Ребенок 7 лет не хочет учить уроки. Если ребенок не хочет делать уроки? Как убедить ребенка делать домашние задания

Алла, добрый день! Помогите, пожалуйста, с советом, как не срываться на ребенка, когда он не может выполнить домашнее задание? Каждый вечер у меня начинается истерика. Я уже не говорю о том, что это все передается сыну. Мальчику 9 лет, помогать ему с домашними заданиями для меня ад, все эти нервы потом передаются и мужу в том числе. Каждый вечер я стала выпивать коньяк. Посоветуйте, как найти выход в этой ситуации?

Юля, домохозяйка.

Юля, все родители хотят видеть своих детей состоявшимися, успешными и счастливыми. Школьное обучение является одной из важных составляющих жизни ребенка. Школа будет основной частью его реальности 8-10 лет. Поэтому малышу нужно помочь адаптироваться , почувствовать себя комфортно и научиться достигать успеха (но тут ещё очень важно не подхватить синдром отличника , читайте об этом детальнее в нашей новой статье).

Глядя на изучаемый материал наших детей - младших школьников, мы недоумеваем: «Как малыш сможет это усвоить?». К сожалению, школьные программы написаны сейчас так, что у ребенка нет никаких шансов самостоятельно выполнить домашнее задание. Конечно, против системы образования мы в одиночку идти не сможем, но помочь своему малышу мы просто обязаны.

  • Поговорите с мужем.

Не пытайтесь решать эти вопросы в одиночку. Пригласите своего мужа к беседе и обсудите вместе те проблемы, которые существуют у ребенка. Мужчины мыслят совершенно по-другому и, я уверенна, ваш муж как «настоящий защитник» семьи озаботится этим вопросом, и вы придете к новым вариантам решения. Это большая ошибка, когда женщина пытается решать все сама. Вопросы о том, как воспитывать ребенка , должны всегда обсуждаться совместно с мужем.

  • Поговорите с ребенком.

Спросите у него, что он думает по этому вопросу: «Как вам организовать время для домашних заданий так, чтобы у вас в семье была радость?».

  • Вспомните, как вы делали уроки.
  • Соберите семейный совет (семейное собрание).

Очень важно, чтобы вы все вместе приняли участие в решении этой ситуации. Ребенок почувствует себя полноценным членом семьи.

  • Напишите план на неделю, как вы будете действовать в направлении: «Выполнение домашних заданий в радости».

Желательно, чтобы это план писал сам ребенок. Назначьте его "ведущим семейного совета". После того, как план будет написан и одобрен всеми участниками, назначьте дату следующего совета, например через неделю. Попросите ребенка подготовить к нему повестку, в которой он поделится успехами и расскажет, что получилось, а что нужно будет еще улучшить.

Это даст ребенку повод почувствовать себя самостоятельным и научит решать любые проблемы.

А не чувствовать себя неудачником, который приносит постоянно «плохие оценки» и каждый вечер отказывается выполнять домашние задания.

Главная задача родителей не в том, чтобы помочь вызубрить таблицу умножения и правильно решить задачу, а в том, чтобы научить ребенка учиться , фиксировать победы и идти к цели.

Что еще важно?

Когда садитесь выполнять домашние задания, вашей мотивацией не должно быть стремление угодить учительнице или получить хорошую отметку. Вместо этого научите ребенка самостоятельности и покажите ему, как можно побеждать трудности даже в маленьких делах.

Помните, что ребенок – это самый родной для вас человечек, а вы помогаете ему становиться зрелой личностью. Насилие и шантаж здесь не только неуместны, а даже наоборот, вызывают противоположный желаемому результат.

Запомните еще одно очень важное правило:

При выполнении домашних заданий недопустима никакая критика с вашей стороны.

Наоборот, больше хвалите ребенка, причем похвала должна быть справедливой . Наши дети отличные психологи и очень тонко чувствуют неискренность. Хвалите справедливо и замечайте все, даже самые маленькие успехи.

Не воспринимайте занятия с ребенком в качестве обязанности или каторги. Смотрите на них как на время своей жизни, когда вы можете пообщаться с малышом и открыть ему мир. При такой мотивации вы увидите изменения отношения вашего школьника к домашним заданиям, к вам и к школе в лучшую сторону .

Великий Франклин Рузвельт, который, несмотря на инвалидность, был президентом Америки четыре раза и показал себя как мудрый и великий правитель, имел с детства привитое чувство успеха, которое и порождает успех. Говорите с ребенком, вникайте в его переживания и проблемы. Какими бы маленькими они вам не казались, воспринимайте их со всей серьезностью .

