя императором Франции, произошел переворот в модах и видах причесок. Как прическе, так и одежде стали придавать традиционные римские формы. Прически делались на передней части головы. На лбу мелкие ниспадающие локоны. Были драгоценные украшения причесок. Появилась прическа Титуса, ее долгое время носили в Европе. Вскоре развился ампирный стиль - это разнообразие локонов (спиральных, круглых, плоских), стиль которых сохранился до наших времен.

Характерными были украшения причесок - широкие гребешки, драгоценные диадемы, вышитые жемчугом ленты, дорогие застежки, до такой степени заполняя прически, что они казались перегруженными. Несмотря на новое направление моды, некоторые женщины продолжали носить пудреные парики. В результате английской блокады, в связи с этим нехваткой пудры в стране правительство запретило носить пудренные прически. И облагало модницу уысоким налогом и денежным штрафом.

После поражения Наполеона все виды при исчезли, вместе с этим Париж утратил свое положение диктатора моды . Виденмеер, падение Наполеона 1815-1848 гг. тон в искусстве и в моде начинает задавать Вена, вновь наступила эпоха парикмахерского мастерства. Прически этого времени придавали обаяние молодости и красоты, но были очень сложными. Характерная их особенность -крупные плотные локоны, которые укладывались с двух сторон головы, благодаря чему получалась плотная, выточенная прическа. Далеко выступавшие пышные боковые локоны или вздутые стоячие петли и косы требовали очень высокого мастерства. Украшением были: диадемы, жемчуг, ленты.

Произведения парикмахерского искусства 1830 г. достигли кульминационного расцвета. Возник новый видермеерский стиль, который в противоположность предыдущему стилю выглядел по-мещански. Прическа стала плоской, ее носили со всякого рода завивками, кольцевым плетением и спиральными локонами: эти прически отличались высоко стоящими петлями, кручеными и плетеными косами, боковыми локонами. Линии мужских и женских причесок в 30-40-х годах сохраняются прежними. Мужчины продолжают носить короткие прически Аля-титус, но после войны 1812 г. распространена прическа из полудлинных волос Аля-мужик. Начальство строго следило за соблюдением этого правила. Пожилые мужчины продолжали носить прически с короткими волосами Дуновение ветра. Потом появились прически с пробором от лба до затылка 30-40 гг.. Появился косой пробор, причем волосы сбивались в локоны надо лбом или по бокам пробора в виде хохолка, с висков зачесывались вперед.

В конце 40 г. волосы в прическах значительно удлиняются, закрывая уши, доходят до воротника. Эта романтическая прическа была данью увлечения средневековыми романами Вальтера Скотта. Бороды в это время не носили. Новое время. (1920 г.)

Буржуазная революция (1848 г.) положила конец увлечению видермейским стилям. Искусство дамского парикмахера все больше и больше теряло свое значение. В послевоенное время техника выполнения причесок совершенствуется. Начинают применять укладку феном, термическую и химическую завивку, окрашивание волос всевозможными химическими составами. Применяют фиксаторы для закрепления форм стрижки: лак, бриолин и различные кремы. Используют для укладки волос специальные щетки, ножницы, совершенствуется технология стрижки, применяются новые методы. В начале прически с короткой стрижкой были относительно однообразны, особенно излюбленной была пажеская прическа с боковым пробором, причем плоская волнистость волос придавала привлекательный вид всей прическе.

Парик в 18-ом веке

Вряд ли в ранние эпохи европейской цивилизации можно найти другой элемент, который бы больше годился для демонстрации игрового импульса культуры, чем парик в том виде, как его носили в 17 и 18 веках. В 20-е годы 17 века от короткой стрижки переходят к моде на длинные волосы, а в самом начале второй половины появляется парик. Всякий, кто хочет слыть господином, будь то аристократ, судья, военный, священник или купец, начинает с тех пор носить как парадное украшение парик; даже адмиралы в роскошных латах увенчивают им свои головы. Уже в 60-е годы парик достигает наибольшей пышности. Его можно квалифицировать как бесподобное и смехотворное утрирование потребности в стиле и красоте.

