Что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев. Возможные отклонения от нормы

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.

Что такое слово «Нет»? Вы знаете, что его просто-напросто не существует? И даже если Вы уверены в обратном, девятимесячному сынишке или того же возраста лапочке-дочке совершенно безразлично мнение родителей по этому вопросу. Не существует, и всё тут!

Карапуз настолько стал самостоятельным, что даже ползком, на четвереньках все равно доберется до предмета, который его заинтересовал. А станете мешать - готовьтесь эвакуировать дом, потому что от возмущений маленького упрямца будут содрогаться стены.

Вам нужны подобные эмоции? Конечно, нет, поэтому приучите себя ежедневно проверять комнаты на предмет безопасности: убраны ли тяжелые предметы со стола, закрыты ли специальными крышками розетки, нет ли поблизости ножниц. Дотошно проверили? Теперь можно выпускать малыша на прогулку.

Пока он инспектирует, нет ли чего интересного вокруг, самое время понаблюдать за ним и понять, все ли у него получается из того, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. А за прошедший месяц изменений накопилось не мерено, в полном объеме и не перечислить.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

В 9 месяцев кроха совершает очень сложные действия по сравнению с предыдущими периодами. Он перебирает игрушки, определяя самую интересную для него на данный момент. Берет мелкие предметы двумя пальцами, захватывает яркую нитку.

Грудничок все чаще рискует оторвать руку от опоры и пытается удержаться на ножках стоя, ни за что не держась. Смело и весьма уверенно топает, ухватившись за руку взрослого. Будучи в вертикальном положении, самостоятельно садится.

Развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему находить предметы, спрятанные, к примеру, под салфеткой. Это доставляет ему особое удовольствие, ведь при поиске он сначала побывает в роли маленького детектива, а затем превратится в первооткрывателя: он совершает настоящее открытие и в прямом, и в переносном смысле.

Вы уже всей семьей играете в прятки, правда? Еще бы, это сейчас одна из самых любимых игр малыша. Он с упоением ищет и находит папу за шкафом в детской или за холодильником на кухне, выражая свою радость восторженными звуками смеха.

Согласитесь, улыбка ребенка полна очарования: вид прорезавшихся к этому возрасту центральных и боковых резцов придают выражению довольного карапуза умилительнейший вид, от которого тает сердце практически каждого взрослого. Теперь кроха напоминает маленького грызуна, еще бы - есть зубики, а вокруг столько всего, что можно на них попробовать! Кстати, в рацион добавилось пюре из протертого мяса, которое обычно малышам очень нравится.

Грудничок теперь cпособен выполнять пусть и простые, просьбы старших. Например, в ответ на мамино «Дай ручку!» протягивает ей свою ладошку, а с каким удовольствием он машет ручкой на прощание, когда ему говорят: «До свидания, родной»! Не менее забавно он складывает вместе и жмет свои ладошки, имитируя дружеское, крепкое рукопожатие.

По Вашему образцу он будет укачивать куклу, хотя и не сможет перенести пока это действие на мишку, или зайчика. Следом за папой станет листать книгу или календарь и потешно морщить лобик, повторяя за ним серьезное выражение лица. Да и вообще, он будет тянуться к тем предметам, которые он видел в руках родителей, копируя их манипуляции. Не упустите момент: именно сейчас время начать учить ребенка занимать себя, играя в различные забавы.

Физическое и психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев

К концу 9 месяца Ваше чадо должно было набрать примерно 0,5 кг, при этом вытянувшись на 1,5 см. В целом же, физическое развитие малыша педиатр оценивает, исходя из стандартных показателей, разработанных ВОЗ.

В этом возрасте:

Масса девочек должна колебаться от 7,3 до 9,3 кг, рост - от 97,7 до 72,6 см, окружность головы - от 42,5-45,2 см.

Мальчики же весят 8,0-9,9 кг, их рост составляет 69,7-74,2 см, окружность головы - 43,7-46,3 см.

Специфика развития организма ребенка такова, что врожденные или приобретенные аномалии, выявленные на ранних стадиях, поддаются корректировке, а если не излечиваются полностью, то значительно исправляются. Поэтому крайне важно внимательно наблюдать за крохой и контролировать своевременность развития необходимых навыков. Особенно следует насторожиться, если возраст для их окончательного формирования подходит к пограничному.

Так, к педиатру за консультацией необходимо обратиться в том случае, если к концу 9 месяца грудничок:

— не способен разворачиваться вокруг своей оси, уверенно ползти вперед;

— сидя, плохо держит равновесие, не может поворачиваться вокруг себя в том же положении;

— не пробует самостоятельно попить из чашки;

— не сдергивает с головы косыночку или шапочку;

— не может стучать кубиками друг о друга;

— не в состоянии воспроизвести, подражая маме, восемь различных слогов или звукосочетаний;

— не стесняется или не пугается совершенно посторонних людей, не прячется за маму или за предмет мебели (стул, спинка дивана);

— не сердится, когда ему мешают играть или забирают игрушку.

Еще один момент: если грудничка на руки берет незнакомый человек, то реакция должна быть иной, чем на близкого. Если же кроха с одинаковым удовольствием идет и к тому, и к другому, то это сигнал опасности: социальная адаптация происходит с нарушениями.

Зарядка для ребенка в 9 месяцев

Если все, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, усвоено им прочно, то физические упражнения можно разнообразить с помощью гимнастических снарядов: деревянной палочки, фитбола, пластмассовых колец, погремушек с овальной ручкой.