Возможно, вас также заинтересует наша статья: "Ребенок и компьютер - где верный баланс в их взаимодействии?

С любовью, Алла Янсонс!

Давайте начнем с признания первого факта: современная школа настолько отличается от школы, в которой учились вы, что она буквально предполагает, что вы обязаны тратить некоторое количество своего времени на помощь ребенку со школьными заданиями. Сначала - на то, чтобы объяснить ему недослушанное и недопонятое в школе. Потом - на контроль за исполнением домашних заданий (банально, чтобы ребенок не считал ворон над тетрадкой, а сидел и делал). И в конце - на проверку, чего он там нарешал. Это три отдельных момента. Отдавая ребенка в школу, мы можем наивно надеяться, что школа сама обо всем позаботится, научит и воспитает. А учителя тем временем говорят: "У меня 30 человек в классе, я не могу объяснять каждому!". Так что просто смиримся с первой частью ваших обязанностей. Если ребенок недопонял чего-то в школе, то либо вы ему это объясняете, либо репетитор. Никто не поможет ребенку, кроме нас самих.


Пожалуйста, как бы вам ни было жаль потерянного времени и себя лично, не срывайтесь на ребенке , не называйте плохими словами, если он не понимает, казалось бы, элементарных вещей. Когда в классе много детей, и у каждого свой темп и способы восприятия информации, шумно, много отвлекающих моментов, можно действительно многое пропустить. Это не признак глупости и лени. Тут скорее - проблемы организации учебного процесса, либо концентрации внимания.


Второй пункт - контроль за исполнением домашних заданий. Многие мамы отмечают, что если не сидеть с ребенком рядом или не проверять периодически, что он делает, то школьник отвлекается на посторонние вещи, в итоге выполнение легких заданий затягивается до ночи. И попутно опыт бывалых мам, дающий надежду: обычно необходимость сидеть рядом с отпадает после третьего класса. Что все это значит?



У учеников младшей школы поголовно наблюдается дефицит произвольного внимания. Это не болезнь, не диагноз, а свойство детских мозгов , которое проходит с возрастом. Мы видим сами, что чем ребенок старше, тем более он усидчив и сосредоточен, поэтому популярный диагноз "СДВ(Г)" (синдром дефицита внимания и гиперактивность) можно при желании поставить половине учеников первого-третьего классов. Лечить их всех? Конечно, нет! Но помощь с организацией домашних занятий нужна, чтобы не пускать дело не самотек и не скандалить все 10 лет школы каждый вечер.


У 10% детей, между тем, дефицит внимания сохраняется дольше обычного. Это может сопровождаться гиперактивностью, либо нет. Вести своего ребенка к врачу или нет - должна решить для себя каждая мама. Я бы сказала так: истинный СДВ(Г) реально и ощутимо мешает учебе и часто выглядит как педагогическая запущенность. А в пределах довольно гибкой нормы все дети неусидчивы и могут быть невнимательны.


Возможно, ваш ребенок пошел в школу слишком рано, и его системы контроля недозрели. Но не забирать же его домой? Поэтому, нужно просто принять второй факт : младшим школьникам нужно больше внешнего контроля, чем старшим, потому что они еще не "отрастили" свой внутренний.

Как помочь школьнику?

Мои предложения просты. Начать надо с того, что отлынивать маме не получится. Установите расписание дня, временные рамки, систему поощрений, чтобы внести в хаос немного больше порядка. Со временем ваш школьник втянется, но поначалу никуда без надзора.



1. Расписание


Составьте расписание, в котором будет обозначено время школы, обеда, отдыха, домашнего задания, а также время на компьютер и телевизор. За его исполнением стоит следить вам, так как самоконтроля у детей до 9-10 лет, как правило, нет.


2. Временные рамки выполнения задания


Сначала убедитесь, что ребенок в принципе понимает, в чем суть задания. Если он не знает, он зависнет и все пропало. Когда тема понятна, задайте время: скажем, полчаса на одно задание, полчаса на другое (ориентируйтесь по своим детям, их скорости и заданиям, чтобы получить реальные цифры). За досрочное выполнение давайте бонусные 5 минут мультиков. Этот нехитрый прием стимулирует меньше зависать и усерднее шуршать.


В любом расписании должно быть обязательное условие: сначала - домашка, потом - развлечения. И предельное время для сдачи всего домашнего задания, включая проверку - 8 вечера (например). Кто не успел без уважительной причины - тот остается без компьютера. Жестко? Может быть. Но это работает уже с шестилетними детьми. И ребенок четко понимает, что игры - это не привилегия, а награда, кто не успел, тот опоздал.


