Зачем современные мужчины носят эти ужасные хипстерские пучки? Так почему же нормальные люди начинают носить «мужской пучок».


1-3.

4-6.

7-9.

Но почему-то эта традиция была утрачена. А в других частях света как носили, так и продолжают носить. Носят поклажу на голове в Индии ,

10. 11.

12.

Мьянма ().

В странах Ближнего Востока, на юге Европы и повсеместно в Африке , достигая вершин мастерства артистов цирка:

13.

14.

А где впервые стали переносить грузы на голове - очевидно, там, где эта традиция имеет широчайшее распространение и носильщики обладают непревзойдённой сноровкой. Ответ напрашивается сам собой: конечно, в Африке! Но не будем спешить и попробуем найти самые древние подтверждения. Хорошо известны древнеегипетские изображения эпохи Нового царства, иллюстрирующих носильщиков с разными грузами на голове, но более ранние относятся Среднему царству:

15. Статуэтка из гробницы Мекетры в Дейр-эль-Бахри, конец XI династии.

Хрупкая женщина несёт в правой руке живую утку, а левой придерживает тяжёлую корзину с кувшинами, наполненных пивом. К той же эпохе Среднего царства относятся и эти статуэтки:

16.

Но несколькими столетиями ранее, примерно 2500 лет до н.э., в гробнице советника Ти на барельефе была запечатлена процессия женщин, совершающая приношения в гробницу:

17.

Прошла, по нашим меркам, целая вечность - половина тысячелетия, - а ничего не изменилось: носильщицы также в одной руке держат живность, а другой придерживают корзины с яствами, неся их на голове. Таким образом, можно утверждать, что в Египте и в Африке в целом начали носить грузы на голове с доисторических времён. Но кроме установленного этого факта, появляется возможность уточнить детали древнеегипетских головных уборов, о которых упомянул vissarion .

На увеличенном фрагменте последней иллюстрации видно, что иногда носильщики использовали подкладки под грузы, смягчающих давление на голову и более равномерно распределяющих нагрузку:


18. Женщина использует плетёный валик в качестве подкладки на голову.

Подкладки использовались не всегда, а по необходимости либо из индивидуальных предпочтений. Аналогичную картину можно видеть на снимках нашего времени, приведённых в начале. Русские носильщики использовали свой обычный головной убор, в чём видится здравый смысл: не холодно и не жёстко. Но в жарких странах шапка ни к чему, поэтому, как видно на снимках, носильщики обычно используют сложенную в несколько раз ткань либо особым образом укладывают её на голове, делая подобие головного убора. В связи с этим есть веские основания полагать, что тюрбан (чалма) изначально появился именно как головной убор, используемый в качестве подкладки под груз, переносимый на голове.

Так, головной убор африканских женщин, едущих на велосипедах (илл.14), от тюрбана практически не отличается. Более того, тюрбаны распространены именно там, где развита культура ношения грузов на голове: в Северной Африке, на Аравийском полуострове, в Индии и Азии. Традиционно носят тюрбаны как мужчины, так и женщины:

19. 20.

Очевидно, в далёкие времена носильщики свыкались с ношением подкладки на голову в виде тюрбана и продолжали с ней ходить в свободное от работы время. Кроме того, тюрбан носильщика обладает преимуществом перед валиком, изготовленным из подручных материалов. Тюрбан всегда на месте, и носильщик не тратит время на поиски подкладки - он в любой момент готов к работе. Таким образом возник головной убор, который впоследствии стал неотъемлемым атрибутом многих народов.

Но продолжали хождение и обычные валики-подкладки:


21. Эмиль Огюст Ублен - "Путь к рынку, Финистер", 1878г., Франция.

Женщина на картине Эмиля Огюста Ублена использует такой же плетёный валик, что и на илл.18, хотя их разделяет промежуток почти в 4500 лет!

Теперь вновь обратимся к Древнему Египту - к гробнице Нефертари XIX династии. На фресках гробницы любимой жены Рамзеса Великого Нефертари оная появляется, в том числе, в странном головным уборе, напоминающим небольшую феску, - модиусе:

22.

Под модиусом - стервятник, тотем богини Мут-Нехбет. Назначение модиуса раскрывает другое изображение царицы:

23.

