В каком году родился олег табаков. «Я обижался на него всегда»

Олег Павлович Табаков - российский актёр театра и кино, педагог и режиссёр, он родился 17 августа 1935 года в Саратове. Имеет звание Народного артиста СССР, лауреат многочисленных государственных премий. Также актёр является основателем театра, названного в его честь, одновременно с этим руководит МХАТ имени А.П. Чехова. На территории постсоветского пространства трудно найти человека, не видевшего ни одного фильма с участием Олега Павловича. За свою жизнь он достиг таких высот, о которых многие боятся даже мечтать.

Юность и образование

Олег родился в семье обычных врачей - Павла Кондратьевича и Марии Андреевны. Семья жила не слишком богато, детство будущего актёра прошло в коммунальной квартире. Благодаря этому он с юных лет осознавал ценность родительского труда, не был избалованным и капризным. Несмотря на все трудности, семья жила дружно. У Табакова остались только светлые воспоминания о том периоде. Его окружали любящие дяди, тёти и бабушки. Родные поощряли любовь Олежки к чтению и театру.

Будущий артист обучался в мужской средней школе Саратова №18. Одновременно с учёбой он с 1950 по 1953 г. посещал театральный кружок «Молодая гвардия». Преподавательницей была Наталья Иосифовна Сухостав, позже Табаков неоднократно называл её своей крёстной матерью в профессии. Именно эта женщина вдохновила юношу на выбор театрального будущего.

В 1953 г. выпускник отправляется поступать в Москву. Там ему удаётся с первого раза стать студентом школы-студии МХАТ, Олег обучался на курсе Василия Топоркова. В 1957 г. он окончил учебное заведение, стал актёром и режиссёром театра «Современник». С 1965 г. артист является членом КПСС.

В 1970 г. Ефремов покинул «Современник», вместо него руководителем стал Олег Павлович. Но ему не удавалось полностью удовлетворить свои амбиции на базе этого театра, мужчина мечтал о создании собственной студии. Именно в это время его пригласили преподавать в ГИТИС группе из 26 студентов.

В 1973 г. в Москве вышел приказ о создании трёх новых театров, и актёр смог осуществить свою давнюю мечту. Он основал студию, пригласив в неё выпускников своего курса. Позднее этот театр назвали «Табакерка». Художественный руководитель стремился создать тёплую семейную атмосферу в своей студии. Он считал театр большой семьёй, где все должны чувствовать себя комфортно, видеть справедливое отношение к себе.

С 1976 по 2005 г. актёр непрерывно вёл курсы в ГИТИСе и МХАТе. Он разработал уникальную систему обучения, позволив своим студентам ежедневно репетировать и выступать в настоящих спектаклях. С 1978 г. Табаков получает бывший угольный склад на улице Чаплыгина, туда и перебираются участники «Табакерки». В это время происходит сразу несколько премьер подвального театра - постановки «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Страсти по Варваре» и «С весной я вернусь к тебе…». Только в 1986 г. театр получил официальный статус. С 2010 г. Олег Павлович обучает юных артистов также на территории «Московской театральной школы», открытой при МХАТ.

Работа в кино и на телевидении

Уже на третьем курсе Табаков сыграл свою первую роль в киноленте «Саша вступает в жизнь». Его пригласил режиссёр Михаил Швейцер, и он остался доволен своим выбором. После этого на юного актёра посыпались предложения, всего за свою жизнь он сыграл около 130 ролей в кино. Но для студента такая нагрузка оказалась слишком сильной, и в 1964 Олег пережил инфаркт. На тот момент ему было всего 29 лет.

Персонажи, которых играл Табаков в молодости, все были немного похожи друг на друга. Они отличались прямотой суждений, чистотой помыслов, некоторым упрямством. Эти качества присутствовали и в юном актёре. Именно поэтому ему с лёгкостью удалось сыграть в картинах «Люди на мосту», «Испытательный срок», «Чистое небо» и «Война и мир». Эти роли даже сейчас считаются лучшими в начале его пути.

С 1975 г. Олег появлялся на телевидении. Он стал одним из первых актёров, принимавших участие в телеспектаклях. Также мужчина записал два моноспектакля - «Конёк-Горбунок» и «Василий Теркин». Табаков с блеском сыграл ведущие роли в пьесах «Шагреневая кожа», «Эзоп» и «Печники». Особенно запомнилась зрителям его роль в телеверсии спектакля «Двенадцатая ночь». Актёр участвовал и в озвучивании мультфильмов. Именно его голосом разговаривает кот Матроскин из «Простоквашино», Барбос из «Бобик в гостях у Барбоса» и даже легендарный кот Гарфилд из одноименного мультика.

Театральная карьера

В 1957 году Олег Ефремов собирает молодых актёров в свою студию, позднее преобразовавшуюся в театр «Современник». Табаков становится самым юным участником труппы из шести человек. Его дебютный выход на сцену состоялся во время премьеры спектакля «Вечно живые». Позднее юноша блистал в постановках «Голый король», «Всегда в продаже», «Три желания» и других пьесах. В этом театре артист играл до 1983 года.

В 1966 г. артист сыграл Александра Адуева в постановке «Обыкновенная история» Виктора Розова. Публика с восторгом восприняла эту пьесу, поэтому позднее спектакль перенесли на телевизионный экран. Его также удостоили государственной премии СССР. В 1968 г. Табакова пригласили в Прагу сыграть роль Хлестакова в постановке «Ревизор». Эта роль стала для него любимой, и зрители высоко оценили талант актёра. Через некоторое время его пригласили в Чехию преподавать актёрское мастерство.

