Африканские маски и их значение. Африканская маска своими руками

Мир был населен духами умерших предков, растений, животных. Именно они управляли жизнью людей. Одни духи были благосклонны к членам племени, другие насылали болезни, голод, войны, грозные явления природы. Надевая маску во время ритуала, танцоры, колдуны или вожди племени общались с духами, пытались их задобрить, обмануть и отвести все неприятности от племени. Внешний вид африканских мог рассказать посвященным о социальном статусе владельца, о роде его занятий и о , которым он поклоняется.

Европейские художники начала XX века ценили и собирали африканские маски. Как способ радикальной геометризации изображения человеческого лица африканская маска оказала влияние на становление кубизма.

Маски обожествленных животных считаются самыми древними. Каждый род, племя или другая группа людей имели своего покровителя из окружающего мира. Это могли быть животные, растения или их части, а также ветер, солнце, вода. Через в нужный момент осуществлялась связь рода с духовными предками. Маска, в свою очередь, являлась посредником между человеком и обожествленным предметом, к которому порой даже прикоснуться, взглянуть на него запрещалось.

Один раз в год племена проводили инициации. Смысл его заключался в том, что подростков посвящали в секреты взрослой мужской и женской жизни. Мальчикам, например, присваивалось тайное имя, менялись обязанности подростков. Перед проведением обряда молодым людям предстояло пройти много испытаний. Мальчики сами вырезали для себя маску, в которой должны были исполнить ритуальный танец на празднике, посвященном обряду. Характер танца и маски юноша выбирал сам.

Надеть маску и сыграть определенную роль – большая ответственность. Танцор в маске не имел права оступиться, упасть, допустить оплошность, это могло привести к расправе над ним. Ведь человек в маске дает временное пристанище духу, поэтому и сам он уже не является обычным человеком.

Особенности изготовления африканских масок

Надевать и вырезать маски имели право только мужчины. Сам процесс их изготовления носил большую таинственность, до этого события необходимо было прочитать заклинания, совершить жертвоприношения. Никто не должен был видеть, как работает мастер, поэтому он уходил из селения рано утром в укромное место. Возвращаясь поздно вечером, отдавал инструменты и незаконченную работу вождю племени. Считалось, что человек, изготавливающий маски, был посвящен в тайны иной жизни, поэтому общаться с ним хотелось не многим.

Надевали маску чаще всего представители знати. Она наделяла человека властью и непререкаемым авторитетом, давала ему особые полномочия. Члены племени поклонялись и безоговорочно повиновались человеку в маске. Чаще всего она имела угрожающий вид, особую раскраску и большие размеры.

Были и такие маски, которые хранились в жилищах простых людей. Они могли использоваться для общения с духом умершего родственника, который давал советы в сложной ситуации, предсказывал будущее. Такие маски имели спокойный вид, глаза изображались закрытыми.

Маски колдунов навевали мистический страх, так как благодаря действиям и внешнему виду обладателя маски, присутствующие входили в состояние транса.

Одна из самых распространенных африканских масок-сувениров повторяет формы маски кпели, которая предназначена для мужчин тайного общества Ло (народ сенуфо), изображает лицо усопшего и помогает ему найти место в мире мертвых.

Сегодня африканские маски уже не имеют той силы воздействия на людей, которой они обладали прежде. Сейчас они рассматриваются как произведения искусства или просто сувениры для туристов.

Африканские маски используются жителями Африки буквально повсеместно: практически ни одно мероприятие не обходится без них.

Также без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.

Конечно, маски Африки не могут быть одинаковыми для всех и каждая символизирует нечто большее, чем просто внешний вид.

У представителей разных возрастов разные маски, также их раскрас и форма зависят от положения в обществе и социального статуса.

В ряде случаев маски повторяют черты лица их хозяев, при этом имеют некоторые особенности в виде узоров, которые на кожу наносить не нужно.

Это объясняется тем, что во многих по телу наносятся специфические узоры.

Если еще сотню лет назад жителями Европы африканские маски воспринимались, как нечто ужасное, уродливое и бестолковое, то позже такие маски пытались повторить художники и известные творческие люди, но уже не смогли.

Как оказалось, такой, на первый взгляд, примитивизм, простой, но на деле выходит иначе.

