Когда на Ямале отмечается главный праздник кочевников – День оленевода. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Приезжайте к нам весной день оленевода

День оленевода - традиционный праздник тундрового населения Таймыра. Проводится в середине календарной весны.

Для оленеводов-кочевников профессиональный праздник - повод не только встретиться с родственниками и друзьями, но и принять участие в соревнованиях и отдохнуть от трудовых будней.

В этот день чествуют людей, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре в чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое со своими семьями и оленьими стадами. Олень – это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает все: пищу, жилище, одежду, средство передвижения. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

День оленевода - это очень веселый, светлый и, по-настоящему, весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.

В 2017 году первыми День оленевода встретят в поселке Потапово муниципального образования «город Дудинка». Здесь праздничные мероприятия пройдут 7 апреля.

График проведения праздника «День оленевода» на Таймыре в 2017 году


План проведения праздничных мероприятий «День оленевода-2017»:

Первыми на Таймыре отмечают День оленевода жители поселка Потапово

С сегодняшнего дня на Таймыре начались праздничные мероприятия, посвящённые Дню оленевода. Открыл праздничную эстафету посёлок Потапово городского поселения Дудинка, где с 10.00 часов утра стартовали конкурсные и спортивные мероприятия, и вскоре начнутся гонки на оленьих упряжках.

Поздравить сельчан таймырской глубинки с праздником приехали Глава г. Дудинки Юрий Гурин, главный специалист Управления по делам коренных малочисленных народов Таймыра и вопросам сельского и промыслового хозяйства Администрации муниципального района Даниил Яптунэ, представители городского Совета депутатов и органов местного самоуправления столицы Таймыра.

Утром в сельском Доме культуры открылась выставка детского рисунка «Мой посёлок», участниками которой стали школьники посёлка Потапово. Здесь же работает выставка «Кулинары 2017», на которой представили национальные блюда и кулинарные изделия все желающие жительницы посёлка. На обеих выставках представлены конкурсные работы, оценивать которые будет жюри, в составе которого представители органов местного самоуправления, образования, общественности. Победители будут поощрены ценными подарками.

В 11.00 часов возле Дома культуры стартуют спортивные состязания по тройному национальному прыжку и прыжки через нарты. В акватории реки Енисей все желающие северяне будут соревноваться в метании маута. Здесь же состоятся традиционные гонки на оленьих упряжках. В них заявили о своём участии пять жителей посёлка: Сергей Болин, Спиридон Болин, Геннадий Иванов, Леонид Болин и Игорь Болин.

Победителей ждут подарки от Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района: сертификат на сумму 300 тысяч рублей, ноутбук и навигатор. Также ценные призы будут вручены от ПАО «ГМК «Норильский Никель».

Во время церемонии награждения будут отмечены юбиляры посёлка Ольга Аверченко и Леонид Болин, а также сегодняшний именинник Сергей Бурков. Памятный подарок ждёт старейшего жителя посёлка Николя Ивановича Силкина.

Как отметил начальник территориального отдела в посёлке Потапово Администрации г. Дудинка Владимир Шмаль, праздник День оленевода всегда в посёлке проходит на высоком уровне и оставляет надолго праздничное настроение у всех жителей Потапово. Помимо конкурсной и спортивной программы также организована праздничная торговля, днём состоится народное гуляние, а завершится День оленевода вечером в Доме культуры праздничной дискотекой.

Тухард отметил День оленевода

В поселке Тухард сельского поселения Караул отметили День оленевода, один из самых главных северных праздников. Традиционно на празднование съехались кочевники из тундры, чтобы поучаствовать в соревнованиях, встретиться с родственниками и друзьями.

В праздновании Дня оленевода приняли участие Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Красноярского края, Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, Глава Таймыра Сергей Ткаченко, заместители Руководителя Администрации муниципального района по профильным направлениям Галина Гаврилова, Сергей Шаронов и Николай Маймаго, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Красноярском крае Семен Пальчин и начальник Управления благотворительных программ Заполярного транспортного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» Светлана Рубашкина.

Гостей, жителей поселка и оленеводов, приехавших на праздник с просторов тухардской тундры, на берегу реки Большая Хета встречали артисты вокально-хореографических ансамблей. В преддверии торжественного старта оленьих гонок Андрей Клишас поздравил всех с праздником, поблагодарил жителей поселка, а также тундровиков, ведущих кочевой образ жизни, за сохранение многовековых традиций. «Мы очень рады, что традиционный образ жизни на Таймыре развивается. И даже при весьма непростых экономических условиях государство находит возможность для того, чтобы поддерживать традиционные промыслы и культуру коренных малочисленных народов Таймыра», - отметил Андрей Александрович.

Глава Таймыра Сергей Ткаченко поприветствовав со сцены участников праздничных торжеств, поблагодарил оленеводов за их нелегкий труд и пожелал всем здоровья и благополучия, а участникам соревнований – удачи. «Администрация муниципального района всегда будет поддерживать представителей коренных малочисленных народов Таймыра и уделять особое внимание любым проблемам. С каждым шагом мы идем к тому, чтобы жизнь коренного населения становилась лучше», - подчеркнул Сергей Ткаченко. Он также проинформировал собравшихся о скором строительстве жилого сектора рядом с посёлком Тухард. Переговоры о софинансировании с ПАО «ГМК «Норильский никель» и АО АИКБ «Енисейский объединенный банк» завершены успешно. 22 апреля в г. Красноярске на экономическом форуме три стороны подпишут соглашение, после чего начнется первый этап строительства – проектирование и подготовка земельного участка. Предполагается, что реализация данного проекта будет проходить в течение трех лет.

В оленьих гонках приняли участие 63 мужские упряжки и 10 женских. Это - самый захватывающий момент праздника. Управлять благородными животными - целое искусство, говорят тундровики. Это северное мастерство они передают по наследству.

По итогам праздничных гонок победителем среди мужчин стал Виктор Лырмин, ему достался сертификат на 300 тысяч рублей. Второе место и вместе с ним ноутбук, телевизор и GPS навигатор завоевал Александр Ямкин. Обладателем приза за третье место – навигатора и бензогенератора стал Афанасий Пальчин.

Среди женщин самые быстрые олени оказались у Светланы Ямкиной. Вторыми к финишу пришли олени Лидии Ямкиной, третье место у Генриетты Тэседо. Им также вручены ценные призы.

Кроме традиционных спортивных мероприятий: метания маута на хорей, национальной борьбы, прыжков через нарты и перетягивании палки, для сельчан и гостей праздника были организованы конкурсы мужской, женской и детской национальной одежды, праздничной упряжки.

Для гостей праздника установили гостевые чумы, где всем желающим предлагали отведать северные угощения – ягоды, блюда из рыбы и мяса оленя. Также здесь была развернута торговая ярмарка и выставка декоративно-прикладных изделий.

День оленевода для кочевого населения не только веселый праздник, но еще и возможность встретиться с родственниками, пройти медобследование, оформить официальные документы, купить продукты и необходимые вещи.

После завершения праздника, люди тундры еще несколько дней проведут в поселке, а затем снова отправятся в путь, на дальние пастбища. Вновь все вместе они соберутся только через год.