Табаков стремился к постоянному совершенствованию, развивал и дополнял свои профессиональные умения, чтобы достичь идеала. Одновременно с руководством театра Олег Павлович пробует себя в качестве режиссёра. Совместно с труппой он поставил спектакль под названием «Женитьба».

После роли в «Ревизоре» Табаков много работал за границей. С 1980 по 1982 г. он читал лекции студентам академии в городе Хельсинки. Вместе с финнами режиссёр поставил пьесу «Две стрелы». За несколько лет ему удалось поставить более 40 спектаклей в театрах Германии, Венгрии, США, Австрии и Финляндии. На базе Гарвардского университета Олег Павлович открыл летнюю школу и возглавил её.

С 1983 г. актёр играет на сцене МХАТ. В 1987 г. произошёл раскол, вследствие которого Табаков отправился вслед за Ефремовым в театр имени Чехова. В 2001 г. О.Н. Ефремов скончался, и Олег взял на себя руководство театром. На этой сцене он до сих пор исполняет роли в постановках «Амадей», «Горе от ума», «Тартюф» и других известных по всему миру пьесах.

Личная жизнь

В 1959 г. Олег Павлович женился впервые. Его избранницей стала коллега по цеху Людмила Ивановна Крылова. За годы брака у них родился сын Антон, позднее появилась на свет и дочь Александра. В 1992 году чета Табаковых подала на развод. По заявлениям журналистов, причиной их расставания стала молодая актриса Марина Зудина.

Роман продолжался в течение 12 лет до заключения брака, отношения Табакова и Зудиной были скрыты ото всех. Их разница в возрасте составляет 30 лет, но это не помешало любви. Марина родила своему супругу сына Павла и дочь Марию. Несмотря на сплетни и агрессию со стороны обывателей, они всё еще живут вместе и выглядят вполне счастливыми.

Арифметика жизни Олега Табакова внушает безмерное уважение и тонкий трепет.

За спиной у Олега Павловича 60 лет службы в театре и больше 100 ролей в кино.

В 21 год Олег, он же Лелик, вошел в правление самого молодого и самого революционного по тем временам московского театра «Современник».

В 29 лет получил инфаркт.

В 32 — первую Государственную премию.

В 35 стал директором «Современника».

В 39 начал «учить детей», взяв себе первых учеников.

В 50 встал у руля Школы-студии МХАТ.

В 52 создал свою «Табакерку», театр на улице Чаплыгина.

До 82 лет выходил на сцену.

Когда родился старший сын…

О том, что для Олега Табакова театр всегда был на первом месте, говорят многие факты его биографии. Вот, например, родился первенец: старший сын Антон. Ему бы побольше внимания уделить… Не тут-то было!

Олег Табаков с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Вот как рассказывал об этом несколько лет назад Антон Табаков:

— По иронии судьбы я появился на свет на родине отца, в Саратове, где гастролировал «Современник». Из роддома в Москву меня «депортировали» в люльке с незнакомой стюардессой. Та долго отказывалась от «подарка», пока родители не поклялись ей, что ребенка непременно встретят. Встретили. И, надеюсь, ни с кем не перепутали.

Прелести кочевой театральной жизни я испытал вскоре после своего рождения. Как-то, опаздывая на поезд, папа с мамой (актрисой театра «Современник» Людмилой Крыловой . — Ред.) бежали по перрону, схватив меня, тогда еще младенца, в охапку. Состав вот-вот должен был тронуться, поэтому ребенка, словно какой-то сверток, начали по рукам передавать в вагон. Едва родители, запыхавшись, прыгнули на подножку, поезд отошел от перрона. Думаю, сцена была впечатляющая. В общем, в раннем возрасте, да и потом, конечно, жизнь родителей я не облегчал. Однажды, рассказывал отец, не зная, как меня унять, он не придумал ничего лучшего, чем залезть в деревянную кроватку и сунуть мне свою грудь.

Людмила Крылова с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Отец вместе с Олегом Ефремовым и Евгением Евстигнеевым в те годы трудился над созданием «Современника» и все свое время уделял любимому детищу. На собственных чад — меня, Мишу и Дениса — времени практически не оставалось.

— Но вами наверняка занимались бабушки и дедушки. Кем были родители Олега Павловича?

— Дедушка Павел Кондратьевич был удивительный! В своих рассказах он поразительным образом умел сочетать научные познания с цитатами классиков, наизусть читал Аверченко... Приезжая в Москву из Саратова, дедушка всякий раз останавливался не у нас, а как человек независимый предпочитал жить в гостинице «Пекин»: для него это был своего рода шик. Для меня же походы к нему становились еще одним развлечением. Дедушка к тому времени был в разводе, очень любил женский пол, и, естественно, ему хотелось произвести впечатление.

Моя бабушка была первой или второй супругой Павла Кондратьевича, а вообще у дедушки было столько жен, что эту цифру даже страшно произнести вслух. В те годы он работал в санатории «Пады» под Саратовом, мы летом ездили к нему погостить. Дед выращивал фантастически вкусные помидоры «бычье сердце». Благодаря своим познаниям в области биохимии он их так удобрял, что они были немыслимых размеров и весили по 2,5 килограмма каждый.

Бабушка, папина мама Мария Андреевна , жила с нами. Врач-рентгенолог, светская дама и эстетка, рожденная в местечке Балта, она всегда была подчеркнуто вежлива и корректна. Надо сказать, Мария Андреевна (а до нее — баба Катя и баба Аня, мои прабабки) с трепетом относилась ко всему, что связано с фамилией Табаковых. В то время мы жили в коммунальной квартире, у нас не было телефона, а чтобы позвонить по автомату, надо было спускаться вниз. Родители бесконечно спорили, кто это сделает. Отец просил: «Люся, ну пойди позвони, мне срочно надо...». Мама отвечала: «Я не могу, ты же понимаешь...» Начиналась перепалка, во время которой качающая меня в колясочке баба Катя с умилением говорила: «Вот Антошенька вырастет, он-то и будет бегать для папки по телефону звонить».