3. Система поощрений


Система поощрений - это ваш личный пряник. Это могут быть уже упомянутые плюс пять минут игр или мультиков за высокий темп работы и старания, или любимое блюдо, или что-то сладкое. А за неделю отличного труда положен бонус побольше - например, поход в кино, парк и т.п. приятное времяпрепровождение.


Когда наступает момент проверки домашнего задания, старайтесь всегда найти, за что похвалить своего школьника. Обратите внимание на то, какие ошибки он совершает. Есть ошибки по невнимательности, а есть по незнанию. И хотя иногда так и хочется спросить: "Ну почему????", этот вопрос совершенно бессмыслен. Вы можете предложить ребенку выбор, простой и очевидный: или оставить все как есть, и гарантированно получить более низкую оценку, или попытаться сегодня исправить ошибки. Если есть ошибки по незнанию, постарайтесь насколько возможно мягко объяснить, как будет правильно и почему.


Самое главное, что нужно осознать каждой маме: нельзя отказывать в помощи, даже если у вас были другие планы. Ребенок все еще ребенок, и мы за него отвечаем. Если школа недостаточно хорошо готовит ученика, нечестно обвинять в этом его. Невнимательность - это временное явление, которое пройдет с возрастом, и поэтому нельзя наказывать за то, что ребенок пока не в силах контролировать. А вот структурировать день школьника и направлять его, положительно мотивировать - можно и нужно.


Также я рекомендую посвятить свободное время играм на внимательность и концентрацию внимания , так сказать, развивать эту мышцу мозга. Крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой, мемори - это далеко не полный список.


Хотя дети могут мастерски раздражать и порой, кажется, совсем не взрослеют, рано или поздно это произойдет. И через 20 лет вы будете ностальгировать по времени, проведенному за домашними заданиями. А каким это время будет - выматывающим или же наоборот, интересным и познавательным, открывающим в вас таланты внимательного чуткого педагога, зависит больше от того, как организованы домашние занятия и как вы относитесь к этой своей части материнской работы. Ведь это тоже работа, и весьма ответственная - учить детей контролировать себя, планировать и отсрочивать удовольствия.


Идеальные дети - только у знакомых, а ваш ребенок не может стать самостоятельным по волшебству. Но в ваших силах научить его быть организованным шаг за шагом, постепенно снижая уровень контроля над выполнением домашнего задания. И в итоге вы будете собой гордиться!


Юлия Сырых.
Дизайнер. Писатель. Мама

Учёба в школе далеко не всем детям доставляет радость, а выполнение домашней работы порой становится настоящим испытанием для всей семьи. Ребёнок готов заниматься чем угодно, только не скучными заданиями. Родители, не зная, как себя вести, часто совершают ошибки, только усугубляя ситуацию. Как же убедить школьника делать уроки? Как сделать так, чтобы учебный процесс стал для него интересным и занимательным?

Выяснить причину - половина успеха

Прежде чем решать проблемы с учёбой, взрослые должны выяснить, почему конкретно ребёнок не хочет учиться и выполнять домашние задания. Такая позиция может объяснять самыми разными причинами:

  1. Нет мотивации к учёбе, понимания того, зачем вообще она нужна.
  2. Элементарная лень (обусловлена самим характером ребёнка).
  3. Школьник боится совершить ошибку, зная, что родители будут его ругать.
  4. Переутомление. Помимо школы ребёнок посещает ещё, например, кружок рисования и спортивную секцию.
  5. Конфликты в учебном заведении. Если сына или дочь в классе обижают, высмеивают, естественно, учёба отодвигается на второй план, ведь ребёнок погружён в психологические проблемы.
  6. Ученик плохо понимает определённый предмет, и домашнее задание по нему, соответственно, воспринимает как продолжение школьной пытки.
  7. Зависимость от гаджетов. Ребёнку просто не интересно учиться, когда под рукой есть такие увлекательные достижения современных технологий.

Прежде всего нужно выяснить, почему ребёнок не хочет делать уроки - возможно, он боится ошибиться и разозлить родителей или, например, не складываются отношения одноклассниками

Видео: почему дети не хотят учиться

Как правильно воздействовать на ребёнка

После выяснения причины нежелания учиться (в ходе откровенной беседы с ребёнком, учителем, путём своих наблюдений) следует уже принимать конкретные меры. Главное - вести себя предельно деликатно, проявлять терпение, но в то же время настойчивость.

