Нужен ли современной компьютерной мыши коврик. Нужен ли коврик для мыши? Нужен ли коврик для оптической мыши

Выбор коврика для мыши. ЧАСТЬ 1. Оптика против лазера.

Многие люди интересуются, какой же игровой коврик самый лучший. Но этот вопрос можно быстро и однозначно ответить: «САМОГО ЛУЧШЕГО КОВРИКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ!». Точно такой же ответ вы получите, если спросите «какая одежда самая лучшая?». Понимаете, к чему я клоню? Правильно, все зависит от ситуации. Выбор оптимального коврика зависит от многих факторов. Выделю наиболее, на мой взгляд, важные. Прежде всего, это тип и модель вашей игровой мышки. Дело в том, что разные сенсоры на разных поверхностях могут вести себя по-разному. Второе – ваш игровой стиль: как вы держите мышку, какую чувствительность используете, какие движения совершаете. На основании этих критериев вы можете подобрать неплохой ковер. Для этого вам нужно знать, что собой представляют коврики, какие их основные свойства и т.д. Начнем по порядку.


Тип материала

Принципиально выделяют твердые и тканевые коврики. Твердые коврики обычно сделаны из разного рода пластика, алюминия, стекла и т.д. Тканевые коврики сделаны из ткани (логично). Есть еще разные гибридные многослойные вычурные коврики, они очень специфичны и об их конкретных свойствах говорить не приходится.

Тип сенсора

Не смотря на то, что практически все современные оптические мышки работают на практически любых поверхностях, такие качества мыши, как предельная скорость и дистанция отрыва могут сильно отличаться в зависимости от поверхности. Оптические LED мыши (т.е. обычные оптические) лучше чувствуют себя на тканевых ковриках, в то время как лазеры ведут себя получше на твердых поверхностях. Почему так происходит? Дело в том, что тряпичные ковры имеют более крупную текстуру по сравнению с твердыми. Т.е. углубления и выпуклости на них в среднем больше. Это свойства любой ткани. При подсветке такого ковра красным светодиодом, мы получим набор светлых и темных пятен разной формы. Этот узор отлично воспринимается сенсором. В лазерных мышках подсветка поверхности осуществляется лазерным излучением. Оно плохо рассеивается, отражается от поверхности более узким пучком. и попадает на светочувствительную матрицу сенсора под углом. Если узкий пучок лазера налетит на «большую» яму между нитями тканевого коврика, может получиться, что часть излучения полетит немного не в ту сторону либо вовсе не попадет на сенсор. Кроме того, угол отражения лазера может меняться даже если вы просто немного поднимете мышь или нажмете на правую или левую кнопку. Для лазера нужна более однородная поверхность, с небольшими неровностями. Под эти требования отлично подходят такие материалы, как пластик, алюминий, стекло. Резюмируем:

1. ДЛЯ ОПТИКИ – ТКАНЬ;

2. ДЛЯ ЛАЗЕРА – ПЛАСТИК.

Эти выводы отлично подтверждаются на примере лазерных мышек SteelSeries на основе сенсора Avago A 9500: Xai , Sensei . При использовании их на тряпичном ковре, предельная скорость их работы заметно снижается. Также могут появится дрожание курсора, отрицательная акселерация и т.д. Вообщем, не рекомендую.

SteelSeries Xai на тряпичном коврике SteelSeries QcK. 1800 dpi / 1000 Hz.

К слову сказать, даже использование тряпичного коврика с оптической мышкой не всегда избавляет от проблем. Тряпичные коврики делаются из разных материалов, и некоторые из них могут плохо восприниматься мышками. Типичный пример такого явления - это мышки на базе сенсора Avago S3988 - Razer Deathadder 3.5g и Razer Abyssus, обе 3500 dpi. Качество их работы ОЧЕНЬ СИЛЬНО зависит от поверхности. Например на ковриках SteelSeries QcK+ или QPad UC использовать их становится просто невозможными.

Razer Abyssus на QPad UC-XL

Ковер для мышки - это не просто предмет интерьера или часть «сетапа» в тему к другим вашим девайсам. Нет, все гораздо глубже. Особенно значение «коврика» возросло, когда пресловутый шарик из мышки исчез, а его место занял оптический (или лазерный) сенсор. Все мы прекрасно знаем, что качество фотоснимка у фотоаппарата зависит от многих факторов, по похожему принципу работает и датчик оптической (лазерной) мышки. Делается множество «фотоснимков» поверхности и идет сравнение каждого последующего снимка с предыдущим. Естественно, если снимки получились качественные и четкие - мышь будет работать стабильно, не срываться и курсор на экране окажется там, где вы и хотели. Если же снимки получились неоднородные по качеству и четкости или же сенсору попросту не за что «зацепиться» на поверхности... Расстроились бы вы, если бы в решающей партии в любимую игру, вы уступили бы не по своей вине, а просто потому, что мышь «сорвалась» и взор персонажа оказался устремлен в небо? «Расстроились» - мягко сказано. Вы бы рвали и метали. Для того, чтобы это не произошло и нужны коврики. Обеспечить сенсору четкую и ясную картинку для адекватной и стабильной работы.