Артисты Людмила Крылова и Олег Табаков. 1964 г. Фото: РИА Новости / Мирослав Муразов

А еще у меня была замечательная няня Мария Николаевна . Она растила моего отца в Саратове. Потом он перевез ее в Москву, и она стала пестовать меня. Поставив на ноги сначала папу, затем — меня, Мария Николаевна, верующая одинокая женщина, с чувством выполненного долга решила, что пора помирать. Зачем жить дальше? Она не видела в этом смысла, тем более что была очень больным человеком: ее мучили тромбофлебит и куча других недугов. И вот Мария Николаевна начала договариваться с отцом: вот, мол, Олежек, ты меня похорони там-то, у меня есть сберкнижка, все готово... Но родилась сестра Сашка — и случилось чудо: няня воскресла, хотя действительно была на пороге смерти. Обретя смысл жизни, она еще восемь лет жила, забыв о своих болячках.

Мне было лет пять, когда папе и Евгению Александровичу Евстигнееву выделили малогабаритные квартиры в новом блочном пятиэтажном доме в районе метро «Аэропорт». Но очень скоро мы перебрались на Тверскую-Ямскую, в довольно большую квартиру, правда, на последнем этаже и, как положено, с протечками.

Казалось, он работал 24 часа в сутки

— Отец в те годы был общественным директором «Современника», ходил с большим портфелем и помогал решать в театре административно-хозяйственно-художественные вопросы. Он всегда или почти всегда делал то, что хотел, и по-другому жить не мог. Так что определенный его культ существовал и дома. Если был голоден — все кидались его кормить. Если был сыт — веселился, шутил, и все радовались вместе с ним. Мама пыталась обратить внимание на заботы, связанные с ней, с детьми, с домом, но отца они волновали мало.

Актеры московского театра «Современник» Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Андрей Мягков в сцене из спектакля «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова. 1969 г. Фото: РИА Новости

Казалось, он работал 24 часа в сутки. Думаю, из-за этого в 29 лет у него случился обширный инфаркт. Положение было настолько серьезным, что друзья приходили к нему прощаться. Только после этого папа научился отдыхать. Например, вернувшись с репетиции, он всегда спал перед вечерним спектаклем. Вокруг могло происходить что угодно, — гроза, землетрясение — но отец знал, что организм нуждается в восстановлении, и мог спать стоя, лежа, сидя. Эта способность передалась и мне. Хотя я никогда не думал, что мне она может пригодиться. Тем более что я сам, в отличие от отца, не слишком серьезно относился к театру. Отец таланта во мне не видел и рекомендовал обратить внимание, например, на завод «Калибр».

— Когда вы осознали, что ваш отец — знаменитый актер?

— Мне кажется, я всегда предполагал это, потому что видел его не только дома, но и на экране. Другое дело, что я считал это естественным. Однажды произошла такая история. Мы поехали к дедушке в деревню Пады под Саратовом (мы часто ездили туда на папиной «Волге», всегда по одной и той же дороге, мимо разных русских деревень со старинными названиями типа Конь-Колодец) и где-то возле Воронежа попали под дикий проливной дождь. Представьте себе: грунтовая дорога, мокрая глина, суглинок, колеса пробуксовывают... Короче, застряли капитально. Под жутким ливнем, в ночном кошмаре пытаемся в ближайшей деревне отыскать трактор. Долго стучим в дверь какого-то дома, пока нам наконец не открывают... А дальше — немая сцена. В те дни (это были семидесятые годы) по телевизору как раз демонстрировался фильм «Семнадцать мгновений весны». Вышедший на крыльцо сельчанин просто обалдел: предположить, что в его деревне Конь-Колодец застрянет машина «самого Шелленберга», он, понятное, дело, не мог. Нас не только вытащили, но и обогрели, накормили и оставили ночевать. Вот она, волшебная сила искусства!

Олег Табаков в роли Шелленберга. 1973 г. Фото: РИА Новости

— Вы обижались на отца?

— Я обижался на отца всегда. И то, что он не взял меня к себе на курс, а потом в театр, — это как раз ерунда. Другое дело, я считал, что он очень мало уделяет мне внимания, что несправедлив, слишком категоричен. Хотя в «Табакерку» отец все-таки меня взял...

— Ну о чем-то вы с ним все-таки беседовали?

— Помню, папа рассказывал, что в молодости покупал по 10-15 экземпляров приложения к журналу «Красноармеец», в котором печатались «Озорник» Ардова, «Прекрасная дама» Толстого, «Золотой теленок», и хранил эти книжечки до тех пор, пока они не становились дефицитом, после чего продавал их за большие деньги. А в 9 лет он припрятывал от родителей довески от буханки: хлеб тогда выдавали по карточкам. Когда скопленные кусочки по весу составили целую буханку, он отнес их немецкому военнопленному, который ремонтировал школу, а тот в обмен сделал ему деревянный автомат…

12 ярких ролей Олега Табакова в кино

Удавалось ли отцу скрывать свой обман?

— Если уж вернуться к теме обид, то больше всех в нашей семье, вне всякого сомнения, страдала мама. Когда папа стал директором «Современника», она фактически осталась без ролей. Отцу проще было сказать ей, чем кому-либо из артистов: «Люся, ты пойми, я исполняющий обязанности директора театра. Ну как я могу? Ну дам тебе роль, и как я буду людям в глаза смотреть? Неловко, некорректно это...» Иногда он был искренен, иногда кривил душой...