  1. Создание мотивации. Необходимо доходчиво объяснить своему чаду, зачем ему нужно учиться, используя для этого не туманные понятия («ты должен сделать карьеру, занять определённое положение в обществе»), а вполне простые: нужно получить профессию. Это позволит найти хорошую работу, чтобы покупать себе всё необходимое, ездить отдыхать, в свободное время заниматься любимым делом. Кроме того, важно указать и духовную составляющую учёбы: результатом станут ценные знания, которые нельзя купить за деньги.

    Очень важно создать у ребёнка мотивацию к учёбе - нужно получить профессию, чтобы зарабатывать деньги на желаемые вещи, например, на автомобиль

  2. Личный пример. Прежде чем наставлять ребёнка, взрослые должны проанализировать свою личность - собственное отношение к работе, домашним обязанностям. Хорошо продемонстрировать, что учёба, например, для папы всегда была на важном месте, а мама и сегодня продолжает учиться: самостоятельно осваивает ещё один иностранный язык, онлайн-курс живописи или какую-нибудь интернет-специальность.

    Замечательно, если мама или папа продолжает учиться, самосовершенствоваться, например, осваивает онлайн-курс живописи

  3. Подтянуть конкретный предмет (например, физику или химию, которые хорошо понимают не все дети). Взрослый может сделать это сам, в трудных случаях стоит нанять репетитора.

    Если у школьника трудности с конкретным предметом, необходимо родители должны уделить ему пристальное внимание или же нанять репетитора

  4. Уделить внимание здоровью, скорректировать режим дня, чтобы устранить усталость. Возможно, придётся отказаться от посещения секции или кружка, если это, действительно, отнимает у ребёнка много сил (иногда младшие школьники ходят на дополнительные занятия не столько по своей воле, сколько из-за амбиций родителей). Интересно, что специалисты выяснили, что наилучшее время для выполнения домашнего задания - это период с 15.00 до 18.00: в это время мозг школьника проявляет высокую работоспособность. После школы не нужно сразу же сажать ребёнка за уроки: обязателен обед и отдых хотя бы в течение 30 минут.

    Режим дня очень важен - после школы ребёнок должен обязательно пообедать и какое-то время отдохнуть и только потом приниматься за уроки

  5. Бороться с зависимостью от гаджетов (планшета, компьютера, телефона). Не нужно полностью запрещать их, а только ограничивать время пользования, убеждать сына или дочь, что есть множество других интересных занятий.
  6. Разрешение школьных конфликтов с одноклассниками. Часто помогает откровенная беседа с учителем (особенно в начальной школе). Если же всё очень серьёзно, стоит решать вопрос кардинально - поменять класс или даже школу.

    Иногда разрешить конфликты с одноклассниками помогает откровенная беседа с учителем, в трудных ситуациях возможен перевод ребёнка в другой класс и даже школу

  7. Вырабатывать у школьника организованность, самостоятельность. Важно объяснить своему чаду, что выполнение уроков для него - это обязанность (то же самое, что для родителей работа). Здесь нужно на практике показать последствия действий ребёнка: например, быстро и качественно выполнил задание - осталось время на игру, сделал всё сам, без помощи мамы - она в это время приготовила вкусное блюдо, маме приходится сидеть рядом и контролировать процесс - придётся вымыть за неё посуду.
  8. Хвалить школьника за малейшие успехи и достижения, вселять уверенность, что будут ещё большие результаты. Нужно чаще употреблять фразы типа «У тебя получается всё лучше и лучше!», «Будешь продолжать в том же духе, скоро будешь делать всё на отлично!». Даже если старания ученика привели к неудаче (плохо написал контрольную), нужно успокоить сына или дочь, уверить, что в следующий раз всё будет намного лучше, главное - заниматься.

    Очень важно хвалить ребёнка за малейшее достижение, вселять в него уверенность, что в следующий раз всё будет ещё лучше

  9. Чаще подчёркивать положительные качества ребёнка, даже если они непосредственно не связаны с учёбой. Например, это обаяние, желание помогать другим и пр. Самооценка будет повышаться, и школьник почувствует большую уверенность в своих возможностях.

Родители должны помочь ребёнку организовать сам процесс выполнения домашнего задания. Например, начинать лучше с наиболее сложных предметов (например, для моего сына-второклассника, как и для многих других детей, это русский язык), а затем уже переходить к более лёгким. Ни в коем случае не нужно акцентировать внимание, что предстоит трудное задание (даже если оно на самом деле такое), наоборот, следует внушать школьнику, что всё просто, и он без труда справится.