Также разнообразнее становится исходное положение, ведь малыш умеет теперь сам сидеть, и даже стоять у опоры. Это, в свою очередь, позволяет укреплять мышцы животика и ног.

1. Поочередное сгибание-разгибание ножек из положения лежа на спине, а затем и одновременное их движение уже знакомо карапузу, но теперь он должен это делать самостоятельно под контролем взрослого. Выполнять упражнение надо 6 раз, сначала в медленном темпе, а затем в быстром.

2. Подготовьте деревянную гимнастическую палочку. Попросите дитя лечь на спинку, поднимите снаряд над ним на высоту выпрямленных ног. Пусть теперь он потянется и достанет до палки либо всей ступней, либо пальчиками ног. Повторите это упражнение 7 раз.

3. Для развития мышц, суставов ребенку предлагается в положении лежа или сидя ухватиться за игрушки-кольца и поочередно сгибать-разгибать руки. Повторяются такие движения по 3 раза на каждую.

4. Для укрепления и развития различных групп мышц крохе полезно выполнять наклоны вперед на выпрямленных ногах. Поставьте его спинкой к себе, правой рукой придерживайте коленки, чтоб не сгибались, а левую положите на животик. У носочков положите привлекательную игрушку. Попросите нагнуться и прикоснуться к ней пальчиками рук. Ваша задача - проконтролировать, чтобы ножки не сгибались в коленочках и оставались прямыми. Упражнение нужно повторить трижды.

5. Переворот со спины на живот малыш выполнял уже с Вами, но теперь он самостоятельный и должен переворачиваться по просьбе взрослого без всяческой помощи. Сделать упражнение следует 2 раза - один налево, другой направо.

Развивающие упражнения в 9 месяцев

Полноценное развитие ребенка в 9 месяцев требует соблюдения определенных условий, основные из которых стоит запомнить родителям.

1. Малышу необходимо разнообразие. Сколько бы Вы ни покупали ему самых продвинутых игрушек, дитю все равно требуется менять обстановку: посетить с родителями магазин, проехаться с ними на машине, прогуляться к бабушке, поиграть во дворе в песочнице.

2. Вам придется выделить специальное время для игр с карапузом, потому что они становятся осмысленными, если хотите, организованными. Для получения развивающего и воспитывающего эффекта нужно, чтобы взрослые присутствовали в этих играх в качестве какого-нибудь персонажа. Представьте себя, к примеру, мудрым сверчком-советником из Пиноккио и направляйте все занятия в нужное русло.

3. Лучше, если папа и мама будут играть с крохой по отдельности друг от друга. Почему? Объяснение весьма простое: у них разная манера игры. Папа восторгает малыша производимым шумом и подвижными забавами спортивного направления: одна только «лошадка» на шее у отца чего стоит! Мама же предпочитает заниматься спокойными играми, направленными на интеллектуальное развитие. А всеобщий любимец будет просто счастлив возиться с обоими родителями.

Играть теперь надо практически постоянно, даже среди повседневных дел.

Во время кормления, давая попить малышу, мимоходом «напоите» и его любимую игрушку. Он будет позже повторять за Вами это, привыкая играть в воображаемые действия. То же самое относится и к кормлению с ложечки. Дайте карапузу столовый прибор, пусть сам пытается набрать пюре или кашку, пока его кормят. А потом он начнет «кормить» и игрушки.

Во время купания предложите мягкую мочалочку и полотенце. Продемонстрируйте, как правильно мыться и вытираться. У крохи сразу эти действия не получаются, но он привыкнет их выполнять, и однажды обязательно справится.

Ближе к 9-месячному возрасту ребенок меняется, он становится более подвижным, любопытным, больше времени проводит в комнате с игрушками. Развитие ребенка в 9 месяцев остается под контролем родителей. Важно не упустить момент воспитания, ведь каждая мелочь откладывает большой отпечаток на дальнейшее развитие и формирование характера и личностных качеств ребенка.

Физиология 9-месячного малыша

Главное достижение малыша в 9-месячном возрасте - умение сидеть без поддержки родителей. Если данный навык отсутствует, следует посетить педиатра. Причиной отклонений от норм могут служить неврологические расстройства, переданные в момент беременности от матери к младенцу.

В девятимесячном возрасте ребенок добирает 500 г в весе. Приблизительная норма роста должна колебаться в пределах 72-84 см. Объем головы ребенка в 9 месяцев должен составлять примерно 45-46 см, а обхват грудной клетки – 44-45 см.

В 9 месяцев продолжается или начинается рост зубов, а сопровождается это естественное явление высокой температурой и плаксивостью. Не стоит переживать, если рост зубов еще не начался – все будет, и возможно, что одновременно вырастет сразу несколько зубиков.

В этот период начинается подготовка к основной задаче - твердому стоянию на ногах. Встать на ноги поможет психологически правильный настрой малыша и концентрирование на движениях. Для родителей главное - не торопить малыша, все должно происходить с его согласия и готовности.

Данные физиологического развития детей 9 месяцев приведены в таблице:

Рацион питания

Что можно есть ребенку в 9 месяцев – вопрос, интересующий молодых родителей. В рационе должны присутствовать продукты питания, что употребляются взрослыми. В качестве дополнения обязательными должны быть фрукты и свежевыжатые соки в расчете 100 мг ежедневно.