— И вы, и ваша сестра Александра были сильно обижены на Олега Павловича, когда он ушел к Марине Зудиной. Какую боль он причинил вашей маме, и говорить не приходится…

— Родители не ладили давно. Часто скандалы возникали из-за ерунды, из-за какого-то пустяка, а закончиться могли чем угодно. Удавалось ли отцу скрывать свой обман? Мне было понятно, что происходит, думаю, матери — тоже. Да и Саша, вне всякого сомнения, догадывалась. Но мы делали вид, что все нормально. Папа потом объяснял, что скрывал роман с Мариной исключительно из нежелания причинить нам боль. Он сам испытал это на себе, когда его отец, которого он очень любил, оставил мать. Вернувшись с войны, мой дед привез новую семью и ушел из дома. Папа тогда действительно очень страдал (в ту пору ему было лет 13), но я не уверен, что воспоминания о тех переживаниях были главной причиной того, что он так долго не решался оставить нас. В каком-то интервью отец рассказал об эпизоде, который все расставил на свои места. Будто в очередной раз, вернувшись со съемок, уставший и раздраженный, он спросил нас с Сашей: «Что вас связывает со мной?» Мы вроде ушли от ответа, и тогда что-то в нем надорвалось. Ему показалось, что дома его не уважают, тем более что отношения с мамой уже лет десять как испортились, и она в порыве не раз говорила: «Нам надо развестись». Мне его рассказ кажется слишком театральным. Может, он спрашивал, может, мы что-то отвечали. Но не те слова и не в том контексте. Мать многое позволяла отцу и делала все, чтобы ему было хорошо, комфортно, чтобы он мог заниматься любимым делом.

Олег Табаков и актриса Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей. Фото: РИА Новости / PR-департамент BOSCO

Представить Олега Табакова вне сцены было действительно трудно. Сам он признался как-то: «Занятие театром — работа почти солдатская. Не хочется — надо! Холодно — надо! Жарко — надо! Я был директором „Современника“, когда умерла мама. Похоронил ее — и тут же должен был выйти на сцену… Человек должен быть счастлив от того, что он делает. Если бы мне не давали играть, я бы платил, чтобы выйти на сцену… Немного, рублей по триста, но платил бы…»

Олег Павлович появился на свет в Саратове 17 августа 1935 года, в семействе медиков. Свое раннее детство актер всегда вспоминал с большой теплотой, ведь его окружали многочисленные любящие родственники, которые души не чаяли в маленьком Олежике.

Беззаботная жизнь закончилась в июне 1941 года. Отец сразу же ушел добровольцем на фронт, а мать тяжело заболела брюшным тифом. В 1943 году она переехала с детьми в небольшой городок Эльтон, где трудилась в военном госпитале вплоть до окончания войны. Семья, наконец, смогла вернуться в Саратов, однако это возвращение оказалось безрадостным: после войны родители разошлись, и это известие стало страшным ударом для Олега.

Будучи учеником восьмого класса, он записался в детский театр «Молодая гвардия». Талантливый педагог Наталья Сухостав смогла разглядеть в мальчике большой творческий потенциал. Под ее руководством юный Табаков смог постичь азы актерского мастерства и определиться с выбором будущей профессии.

Студенческие годы

После окончания школы он подал документы сразу в два столичных театральных вуза: ГИТИС и школу-студию МХАТ. Он блестяще прошел отборочные туры и был принят в оба института, однако Табаков предпочел учиться во МХАТе.

Актерское мастерство Олегу преподавал народный артист СССР Василий Топорков , а его однокурсниками были Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Валентин Гафт, Михаил Казаков, Леонид Броневой и многие другие выдающиеся актеры.

Театральная жизнь

После окончания учебы Табаков по распределению попал в Московский драмтеатр им. Станиславского. Однако судьбе было угодно, чтобы молодой актер играл на подмостках нового театра «Современник». Позже, когда его основатель и руководитель Олег Ефремов покинул свой пост, популярный театр возглавил Табаков.

В 1986 году, когда вышел приказ о создании трех столичных театров, Олег Павлович организовал собственный театр-студию , который получил название «Табакерка». Период становления нового театра был совсем непростым: многие критики не относились к нему всерьез. Однако зрители быстро поняли, что в «Табакерке» ставят замечательные пьесы, и спустя время редко какое представление проходило без аншлага.

Чтобы театр всегда был свеж и интересен публике, Табаков регулярно привлекал к сотрудничеству известных писателей и режиссеров, принимал в труппу молодых, но очень перспективных и талантливых актеров.

Олег Павлович много работал заграницей в качестве преподавателя и режиссера. Во многих странах Европы и в США он поставил не один десяток спектаклей русской и зарубежной классики. Более того, на базе Гарварда он открыл Летнюю школу им. Станиславского, которую сам и возглавил.

Интересные заметки:

С 1986 года, в течение 14 лет, Олег Павлович занимал пост ректора школы-студии МХАТ, руководил совместной программой МХАТа и Университета Карнеги Меллон (США). В 2000 году Табаков возглавил Московский Художественный театр им. Чехова. Помимо работы в театре и кино, актер принимал участие и в телевизионных спектаклях, которые транслировались в прямом эфире:

  • «Печники»;
  • «Шагреневая кожа»;
  • «Эзоп».

Работа в кино

Впервые Табаков оказался на съемочной площадке, будучи студентом третьего курса МХАТа. Он сыграл небольшую роль в картине «Саша вступает в жизнь». Вначале творческого пути молодому актеру доставались исключительно положительные роли молодых людей с чистыми помыслами.

