Школа молодого педагога: "Организация и проведение НОД по изобразительной деятельности в ДОУ". Структура занятия по изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность - прекрасное средство развития творческих талантов и всех прочих способностей ребёнка. Кроме того с помощью ИЗО дети изучают окружающий мир. Это специфическое образное познание действительности. А положительные эмоции? Радостные улыбки, появляющиеся на лицах детей, которым удалось нарисовать или вырезать очередной "шедевр", дорогого стоят! Поощрению детского творчества, расширению его возможностей способствует данный тематический раздел. Это содержательная, постоянно пополняющаяся библиотека полезных материалов для организации занятий по ИЗО. Заходите и выбирайте!

Рады быть Вам полезными в деле эстетического воспитания детей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Натюрморт. Занятия с детьми, мастер-классы, игры и пособия по изучению натюрморта
  • Картины. Знакомство с картинами, рассматривание и составление рассказов
  • Уголок творчества и ИЗО. Центры художественного творчества

Показаны публикации 1-10 из 34971 .
Все разделы | ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду

«Взаимодействие семьи и детсада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА : «Взаимодействие семьи и детсада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» Цель : познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Задачи : ...

Конспект по рисованию «Нарисуй картинку про весну» Задачи : Воспитательная : Воспитывать интерес к изменениям в природе. Развивающая : Развивать умение удачно располагать изображения о весне , воображение, координацию движения руки и глаза Образовательная : Формировать умение передавать в рисунке впечатления весны, упражнять в...

ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду - Конспект НОД по рисованию «Баранки-калачи» в первой младшей группе

Публикация «Конспект НОД по рисованию «Баранки-калачи» в первой младшей...» Художественно-эстетическое развитие: «Баранки-калачи», в первой младшей группе. Тема НОД: «Баранки-калачи» Цель: вызвать у детей интерес к рисованию баранок-калачей. Учить рисовать круг – замыкая линию в кольцо. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей Все занятия по избирательной деятельности, кроме самого выполнения установленных учебных задач на сегодняшний день можно назвать важной и неоспоримой деталью всестороннего развития детей. Обучение лепке, рисованию, конструированию и аппликации позволяет нравственно, умственно,...

НОД. Тема «Радостное настроение». Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования нетрадиционной техники рисования. Задачи: Образовательная: познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования "Батик"; Развивающая:...


Программное содержание: Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «цветным песком». Учить работать кисточкой и клеем пва, обмакивать кисточку в баночку с клеем и мазать клей в заранее приготовленный шаблон с рисунком, затем посыпать рисунок песком разных...

ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду - Конспект НОД по рисованию «Сидит белка на тележке» во второй младшей группе


Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе Тема: «Сидит белка на тележке» Цели и задачи: Учить детей рисовать предметы, состоящие из прямоугольной и круглой формы. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Материалы: гуашь красного, желтого и цвета, 1/2 альбомного...

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ


В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает пластилин. Хотя пластилин обладает меньшими пластическими возможностями, чем глина, он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется - применять раскраску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов - изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами - умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Ребенок старшего дошкольного возраста более осознанно вы-деляет эстетические качества предметов. В его ответах на вопрос: «Почему это красиво?» — преобладают мотивировки, указываю-щие на эстетические особенности объектов: соразмерность, про-порциональность объемных форм, богатство цветовых оттенков. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспи-тании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изо-бразительное искусство показывает человеку мир реально сущест-вующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Очень важно во время объяснения задания конкретно рас-крыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Если воспи-татель, поставив в качестве натуры для рисунка "ярко окрашен-ные предметы, проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность, необычность натуры, то эмоции детей по будут затронуты, очи спокойно ста-нут «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе.

Для закрепления моральных чувств, углубления эстетических
переживаний необходимо в процессе занятия создать определен-ный эмоциональный настрой.

Orpoмнoe влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога.

В изобразительной деятельности детей развиваются их твор-ческие способности, что является одной из важных задач эстети-ческого воспитания.

Организация и оборудование занятий также должны способ-ствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение ма-териалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами, глина скатана в определенную форму (шар или валик) и т. д. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подно-сы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызо-вет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок.

Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком ху-дожественном уровне.

Изодеятельность в ДОУ

Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Цель обучения изобразительной деятельности - развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

Предлагаемая концепция опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации его себя как творческой личности.

