Как правильно назвать праздник 7 июля. Церковный Православный праздник июля

Рождество святого славного пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
Преподобного Антония Дымского, Новгородского (1224).

Мучеников семи братьев: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (ок. 284-305). Святителя Никиты, епископа Ремесианского (ок. 420). Праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских (обретение мощей, XVII; 1566-1569). Мученика Панагиота Кесарийского (1765).

Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Сегодня мы празднуем День рождения великого Предтечи Господня. Праздник, замечательный уже по тому, что само Рождество Иоанна Предтечи было необыкновенным и чудесным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк.

Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.
Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20).
Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).
Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, возмужав, вышел из пустыни на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Преподобный Антоний Дымский

Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то решился оставить мир. Он поселился в обители святого Варлаама на Хутыни. Святой Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братья, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными.

Православные и Церковные праздники в июле.

В субботу, 7 июля, православные и грекокатолики отмечают Рождество Иоанна Крестителя. Как гласит Евангелие, Иоанн Предтеча появился на свет на полгода раньше Иисуса Христа в семье священника Захарии и Елисаветы.

Предтеча – особая фигура в церковной иерархии. Он занимает третье место после Иисуса Христа и Марии. На множестве икон изображается именно эта троица: Христос, Богородица, Креститель. Он также единственный святой, рождество которого празднуется. Ни один другой святой не удостоен такой чести.

Народный праздник Ивана Купала отмечается 7 июля

Праздник появился на Руси еще в языческие времена, но его изначальное название неизвестно. Нынешнее название - Иван Купала - имеет уже христианское происхождение и восходит к имени Иоанна Крестителя, которого поминают в этот день. Другие названия праздника: «Иванов день», «Купала», «Купальская ночь», «Колосок», «Травник», «Ярилин день». Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы. По преданию, Иоанн Креститель был ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим пришествие Спасителя, а позже крестившим его в водах Иордана.

Само прозвище Иоанна - Креститель - в переводе с греческого означает «тот, кто купает», ведь обряд крещения представлял собой именно погружение в воду. На Руси это прозвище переосмыслили и связали с традицией купаться в этот день в водоемах. Купания начинались накануне - вечером дня Аграфены Купальницы. Зайти в водоём необходимо было обязательно до захода солнца. Большая часть действ праздника проходила в тёмное время суток.

Традиции народного праздника

В сам день Ивана Купалы окунаться в реку или озеро нужно было непременно между утреней и обедней - считалось, что после этого проходят все болезни. Символами праздника стали два цветка. Один из них - не существующий в природе цветок папоротника. По легенде, он распускается один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и может одарять человека даром предвидения, а также способностью находить клады. Другой цветок - Иван-да-Марья. Его желто-голубые лепестки олицетворяли сочетание не только мужского и женского, но также двух стихий - воды и огня.

Седмица 6-я по Пятидесятнице, продолжается Апостольский пост (Петров пост), постный день.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;

Установлены следующие памятные даты:

День памяти преподобного Антония Дымского;
День памяти праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских;
День памяти семи братий мучеников Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина.

Иван Купала или Купайла - с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) - один из главных праздников календаря славянских народов, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния.

Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.

Иван Купала или Купайла - с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф11:11).

В Русской православной церкви его рождение — великий праздник, хотя и не входящий в число 12 главных (двунадесятых). Празднуется оно за 6 месяцев до Рождества Христова — всегда в Петров пост.

Традиция эта зародилась еще в III веке в память событий, описанных в 1-й главе Евангелия от Луки. Согласно этому рассказу, праведные родители будущего пророка, священник Захария и его жена Елисавета, дожили до старости бездетными, и когда Захарии во время богослужения в Храме явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына, тот, естественно, усомнился, что это возможно, и тут же онемел. Речь к нему вернулась только после рождения сына, которому суждено было предсказать пришествие Иисуса Христа, а потом и крестить Его в водах Иордана.

Из-за этой 6-месячной разницы между рождением пророка и Мессии Рождество Иоанна Крестителя оказалось близко к летнему солнцестоянию, а Рождество Христово — к зимнему, то есть, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться, по словам самого Иоанна: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30).

Иванов день празднуют по всей Европе. На Руси его народное название — Иван Купала — обычно связывают с неким языческим божеством, хотя само существование такого божества не подтверждено (первое упоминание о нем встречается лишь в поздней Густинской летописи XVII века, да и то по недоразумению: летописец, зная о "бесовских игрищах" на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога). По другой версии Иван Купала - это по-славянски Иоанн Креститель. Но дохристианские обычаи, связанные с днем летнего солнцеворота, оказались, действительно, очень живучи, а предшествующая ему ночь так и осталась в народном сознании самой мистической в году.

Основная часть купальских обрядов связана с водой, огнем и травами. Накануне праздника до захода солнца все обязательно купались — на севере чаще в банях, на юге — в реках и озерах. Ближе к закату разжигали костры — на холмах или у реки. Вокруг костров водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, бегали наперегонки, играли в горелки, менялись венками, искали волшебный цветок папоротника, открывающий все замки и дающий прозорливость и понимание языка зверей и птиц, купались в утренней росе. А в сам праздник обязательно поминали предков. Еще в XIX веке во многих деревнях к этому дню варили в складчину "обетную" кашу из ячменя и кормили ей нищих.

Со времен Средневековья обряды этого дня считались бесовскими и запрещались церковными властями всех конфессий, но они, видоизменяясь и меняя смысл, дожили до наших дней: только в 2013 году, по просьбе РПЦ, празднование Ивана Купалы и Дня Нептуна официально запретили проводить в Воронежской области.