Победителями гонок на оленьих упряжках в поселке Носок стали Леонид Вэнго и Яна Яптунэ

Поселок Носок сельского поселения Караул в минувшие выходные принимал эстафету праздничных мероприятий, посвященных Дню оленевода.

В посёлке Носок и Носковской тундре сельского поселения Караул проживают порядка двух тысяч человек, около 1200 из которых – оленеводы, ведущие кочевой образ жизни. Ежегодно праздник День оленевода собирает их вместе, чтобы выявить лучших в творческих, спортивных соревнованиях и традиционных гонках на оленьих упряжках.

Мероприятия, посвящённые Дню оленевода, здесь стартовали в пятницу в Носковской средней школе-интернате, где для жителей Носковской тундры их детьми был подготовлен праздничный концерт. Утром в субботу в сельском Доме культуры прошло собрание оленеводов ОСПК «Яра-Танама». Перед оленеводами выступил заместитель Главы Таймыра по делам коренных малочисленных народов и вопросам сельского и промыслового хозяйства Николай Маймаго, который рассказал о мерах социальной поддержки представителей коренных малочисленных народов Таймыра и проводимой в этом направлении Администрацией муниципального района работе. Николай Николаевич также предложил оленеводам высказать все свои предложения в этом вопросе.

С отчётом о проделанной за год работе выступил председатель кооператива Александр Ядне. Начальник районного Отдела МВД России Сергей Григорьев отчитался о работе таймырской полиции и ответил на вопросы, касающиеся правоохранительной темы. Глава сельского поселения Караул Дмитрий Рудник рассказал собравшимся о планах по развитию сельского поселения и отдельно в сфере строительства. Всем оленеводам, работающим в ОСПК «Яра-Танама», в этот день были выплачены субсидии за содержание оленепоголовья.

Также с утра в участковой больнице была организована работа медицинского отряда, приехавшего из Дудинки, медицинские работники проводили внеочередное медицинское обследование кочующего населения и сельчан. Здесь же производилась выдача аптечек согласно муниципальной программе «Создание условий для сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Таймырского Долгано–Ненецкого муниципального района и защиты их исконной среды обитания».

В полдень начались основные праздничные торжества, посвящённые Дню оленевода. В центре посёлка Носок было развёрнуто этностойбище, и установлены три чума, гостеприимные хозяйки которых угощали всех желающих блюдами национальной кухни. Рядом расположились торговые палатки, в том числе предпринимателей из Дудинки. Работала фотовыставка, рассказывающая об истории посёлка. Традиционным отличием посёлка Носок от других мест проведения Дня оленевода вновь стала раздача всем желающим национального ненецкого блюда – шурпы. Её организовали Администрация посёлка Носок совместно с ОСПК «Яра-Танама».

Во время торжественной части с приветственной речью к оленеводам и жителям посёлка Носок обратился заместитель Главы Таймыра по делам коренных малочисленных народов и вопросам сельского и промыслового хозяйства Николай Маймаго. Он поздравил всех с праздником и пожелал успехов в нелёгком труде оленевода, а всем участникам состязаний - победы. К поздравлениям присоединились Глава сельского поселения Караул Дмитрий Рудник, Руководитель Администрации сельского поселения Караул Андрей Никифоров и Руководитель территориального подразделения Администрации сельского поселения Караул Снежана Тэседо.

Дмитрий Рудник вручил памятные призы старейшему оленеводу Терку Месивичу Яр, которому исполнилось 85 лет, и старейшей чумработнице 65-летней Надежде Антоновне Тэседо. Также памятные призы получили 75-летние юбиляры Владимир Борисович Тэседо, Елена Липчивна Яптунэ и Явки Харнович Яптунэ. Подарки были вручены семейной паре, отметившей в апреле 30-летний юбилей, Георгию и Людмиле Яр, а также молодой семье Родиону и Ангелине Вэнго.

В рамках праздника состоялись конкурсы национальной одежды: мужской, женской и детской. Ненецкая одежда была представлена лучшими мастерицами посёлка Носок и Носковской тундры. Было организовано дефиле. В итоге первое, второе и третье места в конкурсе мужской ненецкой национальной одежды завоевали Демид Яр, Григорий Сигуней и Руслан Яптунэ соответственно. В конкурсе на лучшую ненецкую женскую одежду победили Мирослава Яптунэ (1 место), Ангелина Вэнго (2 место) и Марта Тэседо (3 место). В конкурсе детской национальной одежды призовые места с первого по третье заняли Александр Вэнго, Веселина Тэседо и Алексей Тэседо соответственно. Среди подарков были: телевизор, швейная машинка, видеоплеер, планшет, рации, игрушки.

Все подарки победителям конкурсных, а также спортивных праздничных мероприятий были предоставлены Администрациями муниципального района и сельского поселения Караул, ПАО «ГМК «Норильский никель» и ООО «РН-Ванкор».

По инициативе Администрации муниципального района в гонках на оленьих упряжках впервые в этом году были определены не три призовых места, а пять. В итоге победителем среди мужчин стал Леонид Вэнго. Места среди мужчин со второго по пятое распределились соответственно: Сергей Тэседо, Иннокентий Яр, Михаил Яр и Владимир Вэнго.

Среди женщин первой к финишу пришла упряжка Яны Яптунэ. Второй в гонке стала Алёна Ямкина, третьей – Валентина Яр, четвёртой Маргарита Яр, пятой – Инга Яптунэ.

Лидеры гонок в подарок от Администрации муниципального района получили сертификаты на сумму триста тысяч рублей каждый. Среди призов также были лодочный мотор, бензогенераторы, бензопилы, ноутбуки, планшеты.

Также в этот день прошли соревнования по национальной борьбе, в которой победу одержал Демид Яр. В состязаниях по тройному национальному прыжку победил Александр Иванов. В прыжках через нарты несомненный лидер – Андрей Фёдоров, в метании маута на хорей лучшим стал Василий Туданов. В перетягивании палки победителем был назван Евгений Ямкин. Самым быстрым в беге на 100 метров стал Хольма Вэнго. Победители и призёры также были награждены подарками, среди которых навигаторы, оргтехника, бензогенераторы, бензопилы, рации.

В День оленевода Евгения Вэнго подготовила и провела концертную программу, участие в которой приняли артисты и творческие коллективы села Караул и посёлка Носок: «Харп», «Сарютес», «Ручеёк», «Хаерако», Ольга Зонова и другие.

Для оленеводов Администрация посёлка Носок организовала праздничный ужин. Завершился День оленевода праздничной дискотекой.

На Дне оленевода в поселке Попигай встретились тундровики Таймыра и Якутии

В поселке Попигай сельского поселения Хатанга прошел большой праздник, посвященный Дню оленевода, на который прибыли оленеводы Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса республики Саха (Якутия). Спонсором праздничных мероприятий, проходивших в рамках экологического форума «ЭКОАРКТИКА -2017», выступило ООО «РН-Шельф-Арктика».

Поздравить виновников торжества в отдаленный поселок приехали Глава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Сергей Ткаченко, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валерий Семенов, заместитель председателя Правительства Красноярского края Юрий Захаринский, депутаты Законодательного Собрания края Николай Фокин и Валерий Вэнго, Глава Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса республики Саха (Якутия) Иван Семенов, Глава сельского поселения Хатанга Александр Кулешов, представители районной и сельской администраций, представители ООО «РН-Шельф-Арктика».

