Подросток не хочет учить уроки. Ребенок подросток не хочет учиться, советы психолога

Добрый день, дорогие родители! Школьные годы и для вас, и для детей – большое испытание. Малыши и подростки не хотят учиться, прогуливают уроки, обманывают… В общем, делают все, чтобы не учиться.

Но если на первоклассника еще можно «надавить» родительским авторитетом, то как быть с ребенком 12-14 лет? Если подросток не хочет учиться, что делать родителям, советы психолога дадут ответ на этот вопрос.

Дорогие читатели, если вы адекватные родители, и по-настоящему любите свое чадо, то наверняка зададитесь вопросом: «Почему не хотят учиться дети?».

Конечно, современные уроки в школе нельзя назвать увлекательными, интересными (за редким исключением). Они превратились в принуждение, обязательную программу, которую должны пройти все дети от 6 до 16 лет.

Методические пособия по воспитанию малышей исписаны убеждениями в том, что обучение для ребенка нужно делать интересным, близким к игре, но в старшей школе на игры уже не остается времени.

Учитель не всегда успевает даже доступно объяснить материал. О том, чтобы целенаправленно воспитывать любовь к своему предмету, уже нет и речи.

Дети, не приученные к самодисциплине и не самостоятельные, теряют уважение к школе, учителям, пасуют перед трудностями, не видя в них смысла. Такова реальность. Но причины могут заключаться не только в этом.

  • . Кроме посещения школы, многие дети ходят в кружки, клубы по интересам. Но и там нагрузка велика. В результате ребенок устает, ему уже ничего не хочется. Он мечтает только отдохнуть, погулять с друзьями. Спросите себя: есть ли у вашего подростка такая возможность? Дети в возрасте от 12 до 16 лет нуждаются в общении, они приобретают ценные социальные навыки. Не лишайте их этого удовольствия. Но общение должно быть обоснованным и дозированным, тогда оно будет полезным.
  • Тоталитарный контроль со стороны родителей . Если взрослые контролируют ребенка во всем, интерес к учебе и любому виду деятельности, в конце концов, пропадает. Если в работе нет самостоятельности, действия подростка становятся бездумными, он перестает ощущать себя личностью. Зачем учиться, к чему-то стремиться, если родители все давно решили за него?


  • Отсутствие контроля . Это другая крайность, которой тоже не должно быть в семье. Самостоятельность нужно развивать постепенно, доверяя малышу сначала простые вещи, а от подростка уже требуя помощи по хозяйству, проявляя желание выслушать и принять к сведению его мнение по поводу важных семейных решений.
  • Проблемы с одноклассниками или учителями . Если подросток чувствует себя изгоем в классе, его по какой-то причине учителя лишают своего внимания или относятся к нему пренебрежительно, рано или поздно он будет отказываться посещать учебное заведение. Уговорами здесь не поможешь. Нужен глубокий психологический анализ ситуации, беседы с педагогическим составом.

Что еще может повлиять на желание учиться?

Но бывает так, что внешне ситуация кажется благополучной: ребенок старается, учителя относятся к нему хорошо, одноклассники уважают, а ходить в школу он все равно не хочет, юлит, врет, сопротивляется уговорам. Что делать родителям?

Причины такого поведения могут проявляться на подсознательном уровне и состоять в скрытых физиологических или психологических потребностях, которые ни родители, ни сам подросток не осознает:

  • неблагоприятная ситуация в семье (родители ссорятся, ребенок ощущает себя ненужным);
  • физические недостатки (речевые, хромота, сутулость и т.д.), которые провоцируют развитие комплексов;
  • друзья и окружение (обратите внимание, как ваши близкие и семья в целом относятся к школе, учебе, как высказываются о потребности в образовании, о чем беседует подросток с друзьями);
  • вредные привычки (длительные прогулки со сверстниками, перерастающие в бродяжничество; компьютерные игры);
  • гиперактивность – это заболевание, которое обычно диагностируется в раннем возрасте и к подростковому возрасту уже находится под контролем взрослых, однако отдельные его проявления могут давать знать о себе (отсутствие внимания, неумение сосредоточиться, высидеть долго за партой).


