Как научить ребенка правильно говорить – действенные советы от логопедов. Каким первым словам надо учить ребенка говорить

Малыши очень любят разговаривать на своем языке и прекрасно понимают друг друга. Но родителей такая ситуация не устраивает и возникает желание научить ребенка говорить правильно. В статье изложены методики обучения развития речи у малышей и советы, которые пригодятся всем родителям.

Как научить ребенка говорить в год

Материнское сердце - самый лучший советчик, ведь его не обманешь. Инстинкты мамы подсказывают, что с ребенком надо разговаривать с первых дней его жизни. Эта база является основой и помогает карапузу учится говорить. Каждое слово, сказанное мамой или папой, у ребенка откладывается в голове. Поэтому чем чаще вы будете разговаривать с малышом, тем лучше для него.

Советы, которые помогут научить ребенка разговаривать:

  • Разговаривайте с малышом короткими предложениями. Не сюсюкайте и не коверкайте слова. Например, машина, а не би-бика.
  • Применяйте в речи различные интонации.
  • Пока малыш еще только лежит, наклоняйтесь к нему и медленно произносите слова или звуки. Со временем он начнет подражать вам и вы услышите первые «Агу».
  • Если ребенок хочет высказаться, не перебивайте его. Слушайте внимательно и постарайтесь его понять.
  • Прогуливаясь по квартире, показывайте карапузу различные предметы и проговаривайте как они называются. Для него это будет очень интересно, ведь мир еще неизведан.
  • Купите книжки с яркими картинками. Читайте и рассказывайте о происходящем сюжете. Пусть ребенок наблюдает за вашей артикуляцией.
  • Выключайте телевизор. Ребенок не воспринимает речь из голубого экрана. Для него это сплошной гул, который не позволяет сосредоточится на воспроизведении звуков. Касается также мультфильмов на телефоне или планшете.
  • Хвалите малыша за любые проявления речи. Будь это просто звук «у» или «а», неважно. Он поймет, что сделал правильно и его поощрили поцелуем или объятиями.
  • Давайте ребенку играть с мелкими предметами. Для этого подойдут гречка, горох, макароны. Даже если вы не углядите за малышом и он проглотит продукт, то ничего страшного нет. Хуже, если это окажется монета или пуговица.

Эти базовые правила помогут научить малыша разговаривать.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Если ваш ребенок в 2 года совсем не разговаривает, то стоит показаться врачу-неврологу. Так как это считается

Следующие советы помогут научить ребенка правильно говорить и подтолкнут к активному использованию речи:

  • Постоянно комментируйте свои действия, рассказывайте что происходит на улице. Например: поехала машина или на площадке играют ребята.
  • Старайтесь не показывать действия жестами. Иначе ребенок поймет, что можно «говорить» руками и его понимают без слов.
  • Чаще показывайте как говорят различные животные. Старайтесь, чтобы ребенок смотрел на вас в момент произношения слога. Интерактивные книги с воспроизведением звука применять не стоит.
  • Пойте детские песни. Рифма лучше воспринимается мозгом ребенка. Настанет время и он начнет повторять за вами.
  • Читая стихи, намеренно забывайте окончание предложения. Малыш сможет закончить его за вас.
  • Участвуйте в диалоге с малышом. Задавайте вопросы, поддакивайте. Стимулируйте на общение, а не монолог.
  • Больше времени проводите в живом общении.
  • Запишите малыша в развивающий кружок, если позволяет финансовая возможность. Общаясь с другими детками, ваш малыш начнет разговаривать.
  • Используйте логопедическую гимнастику для пальчиков рук. Например: сорока-белобока, ладушки и др. игры.

Занимайтесь с малышом каждый день, используя различные техники и приемы. Так вы добьетесь нужного результата в короткие сроки.

Как научить ребенка говорить Л

Если врач-логопед не выявил нарушения в ротовой полости ребенка, то можете смело приступать к постановке буквы «Л» на дому:

  • Попросите улыбнуться ребенка как можно шире, но не размыкая зубы. В таком положении нужно оставаться 10 секунд. В течение дня повторите 7-8 раз.
  • Пусть малыш слегка прикусит язык и начнет дуть, словно веет ветер. Одно упражнение длится не более 3 минут, иначе может закружиться голова.
  • Предложите ребенку поцокать, как будто идет лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижной, работает только язык. Ускоряйте и замедляйте темп «ходьбы» лошадки.
  • Немного побалуйтесь, высовывая язык максимально далеко. Попросите ребенка попытаться достать до носа или подбородка. Поучаствуйте в процессе и сами. Это подстегнет малыша к победе.
  • Научите свое чадо сворачивать язык в трубочку.
  • Играйте с мыльными пузырями, задувайте спички, свечи, сдувайте одуванчики и пылинки.

‘]

Вот такие нехитрые упражнения помогут научить правильно произносить букву «Л».

Как научить ребенка говорить букву Р

Звук «Р» считается одним из самых сложных. Логопеды советуют обращать внимание на то, как ребенок произносит эту букву. Возможно, мешает короткая уздечка на языке или присутствует такое заболевание, как

Упражнения для постановки буквы «Р» в исходном положении «Улыбка»:

  • Попросите малыша приоткрыть рот. Затем, языком как кистью провести по небу от верхних зубов в сторону горла. В течение дня повторить 10-12 раз.
  • Пусть ребенок немного высунет язык и покачает им от уголков рта 10-20 раз.
  • Поиграйте в игру «Посчитаем зубки». Для этого попросите малыша дотронуться до внутренней части зуба. После подсчета зубов, пусть «подметет» их языком. Комплекс упражнений повторить 20 раз.