Парик как явление культуры заслуживает более пристального внимания. Исходным пунктом столь длительной моды на парик остаётся, конечно, тот факт, что причёска из волос скоро начала требовать от природы больше, чем способна была дать значительная часть мужчин.

Парик появился в начале как суррогат для возмещения скудеющей красы локонов , то есть как подражание природе. Когда же ношение парика стало всеобщей модой, он быстро потерял всякую претензию на подражание естественной шевелюре и стал элементом стиля. В 17 веке, почти с самого начала моды, существовал стилизованный парик. Он уже служит не для подражания, но для того, чтобы выделять, облагораживать и возвышать. Тем самым парик есть наиболее барочный элемент барокко.

Примечательно в ношении парика не только то, что он, будучи неестественным, стесняющим и вредным для здоровья, господствует в течение полутора веков и, следовательно, не может быть сброшен со счетов как простой каприз моды, но также и то, что чем дальше, тем больше парик отдаляется от естественных волос, всё более стилизуясь . Эта стилизация происходит с помощью трёх средств: накладных локонов, пудры и лент. С рубежа 17-18 веков парик, как правило, носят только напудренным белой пудрой. И этот эффект портреты донесли до нас, без сомнения, весьма приукрашенным. С середины 18 века начинается отделка парика рядами жёстких, накрахмаленных локонов над ушами, высоко начёсанным хохлом и лентой, которой парик перевязывается сзади. Всякая видимость подражания природе исчезает, парик окончательно стал орнаментом.

Следует затронуть ещё один момент. Женщины носят парик только в случае крайней необходимости , но их причёска в общих чертах следует мужской моде, с использованием пудры и стилизацией, которая достигает максимума в конце 18 века.

Всё это означает тенденцию к непринуждённости и лёгкости манер, к намеренной беспечности, невинной естественности, которая на продолжении всего 18 века противостоит жеманству и чопорности. Было бы заманчиво и полезно проследить эту тенденцию в других областях культуры; тут вскрылся бы целый ряд связей с игрой, но это завело бы нас слишком далеко. Нам было важно установить тот факт, что все явления продолжительной моды на парик в целом трудно квалифицировать иначе, чем как одну из наглядных иллюстраций игрового фактора в культуре.

Никогда не задумывались, почему в XVII и XVIII веках мужчины и женщины из высших и не очень сословий повсеместно надевали напудренные парики? Можно сослаться на бытовавшие тогда представления о красоте, тенденции моды и всё такое. Однако не стоит полагаться лишь на высокий вкус — многие вещи в те времена хоть и казались чудаковатыми, но отнюдь не были лишены прагматизма.

Вот и мужские парики: высокие, белые, покрытые пудрой и политые парфюмом — так ли глупо они выглядели и насколько были уместны? Поверь, не всё так просто! Давай разбираться вместе.

Считается, что моду на мужские парики буквально насадил французский король Людовик XIV (он же «король-солнце»). Он сам был одержим ими и сумел убедить носить парики весь высший свет того времени. Церковь пыталась бороться с этим, но ничего не вышло — парики прочно вошли в традицию.

Медицинский аспект

Тем не менее любовь к парикам была вызвана не только эстетическими соображениями, был и медицинский аспект. Всему виной не что иное, как сифилис, одно из проявлений которого — выпадение волос на отдельных участках головы. Конечно же парик эффективно скрывал эту проблему.

Дальше больше: состоятельные мужчины стали брить головы и носить парики (это, кстати, было совсем недешевым удовольствием), а настоящими лоббистами париков стали французский король Людовик XIV и английский Карл II.

Также есть мнение, что сифилис не основная причина: парики были традиционным элементом наряда в первую очередь для женщин, которые намного раньше оценили их удобство. Парики проще было расчесывать и мыть, цеплять на них самые разные украшения, но самое главное, их можно было просто снять и надеть на следующий день — тратить по несколько часов на прическу не придется.

Итак, у вас редкие волосы, седина, кожные заболевания? Спасет великолепный напудренный парик с вызывающим запахом! Всё в духе того времени. Теперь-то совсем другие правила — да и средства гигиены тоже.