Юрий Захаринский, заместитель председателя Правительства Красноярского края, поздравил оленеводов с праздником и пожелал процветания Таймыру и Якутии.

Присоединившись к поздравлениям, Валерий Вэнго сказал: «Весной у наших оленеводов, как и у всех народов Севера, особый праздник, потому что просыпается наша тундра, рождаются маленькие оленята, и все знают, что жизнь продолжается, и все будет хорошо». Валерий Вэнго и Николай Фокин пожелали оленеводам больших производственных успехов, мирного неба, крепкого здоровья их семьям и оленям, а также вручили Благодарности Председателя Законодательного Собрания Красноярского края Алексею Большакову, Алексею Чуприну, Спиридону Чуприну, Прасковье Жарковой и Василию Чуприну.

«Приветствую всех гостей праздника на таймырской земле. Очень радует, что два братских соседа, две соседние территории могут соревноваться в традиционных видах спорта этносов Севера. Надеюсь, что такие мероприятия станут традиционными. Хочу поблагодарить руководство Анабарского национального улуса республики Саха (Якутия) и наших спонсоров ООО «РН-Шельф-Арктика» за поддержку и помощь в организации такого большого красивого праздника. Всем каюрам желаю успехов и победы в гонках», -отметил Глава муниципального района Сергей Ткаченко. Он также вручил Благодарность Главы муниципального района Николаю Большакову и Благодарственное письмо Администрации муниципального района Виктору Чуприну, а поселку Попигай – большой телевизор.

Затем гости и участники праздника приняли участие в обряде кормления духа огня «Алгыс» и исполнили танец дружбы «Хейро».

Самым зрелищным и долгожданным этапом праздничных торжеств стали гонки на оленьих упряжках. В этом году за главный приз - снегоход боролись оленеводы Таймыра и Якутии. Победителем гонок среди мужчин стал оленевод Анабарского улуса Владимир Туприн, лучшей гонщицей на оленьих упряжках – жительница поселка Новорыбная Александра Чуприна, ключи от снегоходов им вручил заместитель генерального директора ООО «РН-Шельф-Арктика» Владислав Емельянов. Вторыми к финишу пришли представитель Якутии Валериан Попов и жительница таймырского поселка Сындасско Анна Спиридонова, в подарок они получили лодочные моторы. Третьими в гонках на оленьих упряжках, каждый в своем забеге, стали представители одной таймырской семьи – супружеская пара Чуприных из Попигая – Алексей и Светлана. Им был вручен снегоход и спутниковый телефон. Всего участие в гонках приняли 17 женских упряжек и 51 упряжка, управляемая мужчинами каюрами.

Затем на старт вышли каюры, которые соревновались в гонках верхом на олене. Третьими в данном виде забега стали таймырцы Александр Чуприн и Елизавета Федосеева, второе место заняли Ануфрий Спиридонов и Александра Уксусникова, представители таймырских поселков Сындасско и Попигай соответственно. Ануфрий Туприн из Якутии и Марта Чуприна с Таймыра стали победителями гонок верхом на олене.

На берегу реки Попигай развернулось большое этностойбище, где гости и участники праздника могли познакомиться с бытом и традициями национальных долганских и якутских оленеводческих стойбищ. Хозяйки чумов и балков угощали всех блюдами национальной кухни из различных видов рыб, мяса оленя, куропатки, ягодами и печеными изделиями. Здесь же на стойбище работала ярмарка-продажа изделий декоративно-прикладного искусства. Для гостей была организована концертная программа, свои лучшие номера зрителям представили артисты поселка Попигай, села Хатанга и Республики Саха (Якутия).

Также в ходе праздника определили победителей конкурсов. Лучшей упряжкой признана упряжка Евдокии Катыгинской из Попигая. Ее землячка Евгения Большакова победила в конкурсе «Детская национальная одежда», а в номинации «Красивый сокуй» лучшей стала мастерица из Якутии Прасковья Попова. Необходимо отметить, что практически все участники праздника, от мала до велика, были одеты в национальные костюмы, выделка меха которых, а также разнообразие фасонов и узоров восхищали и поражали воображение.

Спортивная программа праздника включала в себя национальную борьбу, прыжки через нарты, метание маута на хорей и игры для детей. Уверенную победу в метании маута на хорей и пряжках через нарты одержал жителей поселка Попигай Василий Кудряков. Не было равных в национальной борьбе Валентину Опанасюку, каюру из таймырского поселка Попигай.

Завершился День оленевода праздничным салютом.

Помимо праздничных гуляний, концертов и конкурсов в поселке было организовано медицинское обследование кочующего населения и сельчан и выдача медицинских аптечек для оленеводов.







В посёлке Новорыбная победителями гонок на оленьих упряжках стали Олег Уксусников и Белла Киргизова

Жители посёлка Новорыбная сельского поселения Хатанга отметили День оленевода. Праздничные мероприятия проходили в течение четырёх дней. В субботу состоялся основной праздник, который открыла старейшина поселка Елена Трифоновна Уксусникова. Она провела обряд «кормления очага».

Все с нетерпением ждали начала основных состязаний - гонок на оленьих упряжках. В этих ежегодных и традиционных для Дня оленевода соревнованиях приняли участие и мужчины, и женщины посёлка. Победителем среди мужчин стал Олег Уксусников. Среди женщин первой пришла оленья упряжка Беллы Киргизовой. Каждый из них в подарок от Администрации муниципального района получил сертификат на сумму триста тысяч рублей каждый.

Запомнятся участникам праздника также гонки на собачьих упряжках, в которых победителем вышел Николай Попов.

Очень красочным был конкурс национальной одежды, который проходил в форме дефиле. Победителем и лучшим мастером по пошиву была названа Мария Попова. Не менее интересным и ярким у организаторов праздника получился конкурс по приготовлению национальных блюд, победителем которого стала Елена Рудинская. В конкурсе на лучший балок (северный домик) лучшим был признан балок Николая Попова.

В рамках Дня оленевода были организованы национальные спортивные состязания, где также были определены победители. Так, в прыжках через нарты с результатом 300 нарт победителем стал школьник Лазарь Уксусников. Лучшим в метании маута был назван Иван Антонов. Также проводились соревнования по тройному прыжку и борьбе.

Как отметил исполняющий обязанности начальника Территориального отдела поселка Новорыбная Администрации сельского поселения Хатанга Алексей Кудряков, праздничные мероприятия, посвященные Дню оленевода, начались в поселке 19 апреля. В рамках Дня оленевода также проводился турнир по настольному теннису. Лучшим среди мужчин стал Константин Фомин, среди женщин – Мария Антонова.

В сельском Доме культуры были организованы выставки в рамках конкурсов на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства и работу в области изобразительного искусства. Победителями были названы Василиса Жаркова и Алексей Попов соответственно. В конкурсе детских рисунков первое место заняла Даяна Кузьмина, лучшую работу в области декоративно-прикладного искусства представила Виолетта Чуприна.






Таймырский посёлок Сындасско принимал эстафету Дня оленевода

В воскресенье, 23 апреля эстафету праздничных мероприятий, посвящённых Дню оленевода, принимал посёлок Сындасско сельского поселения Хатанга.

