Интересная информация о деде морозе. Интересные факты о добром дедушке морозе

Несколько лет тому назад, а может, и больше, чем несколько, скажем, с десяток лет тому назад, прокатилась во всяческих интернетах волна публикаций, где сравнивались два сказочных персонажа - Дед Мороз и Санта Клаус. Писали о разнице и в одежде, и в средствах передвижения по земле нашей грешной, и даже в способе дарения подарков. Заодно разгорелась нешуточная война между блюстителями «скреп» и «безродными космополитами». Первые настаивали, нет, не на лимонных корочках, а на том, что наших детей имеет право поздравлять с Новым годом исключительно отечественный продукт, то есть Дед Мороз, вторые отстаивали ту точку зрения, что дети всего «цивилизованного мира» чуть ли не столетие «юзают» сказочного Клауса, и ничего - несчастней точно не стали. Тут надо заметить, что все эти сравнения от лукавого. Да, разница во всем между двумя персонажами видна невооруженным глазом. Но главное, что это вообще несопоставимые персонажи, если подходить к задачке строго. Но начнем с поверхностных сравнений.

Это шуба, а не куцее незнамо что

Да, действительно, наше население как-то подзабыло, что такое, вернее, кто такой Дед Мороз. Даже внешний облик его как-то стерся, видимо, из памяти. И ладно бы только у младшего поколения. Но у среднего и, тем более, старшего должен же был отпечататься в мозгу незабываемый образ Деда Мороза. Хотя бы с детсадовских времен и начальных классов с их новогодними утренниками. Нет? Разве можно ставить своим детям под новогоднюю елку мужика, пусть и бородатого, пусть и веселого, но слишком, как для нашего местного героя, упитанного, да еще и в каком-то то ли полушубке, то ли в непонятной зимней куртке? И на голове этот непривычный для нас колпак, а не порядочная, чуть ли не боярская, богато изукрашенная шапка.

И наш в шубе! В самой настоящей шубе. И совсем не обязательно красной. Может быть в синей, может в белой - зимних цветов. Это у Санта Клауса одежка красная. У Деда выбор побогаче. И борода. У Мороза борода - всем бородам борода!

Транспортное средство

Санта Клаус, как известно, передвигается на санях, запряженных оленями. Летит по небу. Оленей девять. У них даже имена есть. Вот они: Стремительный, Танцор, Гарцующий, Сварливый, Комета, Купидон, Гром, Молния. Это восемь первоначальных. Дело в том, что их Санта - очень литературный персонаж. Его образ выписывался в книжках. Вот и имена его оленей появились только в начале позапрошлого века, в 1823 году, в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Девятый олень то ли выпал из стихотворения, то ли и не было еще его вовсе. Скорее, второе. Потому что, как отмечают исследователи вопроса, девятый олень стал известен тамошним широким народным массам аж через столетие - в 1939 году, да и то благодаря какой-то рекламной кампании. Кажется, в Чикаго. Оленя поставили главным по упряжке, назвали его Рудольфом и наделили красным светящимся во мгле носом. Наш Дед, известное дело, на всяких там оленей не разменивается.