Девятимесячный ребенок должен сам удерживать в ручках стаканчик, а вот бутылочку с соской следует убрать подальше. Суточная норма рациона, состоящего из злаков и овощей, составляет 200 г.

Пища, несмотря на наличие зубов, должна пропускаться через блендер, в блюдо можно добавлять сухарики или детское печенье. Рацион ребенка в 9 месяцев должен состоять из добавления не только овощных блюд, но и мяса курицы, яичного желтка. Если аллергическая реакция на новый продукт отсутствует, можно в дальнейшем давать мясо из индейки, кролика, говядину. В первое блюдо рекомендуется добавлять растительное (в приоритете оливковое) масло – оно улучшает работу пищеварительного тракта.

После усвоения мясных продуктов в рацион добавляют вареный желток, но не более половины. После года количество желтка можно увеличить до одного. Дети, употребляющие искусственные смеси, должны раньше быть приучены к полезной пище, такой как рыбное суфле, картофельное и другое овощное пюре.

Меню девятимесячного ребенка на грудном вскармливании можно увидеть в таблице:

Грудное кормление остается, но не чаще 3 раз в сутки.

Психологический фактор

Ребенок на 9 месяце жизни осознает окружающее его положение, но разговором остается агуканье или обрывки слогов. Он научен играть, мышление и моторика активно набирают обороты в развитии.

Для физической подвижности в играх должны присутствовать развивающие наборы, состоящие из мозаики, картинок, сборного конструктора, кубиков. Во избежание травмирования предметы, которые берет ребенок, должны быть среднего размера, а в их составе не должно быть полимеров, мелких деталей.

В этом возрасте младенец различает слова «мама-папа», откликается на свое имя. Ориентация в пространстве проходит более адаптировано, с частичным пониманием окружающих его предметов.

Навыки и умения

Обязательные навыки ребенка в 9 месяцев:

  • устойчиво стоит стоя в кроватке, сидит самостоятельно, без опорных предметов;
  • ползает и переворачивается, опирается на кисти рук, предплечье;
  • передвигается по комнате, держась за руку, а иногда самостоятельно;
  • понимает, о каком предмете идет речь, когда на него указывают взрослые, поднимает его;
  • откликается на простые просьбы, например, подать предмет или взять его;
  • понимает, где расположены глазки, носик, ротик, ушки;
  • издает разнообразие звуков: от агуканья до простейших слогов.

Для активных занятий ребенку следует отвести детский уголок.

Игры для 9-месячного малыша

Для развития мышления ребенку следует устраивать кукольный театр, показанный с выражением и интонацией. На примере игрушек демонстрируйте то или иное правило поведения, несколько раз проговаривая названия разных предметов.

Если малыш активничает, пытается повторить действия, похвалите его старания. Детям очень нравятся жмурки: если спрятать в кулаке небольшой предмет, малыш обязательно постарается проверить, там ли он находится. Рисуйте с малышом мелками, маркерами. Можно приобрести акварельные краски и, окунув пальчики малыша, водить ими по бумаге. Такие игры не только вызывают интерес к различного рода деятельности, но и развивают мелкую моторику, познавательные способности.

Чувства и поведение

В 9 месяцев у ребенка обычно имеется особая игрушка или предмет, который наиболее полюбились. В этот период он становится независимым от матери, он больше времени проводит с игрушками. У ребенка этого возраста развиты кисти и пальцы рук, что позволяет ему прочно удерживать понравившийся предмет. Действия более осознаны, малыш знает, какая игрушка ему необходима на данный момент.

Если назвать предмет и спросить, где он, то при нормальном развитии ребенок должен перевести свой взгляд на этот предмет. Эмоции в этом возрасте наиболее ярко выражены, он наиболее чувствителен к эмоциональным изменениям и ситуациям, исходящим из внешнего окружения. Строго запрещено повышать голос на ребенка во время шалостей. При полноценном психическом развитии в этом возрасте дети более спокойны. Если этого не происходит, причиной может служить воздействие негативного постороннего фактора. Вполне вероятно, что так малыш выражает дискомфортное состояние - психологическое или физическое. Часто, разволновавшись по какому-либо поводу, ребенок начинает плакать, а через пару минут засыпает. Сонный час днем может сократиться до 1 раза в день, а ночной отдых остается без изменений и составляет 10-11 часов.

Познавательное развитие

9-месячный ребенок с любопытством рассматривает себя или родителей в зеркале. Играет и перебирает игрушки, рассматривает их, гремит погремушками, передает их из рук в руки.

Положительные эмоции малышу принесут песенки мамы, комментирование и показывание объектов окружения, тихая и спокойная обстановка в доме. Собираясь на прогулку, не все дети любят одеваться. Рассказывая в это время стишки или считалочки, вы не только отвлечете малыша от капризов, но и развеселите его.

Развитие речи

Ребенок на 9 месяце жизни продолжает имитировать услышанные слова и звуки, родителям же надо закрепить умения ребенка в 9 месяцев и более активно участвовать в дальнейшем его развитии. Нужно регулярно повторять вместе с ребенком звуки животных, напевать песенки, продолжать заниматься развивающими играми, складывать кубики, собирать мозаику, складывать картинки. При произношении малышом слов, не следует его копировать и повторять неправильное их значение. Не стоит называть предметы «неправильными» словами для наиболее простого запоминания малышу - это затруднит их восприятие и произношение в дальнейшем.