Эти базовые упражнения помогают научить малыша правильно говорить столь нелегкую букву.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Если ваш ребенок хорошо произносит букву «Т», то в постановке звука «Ш» проблем быть не должно.

Упражнения для постановки звука «Ш»:

  • Попросите малыша произнести букву «Т» несколько раз, затем звук «Тссс», словно обозначая тишину. Но язык нужно спрятать за зубами. Повторив задание несколько раз, вы добьетесь нужного результата. Теперь можете сказать, что ваше чадо умеет шипеть как змея и попросите его это сделать.
  • Покажите, как можно прошептать букву «Р», но только в том случае, если малыш умеет ее произносить. Тихая «Р» дает звук «Ш».
  • После закрепления результата, почитайте скороговорки.

Помните: посещение врача-логопеда никто не отменял. Только он сможет выявить проблему с произношением. Занятия с врачом-дефектологом принесут лучшие результаты. Все упражнения это только малый комплекс занятий для вашего ребенка.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Предлагаю сегодня поговорить о том, как учить ребенка говорить, ведь именно это умение закладывает фундамент дальнейшему развитию малыша.

Эта статья будет в необычной форме. Я поделюсь не только личным опытом, но и опытом своих друзей, а также результатами исследований ученых.

«В течение нескольких месяцев в моей семье тишина была врагом. Несмотря на то, как сильно мы с мужем не пытались, несмотря на то, сколько мы не читали и не разговаривали, наш маленький сын не хотел произносить членораздельных звуков.

Конечно, он улыбался и хихикал когда мы с ним болтали, и да, он схватил игрушку когда мы попросили его. Клетки мозга точно функционировали правильно, но в течение нескольких месяцев в них просто не было слов.

Может быть мы были немного нетерпеливыми. Когда малому было около 8-ти месяцев мы были огорчены, а к 12-ти месяцам забеспокоились. И вот, мы уже собирались связаться с нашим педиатром, как ребенок произнес громкое „мама“.

И с тех пор он не переставал говорить обо всем, что его беспокоит! Все эти ночи, которые мы провели над книгами в поисках ответов на вопрос: „когда кроха должна начинать разговаривать“, все это было напрасно…

Истина лежала на поверхности, но почему-то мы не догадались, что помочь нашим детям приобрести языковые навыки можно намного проще и более естественно чем мы думаем, хотя об этом говорят многие дефектологи и детские психологи.

Оказывается, те из нас, кто называл этот процесс „научиться говорить“ понимали все это неправильно, искусство общения гораздо шире чем мы учим наших детей, ведь обычно мы просто просим их повторить определенные слова.»

Вот такую историю недавно поведала мне моя подруга Юля, и это действительно заставило меня задуматься и вспомнить, как все происходило у нас в семье.

Я всегда понимала, что необходимо создать благоприятную атмосферу, которая будет стимулировать доверие, в которой будут отмечать успехи и все будут получать удовольствие от процесса обучения и повторения изученного.

Ученые утверждают, что активное взаимодействие и диалог с ребенком обязательно принесет положительный результат. Это означает, что пока вы будете просто разговаривать с крохой, не требуя от нее повторять ваши слова, а просто ради взаимного удовольствия, чтобы развеселить и порадовать, вы будете делать все правильно.

Миссия: разговорить к 6-ти месяцам

Никогда не рано начинать прививать любовь к языку. Я общалась с Ромой еще с трех недель и уже к месяцу он начал активно и четко произносить заветное «агу», а уже к шести месяцам говорил «Аля» в отношении ко мне, так как мой муж меня так называл постоянно.

Мы покупали мягкие тканевые книжечки со словами и картинками и регулярно показывали их малышу. Мозг младенца работает с первых дней жизни, мы очень быстро это поняли и решили не терять ни дня. Мы всеми силами старались развивать своего наследника, при этом покупали все новые и новые «завлекалочки», чтобы он не утратил интерес.

Если вы тоже в поисках интересных идей для развития крохи, то обязательно ознакомьтесь с курсом "Народная педагогика: как дать малышу самое лучшее «.

Но после того как познакомились с множеством результатов научных исследований, пришли к неожиданным выводам: наш сын, вероятно, начал изучать язык еще до этих тактических набегов языкового погружения.

Недавние исследования из Университета Амстердама указывают на то, что большинство детей начинают приобретать элементарные навыки языка (например, интонацию) еще в утробе матери.

После родов, хотя навыки общения уже есть, они не могут «нажать кнопку» немедленно, но будьте уверены: в мозгу новорожденного происходит множество запускающих процессов.

Младенцам нужно лишь несколько недель чтобы усвоить слова, которые они слышат каждый день. Но они часто не дают нам, родителям, никаких намеков, что уже много знают, их обучение происходит «за кулисами», так говорит Кэти Хирш — доктор философии, директор детской лаборатории Университета Темпл в Амблер, штат Пенсильвания.

Как мы можем помочь в развитии речевых навыков?

Помните, что нет такого понятия как «слишком много разговоров» даже для младенческого возраста. Разговаривайте часто, проявите творческий подход (например, используйте мягкие книжечки как мы). Будьте терпеливы, даже если первые слова представляют из себя нечто непонятное.

Следите за интонацией

Чем больше слов ежедневно слышит малыш, тем лучше. Мы с мужем прилагали совместные усилия, чтобы как можно чаще и активнее разговаривать с сыном. Но семья моих знакомых — Настя и Саша — не так усиленно занималась со своей дочкой Лилей, они не меняли привычного общения в доме только ради крохи.

