Атласная и штриховая гладь, практика, приемы выполнения глади (8-й класс). Белая гладь - основные стежки и швы

Один из старинных трудоемких видов рукоделия - это вышивка гладью! Для начинающих мастериц созданы специальные разнообразные наборы для работы в этой технике, написаны целые энциклопедии по ее особенностям. И все равно появляются профессионалы, которые разрабатывают новые стежки и целые технологии вышивки.

Краткая характеристика глади

Начнем знакомство с данным видом рукоделия с самых азов. Вышивать гладью можно все, что попадет под руку: одежду, постельное белье, скатерти, платки, картины, сумки, закладки, магниты. По сравнению с крестом узоры выглядят более нежно и изящно.

Многие считают, что вышивка художественной гладью является самым простым рукоделием. Что сложного? Начертил рисунок на ткани, сделал и обметал по контуру… Но не все так просто.

Как и другие направления рукоделия, имеет несколько разновидностей: двусторонняя, односторонняя, русская, полтавская, владимирская, художественная, атласная, белая. Каждый из направлений имеет свои особенности.

Начинающим мастерицам не нужно запоминать все стежки. Достаточно выучить пару швов, которые пригодятся для вышивки пейзажей, цветочных орнаментов. Но лучше всего начать работу с небольшого узора, так как суть вышивки гладью - это ровные стежки, которые плотно прилегают друг к другу.

Виды вышивки гладью

Есть несколько наиболее популярных направлений данного рукоделия.

  • Атласная гладь. Для нее берутся тонкие ниточки и вышиваются мелкими плотно прилегающими стежками, которые начинаются с середины предыдущего ряда. В результате лицо работы напоминает гладкий цельный узор, а изнанка «испещрена» короткими дорожками.
  • Художественная вышивка гладью. Для начинающих это не простая техника. В этой технологии рисунок вышивается плоской косой гладью без настила. Ее особенность состоит в использовании разных цветов. Именно здесь важен навык мастерицы смешивать тона ниток, чтобы создать плавный переход от одного оттенка к другому.
  • Русская гладь. В данной технике прокладываются стежки в двух направлениях прямыми вертикальными или горизонтальными стежками длиной 5-7 мм. При этом для них характерно расстояние в две нити между «соседями». Когда вышивка идет в обратном направлении, то эти просветы аккуратно зашиваются.
  • Белая вышивка. Данный узор выполняется только белыми нитками в несколько этапов: сначала прокладывается контур вперед иголкой, делается настил, после вышиваются стежки, плотно прилегающие друг к другу.

Вышивка гладью: уроки для начинающих

Для работы нужно подготовить материал, иглы, кальку, карандаш, нитки. Ткань можно взять любую в зависимости от ваших целей. Для вышивки постельного белья выбирайте традиционные бязь, сатин, поплин, шелк. Одежду можно вышивать на любой ткани, от джинсовой до шерстяной. Для картин выбирайте материал с плотным переплетением.

Кроме ткани, особое внимание уделите иглам. Нежный материал вышивайте тонкими иголочками, так как толстые будут деформировать поверхность, оставлять дырочки и туго проходить через вышивку. Толстые иглы закупите под плотную ткань для вышивки верхней одежды, сумок, головных уборов. Ваши «инструменты» должны быть гладкими и с острым концом.

Для вышивки подготовьте пяльцы с таким креплением, чтобы плотно зафиксировать ткань. Не вышивайте светлый материал на металлических креплениях, так как они оставляют серые следы. Наиболее оптимальный вариант - это деревянные рамы для картин и пяльцы для мелких вышивок.

Продолжаем тему материалов

Для глади подходят любые нитки, от тонких шелковых и до толстых шерстяных. Чем тоньше нить, тем нежнее должна быть ткань. Хотя на некоторых дизайнерских моделях это правило нарушается. В любом случае попробуйте отшить небольшой элемент на ткани нитками, различающимися по марке и сложению.

Китайские мастерицы предпочитают шелковые нитки, российские рукодельницы выбирают обычное мулине. Для объемных картин берут шерсть и хлопок. Купите острые ножницы, чтобы при отрезе не оставалось "хвостиков". В любом магазине товаров для рукоделия вам помогут в подборе кальки и маркера, который исчезает на ткани.