Виды африканских масок

В Африке считается, что мир населен духами - в это верят здесь буквально все, даже представители цивилизованных стран. Духи повсюду: в воде, в горах, внутри животных.

Африканские маски служат своеобразным проводником в этот мир. Поэтому даже при похоронах они используются, только в другом исполнении.

Более серьезные человеческие маски помогают африканцам проститься с усопшим, поговорить с ним в последний раз, помочь ему направиться на ровный путь в другой мир.

Разделить африканские маски можно также по способам использования:

  • лицевые;
  • налобные африканские маски;
  • маски-гребни;
  • нательные;

Лицевые африканские маски есть везде. Они могут использоваться в любых , надевают их все - и женщины, и мужчины, и дети. Эти изделия в свою очередь подразделяются на множество разных типов.

Значение африканских масок отличается в зависимости от специфики их производства: отверстия для глаз, носа, рта и даже щек могут присутствовать, а могут и отсутствовать. Аналогично можно сказать и о расцветках, раскрасе, размерах. В каждом племени свои правила.

Маски-шлемы делаются из дерева. Середина вырезается, а внешняя часть служит для вырезки определенных узоров.

Налобные африканские маски, как правило, состоят из листьев и тканей. К такой маске прикрепляются крепления, фиксирующиеся в районе лба.

Маски-гребни наиболее распространенные . Их часто привозят в Европу. Это, скорее, фигуры животных или людей, которые поднимаются на определенную высоту над головой.

Нательные африканские маски применяются беременными женщинами, которые нуждаются в защите от дурного глаза.

Маски-доски могут быть лицевыми и в некоторых случаях нательными. Обычно вырезаются в форме птицы. Маску нужно крепить ко лбу, причем не креплениями, а обычными тканями или листьями крепких растений.

Какие бывают африканские маски

Ввиду того, что типов масок в Африке существует множество в зависимости от того, какое племя исследуется, сложно классифицировать их вообще. Поэтому разделяют такие:

  • мужские;
  • женские;
  • гермафродитные;
  • зооморфные.

В ряде случаев без наличия определенных знаний и навыков о народностях сложно определить даже то, чья маска - мужская или женская. А вот гермафродитные изделия встречаются очень редко - в Африке половое разделение отчетливо видно во всем.

Такова, что здесь распространены зооморфные маски. Каждая из них воспевает определенное животное, как сильное существо.

В Африке люди веруют, что некоторые существа обладают большой силой, поэтому надевают на себя маски с их изображениями, чтобы обрести часть этой мощи.

В некоторых племенах африканские маски бывают совершенно не поддающимися классификации: это маска для человека любого пола, в форме нескольких животных сразу.

Кто использует африканские маски

Чаще всего макси используют оседлые племена.

Они занимаются этим ремеслом серьезно и с особой кропотливостью.

Рыбная ловля и земледелие без масок и вовсе не обходится: считается, что человек, надевая африканскую маску, перевоплощается в иное существо, которое способно на большее, чем раньше.

Люди в масках общаются с природой, приближаясь к ней, тем самым прося о плодородии.

Рыболовы общаются с водой, это помогает увеличить улов. Также своеобразные маски нужны, когда организовываются , свадьбы, посвящения мужчин в следующую возрастную группу, при наделении статуса, достижении определенных высот.

Кочевые народы к африканским маскам более холодны - у них попросту нет времени на подобные занятия.

Если здесь и используются маски, они обычно мягкие, одноразовые, сжигаются сразу после использования, как символ использованной энергии, изжитой силы, перехода от старого к новому, лучшему.

Например, тут есть и человеческие черты, и линии птицы. Также часто встречаются несколькоголовые крокодилы, буйволы, хищные птицы. При этом все животные немного не похожи на себя настоящих - это больше мифические существа.

Как ни крути, но - неповторимый в своем роде. Он оригинальный, богатый, сложный. Глядя на маски представителей африканских племен, сложно сказать, что это обычное украшение.

...Однако стоит помнить, что некоторыми масками все-таки лучше восхищаться на расстоянии: за каждой из них стоит своя история или культ, иногда далеко не безобидный...

Каждый предмет - ритуальный или декоративный - излучает первобытную силу, каждый элемент - древний знак, каждый узор, невидимая для жителя других континентов мелочь, несет мощный поток информации и энергетики.