В начале 2000-ых рынок заполонили игровые поверхности разных свойств, качеств и материалов. Такое тогда было время. Время опытов и инноваций. Рынок пестрил коврами из ткани, пластика, стекла, алюминия и стали, а уж про их комбинации и говорить не нужно. У каждого материала свои плюсы и минусы. Но «спрос» - самый честный судья. С прилавков исчезли те коврики, использование которых мы назовем - «компромиссным». Т.е. при работе с которыми приходилось мириться с ощутимыми минусами.

В настоящее время осталось два основных типа игровых поверхностей: тряпичные и пластиковые. «А ведь еще есть гибриды и алюминий!» - скажите Вы. Да, есть и такие. Но их доля настолько ничтожна, а на столе у профессионала их и подавно не встретить. У каждого из этих классов есть свои сильные и слабые стороны.

Тряпичные поверхности. Плюсы и минусы.

«+»

Приятные ощущения для руки

Мобильность

Более контролируемое скольжение

Более легкая остановка мыши

Цена

Вариативность размеров

Меньше стачивают тефлоновые ножки

«-»

Маркость

Грязный ковер изменяет свои свойства (грязь, жир) и мышь может залипать, а сенсор вести себя неадекватно.

Пластиковые поверхности. Плюсы и минусы.

«+»

Великолепная поверхность для работы сенсора

Более легкое скольжение

Меньше вероятность «залипнуть» у мыши

Простота в уходе

Меньше влияние грязи

«-»

Цена

Износостойкость

Меньшая мобильность

Размеры не так разнообразны

Менее приятны руке

Гораздо быстрее стачивают ножки мыши

Как мы видим, различия достаточно существенны. Но в итоге для всех и вся главным критерием является скольжение. У пластика оно очень быстрое и легкое, а у «тряпки» оно более контролируемое. Что лучше? Никто не скажет т. к. все это очень индивидуально.

После всего прочитанного сразу возникает вопрос. А какие, на сегодняшний день, коврики являются одними из лучших? Мы расскажем вам о трех кандидатах на звание идеального коврика.

Встречайте: Razer Destructor 2, Logitech G440, Zowie G-CM.

Razer Destructor 2.

Перед вами топовый пластиковый ковер от знаменитой компании. Из индекса «2» понятно, что модель уже достаточно долго на рынке и успела выйти вторая версия данного «ковра». Destructor – получил свою известность за то, что являлся одним из самых бескомпромиссных «пластиков», сочетая себе отличное скольжение и очень «понятную» для сенсора поверхность. К сожалению, убивал ножки мышей он так же отлично.


В новой версии компания решила добавить лоску своему топовому пластиковому ковру. Нас встречает изумительной красоты упаковка. И дело даже не хорошей и красивой полиграфии на ней, а в том, что ковер упакован в дорогой чехол-переноску с логотипом компании. Внутри все обито мягкой тканью ядовито-зеленого цвета, чтоб, не дай Бог, вы не поцарапали это сокровище. Последнее время, компания Razer упаковывает свои топовые ковры покруче некоторых своих же топовых мышей. Это очень необычно. Хорошее настроение и ощущение «люкса» будут с вами еще долго. Да и как подарок такой ковер подойдет идеально.


Сам ковер стал более выдержанным. Уже нет таких изощренных форм. Перед нами строгая серая поверхность классического формфактора. Размеры 355 мм (длина) x 255 мм (ширина) x 2,2 мм (толщина). Подложка выполнена из хорошей резины, слегка гладкой и похожей на силикон. Сразу ясно, что ковер не сдвинется с места на любом столе.


Поверхность ковра хорошо ощущается пальцами. Складывается ощущение, что она будет так же «есть» ножки, как и поверхность прошлого поколения. Но в сети сообщений об этом намного меньше. Думается, что Razer исправили этот недочет. Так же повысилась износостойкость ковра. Новое поколение прослужить вам ощутимо дольше.


Скольжение и работа сенсоров (как лазерного, так и оптического) на высоте. Но все-таки бесшумным этот ковер не назовешь. Из-за выраженной текстуры скользит по нему мышь с монотонным шелестящим шумом. Так же субъективным минусом является достаточно острая кромка ковра. Ну и....цена.