Поздравить таймырцев с праздником приехали Глава сельского поселения Хатанга Александр Кулешов, его заместитель Анна Бетту, начальник отдела по развитию традиционных промыслов и обеспечению жизнедеятельности поселков Администрации сельского поселения Хатанга Александра Бетту, депутат сельского поселения Хатанга Татьяна Жапова, исполняющий обязанности директора по работе с коренным населением ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" Александр Истомин и ведущий специалист этой компании Сергей Журебесин.

Праздничные мероприятия прошли на территории бухты «Сындасско», здесь развернуло свою работу долганское национальное подворье. Открылся праздник традиционным для северян танцем «Хейро». Почетное право зажечь «Костер дружбы» было предоставлено ветерану оленеводческой отрасли Алексею Степановичу Киргизову.

С приветственным словом к жителям посёлка обратились представители Администрации сельского поселения Хатанга и компании ЛУКОЙЛ, они поздравили северян с профессиональным праздником Днём оленевода и пожелали успехов в труде и процветания посёлку. Лучшие представители отрасли были награждены почётными грамотами и благодарностями Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора края, Главы Таймыра, Администраций муниципального района и сельского поселения Хатанга.

Затем начались традиционные гонки на оленьих упряжках, в которых приняли участие, как мужчины, так и женщины. Победителями в гонках на оленьих упряжках стали Анна Спиридонова и Юрий Киргизов. Каждый из них в подарок от Администрации муниципального района получил сертификат на сумму триста тысяч рублей каждый.

Все подарки победителям и призёрам спортивных и конкурсных мероприятий в рамках Дня оленевода были предоставлены Администрациями муниципального района и сельского поселения Хатанга, ПАО «ГМК «Норильский никель» и ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь". Среди подарков были: бензогенераторы, бензопилы, ноутбуки, телевизоры и другое.

Также в рамках праздника были организованы гонки верхом на оленях, состязания по национальной борьбе, тройному национальному прыжку, метание маута и топора, бег среди мужчин и женщин.

Отдельно была организована площадка для проведения детских соревнований. Ребята с удовольствием участвовали в метании маута на оленьи рога, тройном национальном прыжке и беге.

В рамках Дня оленевода также состоялись конкурсы: «Семейное династие», «Лучшее изделие декоративно-прикладного искусства», «Лучшая мастерица- 2017 года», и была организована демонстрация национальной одежды. Порадовали гостей праздника долганский хор сельского поселения Хатанга «Дуорэн» и другие творческие коллективы и артисты посёлка Сындасско и сельского поселения Хатанга, которые подготовили концертную программу.



Здесь же - инвентарь: нарты, то есть деревянные сани с характерными косыми перекладинами, и хорей - палка с костяным набалдашникам для погона:


28.

А вот белый олень - такой обычно один на всё стадо и служит живым талисманом:

29.

В первый день праздника оленьи упряжки в основном катали народ, причём не дёшево - 150 рублей за кружок, думаю "за километр" цена сравнима с вертолётом.

30.

А в воскресение олени готовились к гонкам на нартах - кульминации праздника. Обратите внимание, что большинство оленей в это время без рогов, и лишь несколько упряжек пришли во всей красе. Зачем оленю такие рога, которыми разве что в тундре не за что цепляться - честно говоря не понимаю. А огромные выпуклые глаза оленя, слышал, меняют цвет по сезону, подстраиваюсь под зимнее сияние тнудры:

31.

Портрет рогатой авки... В следующей части ещё полюбуемся ими в деле, а сейчас снова вспомним Киргизию, где мне повстречались не менее чудные и в общем похожие на оленей своей неприрученностью животные - хрюкающие косматые яки .

32.

Главный атрибут тундрового мужчины - "пояс оленевода", на котором соседствуют инвентарь и обереги, в том числе обязательно - мдевежий клык:

33.

Или даже несколько клыков. На шее у оленевода - тынзян, то есть аркан для ловли оленя, который носят вот так, в оперативном доступе. А на ногах у них кисЫ - это даже не унты, а нечто покруче, под малицей они выше колена и крепятся под ней к поясу:

34.

Про саму ненецкую зимнюю одежду я уже писал несколько постов назад, ну а тут повторюсь. На мужчинах обычно малица - балахон, надеваемый через голову с закреплёнными на нём варежками и капюшоном, на женщинах соответственно ягушка, в отличие от малицы распашная, потому что мужчине - ловить оленей, а женщине - кормить детей грудью. Малиц и ягушек много на других фото, а здесь, на фотографирующемся у чума туристе - соок, он же совик или просто "гусь" - самая тёплая одежда, надеваемая поверх малицы: говорят, в нём можно в 40-градусный мороз валяться пьяным и проснуться без признаков обморожения. Вся эта одежда шьётся из двух оленьих шкур мехом наружу и вовнутрь, только малицы и ягушки - из осеннего меха телят, а совик - из зимнего меха взрослых оленей. Минусы этой одежды в том, что при температурах выше -20 в ней уже жарко, а в городе она храниться не может, начиная быстро гнить и скверно пахнуть.

35.

Малицы сверху прикрывают цветастым сукном, и в целом на деловитых ненецких мужчинах одинаковая одежда смотрится как униформа. А вот ягушки - другое: женщины ходят в них мягкими и пушистыми, и вдобавок толстая свободно сидящая одежда, перехваченная тугим поясом, создаёт эффект роскошной фигуры. Здесь же обратите внимание на украшения - накладные косы из цветной ткани:

36.

Сумочка... У всех этих вещей есть свои названия, но я в данном случае их подзабыл. На одежду при выборе невесты смотрят намного тщательнее, чем на лицо, и дело в том, что здесь не забыты изначальные причины того, почему женщина должна быть красива - ведь всё это ненцы не покупают, а делают своими руками, и стало быть чем чумработница наряднее - тем искуснее и хозяйственнее.

36а.

А роль пояса оленевода у женщин играют шапки с бахромой металлических украшений и опять же амулетов, порой передающихся веками из поколения в поколение. Висят они как раз на уровне пояса:

37.

38.

Ненцы относятся к "малым народам Севера", но их народ - крупнейший из малых: около 45 тысяч человек, населяющих всю тундру от Кольского полуострова до Таймыра, вдоль Баренцева и Карского морей: по размеру своей земли это один из крупнейших народов мира. Большая часть ненцев (30 тысяч человек) живёт в ЯНАО, 8 тысяч - в Ненецком округе, 3,5 тысячи - в Красноярском крае. Их язык относится к самодийской группе, вместе с финно-угорскими языками входящий в уральско-югорскую семью: проще говоря, ненецкий с финскими соотносится примерно как русский с фарси или хинди. Самодийцы пришли в эти края аж с Саянских гор , важитые оттуда тюрками, а из лесов - уграми. Оленеводство ненцы то ли принесли с собой (на Саянах издавна разводят маралов), то ли переняли у сихиртя - легендарного народа, жившего здесь до них, известного русским как печора и скорее всего родственного нынешним саамам. Название "ненцы" значит просто "люди" (нэнэч) или даже "настоящие люди" (нэнэй нэнэч), русские же до 1930-х годов называли их "самоеды". Говорят, что происхождение этого слова вполне безобидное, всего лишь переиначенное на русский манер название саамов - первого известного Руси тундрового народа, но ритуальное поедание вырванного сердца убитых врагов в глухом Средневековье летописи то ли отмечали, то ли приписывали. Ненцы, как и всякие кочевники, на момент встречи с русскими были народом воинственным и непокорным, не раз бунтовали (крупнейшее восстание Ваули Пиерттомина в 19 веке бушевало лет 20), грабили Пустозерск, и даже при Советах умудрились поднять два крупных восстания, известных ныне как Мандалада (это слово означает "военный совет" или даже "военное положение" в отличие от мирного "майолдава").