Узоры для вышивки гладью можно найти в журналах, купить в магазине или срисовать с любой открытки. По отдельности материал закупать дешевле, но некоторые мастерицы предпочитают сразу купить готовый набор, где подобраны нитки по цвету, дана инструкция по стежкам и основа. С основным материалом закончили. Также можете обратить внимание на органайзер для ниток, распарыватель, шило и наперсток.

Вышивка гладью для начинающих: подготовительный этап

Как только определились с тематикой, закупили весь материал, переходите к подготовительному этапу. Обрабатываете края ткани следующим образом:

  • в случае вышивки картин края можно смазать клеем;
  • платочки, салфетки и другие небольшие работы можно обозначить за счет продергивания нескольких нитей;
  • если есть швейная машинка, то оверлоком обточите все края ткани.

Теперь заготовку простирните, высушите и прогладьте утюгом. Переведите рисунок на кальку и наложите ее на ткань, заколов иголочками. Обычным швом вперед иглой контрастной нитью пройдите по всем линиям рисунка. Кальку удалите.

Материал наложите на пяльцы или раму и приступайте к вышивке гладью. Не забывайте, что закрепление нити в начале и конце работы почти такое же, как и при вышивке крестом. То есть ниточку можно закрепить при помощи петельки, если позволяет сложение. В одно сложение мулине закрепляется на изнанке при помощи маленького крестика, между которым прячется хвостик нити. В конце работы мулине прячется на изнанке под вышитый узор или прокладывается 3-4 стежками на лицевой стороне, чтобы потом закрыть следующим слоем ниток.

Виды швов

Технология вышивки гладью подразумевает использование нескольких швов.

«Двойные» узоры

Следующая техника характеризуется сочетанием двух швов. Это нужно, чтобы получилась объемная вышивка гладью. Цветы, листья и другие узоры выполняются по этой технологии.

«Одинарные» узоры

Это самые распространенные узоры. Сначала вышивка гладью для начинающих может показаться сложной, но на практике все станет понятно.

Основные правила вышивки

  1. Намечаете контур всех линий.
  2. Сложные элементы делите на несколько частей (линиями). Например, плоский узкий лист вышивается в три этапа: левая, затем правая сторона и срединная линия.
  3. Цветы вышиваются от краев к центру.
  4. Листья вышиваются по направлению прожилок от края к центру.
  5. Для объема узора используются несколько приемов: двусторонняя гладь, когда прошивается и изнанка, и лицевая сторона, настил, сочетание горизонтальных и вертикальных плотно прилегающих стежков (при этом верхний шов заходит за контур).
  6. Смешение цветов лучше использовать неровными стежками, когда начало нового ряда начинается с середины предыдущего. Это самое сложное и интересное, чем характеризуется вышивка гладью.
  7. Для начинающих картины небольшого размера будет вышить легче, да и опыт наработается быстрее. Не нужно покупать сложные дорогие работы, достаточно вышивки 10х15 см с небольшим сюжетом (цена около 200 рублей).

На первый взгляд вышивка гладью кажется сложной техникой, но попробуйте с небольших мотивов. Вы и не заметите, как научитесь «рисовать» иглой!

Этот вид глади позволяет создавать естественные цветовые переходы и ровный градиент. Выполняется чередованием длинных и коротких стежков, которые придают вышивке четкие контуры. Каждый следующий ряд стежков образует неровную линию, благодаря чему можно добавлять нити других оттенков и создавать мягкие цветовые переходы. Для более естественного эффекта направление стежков можно менять. Прокладывайте стежки как можно ближе друг к другу, чтобы ткани не было видно.

Контрастные оттенки при смене нити сделают цветовой переход резким. Чтобы он получился более мягким, используйте близкие оттенки. Вводя в работу новый оттенок, прокладывайте стежки в промежутках между стежками первого ряда, как бы растушевывая цвета.

От направления, в котором прокладываются длинные и короткие стежки, зависит цветовой эффект. Так, вышивая цветок, прокладывайте стежки от середины цветка к кончикам лепестков. А вышивая лист, прокладывайте стежки под углом к центру, в противоположные стороны от центральной жилки (стебелька).



Вышейте ряд-основу, поочередно прокладывая длинные и короткие стежки слева направо в строгом соответствии с контурами заполняемого фрагмента.