Младшая группа (3-4 года)

"Ребенок может все, пока он не знает, что чего-то не может" - заметил в свое время известный русский педагог. Малыш чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Необходимо развивать у него чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, а не повторять за взрослыми их представления о цвете, во многом ограниченное стереотипами.

Для этого нужно создать определенные условия. В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Дети данного возраста радуются смешению и размытости, удивляются, восхищаются возникновению новых цветовых пятен.

Реальный мир полон цветового богатства. Три основных цвета (красный, синий, желтый) и три составных (зеленый, оранжевый, фиолетовый) - лишь маленький кусочек многоцветной палитры реального мира. Дети узнают, что, добавляя черную и белую краски к трем основным, можно значительно расширить мир красок от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов. На занятиях дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их "характер", "настроение". Все это способствует развитию в душе ребенка "особых переживаний, наполненных фантазией". Для такой работы требуются краски (гуашь, акварель), большие листы бумаги (обои), широкие кисти.

При этом важно спрашивать ребенка, как он выбирает цвета для работы, и поддерживать, одобрять, если он руководствуется чувствами, которые тот или иной цвет вызывает, соотносит его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке.

Способы рисования - нетрадиционные, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. В этом возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребенка большую роль. Малыши рисуют пальчиком, ладошкой, носиком, бумажкой, ваткой, кистями, соломками, пробками, не только на обоях, но и на стекле, плитке.

Исходя из этого темы для рисования даются необычные, сказочные:

  • "Зонтик Оле-Лукойе",
  • "Живые облака", "
  • Волшебное яблоко",
  • "Салют из ниток",
  • "Композиторы",
  • "Чудесные картинки",
  • "Дворец из пены" и т.д.

Процесс рисования несет в себе и психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога или родителя делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплескиваются переживания, и малыши освобождаются от них.

Средняя группа (4-5 лет)

В этом возрасте, как замечает А.Н. Леонтьев, эмоции становятся более устойчивыми. Адекватное эмоциональное регулирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям - через мимику, жесты, пантомимику и т.д.

Это проявляется и в рисовании: у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его, чтобы способствовать выражению чувств и фантазий на языке художественно-графических образов.

Линия, черта, штрих могут быть короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными и движущимися по кругу, пересекающимися и с наплывом на другую. Через легкость, воздушность или мягкость и плавность, остроту и агрессивность можно рассказать о характере героя, его отношении к окружающему миру.

Карандаш, сангина, уголь, пастель, тушь - превосходные средства для выражения своего видения красоты окружающего мира.

Рисование помогает ребенку снимать напряжение. Внимательные педагоги замечают, что происходит так называемое "графическое отреагирование", особенно важное для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря. Рисунок - это средство зрительной связи между педагогом и замкнутым, закрытым ребенком.

Занятия организуются как игра-перевоплощение, где ребенок и взрослый становятся то актерами, то зрителями. Для того чтобы игра приобрела эффект изотерапии, используются движения, музыка, звуки, прикосновение. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком.

Игры, используемые в средней группе:

  • "Мимика в рисунках",
  • "Озорной котенок",
  • "Волшебные зверюшки",
  • "Всякая всячина".
Старшая группа (5-6 лет)

В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает.

В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. И это не должно огорчать преподавателя, так как в рисовании происходит "очищение души".

Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего "Я". Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Поэтому и тематика рисунков сказочная, фантастическая:

  • "Царство красок",
  • "Стеклянная история",
  • "Акварельная радуга",
  • "Волшебный транспорт",
  • "Сказочная птица",
  • "Театр теней" и т.п.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Этот возраст - ключевой в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания "души" образа, развитие приемов выразительности.

У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все! Не надо стремиться к точному воспроизведению героя, предмета на бумаге. Главное - передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для юного художника качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым юный художник воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными.

Дошкольник начинает ощущать роль и значение искусства, его доброту и силу, органическое единство искусства и жизни. Конечно, он не думает этими категориями, но начинает чувствовать это сообразно своим возрастным возможностям.

Приемы и методы, используемые на занятиях по изодеятельности

1. Эмоциональный настрой

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

2. Художественное слово

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

Также дети могут путешествовать в реальные места - в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все - будь то природа, зал или улица - становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

4. Пластика

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, "запоминающие" положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.

Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5. Театр

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

В младшей группе используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя - злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.

Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, - лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.

6. Игра

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".

Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.

На занятиях по изодеятельности используются игры:

  • художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам" и др.;
  • дидактические - "Дорисуй сказку", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее";
  • графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" и др.
Варежки для лисят
Занятие по изодеятельности в младшей группе

Цели :

  1. Стимулировать развитие восприятия: учить вычленять части предмета, особенности его строения, некоторые качества и свойства.
  2. Закрепить названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый.
  3. Учить детей способу печатания картошкой, украшению силуэта варежки, располагая узор по кайме, пальчику, в центре.
  4. Активизировать словарь за счет слов "варежка", "пальчик", "манжета", "ладошка у варежки", "теплая", "толстая".

Предварительная работа :

  • Рассматривание детских варежек: описание их узора, материала (шерсть, мех, кожа и др.), качеств (толстые, тонкие, пушистые, теплые и др.).
  • Беседы о зимней одежде, ее предназначении.

Оборудование и материалы :

  • мягкая игрушка Лиса,
  • уменьшенные вязаные модели варежек, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх),
  • гуашь,
  • силуэты варежек для каждого ребенка из плотной бумаги,
  • штампы разных форм (звезда, квадрат и др.), выполненные из сырого картофеля.

Ход занятия

В группу приходит Лиса с корзинкой (игрушку держит воспитатель и говорит за нее). Дети встают полукругом вокруг воспитателя.

Лиса : Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам из леса за помощью: мои лисята отказываются гулять - у них мерзнут лапки. А как вы спасаете свои ручки от мороза на прогулке? (Надеваем варежки.)
У моих лисят тоже есть варежки, но они почему-то не греют.

Лиса вынимает из корзины варежки, у которых отсутствует какая-либо часть (манжета, пальчик, ладошка, верх). Дети вместе с воспитателем рассматривают "неправильные" варежки и объясняют Лисе, почему они не годятся для зимних прогулок.

Преподаватель предлагает детям подойти к столу, на котором стоит гуашь (основные цвета - красный, синий, желтый, зеленый) и лежат штампы разной формы, выполненные из картофеля. Дети рассматривают цвета гуаши, называют их. Преподаватель объясняет и показывает способ печатания картошкой: взять штамп, слегка обмакнуть в жидкую гуашь и сразу приложить к листу бумаги, на листе остается узор. При этом он обращает внимание на расположение узоров, чтобы варежки получились красивыми.

Каждый ребенок выбирает себе по 2-3 штампа, подходит к своему рабочему месту, где расположены силуэты пары варежек и гуашь, и самостоятельно украшает варежки.

Дети показывают украшенные варежки Лисе, рассматривают их и дарят лисятам.

Разноцветные песенки
Комплексное занятие по музыкальному воспитанию и изодеятельности в средней группе

Цели :

  1. Формировать навыки слушания музыки, учить соблюдать ритмический рисунок при игре на музыкальных инструментах.
  2. Учить детей смешивать краски для получения новых цветов опытным путем.
  3. Развивать цветовосприятие через называние дополнительных цветов и их практическое использование.
  4. Активизировать словарь за счет слов цветной, разноцветный, нецветной.

Оборудование :

  • две картины, нарисованные преподавателем изодеятельности, на которых изображен вид из окна музыкального зала, одна из картин выполнена в цвете, другая - черно-белая;
  • гуашь четырех цветов (белая, красная, желтая, синяя);
  • палитры на каждого ребенка;
  • листы бумаги (формат А3);
  • крупные кисти;
  • мольберты;
  • ритмические музыкальные инструменты.

Ход занятия

Дети, держась за руки, во главе с воспитателем входят в зал под музыку и становятся полукругом. Преподаватель изодеятельности показывает детям две картины, где изображен вид из окна музыкального зала (одна выполнена в цвете, другая - черно-белая).

Преподаватель изодеятельности :

  • Ребята, рассмотрите эти картины.
  • Чем они похожи? (На обеих картинах нарисовано одно и то же.)
  • А чем они отличаются? (Одна картина разноцветная, другая - черно-белая.)
  • Подойдем к окну. На какую из этих картин больше похоже то, что мы видим за окном? (На разноцветную.) Почему?