На счету Табакова участие более, чем в 120 картинах, однако не все его роли были главными. Впрочем, талантливому актеру даже второстепенный образ удавалось сделать таким ярким и харизматичным, что зрители надолго его запоминали. Актеру повезло сыграть в таких выдающихся картинах своего времени как:

  • «Семнадцать мгновений весны»;
  • «12 стульев»;
  • «Война и мир»;
  • «Москва слезам не верит»;
  • «Человек с бульвара Капуцинов».

Много времени Табаков уделял и озвучке мультипликационных фильмов. В 2016 году произошло радостное и долгожданное событие для Табакова и его творческой команды – открытие новой сцены «Табакерки» . Результатом кропотливой продолжительной работы стал комфортный, современный и продуманный до мелочей театр, в котором все создано для удобства зрителей и актеров.

Фильмография

Год Фильм Роль
1956 Тугой узел (Саша вступает в жизнь) Саша Комелев
1957 Весенний дождь Костя
1958 Дело «пёстрых»

Игорь Пересветов

1958 Я не могла сказать Олег
1959 Люди на мосту Виктор Булыгин
1959 Накануне Шубин
1960 Испытательный срок Саша Егоров
1960 Шумный день Олег Савин
1961 Чистое небо Серёжка
1962 Молодо-зелено

Николай Бабушкин

1963 Живые и мёртвые Крутиков
1965 Дорога к морю Лев Чемезов
1966 Выстрел Белкин
1966 Строится мост Сергей Зайцев
1967 Война и мир Николай Ростов
1969 Гори, гори, моя звезда

Владимир Искремас

1969 Король-олень Чиголотти
1969 Штрихи к портрету В. И. Ленина

Николай Иванович Бухарин

1969 Король манежа рассказчик
1970 Тайна железной двери папа Толика
1970 Сердце России Усиевич
1970 Пёс, сметана и труба Калиткин
1970 Случай с Полыниным

Виктор Балакирев

1971 Достояние республики Макар
1972 Ехали в трамвае Ильф и Петров рассказчик
1973 Семнадцать мгновений весны

Вальтер Шелленберг

1973 Дача Юрий
1974 Лев Гурыч Синичкин

драматург Борзиков

1975 Меняю собаку на паровоз режиссёр
1975 Каштанка Клоун
1975 Волны Чёрного моря

доктор Бачей, отец Пети и Павлика

1976 Марк Твен против… Марк Твен
1976 Сказ про то, как царь Пётр арапа женил Ягужинский
1976 Двенадцать стульев Альхен
1976 Розыгрыш

отец Комаровского

1977 Неоконченная пьеса для механического пианино Щербук
1977 Транссибирский экспресс Федотов
1977 Бирюк Берсенёв
1978 Накануне премьеры Патов
1978 Хористка Колпиков
1978 Д’Артаньян и три мушкетёра король Людовик XIII
1978 Василий Шукшин. По страницам прозы рассказчик
1978 Красавец-мужчина Окоёмов
1979 Москва слезам не верит Володя
1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова Илья Ильич Обломов
1979 Ах, водевиль, водевиль… Акакий Ушица
1979 Открытая книга Крамов
1980 Незваный друг Греков
1981 Всё наоборот Ермаков-папа
1981 Вакансия Юсов
1982 Полёты во сне и наяву

Николай Павлович

1982 Прозрачное солнце осени Толя
1982 Печники Военком
1983 Мэри Поппинс, до свидания!

мисс Юфимия Эндрю (2 серия)

1983 Оглянись!

Юрий Николаевич

1983 Кое-что из губернской жизни

пожилой господин

1983 Петля Меншутин
1983 Поцелуй генерал
1984 Чужая жена и муж под кроватью Иван Андреевич
1984 Время и семья Конвей Робин-взрослый
1984 Если можешь, прости Степан Кузьмич
1984 Корабль пришельцев

главный конструктор

1984 Аплодисменты, аплодисменты… Шевцов
1984 Пеппи Длинныйчулок

Полицейский (озвучивание, роль Баадура Цуладзе)

1985 Город невест Реутов
1985 После дождичка в четверг

Кащей Бессмертный

1985 Кукушка в тёмном лесу Отто фон Кукунка
1986 Путь к себе Хромов
1986 Путешествие мсье Перришона Перришон
1986 Конец света с последующим симпозиумом Пол Коуэн
1987 Человек с бульвара Капуцинов

владелец салуна и бармен Гарри Мак-Кью

1987 Очи чёрные

Пётр Васильевич, министр

1988 Раз, два - горе не беда! царь Иван
1988 Шаг Тутунов
1988 Дорогое удовольствие Сёма
1989 Искусство жить в Одессе Цудечкис
1989 Любовь с привилегиями

Николай Петрович, генерал КГБ

1989 Оно Брудастый
1989 Сердце не камень Халымов
1990 Царская охота Голицын
1990 Шапка Шупов
1991 Ближний круг генерал Власик
1992 Сталин

академик Виноградов

1993 Хочу в Америку Иван Иваныч
1995 Московские каникулы Кастеллани
1995 Ширли-мырли Суходрищев
1997 Три истории старик
1997 Сирота казанская повар
1999 Что сказал покойник

Oleg Tabakov

Актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог.

Заслуженный артист РСФСР (25.12.1969).
Народный артист РСФСР (7.01.1977).
Народный артист СССР (12.01.1988).

Учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия (1950-1953) в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников.

В 1953 году поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Осиповича Топоркова. Учась на третьем курсе, сыграл свою первую роль в кино в фильме «Саша вступает в жизнь» режиссёра Михаила Швейцера.