Что: выставка африканского искусства «Африканская зима»
Где: ул. Артема, 37-41, галерея «Минус 4»
Когда: сейчас и до 25 января.

Выставка находится на втором этаже, на первом же расположились бары и кафешки, так что лицезреть африканские артефакты можно аж до полуночи, заодно и перекусить.

Но вернемся к маскам. Не думала что их история и связаные с ними легенды и слухи на столько интересны.

Как правило, маски вырезают из дерева; черты их «лиц» мастер никогда не выдумывает полностью сам — все соответствует строгим правилам и канонам. А сам процесс представляет собой настоящее таинство.

Прежде всего, резчик должен получить разрешение у колдуна. Если новая маска делается взамен износившейся — колдун потом обязательно проведет особый ритуал, чтобы дух, «живший» в старой маске, «переехал» в новую.
Перед тем как начать работу, резчик проходил обряд очищения. Топор и нож, которыми он пользовался, считались священными, им нередко приносились жертвы. Свой труд мастер совершал в укромном месте, вдалеке от посторонних глаз. Ночью он возвращался в деревню, прятал у колдуна неоконченную маску, а на рассвете снова удалялся, чтобы завершить работу. Надо заметить, что сама фигура резчика традиционно пользовалась в деревнях уважением, смешанным со страхом; предполагая, что он на короткой ноге с потусторонними силами, старались не заводить с ним особо тесных отношений — так, на всякий случай.

Готовую маску часто раскрашивают, причем в ход идут самые разные материалы — например, известняк или сушеные экскременты ящериц и змей. Иногда готовую личину покрывают кожей или шерстью животных. Или украшают кусочками зеркал, клыками хищников, когтями, рогами, перьями, волосами, ягодами, стеклянными бусинами и клочками одежды. Каждая деталь при этом имела свой смысл, зачастую неизвестный непосвященным, или предысторию, иногда и такую, от которой европейцам может стать слегка не по себе. Например, когда-то к маскам привязывали рога жертвенных животных, наполненные магическим порошком, в состав которого входил прах предков.

Все маски разные.
Так например, маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты, изображают умерших родственников и используются в основном в погребальных обрядах.

Шаманы кладут маски на лицо покойника и специальными ритуалами заставляют дух покойника переселиться в маску. Затем родственники покойника должны эту маску продать, именно продать, а не подарить!!! Зачем это делается, нам не ведомо, но такие маски приносят новому владельцу несчастья и болезни, а возможно даже смерть.

Лично я не хотела бы держать у себя такую маску, хотя есть разные мнения на этот счет.
Опять же, не обязательно дух умершего должен быть плохим, может и хороший достаться.)))

Но на всякий случай, думаю все же не стоит покупать маски с рук.

Еще маски отличаются по цвету.

С появлением древних африканских племен существовало обозначение только трех цветов, белого, черного и красного. Использование в древности этих трех цветов, являлось символической классификацией предметов. Черный был цветом болезни, зла. А белый, считался признаком сверхъестественного и божественного, цветом чистоты. Шаманы прикрепляли к талии шкуры белых козлов, а маски умерших окрашивались только в белый цвет. Красный цвет символизировал красоту и считался символом кровного братства.

Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя, надевались членами тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Есть в этих масках что то зловещее.

Ну и под конец еще одна страшилка.
Говорят что когда колдуны в племени лечат больных они заставляют их делать маску. Пока больной ее делает - колдун читает заклинания, и переносит болезнь на маску. Потом эту маску продают. И покупатель заболевает, изготовитель же маски начинает выздоравливать. Когда же новый хозяин маски умирает, изготовитель полностью выздоравливает.

Верить в это или не верить - личное дело каждого. Возможно все это лишь сказки, непровереные слухи и сплетни.
Но все же...
Чужая религия, чужие боги...

А выставка, хоть и очень маленькая, но интересная.
Будете рядом, не проходите.

Виктор Павлович полковник химвойск в отставке, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Его поведение, умение себя держать, особая армейская специфика излагать события - все говорит о том, что этот человек просто неспособен фантазировать, а тем паче фантазировать настолько складно, что по его рассказам можно смело писать захватывающий художественный роман. Приземленный человек - чего уж там! Не в обиду ему будет сказано.