В ходе сравнения вида из окна и картин дети с помощью преподавателя изодеятельности и воспитателя приходят к выводу о том, что мы живем в разноцветном мире, - все, что нас окружает, имеет цвет.

Музыкальный руководитель : Как вы думаете, а песенки, которые мы с вами слушаем и поем, имеют цвет? (Дети предлагают свои варианты.) Я подготовила для вас несколько песен. Вы их внимательно послушайте и скажите, какого они цвета.

Дети рассаживаются около фортепиано, музыкальный руководитель исполняет по одному куплету из следующих песенок: "Розовый слон", "Оранжевая песенка", "Песенка про кузнечика", "Голубой вагон".

После прослушивания дети называют цвета, название которых они услышали в песнях (розовый, оранжевый, зеленый, голубой). После этого каждый ребенок называет ту песенку, которая ему больше всего понравилась.

Преподаватель : Всем вам понравились песенки, которые мы сегодня слушали. Теперь каждый из вас нарисует ту песенку, которая понравилась ему больше всех.

Дети подходят к столу, на котором стоят краски, и видят, что там есть только белая, красная, желтая и синяя краски.

Преподаватель : Посмотрите, здесь нет тех цветов, которые нам нужны. Но это не беда. Мы можем сами получить краски для наших рисунков. Для этого нам нужно их смешать.

Преподаватель предлагает нескольким детям смешать на листе бумаги две краски. Каждому дается конкретное задание - смешать:

  • белый и красный (получается розовый цвет),
  • красный и желтый (оранжевый),
  • желтый и синий (зеленый),
  • белый и синий (голубой),
  • красный и синий (фиолетовый),
  • белый и желтый (светло-желтый).

После анализа полученных цветов отбираются четыре необходимых для рисования цвета. С помощью взрослых (воспитателя, музыкального руководителя и преподавателя изодеятельности) каждый ребенок смешивает краски и получает тот цвет, который он выбрал для рисунка. Затем дети подходят к мольбертам и выполняют рисунок.

После окончания рисования дети под руководством преподавателя рассматривают все рисунки.

Музыкальный руководитель : Наше занятие подходит к концу. Какую песенку вы хотите еще раз услышать? (Дети называют понравившуюся им песню.) Давайте исполним ее все вместе. Возьмите различные музыкальные инструменты (дудочку, музыкальные инструменты К.Орфа, колокольчик, погремушки и др.) и подыгрывайте мне.

Музыкальный руководитель исполняет выбранную детьми песню под сопровождение детского оркестра.

Натюрморт из стекла
Занятие по изодеятельности в подготовительной группе совместно с родителями

Цели :

1. Закрепить представления детей о натюрморте и цвете.

2. Совершенствовать умения детей работать с различными видами изоматериалов (масло, гуашь, мелки).

Предварительная работа :

  • знакомство с натюрмортом: рассказ преподавателя изодеятельности, воспитателя; беседы;
  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • посещение художественной выставки;
  • дидактические художественные игры;
  • рисование натюрмортов различными художественными средствами.

Оборудование :

  • "Дерево Живописи" с разноцветными "листочками";
  • предметы для составления натюрморта (принесенные детьми из дома);
  • гуашь, масло, мелки;
  • кисти;
  • картон;
  • небольшие куски стекла разной формы;
  • стенд для выставки.

Ход занятия

Данное занятие проводится совместно с родителями в рамках Фестиваля детского сада. С одной стороны, это занятие - итоговое по теме "Натюрморт", а с другой - на нем используются сложные художественные приемы, для выполнения которых детям требуется помощь. Родители выступают в качестве помощников преподавателя изодеятельности, так как работа со стеклом и рисование масляными красками требуют помощи каждому ребенку.

В изостудии стоит дерево, на котором висят разноцветные "листочки", в том числе несколько кусочков прозрачного стекла (стеклопластика). Дети знают, что это - волшебное Дерево Живописи. С помощью этого Дерева дети знакомились с различными характеристиками цвета: теплые и холодные цвета, яркие и приглушенные, прозрачные и матовые и т.д. Сегодня на этом Дереве висят "листья" (листы бумаги небольшого размера) самых разных цветов и оттенков.