Конечно, пара пыталась научить кроху первым словам, таким как мама и папа, и в итоге они поняли, что больше всего ей помогло именно многократное повторение одного и того же слова. «Однажды, когда мы стояли в пробке, услышали, как Лиля отчетливо произнесла папа и заулыбалась, когда Саша повернулся к ней, тогда мы поняли, что разговорный процесс запущен», — рассказывает Настя.

Эксперты говорят, что не имеет значения, какие именно слова вы говорите, важно как часто и с какой интонацией это делаете. Исследования по этой теме собраны в книге 1995 года «Значимые различия в повседневном опыте молодых американских семей».

Ученые сопоставили количество слов, которые малыш слышит до 3 лет к успеху этого ребенка в более позднем возрасте. Современные эксперты сходятся во мнении, что чем больше слов наши дети слышат, когда их мозг наиболее значительно развивается, тем лучше.

В доме, где есть дети, разговоры с самим собой не являются признаком сумасшествия

Это не так сложно, как вы могли бы подумать. Прекрасным способом для непринужденного обучения новорожденного речи является комментирование вслух каждого своего действия. Представьте себя диктором радио, передающим информацию о вашем мире к самому главному слушателю из всех.

Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловко и непривычно, но подумайте, сколько тысяч новых слов грудничок услышит за несколько часов. Со временем вы поймете, что это занятие действительно полезное и рутина начнет приносить вам больше удовольствия, а малыш будет учить язык на основе вашего простого повседневного опыта.

Отвыкайте от пустых разговоров с каждым годом

Чем старше становится ваш малыш, тем больше новых и более сложных слов вы должны вводить в его лексикон. Даже если вам кажется, что кроха еще не готова к пониманию новых фраз, старайтесь объяснять. Лучше потратить время на общение с ребенком, нежели посидеть в социальной сети.

Показывайте младенцу новые предметы в доме, называйте их и рассказывайте, что с ними делают. Не бойтесь таких сложных слов как микроволновая печь или стиральная машина — показывайте наглядно, как вы ими пользуетесь. Дайте малышу понажимать на кнопочки в заданном порядке и комментируйте, что в этот момент происходит.

На что стоит обратить внимание?

Когда задаете вопросы малютке, старайтесь получать не однословный ответ. Спрашивайте снова и снова: пусть учится давать обширную характеристику и полный ответ. Сохраняйте терпеливость, независимо от того, умеет ли малыш четко произносить звуки, распознает ли он цвета и фигуры, знайте — если этого не происходит сейчас, то обязательно произойдет немного позже.

И наконец, выключите телевизор. Даже образовательные программы не являются заменой общения лицом к лицу. Малыш должен видеть как движутся ваши губы во время произношения того или иного слова.

Старайтесь проводить время весело и интересно, переходите от одной деятельности к другой. Вначале поиграйте в кубики, потом почитайте сказку, затем спойте песенку или расскажите стишок. Вовлекайте малыша в выполнение домашних обязанностей, пусть помогает протирать пыль и подметать.

Поощряйте даже маленькие успехи

Конечно, обучение происходит легче всего, когда это не скучно и приятно. Даже когда малыш научится лишь новому слогу аплодируйте ему всей семьей — это лучший способ дать понять, что он все делает правильно. Пойте дуэтом, при этом напевайте разные слова по очереди, создайте атмосферу праздника, дайте крохе понять, что общение — это радость, это чудо.

Танцуйте когда у ребенка получится связать в одно предложение два-три слова. Задавайте открытые вопросы, такие как «Что ты видишь на этой картинке?». Дайте крохе время на размышления, не подсказывайте сразу, пусть он сформирует свое мнение, это будет интереснее для вас обоих.

Всегда смотрите крохе в глаза, когда разговариваете с ним. Чем более прямым и тесным будет ваше взаимодействие, тем счастливее и комфортнее будет чувствовать себя кроха рядом с вами. Всегда давайте время малышу на обдумывание своих слов, не спешите подсказывать и исправлять речевые ошибки.

Если вы будете выполнять все эти действия, то со временем ваше чадо сможет очень активно и развернуто строить логические умозаключения.

Обращайте внимание на возрастные нормы развития речи

Не смотря на то, что развитие, как умственное так и физическое, у каждого ребенка индивидуально, все же существуют определенные темпы развития, свойственные большинству детей:

  • От 0 до 4 месяцев

В основном воркование и гуление: дети имитируют определенные шумы и особенно заинтересованы в интонации и звуке вашего голоса.

  • От 4 до 7 месяцев

Лепет, в котором прослеживаются некоторые буквы: сначала звучат Б, Д, М наиболее четко.

  • От 7 до 12 месяцев

Появляются слоги Ма, Да, Ба, Па. Слова, состоящие из двух слогов, как правило, возникают около первого дня рождения ребенка.

  • От 12 до 18 месяцев

Словарь растет в геометрической прогрессии, появляются слова, состоящие из трех слогов.

  • От 18 до 30 месяцев

Небольшие фразы, предложения и многое другое.

Если есть отклонения?

Если к 18 месяцам ваш ребенок не говорит по крайней мере 15 слов — обратитесь к педиатру. Чем раньше вы сможете заметить проблемы, тем легче и быстрее будет возможность с ними разобраться, и тем больше шансов свести их к нулю.


Инструкция

Как правило, первым словом бывает не «мама » (первым его говорят лишь около 40% ), а «дай» (это первое слово у 60% детей). Этим первым словам предшествуют месяцы совместной работы ребенка и его родителей. Постоянное общение – это основа, благодаря которой дети начинают говорить. Обратите внимание, что у разговорчивых родителей дети начинают быстрее. Не упускайте возможность как можно чаще разговаривать с ребенком. Например, если на прогулке малыш не спит, говорите ему обо всем, что видите и думаете.