- Было это в июле 1986 года, того самого, чернобыльского. Проклятого года. Я тогда только капитаном был, ротой командовал. И кинули нашу роту в самое чернобыльское пекло - в Славутич. Жителей города тогда массово переселяли кого куда.

Часть наша дислоцировалась в Житомирской области, как раз в Овручском районе, всего за несколько десятков километров от Чернобыля. В общем, проводили мы в Славутиче дезактивацию. Наша рота дезактивировала новенькую, всего два года как построенную, многоквартирную пятиэтажку. Жильцов давно выселили, квартиры практически пустовали. Кое-где оставалась какая-либо мелкая мебель или тряпки - табуретки там или половики. Мы их сразу сжигали. А рядовой из второго взвода, Вася Нестеров из Вологды, первым попал в маленькую однокомнатную квартирку, в которой какая-то старушка проживала.

Старушку под Киев эвакуировали вместе с мебелью, а на стене в комнате несколько сувенирных масок осталось висеть из всего имущества. Больший таких масок, овальных, жутких, со странной росписью, на буквы похожий. Африканские маски, причем настоящие, какой-то негритянский колдун ваял, наверное. Четыре маски было, как сейчас помню.

Я приказал их сжечь, но одна маска вдруг пропала куда-то. В костер полетело всего три штуки. Пламя было внушительное. Но маски почему-то не горели, хотя сделаны были из какого-то дерева. Пришлось порубить их в щепки, при этом младший сержант Михеенко здорово себя по ноге топором долбанул. Царапину заработал глубокую. Но зато маски, которые стали щепками, сгорели полностью. Правда, дым от них шел черный-черный, как будто автомобильные покрышки горели. Где-то через неделю мы вернулись в расположение части, нахватались радиации, прошли медкомиссию, приняли курс лечения и продолжали служить.

Как сейчас помню, это было 8 августа того же 1986-го года. Я дома спал, мне замполит части прямо среди ночи звонит, говорит, приезжай скорее, у нас ЧП. Я мигом прибежал в часть. А там случилось вот что. Дневальный «на тумбочке» стоял, возле оружейной комнаты. Говорил, было около двух ночи. И тут из расположения роты, где кровати солдатские стояли, раздается крик. Дневальный разбудил дежурного по роте и вместе с ним бросился в расположение.

Включили свет, а там рядовой Нестеров на кровати своей хрипит, стонет и шепчет, что его змея душит. На эпилепсию похоже. Пока за врачом в санчасть бегали, Нестеров и умер. Оказывается, это он кричал. Понятно, что все командование части сбежалось. ЧП все-таки. Жаль парня, до дембеля ему полгода всего оставалось, а тут такое. И эпилепсии у него никогда не было. Это первый случай. Возможно, радиация сказалась. Все бы ничего, да только патологоанатом, делая вскрытие, заметил, что умер Нестеров вовсе не от эпилепсии, а от механической асфиксии органов дыхания и перелома шейных позвонков. Задушили его, одним словом.

Что тут началось! Следователи понаехали, особисты. Допросы начались, солдаты места себе не находили, каждого из них по десятку раз допрашивали. Один особист почему-то обратил внимание на показания дежурного по роте, который слышал слова умирающего Нестерова о том, что его душит змея. А обратил внимание потому, что другой рядовой, иркутянин Игорь Петров, уверял, что видел эту самую змею, толстую такую, метра три длиной, черную, она из-под батареи отопления выползла и в постель к спящему Нестерову заползла.

Долго тот особист мучил Петрова расспросами, по нескольку десятков раз уточняя, как змея выглядела. А потом к Петрову мужика какого-то привел, по виду научного работника. Петров и ему повторил свое описание змеи. Я до сих пор не понимаю, почему они уделяли этой загадочной змее столько внимания. Тот научный работник в разговоре с особистом называл змею "тотемным покровителем", я это слово хорошо запомнил. Говорили они о каком-то культе людей-змей. Потом из Москвы человек приехал, аж из МГУ. Профессор какой-то. Он-то и заявил, что где-то в казарме должен быть спрятан "фетиш". А что это такое, не сказал.

