Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с аутизмом. Изобразительная деятельность как средство развития детей


Шарова Валентина Дмитриевна,
воспитатель МБДОУ детского сада № 365 г.о. Самара

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А.Я Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:
формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);
развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;
развитие эмоциональной сферы.
Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:
организация предметно-развивающей среды;
создание ситуации успеха;
сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
выстраивание на занятии игрового сюжета;
создание ситуации творческого поиска;
стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
применение разнообразных художественных материалов и техник;
наличие творческих заданий;
проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
интеграция различных видов искусства;
обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:
Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.
Метод стимулирования занимательным содержанием - это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.
Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.
Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.
В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.
Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.

Анна Петренко
Изобразительная деятельность как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Художественная деятельность , является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста . Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего , эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей . Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Об этом пишут художники, педагоги, психологи, русские и зарубежные ученые.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания . Это подчеркивают многие художники, искусствоведы, педагоги, психологи, ученые. Это отмечали еще и древние греки, произведения, искусства которых до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат эстетическому воспитанию человека .

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства , которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображение (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы , цвета, ритма компонентов эстетического чувства. Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорируют его. Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например, зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ромашки, васильки, незабудки и др.) Широко распространено мнение, что, дети любят яркие цвета и сами используют их как средство выразительности .

У возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета , цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и использованных цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи цветовое восприятие и представления о цвете, также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивной деятельности , а также могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях.

Важным средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети на занятиях является ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества обращали внимание на тот факт, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в дошкольном рисовании . При этом отмечаются две формы его проявления – в процессе рисования, то есть в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации листа. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включат его в качестве компонента в способности к художественным различным деятельностям , в том числе и к рисованию. Анализ произведений изобразительного искусств позволили выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «МЕРОК» , эталонов :

1) повторяемость - сочетание в рисунке однородных элементов;

2) чередование - сопоставление различных по форме и величине элементов рисунка;

3) симметрия.

Оказалось, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма, учитывая возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечивать последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных структур.

Изобразительная деятельность - художественно творческая деятельность , направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому . Создавая рисунок, лепку, аппликацию дети отмечают, почему им нравится изображение , что в них интересного, почему они радуют их, и наоборот, что вызывает отрицательное отношение. Поэтому выражение отношения к изображаемому - это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества , что имеет важное значение для нравственного воспитания детей . Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда , когда они создают что-то для других (поделки, игрушки, рисунки в подарок маме, папе и др.) В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше, появляется положительное эмоциональное отношение к деятельности . Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимание и забота о других детях, близких людях, потребности в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности , заключающийся, прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение , затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки, аппликации, лепку. То же время на занятиях в детском саду дети часто вмести, объединяясь небольшими группами, рисуют общую картину, вырезают и наклеивают одну композицию.

Организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно , углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать и если надо помогать.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно - волевые качеств : умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности то есть изобразительная деятельность способствует осуществлению трудового воспитания .

При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, имеются все условия для осуществления задач трудового воспитания эту связь рисования с трудовым воспитанием , подчеркивали Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский. По мнению Н. К. Крупской, в процессе изобразительной деятельности формируется отношения детей к руду и умение трудиться. Это вытекает из самого характера изобразительной деятельности как деятельности продуктивной , что роднит ее с трудовой. Для получения результата, дети должны приложить трудовое усилие и применить трудовые навыки. Поэтому требуется особая организация изобразительной деятельности , включающая планирование, подготовку материалов и рабочего места, удобное и рациональное размещение материалов для работы, бережное отношение к материалам и полученному результату. Изобразительная деятельность , как и многие виды трудовой, - орудийная деятельность . Следовательно, осуществляя ее, дети овладевают орудийными действиями. Вместе с тем дети усваивают и приемы ручной работ, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук, пальцев, делает их более чувствительными, подвижными, ловкими. В процессе изображения как бы непроизвольно развиваются зрительно - двигательные координации движений рук и глаз.

Часто бытует неверное мнение, что рисование, лепка, аппликация для детей лишь игра , забава. Однако без применения трудового усилия, целенаправленных действий, умение доводить начатое до конца, преодолевая трудности, ребенок не может получить изображение , которое оставило бы ему радость и понравилось б окружающим. Преодоление трудностей, получение результата, удовлетворяющего ребенка, имеют большое общее воспитательное значение . В. А. Сухомлинский считал рисование "могучим средством учебного труда ": "Ребенок, никогда не познавший радости в учении, не переживавший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек".