Оказывается модиус выполняет функцию подставки под корону, в данном случае - шути. На рельефе храма Абу-Симбел модиус носит не только Нефертари, но и богини Исида и Хатхор:

24.

Существовал и более изящный вариант модиуса, как, например, у царицы XVIII династии Яхмос-Нефертари. Её головной убор обрамлён кобрами Уаджит:

25.

О её назначении свидетельствует другое изображение Яхмос-Нефертари:


26. Саркофаг Яхмос-Нефертари.

Как и в предыдущих примерах (илл.23,24) модиус служит подставкой для короны (шути). Носила модиус с кобрами и богиня Хатхор:

27.

Судя по всему, подставка под корону, одеваемая на голову, с некоторых пор стала самостоятельным головным убором, символизирующим принадлежность к царственным особам или когорте божеств, поскольку только эти персонажи могли носить короны. В качестве примера можно привести изображение богини Таурт в феске-модиусе:


28. Скульптура богини Таурт, XXVI династия, VI в. до н.э.

Но известны и другие изображения Таурт, где модиус используется по прямому назначению - в качестве подставки под корону:

29. 30.

Сакральность модиуса, очевидно, послужила тем обстоятельством, что впоследствии его стали носить священники, у которых он стал называться камилавкой или клобуком:

31. 32.

Таким образом, культура ношения грузов на голове известна с незапамятных времён и она, вероятно, породила два вида головных уборов, известных ныне: тюрбан (чалму) и камилавку (клобук). Причём камилавки овеяны сакральностью, что связано с их происхождением от модиусов богоподобных персонажей, носивших на голове громоздкие короны, в то время как тюрбан имеет народное происхождение, что обусловило его массовое распространение в разных частях света.

Для нас, живущих в XXI веке людей, кажутся удивительными эти снимки. Ведь согласно им, буквально пару поколений назад москвичи начала ХХ века предпочитали переностиь грузы на голове, во всяком случае, это не было чем то из ряда вон выходящим.

Скорей всего, такой способ переноски грузов был распространён у славян на всей территории расселения. Так носили многие грузы - от горшков с цветами до кадушек с рыбой. Сейчас так переносят грузы в восточных странах.


После революции этот мудрый народный обычай напрочь исчез из московского обихода, и в советские времена встретить подобное было невозможно.

Почему исчезла такая интересная традиция? Было ли это следствием пропаганды и агитации, или большевики применили террор и репрессии? И почему об этом не рассказывают даже поклонники царизма и монархии, дореволюционной Российской империи?

Иллюстрация из учебника 1910 г. «Начальная физика» А.В.Цингера

Есть такой приборчик - шагомер. Его действие основано на подсчете вертикальных колебаний грузика при ходьбе. Одно колебание - один шаг. В кармане брюк или на поясе шагомер работает прекрасно. В нагрудном кармане - уже хуже, со сбоями. А если положите его в шляпу, то и вовсе перестанет «тикать». Как будто вы и не идете. Дело в том, что незначительных колебаний головы при ходьбе для него мало. Он их просто не замечает.

То же и с грузом, переносимым на голове. Он почти не колеблется, так как голова человека едва поднимается и опускается. К тому же нагрузка сосредоточена по линии позвоночника, а не болтается где-то за спиной. А раз груз практически неподвижен, то и работы никакой не совершается. Ведь, как вы знаете, основные силы при ходьбе затрачиваются на подъем тела.

Так можно переносить груз, равный почти 70% веса их тела. Исследования физиологов доказывают, что переноска тяжестей на голове - самая экономичная для человеческого организма.

Хотя и 70% - не предел: в Индии есть специальный человек, который поможет вам за денежку поставить мотоцикл на крышу автобуса. С транспортом в этой стране проблемы, так что многие ездят на крышах автобусов. А этот мужичок довольно субтильного вида поднимает на крыши любые грузы меньше, чем за два доллара. Для него не проблема поднять на голове мотоцикл весом 150 кг.

По материалам Николая М.

Почему некоторые народы носят грузы на голове? June 8th, 2014

«Потому что это удобно и я так меньше устаю». Так мог бы ответить любой житель Африки, Азии или юга Европы, где грузы традиционно принято переносить подобным образом. И действительно, нас, северян, всегда удивляет та легкость и величавость, с которой перемещаются, лишь слегка поддерживая огромные корзины или глиняные сосуды, турчанки, жительницы Средней Азии. Кажется, что они могут пройти с немалым грузом на голове несколько километров, при этом ни капли не устав.

Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее …

Однако это так и есть. Заставьте, например, посоревноваться с африканкой тренированного солдата, за плечами которого не один марш-бросок с полной боевой выкладкой. Пусть и он, и она будут одного веса, скажем, 70 кг. Взвалите на солдата 50-килограммовый рюкзак (это 70 процентов от веса тела), а на голову африканке поставьте корзину с таким же грузом. Так вот, она не только сумеет удержать свою поклажу, но и на одинаковом с солдатом переходе израсходует сил в два раза меньше! А теперь снизьте нагрузку до пудовой гири (16 кг). Женщина ее даже не заметит! Ни пульс, ни частота дыхания у нее не изменится. Зато посмотрите на беднягу-солдата…

Описанное выше - не плод нашей фантазии, а подлинные эксперименты, проведенные медиками. В чем же здесь дело? Как объяснить необыкновенную экономичность переноски тяжестей на голове? Ответ можно получить, проведя еще один опыт. Есть такой приборчик - шагомер. Его действие основано на подсчете вертикальных колебаний грузика при ходьбе. Одно колебание - один шаг. В кармане брюк или на поясе шагомер работает прекрасно. В нагрудном кармане - уже хуже, со сбоями. А если положите его в шляпу, то и вовсе перестанет «тикать». Как будто вы и не идете! Дело в том, что незначительных колебаний головы при ходьбе для него мало. Он их просто не замечает.

То же и с грузом, переносимым на голове. Он почти не колеблется, так как голова человека едва поднимается и опускается. Так уж мы устроены. К тому же нагрузка сосредоточена по линии позвоночника, а не болтается где-то за спиной (вспомните солдата). А раз груз практически неподвижен, то и работы никакой не совершается. Ведь, как вы знаете, основные силы при ходьбе затрачиваются на подъем тела.

Женщины кенийского племени луо, например, способны носить груз, равный почти 70% веса их тела. Исследования физиологов доказывают, что переноска тяжестей на голове - самая экономичная для человеческого организма. А подтверждением этому могут служить законы физики- ведь, перемещая груз с постоянной скоростью по горизонтальной поверхности, человек практически не совершает работы, кроме затрачиваемой на преодоление силы трения.

А чтобы она совершалась, надо либо везти груз с ускорением, либо поднимать его. Последний вариант имеет место при ходьбе, когда корпус человека поднимается и опускается. Так что основные силы затрачиваются на подъем тела и груза при каждом шаге. Голова при этом поднимается и опускается с меньшей вертикальной амплитудой, чем все тело. Причем эта особенность вырабатывалась эволюционным путем: мозг оберегался от сотрясения, рессорой же служил пружинящий позвоночник с двойным изгибом. Хотя, конечно, большую роль в деле переноски грузов на голове играет тренировка, вырабатывающая к тому же красивую и плавную походку. Хотя людям, не знакомым с этим способом переноса грузов, подобных экспериментов лучше на себе не ставить.

Так что же, будем теперь взваливать грузы на голову? Нет, конечно. Каждый пусть поступает так, как привык. Просто стоит знать, что при соответствующей тренировке (а без умения здесь не обойтись) переноска тяжестей на голове может сэкономить уйму сил.

А вот в Индии например есть специальный человек, который поможет вам за денежку поставить мотоцикл на крышу автобуса:

С транспортом в этой стране проблемы, так что многие ездят на крышах автобусов. А этот мужик поднимает на крыши любые грузы меньше, чем за два доллара. Для него не проблема поднять на голове мотоцикл весом 150 кг.

А вот фотографии блогера igor_salnikov

Вот что он пишет:
Наш мужик, для того, чтобы перенести груз, в лучшем случае взвалит его себе на спину. Или будет тащить мешок, прижав его к пузу, пока не надорвется.

Другое дело в Индии.
Я не перестаю удивляться с какой легкостью индусы носят у себя на голове негабаритные и достаточно тяжелые грузы. И часто они этот груз даже не поддерживают руками, показывая чудеса балансировки.

Почему они носят грузы именно на голове?

Во-первых, потому что это удобно.