Если причину удалось определить, стоит приступить к преодолению препятствий у подростка к учебе.

Что предпринять?

Если взрослые не могут сами решить проблему, не лишним будет проконсультироваться с психологом. Психолог в такой ситуации должен рассмотреть две стороны: родителей и ребенка. И только на основании такого общения делать выводы и рекомендации, почему подросток не хочет учиться.

Однако, если немного обобщить, можно дать следующие советы:


  • Поговорите с учителями : у них обычно имеется достаточно наблюдений за каждым учеником.
  • Не ругайте за оценки . Создайте оптимистическое настроение. Внушите подростку, что все поправимо.
  • Если ребенок интересуется чем-то, кроме школьных предметов, например, танцами, плаванием, рукоделием, пообещайте ему поощрение в этой области (поход на интересный концерт, красивый набор, поездку на конкурс и т.д.).

И самый главный совет — ЛЮБОВЬ! Любите своего ребенка не за хорошее поведение или оценки, а просто так. Потому что он ваш, самый замечательный и прекрасный. Безусловная любовь ключ к успеху.

Самое главное – помнить, что мы с вами, дорогие читатели, взрослые люди, и решение детских проблем нам должно быть подвластно.

«Как заставить подростка учиться в школе» – один из самых распространенных вопросов, с которым обращаются родители к психологам. Действительно, трудно найти школьника подросткового возраста, который посещал бы учебное заведение с радостью. На это есть масса причин, и не только педагоги тому виной. Очень часто подросток не хочет учиться в силу других обстоятельств.

Чаше всего, когда ребенок приходит из школы, он слышит один и тот же вопрос: «Что ты получил?» Но учителя не всегда справедливы к детям: они тоже люди, «а люди могут обмануться».

Этот вопрос родителей дает понять подростку, что их интересуют не его знания, а только его оценки. Взрослые часто идут на подмену, замещая потребность в познании умением заставить учителя поставить нужные отметки.

Несколько советов по поводу того, что делать, если подросток не хочет учиться, вы найдете в этом материале.

Как изменить отношение ребенка к учебе

Вам знакомы темы, которые проходит ваш ребенок по разным предметам? Если они не интересны вам, почему они должно быть интересны ему?

Конечно, вы можете сказать, что ваши родители никогда вас не спрашивали о том, что вы узнали, и все же вырастили вас человеком. Но если у вас все хорошо, то зачем вы тогда читаете эту книгу? Нам ведь только кажется, что у наших родителей не было с нами проблем. Кроме того, не стоит забывать, что наши родители жили в иные времена и при другой системе образования.

Известна масса примеров, когда в случае плохой учебы рядом с ребенком садился кто-то из родителей и объяснял трудный материал. Затем, почувствовав, что проблема решена, школьник осваивал и другие дисциплины.

Если подросток не хочет учиться в школе, а вместо уроков предпочитает смотреть телевизор или играть на компьютере, пока вас нет дома, значит, вы тоже любите именно эти занятия.

Известно, что телевизор излучает электромагнитные волны. Когда семья, собираясь вечером вместе, включает телевизор, у ребенка вырабатывается условный рефлекс: излучение от экрана (вне зависимости от типа передач) начинает у него ассоциироваться с домашним уютом и состоянием безопасности. Оставаясь один, он включает телевизор, чтобы вернуть себе это ощущение, но при этом еще и смотрит его.

Как же заставить подростка учиться, пока его дневник не стал полностью красным от «двоек»? От телевизора можно полностью отказаться или ограничить время его просмотра. За обеденным столом необходимо общение, поэтому во время приема пищи телевизор должен быть выключен. Со временем подросток научится жить без телепередач.