39.

При всём том ненцы - народ деловитый, умеют наживать богатство и устраиваться в жизни, и даже в наше время из крупнейшего в мире поголовья оленей (600 тысяч голов) Ямала больше половины голов - частные. Слышал, что чукчи (пасущие за копейки государственных оленей) ненцам завидуют и считают их ушлыми, и что среди ненцев много богатых людей, сделавших хороший бизнес на тундровом материале. При всём том, они неожиданно хорошо, куда лучше многих более крупных народов, сохранили язык, быт, традиционную культуру и даже фамилии без русского суфикса (кажется, таким в России могут похвастаться разве что тувинцы) - Харючи, Худи, Салиндер, Лапсуй, Вануйто, Валей... фамилий, правда, у них мало, буквально пара десятков, и каждая выросла из какого-то древнего рода, а в целом они все друг другу дальняя родня. Ну а ассмилияции ненцы не поддаются из-за того, что заняты делом, которым не может заниматься ни один больше народ, чумы да малицы сохранили потому, что весь прогресс не смог предложить для их реалий ничего лучше, и потому живут как бы в параллельном мире. Ненцам удалось то, что не удалось практически никому из народов СССР - сохранить свой традиционный образ жизни. Мне кажется, реальной обосолбленности в СССР у оленеводческих совхозов было поболее, чем у Прибалтики с Узбекистаном, а к советской власти тут многие относятся так же враждебно, как те же литовцы или западно-украницы: ненцы - такой же народ "труженников-собственников" со своими традициями самоорганизации без оглядки на государственную власть. В общем, это сильный народ со своим внутренним стержнем.

40.

Один из самых ярких этапов Дня оленевода - это конкурс "Кочевая семья", на который действительно съезжается несколько семей со всего ЯНАО. В актовом зале Детской школы искусств на той же площади в субботу и на ледяном подиуме в воскресение они поялвяются в собственноручно сделанных парадных нарядах, рассказывают о своей жизни в тундре, делают постановки, поют и пляшут, делятся секретами народной медицины, а в целом оставляют очень тёплое и яркое впечатление. Вот например семья Харючи из Ныды - эта фамилия, наряду с Вануйто, относится к двум исходным родам ненцев, и известные в прошлом как "карачеи", харючи были самым знатным из ненецких племён с собственным "замком" на берегу Надыма . Сейчас это просто одна из фамилий, но для образованного ненца она звучит что для русского Гагарин или Трубецкой. Старшие в семье - Родион и Радмила:

41.

Что ни говори, а ненки бывают очень красивы (хотя ненецкие типажи в целом исключительно разнооборазны):

42.

Говорят, кстати, почти все с акцентам, а некоторые свои речи произносили даже и по-ненецки без перевода. По звучанию и топонимике по-моему один из красивейших языков мира (в конце концов и мой никнейм Варандей - ненецкое слово).

43.

Семья Николай и Антонины Анагуричи из Кутопьюгана - как и Ныда, всё это Надымский район, но если та стоит на берегу Обской губы, то Кутоп - в глубине лесотундры:

44.

Семья Салиндер из знакомой нам по лету Антипаюты появилась с мистерией о том, как молодой ещё отец семейства однажды отправился в путь искать свою суженую, спрашивая, где она живёт, у Северного Сияния, Северного ветра и Северного Солнца, и в конце концов её нашёл - как сияние прекрасную, как ветер страстную, как солнце ласковую. Так и живут уже двадцать лет Родион и Вера вместе. Забегая вперёд скажу, что конкурс выиграли именно Салиндеры.

45.

В летней Антипаюте душой посёлка нам запомнился Катцо Салиндер в кепке-аэродроме - он когда-то в армии служил с грузинами и там заработал это прозвище, означающее "приятель". После конкурса мы с Димой и Леной подошли к Салиндерам и спросили, не знают ли они Катцо. Те пожали плечами: "он наверное из поселковых..." - всё же в этих краях люди делятся не по национальности, а по образу жизни.

46.

Семья Ивана и Анастасии Окотэтто из Яр-Сале -этот посёлок за Обской губой служит своего рода "столицей" оленеводческой цивилизации, и в Надыме на Дне оленевода правят был именно яр-салинцы, так как здесь проходит олений путь между их летними и зимними пастбищами.

47

Ну а мне интереснее всего оказалась встреча с семьёй Батмановых - по фамилии с русским суффиксом да по совершенно другой одежде, которую я принял бы скорее за что-то южно-сибирское видно, что они из другого народа. Это селькупы , в прошлом известные под говорящим названием остяко-самоеды (хантоненцы) или, вместе с енисейскими кетами - Пегая Орда. Селькупы, как и ненцы - народ самодийский, стало быть тоже пришли с Саян, но на слух языки их абсолютно разные (ненецкие Салемал, Ярудей, Хэбидя-мя или селькупские Ратта, Толька, Варга-Сылькы). Но главное - если ненцев на Север выжили угры в незапамятные времена, то селькупы где-то до 17 века были вполне себе таёжным народом под влиянием не столько хантов и манси, сколько живших за Енисеем эвенков, и славились как лучшие среди лесных народов гончары, ткачи (используя ткань из крапивы) и кузнецы, делавшие оружие для других народов. С покорением Сибири русскими Пегая Орда раскололась: половина селькупов остались на Средней Оби, в основном на севере нынешней Томской области, а часть ушли на север, к рекам Таз и Турухан, и фактически это два разных народа, несколько веков разделённых землях кетов и хантов. Селькупские ремёсла, кроме изготовления лодок и ткачества, в основном погибли, не выдержав конкуренции с русскими товарами, которые всегда можно было купить за пушнину. Ныне селькупов 4,5 тысячи человек, примерно поровну южных и здешних, но вот на родном языке среди них говорит дай бог четверть, и национальной одежды мы ни на ком, кроме Батмановых, и не видели.

48.

Фёдор Батманов, отец семейства. Одежда таёжная, совершенно непохожая на ненецкие малицы. У селькупов в принципе есть оленеводство, но всё же в первую очередь они промысловики. Подробнее о селькупах - .

49.

На второй этап конкурса приходили ещё Иосиф Подранхасов и Екатерина Кандыгина - настоящие ханты (дело в том, что хантами надымчане называют всех коренных жителей). Но о хантах я подробнее рассказывал в августе, когда пересёк по Оби их земли: музей Торум Маа в Ханты-Мансийске и живое святилище Юхангорт . Салехард, хоть и столица Ямало-Ненецкого региона, а стоит на северном краю хантыйских земель, и имеет "национальное" село-спутник Горнокнязевск . Ханты крыли летние чумы берестой, и если ненецкий чум ставился всегда на открытом месте, то хантыйский - погуще в лесу. В этом и разница: ненцы мне запомнились очень открытым и охотно показывающими себя чужаку, а ханты - народом скрытым, потайным и по-финноугорски чувствующим личное пространство.