Возрастные особенности проблемы

Очень часто нежелание учиться и выполнять домашние задания возникает уже в первом классе. Часто родители сами виноваты в такой ситуации - они жалеют «малыша», считают, что не должны нагружать ребёнка, чтобы он лучше адаптировался. На самом деле первый год обучения в школе - это «золотое время», от которого во многом зависят дальнейшие успехи в учёбе. С самого начала нужно дать понять первокласснику, что началась новая жизнь, и домашние задания - её обязательная, очень важная часть.

Родители изначально должны внушить малышу, что началась новая жизнь, и учиться и выполнять домашние задания нужно обязательно

Здесь большое значение имеет личность первого учителя. Если ребёнок любит его, доверяет, то проблемы возникают очень редко. Когда же малыш боится педагога, между ними нет взаимопонимания, это плохо сказывается на его учёбе и желании выполнять домашнее задание.

Часто проблемы с учёбой возникают в переходном возрасте (12–13 лет). Это связано с психологическими трудностями данного периода - начинается половое созревание, подросток конфликтует с окружающими взрослыми, стремится к самовыражению, порой переживает первую влюблённость. Многие дети на фоне всего этого забрасывают учёбу, прогуливают уроки, пренебрегают домашним заданием, что, естественно, сказывается на оценках.

Задача родителей - не «наседать» на сына или дочь, а постараться добиться взаимопонимания, чаще разговаривать с ребёнком, вникать в его переживания, чтобы вместе преодолеть трудности переходного возраста.

В нелёгком подростковом возрасте многие дети начинают пренебрегать учёбой, а родители усугубляют ситуацию своими упрёками

Видео: как помочь ребёнку, который не хочет делать уроки (советы психолога)

Типичные ошибки родителей

Пытаясь заставить сына или дочь учиться, выполнять домашнее заранее, взрослые часто совершают ошибки (часто потому, что с ними аналогично поступали родители в детстве). Между тем некоторые вещи делать недопустимо - они только усугубят проблему:

  1. Ругать за неудачу. Многие дети от этого только замыкаются в себе, желание учиться отпадает окончательно. Делать ошибки - естественно, это способ получения опыта.
  2. Обещать подарки за хорошие оценки, выполнение конкретного задания. Взрослые считают это хорошей мотивацией, на самом же деле запросы ребёнка будут только расти, он не осознает, что учёба - это ежедневная обязанность, которая необходима, прежде всего, не родителям, а ему самому.
  3. Делать уроки вместо ребёнка (обычно это начинается в начальной школе). Малыш понимает, что его обязанность - просто переписать выполненное задание. В итоге у него возникает уверенность, что для достижения цели необязателен личный труд, всё можно сделать за счёт других. А это породит большие проблемы - как в школе, так и в целом в жизни.
  4. Излишний контроль за успеваемостью своего чада. У ребёнка создаётся впечатление, что всё в мире «вращается» только вокруг учёбы. Конечно же, она очень важна, но остальные сферы жизни тоже имеют немалое значение (семейные традиции, спорт, общение с друзьями, воспитание ценных моральных качеств).
  5. Чрезмерные амбиции родителей. Иногда у взрослых, действительно, завышены требования: они стремятся не просто заинтересовать школьника учёбой, приучить делать уроки, а вырастить юное дарование. Так, мама заставляет переписывать домашнее задание из-за мелочей, добиваясь идеального выполнения. Естественно, у ребёнка возникнет ещё большее нежелание делать что-либо.
  6. Использование физических методов наказания (пресловутый «ремень»). Если держать школьника в страхе, он, конечно, будет учиться, выполнять задания, но ни о каком психологическом контакте со взрослым не может быть и речи. Рано или поздно наступит момент, когда ребёнок подрастёт и сможет ответить взрослому в том же духе. Другой вариант - формирование сниженной самооценки и массы комплексов.

Чтобы убедить ребёнка учиться, недопустимо наказание, тем более использование физических методов

Учёба для школьника - это самая настоящая работа с успехами и проблемами, взлётами и падениями. И бесполезно заставлять своё чадо учиться силой, делать уроки из страха наказания. Родители должны проявить весь свой такт и терпение, уважать в своём сыне или дочери личность. Главное - создать у ребёнка правильную мотивацию, тогда появится стремление к достижению цели, и попутные трудности легко разрешатся при участии близких людей.

Каждая любящая мать представляет, как ее малыш, став школьником, учится прилежно и с удовольствием. Подготовка к школе дело трепетное, волнительное. И вот, ребенок гордо надел ранец ушел на учебу, но по приходу домой родители начинают замечать, что интереса к урокам у него нет. Чадо не торопится садиться за домашние занятия и делает что угодно, лишь бы отсрочить это время. Случиться такая ситуация может в любом классе. Бывает, что год, два ученик был отличником, а потом все резко поменялось, тягу к занятиям словно «отрезало».