По мнению этнографов, среди восточных славян в наиболее архаичной форме праздник сохранился у белорусов, отчасти у украинцев, русскими же основные элементы купальских обрядов были или забыты, или перенесены на другие праздники — Троицу и Петров день.

Рождество святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна
Преподобного Антония Дымского, Новгородского (1224).

Мучеников семи братьев: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (ок. 284-305). Святителя Никиты, епископа Ремесианского (ок. 420). Праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских, Новгородских (обретение мощей, XVII; 1566-1569). Мученика Панагиота Кесарийского (1765).

Православные Святые угодники.

Рождество святого Предтечи и Крестителя Иоанна

Сегодня мы празднуем День рождения великого Предтечи Господня. Праздник, замечательный уже по тому, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и чудесным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк.

Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.
Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20).
Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).
Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, возмужав, вышел из пустыни на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Преподобный Антоний Дымский

Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то решился оставить мир. Он поселился в обители святого Варлаама на Хутыни. Святой Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братья, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными.

В православии очень много праздников, которые являются пережитками и адаптациями более ранних языческих празднеств. Так случилось благодаря двум факторам. Во-первых, новообращенные жители продолжали сохранять свои бытовые, привычные им ритуалы и хранили память о праздничных датах. Но поскольку чтить прежних богов теперь было или нельзя, или (если крещение принималось искренне) по совести невозможно, праздники наполняли новым смыслом и христианским содержанием. С другой стороны, церковные миссионеры сознательно старались наложить на исконные языческие дни церковные торжества, дабы похоронить под ними память о прежних праздниках, имевших место во времена язычества. Аналогичным образом христиане подходили и к вопросу церковного строительства - храмы и монастыри часто возводились там, где прежде стоял языческий храм или капище. Праздник, о котором пойдет речь ниже, это яркий пример такой Называется он Ивана Купала и празднуется 7 июля. в честь здесь был совмещен с древним славянским торжеством.

История праздника

Иванов день, отмечаемый 7 июля, - церковный праздник, истоки свои имеющий, как уже было сказано, в языческом древнеславянском культе. Известны и распространены также и другие его названия, например, Колосок, Купалье, Иван Ведьмацкий, Солнцекрес, Иван Травник и множество других. В дохристианскую древность этот день связывали с которое приходится на разные дни в двадцатых числах июня. Сегодня же его отмечают в строго определенный день - 7 июля. Церковный праздник при этом во многих странах является также и общенациональным государственным, но отмечается он, как день памяти святого Иоанна Крестителя, и, таким образом, астрономически не привязан более к солнцестоянию. Обрядовая часть христианского ритуала довольно успешно вписалась в общую концепцию языческого празднества. Если преданные старым богам люди в этот день совершали очистительные купания, то культ Иоанна Крестителя, который, по сути, занимался в свое время тем же самым, пришелся впору, и, таким образом, даже внешние традиции этого дня пришлось корректировать не столь сильно.

Праздничные обряды

И в древности, и в наши дни существует огромное множество ритуалов, которые исполняют люди 7 июля. Какой праздник, к примеру, обходится без веселья? Выразителем этой радости в широких массах являются танцы-хороводы, хотя чисто церковная традиция относится к этому критически, так как день этот приходится всегда на время Петропавловского поста. В храмах служат торжественные богослужения и на этом, как правило, все заканчивается. А вот народные гуляния дополняют церемониал различными манипуляциями с огнем, водой и травами.

Водные ритуалы

Что делать 7 июля? Разумеется, идти к водоему, озеру или реке. Там, скорее всего, будут люди, желающие искупаться. При этом ночью желающих залезть в воду столько же, сколько и днем, а может быть, и больше. Вода в это время, как считается, наделяется особыми целебными и магическими свойствами. Кто не имел возможности отправиться на водоем, в старину купался в бане, а банный веник затем сохранялся на протяжении всего года как важный амулет против различной нечисти.

Огненные ритуалы

Костер ‒ это неотъемлемый атрибут на 7 июля. Церковный праздник при этом достаточно скромен: в его церемониале присутствуют только традиционные свечи и лампады. Освящение огня и прыжки через костер ‒ это, опять же, языческая рефлексия, сохраненная в народной памяти. Впрочем, на Балканах во всех этих игрищах верующие люди и церковь вообще принимают более активное участие, освящая их своими молитвами. По традиции же костры разводят по берегам водоемов, после чего прыгают через них. Это имеет характер игры, хотя в сие действо вкладывается и смысл - огонь, по древнему поверью, имеет очищающие свойства. Кроме того, 7 июля церковный праздник в деревнях отмечали тем, что между костров проводили скот, чтобы предохранить его от зла, но сегодня это мало кто делает. А еще в огне принято было сжигать одежду, которую носили больные люди.

Обряды, связанные с травами

Известна традиция плетения венков 7 июля. Церковный праздник тут ни при чем - это народная традиция. Она же повествует о сборе трав и цветов в купальскую ночь. Особенно характерна в этом отношении легенда о цветке папоротника, который цветет только на Купалу, а нашедшему его человеку он укажет путь к сокровищам. Травы в дальнейшем считаются целебными, а вот на венках принято гадать. Впрочем, это уже совсем не церковная традиция, а потому ее касаться мы не будем. Следует помнить, что с возрождением язычества в России сегодня фактически есть два праздника, приходящихся на 7 июля. Какой праздник празднуете вы ‒ это ваше дело, но не следует путать их. Если вы делаете выбор в пользу христианского дня святого Иоанна Крестителя, то, возможно, лучшим решением для вас станет простой поход в храм на службу и причастие.


Top