Играя с малышом в игры, четко проговаривайте слово «мама» и произносите его на эмоциональном подъеме. Например, используйте слово «мама», спрашивая ребенка «Где мама?» и прячась за ладошками. Радуйтесь, хвалите и хлопайте, когда ребенок даст правильный ответ. Малыши очень любят похвалу. Более того? она стимулирует их дальнейшее развитие.

Согласно психологическим исследованиям, дети старше четырех предпочитают так называемый родительский тип речи. Обычно родители начинают говорить по-особенному, когда малыш научился говорить первые . Тогда мама и папа, обращаясь к , говорят короткими фразами, растягивают гласные, повышают тон голоса. Этим они пытаются помочь овладеть языком . Но пока ребенок не сказал своего первого слова, с ним разговаривают как со взрослым. И напрасно. Малышей больше устраивает родительский тип речи. Благодаря ему и первое слово «мама» (или «дай») удастся произнести быстрее.

Стимулировать развитие речи можно с помощью пальчиковой гимнастики и игр на развитие моторики. Также положительную динамику оказывают на развитие речи разнообразные по развитию речи, например, «Говорим с пеленок» и др. Занятия-игры будут способствовать развитию речи ребенка в общем, а в частности приблизят то время, когда ребенок в первый раз скажет слово «мама».

Источники:

  • ребенок не говорит мама

Каждый ребенок развивается индивидуально. Кто-то начинает говорить первые слова в полтора года, а кто-то - в три. Зная некоторые хитрости, родители смогут легко и эффективно помочь развить крохе вербальные способности.

Индивидуальное развитие

Каждый ребенок индивидуален, кто-то начинает уверенно говорить в два года, а кто-то в три лепечет непонятные слова. Родители могут значительно развить вербальные способности малыша, если будут систематически заниматься с ним. Ребенок, как губка, впитывает в себя все, что дают ему окружающие – знания, эмоции, модели поведения и т.д. В годовалом возрасте он уже может осмысленно воспроизводить звуки, в полтора говорить словосочетаниями, а в два – и вовсе предложениями. Все зависит от того, будут ли ему родители уделять достаточное количество времени и внимания.

Беспрерывное общение

нужно всегда и везде. К примеру, на кухне можно рассказать ему, как мама готовить кушать, старается, какие вкусные блюда получатся и т.д. Перед походом на улицу будет здорово объяснить крохе, во что будете одеваться, куда пойдете гулять и какая там царит погода. В течение дня ребенок должен чувствовать себя собеседником, даже если он еще не умеет выражать свои мысли словами.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя полноценны собеседником. Хоть он еще и не умеет произносить слова, однако все понимает и принимает во всем участие.

Первое знакомство с буквами

С шести начинают усиленно интересовать окружающие звуки. Это отличный повод для того, чтобы объяснить ему, как делает машина, говорит собачка, кошечка и т.д. Таким образом малыш будет строить первые ассоциации и запоминать простейшие звуки, которые потом превратятся в слова и предложения.

Развитие моторики пальцев

Забавные игры с мелкими предметами, к примеру, фасолью, горохом, пуговицами, монетками и бусинками, будут развивать мелкую моторику крохи, которая неразрывно связана с речевым аппаратом. Ребенок всегда с удовольствием поможет обвалять в муке котлетки, открыть банан, слепить что-то из пластилина. Эти увлекательные занятия не только разнообразят досуг, но и помогут крохе сказать свое первое «мама».

Времяпровождение за чтением

Чрезвычайно важно, чтобы родители как можно больше читали ребенку сказки, стихотворения, рассказы. Главное, чтобы литература была интересной и подходящей по возрасту. Лучше всего малыш будет воспринимать мамин пересказ, особенно если она выразительно дополнит и пояснит прочитанное.

Чтение - увлекательное и полезное занятие. Хорошо подобранная литература сможет заинтересовать даже самого непоседливого кроху.

Домашние инсценировки

Домашние спектакли научат малыша усидчивости, помогут в развитии фантазии и, конечно же, речевого аппарата. Для этой цели отлично подойдут самодельные персонажи, к примеру, вырезанные из бумаги, нарисованные или вылепленные из пластилина.

Малыш растет, постепенно знакомясь с окружающим миром, в котором все необычно, интересно. Мы, взрослые, уже привыкли к обыденности жизни и часто то, что для малыша является трудным, вызывает у нас недоумение. Когда ребенок впервые видит игрушку, он и понятия не имеет, что с ней делать. Взрослому необходимо быть рядом, показать, для чего этот предмет нужен, а при затруднении направлять действия малыша.

Вам понадобится

  • - погремушки
  • - музыкальные игрушки
  • - куклы
  • - машины
  • - конструктор
  • - посуда
  • - игровой набор доктора, парикмахера, продавца

Инструкция

Первые игры малыша.
Когда малыш только родился, игрушки его еще не интересуют. Вы можете сколько угодно ему их показывать, но не увидеть ответной реакции. Просто для в это время большое значение играют звуки, .
Примерно в 1,5-2 малыш начнет видеть свои первые погремушки, яркие, звонкие, красивые. А еще через (каждый в свое время) начнет держать их. Каждый месяц в отношении ребенка к игрушкам будут наблюдаться новые проявления.
Взрослым важно не оставлять ребенка наедине с игрушками, так как пока что он может лишь подержать их в руках, а игры как таковой не будет. Раскройте перед малышом все возможности игрушки, проделайте это несколько раз сами и вместе. Покажите ему, как катится машина, мячик, например. Вскоре вы сами увидите, что ребенок научился пользоваться этой игрушкой и самостоятельно выполняет действия.