Проложите второй ряд справа налево, заполняя промежутки между стежками первого ряда. Стежки должны быть одинаковой длины.



Следующие ряды прокладывайте поочередно слева направо и справа налево, следя, чтобы все стежки были одинаковой длины, как в предыдущем шаге. В ходе работы смените оттенок нити, если нужно создать цветовой переход.



Вышивая цветок, прокладывайте стежки от середины цветка к кончикам лепестков, чтобы добиться естественного цветового перехода. Первый ряд стежков можно прокладывать веерообразно, повторяя форму расширяющейся части лепестка.



А вышивая лист, прокладывайте стежки под углом к центру, в противоположные стороны от центральной жилки. Используйте два- три зеленых оттенка.

Гладь - это особый вид вышивки, в котором рисунок покрывается стежками. Существует много разновидностей этого вида вышивки. Белая гладь - это особый вид гладьевой техники. Здесь стежки кладут по нанесенному на ткань рисунку. Они могут быть уложены с настилом или без него.
Любой шов состоит из стежков. Они могут быть различной длины. Изучим основные




























... подробнее...

Пришивной шов

Некоторые тонкие и нежные виды пряжи не выдерживают постоянного протягивания через ткань при вышивке, поэтому их удобнее закрепить на поверхности ткани швейными нитками, шелком или вышивальными нитками. Это не только эффективный и удобный, но и экономичный метод работы, так как на изнанку выводится только крепежная нить. Есть несколько способов пришивки пряжи, далее показан самый простой из них.

Для начала пряжу надо вывести с лицевой стороны на изнанку. Ее проводят через ткань большой иглой и прихватывают несколькими стежками крепежной нити.

Для выполнения пришивных строк берут пряжу в одно или два сложения (в нашем примере их два) и выкладывают по ткани. Тонкую крепежную нитку выводят на лицевую сторот’ у начала шва, как показано, и делают короткие прямые стежки через пряжу, каждый раз уводя иголку под нее. Стежки должны быть незаметными и прямыми. Плохо, если они ложатся под углом.

Свободный конец пряжи приколите булавками, по мере пришивания снимайте их. В местах пересечения пряжи можно делать мелкие крестики, чтобы пряжа прочнее держалась на ткани.

Работайте в любом направлении, следите, чтобы стежки ложились аккуратными полосками, как показано. Каждый стежок - два движения: одно на лицевую сторону, второе на изнанку, при этом нельзя сдвигать с места пришиваемую пряжу

Расщепленный стежок

Расщепленными стежками вышиваются в основном контуры тех рисунков, которые затем будут заполнены простой гладью или атласной с настилом. Получается отличный ровный контур, придающий округлый вид лепесткам. Расщепленным стежком можно вышивать также изогнутые, закрученные или ломаные линии — почти так же, как пришивным. Виноградины на снимке внизу обшиты расщепленными стежками, а затем вышиты гладью с настилом.Последний слой глади полностью скрывает из виду вышитый контур. Несколько виноградин я специально оставила незаконченными.

1. Введите нитку на лицевую сторону в начале линии и проложите прямой стежок.

3. Повторите до конца линии.

Виноградины на этой гразди обшиты расщепленными стежками,а затем вышиты атласной гладью с настилом. Несколько ягод еще не закончено.


Коралловые узелки

Еще один полезный шов для вышивания волнистых и ломаных линий — особенно если делать узелки на местах перелома линии, например, вышивая листья остролиста. Можно располагать узелки почти вплотную друг к другу или на расстоянии — в зависимости от толщины нитки, узора и желаемого впечатления. Праворуким вышивальщицам удобнее двигаться справа налево, левшам — слева направо. Поскольку я вышиваю правой рукой, в примере показано движение справа налево, а левшей прошу меня простить.

1. Выведите нитку на лицевую сторону и крайней правой точке линии. Проложите нитку по рисунку в направлении, к котором вы двигаетесь, затем поверните нитку н противоположном направлении. Воткните иглу в ткань над ниткой, в том месте, где вам нужен узелок.

2. Выведите иглу на лицевую сторону, проведя ее под линией рисунка, наравне с местом, где воткнули ее в ткань. Игла должна пройти через петлю, выложенную ниткой. Осторожно подтяните нитку, пока не образуется узелок.