Родители должны давать свободу карапузу, воспитывать в нем самостоятельность. Принимая вечернюю ванну, рассказывайте и показывайте предметы туалета, давайте их рассмотреть малышу. В этом случае купание займет много времени, но это положительно отразиться на развитии. Для разработки кистей рук полезным занятием будет игра с пластиковой посудой, в которую малыш будет наливать и выливать воду.

Родителей должны насторожить такие данные состояния и развития малыша:

  1. Неспособность ползти или переворачиваться со стороны в сторону.
  2. Неустойчивое сидячее положение.
  3. Ребенок не удерживает пальчиками мелкие предметы, не интересуется погремушками.
  4. Нежелание придерживать чашку и надевать вещи.

При наличии одного из проявления следует посетить врача. Но не нужно паниковать, если ребенок отстает немного в развитии, это зависит от физиологических процессов, индивидуальных для каждого из детей. Некоторые начинают ходить в годовалом возрасте или чуточку позже, а есть те, что вообще не ползают – только ходят. Помните, только ваша выдержка и забота помогут преодолеть барьер психического и физического формирования.

В 9 месяцев у малышей происходит скачок в развитии. Они должны уметь проявлять эмоции, тянуться за игрушкой, общаться с членами семьи. Усиливается любознательность ребенка, что способствует приобретению новых навыков.

Каждый ребенок индивидуален, но есть основные умения, которыми должен овладеть кроха к девятимесячному возрасту. В то же время родителям не нужно волноваться, если дети немного не дотягивают по развитию до ровесников. Малыш обязательно всему научится, когда придет время.

Ребенок в 9 месяцев должен уметь совершать такие действия:

  • Самостоятельно сидеть без посторонней поддержки.
  • Реагировать на запреты.
  • Понимать смысл фраз и предложений.
  • Реагировать, когда к нему обращаются.
  • Уверенно ползать. Он может это делать не обязательно на коленях, но и на локтях, не отрывая тело от пола. Такой вид передвижения не должен вызывать беспокойства со стороны матери и отца.
  • Подниматься на ноги, держась за опору.
  • Некоторые дети в этом возрасте начинают ходить, придерживаясь за стену, спинку дивана или за мамину руку.

В этом возрасте растет головной мозг малыша. Согласно проведенным исследованиям он становится вдвое больше, чем при рождении. Повышается кожная чувствительность младенца. Память улучшается, а движения становятся более осмысленными. Ребенок проявляет интерес к открывающимся дверцам, достает из ящиков вещи.

В этот период за ним нужно лучше следить!

Игровые навыки малыша

К девятимесячному возрасту активность ребенка усиливается, он обретает новые способности.

Он уже умеет:

  • рвать салфетку и мять ее в руке;
  • в обе руки брать по одной игрушке и стучать ими;
  • хлопать в ладоши;
  • разглядывать маленькие предметы, обхватывая их указательным и большим пальцами;
  • бросать вещи на пол, особенно погремушки;
  • собирать кольца пирамидки в любом порядке;
  • искать маму или папу, накрывшихся пледом;
  • брать ту игрушку, которая ему по душе;
  • переворачивать страницы небольшой картонной книги;
  • узнавать предметы, изображенные на рисунках.

Ребенок в 9 месяцев должен уметь брать в руки понравившуюся игрушку

Все дети любят играть в «ладушки», «козу-дерезу» и «ку-ку», ломать башни из кубиков. Кроха с восторгом будет искать игрушку, если спрятать ее за спиной или под пеленкой. Энергичное времяпровождение способствует раннему развитию малышей.

Эмоции, которые испытывает малыш

Ребенок в 9 месяцев должен уметь достаточно много. Он уже осознанно реагирует на окружающий мир.

У него появляются такие эмоциональные навыки:

  • Хитрость: малыш способен увиливать от нелюбимых занятий.
  • Независимость: хочет сам есть еду из тарелки, показывая, что повзрослел.
  • Решительность: пытается слезть с дивана.
  • Страх и беспокойство могут образоваться у девятимесячного ребенка по разным причинам. Важно вовремя избавить его от источника переживаний. Если ребенок заплакал, нужно утешить его, взять на руки или предложить грудь (если кроха еще на грудном вскармливании). Чрезмерное волнение может возникнуть из-за смены обстановки, громких звуков или длительного отсутствия мамы.
  • Возмущение и негодование , если не получает того, что хочет. Ребенок может кричать до тех пор, пока не добьется желаемого результата. Такой способ называется манипулированием родителями.
  • Восхищение. При виде новой игрушки малыш в этот период жизни выражает восторг, охотно играет с ней, отвлекаясь от остальных дел.
  • Смущение. Иногда дети при виде чужих людей отводят глаза в сторону, просятся к маме на руки. В будущем такое чувство может перерасти в стеснительность. Поэтому важно, чтобы малыш контактировал не только с членами семьи.

Эмоции девятимесячного ребенка достаточно разнообразные. Он может проявлять любовь, счастье, тоску. Малыш требует большего внимания, боясь одиночества. Мама для него на первом месте. С ней сохраняется особая связь на эмоциональном уровне.

Речь ребенка в девятимесячном возрасте

Достигнув 9-ти месяцев, ребенок знает некоторые слоги, соединяет их между собой. Часто родители думают, что малыш ведет диалог на языке, понятном только ему. Развитие ребенка выходит на новый уровень. Он может произносить некоторые слоги, повторяя за взрослыми.