Никакого фетиша мы не нашли, потому что не знали, что искать. Через девять дней после смерти Нестерова мы собирались уносить постель Нестерова, солдаты стали сворачивать матрас, а под ним обнаружилась та самая овальная африканская маска, одна из четырех, которая пропала во время дезактивации в Славутиче. Видимо, Нестеров тогда спрятал ее и унес в казарму. Я отнес находку замполиту, а тот чуть со стула не свалился, когда увидал такое диво. Позван нашего особиста, а тот сразу перезвонил своему коллеге, который змеей интересовался.

Этот коллега, как увидел маску, приказал всем отойти от нее подальше. А мне и замполиту приказал вымыть руки каким-то химикатом, похожим на нашатырный спирт, который он принес с собой: маска эта, мол, пропитана каким-то раствором, который галлюцинации вызывает и через кожу в организм проникает запросто, а этот химикат его нейтрализует. Разумеется, руки мы помыли. Маску этот приезжий особист с собой увез. А с меня и с замполита подписку о неразглашении зачем-то взяли, на десять лет. Почему именно на десять? Не могу сказать. И объяснить того, что же это за маска была такая, тоже не могу. Никто мне этого не рассказал. Но что все это было на самом деле - за это я ручаюсь!

"Интересная газета. Оракул" №3 2012 г.

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании. Изготовлялись маски всегда из подручных средств - дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична. Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок - это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски). Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины ©Flickr Разумеется, ритуальная маска - это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция - это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога). По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые; 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.); 3) погребальные; 4) свадебные; 5) театральные и танцевальные.
Китайская маска ©Flickr Другая классификация учитывает характер изображения: 1) простые изображения человеческого лица; 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры; 3) изображения животных; 4) наголовники и т. д. Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою - все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть - это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко - с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке. Индейская маска ©Flickr Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели - сокрытия лица - здесь играет роль и цвет фаты - белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти. Таким образом, маска - это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности - символ пребывания в области смерти.

Экзотические Маски Мира

Все об экзотических масках мира и, прежде всего, Африки

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ МАСКИ КВАКИУТЛЬ

October 9th, 2012

Деревянное зодчество североамериканского индейского племени квакиутль – это отдельная тема для разговора. Отдельная и особая, потому что квакиутли добились в искусстве резьбы по дереву, а именно, в создании сложных механических масок небывалого совершенства. Трансформационные маски, или как их называют, маски-трансформеры встречаются и у других племен-соседей квакиутль – тлинкитов, хайда, но только у первых трансформационные маски наиболее сложны и великолепны. Положа руку на сердце, скажу, что в мире существовало огромное множество различных масок, все они имели для своих создателей большое значение, а для кого-то просто огромное (даже, несмотря на их порой примитивное исполнение). Маски же квакиутль настолько технически сложны, что могут являть при трансформации (при отрытии и закрытии створок) шлемов две или даже три личины своих персонажей. На мой взгляд, маски-трансформеры квакиутль - это вершина развития искусства ритуальной резьбы по дереву.





Маска-трансформер представляет собой шлем, в котором прячутся, как в матрешке две или более масок. Створки шлема приводятся в движение с помощью веревок и блоков, и за одним раскрывающимся лицом обнаруживается другое, неизменно связанное с первым или мифом или реальной действительностью.
Как правило, в масках квакиутль изображены тотемные прародители племени и их потомки, духи-помощники, а также такие персонажи как Луна и Солнце, сменяющие друг друга. Иными словами, такого рода маски призваны показать во время ритуала трансформирующийся, меняющийся характер мира, его явлений, процессов. Такие маски широко использовались в похоронных обрядах и обрядах инициации молодых мальчиков квакиутль, которые, подчас, были поражены невиданному доселе «духу», меняющему личины в процессе танца.



Но не только маски квакиутль заставляли двигаться. Многие общественные здания (как и у тлинкитов) были оборудованы раздвижными входами, «поглощающими» представителей племени персонажами местной мифологии. Такие примеры зданий можно увидеть в фильме Эдварда С. Кёртиса «В краю охотников за головами» (1914) и в «Мертвеце» (1995) Джима Джармуша.