Играем с 1,5 – 2-летнего возраста.
Уже с 1,5-2 лет можно разыгрывать с детьми различные бытовые ситуации, например, приготовление обеда, встреча гостей, укладывание спать и т.д.
Играть можно не только отдельно машиной, мягкими игрушками, куклами, но и сразу несколькими предметами. Очень полезно будет разыгрывать с игрушками простые сюжеты (например, как зайчик пришел в гости к ежику, поздоровались, ежик угостил зайчика чаем, прощаются друг с другом), а потом предлагать сложнее. Обычно маленькие дети с удовольствием наблюдают за такими представлениями, а потом начинают с большим удовольствием их показывать.
Во время игры с малышом, дайте побывать ему в роли мамы или папы, дайте возможность выразить свою любовь к кому-то и заботиться о нем. Это важно, т.к. ребенок получает вашу любовь, а его эмоции остаются не задействованы.

Играем с ребенком 3-4 лет.
В возрасте три-четыре года дети становятся более сознательными. Они уже способны передавать в форме игры то, что они увидели или услышали (например, после посещения кафе, парикмахерской, кабинета врача).
С трех лет можно ставить мини-спектакли с малышом на сюжеты прочитанных книжек и знакомых мультиков, выбирая сначала те, которые он любит.

Воспроизводить можно по частям, начиная с тех событий, которые он лучше запомнил, а значит, больше понравились.
Уже в 3-4 года стоит приучать играть вместе со сверстниками. Но это не освобождает взрослого от присутствия во время игры. Возможно, необходимо будет раскрыть действия или помочь уладить неизбежные ссоры, конфликты (которые очень часто возникают из-за неумения совместно общаться).

Если ребенок большое количество времени проводит с другими малышами, но взрослые чаще хотят остаться в стороне и не вмешиваются в их игры, то он научиться находить общий язык с другими детьми, но играть с ними будет достаточно примитивно: толкаться, бегать, задираться.

Важно не допустить, чтобы ребенок привык командовать или, наоборот, подчиняться и, взрослея, или постоянно спорят с другими детьми («командиры»), или не могут отстаивать свою позицию («подчиненные»).
Если вы отдаете ребенка в детский сад, то воспользуйтесь советами других мам по поводу выбора учреждения. Найдите такой , в котором не только много игрушек, но и где воспитатели проводят занятия с детьми и организуют их совместные игры.

Игры с 5-6- летним ребенком.
В 5-6 лет ребенок обычно хорошо разыгрывает сюжеты из любимых книжек или мультфильмов и различные бытовые ситуации. Иногда вы можете играть с ним, давая новые сюжеты или проигрывать различные жизненные ситуации правила поведения, например).

Ребенку в этом возрасте, если он не посещает детский сад,просто нужен товарищ по играм – иначе наладить в контакт со сверстниками и строить общение с ними он не научится. Взрослый в данной ситуации не может заменить партнера-ребенка, т.к. взрослые не могут играть достаточно долго и общаются с ребенком не так, как общался бы сверстник.

Игры детей 6-7 лет.
С 6-7 лет допускается лишь эпизодическое вмешательство взрослого, при условии, что дети нашли общий язык, научились вместе играть. Если же в этом возрасте лишь начинается совместная игра, взрослому необходимо помогать договариваться и, если они робеют, подбадривать.
В этом возрасте для совместных игр дети чаще всего выбирают «Дочки-матери», «Воспитатель и дети», «Супермены», «Принцессы» и др.

Обратите внимание на то, чем интересуется ребенок, каким героям подражает.
Чем разнообразнее содержание сюжетно-ролевых игр, в которые играют дети, тем развитее будет их внутренний мир, душа. И напротив, его внутреннему миру грозит остаться неразвитым и примитивным, если игры однообразны.
Если взрослые покупают ребенку только роботов, кукол, мягкие игрушки, монстров, то это может привести к не развитию игрового опыта ребенка, сужению кругозора. Поэтому всегда следите, чтобы игрушки были разнообразными (монстров и чудовищ лучше избегать).

Мягкие игрушки и куклы очень нужны не только девочкам, но и , так как они помогают понятию взаимоотношений между людьми. Мягкие игрушки успокаивают ребенка, дают ощущение тепла, уюта.

Так же и машины, самолеты и другая техника необходимы не только мальчикам, но и девочкам, так как, если играет только в куклы, это может привести к сужению ее интересов, ограничениям развития.

Обратите внимание

Увлечение лишь играми в войну, военными игрушками, «стрелялки» и в вооруженное столкновение может привести к становлению жизненных моделей вражды.

Чрезмерное пристрастие к техническим игрушкам и отказ от кукол, мягких игрушек часто приводит к тому, что ребенок не знает, как устанавливать контакт с людьми в реальной жизни.

Если вы не уверены в качестве игрушки, не стесняйтесь попросить у продавца на нее сертификат.

Полезный совет

Предлагайте детям при совместной игре компромиссы, введите правило уступать по очереди.

Не навязывайте свою помощь и не выполняйте за ребенка какие-либо действия. Он сам спросит, если возникнут затруднения, либо вы это увидите. Иногда ребенок может предложить такое решение проблемы, о которой взрослый не мог и подумать.

Источники:

  • Как научить ребенка играть. в 2019
  • как научить детей играть вместе в 2019

Красиво вышагивающая по арене цирка лошадь, делающая по мановению руки дрессировщика поклоны – кто с восхищением не наблюдал за этим? А между тем, научить лошадь делать поклоны – не самая сложная задача для опытного наездника.