Оказывается, напудренные парики не отражали невинное желание людей следовать безумной тенденции - они скрывали удивительный секрет. Почему мужчины их носили, ведь зачем было прятать красивые и здоровые волосы? На самом деле, многие надевали парики, чтобы скрыть смертельную венерическую болезнь. Сифилис разорялся в Европе на протяжении веков, и был один общий побочный эффект от заболевания - выпадение волос и облысение. И это было лишь началом, ведь в большинстве случаев под напудренными париками скрывались открытые язвы.

Со стороны казалось, будто этот головной убор был заметным сигналом, что у его владельца есть ЗППП. Из париков сделали модную тенденцию, которая отражала тщеславие. Неудивительно, что первый американский президент Джордж Вашингтон носил парик и купленные зубы у рабов, чтобы скрыть отсутствие своих. Тщеславие заставляет делать странные вещи, в частности создавать необычные предметы.

Парики также пользовались популярностью у дам, которые никогда не уклонялись от скандальной моды. Аристократы были в ярости, что простолюдины пытались перенять и украсить этот тренд, ведь богачи тратили огромные суммы на создание напудренного головного убора. Весь ажиотаж продолжался до французской революции.

Пандемия, от которой нет лечения

Сифилис начал распространяться по Европе в 1490-х годах, а к XVI веку это стало серьезной эпидемией. Известный как оспа или французское заболевание, сифилис распространялся половым путем, и до открытия пенициллина в 20-м веке (и появления антибиотиков в частности) никакого лечения не существовало.

Более незначительные симптомы включали частичную потерю волос и открытые язвы, но во время поздних стадий болезни страдающие могли потерять глаза, нос, руки. Заболевание также пагубно воздействовало на функционирование мозга, вызывая безумие.

Парики - вот в чем спасение

Европейцы же придумали способ скрыть наличие венерических заболеваний - парики. Длинные волосы были символом высокого статуса, поэтому аристократы не могли блистать лысиной. Состоятельные европейцы были вынуждены скрывать таким образом внешние проявления сифилиса.

Залысины и кровавые болячки были среди самых видимых доказательств наличия сифилиса. Дисплазия соединительной ткани распространялась так же быстро, как и черная смерть (чума) по Европе.

Первоначально парики изготавливались из лошадей, козы и человеческих волос. Они являлись дорогим аксессуаром и труднодоступным. Недорогие версии же были сделаны из шерсти. В 1673 году во Франции создали гильдию независимых постижеров, которых насчитывалось около 200. Столетие спустя (в 1771 году) это число выросло почти до 1000.

Заражены были все, и даже короли

Людовик XVI стал королем Франции, когда ему было всего пять лет. В подростковом возрасте он начал интенсивно лысеть. Король Луи был одержим своей репутацией, поэтому не мог появляться в таком виде на публике. Особенно он переживал, что к нему часто приходили художники, которые рисовали портреты, лепили статуи и создавали монеты в память о его величии. Но быть лысым - не соответствовало правильному образу короля-солнца.


Людовик XVI нанял 48 постижеров, которые делали ему парики. Он не постеснялся прибавить к головному убору пару лишних сантиметров, которые бы сделать его выше. Но даже несмотря на то, что парики скрывали отсутствие волос, они не могли сдержать слухи, что у короля сифилис.

Тонкая связь

В эпоху, когда длинные волосы были символом статуса, сифилис был больше, чем просто неизлечимым ЗППП, - он был социальной катастрофой. Мемуарист Сэмюэль Пепис подытожил, что отношение, когда он узнал о том, что его брат заражен, изменилось. Пепис написал в своем дневнике в 1660-е годы: “Он не сможет показать свою голову, а это большой позор для меня и моей семьи”.

Облысение было черным пятном на репутации любого человека, и мужчины пошли на многое, чтобы скрыть потерю волос, даже если пришлось бы прибегнуть к дорогим напудренным парикам. Однако не все, на ком виднелся причудливый головной убор, являлись носителями ЗППП.