Tags: Эдвард С. Кёртис , квакиутль , маски , маски-трансформеры , трансформационные маски

    Leave a comment

КВАКИУТЛЬ И ИХ КРОВОЖАДНЫЕ ГАМАЦУ

September 15th, 2012

У квакиутль в силу закрытости своей области расселения (горы и леса Британской Колумбии были их «глубинкой», а холодное побережье Тихого океана, с одной стороны, и высокая гряда Скалистых гор, с другой, - границей) было очень сплоченное общество, связанное особенно крепкими узами со своими великими богами, как злыми, так и добрыми. Как и все подобные сильно изолированные общины квакиутль разработали такую своеобразную племенную мифологию, подобную которой очень трудно найти во всем мире. Именно от мифологических представлений проистекал каннибализм квакиутль. Опуская нечеловеческие подробности, скажем лишь, что не все представители рассматриваемого племени ели человеческую плоть, а только гамацу – последователи Баксбакуаланксивы (в мифологии квакиутль могущественное существо – дух, пожирающее людей и обладающее огромными возможностями в природе и мире человека). Гамацу (своеобразные шаманы) принимались в племенах квакиутль с благоговейным страхом, отсюда последние были вынуждены потворствовать их природе есть человеческую плоть. Только к концу XIX столетия обряды гамацу стали принимать имитативный характер, и в следующем веке сошли на нет.Примерно к этому же времени, конец XIX века, исчезает у квакиутль традиция отрезать и хранить головы поверженных врагов, равно как и мумии или части тел собственных предков. В документальном фильме Эдварда С. Кёртиса «В краю охотников за головами» (In the Land of the Head Hunters) 1914 года выпуска квакиутль еще показаны кровожадными и злобными воинами, но это лишь постановка давно минувших традиций.Подробнее о каннибализме квакиутль здесь:http://lib.rus.ec/b/162889/read

Tags: Баксбакуаланксива , Эдвард С. Кёртис , гамацу , каннибализм , квакиутль

    Leave a comment

ИНДЕЙЦЫ КВАКИУТЛЬ

September 14th, 2012

Квакиутль - индейский народ группы вакашей. Самоназвание - кваквакэвакв. В русских текстах встречается написание - квакиутл, квакиютль, квакиутли. Численность - 3,5 тыс. человек. Населяют север острова Ванкувер и противоположное побережье континента в Канаде, провинция Британская Колумбия. Язык квакиутль (кваквала), относится к северной группе вакашских языков. В настоящее время сильно вытеснен английским.
По типу культуры относятся к индейцам северозападного побережья Северной Америки. Основное занятие - рыболовство (главные промысловые рыбы - лосось, рыба-свеча). Ремесла - резьба по дереву, изготовление масок. Поддерживали отношения с соседями, народами других языковых групп, тлинкитами, атапасками, хайда. О тлинкитах и их искусстве резьбы по дереву мы уже писали ранее:http://vk.com/login?act=mobile#/topic-39920007_26730220

В обществе квакиутль существует деление на сословия. Ранее было распространено рабство. Существуют так называемые ранги, или церемониальные должности. Их обладатели составляют знать. Народность квакиутль состояла из 30 независимых групп (племён). Племя состояло из 7 родов (нэмайма), жило в одном общем зимнем селении. Во главе стоял вождь. Браки совершаются между родами (экзогамия), но знать допускает браки внутри рода (эндогамия).








В настоящее время насчитывается 15 племён, которые пользуются самоуправлением. С 1974 г. действует Совет района, общественно-политическая организация. Община Нимикиш на о. Ванкувер создала свой отдельный Совет. Многие общины владеют судами и предприятиями. Совершаются попытки возродить язык и культуру.

Сохраняется шаманизм. Из традиций распространены зимние церемонии, инициации, потлач (обмен подарками). Существуют ритуальные общества. Основные мифические персонажи, объекты культа - Каннибал, живущий на Краю Мира, чудовище Дзоноква, двуглавый змей Сисиутл.