Ребенок не хочет делать уроки – факт! Как быть? В чем искать причину? Почему так происходит? Неужели растет лентяй? Не торопитесь расстраиваться, возможно, у малыша проблемы и связаны они совсем не с ленью, хотя, и такое, конечно, не исключено. Не ругайте и не наказывайте, а попробуйте сначала разобраться и найти ответы.

Распространенные причины

Избалованность

Чрезмерная любовь, опека, забота, вседозволенность делают «маленького командира» избалованным, капризным. Родительские чувства не должны препятствовать здравому воспитанию. Многие жалеют своих детей, не наказывая их за проступки и не заставляя совершать то, что, не доставляет удовольствия, но необходимо для пользы.

Столкнувшись с учебой, чадо начинает понимать, что тут него требуются усилия. Время, которое можно потратить на игры, теперь необходимо отдавать занятиям. Нужно постоянно что-то учить, писать, читать. А делать это не очень приятно.

Дети не так глупы, как могут казаться. Избалованный малец начинает манипулировать окружающими, впадая в истерики, притворяясь больным, жалуясь на что-то или просто отмалчиваясь. И это для того чтобы освободить себя от домашних уроков.

Как быть

Сначала нужно сесть и спокойно поговорить с дочерью (сыном). Скажите, что не будете его ругать и постараетесь решить его проблемы. Скорее всего, он пойдет на контакт и поделится истинными причинами отлынивания от учебы. Если ребенок не хочет делать уроки в силу своей избалованности, то есть, скажет, что ему просто не хочется ничего учить, а хочется гулять, смотреть телевизор и т. п., то вам предстоит серьезно «поработать» со своим чадом.

Важно объяснять, и не раз, что жизнь состоит не только из развлечений. Занятия нужны для того, чтобы развиваться, становиться умным, образованным человеком. Составьте вместе расписание, где будет учтено время для дела и игр. Ни в коем случае не видитесь на капризы и не жалейте, если хитрец будет пытаться давить на вашу слабость. Проявляется строгость, но не кричите и не угрожайте. Просто жестко следуйте установленным правилам – сделаны задания, значит, можно отдохнуть и поиграть. Именно ваша стойкость сыграет в этом большую роль.

Страх

Отбить тягу к учебе могут слишком требовательные и грубые преподаватели, строгие родители. Особенно если это 1-ый или 2-ой классы. Малыш искренне старается что-то учить и следовать заданиям, но слишком часто слышит критику, упреки, обвинения в свой адрес, потому что делает много ошибок. Появляется нервозность, неуверенность в себе и, как следствие, теряется вообще всякое желание учить уроки – ругать будут в любом случае.

Как быть

Здесь потребуется проявить внимание и показать любовь. Задача родителей не критиковать ученика, а всячески помогать ему. Крики и обвинения только усугубят проблему. Ошибся малый – объясните спокойно в чем его промах и какие знания нужно подтянуть. Сделал правильно и вовремя – обязательно похвалите.

Если дело в преподавателе, сходите в школу и поговорите, выясните, почему такое отношение к ученикам. Пообщайтесь с другими детьми, спросите, что они думают об учителе. Может ваш малыш что-то надумал, чего нет на самом деле, а, возможно, и действительно учитель слишком строг. В некоторых случаях лучше перевести школьника в другой класс. Если проблема выдумана, то посетите психолога, выясните причины страха. Советы специалиста помогут обрести уверенность в себе.

Трудность в учебе

Очень мало детей, которым одинаково легко даются все школьные предметы. Зачастую те темы, которые ребенок не может понимать быстро и легко, в силу своего определенного склада ума, становятся ненавистными. Такие проявления чаще встречаются в средних классах, где число предметов увеличивается. Ученик игнорирует занятия, ни в какую не хочет садиться за эти уроки, хотя другие может выполнять с удовольствием.

Как быть

В такой ситуации есть два выхода:

  1. Нанять репетиров по тем предметам, которые даются школьнику с трудом. Но обычно это срабатывает, только если сам «несчастный» имеет желание разобраться в темах и учить их.
  2. Просто понять, что дети бывают с разным складом ума. И если нет у дитя ни тяги, ни желания, ни способности, например, к предмету химии, то не стоит заставлять. Он все равно никогда не полюбит эту дисциплину, и она может в самом деле никогда не пригодится ему в жизни. Лучше сделайте упор на то, что дается легко и развивайте именно эти знания.