Это не полноценные слова, а только отдельные звуки. Со временем малыш учится слоги соединять в слова. Для развития речи, необходимо читать с детьми сказки и стихи, петь песни, больше разговаривать с ними. В девятимесячном возрасте кроха интересуется строчками из песен, которые легко напеваются.

Он способен повторять движения за родителями. Ребенок в этом возрасте по просьбе мамы или папы должен указывать пальчиком на предметы. Важно как можно чаще комментировать окружающую обстановку, чтоб у малыша формировался широкий словарный запас.

Физические навыки 9-месячного ребенка

В 9 месяцев каждый малыш должен уверенно сидеть без посторонней поддержки, уметь становиться на ноги и ходить с поддержкой, ползти к интересующему предмету. Ребенка занимают вещи, которые расположены выше его роста. Поэтому маме с папой нужно убрать опасные предметы, находящиеся над детской головой.

Физические навыки детей в 9 месяцев сводятся к следующему:

  • менять местами вещи, находящиеся у малыша в руках;
  • останавливать внимание на рисунках в книжке;
  • пытаться подражать родителям и другим членам семьи;
  • не поджимая пальцы на ногах, становиться на ступни;
  • из положения стоя садиться без сторонней помощи;
  • свободно передвигаться, опираясь руками за перекладины манежа;
  • взять вещь, которая находится у него за спиной;
  • не отдавать игрушку, когда ее отбирают.

Из-за повышенной активности малыша следует убрать из поля зрения то, что может быть опасным для него: бьющиеся предметы, моющие и чистящие средства, технику, ножи и другое.

Мелкая моторика

Под мелкой моторикой понимают навыки детей последовательно двигать кистями, в том числе пальцами на ногах и руках. В этом процессе участвует деятельность нервной мышечной и костной системы организма. Маленькие пальчики нуждаются в тренировке. Непоседу рекомендуют познакомить с салфетками или бумагой.

Он с восторгом будет сминать ее, разрывать на маленькие кусочки и разбрасывать по комнате.

Можно отрезать маленький кусочек скотча и положить в ладошку малыша. Ему любопытно будет самому оторвать клочок. Для закрепления процессов моторики можно высыпать в блюдце любую гречку или рис, спрятать там любимую игрушку и попросить ребенка найти ее.

Чтобы сформировать тактильный контакт, берут ненужный ящик маленького размера и складывают в него разные вещи: носовой платок, резиновый шарик, любимую игрушку младенца. Ребенок будет эмоционально доставать предметы, внимательно рассматривая их.

Как развивается ребенок к 9 месяцам, если он родился раньше срока

В 9 месяцев недоношенные дети развиваются почти одинаково с их ровесниками, рожденными в срок. Их мышечная система полноценно сформирована для самостоятельного сидения. Кроха становится на ноги и садится обратно на диван. Родители должны в этом помогать ребенку.

Он способен махать в знак прощания, подавать руку для приветствия, отзываться на просьбы родителей. Ребенок в состоянии повторять за взрослыми некоторые слова или подражать их голосу. Но дети, родившиеся задолго до назначенного срока, могут сильно отличаться от сверстников.

Для исключения возможных патологий необходимо обратить внимание на следующее:

  • ребенок не сидит и даже не стремится к этому;
  • его не привлекают игрушки, окружающие вещи, яркие книги;
  • кроха безразличен, двигается без особого желания.

Заметив такие признаки в развитии ребенка, нужно показать его педиатру и неврологу. С помощью специалистов можно легко догнать (а иногда и перегнать) ровесников в развитии.

Карта развития мальчиков и девочек по неделям в 9 месяцев

Физическое и духовное развитие детей этой возрастной категории происходит более интенсивно, чем в предыдущие месяцы жизни. Ребенок быстро взрослеет, меняясь буквально на глазах.

Выделяют основные стандарты развития девятимесячных малышей в психическом и физическом плане, разбивая их по неделям:

  • На первой неделе девятого месяца ребенку важно окружение, в котором он воспитывается: как взрослые относятся друг к другу, обустраивают быт, и какое место ребенок занимает в семье. Для него важно одобрение родителей. Он начинает подражать членам семьи, пытаясь вести себя «как взрослый». Мальчики и девочки откликаются на свое имя, знают в лицо других близких людей. Они четко понимают, кто с кем общается, и могут улавливать суть разговора. На этой неделе у малыша появляются новые социальные привычки: набирать еду из тарелки ложкой, делать первые глотки из кружки.
  • Вторая неделя 9-го месяца жизни характеризуется повышенным интересом ребенка к окружающим вещам. Он узнает предметы по цвету, форме и размеру. Умело играет с матрешкой, пряча маленькую фигуру в большую. Его увлекают вещи, находящиеся у взрослых. Если у ребенка забрать игрушку, он держит ее и не хочет отдавать.
  • Дети к третьей недели этого возраста овладевают новыми двигательными навыками: уверенно стоят с поддержкой, встают на ноги, находясь в любой позиции. Делают первые шаги, держась за материнские руки. Ребенок с гордостью показывает свои успехи, для него важно одобрение и восхищение взрослых.
  • К началу четвертой недели 9-го месяца мальчики и девочки понимают реакцию родителей на их поведение. Расстраиваются, если их ругают, и радуются похвале. Ребенок еще не до конца понимает смысл сказанного, однако замечает, какие эмоции испытывает взрослый. Одобрение или порицание со стороны близких членов семьи регулирует поведение малыша. Но ими нужно уметь пользоваться, чтобы не нарушить психику крохи.