Инструкция

Пополните запасы рафинада и морковки перед тем, как начнете учить лошадь поклон или выберите то лакомство, которое ей больше всего по вкусу. Только постоянно поощряя ее, можно добиться определенных успехов.

Войдите в конюшню, имея при себе приличный запас лакомства. Для начала вам необходимо лошадь кланяться до груди. Возьмите кусочек сахара, покажите его лошади, поднесите его к груди коня и скажите: «Поклон». В тот момент, потянется к лакомому кусочку, отдайте его ему и обязательно похвалите и погладьте. Повторяйте эту процедуру по нескольку раз в течение нескольких дней, пока лошадь не затвердит урок. Больше 10 минут в день заниматься с ней не стоит, иначе она начнет просто есть , не обращая внимания на ваши требования.

Далее переходите ко второму этапу обучения. Достаньте из кармана сахар, покажите его лошади и пронесите кусочек между ее передних ног так, чтобы она за ним потянулась. Как только она потянется, отводите руку с сахаром постепенно все дальше от ее передних ног. Коню не останется ничего другого, кроме как потянуться вслед за вашей рукой и выставить одну или обе ноги вперед для того, чтобы достать сахар. Не забудьте произнести в этот момент слово «поклон». Выполняйте эти упражнения каждый день (опять же, не дольше 10 минут), пока лошадь не научится делать поклон уже без лакомства.

Мозг ребенка – уникальная система, с легкостью воспринимающая и анализирующая любую информацию. За первые годы жизни ребенок осваивает сложнейшие задачи, и умение говорить – одна из них. В наших силах помочь ему в этом, тем более, что для этого нужно лишь больше общаться.

Инструкция

Говорите с . Многие родители чувствуют себя неуверенно, когда им нужно общаться с малышом, который еще не . На самом деле, задолго до того, как они сами начнут говорить, дети отлично понимают смысл сказанного по интонации и знакомым словам. Таким образом они пополняют свой пассивный словарный запас. Общаясь с ребенком, комментируйте свои действия, рассказывайте ему обо всем, что его окружает на и дома. Старайтесь говорить не спеша и четко, выбирайте простые слова и фразы.

Играйте в игры со звуками. Когда малыш только начинает произносить свои первые звуки, отвечайте ему. Повторяйте звуки, улыбайтесь, говорите с ним – дайте ему почувствовать удовольствие от общения. Хорошо стимулируют речь разнообразные стихи и песенки, а также игры, где речь сопровождается действиями, такие как «Сорока- кашу варила…», «Поехали-поехали в лес за орехами…» и многие другие.

Читайте ребенку вслух. Чтение вслух выручает родителей, которым сложно с малышом. Старайтесь сделать свое чтение выразительным: изображайте голоса , делайте паузы, передавайте голосом настроение. Если малыш не настроен слушать подолгу а стремится быстрее перевернуть страничку, выбирайте книги с яркими иллюстрациями и просто рассказывайте ребенку, что происходит на . При этом старайтесь сфокусировать его внимание на изображении хотя бы ненадолго, указывайте пальцем на то, о чем говорите.

Когда малыш начнет разговаривать, поддерживайте его в этом. Реагируйте на его слова, пытайтесь понять, что он говорит. Как правило, родители которые много времени проводят с ребенком, 2-3 общения начинают понимать малыша, даже если он говорит довольно непонятно.

Будьте терпеливы. Все дети развиваются в своем ритме, и многие подолгу накапливают словарный запас прежде чем начинаю говорить. Если вас что-то беспокоит, проконсультируйтесь с врачом, но только не создавайте вокруг этого визита нездорового ажиотажа.

Полезный совет

Превращайте обучение в игру и не нервничайте, если малыш отказывается вас слушать или отвечать.
Слушать аудиосказки полезно, но недостаточно для развития речи. Непосредственное общение намного важнее!
Многие родители стараются переходить на язык ребенка, безусловно, из лучших побуждений. Но не слишком увлекайтесь детским лепетом: «афка» вместо собаки и «бибика» вместо машинки уместны из уст ребенка, но не взрослого. Пусть ваш малыш слышит правильную речь и тогда он быстрее научиться говорить.

Чтобы научить ребенка разговаривать, необходимо как можно чаще с ним общаться. Разумеется, к этому нужно подходить грамотно, исходя из возраста малыша. Существуют определенные методики ускоренного развития детской речи.

Инструкция

Начинайте закладывать в ребенке речевые навыки с двухмесячного возраста. Именно на этом этапе раздаются первые звуки малыша. Разговаривайте с ним почаще - гулите и лепечите. В этом возрасте он и эмоциональнее реагирует именно на лепет, и в нем зарождается желание повторить за вами. Только будьте в поле зрения малыша, чтобы он мог видеть ваши губы. Желательно сразу начать связывать в его понимании речь с моторикой рук. Используйте для этого нетленную "Сороку - Белобоку" или "Козу рогатую", "Ладушки" и прочие развлекалочки.

С возьмите за привычку постоянно комментировать ваши действия или описывать все, что происходит вокруг. Это делается для того, чтобы малыш проводить параллели между словами и действиями. Произносите фразы, глядя в глаза, неспеша и спокойным голосом.

В не пускайте все на самотек! В этом возрасте перейдет на язык жестов, и он будет указывать на игрушку, не отдавайте ее сразу. Протягивая ее, попросите сказать "Дай!" Не реагируйте на просительные жесты, вынудите заговорить с вами. Затем понемногу усложняйте фразы, спрашивайте, какую игрушку или предмет он хочет, для чего и т. д.