Если ребенок понимает материал, который проходят в школе, он самостоятельно выполнит домашнее задание, а потом будет отдыхать. Если он не понимает новую тему или задание для него слишком сложное, то, скорее всего, он начнет с игры, увлечется и забудет обо всем. Это естественная особенность данного возраста.

Чтобы изменить отношение к учебе у самого подростка, нужно либо изменение в поведении его отца, который является идеальным образцом для сына, либо некий испуг в отношении своего будущего.

Если подросток не хочет учиться, а вы не знаете, что с этим делать, просто помогите ему осознать, что есть будущее и что в этом будущем он будет либо человеком, который вызывает уважение, либо тем, кого отказываются выслушать даже близкие. Почему нужен именно испуг, а не рациональное объяснение того, что за свое будущее он отвечает сам? Дело в том, что у большинства подростков за плечами жизнь, в которой родители постоянно подчеркивали, что именно они несут за него ответственность. Этим они объясняли ребенку свое право решать, в какой детский сад он будет ходить, какие дополнительные занятия посещать и какой язык изучать в начальной школе. Именно родители решали, какому репетитору платить. Хотя, возможно, ребенку не раз говорили, что за свое будущее он отвечает сам, это будущее еще не наступило. Потом, когда-нибудь, он, конечно, возьмет ответственность на себя, но пока за все по-прежнему отвечают родители. Нужно показать, что это «когда-нибудь» уже здесь и что прямо сейчас подросток сам строит свое будущее.

Если ваш ребенок-подросток не хочет учиться, воспользуйтесь следующими советами.

  1. Родитель должен понимать ценность образования (а не говорить ребенку, что он должен учиться потому, что без учебы он попадет в армию), а также интересоваться содержанием учебы.
  2. Не следует демонстрировать подростку, что отдых - это просмотр телевизора или компьютерные игры. Необходимо показать, что это смена деятельности.
  3. Стоит интересоваться не оценками ребенка, а содержанием заданий.
  4. При посещении школы необходимо показать подростку, что вы находитесь на его стороне, а не на стороне учителей.
  5. Встречайтесь с учителями в школе без ребенка, чтобы иметь возможность люфта в поведении.
  6. Всем своим поведением показывайте подростку, что он важен для вас как личность. Если возникают проблемы в учебе, старайтесь их решать самостоятельно и только в случае крайней необходимости нанимайте репетиторов.

Статья прочитана 932 раз(a).

У многих подростков в средней школе успеваемость снижается, они начинают прогуливать уроки, отказываются выполнять домашнюю работу или врут, что ничего не задано. Такое отношение к учебе не может не волновать родителей, которые четко осознают: без хороших знаний ребенок не сможет хорошо сдать ЕГЭ, поступить в вуз и получить хорошую профессию, а в дальнейшем и хорошую работу.

Но подросток этого понимать не хочет, сколько не объясняй. Как же заставить его учиться?

Почему дети в этом возрасте не хотят учиться?

Стоит сразу же предупредить: заставить подростка делать что-либо против его воли невозможно или, по крайней мере, крайне трудно. Однако средства вернуть в его дневник приличные отметки существуют. Выбор этих средств будет зависеть от причин, по которым подросток забросил учебу.