  1. Даже трудно поверить в то, что наш всеми любимый Дедушка Мороз изначально был страшный и недобрый, он собирал жертвоприношения и уносил не послушных детей в мешке. Жутковато звучит, согласитесь! Но постепенно Дед Мороз существенно подобрел и вместо жертвоприношений стал дарить подарки. Именно в период коммунистического существования СССР образ Деда Мороза как советский противовес Санта Клауса оформился окончательно, и именно в этот период у него появилась спутница – внучка Снегурочка.
  2. Смешной факт, ну как для нас, ведь не у всех народов талисман Нового года — Дед Мороз предстает в образе видного благообразного старца. У Финнов, например, традиционный новогодний праздник по традиции олицетворяет — козел. Поэтому и смешное прозвище у финского зимнего волшебника Йоулупукки, дословно означает «рождественский козел». У финского Йоулупукки нет внучки, за то есть законная жена, с которой он и проживает в пещере где-то в районе Полярного круга. Интересно как зовут жену….
  3. Сколько же лет дедушке? По разным оценкам нашему Деду Морозу уже более двух тысяч лет. За прошедшие 2 000 лет Дедушка Мороз существовал в совершенно разных образах. Первоначально он был в облике языческого бога Зимника: старца небольшого роста, с седыми волосами и длинной белой бородой, причем с непокрытой головой, в зимней белой одежде и с характерной железной булавой в руках. А в IV веке образ Деда Мороза напоминал образ святого Николая-Чудотворца, который жил в Малой Азии в городе Патары.
  4. Интересно, но на Кипре Деда Мороза, называют Василием. Хм…может это наши туристы постарались?))
  5. Белый олень из упряжки по кличке Лешка – это любимец Дедушки Мороза и живёт он у него в усадьбе.
  6. Мало кто знает, что у дедушки Мороза есть не только внучка, но и прекрасная Жена – Зима. Так же ему служат Мароссы, или их еще ранее называли Трескуны. Всю зиму Дед Мороз ходит по суровым лесам и полям, громко стуча своим посохом и призывая морозы, которые покрывают льдом все вокруг. И если в печке в избе вдруг трескало бревно, то раньше говорили что это дело рук Мороза.
  7. Самые маленькие жители верят, что дедушка Мороз родился именно 18 ноября, в день, когда Зима полноценно вступает в свои права. Сколько свечек на праздничном торте Деда Мороза? Наверное, много. Скорее всего, столько, что торт понадобится огромный. Да и задуть их будет ох как нелегко! Так что на этой неделе отмечаем день рождения Мороза)
  8. Наш Дед Мороз намного более консервативен, чем их Санта-Клаус. Он предпочитает надеть длинную красную шубу, красиво расшитую серебром, белые штаны, шапку, отороченную лебяжьим пухом и украшенные узором красивые варежки. А вот его соперник, Санта-Клаус – красную куртку, штаны и колпачок с белым помпоном, на носу у дедушки красуются очки, а иногда во рту даже курительная трубка.
  9. А Дед Мороз оказывается модник, у него, представьте себе, есть отдельная комната в тереме, которая отведена под гардеробную. Там хранятся наряды Деда Мороза на все случаи жизни: зимние шубы, даже есть летние кафтаны и, конечно же, спортивный лыжный костюм.
  10. С трудом верится, но в ХХ веке Дедушка Мороз чуть было не исчез насовсем! После революции посчитали, что праздновать Рождество и Новый год – вредно для народа! Однако в 1935 году опалу на Новый год наконец-то сняли, и вскоре Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник Новогодней елки. Сейчас даже трудно представить, что почти 20 лет Новый год был под запретом!

Теперь ты знаешь больше:)

Вашему вниманию в преддверие НОВОГО ГОДА хотелось бы представить 11 самых интересных фактов о Деде Морозе!!



1. Сам Мороз был божеством древних славян, ответственным за появления зимой трескучего, пробирающего до костей холода. Другими именами его были Студенец, Трескун и Морозко. Как и у любого другого языческого бога, было у него и настоящее генеалогическое древо. Отцом был очень почитаемый и считавшийся наиболее мудрым из богов Велес, а вот матерью божества холода славяне считали богиню смерти - Мару. Внешне их отпрыск был отдалённо похож на нынешнего Деда Мороза, хотя отличался низеньким ростом. Сильную стужу считали его дыханием, сосульки - его слезами, иней - замёрзшими словами. Снежные облака, по представлениям славян, - это волосы божества холода.

2. С личной жизнью у Мороза было всё очень даже хорошо. В супруги он взял саму Зиму. А в работе ему помогал целый выводок помощников Мароссов (Трескунов). Зимой, когда он быстро перемещался по улицам, лесам и полям и стучал своим посохом, трескуны, следуя этому самому стуку, сковывали лужи, ручьи и прочие водоёмы льдами. Когда же он бил своим посохом об избу, в которой жили люди, обязательно трескалось бревно.

3. Традиция празднования Нового Года появилась много позже: нашим предкам было не до этого. Во времена, когда Мороз считался жестоким и злым богом, жившим на севере, никто и не думал дарить подарки детям или озабочиваться, сколько стоит заказать деда мороза. Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - сначала он собирал жертвоприношения - воровал деток и уносил их в мешке. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Что ещё раз доказывает: с течением времени нравы становятся мягче.

4. Впервые в книгах «Детские сказки дедушки Иринея» Дед Мороз упоминается в 1840 году, в публикациях Владимира Одоевского. В этом сборнике и стало известно имя и отчество Деда Мороза – Мороз Иванович.

5. Традиция прихода в дом Деда Мороза с подарками возникла с началом празднования Нового года в Российской империи. В 1700 году Петр I издал указ об обязательном отмечании этого праздника. В те времена дедушка Мороз приносил подарки только умным и послушным детям, а озорников и хулиганов колотил своей палкой. Со временем образ Деда Мороза смягчился, палка была заменена на волшебный посох.

6. Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус).
Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей. Дедушка Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.