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, подчеркивали, что детей живо интересует все , что происходит вокруг них, чем заняты люди, их близкие. Труд взрослых приковывает к себе внимание дошкольников . В изобразительной деятельности дети стремятся изобразить впечатления о труде взрослых. Они с удовольствием рисуют на темы : "Кем ты хочешь быть", "В детской поликлинике", "В колхозе убирают урожай" и многие другие. Знакомство с разными видами труда способствует появлению у детей интереса к труду взрослых, понимание его общественной значимости.

Изобразительная деятельность - это специфическое , образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей . Создание изображения ставит перед ребенком ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Так, для того чтобы изобразить окружающее ребенка , ему надо иметь отчетливое представления о том, что изобразить , надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнения его частей и разных предметов между собой, делать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета) . Известно, что сам ребенок без целенаправленного руководства взрослого процессом анализа овладеть не может. В педагогике руководства художественным творчеством дошкольников разработаны такие приемы, которые позволяют живо, эмоционально, часто в игровой форме проводить знакомство детей с предметами . В результате постепенно у детей формируется такое качество, как наблюдательность, необходимое для любой деятельности человека .

Познавательная основа изобразительной деятельности признается как обязательная и педагогами, и художниками. По мнению К. Д. Ушинского, эта деятельность является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство , прием обучения при изучении других предметов.

Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления требует не просто восприятия предметов , а выявления и фиксирования их свойств : формы, её особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую жизнь. Сформировавшийся в процессе восприятия представления о предметах группируются по признаку их сходства по выделенным свойствам. Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций : анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития речи ребенка – дошкольника . Прежде всего, обогащается его словарный запас за счет того, что дети на занятиях знакомятся с разными изобразительными материалами : пластилин, глин, гуашь, акварель и др., узнают и называют их свойства, познают такие орудия человеческой деятельности , как карандаши, кисти, стеки, палитра. В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слушают образную характеристику их, запоминают, и использую затем в своей речи.

Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка – дошкольника , особенно важно определить возможности занятий рисования, лепкой и аппликацией в подготовке детей в детском саду к школе. Такие продуктивнее деятельности как рисование , лепка, аппликация, имеют неоценимое значение для всесторонней подготовке детей к школе . Эта подготовка включает формирование психологической готовности, состоящей из компонентов учебной деятельности и умение заниматься , а также специальную подготовку.

Для готовности к школьному обучению большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности . Умение ребенка проанализировать способ действий – важный компонент учебной деятельности , без которого не может успешно осуществиться изобразительная деятельность . Организуя свои действия для создания изображения , ребенок должен контролировать их, сопоставлять с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения .

Исследования Т. Н. Дороновой показали, что на занятиях в процессе обучения рисования у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля трех видов : контроля по результату, контроля способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля. Вначале детям показывают, как осуществить действия контроля. Обучение этим действиям осуществляется с использованием игровых приемов, в образно – эмоциональной форме и поэтому не противоречит образно – творческому характеру изобразительной деятельности , наоборот, применение их способствует совершенствованию создаваемых изображений , углублению их образно выразительного решения, повышает качество изображения в целом , что вызывает у детей чувство удовлетворения, повышает интерес к деятельности , стремление выполнить её, как можно лучше и применив ля этого изобразительные средства . Вместе с тем улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения, формируется потребность контролировать себя при любой работе.

Еще одним компонентом учебной деятельности , для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия , является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения , и при его завершении, сопоставляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируются умение оценивать результаты с точкой зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи .

Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению. Это воспитание желания учиться , стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умение управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять, и заставить себя заниматься, готовить домашнее задание. Все эти качества формируются в процессе изобразительной деятельности при условии правильной её организации и руководства ею со стороны педагога.

На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе . Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации, дети получают возможность успешного усвоения материал на уроках изобразительного искусства и труда в школе Исследования ученных показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает освоение письма в школе, так как обе эти графические деятельности имеют много общего .

Опыт педагогов показал, что всестороннее развитие и воспитание ее в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности используя методы и приемы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей . Чем богаче впечатления детей , чем содержательнее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение, а при условии своевременного овладения детьми способами изображения рисунки и аппликации их будут более разнообразными, интересными и выразительными.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание ребенка – дошкольника . И недаром один из великих мыслителей Франции XVIII В. – Д. Дидро писал : «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам, искусствам и мастерствам.»

Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» .

Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала .

Изобразительное творчество - это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет направленность ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и направленность способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

Способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

Способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

Способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

Способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Для того, чтобы создать выразительны творческий образ нужна способности к художественному выражению:

Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это-качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству : активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей .

Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте . В структуре этой способности выделяются три компонента:

Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).

Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).

Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима) плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел .

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Изобразительная деятельность является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, она позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Изобразительная деятельность выступает в роли материальной опоры дальнейшей деятельности ребенка дошкольного возраста .

В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. И.Е. Репин писал: «И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения» .

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал, этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которую он стремится осуществить.

Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям проблем. Она связана с развитием интеллектуальных свойств личности дошкольника.

В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.

1-я задача - воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.

2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может выделять по слову.

3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)

4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого.

творческий воображение изобразительный

В данной статье рассматривается важность занятий по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте для речевого и эстетического развития ребенка. Описываются различные средства по изобразительной деятельности дошкольников разных возрастных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изобразительная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорных функций.

Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т. д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

  • обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;
  • становление и развитие речи как средства общения;
  • совершенствуется регулирующая функция речи.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга". Поэтому рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути развития ребенка, которые можно использовать для подготовки руки ребёнка к письму, для коррекции нарушенных функций.

В детском развитии слово предшествует изображению, и в 2 – 3 года ребенок уже может объясняться с помощью речи с другими людьми, а рисование в это время находится еще в доизобразительной каракульной стадии динамических графических упражнений и не имеет явного смыслового значения. Но когда рисунок становится «похожим» и узнаваемым, тогда ребенок стремиться назвать его, изображение обретает имя. Он открывает и начинает осваивать новый язык общения – через изображение, которое может быть воспринято и корреспондируемо другими. Рисование надолго становится ведущей деятельностью детей, оказывая многостороннее влияние на их развитие.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

Непосредственно образовательная деятельность выделяет некоторые формы:

  • Декоративное рисование – изображение орнаментов, узоров, элементов народного творчества,
  • Предметное рисование – состоящее из отдельных изображений;
  • Сюжетное рисование – отражающее совокупность действий и событий.

В основном в работе с детьми используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При рисовании карандашом развивается ритмичность движений, тренируются пальцы кистей рук и зрительная координация. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, замкнутые формы, вогнутые линии. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка, развивает планирующую функцию речи. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающего мира. В процессе рисования красками дети имеют возможность творчески экспериментировать – рисовать пальцами, ватными палочками, применять различные приемы печатания. Это позволяет полнее передать особенности изображаемых объектов, их фактуру. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков, а подчас и непосильны для дошкольников с проблемами.

При обучении детей рисованию, перед нами стоит задача не просто выработать у них определенную технику рисования. Чтобы занятия имели также коррекционный эффект, необходимо уделить внимание формообразующим движениям и регуляции рисовальных движений по ряду показателей: плавность, непрерывность, умение изменять направление движений под углом, переход от одного движения к другому. Сформировав, таким образом, ручную умелость, мы подготавливаем руку ребенка к овладению письмом, а также расширяем круг его изобразительных возможностей. Ребенок сможет без затруднений выразить любой свой замысел, расширится круг его представлений, в его словарь войдут новые понятия.

В процессе непосредственно образовательной деятельности по аппликации дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занимательных дел у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, птиц, животных, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов.

В процессе лепки, манипуляций с пластилином или глиной идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, в качестве вывода выносится положение, что все виды изобразительной деятельности, использованные в коррекционной работе, оказывают положительный эффект на состояние мелкой моторики рук и уровень развития речи. Каждый из данных видов изобразительной деятельности обладает особыми, только ему присущими чертами, и эти особенности мы использовали для развития запрашиваемых сторон.


Дошкольный возраст является возрастом интенсивного развития личности ребенка. Именно в период дошкольного возраста развиваются многие психические процессы, в том числе происходит творческое развитие. Если в этот период творческому развитию не уделять должное внимание, то в последующем наступает быстрое снижение активности этого процесса. Вместе с тем исчезает радость творчества, труднее формируются умения воспринимать и ценить все хорошее, что обедняет личность, снижает возможности становления творческого мышления. Поэтому творческое развитие выступает одной из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент [ФГОС ДО ст. 1.6]. В настоящее время творческое развитие понимается, как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе, которое активно проявляется в деятельности ребенка, особенно ярко в изобразительной деятельности.