  • Главная причина – переключение познавательных интересов в новую сферу, социальную. В переходном возрасте главная цель – научиться общению со сверстниками, в частности – с представителями противоположного пола. Подростки учатся оценивать людей, вызывать симпатию окружающих, дружить и любить. Это очень важные знания, получение которых отложить на потом не получится. Получить их можно только в детском коллективе, путем личного общения, переписки в социальных сетях. Тот факт, что школьные занятия отходят на второй план, и намного важнее и интересней становится общение с друзьями, естественен.
  • Перегрузка. Для младшего школьника авторитет родителей непререкаем. Желая сделать из своего отпрыска многогранную личность, преуспевающую во всем, мамы и папы загружают своих чад по максимуму: записывают в спортивную секцию, в музыкальную школу, шахматный кружок, танцевальную и театральную студии. Малыш старательно тянет этот воз, пока не достигает подросткового возраста. Подросший гений устал, ему хочется отдохнуть и заняться чем-нибудь более легким и интересным, а многое из того, чем его загрузили «предки» кажется ему ненужным. В итоге ребенок устраивает бунт, отказываясь от всего, что считает тяжелым, лишним, неинтересным и бесполезным. Отказаться при этом он может не только от дополнительных занятий, но и от основных – школьных.
  • Качество преподавания , неуважение к учителю. Для младших школьников учитель является авторитетом уже за то, что он учитель. Для подростков этого мало: в авторитете у него окажется только тот, кто заслуживает уважения. Человек, не уважающий личность подростка, никогда не будет уважаем. Если учитель оскорбляет детей, считает их «лентяями» и «дураками», не готовится к уроку, не старается сделать занятия интересными, знает лишь два метода воздействия – «двойки» и вызов в школу родителей, то он попадет в «черный список». На уроки к такому педагогу подросток ходить не будет, интерес к преподаваемому этим человеком предмету пропадет.
  • Конфликтные ситуации в школе. Если у подростка конфликт с учителем или с одноклассниками, если его дразнят и унижают, то он не захочет ходить в школу вообще, даже если хочет учиться.
  • Негативное влияние окружения. Возможно, что в кругу общения подростка преобладает мнение, что учиться – это «не круто», а «круто» - не учиться. Стараясь завоевать популярность в детском коллективе, подросток забрасывает учебу.
  • Неуверенность в своих силах. Если подросток считает, что успехов в учебе ему не добиться, то и силы на это тратить не хочет.
  • Плохое самочувствие. В переходном возрасте в организме происходят серьезные физиологические изменения, наблюдается интенсивный рост различных органов, и не всегда рост и развитие происходят пропорционально. В этот период могут наблюдаться суставные боли, анемия, головная боль и головокружение, другие недуги, сопровождаемые апатией и усталостью. На хорошую учебу у подростка может просто не хватать сил.

Установив причину плохой учебы можно попытаться вернуть к ней утраченный интерес.

Как вернуть интерес к учебе?

Действия родителей в ситуации, когда подросток отказывается учиться, должны строиться с учетом причин, которые вызвали эту реакцию.

  1. Когда ребенок много времени проводит со сверстниками, да и в школу ходит лишь для того, чтобы пообщаться с ними, можно попробовать побыстрее удовлетворить его интерес к познанию самого себя и жизни в коллективе сверстников.В этом помогут книги о современных подростках, научно-популярная литература, общение на тематических форумах, рассказы взрослых о том, как они сами переживали переходный период. Когда подросток почувствует, что чувствует в компании сверстников как рыба в воде, и психологических знаний у него достаточно, интерес к урокам должен вернуться.
  2. С «лошадкой», сбросившей надоевший груз, разговор должен быть другой: с подростком нужно обсудить ситуацию, выяснить, что ему интересно , а что в тягость, и освободить его от лишних обязанностей. Лучше всего сделать это до того, как он взбунтуется.
  3. Регулярно обсуждая с ребенком его дела в школе, интересуясь его жизнью вне дома, можно выяснить, нет ли в школе конфликтных ситуаций.Если есть, то придется их решать с учетом конкретной ситуации. Не исключено, что придется обратиться к психологу, сменить школу. Из-за некачественного преподавания отдельного предмета идти на столь кардинальные меры не стоит: постарайтесь сами заинтересовать ребенка «провальным» предметом, найти интересные сведения по теме, в конце-концов обратиться за помощью к репетитору.
  4. Если есть основания предполагать, что отказ от учебы – метод доказать свою «крутизну», то вполне реально объяснить «заблудшей овечке», что выделиться и заслужить авторитет хорошей учебой можно с еще большей долей вероятности. К тому же с образованным человеком представителям противоположного пола общаться намного интересней и приятней.
  5. Подозревайте, что подросток чересчур не уверен в своих силах? Повышайте его самооценку, как можно чаще хваля его за достижения и успехи.
  6. Подросток жалуется на плохое самочувствие? Не следует делать вывод, что он притворяется. Пройдите медицинское обследование, проконсультируйтесь с врачом – помогите преодолеть временный недуг.