Итог: Перед нами поистине топовое решение одного из лучших производителей игровой периферии и поверхностей.

Logitech G440.


А вот это «темная лошадка». Швейцарская компания давно и плотно обосновалась в сегменте удобных мышей для гейминга и работы, а вот ковры ее для нас в новинку. Тем более пластик.


Ковер дешевле, чем Razer Destructor 2 и это сразу заметно. Встречает нас скромная и лаконичная коробка выдержанная в стиле “G”-cерии от Logitech. Ничего лишнего. Поистине европейский подход. Размеры ковра: ширина 340 мм, высота 280 мм, толщина 3 мм

Зато сам ковер выделяется соотношением толщины пластиковой части и подложки. Да и сама толщина на целый миллиметр больше. Для твердого ковра это ощутимо. Чуть хуже и сама подложка. Она все-таки стандартная. Такую вы встречали на тряпичных коврах. Однако со своими задачами справляется она хорошо. Вот только «лоск» отсутствует;)


А вот поверхность выше всяческих похвал. Практически гладкая текстура делает поверхность не такой быстрой и ясной для сенсора, как у Razer Dectructor 2, однако более контролируемой и менее шумной, а главное более щадящей для ножек вашей мыши. Сбоев в работе лазерного и оптического датчика замечено не было. Из субъективных минусов можно отметить лишь то, что с увеличением толщины кромка края стала чуть более ощутима.


Итог: Европейский подход: меньше лоска (упаковка), но больше внимания главному (поверхность).

Zowie G-CM.


Это единственный тряпичный коврик в сегодняшнем обзоре. Тем более на обзор попалась версия с дизайном от Антона «Cooller” Синьгова. Все прекрасно знают аскетичность Zowie в вопросах дизайна коробки и всяких наворотов. «Ничего лишнего, только самое нужное». Зато это «нужное» просто высшего качества. Так вот и коробка - просто коробка. Серого цвета, вот только с автографом Куллера;)


В остальном - перед нами практически эталонная «тряпка». Размеры ее: 440 x 320 x 2 мм.

Очень интересный ход - подложка. Она глянцевая, плотная, хорошо держит сцепление со столом, но вот из-за ее плотности - ковру надо чуть дольше, чем обычно, «разлежаться». Да, минус, но плотность подложки исключает сжимание ковра при надавливании мыши на него. Это улучшает трекинг. Да и живучесть ее, по сравнению с обычной пенорезиной, гораздо выше.

Сама поверхность умеренной вязкости. С явно выраженным горизонтальным плетением. Ход мыши равномерный и предсказуемый. Больше тяготеет к понятию «Control». Проблем у оптики и лазера нет.


Итог: Для тех, кто хочет больше контроля.

Подводя итоги: Все три игровых поверхности очень хороши. Свою главную задачу, выдача сенсору хорошей «информации», они выполняют на 100%. Все остальное - не более, чем дело вкуса. Всем приятной игры!

Если вам повезло, и вы застали первые компьютерные клубы, либо классы информатики в школах, то хорошо помните те жутко неудобные здоровенные проводные мыши, а также потрепанные временем и пользователями коврики под ними. Сегодня же такой симбиоз можно встретить все реже и, тем не менее, некоторые все еще задают вопрос: а нужен ли коврик для мыши?

Старые механические шариковые мыши действительно требовали шероховатой поверхности коврика под собой – для нормальной работы и более точного позиционирования. Однако сегодня такие манипуляторы кроме как музеев нигде и не встретишь – их быстро вытеснили удобные оптические и лазерные мыши, которые имеют отличное позиционирование практически на любой поверхности.

Для оптических и лазерных манипуляторов типа мышь сегодня коврик уже не нужен – они отлично работают на любой ровной поверхности , а при должной сноровке и не только на ровной. Современные мыши сегодня все чаще встречаются с дополнительными функциями: они беспроводные и работают через радио или Bluetooth сигнал, они имеют яркую световую индикацию, дополнительные мультимедийные кнопки и т.д.

Кому коврик все же может пригодиться?

Однако не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Для заядлых геймеров или дизайнеров точность позиционирования курсора имеет огромное значение, поэтому для игр и работы в графических редакторах необходимость в коврике действительно есть, но связана она скорее с профессиональной деятельностью, нежели работой самой мышь.


Лазерная игровая мышь Defender GM-3000 Bullet

В остальном, можно смело констатировать, что коврики для мыши себя изжили - на рабочем столе, как правило, место итак ограничено, поэтому мало кто желает захламлять его еще и ковриком. Впрочем, это уже дело вкуса каждого – кому как удобно.