В своих работах А.В. Брушлинский определяет творчество, как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее неизвестное. Сущность творческого процесса заключается в создании новых комбинаций на основе имеющегося опыта. Характерными особенностями творчества является:

  • 1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  • 2. Социальная и личная значимость и прогрессивность;
  • 3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • 4. Наличие субъективных (личностных качеств. знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • 5. Новизна и оригинальность процесса или результата.

Иное определение дает Я.А. Пономарев, считая, что творчество - характерная черта человека, предназначающая быть его творцом. То есть творчество для ученого есть свойство и живой и неживой материи, присущее и человеку, и обществу. Согласно Я.А. Пономареву, творчество - необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с их возникновением меняется и сама форма творчества .

Ю.А. Бычков определяет творчество, как деятельность по созданию качественно новых для человека ценностей, имеющих общественное значение, поиск новых путей решения, создания чего-то нового, проявляющегося в новаторстве и инициативе .

Противоположное мнение выдвигает философ А.М. Коршунов, выдвигая позицию, что создание нового не есть творчество, а самое прямое отражение действительности. "Создаваемые человеком представления отсутствующих вещей также являются отражением. В отражении слито воспроизведение настоящего, прошлого, будущего" . Однако отражение хоть и является более широкой категорией, но не подразумевает обозначение всей деятельности человека. То есть "творчество" есть специфический вид отражательной человеческой активности.

Многие психологи определяют творчество, как процесс познавательной, эмоциональной, волевой сферы человеческой личности. А.Н. Леонтьев трактует понятие творческие способности так: "Творческие способности - это качественно своеобразное и индивидуально выраженное сочетание способностей, необходимых для создания нового, оригинального, субъективно или объективно значимого творческого продукта […]. Творчество - синоним оригинального мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творчество зиждется на свободе воли и воображения. А воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно, неповторимо отражается мир" .

Из определения можно заключить, что воображение включается в познавательную деятельность субъекта, отражает явления действительности и помогает создать ту базу накопленного опыта на основе которого создаются творческие произведения. Такая же позиция свойственна и другим отечественным психологам, так Л.С. Выготский отмечает: " воображение - импульс к творчеству. Воображение преобразует действительность в направлении потребности, формируя конкретные пути их удовлетворения" . По мнению Л.С. Выготского, творчество является необходимым условием существования, который носит личностный характер. "Творчество - норма детского развития", - заключает Л.С. Выготский .

С мнением Л. Выготского соглашается Н.С. Лейтес, указывая, что творчество характерно для каждого здорового ребенка . Стимулом к творчеству служит эмоциональное состояние ребенка, выражаемое в рисунке. Для ребенка важно выразить свои переживания. Поэтому критерием могут быть не само качество работы ребенка, а стимул, который подтолкнул ребенка к творческой активности.

Анализируя исследования отечественных психологов и свои собственные, В.В. Давыдов приходит к выводу, что личность - это не всякий субъект индивидуальной деятельности, включенный в систему отношений, а тот, кто действует творчески. Личность - это творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творчески созидающий самого себя.

То есть критерием личности является наличие творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В. Давыдов выделил черты творческой личности . Первая - потребность личности в активном созидании. Эта потребность является главной, смыслообразующей, как отмечает В. Давыдов, и подчиняет себе все другие. Другой признак творческой личности - чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности.

Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н. Поддьякова . Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе психологического развития человека лежит поисковая деятельность. Поэтому овладение человеческой культурой должно проходить у детей через поиск, который выступает как основа детского творчества. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве и разделяет ее на два вида: 1) познавательное творческое экспериментирование, направленное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспериментирование - два генетических источника творчества личности.

Так, обобщая вышеперечисленное, личность представляется как активный творческий деятель, способный к поиску, самостоятельному выбору способов действия, занимающий определенный статус в обществе, который творчески преобразует мир, а значит и самого себя тоже.

На протяжении дошкольного возраста идет процесс становление образа "Я", он включает в себя не только знания о себе, а осознание себя как личности, своего места в обществе, в системе общественных отношений. Образ "Я" включает отношение человека к самому себе, то есть формируется самооценка. Она формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими. Благодаря чему человек ориентируется на наиболее значимую для него группу (лицо), идеалы ее, ценности .

Огромные возможности для такого развития заложены в изобразительной деятельности.