А, во-вторых, груз, размещенный на голове, почти не подвержен колебаниям во время ходьбы.

И человек не тратит лишней энергии на сохранение равновесия ноши и, как следствие, меньше устает.

У многих людей сложился и устоялся стереотип, что все восточные мужчины должны носить на голове сложную конструкцию из длинной полосы ткани, под названием тюрбан. Распространены подобные головные уборы среди народов, населяющих Аравийский полуостров, северную часть Африканского материка, в Азии, а также в Индии. Причем это вовсе не простой предмет одежды, имеющий древнее происхождение. Индийский тюрбан - часть культуры и традиций, он наделен тайным, мистическим сакральным смыслом.

Индийский тюрбан — многослойная мудрость бытия

Само слово тюрбан имеет персидское происхождение, и означало оно попросту достаточно длинный отрез ткани, который и предназначался для обматывания вокруг головы специальным способом. На санскрите тюрбан назван паком, а вот на севере Индии, в штате Пенджаб, где и живут пресловутые хранители древних знаний, каста сикхов , этот головной убор называют пагри или попросту паг . В уважительном варианте название будет звучать, как дастаар .

В древности, еще до того, как были придуманы короны, знатные люди носили тюрбаны из тонкой, муслиновой ткани, которые служили знаком того, что перед вами человек умный, наделенный мудростью, высокой духовностью и властью. Именно в складках своих тюрбанов, которые порой достигали веса в 25–30 килограмм, аристократы хранили драгоценные камни и золото, печати и тайные документы. Кроме того, ношение на голове тюрбана полностью перекрывало возможность злоумышленнику взять контроль над Аджна-чакрой, то есть главным энергетическим потоком, потому ткань должны была быть исключительно натуральной, самой дорогой и высококачественной.

В подарок от предков - наследие, хранимое веками

Современные последователи сикхских учений получили индийский тюрбан, который бережно пронесли через многие столетия своей уникальной истории. Тюрбан имеет весьма серьезное значение для сегодняшних членов хальсы , которые обязаны всегда иметь при себе настоящие признаки собственной принадлежности. Первый признак - это кэш , то есть волосы, усы, а также и борода, к которым никогда не касались ножницы. Мужчины всегда берегут свои волосы в полном порядке, тщательно ухаживают за ними, а повседневной жизни закалывают в высокую прическу, которая и накрывается тюрбаном, чтобы оберегать и хранить их.

Мальчики могут попросту собрать свой кэш в высокий хвост, но мужчине, у которого уже есть борода или усы, а тем более женатому, появление на людях без тюрбана - настоящий позор. Чаще всего современные тюрбаны имеют длину 3–7 метров, но все индивидуально и зависит от личных желаний, да еще от степени посвящения.

Значение цвета тюрбанов сикхов

Ослепительно-белый тюрбан могут носить только члены касты намдхари . Характерной отличительной особенностью такого убора становиться прямая намотка, без угла надо лбом. Если же сикхи из иных каст носят белый пагри , это означает, что они в трауре.

Розоватые и бледно-оранжевые тюрбаны можно надеть на свадьбу, причем как на свою собственную, так и на торжество друзей или родственников, это праздничный дастаар .

Ядовито-кислотный желтый цвет тюрбана или пага подойдет к весеннему празднику Байсакхи .

Воины секты Акали ранее носили исключительно черные, словно вороново крыло, тюрбаны, но сейчас сменили их на стальные или темно-синие.

Красный, оранжевый, зеленый тюрбаны - это своего рода повседневная одежда, которую можно разнообразить по-своему.

Тюрбаны цвета хаки вошли в комплект военной формы сикхов , которые служат в армии Индии.

Еврейский национальный головной убор не раз привлекал внимание окружающих. Кипа - что такое это? Какое значение имеет данная маленькая шляпка для хасида?

Кипа - что такое это?

Данное слово имеет несколько обозначений. Кипа - что такое это? Ни в коем случае нельзя путать его со стопкой книг или бумаг, а также со спортивной экипировкой.

Итак, кипа - что такое это? Данное слово обозначает головной убор еврейского населения и не только.

Известно, человек чтобы выразить свое уважение к своему другу снимает шапку перед ним. Евреи делают, по сути, то же самое, только не снимая головной убор.