Дома и во время прогулки продолжайте описывать малышу все, что видите. Читайте вместе книжки, рассматривайте и обсуждайте сюжеты картинок. Все это направлено на обогащение детского пассивного словарного запаса. Это те слова, которые он знает, но пока не произносит. От величины этого запаса слов зависит, насколько стремительно будет происходить дальнейший процесс развития детской речи.

Радуйтесь каждому слову, произнесенному , даже если это всего лишь попытка слова! Пусть он видит, что тем самым вызывает позитивные эмоции. Но никаких исковерканных вами слов! Иначе у малыша не будет потребности в правильном произношении. Хвалите, но исправляйте ребенка , произнося правильный вариант.

Если ребенок уже умеет указывать на что-то словами - не старайтесь предвосхищать его желания. Пусть он пытается объяснить, что ему нужно, провоцируйте его на диалог.

Постоянно задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте. Пусть изначально вопросы будут совсем простые: "Кто это?", "Что это?". Затем немного усложните смысловое наполнение: "Что делает?", "Какого цвета?" и др. Ответы должны заключаться лишь в одном несложном

Человек приходит в этот мир, снабженный органами чувств. Он воспринимает окружающую действительность и реагирует на происходящее вокруг него эмоциональными реакциями, положительными или отрицательными. К сожалению, поначалу он не имеет возможности объясняться при помощи речи, а потому родителям приходится догадываться, что хочет их чадо, чем оно недовольно, что его восторгает и т. д. По мере взросления малыш начинает пытаться имитировать звуки, которые он слышит. Так закладывается основа будущих слов. Каким первым словам надо начинать учить ребенка? Ответ читайте в статье.

Первые слова ребенка – какими они должны быть?

Существует несколько правил, как научить малыша говорить его первые слова:

  1. Используйте упрощенные формы.

Собаку вполне приемлемо называть «ав-ав», но при этом сразу же называйте и полное слово. У малыша закрепится в голове взаимосвязь между этими двумя понятиями.

  1. Играйте в игру «повторение».

Сначала сами назовите слово, например, «корова – мууу», а затем предложите ребенку повторить. Хорошо подойдет и вопрос ответ. К примеру, спросите, как говорит уточка? Если возникли затруднения с ответом, подскажите его.

  1. Комментируйте все свои повседневные действия – приготовление еды, умывание лица, складывание игрушек. Постепенно ребенок их запомнит, ведь повторяются они часто.
  2. Формируйте связи между предметом и действием.

Покажите, как укладываете куклу спать, накрываете одеялом. При этом расскажите, что «кукла – ляля – пошла спать – бай-бай».

  1. Поощряйте говорение.

Если ребенок тянет руку за предметом, сделайте вид, что не понимаете, что он хочет. Провоцируйте его сказать слово «дай» и другие подобные.

  1. Произносите стишки и потешки, сопровождая их соответствующими действиями.
  2. На улице акцентируйте внимание малыша на окружающих предметах, животных, рассматривайте их.

Каким первым словам стоит обучить ребенка?

Несомненно, они должны быть простыми, не состоящими из большого количества слогов. Лучше всего, начинать с тех, которые есть в постоянном доступе дома. Всегда понятнее то, что можно посмотреть и потрогать.

С чего лучше начать:

  • Части лица и тела (уши, глаза, нос, рот, нога, живот и др.);
  • Простейшие предметы обихода, посуда (метла, совок, тряпка, кружка, ложка, тарелка);
  • Домашние животные, а также те, изображения которых есть в книге (кошка, собака, лягушка, гусь);
  • Предметы мебели (стул, диван, телевизор, шкаф);
  • Родственники, их имена (бабушка Валя, дедушка Антон, мама Света, папа Дима и др.);

Еда и напитки (банан, котлета, чай, кисель, помидор).

Возможно вам также понравится:


Как научить ребенка играть в ладушки — польза от ладушек
Как развивать мелкую моторику рук у грудничка до года
Стоит ли ставить ребенка в угол и с какого возраста это лучше делать?
Что должен уметь ребенок в 4-4,5 года — мальчик и девочка
Как научить ребенка жевать и не давиться?
Лучшие советы для крещения ребенка в 2019 году

Малыш не желает разговаривать, хотя ему уже три года. Он четко произносит разве что два-три слова, при этом все понимает, выполняет нужные действия. Не является ли все это задержкой развития? Или нужно считать отклонением такие проявления: молчание, отказ идти на контакт при гиперактивном поведении? Разберемся, как научить ребенка говорить в 3 года и к чему нужно готовиться.

Задержка речевого развития проявляется в разном возрасте, но ярче всего - как раз около трех лет. Мысль о том, что у малыша могут быть отклонения не только в речи, но и в состоянии здоровья, естественно, беспокоит родителей. Ведь его сверстники уже могут составлять целые предложения - что идет не так? В решении проблемы стоит заручиться поддержкой специалистов. И, конечно, помнить, что единого календарного срока, когда дети «должны» начинать говорить, не существует.

Как формируется речь

Речь усложняется постепенно: от первого выразительного крика до «гуления» и лепета, от первых слов до высказываний. В период от года до двух лет появляются коротенькие предложения, обычно бытового характера. А с двух до трех лет малыш начинает усваивать, как общаться с окружающими людьми. Именно родители становятся главными в этом процессе, хотя иногда требуется консультация логопеда, невропатолога, дефектолога. Как результат - либо вы будете работать с ребенком самостоятельно, соблюдая рекомендации, либо врач будет постоянно наблюдать его и лично проводить соответствующие мероприятия.