Общение с искусством помогает человеку (ребенку) лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства. Благодаря произведениям искусства, человек знакомится с авторской позицией, иной точкой зрения. Он может принять ее, поспорить с ней. Процесс собственного творчества также способствует самосознанию, поскольку связан с осознанием своих желаний, интересов, возможностей, оценкой чего-либо. Этому способствует наличие конкретного продукта, художественного образа.

Одно из важнейших условий развития ребенка - это обновление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Игра отвечает тем потребностям ребенка, которые доминируют в данном возрасте. Изобразительная деятельность показывает влияние приоритетов в потребностях ребенка. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержании и форме детской изобразительной деятельности. Таким образом, ведущее отношение ребенка к миру ("ребенок - предмет", "ребенок - взрослый") существенным образом определяет содержание не только ведущей (игровой), но и изобразительной деятельности (тему и замысел).

Дошкольник, побуждаемый к изобразительной деятельности увлеченностью тем или иным содержанием (как и в игре), долгое время может рисовать не для других, а для себя. Хотя оценка, отношение взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей. Основой совместного переживания является содержание художественного образа, а не форма рисунка, понятная для других. Когда ребенок рисует для себя, его не беспокоит, похоже или непохоже он изобразил что-либо, понятно или нет для других .

В дошкольном возрасте влияние ведущих мотивов игры сказывается не только на содержании мотива изобразительной деятельности, замысла, темы, но и на форме проявления деятельности, на особенностях развития замысла.

В рисунке ребенок может прибегать к игровым способам действия. Такие рисунки, как правило, схематичные, полуготовые. Они нарисованы наскоро, остальное ребенок дорисовывает, разворачивая сюжет.

Таким образом, система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изобразительной деятельности. К ним относятся стремление отразить волнующее явление; выразить свое отношение к нему; стремление быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме. Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребенка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат.

Отечественные педагоги рассматривают творческое развитие детей старшего дошкольного возраста, как целенаправленный процесс, обращая внимание на качество. Е.А. Флерина пишет: В оценке детской изобразительной деятельности следует также остерегаться злоупотреблять термином "творчество". Правда, ещё К.Д. Ушинский отмечал, что, несмотря на неразвитость детского воображения, удельный вес его в психике ребёнка больший, чем в психике взрослого . Подвижность воображения при действенной моторной активности ребёнка выгодно подчёркивает творческий момент в деятельности ребёнка. Но эта лёгкость и беззаботность, которая даёт обильную продукцию, не должна расцениваться как сила творчества. У детей ещё мало знаний, мало подлинно творческих замыслов, усилий; легко, весело и часто как бы играючи ребёнок создаёт свои наивные образы. Это хорошо, но при условии постепенного переключения интереса и внимания к результатам, к качеству того, что он создаёт. Н.И. Сакулина, советский педагог, говорит об этом так: "Мы полагаем, что педагогическое руководство детским рисованием складывается из воздействий, направленных на воспитание творческой личности, и из учебной работы, в результате который ребенок овладевает тем объемом умений, который позволит ему творчески выражать свой замысел. Педагог учит детей таким способом деятельности, которые обязательно требуют проявления творчества". . Такой же подход встречается в методике Т.С. Комаровой. "Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога" .

Т.С. Комарова также заключает, что детское творчество такой же сложный процесс, как и творчество взрослых. В нем объединяются сознательное и интуитивное мышление, творческое воображение, труд, оригинальность. На основе этого, Комарова дает свое определение детского творчества - это "создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта, придумывание к известному новых, ранее не пользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)" .

Обобщая все определения, можно заключить, что творческое развитие - это процесс освоения универсальных способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Занятия творчеством должны ориентироваться на развитие этих способностей.

Итак, анализ проблемы творческого развития детей дошкольного возраста в научно-педагогической литературе показал, что большинство исследователей рассматривают данный процесс как:

  • - лежащей в основе развития личности ребенка;
  • - осуществляемый в активной деятельности;
  • - включающий развитие творческого воображения, эмоционально-волевой сферы, готовность к надситуативно-преобразовательным действиям. Творческое развитие дошкольника заключается в самоценности этого процесса и его результата для самого ребенка. Открывая для себя что-то новое в творчестве, ребенок открывает нечто новое о себе для взрослых. Помочь ему могут организованные занятия художественным творчеством, через которые, посредством общения с искусством, освоением знаний, навыков, обогащением своего эмоционального опыта, ребенок развивает свои универсальные и творческие способности, формирует самооценку и отношение к окружающему обществу.

Top