После таких королей, как Людовик XIV и Карл II, которые начали носить парики, не имея заболевания, эта мода быстро распространилась. Ее переняли не только аристократы, но и простые люди. Мания на головной убор объясняется тем, что длинные волосы были клеймом королевской крови. В XVIII веке в энциклопедии Дени Дидро можно найти много информации о волосах. Дидро утверждал, что традиция отращивать локоны восходит к истокам Франции. Длина волос помогала определить ранг и социальный статус.

Падших женщин и мужчин коротко стригли, почти налысо. Голова монарха служила высоким чином. Когда парики стали популярны в конце XVII века, мужчины изо всех сил пытались собрать на своей голове как можно больше волос. Фактически для некоторых париков нужно было использовать локоны 10 разных людей.

Парики кишели вшами

Тем не менее, гораздо легче было обрабатывать головной убор, чем избавляться от вшей, живущих в волосах. Как известно, эта процедура была болезненной и трудоемкой. Парики же просто снимались с головы и бросались в кипящую воду.


Мода добралась и до женщин

Ко второй половине XVIII века парики использовались не только у мужчин, но и женщин. Однако головные уборы отличались. Многие аристократические или королевские женщины имели прическу в стиле своих натуральных волос с шиньонами. Использовался также специальный порошок серого, синего или фиолетового цвета, который наносился на парик. Головной убор могли душить, чтобы от них исходил запах лаванды или апельсина.

Женские парики были чрезвычайно тяжелыми. В дополнение их украшали драгоценными камнями и цветами. И так же, как и у мужчин, парики скрывали наличие сифилиса у женщин.

Экономия на гигиене

Богатые люди могли купить несколько париков или даже нанять постижеров, чтобы очистить головные уборы, экономя время на укладке волос. Но по мере развития модной тенденции стали появляться огромные и дорогие парики, которые архитектурно проектировались, имели опорные конструкции и были более трудоемкими. Процесс сбора и разбора, безусловно, добавлял ежедневную работу.

Почему аристократы были взволнованы

Аристократы видели парики как символ статуса и величия. Они были не из дешевых: один головной убор мог стоить 25 крон, что эквивалентно недельной работе простолюдина. Сложные же парики стоили не менее 800 крон. Аристократы были в ярости, когда обычные люди переняли эту моду.


В середине 18 века Маркиз де Мирабо писал: “В воскресенье ко мне подошел человек в черной шелковой одежде и напудренном парике. Я упал ниц и стал отдавать ему комплименты, пока он не представился сыном моего кузнеца”. Подавленный аристократ сокрушался: “Все стали месье”. Но вместо того, чтобы отказаться от моды, богатые люди просто стали отдавать предпочтение парикам с более сложной конструкцией.

Многие утверждают, что Джордж Вашингтон никогда не носил парик. Считается, что он лишь укладывал свои волосы, которые выглядели как головной убор.

Термин “шишка” по-прежнему используется для обозначения важного человека. В 1600-х годах изготавливались высокие парики, которые выбирались лишь состоятельными людьми.

Конец модной тенденции пришелся на рассвет 19-го века. В 1795 году Уильям Питт создал налог на порошок для волос. Добавленная плата медленно убивала тренд, и на смену парикам пришли короткие естественные волосы.

Ответ на вопрос «Почему мужчины носили парики? «.

17-18 века был периодом элегантности и безумства. Тогда независимо от пола люди носили парики. Они пытались добиться сложнейших причёсок. Конечно, не у всех были волосы «Рапунцель», поэтому в ход шли искусственные материалы в виде париков.

История мужских париков

17 век был безумным и раскрепощённым. В то время причёска была важна также, как и одежда. И женщины, и мужчины носили высокие объёмные парики . В те времена не считалось странным увидеть мужчин с косами, кудрями и начёсом.
Стоимость париков была велика, потому что парики изготовлялись заграницей и только потом их привозили в Россию .

В.А. Моцарт в модном парике того времени

Парики и армия

Очень странным оказался тот факт, что в 17 веке парики были введены и в армию, но не для красоты. Парики изготовляли из прочных материалов и поэтому такой «головной убор» защищал голову от повреждений. Одним из недостатков парика, он не спасал голову от ударов шпаг, а также конницы. Ну, пожалуй ещё один недостаток в том, парики были неудобны и слишком велики, что например мешало засаде. В армии больше предпочитали бронзовые шлемы. Они были более надёжны.