3. Продолжайте вышивать узелки, двигаясь но линии рисунка и располагая узелки с требуемой частотой.

Эти листья остролиста вышиты коралловыми узелками — стежком. идеально подходящим для извилистых и ломаных линий.


Португальские узелки

Этим швом вышивают толстые линии — например, ветки дерева. Шов получается текстурным и эффектным. Его вышивают, двигаясь от нижней точки линии к верхней, по направлению от себя. Поначалу шов может показаться довольно сложным, но вскоре вы освоите его и поймете, что он оказывает поистине целительное воздействие на психику!

1. Выведите нитку на лицевую сторону в нижней точке линии рисунка. Воткните иглу в ткань чуть выше, придерживая нитку, чтобы она легла прямо, и снова выведите иглу наружу посередине между началом и концом стежка (как для стебельчатого шва).

2. Теперь надо дважды обвить ниткой получившийся стежок. Отведите нитку влево. Проложите нитку по часовой стрелке, проведите нитку справа налево под первым стежком. Это первый оборот.

3. Подтяните нитку, повторите второй шаг, чтобы нитка обвила стежок чуть ниже, чем в первый раз.

4. Проследите за тем, чтобы во второй раз нитка обвила стежок ниже, чем в первый. Подтяните нитку. Шаги 1-4 — только для первого стежка.

5. Воткните иглу в ткань чуть выше верхней точки 11 предыдущего стежка. Выведите иглу на лицевую сторону левее, вровень с верхней точкой предыдущего стежка. Низ последующего стежка должен перекрывать верх предыдущего.

6. Проведите иглу под двумя перекрывающими друг друга стежками справа налево, подтяните. Это первым оборот.

7. проведите иглу под двумя перекрывающимися стежками справа налево, чтобы второй оборот оказался ниже первого. Подтяните нитку.

8. Повторяйте шаги 5-7, пока не вышьете всю линию. Уведите нитку на изнаночную сторону и закрепите узлом.

Португальские узелки — самый подходящий шов для вышивания толстых, стеблей и веток, например плюща.

Атласная гладь
Атласная гладь выполняется тонкими нитками: шелком или мулине в одну нитку. Особенностью этой глади является расположение стежков, создающее гладкую блестящую (атласную) поверхность вышивки.
Стежки делаются разной длины и плотно укладыватся друг к другу. Они не должны соприкасаться концами и располагаются так, чтобы один стежок заходил за другой. Каждый последующий стежок нужно шить, вкалывая иглу около середины предыдущего стежка, немного отступая назад, под нитку только что выполненного стежка. Направление стежков должно соответствовать направлению прожилок листиков или лепестков (рис.11).

Начинать вышивку листика или лепестка надо с вершинки или с центра. Если на листике или лепестке имеется закругленная часть или выступ, то по линии изгиба увеличьте количество стежков, для того чтобы не получалось длинных линий от края до середины лепестка или листика. Эти добавочные стежки делаются по выпуклому краю, возвращаясь назад по направлению от середины к внешнему краю. При этом основное направление стежков не должно меняться.
Закончив вышивку одной половины листика или лепестка, переходите к тому месту, откуда начинали вышивку, и выполняйте вторую половину, укладывая стежки в противоположном направлении. Это дает возможность точно выдержать нужное направление стежков. Вышивка должна получиться ровная, с блестящей поверхностью рисунка. На изнаночной стороне вышивки образуются короткие, беспорядочно разбросанные стежки.
Атласная гладь выполняется как белыми, так и цветными нитками. Атласной гладью вышивают преимущественно растительный орнамент.

Белая гладь (маунтмеллнк)

Маунтмеллик — еще один шов для линий, более широкий, чем тамбурный или стебельчатый, поэтому им можно вышивать толстые ветки. Он состоит из крупных рельефных стежков. Одна сторона стежка — прямая, у другой есть «ножка», напоминающая шип, как на стеблях роз или ежевики. Выполнять маунтмеллик следует, двигаясь сверху вниз, по направлению к себе.

1. Выведите нитку на лицевую сторону в верхней точке линии — в точке А. Сделайте наклонный стежок вправо и воткните иглу в ткань в точке В. Снова выведите иглу на лицевую сторону в точке С под точкой А. Отведите нитку вверх.