7. Любопытно, что дедушка как обязательный персонаж новогодних празднеств появился при непосредственном участии Советской власти. Произошло это в конце тридцатых годов - тогда (уже прошло несколько лет с тех пор, как Новый год праздновать официально было запрещено), власть разрешила новогодние гуляния. Безусловно, стремительно разработать образ Деда, не опираясь на традицию, сложившуюся задолго до появления коммунистов, было невозможно. Поэтому бытовая и литературная традиции царской России и стали источником вдохновения для агитаторов Сталина и хорошей, весёлой жизни в Советах. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.

8. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

9. Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

10. О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля - наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после "Словаря славянских богов".

11. В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок. Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы – кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка.

1. Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов.

2. Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».

3. В 1873 году Островский написал пьесу «Снегурочка», где девушка является дочкой Деда-Мороза и Весны-Красны. Автор описывает Снегурочку как бледнолицую светловолосую девушку. Одета она в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички.

4. Образ Снегурочки начали использовать на многих детских мероприятиях (новогодних и рождественских). Фигурки Снегурочки вешались на ёлку, а девочки наряжались в костюмы Снегурочки. Кроме того, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы Римского-Корсакова.

5. В книгах по организации новогодних ёлок советского периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом - как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

6. В 1968 году для фильма «Снегурочка» у реки Мера (левый приток реки Волги) была построена «деревня берендеев». После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме теперь есть «Терем Снегурочки», в котором она круглый год принимает гостей. А 4 апреля в Костроме отмечается день рождения Снегурочки.

7. Долгое время Дед Мороз и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине 19 века. Тогда в России задумали создать «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт», святой Николай или «дедушка Николай». А в 1886 году впервые отмечается «Морозко» - к началу 20 века уже складывается знакомый образ Деда Мороза.

8. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.

9. Как известно, Дед Мороз живет и в Великом Устюге, и в Лапландии. Он ведь сказочный персонаж! Однако многие дети не указывают в своих письмах точный адрес. Ситуацию разрешили так. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.

10. Своя резиденция у Деда Мороза и Снегурочки есть и в Белоруссии. Она находится на территории национального парка «Беловежская пуща». За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира.

1. Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) – славянское божество, повелитель зимнего холода.
Мороз – сын Мары-смерти и мудрого Велеса.
Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание – сильная стужа. Его слезы – сосульки. Иней – замерзшие слова. А волосы – снежные облака.

2. Супруга Мороза – сама Зима.
Помощники – Мароссы (Трескуны).
Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы – непременно бревно треснет.

3. Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством,
Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей.

4. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.
На праздник приходит с внучкой - Снегурочкой.

5. Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.
Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника «елки» стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

6. Новый год 1 января (пусть и по старому стилю) в Российской империи праздновали далеко не все подданные.
Ведь Новый год не был самостоятельным праздником, он был частью рождественских празднеств, длившихся до Крещения. Хотя царь Петр I своим указом велел с 1700 года праздновать Новый год 1 января под страхом наказания и праздник этот в определенных слоях российского общества прижился, все же он носил второстепенный характер, а первостепенным считалось именно Рождество (которое, напомним, в ту эпоху праздновалось не после Нового года, как сейчас, когда мы живем по григорианскому календарю, а, конечно, до него). На Рождество люди ходили в гости, устраивали застолья, веселились, гуляя по улицам. На Новый год же собирались в основном в семейном кругу.

7. Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза
- поначалу он собирал жертвоприношения, воровал нерадивых детей и уносил их в мешке.
Однако со временем, как это часто бывает, все стало «с ног на голову», и со временем Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в СССР, в этот же период Дед Мороз “ обзавелся” внучкой – Снегурочкой, которая стала неотъемлемым спутником Деда Мороза на праздниках. Дед Мороз стал СИМВОЛОМ ПРАЗДНИКА НОВОГО ГОДА.

8. Родина всероссийского Деда Мороза находится в Великом Устюге Вологодской области
А где же жил Дед Мороз до того, как поселился в Великом Устюге?
До 1998 года всесоюзный, а потом и всероссийский Дед Мороз обитал в Архангельске. Тысячи писем от детей, адресованные Деду, согласно договоренности с Минсвязи СССР, приходили в Архангельск.

9. В 1998 году мэр Москвы Лужков и губернатор Вологодской области Позгалев усилием своей политический воли (при участии 50 миллионов долларов из столичного бюджета) поселили сказочного старика в Великом Устюге. Российский комитет по связи и информатике официально рекомендовал письма Деду Морозу, идущие со всей страны, отсылать прямиком в Великий Устюг.

10. На Кипре Деда Мороза зовут Василий.


Top