Другие причины

Конечно, поводов, почему ребенок не хочет делать уроки, может быть масса и выше описаны лишь самые наиболее часто встречаемые. Есть и те, которые бывают реже, но и о них стоит упомянуть.

Скука. С этим могут столкнуться родители одаренных детей. Учение дается им легко, и они могут выполнить домашние задания на перемене, перед звонком. Поэтому не хотят тратить на это время дома. Если чадо действительно учится хорошо, то не стоит вмешиваться.

Нежелание делать уроки в одиночку. Есть такие дети, которым во всем нужна компания и поддержка. Это уже черта характера. Они могут учить предметы самостоятельно, но нуждаются, чтобы кто-то был рядом, подбадривал, поддерживал.

Ваша задача – не отказывать в помощи, но постепенно приучать дитя к самостоятельности.

Лень. Это часто производная избалованности. Малыш привык получать все, ничего при этом не делая. Чем раньше вы начнете перевоспитания, тем будет проще. Используйте систему поощрений – сделал уроки, получи «пряник». Но не переусердствуйте. Иначе за каждый хороший поступок ученик начнет требовать награду.

Как правильно организовать домашние занятия

Для того чтобы ученик не терял интерес к учебе, и всегда делал домашнюю работу, психологи советуют с первых дней школы организовать правильный график и подход к урокам и следовать этому каждый день.

  • По приходу со школы, дайте ученику час или чуть больше на отдых. Он должен пообедать, может даже поспасть минут 40 или погулять на воздухе.
  • Делать домашнее задание лучше днем, до 18.00. Не откладывайте занятия на вечер, работоспособность мозга в это время замедляется, снижается концентрация.
  • Не позволяйте ребенку отходить от режима. Он должен соблюдаться каждый учебный день.
  • Приучите школьника начинать с тяжелых и сложных заданий, постепенно переходя к более легким.
  • Не используйте угрозы, крики и прочие раздражающие психику факторы. Только в спокойной мирной обстановке занятия могут быть эффективными и приносить пользу.
  • Не позволяете за рабочим местом употреблять пищу, максимум – чай или другой напиток.
  • Проветривайте комнату перед занятиями. Свежий воздух насыщает мозг кислородом.
  • Если малыш обращается за помощью, помогите, направьте, подскажите, но не делайте задание за него.
  • Не скупитесь на похвалу, когда ребенок закончит домашнюю работу. После чего позвольте ему проводить досуг, как ему нравится.

Если малыш замкнут и не говорит о причинах отсутствия желания делать домашние задания, посетите психолога. Может он слишком напуган или травмирован чем-то, о чем вы не догадываетесь. Специалист поможет выяснить корень проблем.

Чаще говорите ученику, что образование – это всегда престижно и оно дает гораздо больше возможностей человеку для успешной жизни. Рассказывайте истории, где люди, благодаря стараниям и усердию смогли добиться своих целей. И запомните – не всем дано быть вундеркиндами. Самое главное и важное что вы можете дать своему чаду – это любовь, понимание и поддержку. Зная, что он важен и любим, ребенок обязательно найдет свое место в жизни.

Начало нового учебного года нередко становится началом бесконечных скандалов по поводу невыполненных уроков и нежелания ребенка делать домашние задания. Если на учеников младших классов еще действует авторитет родителей, то на старшеклассников ни просьбы, ни угрозы, ни разговоры по душам уже не действуют.

Как быть? Для начала родителям стоит запомнить, что лучший возраст для формирования навыков самостоятельности и чувства ответственности за свои поступки (в том числе и за учебу) — это возраст от 4 до 9 лет. Впрочем, нежелание делать уроки дома можно настигнуть вашего ребенка в любом возрасте, даже если до этого он прекрасно справлялся с домашними заданиями.

Важно выявить истинную причину нежелания делать уроки.

1. Избалованность . Возможно, у вашего чада просто не сформирован режим дня. Его трудно усадить за уроки, потому что он предпочитает игры, просмотр телевизора, компьютер и прочие "радости".

  • Терпеливо и настойчиво приучайте ребенка к определенному распорядку. Смотреть телевизор, делать уроки, спать, есть и гулять он должен всегда в одно и то же время.
  • Обязательно обустройте для ребенка отдельное рабочее место. Нежелательно, чтобы он выполнял задания то на кухонном столе, то на столике перед телевизором и т.д. Даже в самой маленькой квартире можно найти уголок, где поставить письменный стол, прибить несколько книжных полок. Еще лучше, если в обустройстве рабочего места примет участие и сам ребенок. Это поможет ему настроиться на рабочий лад.