50.

А вот ещё вечером пятницы в Доме природы, где было небольшое представление, я встретил людей опять же явно другого народа. Это оказались лесные ненцы со священного озера Нумто у истоков Надыма - их около 2000 человек, в основном они живут в Ханты-Мансийском автономном округе, и по образу жизни ближе к северным хантам или тем же селькупам (то есть - охота, рыболовство и мелкое подсобное оленеводство), но по языку, вере и народному искусство это всё-таки именно ненцы.

51.

Узоры неуловимо другие, не размашисто-тундровые, а вычурно-лесные. Женщина сказала, что шила это всё со старинных образцов - своим делом она считает сохранение традиционной вышивки, пока её не вытеснила полностью современная этномода.

52.

В следующей части, последней в надымском цикле - о том, чем все эти народы тут занимались.

День оленевода

Исторически так сложилось, что самый главный праздник северян – День оленевода. В этом году он отмечался с 14 по 16 апреля. Это красочный, эмоциональный, с множеством национальных спортивных и культурных мероприятий, праздник, Он незабываем! У того, кому посчастливилось увидеть его хотя бы раз, сохранится впечатление на всю жизнь.

В последние годы так сложилось, что День оленевода в сельском поселении Хатанга традиционно отмечается в трех населенных пунктах. Это оленеводческие поселки так называемого «северного куста»: Новорыбная, Сындасско и Попигай. Ежегодно в администрации поселения создается рабочая группа по подготовке к празднику, выделяются средства на его проведение.


Сами сельчане готовятся к торжеству долго и тщательно. Праздник является некой вехой в жизни оленеводов, и его не случайно отмечают именно в апреле. После длительной подготовки к летовке (летнее кочевье), оленеводы уходят в тундру на многие месяцы, следуя за стадами своих питомцев. День оленевода является стартом, по сути, проводами в тундру.

В этом году самый отдаленный от административного центра поселок Попигай стал центральной площадкой, основным национальным этническим подворьем Дня оленевода. Как правило, именно на центральное подворье приезжает основная масса гостей, поэтому жители Попигая готовились к празднику особенно тщательно. Тем более, что высокие почетные гости действительно прибыли.

Что называется, «понаехало гостей из окрестных волостей»: представители местной и краевой власти, земляки из Новорыбной и Сындасско, из соседней Якутии. Не обошлось и без иностранных гостей, так, например мне, удалось пообщаться с немцами. Их восторгу и впечатлениям не было предела.

Некоторые из прибывших оказались впервые не только на этом национальном празднике, но и на Таймыре. Но все без исключения выразили свой восторг от организации и проведения праздника.

Радушные попигайцы принимали всех с традиционным хлебосольством и искренностью. В празднично убранных балках и чумах угощали горячим чаем и лучшими образцами уникальной долганской кухни. Тут же прошли конкурсы: на лучшее блюдо долганской кухни, конкурс национальной одежды. Впрочем, изумительные образцы долганской одежды можно было увидеть непосредственно на участниках торжества – в национальные костюмы было одето практически все население Попигая, включая детей.


На выставке-продаже изделий декоративно-прикладного искусства можно было приобрести на память приглянувшийся сувенир.

Гости, в свою очередь, приехали не с пустыми руками: ежегодно награждаются лучшие оленеводы. В этот раз поздравить виновников торжества и пожелать удачной летовки оленеводам прибыли представители краевого руководства, депутаты Законодательного Собрания, в том числе – избранные жителями Таймыра. Дудинская группа почетных гостей была представлена руководителями района и их заместителями.


Оленеводов поздравили также руководители Хатангского сельского поселения. Лучшие оленеводы были награждены почетными грамотами, благодарственными письмами и ценными подарками.

Праздник проводится на крепком льду реки Попигай. Крутой берег с расположенным наверху поселком спускается к реке амфитеатром. Поэтому все без проблем могли наблюдать происходящее вокруг. Хозяевами была организована и прошла большая зрелищная программа, которая порадовала как участников, так и зрителей. Открылось торжество традиционным танцем «Хейро», который задорно исполнили девушки в красочных национальных нарядах. Далее вниманию гостей были предложены спортивные соревнования по национальным видам спорта, в том числе, по метанию маута на хорей, гонкам на собачьих упряжках, прыжкам через нарты, беге на 100 метров. Отдельные соревнования для детей. Все это великолепие не ускользнуло от внимания гостей.

В состязаниях так или иначе приняли участие все сельчане: одни в качестве непосредственных участников, другие как активные неравнодушные болельщики. Гвоздем программы всегда остается захватывающее, зрелищное мероприятие – гонки на оленьих упряжках. При этом, на нарты с запряженными оленями с хореем в руках садятся как мужчины, так и женщины: соревнования проходят отдельно по разным трассам и являются поводом для максимального проявления зрительских эмоций. Нужно обладать истинным искусством общения с оленями, чтобы при помощи хорея направлять упряжки по указанному маршруту, да еще и добиться от них максимальной скорости движения. На финише - овации, поздравления, награждение победителей соревнований, концертная программа. Так что гонки прошли динамично и эмоционально.

Большой концерт местной самодеятельности завершил многогранную программу торжества. Подобным образом с теми или иными нюансами состоялся праздник и в двух других поселках – Новорыбной и Сындасско. Празднование прошло на высокой позитивной эмоциональной ноте. Все участники остались довольны. Для гостей, прибывших сюда впервые, открылись новые грани традиционной культуры сельчан, проживающих в поселках северо-восточной части сельского поселения. Ведь в каждом поселке есть своя неповторимая изюминка.

Апрель-2017

Рассказ о весенних праздниках для детей старшей группы

Рассказ о весеннем празднике детям старшего дошкольного возраста на тему: "День оленевода на Ямале".

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию рассказ для детей старшего дошкольного возраста по теме «День оленевода». Данный материал будет полезен детям старшей группы, родителям, воспитателям. Рассказ направлен на ознакомление с традициями и социокультурными ценностями нашего коренного народа.
Назначение работы: Одной из педагогических проблем является проблема воспитания у детей чувства уважения к истории и культуре родного края, населяющих его народов. Российская Федерация - многонациональная страна, поэтому немаловажным в образовательном процессе является национально - региональный компонент. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране - необходимые качества каждому человеку. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле.
Цель: Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре коренных народов, населяющих территорию Ямала, к их традициям и обычаям, нравственно – эстетическим ценностям. Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания.
Задачи:
1. Закрепить представления детей о традиционном виде промысла ненцев - оленеводство, о устройстве ненецкого жилища (чум), предметах быта, одежды и обуви.
2. Развивать интерес к ненецким народным праздникам, традиционным соревнованиям и играм народов Севера.
3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера, чувство гордости, любви к малой Родине.
Демонстрационный материалы:
Карта Ямало-Ненецкого автономного округа, фото с праздника ненцев «День оленевода».
Ход рассказа:
Воспитатель: - Ребята, скажите, в какой стране мы с Вами живем?
Дети: - Наша страна Россия, Российская Федерация.
Воспитатель: - Правильно, ребята. (приветствуется показ карты Российской Федерации). Мы живем в России, В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется наш округ, наша малая Родина, в которой мы с вами живем?
Дети: - Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямал.
Воспитатель: - Молодцы, (показать карту ЯНАО)