2. Проведите иглу сверху вниз под наклонным стежком. При этом уберите нитку вверх, влево от иглы.

3. Затем обведите нитку по часовой стрелке. Воткните иглу в ткань в точке А.

4. Выведите иглу на лицевую сторону в точке С. Убедитесь, что игла вышла наружу внутри петли из нитки, подтяните нитку. Образуется треугольник с левой прямой стороной и маленькой «ножкой» справа.

5. Следующий этап начните с наклонного стежка (как для шага 1), потом повторите шаги 2 и 3; следите, чтобы игла прошла через только что получившийся треугольный стежок. Точка С первого стежка будет для второго стежка точкой A. Выведите иглу на лицевую сторону в точке С второго стежка, снова отведя нитку в сторону по часовой стрелке. Это уже четвертый шаг для второго стежка. Точка С стала точкой А для третьего стежка.

6. Продолжайте двигаться вниз по линии, закончите шов, воткнув иглу чуть ниже прямой стороны последнего треугольника.

Маунтмеллик-идеальный шов для толстых шипастых веток, например, ежевики.

Плетеный шов

Этим широким швом удобно вышивать толстые ветки. Основой для него служат две параллельные линии. Таким швом я вышиваю толстые лозы винограда, им же вместо петельного шва можно отделать края изделия. Кладите стежки ровно на ткань, но не натягивайте нитку слишком туго, иначе плетеный шов сложится вдвое. Плетеный шов — один из моих самых любимых; для его выполнения требуются ритмичные, успокаивающие движения рук. Двигаться при этом следует сверху вниз, по направлению к себе.

1. Выведите нитку на лицевую сторону палевой линии рисунки. Придержите нитку левой рукой. Пропел иге иглу под ниткой, направьте нитку под углом, под которым наклонена стрелка часов, указывающая на одиннадцать. Затем поверните иглу против часовой стрелки и спою сторону.

2. Продолжайте поворачивать иглу против часовой стрелки, чтобы получилась петля; короткая часть нитки поверх длинной. Воткните иглу в ткань на правой линии, внутри получившейся петли.

3. Выведите иглу на лицевую сторону на левой линии. Убедитесь, что нитка проходит под иглой. Туго затяни те нитку вокруг иглы, направляя нитку вперед по линии шва.

4. Подтяните нитку, но не слишком туго. Стежок должен ровно лежать на поверхности ткани.

5. Продолжайте делать стежки, продвигаясь вниз по двум линиям рисунка.

Петельным швом Можно вышивать толстые ветки например, виноградные лозы.

Техника вышивания гладью поможет создать красивые цветы, картины. Для начинающих - основные узоры и простые мастер-классы с подробным описанием.

Что необходимо для вышивания гладью?


Для вышивания вам понадобится не так уж много, всего лишь:
  • игла;
  • нитки;
  • рамка или пяльцы;
  • ткань.
Придерживаемся такого плана работы:
  1. Чем тоньше ткань, тем тоньше игла. Но размер ушка должен быть таким, чтобы в него проходила выбранная нить.
  2. Нитей существует великое множество. Для подгибания ткани берут нитки, идентичные конкретной ткани. Для швейной отделки используют швейные нити. Чтобы скопировать рисунок, возьмите сметочные нитки такого цвета, чтобы они хорошо выделялись на данной ткани. Для декоративной вышивки применяют, например, х/б, шерстяные, окрашенные, бахромчатые нити, а также мерсеризованный шелк.
  3. Ткани для вышивки можно разделить на 2 группы: гладкие и счетные. К гладким относятся платьевые и мебельные ткани, например: атлас, шелк, бархат, шерстяные полотна. Счетные ткани помогают выполнить стежки идентичного размера с одинаковыми промежутками, так как имеют по вертикали и горизонтали равное количество нитей. Это облегчает подсчитывание нитей там, где требуется такая техника вышивания.
  4. Чтобы хорошо натянуть ткань, применяют рамки. Чаще всего для этого используют пяльцы для вышивания.

Перед вышиванием ткань необходимо проутюжить с изнанки, чтобы на готовом изделии не было перекашивания вышивки. Особенно это касается тонких полотен.


Перед вами - представители счетной ткани. Они используются при вышивании крестиком.