В 1957 году О.Н.Ефремов создал Студию молодых актёров, преобразовавшуюся впоследствии в театр «Современник». Олег Табаков был самым молодым из шести основателей нового театра. Роль студента Миши в спектакле «Вечно живые» стала его первой работой в театре.
С 1957 по 1983 годы - актёр театра «Современник».

В 1968 году, по приглашению театра «Чиногерны клуб», сыграл в Праге свою самую любимую роль - Хлестакова в спектакле «Ревизор».

В 1970 году, после назначения О.Н.Ефремова художественным руководителем МХАТ, был назначен директором театра «Современник» (1970-1976).
В 1973 году принимает предложение обучать молодых актёрскому ремеслу. Собрав команду единомышленников-волонтёров (куда входили В. Фокин, А. Дрознин, К. Райкин, А. Леонтьев, И. Райхельгауз, В. Поглазов, С. Сазонтьев), Табаков устроил беспрецедентную акцию: объявив набор в драмкружок, прослушал три с половиной тысячи претендентов-старшеклассников, и отобрал всего 49 человек. В этом «драмкружке», располагавшемся во Дворце пионеров имени Крупской, дети обучались по вузовской программе: им преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое движение и пластика. В 1976 году на базе ГИТИСа набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привёл из своего «драмкружка».

С 1980 по 1982 годы читал лекции студентам Хельсинкской театральной академии. Поставил в Финляндии дипломный спектакль «Две стрелы».

В 1982 году набрал новый актёрский курс, который через несколько лет станет основой труппы нового театра.

С 1983 года - актёр МХАТ им. М.Горького. Первая роль на сцене МХАТ - Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей».

В 1986 году первый заместитель министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

С 1987 года - актёр МХАТ имени А.П. Чехова.

В 1986-2000 годах был ректором Школы-студии МXАТ, где выпустил четыре актёрских курса, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США). В 1992 году основал Летнюю школу имени К.С. Станиславского в Бостоне (США).

В 2001 году был назначен художественным руководителем МХТ им. Чехова, совмещал с художественным руководством Московским театром п/р О.П.Табакова.

Член Совета по культуре при Президенте РФ.
Почётный член Российской академии художеств (с 8 октября 2008).
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Первая жена - заслуженная артистка РСФСР Людмила Крылова.
Сын - Антон Табаков (1960), актёр и ресторатор. Дочь- Александра Табакова (1966), актриса.

Вторая жена - народная артистка РФ Марина Зудина.
Сын - Павел Табаков (1995), актёр. Дочь - Мария Табакова (2006).

театральные работы

Московский театр «Современник»
1956 - «Вечно живые» В. С. Розова. Режиссёр Олег Ефремов
1957 - «В поисках радости» В. С. Розова. Режиссёры Олег Ефремов и Виктор Сергачёв - Олег Савин
1958 - «Никто» Э. Де Филиппо. Режиссёр Анатолий Эфрос
1958 - «Продолжение легенды» А. В. Кузнецова. Режиссёр Олег Ефремов
«Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби - Братец Лаймон
1960 - «Голый король» Е. Л. Шварца. Режиссёры Олег Ефремов и Маргарита Микаэлян
1969 - «Обыкновенная история» В. С. Розова по роману И. А. Гончарова. Режиссёр Галина Волчек - Александр Адуев
1972 - «На дне» А. М. Горького - Татарин
1973 - «Балалайкин и Ко» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Режиссёр Георгий Товстоногов - Балалайкин
«Провинциальные анекдоты» А. Вампилова - Анчугин
1978 - «Двенадцатая ночь» У. Шекспира. Режиссёр Питер Джеймс - Мальволио
«Восточная трибуна» А. Галина - Коняев

МХАТ и МХТ им. Чехова
1983 - «Амадей» П. Шеффера. Постановка М. Г. Розовского - Сальери
«Скамейка» А. Гельмана - Он
«Кабала святош» М. Булгакова - Бутон, Мольер
«Горе от ума» А. Грибоедова - Фамусов
2003 - «Копенгаген» М. Фрейна. Режиссёр М. Карбаускис - Нильс Бор
2003 - «Последняя жертва» А. Островского. Режиссёр Ю. Ерёмин - Прибытков
2004 - «Тартюф» Ж. Б. Мольера. Режиссёр Н. Чусова - Тартюф

Московский театр-студия п/р Олега Табакова
«Матросская тишина» А. Галича - Меер Вольф
1990 - «Обыкновенная история». Виктор Розов по Ивану Гончарову. Режиссёр Олег Табаков - Пётр Адуев
«Я xочу сниматься в кино» Н. Саймона - Херб Таккер
«Последние» М. Горького - Иван Коломийцев
«Сублимация любви» А. Д. Бенедетти - Леоне Саваст
«Комната смеxа» О. Богаева - Иван Жуков
«На дне» М. Горького - Лука
«Любовные письма» А. Гурнея - Эндрю Лэд III
2004 - «Дядя Ваня». А. П. Чехова. Режиссёр М. Карбаускис - Серебряков Александр Владимирович
«ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“» - Плюшкин
2009 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Пьер де Бомарше. Режиссёр К. Богомолов - граф Альмавива
«Чайка» А. П. Чехова - доктор Дорн
«Год, когда я не родился» по пьесе В. Розова «Гнездо глухаря» - Степан Алексеевич Судаков

Постановки в театре
1990 - «Обыкновенная история». Виктор Розов по Ивану Гончарову.