Коврик предназначен для обеспечения точного позиционирования курсора мыши и предотвращение проскальзывания манипулятора. Пластиковая или деревянная столешница, как правило, не обеспечивает должного качества передачи сигнала. Также от коврика зависит удобство расположения руки и уровень ее усталости во время работы.

Оптимально подобранный коврик - гарантия плавного скольжения мыши, ее низкий уровень загрязнения, а соответственно и точность работы. Словом, такой малозначимый девайс может облегчить, либо затруднить пользование компьютером.

Главные критерии выбора

Предназначение коврика

Коврики условно можно разделить на две группы - игровые и рабочие. К первым предъявляются повышенные требования, так как во время игры очень важна точность прицеливания и позиционирования. Такие коврики могут иметь различный размер в зависимости от предпочитаемых игр - для стратегий и РПГ подойдут большие, любителям шутеров удобно будет пользоваться маленькими и средними ковриками, рассчитанными на высокую чувствительность мыши.

Коврики для работы в первую очередь должны быть удобными, чтобы предотвратить затекания кисти руки во время пользования. Для этих целей рабочие коврики часто оснащаются мягкой подушечкой, на которую ложится запястье. Она способствует продолжительной работе без усталости, однако совершенно не пригодна для игр - рука скована в движениях и находится неестественно высоко над мышью.

Структура коврика

По материалу изготовления коврики подразделяются на тряпичные, пластиковые и резиновые. Также существуют менее распространенные разновидности - гелевые или пробковые. Тряпичные модели обладают гладкой поверхностью, однако точность движения мыши при этом будет не слишком высокой. Преимущество этого коврика заключается в его малой стоимости, применяется он в основном обычными пользователями ПК.

Пластиковые коврики благодаря плотной структуре своей поверхности обеспечивают особо точное позиционирование курсора, что и обуславливает игровую сферу их применения. Они универсальны и могут использоваться как под лазерные, так и под оптические мыши.

Прорезиненная поверхность обеспечивает хорошее сцепление с мышкой. Небольшая стоимость и разнообразие цветовых решений позволяют использовать такой коврик как для игр, так и для работы.

Удобство пользования

Для разных целей необходимо выбирать коврики с различными характеристиками. Например, для ноутбука, часто используемого в условиях ограниченного пространства, необходимо подобрать небольшой коврик с жестким основанием, который не требует ровной поверхности.

Для поклонников нескольких жанров игр будет удобно выбрать коврик с двумя поверхностями. Например, первая будет способствовать большей точности перемещения курсора, а вторая - скорости передвижения мыши.


Фото: place4.pro

Прочие критерии выбора

Для многих фанатов компьютерных игр решающим фактором служит изображение, нанесенное на поверхность коврика. Для обычных пользователей имеет значение расцветка - яркие цвета со временем поблекнут и покроются темными пятнами. Форма коврика также является критерием выбора. Существуют круглые, овальные, прямоугольные и другие формы.

Наиболее популярные производители

Коврики под торговой маркой A4Tech являются достаточно качественными и доступными по цене. Отличительная особенность этого продукта - высокий коэффициент трения поверхности, обеспечивающий точность передачи сигнала от мыши. Из недостатков можно отметить низкое сцепление со столом и возможность загибания краев.

Немецкий производитель ковриков для мышей Tex-Mat осуществляет сотрудничество с ведущими разработчиками игр. На своем продукте они изображают рисунки и символики компьютерных игр. Достаточно низкая цена и достойное качество завоевали признание этого коврика многими геймерами.

Коврики Roccat Sense являются одними из самых тонких. Несмотря на тонкий слой прорезиненной поверхности, она тем не менее отлично сцепляется со столом и обеспечивает высокий уровень точности управления мышью. Из недостатков можно отметить довольно шероховатую поверхность, не очень приятную на ощупь.


Фото: www.retailidea.ru

Распространённые ошибки покупателей

Существуют пробковые коврики, которые привлекают клиентов своей небольшой стоимостью и привлекательным внешним видом. Опыт показывает, что такие коврики в скором времени, не только сотрут ножки мышки до основания, но и приведут к образованию мозолей на руках в месте соприкосновения с ковриком.

Другой распространенной ошибкой при покупке коврика под мышь, является приобретение моделей с силиконовыми подушками. Особенно это касается геймеров, которые рассчитывают на снижение нагрузки на руку за счет этого приспособления. Вопреки их ожиданиям, поиграть в большинство компьютерных игр на этом коврике не удастся. Связано это с невозможностью передвижения мыши по всей площади ковра из-за прижатия руки к подушке.


Top