Ткань «Аида» создана таким образом, чтобы на ней были отчетливо видны квадраты, они позволяют с легкостью просчитывать нити, а небольшие отверстия в их углах помогают с легкостью вводить иглу. Льняное (или х/б) полотно, представленное на рисунке, имеет равномерное переплетение волокон, разреженную структуру, что облегчает подсчет нитей.

Как вы уже знаете, существует 2 основные типа вышивки - гладью и крестиком. Остановимся на первом. Это - классические варианты, но мастерицы освоили вышивание лентами, бисером, пайетками, такие работы также смотрятся изумительно.

Уроки вышивания гладью для начинающих

Эта техника позволяет украсить постельное белье, сумки, одежду, скатерти, создать удивительные картины. Вкратце технология вышивания данного вида состоит в переносе рисунка на полотно, обметки его очертаний и заполнения художества нитяными швами.

Вот несколько видов данного рукоделия:

  • Белая вышивка. Как понятно из названия, для узора используют только белые нити. Сначала делают контур вперед иголкой; затем, настил; после это вышиваются стежки.
  • Для атласной глади нужно делать маленькие стежки тонкими нитками. Каждый последующий стежок начинается от центра предшествующего ряда. В результате, на изнаночной стороне будет множество коротких дорожек из нитей, а на лицевой цельный гладкий узор.
  • В русской глади стежки прокладываются по горизонтали или по вертикали прямыми стежками. Между соседними оставляют промежуток в 2 нити, который зашивают, когда иголка двигается уже в обратном направлении.
  • Художественная вышивка представляет собой создание плоской косой глади без настила. Рукодельницы смешивают нити разных оттенков, чтобы сделать плавный переход цветов.
Познакомьтесь с некоторыми швами, которые будете использовать при выполнении техники вышивания гладью в дальнейшем.

  1. «Вперед иголкой». По контуру узора делайте равномерные стежки, длина которых равна расстоянию между двумя обрабатываемыми отрезками.
  2. «Назад иголкой» . С изнаночной стороны полотно протыкается иглой назад на длину, которая равна двум стежкам на лице, затем кончик иголки выводится на лицевую сторону, здесь делается 1 шов.
  3. При вышивании «петельного стежка» иголку направляют сверху вниз, делая вертикальные стежки. На лице нитка остается под иглой. При этом образуется петелька, напоминающая буквы «n» или «u».
  4. При создании «стебельчатого шва » иглу вынимают на лице полотна, чтобы она находилась в центре предыдущего стежка. На изнанку ее вводят наклонно. Вышивание гладью стебельчатым швом часто применяют для оформления листьев, стеблей, лепестков.
Для объемной вышивки используют двойные узоры, например:
  • длинный стежок вприкреп;
  • узкий валик;
  • пышечку;
  • стежок с настилом.


Бывают двойные узоры следующих типов:
  1. «Длинным стежком вприкреп» вышивают лепестки и листья. Сначала прокладывают стежки по длине листа, затем длинную нить закрепляют короткими стежками, чтобы полотно не просвечивалось.
  2. Для создания «узкого валика» сперва выполняют стежок «вперед иголкой», затем делают маленькие вертикальные стежки.
  3. «Пышечка». Сначала нужно вышить по дуге круга вперед иглой, после чего внутри круга, от его границ, выполняются горизонтальные стежки, а сверху - вышивают вертикальные. При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу.
  4. Для «стежка с настилом» сначала весь рисунок нужно прошить маленькими стежками вперед иголкой, а затем выполнить узор двусторонней гладью горизонтальными, вертикальными либо наклонными стежками.
Также для вышивания гладью используют одинарные узоры, такие как:
  • верхшов;
  • узелок;
  • петля вприкреп;
  • цепочка.


Отличаются они следующими особенностями:

  1. «Верхшов» - для него прокладываем стежки сверху вниз: с одного конца нужно сделать вертикальный стежок, вынуть иголку на лицевую сторону рядом с местом ее выхода. Затем - сделать стежок в обратную сторону, исходя из такого же принципа.
  2. Чтобы выполнить «узелок» , проткните с изнанки иглой ткань, выведите ее на лицо. Сделайте здесь несколько навивов близко друг к другу, придерживая их и одновременно вытягивая иголку на изнаночную сторону, чтобы образовался рельефный узелок.
  3. У вас получится «цепочка» , если будете накидывать нитку на иглу в виде петельки.
  4. «Петлей вприкреп» оформляют лепестки цветов. Выполняется данный узор, как цепочка, но маленьким вертикальным стежком, который нужно фиксировать в середине лепестка.