призы и награды

Государственная премия СССР (1967) - за исполнение роли Александра Фёдоровича Адуева в спектакле «Обыкновенная история» И. А. Гончарова.
Государственная премия РФ (1997).
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (17 августа 2010).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (17 августа 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 октября 1998).
Орден Дружбы народов (10 ноября 1993).
Орден Трудового Красного Знамени (1982).
Орден «Знак Почёта» (1967).
Орден Креста земли Марии III степени (Эстония, 2005).
Медаль «За доблестный труд» (Татарстан, 2010).
Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» - «за большой квлад в изучение и популяризацию творческого наследия А. П. Чехова» (2010).
Премия Московского комсомола (1967).
Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997).
Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2003).
Почётная грамота Московской городской думы (2008).

Премия «Золотой овен» (1995, «Человек кинематографического года»).
Премия Золотая маска (1996).
Премия «Чайка» (в номинациях «Патриарх»; «лучший комедийный актер» (1997, спектакль «Анекдоты»); «Сердце ангела» - за продюсерские успехи (2004).
Премия Хрустальная Турандот (1999, 2004, 2011).
Премия «Слава России» (2006).
Национальная премия «Россиянин года» «за выдающийся вклад в развитие российского театра» (2006).
Национальная премия «Лучший руководитель России» (2007).
Театральная премия имени Г. Товтоногова в номинации «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2007).
Премия Х Открытого Российского фестиваля кинокомедий «Улыбнись, Россия!» в номинации «за вклад в комедию» (2009).
Премия «Кумир» в номинации «Высокое служение искусству» (2011).
Премия «Звёздный мост» - «за выдающийся вклад в развитие аудиовизуальных искусств для детей и юношества» (2011).
Премия Европейской культуры «Треббия» - «за выдающийся вклад в развитие искусства» (2011).
Международная премия «Персона года» (Гран-при) - «за наиболее яркое проявление себя в деле служения общественным политическим и государственным интересам России» (Учредитель - РБК (РосБизнесКонсалтинг), 2011).
Премия газеты «Московский Комсомолец» по итогам 2002-2003 гг. («Лучший дуэт» - спектакль МХТ имени А.П. Чехова «Копенгаген»).
Премия газеты «Московский Комсомолец» (роль Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня»).
Премия газеты «Московский Комсомолец» (сезон 2004-2005 гг.) в номинации «Человек года».
Специальная театральная премия газеты «Московский комсомолец» (2008).
Премия читателей газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России».
Премия имени К.С. Станиславского.
Золотая медаль имени Н. Д. Мордвинова - «за выдающийся вклад в развитие театра» (Международный театральный форум «Золотой витязь», 2010 и 2011).
Орден «Слава Отечества» (2011).
Высшая Российская общественная награда - знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество».
Почётный доктор Чешской академии изящных искусств (2007).
Почётный гражданин Саратова (2003).
Почётный гражданин Саратовской области (2011).
Российская Национальная актерская премия имени Андрея Миронова "Фигаро" в номинации "Самый лучший" за исполнение ролей на драматической сцене (2013).
Орден за заслуги перед Отечеством IV степени (2015).
Офицерский крест Ордена Почётного легиона (Франция, 2013)
Благодарность Президента Российской Федерации (2002) - за активное участие в работе Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации.
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (2010) - за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность.
Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2010)
Медаль «За веру и добро» (Кемеровская область, 2011).
Первая премия - часы «Победа» - за роль Пети Трофимова в студенческом спектакле «Вишнёвый сад» А. П. Чехова на фестивале «Московская театральная весна».
Театральная премия «Золотая маска» (Специальная премия «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2017).
Премия О. Янковского «Творческое открытие» на Открытом фестивале искусств «Черешневый лес» - за открытие Московской театральной школы (2013).
Межгосударственная премия «Звёзды Содружества» (награда учреждена Советом по гуманитарному сотрудничеству государств СНГ и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, 2014).
Зрительская премия «Звезда Театрала» в номинации «Любимый театр / Лучший директор» (2014).
Памятная медаль за значительный вклад в развитие российско-швейцарских отношений (к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, 2014).
Театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль» за исполнение главной роли в спектакле МХТ «Юбилей ювелира» (2015).
Премия О. Янковского «Творческое открытие» на Открытом фестивале искусств «Черешневый лес» - за исполнение главной роли в спектакле МХТ «Юбилей ювелира» (2016).
Почетный гражданин Республики Мордовия (2010) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.

Сначала говорил, что это плановое стоматологическое обследование. Позже стало известно, что у Табакова обнаружили сепсис, была проведена операция, а состояние 82-летнего актера врачи оценивали как тяжелое. В декабре его даже ввели в искусственную кому — это было сделано, чтобы снять нагрузку с ослабевших от борьбы с болезнью органов; в театре, впрочем, опровергли это сообщение. Позже Табаков пришел в сознание.

В дальнейшем новости о состоянии артиста были разными — но он по-прежнему оставался в больнице. О смерти Табакова сообщил канал , эту же информацию подтвердили в пресс-службе театра.

Любимых артистов зрители всегда представляют по самых узнаваемым ролям. Для Олега Табакова таких ролей было несколько. Кто-то — чаще всего дети — знают его голос и образ артиста смешивается с образом нарисованного кота Матроскина из знаменитого мультсериала, одни взрослые помнят его по эпопее «Семнадцать мгновений весны» Лиозновой, в которой он играл Шелленберга, третьи представляют Табакова как «голубого воришку» Альхена из «Двенадцати стульев» . А для кого-то он — просто голос, начитавший пластинку-сказку «Конек-горбунок» или благородный Али-Баба из аудиосказки, записанной на стихи Татьяны и совместными усилиями артистов МХАТа и Таганки.