Как происходит нормальное развитие малыша в 9 месяцев, можно узнать из этого видео:

На ребенка лучше не кричать, а говорить добродушной, спокойной интонацией. Важно дать ему знания, но не перепугать.

Режим дня для 9-месячного ребенка

9-месячные дети в среднем в сутки должны спать примерно 14 часов . Дневных снов должно быть не менее двух общей продолжительностью в 3-4 часа. Ночью дети должны спать до 10 часов подряд. Некоторые дети (особенно те, которые до сих пор на грудном вскармливании) просят в ночное время грудь.

Но это сопровождается не физическим голодом, а необходимостью чувствовать материнское тепло. Из-за чрезмерной усталости днем малыши могут плохо спать по ночам. Для спокойного сна младенца нужно укладывать его в одно и то же время. У грудничка этого периода жизни распорядок дня практически такой же, как и раньше.

Могут происходить незначительные изменения, не влияющие на общий режим.

Время (часы) Действия ребенка
9.00 Подъем, умывание, легкая гимнастика
10.00 Завтрак
10.30 Время активных игр
12.00 Первый сон
13.30 Пробуждение, обед
14.00 Прогулка на улице
16.00 Полдник
16.30 Второй сон
18.30 Спокойные игры
20.30 Вечернее купание
21.00 Ужин
21.30 Ночной сон

Занятия для развития ребенка

Ребенок в 9 месяцев должен уметь усваивать новую информацию. Задача матери с отцом – хвалить кроху, восхищаться даже мелкими результатами, успокаивать в случае неудачи. Такое поведение необходимо для формирования уверенности в приобретении обучающих навыков в дальнейшем.

С ребенком можно провести занятия, на развитие таких способностей:

  • Речь : взять снимок с изображением птиц и животных, показать ребенку, повторяя их голоса. После чего попросить малыша самому их озвучить. Как можно чаще описывать ему все, что происходит вокруг.
  • Мелкая моторика : бросить в сторону ребенка небольшой мячик. Его цель – поймать предмет руками и сделать то же самое в направлении бросающего. Другой вариант – надевать круги пирамидки в любом порядке или складывать небольшие игрушки в коробки, строить из кубиков башню.
  • Сообразительность : положить любой предмет «лицом вниз». Предложить малышу вернуть вещь в исходное положение. Либо накрыть игрушку пледом, но чтобы она немного выглядывала из-под него. Совместно найти спрятанный предмет.
  • Двигательные процессы : делать зарядку, помогать в ходьбе.
  • Самостоятельное обслуживание своих потребностей : мыть руки, есть ложкой, пить из чашки.
  • Познание окружающего мира . Купить красочную книгу с рисунками овощей и фруктов, диких и домашних животных, машин. Подробно рассказать крохе о том, что находится на картинке. Можно приобрести пальчиковые игрушки и разыграть спектакль. Ребенок будет в восторге.

Специалистами доказано, что девочки и мальчики, ведущие активный образ жизни в 9 месяцев, легче усваивают информацию в старшем возрасте, имеют высокие умственные показатели.

Игры и развивающие игрушки

В 9 месяцев дети знают, где находятся некоторые части тела (рот, нос, уши, руки, ноги) и показывает на них. Им любопытно наблюдать за старшими малышами.

Чтобы весело провести время, с ребенком можно поиграть в такие игры:

  • прятки : скрыться за креслом и посмотреть на реакцию крохи (он улыбнется, увидев выглядывающие части тела);
  • веселые танцы : включить мелодию маленьких утят и показать простые движения, попросив малыша повторить их;
  • лошадка : посадить непоседу на родительские ноги и покачивать ними, подражая звукам лошади;
  • щекотка : чтобы развеселить ребенка, достаточно его пощекотать под ручками.

Часто детям надоедают игрушки. В качестве альтернативы можно предложить им предметы домашнего обихода: не заточенные карандаши, кулинарную кисть, пластиковый половник. Пусть малыш постучит посудой по столу. Ему так же понравится обведенная на бумаге ладошка.

В качестве подарка кроха будет рад мягким книжкам небольшого размера, матрешке (развивает умственные способности и сенсорную моторику), музыкальным игрушкам, кубикам из мягкого материала, резиновым утятам для купания.

Уход

Уход за детьми на этом жизненном этапе такой же, как и в прошлые месяцы:

  • гигиенические процедуры (утреннее умывание, чистка носа, ушей и зубов, купание, подстригание ногтей);
  • массаж;
  • легкие физические упражнения.

В 9 месяцев ребенок знает все ванные процедуры и начинает самостоятельно выполнять их. Он подражает действиям членов семьи: вытирает рот, во время купания трет себя мочалкой. К обычным вечерним процедурам можно добавить поливание частей тела струей воды с небольшого расстояния.

Рекомендуется закаливать ребенка во избежание частых простудных заболеваний и делать зарядку. Температура воды на начальном этапе не должна превышать 30º. Каждый день делать ее прохладнее на 1º, остановившись на отметке 20. Как только малыш привыкнет к такому температурному режиму, практиковать контрастный душ, чередуя теплую воду с прохладной.