Вот о скольких стежках вы узнали. Теперь сможете включать их в свои работы. Давайте начнем практику с несложных узоров.

Техника вышивания цветов

Для этой творческой работы понадобятся:

  • рисунок;
  • белая ткань;
  • нитки разных цветов;
  • иголка;
  • пяльцы для вышивания;
  • ножницы.

Для того, чтобы вышить цветы, вам понадобится их схема. Вы можете изобразить этих представителей флоры сами или использовать копирку. Продаются и уже готовые терморисунки, которые приглаживаются к ткани утюгом.


Любым из представленных методов перенесите рисунок на полотно.


Начинаем вышивать с узкого кончика листика. Сперва покрываем стежками «вперед иголка», расположив их немного наклонно, одну сторону листа, а затем - вторую.


Маленькими короткими стежками вышейте стебель. Чашечку цветка оформите теми же зелеными нитями, швом «вперед иголка».


А вот сам цветок нужно вышить следующим образом. Для него нужно подобрать 3 похожих тона, например, телесный, розовый и красный. Сначала вышивайте телесным, затем розовым и в конце - красным, чтобы получить плавные переходы трех оттенков.


Вот какая красивая вышивка гладью у вас в результате получится.


Следующий мастер-класс научит вышивать цветок ирис. Если вы берете трикотажное полотно, тогда обязательно подложите на изнанку флизелин, чтобы он придал ткани нужную жесткость.

Лучше всего использовать мулине, но если вы уверены в своих навыках, можете взять шелковые нитки. Тогда рисунок получится еще более красивым и будет переливаться.

Перерисуйте ирис на ткань. Хорошо натяните полотно на пяльцы для вышивания.


Возьмите темно-сиреневую нить, ею вы зашьете каемку нижних лепестков. В подобных работах изнаночная и лицевая сторона должны быть выполнены аккуратно. Поэтому не нужно закреплять нить при помощи узелка. Сделаем это по-другому.

Проколите полотно иглой, выведите нить на лицо и оставьте тут небольшой хвостик. В процессе начала вышивания придерживайте его пальцем. Когда вы продолжите работу, этот кончик нитки закрепится стежками, которые вы будете выполнять далее. Вышиваем простой гладью, тогда изнанка и лицо будут выглядеть одинаково.

Сначала оформите края лепестка темно-сиреневой нитью. Делайте стежки наклонно, параллельно друг другу. Оставляйте между некоторыми промежутки, чтобы затем заполнить их более светлой нитью. При помощи нее же вышиваем внутри лепестка.


По такому же принципу выполните более крупные лепестки ириса.


Серединка цветка создается оранжевой нитью.


Внутренние части лепестков оформляйте при помощи светлой нити. Посмотрите на фото, что у вас получится.


Посмотрите на примере создания ствола дерева, как можно, используя всего 3 цвета, сделать вышивку наиболее реалистичной.

Для этого возьмите вот таки нити:

  • темно-коричневые;
  • светло-бежевые;
  • серо-коричневые.
Сделайте вдоль ствола несколько темно-коричневых стежков, при этом можно не следить за их ровностью.

Теперь между данными, вам нужно проложить светло-бежевые стежочки.


Оставшееся место на стволе вышейте серо-коричневыми нитками.


Используя технику вышивки путем смешивания нитей разного цвета, вы сможете создать вот такие живописные цветы.


Посмотрите, как для этого нужно оформлять цветок. Сначала перенесите его рисунок на ткань, разделив каждый лепесток пополам. Далее, начиная с заостренной части лепестка, вышейте сначала одну его половину, делая стежки под углом в 45°. Затем оформляется вторая половинка лепестка, а таким же образом - и весь цветок.


Вышивка гладью поможет создавать вот такие прекрасные картины. Для них полотно лучше сразу заключить в рамку, хорошо натянув его.


Помогут правильно осуществить вышивку схемы. На следующей показано, как сделать мак, опираясь на подсказку.