Король Франции, Людовик XIV

Отмена

До отмены произошло множество «реформ» причёсок. Их упрощали, а потом и вовсе свели к минимуму. Думаем, причиной стало то, что парики-это не совсем удобная и стерильная вещь. Хотя в 17-18 веках о стерильности вообще не задумывались. Очень часто молодые офицеры отказывались от такого «аксессуара» и предпочитали собственные волосы. Официальный приказ об отмене париков в армии ввели в 1807 году. Хотя дата отмены «всеобщего ношения» неизвестна. Она ушла сама собой, а в начале 1980 вновь вернулась. Правда эти парики были натуральны и визуально сильно отличались.


Мужской костюм XVIII века

Мужской костюм также претерпевает целый ряд изменений и в конце века окончательно упрощается в цвете и форме, раз и навсегда уступая первенство украшения женской моде. Но в период Регентства и расцвета рококо изящество, богатство и женственность его находятся еще в своем апогее.

Кафтан плавно облегает тонкий стан, хотя полностью и не застегивается (рис. 139).
В полы кафтана вставляется проволока или сильно проклеенная ткань (рис. 140),

что дает право кавалеру дю Кап Веру (главное действующее лицо одноименной пьесы Вольтера) на примерке, обращаясь к портному, воскликнуть: «…сделайте мне полы так, чтобы, когда я вхожу в карету, они стояли, как панье у дам… » Широко распахнутые полы открывали камзол весту, который по форме был копией кафтана, но из легкой ткани на спине и летом без рукавов. Он мог быть и из однородной с кафтаном ткани, но чаще из узорной парчи, бархата, репса и атласа.

Рукава кафтана делали узкими и довольно короткими, с высокими отогнутыми манжетами, с богатыми украшениями или даже из узорной другой ткани. Из-под манжет высовывалась богатая кружевная оборка (рис. 141).

В расстегнутом на груди камзоле виднелось жабо, также отделанное дорогим кружевом. Штаны-кюлот (рис. 142)

носили заправленными в высокие чулки или чаще застегивали под коленом. Ноги, обтянутые шелковым чулком, погружались в туфли с пряжками, на среднем каблуке (см. рис. 141).

Форма мужской одежды принимает общепринятую для всех классов конфигурацию. Сложность кроя, драгоценные отделки, богатство тканей делают эту общепринятость относительной.
Панталоны этого времени были узкими, застегивались под коленом на пуговицу и уже не имели, как в 17 веке, отделки из лент и кружев.
Обувь в моде осталась прежней: и высокие, выше колена сапоги-ботфорты, и туфли на красном каблуке, являвшиеся привилегией дворянства.

Мужские парики и головные уборы 18 века

В XVIII веке резко изменилась форма мужских париков. Военные, которым мешали длинные кудри парика, начали их завязывать сзади лентой и укладывать в шелковый мешочек. Профессия мужчины часто диктовала форму парика, который он носил,каждое сословие предпочитало свою форму парика. Адвокаты носили full-bottom парики (длинные парики, достигающие к груди), торговцы tie-wigs и queue-wigs (волосы в шее были связаны с лентой), и церковнослужители носили bob-wigs (завитые парики).
Парик принял маленькие размеры, делая мужскую голову похожей на женскую, что при изяществе и тонкости талии давало возможность сравнить мужчину с «порхающей бабочкой». У парика могли быть букли с боков и над лбом. Из бережного отношения к парику и из чувства предосторожности треуголку чаще всего носили под мышкой.
Треуголки появились уже в конце царствования Людовика XIV, который в этот период изрек, что он не любит больших шляп, модных при его отце. Поэтому поля шляп еще в начале XVIII века уменьшили и скромно загнули вверх.

Треуголки были различной величины - большие, средние и совсем маленькие, они очень хорошо выглядели на белых пудреных волосах с косичкой. Солдаты армии Суворова были все в париках, что особенно рьяно выдерживалось при императоре Павле. Сам Суворов не носил парика. «Пудра не порох, коса не тесак, а я не немец, а природный русак»,- говорил он. Но мода оставалась модой, и редкий дворянин в России на торжественных выходах мог появиться без парика.