Малыш с удовольствием выполнит просьбу мамы: сядет, перевернется на спинку, ляжет на животик. В это время можно сделать ему легкий массаж.

Питание

Меню ребенка в 9 месяцев во многом близко питанию остальных членов семьи. Но вводить для прикорма вредные продукты не стоит.

В этом возрасте рацион довольно разнообразен:

  • нежирное мясо (говядина, кролик, индейка);
  • рыба (хек, минтай, треска);
  • кефир, йогурт, творог;
  • овощи (цветная капуста, брокколи, кабачок, картофель, морковь, лук);
  • фрукты (банан, яблоко, тыква);
  • молочные либо безмолочные каши;
  • детское печенье;
  • легкий суп;
  • куриные или перепелиные яйца (желток);
  • растительное масло (чайная ложка);
  • очищенная вода, компот из сухофруктов.

Блюда должны быть исключительно отварными или приготовленными на пару. Жареная пища не приемлема для девятимесячных детей. Число кормлений достигает 5-6 раз в сутки, в том числе перекусы. Последний прием пищи все еще состоит из грудного молока или детской смеси.

Частые проблемы в этом возрасте

В 9 месяцев ребенок должен уметь реагировать на звуки, различать голоса родственников, узнавать любимые игрушки. Дети в этом возрасте активно изучают окружающий мир.

Однако уже сейчас могут наблюдаться некоторые проблемы:

  • Повышенная температура тела , что может быть причиной прорезывания зубов, вирусной инфекции, перегрева.
  • Понос из-за приема антибиотиков ребенком или матерью (если малыш все еще на грудном вскармливании), простудного заболевания.
  • Ребенок не ползает : нарушения опорно-двигательной системы, его индивидуальная особенность, психические отклонения, болезнь.
  • Плохой аппетит . Основные причины: отсутствие налаженного распорядка дня, неправильно подобранное питание, текущая болезнь, тревожное состояние ребенка.
  • Частые срыгивания , которые в небольших количествах являются нормой для девятимесячных детей. Если они носят постоянный характер, у ребенка плохое самочувствие, следует незамедлительно показать кроху педиатру и детскому неврологу.
  • Не сидит , причиной чему может быть гипертонус мышц или неврологические заболевания.

Выявив у ребенка одну или несколько из перечисленных проблем, лучше не откладывать поход к доктору. Своевременное лечение поможет избежать возможных проблем в будущем.

В этом возрасте родителям необходимо помочь малышу укрепить пищеварительную систему. Свести к минимуму употребление ребенком пюре, отдавая предпочтение супам и продуктам, измельченным вилкой. Срок годности продуктов и их качество должны быть в норме, следует обращать на них внимание в первую очередь.

Не рекомендуется кормить ребенка полуфабрикатами, а лучше приобретать сезонные продукты с собственного огорода. Не нужно заставлять ребенка есть пищу, которая ему не нравится. Это может спровоцировать рвоту или отвращение к определенной еде.

Лучший вариант – предложить ему это блюдо через пару недель.

Важно поощрять проявление инициативы, морально поддерживать, помогать в сложных ситуациях, но не решать за ребенка в спорных ситуациях. В 9 месяцев кроха уже владеет достаточным количеством навыков. Он знает немало игр, должен уметь сидеть, ползать, стоять, подражать взрослым. А родители обязаны способствовать полноценному развитию своего ребенка.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о навыках 9-месячного ребенка

Сюжет о том, как и чем заниматься с ребенком в 9 месяцев:

9 месяцев – очень важный период в жизни ребёнка, ведь сейчас он готовится к одному из самых главных своих умений – ходьбе. Для достижения этой цели малыш постоянно тренируется, совершенствуя свои движения и развивая мышцы. Он очень активен, много путешествует по комнате, правда, пока ещё ползком, но стараясь встать на ножки при любой возможности. На этом этапе развития малыша, родителям нужно постараться максимально обезопасить его окружение во избежание травм.

Наряду с физическим совершенствуется и умственное, и эмоциональное развитие младенца, улучшается его речь, появляются навыки самообслуживания. Так что к достижению возраста девяти месяцев ребёнок умеет и понимает уже многое.

Физическое развитие

Основные показатели физического развития ребёнка постоянно увеличиваются. Так, за девятый месяц жизни младенец прибавляет в весе в среднем 500-550 грамм и вырастает примерно на 1,5 см. Ещё на полсантиметра увеличиваются объёмы его головки и грудной клетки. Таким образом, к девяти месяцам ребёнок в норме весит от 8800 до 9500 грамм, его рост составляет 71-74 см, окружность головы колеблется в пределах от 44,5 до 45,5 см, а окружность грудной клетки – от 46,5 до 47,5 см.

Ещё один показатель физического развития младенца – количество зубов. Конечно, время их появления очень индивидуально, но согласно общепринятой норме, именно в возрасте девяти месяцев у ребёнка должны появляться вторые (боковые) резцы, как верхние, так и нижние.

Меняется в этом возрасте и режим сна малыша. Так, в норме девятимесячный ребёнок должен спать ночью не менее 10-12 часов. Кроме ночного важен и дневной сон младенца – от полутора до двух часов дважды в день.

Всё остальное время младенец бодрствует, активно познавая мир и совершенствуя свои двигательные навыки.