Преподаватель : Ребята, мы с вами много говорили о натюрморте, рассматривали картины, иллюстрации, рисовали натюрморт акварелью, гуашью. Сегодня я хочу предложить каждому из вас самому составить свой, неповторимый натюрморт. И в этом нам, как всегда, поможет Дерево Живописи. Посмотрите, как много цветных листьев на нем выросло!

  • Назовите, какие цвета вы видите на Дереве?
  • В какие группы их можно объединить? (Теплые, холодные, хроматические, матовые и т.д.)
  • Выберите 5-6 понравившихся разноцветных листочков, подойдите к Дереву и сорвите их (если ребенок не дотягивается до приглянувшегося листика, ему помогает родитель).
  • Теперь выберите из этих листочков те 3-4, которые красиво сочетаются между собой.

Родители вместе с ребенком рассматривают листочки, подбирают сочетания, советуются друг с другом.

Преподаватель изодеятельности обращает внимание юных художников на большой стол, где расположены различные предметы для натюрморта (овощи, фрукты, посуда, игрушки, свечи, лоскуты ткани и пр.; там же лежат небольшие кусочки стекла разной формы), и предлагает составить натюрморты в соответствии с выбранной цветовой гаммой.

Преподаватель : Какие красивые натюрморты у вас получились! Для них вы использовали почти все цвета и предметы. Но обратите внимание - на Дереве Живописи еще остались прозрачные листочки, а на нашем столе - прозрачные стекла. Почему вы их не выбрали? (Варианты ответов: некрасивые, без настроения, нецветные, такие не бывают и т.д.)
- Вы правы, мир вокруг нас разноцветный, нет ничего бесцветного! Давайте внимательно посмотрим на прозрачные стекла, на что они похожи?

Преподаватель изодеятельности вместе с детьми рассматривает 1-2 кусочка стекла, дети высказывают свои предположения. Например, продолговатый кусок стекла может быть похож на свечу, на вазу, шкатулку и т.д. В процессе фантазирования дети могут отойти от темы натюрморта и предлагать, например, элементы пейзажа. Не стоит поправлять их, дайте им возможность почувствовать себя настоящими творцами.

Преподаватель : Действительно, каждый кусочек стекла на что-то похож. Выберите для себя один кусочек стекла, внимательно рассмотрите его. А я вас научу, как с помощью обычного прозрачного стекла создать красивый натюрморт.

Преподаватель объясняет технику работы со стеклом и маслом:

  • раскрасить кусок стекла в соответствии с представленным образом (ваза, свеча и пр.) масляной краской;
  • прижать кусок стекла к картону окрашенной стороной вниз (кусок стекла приклеится к картону);
  • гуашью, мелком или маслом дорисовать на незанятом пространстве картона недостающие детали натюрморта, фон.

Дети совместно с родителями выполняют задание.

В конце занятия проводится мини-выставка творческих работ. В дальнейшем наиболее интересные работы украсят коридоры и рекреации детского сада.

Статья

по изобразительной деятельности.

«Взаимосвязь обучения и творчества» .

Воспитателя

Татьяны Генадьевны Ганихиной

Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

Таким образом, в условиях правильного руководства формируются подлинные творческие возможности ребенка, и тогда процесс его развития протекает успешно. Ребенок, лишенный этого руководства, как правило, дает сниженные показатели творчества и останавливается на ранних ступенях его развития.

Система руководства изобразительной деятельностью должна быть направлена к тому, чтобы ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное, что доступно его пониманию. Творческий процесс в рисунке лишь тогда может возникать и развиваться, если он базируется на систематическом улучшении качества изображения. Лишь на этой опоре развивается детское творческое воображение. Ребенок начинает охотно, смело и все более качественно выполнять разнообразные тематические задания и действовать по собственному замыслу. Если руководство слабо или неправильно, ребенок быстро теряет смелость и охоту к деятельности, что тормозит развитие его творчества.

Творчество у ребенка проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений. Для малыша проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали. Творческим проявлением можно считать и изменение изображения в цвете. Очень ярко это проявляется в рисовании на сказочные темы. Например, отрицательных героев рисуют коричневым, черным цветом, а положительных героев — разнообразными яркими красками. Свое отношение к изображаемому дошкольники передают и другими средствами, тоже нарушающими действительность. Но это нарушение идет в результате желания усилить значимость, выразительность образа. Так, иногда они изменяют правильные пропорциональные соотношения, желая что-либо выделить.

Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Обучение рисованию должно осуществляться педагогом планомерно и систематически. Иначе развитие способностей у детей к изобразительному искусству пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Е.А. Флерина даёт очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к самостоятельности и творчеству. Поэтому не следует сводить понимание обучения только к формированию знаний и умений.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. За время пребывания в детском саду дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск, рисование акварелью по воску, монотипия, кляксография, набрызг, тычкование и другие.

Обучение побуждает ребенка переносить усвоенное под руководством педагога в самостоятельную деятельность. По собственной инициативе дети упражняются в еще недостаточно усвоенных, но заинтересовавших их способах действий. Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля.

Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

« Материалы и оборудование для

занятий по изобразительной деятельности в детском саду».

г. Усолье - Сибирское

Материалы и оборудование для

занятий по изобразительной деятельности в детском саду

Консультация для воспитателей

Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения; специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий – доски, мольберты, подставки и т. д. Инструменты - карандаши, кисточки, ножницы и пр., необходимые в процессе изображения, изобразительные материалы для создания изображения. Качество работ детей во многом зависит от качества материала. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ:

Необходимы доски (настенная и напольная), доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков; подставка для натуры. В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча.

КАРАНДАШИ:

Для рисования детям нужен набор цветных карандашей.

В младших группах из 5 карандашей (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный).

В средней группе из 6 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый).

В старших группах добавляется оранжевый, фиолетовый, тёмно-красный, розовый, голубой, светло-зелёный.

В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старших групп рекомендуются мягкие графитные карандаши: «МТ»- для предварительных набросков; «2МТ»- для самостоятельного рисунка.

Готовят к работе карандаш так – стачивают деревянную оправу на 25-30мм и обнажают графит на 8-10мм. Деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, чем у простых, т. к. стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся и ломаются.

КИСТИ:

Для рисования красками нужны круглые, волосяные кисти с мелким и эластичным ворсом – колонковые, беличьи, хорьковые. Кисточки различают по номерам. С № 1-8 тонкие, с № 8-16 толстые. Детям младших групп рекомендуется давать кисти с № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета.

Детям средней группы и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисти.

При проведении занятий по изо следует обращать особое внимание на то, умеют ли ваши дети правильно держать кисть; во время занятия и по окончании его, кладут ли дети кисти на подставки, которые лучше сделать из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки. (см. ж. »Д/в» № 2-95г. «Подставки для кисточек»).

Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, т. к. волос кисти при этом загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисти будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски к занятию не размешивайте её кистью. Это удобнее сделать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают мелкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером . По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.

КРАСКИ:

Для рисования применяют два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего непрозрачные краски – гуашь. Гуашь нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так, чтобы она держалась на кисточке и не капала с неё. Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной группы. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая – в плитках, полумягкая – в фарфоровых формочках, мягкая – в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую в формочках. На занятиях воспитатель учит детей навыкам правильного пользования акварельными красками: перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага, и был виден цвет. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети должны сначала нарисовать простым карандашом.

БУМАГА:

Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага, лучше полуватман. Заменить её можно плотной писчей бумагой. Не годится глянцевая бумага, на поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвётся от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно. Исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа.

Детям средней группы и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа, но можно использовать и целый лист. Для сюжетного рисования следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. Для тонирования бумаги используют гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки. Очень удобно для этого применять плоские малярные кисти – флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.

Для занятий по ИЗО и самостоятельно – художественной деятельности детей рекомендуется использовать:

Прессованный уголь, сангину, пастель, соусный карандаш, цветные восковые мелки, фломастеры.

УГОЛЬ – это крупный стерженёк длиной 10-12см диаметром 5-8мм. Это мелкий, ломкий, крошащийся и пачкающийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь оставляет на бумаге матово-чёрный след. Углём лучше работать на ворсистой бумаге, задерживающую угольную пыль, например, на обойной, обёрточной, рисовальной бумаге. Закрепить рисунок, выполненный углём, можно слегка подслащённой водой, нанесённой на бумагу лёгкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.

САНГИНА – прессованная в виде палочек (без деревянной оправы) природная глина, содержащая безводную окись железа коричневого цвета. Хорошо её использовать для изображения кустов, деревьев, животных, человека на уже приготовленном фоне.