Дома мужчины ходили в халате и в домашних маленьких шапочках (под париком голову стригли). К халату-неглиже надевался в тон камзол. Это и составляло домашний костюм, в котором можно было принять посетителя.

С 1750 года известное упрощение коснулось и мужской одежды: исчезли торчащие полы кафтана, удлинились и сузились рукава, уменьшились размеры манжет, баски камзола, изменился весь объем мужского костюма. Строгость сказалась и на рисунках тканей: прихотливо изогнутые линии рисунков постепенно вышли из моды, их заменил мелкий растительный орнамент, расположенный вертикальной полосой (рис. 143).

С 1782 по 1794 год наметилось резкое различие между придворным французским костюмом и городским. При дворе уважение к традициям и стремление поднять престиж его не позволяли целиком следовать английской моде. Начиная с 1783 года несколько укороченный жилет (всегда белый) и украшения (аппликация или вышивка цветочного характера) подчеркивали изысканность костюма.

Английский костюм 18 века

В Англии, где верховая езда являлась обязательным времяпрепровождением аристократии, еще с XVII века полы кафтана для удобства начали пристегивать назад. В продолжение всего XVIII века этот прием настолько укоренился, что к концу века сформировалась новая одежда - фрак. Фраку предшествовали военные камзолы, у которых полы заворачивали цветной подкладкой вверх. Характерно, что, родившись из охотничьего кафтана с двумя рядами пуговиц, фрак в первозданном своем виде был двубортным, сильно прилегающим к телу, открытым спереди и с отворотами.

Так как фрак носили застегнутым, то естественно, что камзол-веста, превратившийся к этому времени в жилет, стал невидим. Следствием этого было экспериментирование портных, вырезавших перед фрака таким образом, что выглядывавший из него жилет при общей строгости всего костюма один мог бы обнаруживать вкус и изобретательность владельца. Отвороты фрака служили предметом соревнования фантазии портных, их контуры и размеры менялись с неподдающейся учету быстротой. Даже жилет получил отвороты, количество и цвет которых зависели от средств щеголя и фантазии портного.

Деловые англичане подарили миру прообраз современного пальто-редингот (рис. 144).

Это сильно приталенный кафтан, с длинными полами и одним-двумя высокими воротниками, которые можно было поднимать в ненастную погоду, скрывая свое лицо по самый нос. Для полного комфорта редингот опоясывали ремнем на пряжке. Характерно, что в конце века верхние вещи стали подшивать волосом на месте шва по талии и носили их с высоким воротником и такими узкими рукавами, что приходилось делать разрез у запястья.

Высокие сапоги с цветными отворотами и кисточкой, длинные штаны для верховой езды были приняты как городская одежда. Шляпы круглые и с углами - тремя или двумя - надевали на маленькую и низкую прическу - парик или прическу с длинными волосами до ушей (рис. 145).

Ткани и краски

Ткани выбирались с мелким рисунком растительного и геометрического характера. Фантазия особенно изощрялась в рисунках для жилетов, остававшихся единственным украшением в скромном и простом мужском костюме. Жилеты шили из бархата с мелким рельефным рисунком с металлической ниткой, из бархата полосатого с атласом и самых разнообразных оттенков.

В мужской одежде большее значение стали придавать покрою, цвету, технической форме исполнения и аксессуарам, которые в это время еще звучали как остатки блестящего костюма XVIII века. В костюмах этого времени играют «Школу злословия» Шеридана.

Цветные и полосатые чулки плотно облегали икры ног, выступающих из не менее плотно сидящих штанов - кюлот. Туфли с пряжками, а для балов - с розетками из лент или даже кружев завершали костюм. К концу века появились вязаные шелковые и шерстяные вещи: жилеты, шарфы.

Галстуки в мужском костюме второй половины XVIII века
Относительная «бедность» мужского костюма заставила сосредоточить внимание на галстуке, риверах, воротничках, истории которых мы и посвятим небольшое отступление.