Tags: Дзоноква , Сисиутл , квагул , квакиутль , маски

    Leave a comment

Карнавал масок игбо

August 18th, 2012

Все большая исламизация Нигерии, влияние внешних факторов, отток молодежи из деревней в города приводят ко все возрастающему отходу игбо от своих языческих традиций и трдиционных верований. Племенные обряды, пропитанные в прошлом сакральностью и благоговением соплеменников все более перерождаются в карнавальные действия, имеющие увеселительный подтекст. Праздники масок игбо отличаются карнавальным театрализованным характером, проходят в атмосфере соперничества, при всеобщем участии публики.Хотя многие маски, танцы, ритуалы (похороны, инициации и т. д.) по-прежнему выполняют религиозную функцию, есть признаки, указывающие на то, что десакрализация художественного творчества у игбо началась давно, и, возможно, этот процесс постепенного перерождения культовых форм усилил тенденцию к заимствованиям и стилистической дифференциации. Лабильности художественных форм у игбо соответствует сравнительно широкий диапазон художественного творчества, более быстрая, непосредственная художественная реакция на изменение ситуации. Уже в 30-е годы у игбо появляются скульптурные изображения полицейских, чиновников, водителей грузовиков и т. п.Этот новый вид имитативной скульптуры сильно тяготеет к макету, то есть являет нечто прямо противоположное традиционной идеопластике. Изображая современную ему живую модель, например полицейского, художник не довольствуется натуралистической трактовкой лица, фигуры - он старательно воспроизводит мелкие детали одежды, вплоть до пуговиц, пряжек, узора ткани. Портной, например, сидит за швейной машиной, которая изображена во всех подробностях и имеет настоящий приводной ремень. Конкретные добавления, такие, как очки, различные детали одежды и т. п., можно видеть довольно часто.Появление изображений-макетов (иногда в виде надгробий) следует рассматривать не как простое внедрение новых сюжетов, но как начало новой художественной традиции.Не случайно эти первичные формы макетно натуралистичны и воплощены в "первичном" материале - глине. Подобные изображения появились в последние десятилетия также у фон, ибибио и других народов

    Leave a comment

Маски тайного общества ммво народа игбо (ибо) из Нигерии

August 15th, 2012

Сегодня мы продолжаем говорить об искусстве народа игбо (ибо) из Нигерии. А точнее, поговорим о масках тайного общества ммво народа игбо, ибо (шутка юмора сейчас) они многообразны и обладают характерными особенностями. Но сначала стоит узнать, кто же такие сами игбо.

ИГБО (самоназвание - «лесные жители»), ибо, народ в Восточной Нигерии (в штатах Анамбра, Имо, частично Риверс, Кросс-Ривер и Бендел). Численность вНигерии 21,6 млн. человек, ещё 50 тыс. живут в Камеруне . Существуют многочисленные подразделения и этнографические группы (некоторые учёные насчитывают от 40 до 220): северные, или онича (абаджа, элугу, нри аука), южные, или оверри (икверри, исома, оратта), западные (ика, огба, экпейе, эгбема), восточные (аро, ада, афикпо) и северо-восточные (огу уку, изи, икво-мгбо). Говорят на языке игбо группы ква нигеро-кордофанской семьи.

Игбо являются одной из крупнейших и наиболее влиятельных этнических групп в Нигерии.

Этногенез игбо не изучен. Существуют различные гипотезы об их происхождении (некоторые авторы утверждают, что предки игбо пришли из Египта ). Этногенетические легенды свидетельствуют о давних хозяйственно-культурных связях игбо с йоруба, ибибио, бини, игала и др.

До британской колонизации, игбо были политически фрагментированными группами.Эта политическая система значительно изменилась после прихода британских колонизаторов в 19 веке, народность начала консолидироваться. К середине 20-го века у игбо развилось сильное чувство национальной идентичности. Некоторые конфликты с другими нигерийскими национальностями привели к тому, что игбо стало доминирующей этнической группой в Восточной Нигерии.

Многие игбо до сих пор придерживаются традиционных верований и культов. Главным духом считается Чуку («Великий дух»), его дети - Аньяху (дух солнца), Ива (дух неба), Але (дух земли). Широко распространены культы предков (ндичие), воды, духа плодородия (Аджоку), а также магия, колдовство и ведовство, знахарство. У игбо сохраняются многие фольклорные праздники и практически все жанры устного народного творчества. Прикладное искусство представлено разнообразными масками (абстрактными, антропоморфными, янусовидными масками-шлемами), тотемными столбами икенга, глиняной и деревянной скульптурой.