Очень часто кипу называют ермолкой. Это слово неизвестного происхождения. Ученые указывают, что оно может походить от армейского языка и обозначать «трепет перед Богом».

И все-таки, кипа - что такое это? Данный головной убор представляет собой небольшую тканевую шапочку, которая является ярко выраженным символом религиозности евреев. Закон не может обязать человека носить кипу. Делает он это, только соблюдая и уважая традиции.

Следует отметить, что евреи ортодоксальные носят данный головной убор всегда, традиционалисты и консерваторы - исключительно только в синагоге или же во время приема пищи. Реформаторы настаивают на обязательном покрывании головы человека кипой. Женщинам строго запрещено носить ее. Они могут только покрывать голову платком.

Головной убор кипа: краткая история

Существует мнение, что пресловутые Законы мусульманского халифа Омара послужили стимулом для принятия вышеуказанной шапочки в качестве головного убора. Согласно им, евреям запрещалось носить мусульманские тюрбаны. Они должны покрывать голову иными уборами.

Другая версия утверждает, что моду на ношение кипы принесли евреям тюрки. Ученые настаивают: именно второе название этого убора - ермолка - переводится с тюркского языка как «дождевик».

Только жрецы Иерусалимового храма сначала могли покрывать голову вышеуказанным убором. Но со временем и все евреи стали носить кипу не только во время молитвы, но и в обычной жизни. Этим они показывали свое служение Богу.

Еще позднее еврейские мудрецы выдали закон, согласно которому хасиду не разрешалось проходить четыре локтя (это приблизительно 2,4 м) без кипы. Данный обычай постепенно сильно укрепился во многих общинах этого народа.

Значение кипы для еврея

В переводе с еврейского языка кипа обозначает слово «верхушка», «вершина». Хасиды считают, что данный головной убор накрывает человека сверху, таким образом оказываясь в рамках микрокосма наивысшей точкой.

Кипа еврейская является символом религиозности каждого человека этого народа. Также ношение ее - это признак соблюдения традиций и обрядов. Празднование совершеннолетия и другие праздники, молитва в синагоге, употребление пищи, траур по умершим являются предлогом для надевания кипы. Ведь на все эти события мужчина не имеет права прийти с непокрытой головой.

Смысл ношения кипы обусловливается следующим объяснением:

  1. Еврей осознает существование Бога.
  2. Еврей осознает мудрость Всевышнего.
  3. Ценит это выше своей головы.

Виды кипы

Данный еврейский головной убор часто помогает определить, из какой религиозной группы населения происходит человек:

  • произвольного цвета вязаную кипу круглой формы зачастую надевают сионисты (особенно в Израиле), поэтому их называют «кипот сругот» (в переводе означает «вязаная кипа»);
  • черный головной убор такого типа свидетельствует о том, что его хозяин является верующим человеком и строго соблюдает все заповеди;
  • люди, что носят шляпу поверх кипы, называются в Израиле «харедим», поскольку являются самыми религиозными (они не снимают кипу даже во время сна).

Также существуют другие виды вышеуказанного убора:

  • белая кипа небольшим помпончиком часто надевается представителями некоторых богатых хасидских дворов, поскольку они желают намекнуть на свою принадлежность к изучению каббалы;
  • шестигранный вышеуказанный головной убор носят сторонники движения «Хабад».

Традиции по ношению кипы

В современном Израиле считается, что по большим праздникам в синагогу обязательно нужно идти в белом головном уборе.

Человек, который носит кипу совсем недавно, обычно пристраивает ее поудобней на своей голове. Например, не носит ее на макушке, как полагается, а держит ее на затылке.

Евреи утверждают, что если кипа свисает с волос или же просто держится на заколке, то ее обладатель далеко не верующий человек. Он надел ее в силу своей служебной необходимости и при первом удобном случае обязательно ее снимет.

Некоторые хасиды считают, что в траурный или Судный день необходимо надевать кипу темного цвета. Головной убор такой окраски можно носить и повседневно. Но на праздники по субботам желательно носить белую кипу.

Очень часто некоторые хасиды в праздничные дни надевают меховые головные уборы. Они считают, что покрывать голову кипой, недостаточно благочестиво.

Кипа - это символ верующих евреев, соблюдающих традиции и обряды.


Top