Все меры, направленные на то, чтобы убедить подростка учиться, должны быть дружескими, не содержать насилия. Время, когда ребенка можно было заставить что-то делать ремнем, угрозами, лишением каких-либо благ и жалобами на свое плохое самочувствие, безвозвратно ушло.

Здравствуйте!

Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.

Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.

Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах...

Здравствуйте, Мария!

Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.

Что происходит в голове подростка в средней школе

В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.

Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.

Может, в старших классах за голову возьмется?

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил . Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.

Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.

Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.

Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.

Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.

Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.

Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.

Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.

Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.

Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.

Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.

Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться...». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?

Без эмоций

На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок - это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные - это не столь важно. Главное - их наличие.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, - это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.

Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: "Как так, не хочет учиться? Да я ему...". Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Трудности

Теперь немного о наиболее распространенных вариантах развития событий. У каждого действия, как уже было сказано, есть свой мотив или причина. Именно так гласит психология. Ребенок не хочет учиться?

Первой причиной, почему так происходит, являются трудности. Учеба - это детский аналог работы. И школьнику нередко приходится тяжко. Порой трудности в обучении, с которыми сталкивается ребенок, превосходят трудовые взрослые будни. А с учетом того, что дети не умеют еще бороться и не обладают особой стрессоустойчивостью, масштаб проблемы приобретает огромные размеры.

Может быть, ребенок просто плохо усваивает материал, не справляется с заданиями. Отсюда и нежелание учиться. Это вовсе не значит, что ребенок плохой. И данную истину должен запомнить каждый родитель.

Зачастую подобная проблема возникает при переводе из одной школы в другую. Вызвано это разницей в школьных программах, а также в преподавателях. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога нередко подчеркивают, что детям необходимо помогать справляться с трудностями обучения.

Как именно? Можно:

  • сменить школу;
  • поменять учителя;
  • нанять репетитора;
  • самостоятельно заниматься с ребенком (но без лишних эмоций, это важно).

Иногда самым лучшим решением является ожидание. Как только ребенок освоится в школе, сможет справляться с заданиями и трудностями, у него появится желание к получению новых знаний.

Скука

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции - это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.

Вообще, учеба - это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: "Это же так интересно!". Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.

Как уже было сказано, учеба - это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.

Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:

  • сменой школы;
  • перевод ребенка в более "сильный" класс;
  • репетиторство и занятия по индивидуальной программе.

Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети - это не взрослые. У них понятие "надо" еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.

Конфликты

Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.

Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с "коллегами" по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.

А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину "ссоры", а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог "не сошлись характерами". Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.

Потребности

Современные дети не хотят учиться - такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.

Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.

А вот истоки такого явления - прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры - вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.

Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания - это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, - не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих "прелестей" современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию. Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами.

Здоровье

На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой - это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.

Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение - это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.

Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.

Нагрузка

Школьная программа - "величина" непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.

Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек "перегорает". Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.

Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться - это обязательно.

Интересный факт: иногда желание учиться "отбивает" нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.

Неумение концентрироваться

Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление - процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.

Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно. Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре. А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя - это задача не из простых для малыша.

Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется "выдержка", он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они "съезжают" по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой - нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не "наседать" на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно "подогревать" интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например - закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное - всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и "ремень" - вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Контроль

Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину - меньше контроля.

Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все "вертится" вокруг учебы и учебного процесса. Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей - это пустяк. Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.

Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань - это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.

Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет "оболтус".


Top