2. Лень и безответственность . Если ваш маленький ученик без усилий усваивает школьную программу, но не желает выполнять домашние задания, причиной может быть банальная лень. У таких детей часто не хватает понимания важности домашних заданий, ответственности за свои поступки. Помочь могут беседы о том, что уроки — это труд, "работа", такая же, как работа у мамы или у папы.

Кстати, за невыполнение работы взрослые лишаются зарплаты. Обговорите с ребенком, чего может лишиться он, не выполняя свои обязанности: прогулок, доступа к компьютеру, т.е. каких-то жизненных благ. Ваш сын/дочь должны осознать, что безделье — это неэффективно.

3. Страх . Нередко отказ от выполнения уроков связан со страхом ребенка получить "новую порцию" критики. Если подросток слышит постоянные упреки в свой адрес со стороны учителей, к этим нотациям добавляются сентенции родителей на тему "Как это можно не понимать! Какой ты неаккуратный! Да я в твои годы…" — подобный коктейль может напрочь лишить уверенности в своих силах. Подсознательно такие дети всегда будут ждать упреков. Отсюда и отказ: "Если у меня ничего не получается, вообще не буду ничего делать!"

Помочь в таких случаях может только родительская любовь и внимание. Дайте понять вашему ребенку, что любовь родителей — это любовь без условий. Не важно, что красуется в его дневнике — "двойка" или "пятерка". В первом случае вы обязательно объясните и поможете исправить, во втором случае похвалите и искренне порадуетесь. Но никогда не ругайте ребенка за оценки!

4. Конфликт с преподавателем . Иногда отказ делать уроки связан со сложившейся ситуацией в школе. Возможно, у вашего ребенка возник конфликт с педагогом, отсюда — постоянные "двойки" и невыполненные задания.

Возможный выход: беседа с этим педагогом. Привлеките психолога, классного руководителя, администрацию (если понадобится) — важно устранить конфликт и наладить отношения ученика и педагога.

5. Скука . В это слово вмещается большая половина случаев нежелания делать уроки. Действительно, выполнение домашнего задания — это не поездка в Диснейленд.

Попробуйте отталкиваться от внешкольных увлечений ребенка. Здесь важно найти привязку к школьным предметам.

6. Трудно . Ребенок может отказываться от выполнения заданий, если раз за разом он сталкивается со сложностями. Выясните: возможно, упущен какой-то раздел, может быть, какая-то тема осталась непонятой, невыученной, а потому все последующие задания превратились в пытку.

Если сами не в состоянии объяснить и "пройти эту тему", имеет смысл нанять репетитора или записать ребенка на факультативные занятия.

Пять главных "нет", или Главные ошибки, которые допускают родители

  • Не вешайте ярлыки . Если вы будете постоянно твердить, что ваш ребенок — лентяй, разгильдяй, оболтус, глупец и т.п. — рано или поздно он с этим смириться. Здесь как никогда работает пословица: "Как корабль назовешь…".
  • Не перехваливайте . Фразы вроде: "Ты способный, просто ленивый" дают обратный эффект. Мы надеемся, что это побудит ребенка к "совершению подвигов" на школьном поприще. На самом деле, детское подсознание формирует установку: "Я и так способный, зачем трудиться и что-то доказывать?"
  • Не злоупотребляйте материальными стимулами . Нередко родители награждают детей за выполненные уроки подарками, деньгами на карманные расходы и прочими "радостями". Прием "заработал — получил" работает, если его применять в разумных мерах. Иначе рано или поздно ребенок начнет торговаться, требуя все большего вознаграждения.
  • Не зацикливайте мотивацию на своей персоне . Исключите из лексикона фразы: "Я буду счастлива, если ты сделаешь уроки!", "Я просто в отчаянии, что ты отказываешься выполнять домашние задания". Вместо ожидаемого рвения вы можете наделить ваше чадо чувством вины перед родителями. Лучше делать акцент на том, что выполненные уроки помогут лучше работать в школе, лучше понять новую тему и т.д.
  • Не переусердствуйте с опекой . Конечно, первокласснику, например, практически невозможно сделать уроки без помощи родителей. Но с самого начала стремитесь приучать к самостоятельности.

А самое главное правило — не отчаивайтесь. Учитесь внимательно слушать вашего ребенка, окружите его вниманием и заботой. Именно родительская любовь способна привить малышу интерес к познаванию — следовательно, и к выполнению домашних заданий.


Top