Воспитатель: - Это карта Ямало-Ненецкого автономного округа, или как все коротко называют Ямал. На Ямале проживают коренные народы, такие как ненцы, ханты, селькупы, коми, зыряне. Каждый год в первый месяц весны отмечают народный праздник «День оленевода», который с нетерпением ждут весь год. В город, где проводится праздник, приезжают гости и спортсмены из национальных поселков, из разных районов Ямала, со всей России и даже из иностранных государств.
В этот день можно увидеть культуру этих народов, их традиции и образ жизни. Это и национальные виды спорта, гонки на оленьих упряжках, и колоритная национальная одежда, быт. В общем, в этот день мы переносимся в потрясающий и загадочный мир оленеводов.
Оленеводство – это одна из самых редких «профессий» в мире. Ей нельзя научиться, оленеводом можно только родиться. На Ямале более 14 тысяч человек ведут кочевой образ жизни – живут так же, как жили их предки, сохраняют и передают от поколения к поколению секреты мастерства и традиции своего народа. День оленевода празднуют не только тундровики, но и городские жители.
С самого утра проходят соревнования по национальным видам спорта.
- Гонки на оленьих упряжках. Упряжки стартует парами, после старта судьи и засекается время. Погонщик должен пройти весь путь. Если погонщик с упряжкой сошел с дистанции, то ему дается еще одна попытка после окончания всех заездов.


Воспитатель: - Лыжные гонки спортсменов из национальных поселков отличаются от обычных тем, что они соревнуются на широких охотничьих лыжах, которые они используют в своей обыденной жизни.


Воспитатель: - Такой вид соревнования, как метание тыньзяня на хорей тоже возник из жизни ненцев. Это навык, требующий меткости, им необходим в повседневной жизни для ловли оленей.


Воспитатель: - Борьба. Надо свалить противника держась за его национальный пояс. Разрешаются подножки и броски. Участник, упавший на ковер считается побеждённым.


Воспитатель: - Перетягивание палки. Два участника садятся на маты напротив друг друга, упираясь ступнями ног в доску (ноги при этом должны быть прямыми в коленях), и берутся руками за палку. Хват произвольный, т.е. можно браться одной рукой хватом сверху, другой – хватом снизу. По команде судьи соперники начинают тянуть палку на себя. Победителем считается тот, кто перетянул соперника на свою сторону или приподнял его от мата.


Воспитатель: - Прыжки через нарты. Прыжки выполняются одновременным отталкиванием двух ног с места; нарты расставляются по прямой линии, участник, преодолевший 10 нарт, прыжком разворачивается, на поворот дается 5 сек. Прыжки через нарты выполняются до первой ошибки.


Воспитатель: - Также проводится конкурс «Кочевая семья». Мужчины - «хозяин-мастер», женщины – «хозяйка-рукодельница», демонстрация национальной одежды, вокальные, фольклорные и обрядовые номера, смотр женских нарт с упряжью.




Воспитатель: - Экскурсия в «Мядонти Мя» (гостевой чум).
По традиции на главной площади города в дни праздника располагается этнографический музей под открытым небом. Что это за музей? Это настоящее стойбище оленеводов из нескольких чумов. Во время праздника каждый желающий может зайти в Гостевой чум, где обязательно напоют горячим чаем и угостят северной едой. Экскурсовод расскажет об особенностях быта и уклада жизни коренных жителей Севера, можно посмотреть внутреннее убранство и предметы быта.



Воспитатель: - После всех соревнований открывается праздничная ярмарка. На ярмарке продают мясо, рыбу, меха, сувениры.


А также каждый может покататься на оленьих упряжках и на снегоходах.



Воспитатель: - Что Вам больше всего понравилось?
(Слушаю мнения детей)
Воспитатель: - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)
Воспитатель: - В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассмотреть альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдете что–то новое и интересное для себя.
Воспитатель: - В завершении я хочу вам пожелать: любите свой родной край, берегите природу, интересуйтесь жизнью коренных жителей, и тогда вы непременно вырастите достойным гражданином!

Несколько лет назад я видел чей-то пост под заголовком "Олени и их люди". Суть этого заголовка я понял лишь побывав на Севере: олени здесь живут намного дольше людей и куда лучше ориентируются в полярном пространстве и времени. Как результат, это не люди гонят оленей, а олени по веками отработанным тропам и миллионами лет испытанным признакам сами знают, когда и куда им идти и напротив - ведут кочевников за собой.

Кочевнику, однако, олень - и еда, и одежда, и транспорт, и стройматериал, но его дело - лишь охранять стада от хищников, болезней и смешения. Кочёвка называется "кослание": на летних пастбищах зимой слишком лютые морозы и слишком глубокий снег, чтобы достать из под него ягель, на зимних пастбищах летом жарко и к тому же заедает овод - главный враг оленя, пускающий своих личинок под его шкуру; по дороге - реки, которые надо успеть перейти по льду. И вот по весне олени начинают тянуться на север, а в городах и весях, через которые проходят "их люди", наступают Дни оленевода. В маленьких посёлках этот праздник подлинный, с забиванием оленя и поеданием его сердца, а в городах больше напоминает фестивали типа прибалтийского Праздника песни. "Столицей" Дня оленеводов традиционно считается Надым, который первым встречает ненцев, уходящих с зимних пастбищ на север: обычно это происходит в начале марта, в этом году - 12-13 числа. Съезжается народ, сюда, впрочем, со всего Ямало-Ненецкого округа, а общий уклон - скорее спортивный: даже официальное название праздника - Открытые традиционные соревнования оленеводов на кубок губернатора ЯНАО. И хотя местные при упоминании надымского праздника высокомерно сцеживают "это для туристов", для гостя зрелище нарядных представителей иных народов на главной площади бетонного города - фантастическое.

Из показанного в прошлой части Нового Уренгоя я вернулся в Надым . О Дне оленевода расскажу в двух частях - статической и динамической.

Ненцы в окрестностях Надыма и даже в самом городе нам встречались не раз - об этом я немало написал в посте про салехардиский зимник , и становилось их с каждым днём всё больше и больше. Накануне праздника на улицах Надыма можно было наблюдать вот такие сюжеты:

2.

А оленевода в синей малице можно было встретить и в салоне маршрутки, и между рядов супермаркета. При этом все встречные были трезвыми - любая торговля алкоголем в городе прекращается чуть ли не с четверга. То есть, по словам местных, всё равно напиваются и так бродят за пределами праздника, но я этого как-то не видел.

3.

4.

На Площади бульвара Стрижова ещё в пятницу выросло два чума - брезентовый летний и "меховой" (примерно из 40 оленьих шкур) зимний:

5.

Неподалёку ещё и армейская палатка - на празднике она будет рабочим помещением:

6.

Ещё несколько чумов стояли, пуская редкий дымок из труб печек-буржуек, на берегу Янтарного озера, и я сильно пожалел, что не пришёл сюда пораньше: пару лет назад в Киргизии я наблюдал полный цикл сборки и разборки юрты , и мне конечно стало очень интересно посмотреть, как устанавливают чумы. Каркас последнего из них собрали ещё до моего прихода, и вот теперь готовились его накрывать.