http://www.nairaland.com/782659/art-architecture-igbo-people/3 Маски женского духа общества ммво, которые представляют обособленный пласт искусства игбо, могут быть зооантропоморфными и крайне стилизованными, антропоморфными и натуралистичными, зооантропоморфными и натуралистичными. Известный исследователь африканского искусства В. Б. Мириманов в своей книге «Искусство тропической Африки» (1986) приводит, как минимум, две группы масок тайного общества ммво:

«Располагая эти группы по признаку возрастания условности, мы получаем следующую схему:

1. Антропоморфные маски женских духов общества ммво. Особенности: натурализм с тенденцией к гротескной экспрессии; пропорции лица близки к естественным. Нос продолжает линию высокого, открытого лба, подбородок срезан, рот оскален. Уши и волосы стилизованы. Личина увенчана более или менее сложным головным убором с высоким гребнем. Маски окрашены в белый (символизирующий смерть) и черный цвета.


2. Зооантропоморфные маски общества ммво (район Оничи). Особенности: экспрессивно трактованные антропоморфные (глаза, нос) и зооморфные (пасть, уши, рога) элементы. Дважды повторенная сердцевидная форма (абрис личины, изгиб рогов) иногда подчеркнута рельефным контуром. Помимо этих двух наиболее распространенных типов существуют различные виды масок, более или менее близкие к ним по стилю».

В. Б. Мириманов в своей книге относительно масок общества ммво склоняется к следующему итогу: "Таким образом, в искусстве игбо не существует ни выраженной стилистической константы, ни того, что называют "ядерным" стилем. Все же один из перечисленных стилей, а именно стиль натуралистических антропоморфных масок ммво (первая группа), можно считать в какой-то мере ключевым, поскольку некоторые его особенности (узкие, миндалевидные, близко посаженные глаза, характерная, резко очерченная форма рта и др.) чаще, чем какие-либо другие, встречаются в различных группах скульптуры игбо. О том, что этот стиль является одним из самых устойчивых и аутентичных, свидетельствуют глубокие параллели, которые обнаруживаются при сравнении масок ммво со старыми бронзовыми масками и браслетами, найденными в 1939 и 1960 годах (20 века) в районе Авки. Антропоморфная маска и человеческие изображения на браслетах имеют точно такие же узкие, близко поставленные глаза, резко очерченный рот, орнаментальный рисунок волос (в виде концентрических кругов) и ту же татуировку, что и маски ммво.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st010.shtml

Tags: Мириманов , Нигерия , народ игбо , общество ммво , стиль игбо

    Leave a comment

Маски типа Aghogho народа игбо (Igbo) из Нигерии

August 14th, 2012

Маски представленного ниже типа называются Aghogho, и изображают дух умершей девушки. Маски Aghogho принадлежат обществу Ммво и выкрашены в белый цвет. Белый цвет во многих африканских культурах символизирует смерть. http://africanart.ru/html/Igbo_Aghogho.html Танцоры в масках и цветных костюмах, сшитых из лоскутов, закрывающих все части тела, появлялись на похоронах. Они танцевали и кричали измененными голосами, призывая дух умершего уйти в потусторонний мир, не причиняя вреда живым. Как и в церемониях многих других африканских племен, танцоры племени Игбо не просто изображали духов умерших предков, но и сами верили в то, что во время церемонии были не самими собой, а духами. Также думали и все зрители. Эти же маски использовались в ритуалах плодородия в начале сухого сезона. Изображая красивых женщин, танцоры-мужчины появлялись в масках и костюмах с нашитыми искусственными грудями, ассоциируя урожайность земли с плодовитостью женщин.
Старейшины племени использовали эти маски для выполнения полицейских функций.

    Leave a comment

Скульптуры Ikenga народа игбо (ибо) из Нигерии

August 14th, 2012

Икенга - это дух, олицетворяющий способность мужчины достигать успеха и власти, побеждать, добиваться цели, управляться с инструментами и владеть оружием.

http://africanart.ru/html/Ikenga_01.html Икенга бывают персональными и общественными и обычно изображаются в виде сидящей мужской фигуры с мечом или посохом вождя в правой руке и головой врага в левой. Статуя может выглядеть относительно реалистичной или весьма абстрактной, но всегда бывает наделена атрибутами власти и престижа. Рога символизируют силу и агрессивную натуру самца, а поза выражает жизнестойкость и уверенность в себе.


Top