Впервые на сцену Олег Табаков вышел в родном Саратове, где играл в театральном кружке местного Дворца пионеров и школьников; в Москву он приехал после школы, поступать в театральный вуз, сумел сдать вступительные экзамены сразу в два — Школу-студии МХАТ и ГИТИС, — и выбрал в итоге мхатовское училище.

И уже на третьем курсе был взят в картину «Тугой узел» (1956, в прокат выходила как «Саша вступает в жизнь»).

«Первый фильм оказался для меня очень крупным везением, — вспоминал Табаков в книге «Моя настоящая жизнь». — Михаил Швейцер, являясь, на мой взгляд, одним из наиболее значительных режиссеров советского кинематографа, был традиционалистом в смысле обстоятельности, серьезности и фундаментальности подготовки к съемкам. Он умудрился пройти со мной всю линию Николая Ростова в романе «Война и мир» с той целью, чтобы я почувствовал масштаб художественных задач, которые стояли передо мною в освоении роли Саши Комелева, мальчика из колхозной деревни».

Табаков вообще снимался много и охотно.

Начав сразу с главной роли, он соглашался работать и в тех фильмах, где его персонаж всего лишь появлялся в эпизоде. «Дело «пестрых», «Испытательный срок» (экранизация повести Петра Нилова об уголовном розыске 1920-х), «Чистое небо» . Но удивительно, что даже недолгое пребывание Табакова на экране могло запомниться зрителям надолго.

Были в его ранней кинобиографии и большие проекты — вроде Николая Ростова в масштабной экранизации романа «Война и мир» или нацистского разведчика в «Семнадцати мгновениях...» (за которую Андропов ему выговорил после премьеры — «Олег, так играть — безнравственно»). Или совершенно замечательный король Людовик XIII в фильме «Д"Артаньян и три мушкетёра», Альхен в «Двенадцати стульях» Марка Захарова. Или мисс Юфимия Эндрю в «Мэри Поппинс, до свидания!» — одна из немногих женских ролей в советском кино в исполнении мужчины-актера.

Всего в фильмографии Олега Табакова — более полутора сотен сыгранных и озвученных ролей в кино, на телевидении и в мультфильмах.

Советская анимация в принципе старалась брать реальные образы актеров озвучки — и не просто так Винни-Пух похож на , Пятачок — на , а Карлсон, который живет на крыше — на . Для Табакова таким рисованным альтер эго стал Кот Матроскин из серии об обитателях деревни Простоквашино. Ну а сказанное намекающим голосом «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь…» давно и прочно ушло в народ, как и другие фразы — вроде «Усы, лапы и хвост — вот мои документы!»

Но кино все равно оставалось для Табакова не больше, чем хобби. По-настоящему он нашел себя в театре — для работы в котором и учился в Школе-студии.

Он оказался выдающимся театральным строителем, причем смолоду: в 1957 году стал самым молодым из шести основателей театра «Современник», куда попал из Студии молодых актеров, созданной Олегом Ефремовым в Школе-студии МХАТ. Само появление этого театра было серьезным вызовом в тогдашней культурно-политической среде. На его сцене Табаков и дебютировал как театральный актер — в роли студента Миши в знаменитом спектакле «Вечно живые» по пьесе . В 1970 году ушел руководить МХАТом — и Табаков не побоялся стать директором «Современника», поддержав в качестве худрука. Его пребывание на этом посту ветераны театра вспоминают исключительно добром — однако через тринадцать лет он все же оставил «Современник» и перешел в труппу МХАТа в качестве артиста.

В 1987 году при разделе МХАТа Табаков снова поддержал Ефремова, у которого в 2000-м принял руководство главной драматической сценой страны.

Но до этого была еще «Табакерка» — театр-студия, за годы своей жизни ставшая неотменимым и необходимым элементом московской театральной жизни. Оставив директорский пост в «Современнике», в 1977 году Табаков получил в свое распоряжение бывший угольный склад на улице Чаплыгина. Вместе с гитисовским актерским курсом, мастером которого он был, очистил и отремонтировал заброшенное помещение. Первой премьерой стал спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе , представителя поколения «молодых и рассерженных». Площадке долго не давали официального статуса, однако выпускники курса Табакова продолжали собираться в «Табакерке» по ночам; фактически, площадка долго работала как любительская студия, в которой играли настоящие профессионалы.

Официальный статус «Табакерка» получила в 1986 году — объявило о создании трёх московских театров-студий, одним из которых стал театр Олега Табакова.

Однако последней — и самой значительной — стройплощадкой для Табакова стал МХТ. Уже одно то, что возглавив театр в 2000 году, он вернул ему прежнее — данное при Станиславском и Немировиче-Данченко — название, говорит о многом. Олег Табаков за считанные годы перестроил работу захиревшей театральной громадины на совершенно новый лад. Фактически, Табаков превратил ефремовский МХАТ в своего рода театральный супермаркет. В один и тот же вечер здесь можно было посмотреть, к примеру, хитовую комедию «Номер 13» по Рэю Куни, «Изображая жертву» по братьям Пресняковым или экспериментальные постановки по пьесам вчерашних лауреатов конкурса «Любимовка».

Он находился в постоянном поиске --

приходил смотреть новых артистов на нарождающихся в Москве маленьких независимых театральных площадках, а потом переманивал в труппу МХТ. Жадно читал новую драматургию. Откровенно увлекался молодыми режиссерами — в 2000-х фактически выдал карт-бланш на работу Кириллу Серебренникову. В 2010-х — Константину Боголомову. Уже зная о болезни мэтра, Богомолов в прошлом сезоне поставил спектакль-приношение «Юбилей ювелира».


Top