Так, в норме ребёнок в возрасте девяти месяцев должен:

  • хорошо ползать;
  • перебираться через небольшие препятствия;
  • влезать на четвереньках на незначительные возвышения;
  • пытаться влезать на лестницу;
  • легко садиться из положения лёжа, и наоборот, ложиться из положения сидя;
  • уверенно сидеть без опоры длительное время;
  • держась за опору, вставать на коленки и на ножки;
  • стоять при поддержке за одну руку;
  • при поддержке за обе ручки или при поддерживании под мышки переступать с ножки на ножку;
  • добираться доступными ему способами до интересующего предмета;
  • держась за опору, передвигаться приставным шагом;
  • катить мячик.

Однако не менее важным достижением девятимесячного ребёнка, чем подготовка к ходьбе, является его умение использовать свои пальчики для игры и выполнения различных действий.

Теперь у малыша так хорошо развита мелкая моторика, что он способен:

  • захватывать большим и указательным пальчиками маленькие предметы и удерживать их лишь двумя пальчиками;
  • вынимать и снова складывать предметы в различные ёмкости;
  • открывать крышечки коробочек;
  • нанизывать колечки на стержень пирамидки;
  • комкать и рвать бумагу;
  • действовать одновременно двумя игрушками, держа их в каждой руке отдельно.

Умственное развитие

Существенно развиваются и умственные способности ребёнка. Так, к девяти месяцам улучшается его память, мышление, совершенствуется речь, а самым главным интеллектуальным достижением девятимесячного малыша является понимание речи окружающих его людей. Это существенно изменяет его поведение, а также влияет на умственное и физическое развитие. Теперь малыш понимает, что ждёт его в следующую минуту – он будет кушать, гулять или спать, достаточно взрослому лишь произнести название этого действия.

Итак, в норме в возрасте девяти месяцев ребёнок должен:

  • понимать, чего от него хотят, и стараться выполнить некоторые простые действия, например, отдать предмет, который он держит в ручках или помахать на прощание;
  • помнить понравившиеся игры;
  • находить спрятанную на его глазах игрушку;
  • повторять за взрослым простые движения: поднимать и опускать ручки, хлопать в ладоши и т.д.;
  • знать названия предметов – игрушек, мебели, предметов быта и уметь выбрать предмет, который называют среди остальных;
  • показывать части лица на картинке или на чужом лице (нос, рот, глаза);
  • понимать значение слов: «дай», «на», «ложись», «вставай», «брось», «да», «нет», «можно», «нельзя», «до свидания» и др.;
  • отчётливо произносить некоторые слоги и слова, в частности: «папа», «баба», «мама» и другие, правда, всё ещё неосознанно;
  • пытаться воспроизводить услышанные звуки и интонации, например, повторяя за взрослым, подражать голосам животных.

Основным видом деятельности ребёнка, который помогает ему развиваться умственно и физически, а также узнавать окружающий мир, является игра. И в возрасте девяти месяцев игры ребёнка становятся осознанными. Он понимает, что и какими предметами можно делать: мячик – катить, колечки – нанизывать на стержень, погремушками – греметь и т. д. Теперь ребёнок готов к развивающим играм, которые родители должны ему предоставить.

Эмоциональное и социальное развитие

Важным этапом социального развития ребёнка в возрасте девяти месяцев является осознание им своего и чужого пространства. Именно в этом возрасте ребёнок начинает по-разному вести себя дома и в гостях. Связано это с тем, что находясь в незнакомой ему обстановке, ребёнок не знает, что произойдёт дальше и чего ему следует ожидать. Поэтому в незнакомом месте ребёнка часто охватывает страх. Он может неожиданно расплакаться и успокоить его бывает довольно трудно. В то же время дома ребёнок может спокойно, уверенно и свободно перемещаться из комнаты в комнату, зная, где что находится и что может с ним произойти в следующую минуту. Здесь ему всё понятно и всё давно знакомо. Ребенок начинает осознавать происходящее и мир, в котором он живёт.

В возрасте девяти месяцев ребёнок уже чётко прослеживает причинно-следственные связи. Например, он знает, что если папа берёт в руки портфель – значит, скоро он уйдёт. То же самое касается и мамы, по определённым признакам ребёнок понимает, что мама скоро уйдёт. Ребёнка не может это не расстраивать, он по прежнему тяжело переживает разлуку с родителями, однако теперь он может переносить свою любовь к маме и папе на понравившиеся ему вещи или игрушки и оставаться с этими вещами в отсутствие родителей. Так у ребёнка появляются любимые игрушки и различные предметы – подушка, одеяльце и др. Психологи считают это важным шагом в психическом развитии малыша, ведь в этом залог его будущей самостоятельности.

Навыки самообслуживания

В возрасте девяти месяцев ребёнок готов к усвоению первых навыков самообслуживания. Благодаря новым физическим навыкам и развитию моторики ручек, девятимесячный малыш может пить из чашки и даже пытаться пользоваться ложкой. Конечно, получается у него это не очень хорошо, и маме нужно проявить максимум терпения, чтобы справиться с желанием покормить малыша самой. Но, поверьте, дав вашему ребёнку возможность проявить самостоятельность, вы поможете ему гораздо больше. Давайте ребёнку в ручки кусочки хлеба и печенья, пусть кушает сам. И не забывайте высаживать его на горшок, очень важно, чтобы ребёнок уже в таком младенческом возрасте приучался справлять свою нужду на горшок, а не в памперс или в постель.


Top