Если вы хотите, чтобы ваша вышивка гладью получилась живописной, тогда для создания цветов используйте следующие оттенки.


Из сюжетов, представленных в конце статьи, вы узнаете о тонкостях этого красивого старинного рукоделия:

Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях.

Виды вышивки гладью

Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях(маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью,надо познакомиться с некоторыми самыми необходимымии приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом"вперед иглу" и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом "вперед иглу", затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежкамиза контур в направлении, противоположном стежкам настила.

Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, не высокая, плоской гладью.

Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок.Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаяськонцами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям.На лицевой стороне атласной глади - гладкий блестящий узор, а на изнанке - мелкие стежки.

Русская гладь. Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрываютпропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.

Существует много видов глади: плотная белая с настилом (бельевая), легкая без настила, прорезная, теневая, атласная и другие. Чаще всего гладь используется для выполнения рисунков растительного характера.

Белая гладь с настилом (бельевая). Этот вид глади применяют для вышивки на тонких тканях - батисте, крепдешине, тонком льне. Нитки берут мягкие и желательно блестящие - мулине, шелк. При выполнении гладьевых вышивок часто используют дополнительные виды шитья: мережки, «узелки», подкладной шов, «россыпь» и т. д.

Рассмотрим наиболее распространенные приемы бельевой глади. В любом из этих приемов вначале на ткань переводится рисунок.

«Пышечка»

Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил и вышивается гладь.

«Дырочки»

Штопальной иглой прокалывается центр кружочка. Край обметывается катушечной ниткой.

«Цветочек»

Сначала делается «дырочка», затем цветок по контуру обшивается швом «вперед иголку». Делается настил, и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.

«Узелки»

Рисунок обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани.

«Россыпь»

Как и в предыдущем способе, вначале обшивается контур рисунка. Затем вся форма заполняется мелкими стежками шва «назад иголку». Начинают заполнять от краев, параллельно очертаниям.

«Листик»

Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу.

«Листик в раскол»

Название «раскол» обозначает, что листик делится на две части. Начинают выполнять листик как обычно: сначала наметывают край, затем делают настил. На месте раскола листика выполняют два параллельных стежка. Сперва заполняют целую часть листика. Далее, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, делая проколы между параллельными стежками, а когда одна сторона будет вышита, переходят ко второй.

Подкладной шов, или «восьмерки»

Мелкими стежками «назад иголку» выполняется рисунок по контуру. Но, сделав один стежок, рабочую нить перекидывают на изнанке к другому краю, чтобы, получив там такой же стежок, вернуться назад для выполнения второго стежка рядом с первым.

На изнаночной стороне получается частый переплет в виде «восьмерок». Места вышивки, выполненные подкладным швом, выделяются на просвети хорошо смотрятся на полупрозрачных тканях.

Гладьевой валик

Представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Для выполнения прямого валика с вертикальными стежками на лицевой стороне и слегка скошенными на изнаночной, выдергивают на ткани две горизонтальные нити на расстоянии 0,5 см одна от другой. Вдоль будущего ряда прошивают несколько стежков, чтобы закрепить нитку. Первый стежок по лицевой стороне выполняют строго вертикально. Укладывают все последующие стежки на расстоянии в одну нйтв ткани друг от друга параллельно первому стежку) Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.

Атласная гладь

Для выполнения этого вида глади используют шелк или мулине. Рекомендуется вдевать в иглу только одну нитку - чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок.

Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами.

Каждый новый стежок выполняют, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, вышивая листик или лепесток, стежки направляют по жилкам. Когда на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивают по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняют по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю.

При правильно выполненной вышивке на лицевой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на изнаночной - хаотично расположенные маленькие стежки.

Художественная цветная гладь

Выполняется цветными блестящими нитками. Наиболее эффектный вариант вышивки художественной гладью - шелком. Отличие ее от белой глади в том, что стежки делаются не прямые, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью.

Если вышиваемая форма большого размера, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше смотрятся короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу рекомендуется вкалывать между стежками, а не в сделанный ранее стежок.

Прорезная гладь

Для ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».

Русская гладь

Выполняется стежками величиной от 5 до 7 мм по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2-3 нити между ними. Стежки должны плотно прилегать друг к другу.


Top