Отделкой розовых ногтей,

Зевая, занялся небрежно,

И галстук вяжет неприлежно…

А. Пушкин. «Граф Нулин»

Во французскую терминологию галстук вошел в XVII веке под названием краватт - от неправильного произношения слова «хорват». Хорваты, народ теперешней Югославии, носили шарф, повязанный вокруг шеи. Это удобная находка в деталях костюма была принята французскими солдатами. Вскоре и парижане, а за ними жители Англии и всей Европы стали носить шарфы-краватт. Они могли быть из тонкого полотна, батиста и кружев. Такой галстук достигал в длину около двух ярдов и обматывался вокруг шеи несколько раз.

В 1684 году во время сражения при Стейнкерке (упоминание о нем осталось только в истории костюма) застигнутые ночью врасплох французские солдаты, одеваясь наспех, намотали шарфы вокруг шеи, концы скрутили вместе, продели в петлю камзола и бросились в атаку на англичан. Битва была выиграна, а оригинальный способ надевания галстука вошел в моду под названием а-ля стейнкерк (рис. 146).


Галстуки, получившие название стейнкерк, надевали и женщины, были они не только кружевными и белыми, но и черными, зелеными и продержались в моде до первой четверти XVIII века. В 1720 году стейнкерк уступил место мягкому, сложенному в складку галстуку, который застегивался или же продевался сзади в пряжку. Открытая грудь в вырезе камзола закрывалась кружевным жабо или оборкой на рубашке из кружева или батиста.

Ношение пудреного парика с мешочком вызвало новую форму воротников и галстуков. Сзади к верхней части парика прикреплялась большая черная лента, которой и обматывали шею. К черной ленте, получившей название солитер, как и к манжетам, пришивалась оборочка тонкого кружева. Все это с хорошо подобранным париком являлось признаком хорошего тона в костюме.

**********************************************************
Мужская мода в первой половине XVIII века приспосабливается к тенденциям женской моды. И она делает фигуру причудливой, и она также роскошна, декоративна и даже женоподобна. Эта мода создает свою «юбку на обручах» из фалд камзола. Для украшения мужского костюма используются кружева, воланы, пуговицы и ленты. Жилет несколько сократился и утратил рукава. Теперь штаны достигают только колен, они узкие и их дополняют белые чулки. Самой главной переменой является изменение причесок, которые из завитых волос барокко превращаются в гораздо меньшие, более плоские и более простые прически. Теперь волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, а позже - стягиваются и переплетаются в характерные косы. Во второй половине XVIII века соревнование с женской модой заканчивается, и мужской костюм начинает пробивать свой собственный независимый стиль. Он освобождается от воланов, кружев и лент, тем самым упрощает свой камзол -жюс-о-кор. Из негоравивается фрак, который стал основой мужской одежды XIX века. После 1778 года уже исчезают почти все украшения мужского костюма. Но в это время мужское платье еще шьется из тканей нежных пасцветок эпохи рококо, которые тогда были одинаковы как для женского, так и для мужского пола. Наибольшей популярностью в то время пользовались атлас и сатин, ткани мягкие наощупь. Их качество, как по волшебству, позволяло создать с помощью света богатую игру складок, которая была обязательна в одежде эпохи рококо. Блеск атласа сочетался с матовыми кружевами, и все это компоновалось в светлых, нежных пастельных тонах, которые заменили яркие краски XVII века. Возникают новые виды одежды, которые становятся составной частью придворной моды. Основным видом этой одежды становится манто (manteau). Это - собственно свободный плащ, плавно, без складок, ниспадающий с плеч вниз, который однако имел форму, т. к. она определялась нижней одеждой с прилегающим корсажем и кринолином. Возникает целый ряд такого рода верхней одежды; одной из них, много раз изображенной на картинах Ватто, является контуш (contouche), богато присборенный в виде мягких складок на спине {а дофлоттан - a dos flottant), иногда продолженный до шлейфа. С течением времени свободный контуш видоизменился в одежду, имеющую форму фигуры и получившую различные названия, например - адриен, олландэз, левит (adrienne, hollandaise, levite) и т. д.

********************************************************
История мужского костюма
Мужики не стеснялись одеться как можно ярче и изящней.


Top