7.

Чум состоит по сути всего из 2 элементов - шестов (обычно их 42, но бывает от 30 до 70) и нуков, то есть обшивки, своего рода общей одежды для всех обитателей, которую меняют по сезону: летом раньше использовали старые прохудившиеся шкуры, позже шинельное сукно, а ныне и вовсе брезент; на зиму же лучше оленьей шкуры с зимним мехом до сих пор не изобретено ничего. Шкур на один чум нужно примерно столько же, сколько жердей. Учитывая, что за оленя дают 10-20 тысяч рублей - зимний чум стоит примерно пол-миллиона, вот только хозяева его обычно создают, а не покупают:

8.

По идее разобранный чум возят в нескольких нартах, но в город оказалось сподручнее пригнать "Урал". Мужики разворачивают нуки:

9.

И накидывают их на каркас такими же жердями, зацепив за предусмотренные петельки. Нук весит много, и в одиночку его не поднять:

10.

Позже эти жерди будут закреплены снаружи нуков:

11.

Третий элемент - верёвки:

12.

И всё то же самое с другой стороны. Здесь чум можно видеть в разрезе, с печкой, столиком и половицами. Обратите внимание, что хозяева его одеты не в малицы, да и лица у них совсем не ненецкие, а вслушиваясь в их разговор, я заметил, что про ненцев говорят "они". Оказалось, что это селькупы - другой народ, живущий между Тазом и Енисеем, и к ним мы ещё вернёмся в конце поста.

13.

Слово "чум" происходит из удмуртского языка (ненцы их называют "мя", ханты - "нюки хот", селькупы - "корель-мат"), а вообще в тысячу лет назад в чумах жили даже финны или эстонцы. Собственно, чум - это древнейшее людское жилище, не считая всяческих пещер да шалашей, и практически полный его аналог - любимый всяческими хипушниками индейский типи, отличающийся разве что тем, что слегка асиметричен и оснащён двумя "лепестками" в потолочном окне, регулирующими тягу очага. Чум хорошо держит ветер, но без огня внутри остывает за полчаса. И если сравнивать чум и юрту, то юрта конечно совершенне в плане комфорта и эргономичности, в разы дешевле, но... Не случайно большинство машин в тундре - отечественные: да, они несовершенны и ненадёжны, но зато чинятся на коленке и запчасти к ним есть в любой дыре. Изготовление юрты - это довольно сложный процесс с десятком различных ремёсел, а чум при наличии материалов и общего умения работать руками можно сделать "на коленке".

14.

Утром нас - то есть меня и автостопщиков Диму и Лену из Кирова, с которыми мы уже бывали у ненцев в августе - разбудила музыка с улицы. Площадь бульвара Стрижова была почти в прямой видимости окон, но звучал, видимо, весь город, вернее вся главная улица Зверева через ретрансляторы. На площади наморозили ледовые прилавки, за которыми теперь стояла ярмарка:

15.

16.

"Русские" палатки тоже есть со всем подряд, будь то сувениры или сахарная вата. Своя палатка есть и у магазина "Яля", упомянутого в рассказе про город, и именно там я покупал конфеты из ягод. Но главное блюдо из употребимого на месте - конечно же, шашлык из оленины! В основном 150-200 рублей за 100 грамм, но оказалось очень вкусно..

17.

В меховой чум выстроилась очередь, что было особенно забавно от того, что в "дверь" его проходят практически ползком. Там рассказывали о традиционной культуре ненцев, но прямо скажем - даже на "дачные" чумы, что я видел в окрестностях Антипаюты , здесь не похоже.

18.

Не меньшая толпа, чем на площади, в том числе целая стоянка снегоходов с прицепами, образовалась на льду Янтарного озера:

19.

20.

На просторе носились снегоходы и оленьи упряжки:

21.

Экзотической техникой Крайний Север вообще богат, и на тундровых зимниках порой встречается такое, что становится обидно за "Безумного Макса", авторы которого в этих краях не бывали. В городе конечно всё несколько благообразнее, но вот например трэкол - старейший и самый распространённый вид колёсного вездехода: своими большими и мягкими колёсами такие не рвут нежную ткань тундры, и их появление уже в постсоветские времена стало своеобразной революцией в вездеходостроении.

22.

Трэколы делают в Люберцах, а в целом сейчас с колёсными вездеходами эксперементируют десятки мастерских и заводов по всей стране. Один из таковых мне предстояло протеститровать на собственной шкуре спустя несколько дней, а вот справа ещё какая-то неизвестная мне машина.

23.

И хотя озеро крепко замёрзло, по нему бегал катер - "подушка", катавшая народ. Надо сказать, снег с её винтов обдаёт как хороший заряд пурги метров с 50. Такие делают в Нижнем Новгороде, первоначально как круглогодичный паром через Волгу, но слышал, что на них тоже ездят по тундре.

24.

Никуда не делся и ДОСААФовский кукурузник (вблизи и изнутри я его показывал в посте про город), раз в пару часов взмывавший с ледяной полосы и выпускавший в небо цветных парашютистов:

25.

Ещё какой-то очень красивый белый самолёт - я успел заметить, как он взлетает со льда и "выстрелить" ему вслед:

25а.

Вообще такое ощущение, что пролетающая мимо техника просто заскакивала "к нам на огонёк" - вот вертолёт тоже постоял пару часов да улетел. Если кто опознает обе машины - буду очень признателен и внесу в пост.

26.

Но главный транспорт праздника - вот. "Снегоход - хорошо, вертолёт - хорошо, А ОЛЕНИ ЛУЧШЕ!!!"

27.

Собственно, именно олени - главные гости и инициаторы праздника, а люди так, за компанию с ними пришли. Оленье стадо имеет довольно чёткую структуру, состоя из трёх не перемешиваемых без надобности частей: хоры (быки-производители), хабты (кастрированные рабочие быки) и важенки (плодовитые самки) с телятами. Они живут полудико, часто норовят разбрестись и прибиться к чужому стаду, каждого своего оленя ненец знает в лицо - я сам общался на зимнике с оленеводом, нашедшим своего оленя спустя пару лет в совхозном стаде и ведшим его обратно. В целом, , и краткая её суть - труд оленевода невероятно тяжёлый и кроме веками занимавшихся этим кочевников никто не сможет им заниматься. Минимальное необходимое для жизни семьи стадо, как пишет автор - около 300 голов, из которых лишь около трети используются для работы и соответственно десятая часть работает единовременно: олень силён и неутомим, развивает скорость до 80 (!) километров в час (в нартах - до 30-40), может ходить по шею в снегу и добывать из под снега ягель, а шкура его не подвластна морозу, но вконец уставший олени не лягут передохнУть, а просто упадут в изнеможении да передОхнут. Помимо хоров, хабтов и важенок есть ещё одна оленья каста - авки. Это ручные олени, не боящиеся человека и даже порой заходящие в чум. Они - с одной стороны любимцы хозяев, а с другой - неприкосновенный запас: даже если всё стадо, включая ездовых быков, разбежалось, собирать их оленевод впрягат авок. И как нетрудно догадаться, к этой касте относятся и все "праздничные" олени, пришедшие с хозяева в город и не кидающиеся в рассыпную при виде снегохода.


Top