ЦВЕТНЫЕ ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ - имеет вид цветных стержней. Преимущество их состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому рисунок восковыми мелками выполняется без применения простого карандаша.

ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ – используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания мела с доски нужно иметь две тряпочки – сухую и слегка увлажнённую. Сухой устраняют ошибки, а влажной в конце стирают рисунок с доски.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ

используется пластилин. Пластилин – это искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и др. добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется перед лепкой долго мять его в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки ближе к источнику тепла. У детей старших групп должны быть индивидуальные готовые коробки пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам. Для демонстрации натуры или образца может использоваться специальная подставка.

В старших группах рекомендуется использовать стеки и каркасы . Каркасы – это обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными. Вместо досок и клеёнок лучше использовать пластик. Пластиковые доски легче моются и во время лепки позволяют поворачивать работу, как удобно ребёнку.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ нужны:

· подносы и плоские коробочки для готовых форм, бумаги, обрезков бумаги,

· клеёнка или пластмассовая дощечка 2015 для намазывания форм клеем,

· тряпочка,

· баночки для клейстера с низкими краями,

· подставки для кисти,

· кисточки щетинные,

· ножницы с тупыми концами (длина рычагов 18см).

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов, а для фона более плотную бумагу. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой, т. к. она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребёнка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков.

В продаже имеется различного вида бумага, которую можно использовать для изготовления поделок. Это шагреневая, бронзовая , серебряная бумага и картон. Но есть и другие источники пополнения запасов бумаги. Съели шоколадку, конфетку, распечатали туалетное мыло, обёртки сохраните. После ремонта квартиры соберите все оставшиеся кусочки обоев. Из ненужных цветных иллюстраций, плакатов делайте вырезки, цветные обложки от старых тетрадей, бумагу, в которую завёртывают покупки, также собирайте, всё пригодится.

И, наконец, бумагу нужного цвета можно приготовить самим. Из многих способов окраски бумаги можно рекомендовать следующие: тушью, чернилами, акварелью, гуашью, масляной краской.

Знание особенностей бумаги облегчит работу с ней, позволит избежать много ошибок и огорчений. В продольном и поперечном направлении бумага обладает различными механическими и физическими свойствами. Отрезанная бумага по поперечному направлению волокон, при наклеивании, даёт морщинки, а по продольному ложится гладко, хорошо наклеивается. Нельзя забывать, что при промазывании клейстером она разбухает и растягивается. Поперёк волокон бумага растягивается гораздо больше, чем вдоль. Если сразу приклеить только что промазанную клеем бумагу, то в результате продолжающего разбухания и удлинения на бумаге появляются морщинки и складки. Поэтому промазанной бумаге нужно полежать полторы две минуты. Только после этого её можно приклеивать.

Все материалы для изодеятельности должны быть рассортированы и сложены в порядке, каждый на определённом месте. Ножницы хранятся в коробке, краска сливается в банки. Банки необходимо плотно закрывать, чтобы краска не высохла. Гуашевые краски нужно залить водой. Цветную бумагу лучше разложить по индивидуальным конвертам (в ст. гр). Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.

На первой же встрече детей с ножницами надо познакомить их с некоторыми правилами:

· давать ножницы друг другу только кольцами вперёд,

· ставить ножницы в стакан только кольцами вверх

· не использовать ножницы как указку

· не размахивать ножницами

· соблюдать осторожность при пользовании ими.

Занимаясь с детьми, не забывайте об одном очень важном моменте

О КУЛЬТУРЕ ТРУДА.

Красивые, со вкусом оформленные вещи помогают воспитанию бережливости, аккуратности. Даже самые простые поделки, выполненные изящно, добротно и положительно воздействуют на чувства детей, создают определённое настроение, вызывают эстетические эмоции, влекут к завершению начатого дела, к бережливости, к аккуратности. Особо бережно дети относятся к тому, что они сделали своими руками.

В групповой комнате детского сада необходимо выделить место для «Уголка творчества». Для этого отводится хорошо освещённая часть групповой комнаты, по возможности удаленной от игрового уголка. На открытых полочках, на столах должны находиться принадлежности для рисования, лепки и аппликации.

В младших группах в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы. Посоветуйте и родителям организовать дома для ребёнка подобный уголок.


Top