Речь - настолько сложный процесс, тесно связанный с мышлением, памятью, способностью выполнять действия, что будет большой ошибкой пустить его на самотек. Врачи убеждены: если ребенок не говорит в 3 года - это родительское упущение. Заблуждаются те, кто считает, что чадо «еще разговорится» - это может произойти только при условии, что его научат.

В идеале приучать малыша к родному языку лучше до рождения, ведь он реагирует на звуки уже во второй трети маминой беременности. На этом этапе благотворное влияние оказывают песенки и приятная музыка, чтение вслух, а также обычные, но обязательно личностно направленные «беседы».

Почему ребенок в 3 года не разговаривает? Есть факторы, влияющие на развитие речи внутриутробно и после рождения:

  • характер протекания беременности;
  • особенности процесса родов - стремительные или преждевременные роды, гипоксия (нехватка воздуха) или асфиксия (удушье) и т. д.;
  • заболевания, перенесенные в возрасте до года.

Если при обследовании обнаружены отклонения, но вы готовы следовать предписаниям врачей, - все можно исправить, просто потребуется больше времени, усилий, терпения. Последнее особенно важно: ведь ребенок может не говорить в три года даже в том случае, когда для общения, казалось бы, созданы все условия.

Есть и вполне обыденные, не физиологические, а внешние причины задержки речи. Они могут быть связаны с изменением уклада жизни (например, переезд) - привыкая к новым обстоятельствам, дети как бы откладывают говорение на потом. «Торможение» происходит и тогда, когда родители мало времени проводят с ребятишками или оставляют их «на попечение» телевизора, электронных игрушек и устройств.

Определяем задержку развития речи

Есть довольно ранние сигналы о том, что дети могут испытывать трудности с общением. Первые слова появляются вовремя (до года), но только слоговые или лепетные, количество их - всего 10-15. Иногда первые слова дети произносят позже года или ближе к двум годам.

Помимо молчания, выделяют основные признаки задержки формирования речи, которые могут возникать по отдельности или в совокупности:

  • активность, непоседливость;
  • раздражительность или истеричность;
  • неразборчивость высказываний;
  • быстрая или, наоборот, слишком «растянутая» речь;
  • непонимание простых рассказов, объяснений;
  • воспроизведение фраз из мультфильмов или книг при полной неспособности построить собственные предложения;
  • постоянное точное копирование услышанного от взрослых;
  • приоткрытый рот и/или повышенное слюноотделение.

В норме у трехлетнего малыша должно быть в запасе от 150 до 200 слов. Но даже если в вашем случае так оно и есть, о задержке развития речи свидетельствует, например, привычка переставлять звуки или другое искажение слов, шепелявость, неспособность чувствовать ритм и запоминать простенькие стихи.

Не откладывайте момент консультации с врачом. Логопед, невролог, психолог найдут причину задержки речи и дадут важные советы.

Как обучить ребенка говорить правильно

Любая проблема имеет решение - важен позитивный настрой. Постепенно переходя от простого к сложному, можно справиться со всеми трудностями. Если вы намерены работать со специалистом, логопед разработает свою программу. Но врачи предлагают и несколько общих решений, подходящих для самостоятельных домашних занятий с малышами.

  • Откажитесь от языка жестов как основного. При этом не нужно всякий раз требовать от ребенка, который в 3 года не разговаривает, чтобы он выразил свои желания словами. Жесты уместны, например, при чтении книг: «Выросла репка большая-пребольшая!», к тому же они эмоционально раскрепощают. В других случаях предоставляйте выбор: «Что ты хочешь взять? Мишку или машинку?» Важно, чтобы предметы были знакомыми - тогда чадо сможет определиться, а со временем и ответить вам.
  • Проговаривайте действия. Вы сообщаете - малыш слушает и делает. Или вы делаете что-то вместе. «Мы идем гулять. Давай наденем голубую панамку, на улице жарко».
  • Разнообразьте собственные фразы. Не произносите несколько раз одно и то же слово и не требуйте повторений. Однажды вы услышите ответ - главное не торопить. Даже кивок или неопределенный звук в ответ - это тоже диалог.
  • Стимулируйте общение. Задавайте простые вопросы - поощряйте называние предметов, о которых вы спрашиваете, а в случае затруднений подскажите. Читая простые, знакомые стихи или сказку, неожиданно «забудьте» целую фразу или ее окончание: рано или поздно маленький слушатель захочет вас поправить. Будьте внимательны к тому, что он пытается сказать, переспрашивайте и поддакивайте - так он сможет больше вам сообщить. Иногда осторожно поправляйте.

Полезно вести дневник, в котором вы будете отмечать успехи на занятиях - тогда прогресс будет очевиден.

Это то, что касается речи. Но нужно учесть и другие факторы. Например, способность работать с мелкими предметами благотворно влияет на мышление, а следовательно, и на способность общаться. И еще есть моменты, которых лучше избегать, если ребенок в три года плохо говорит.

  • «Да» мелкой моторике. Дайте малышу откручивать крышку у баночки, переливать воду, учите правильно держать карандаш, ложку, занимайтесь с ним лепкой. Пусть предметы будут разными по фактуре и форме: гладкими, шершавыми, ребристыми, круглыми и т. д. А на ходу выбирайте предметы одной формы, цвета, размера или назначения и объясняйте, что у них общего. «Чашка и стакан - из них можно пить».
  • «Нет» телевизору. Можно проводить перед экраном не более 10-20 минут в день. Замените телевизор полезными играми, развивающими (не электронными!) игрушками - мозаиками, конструкторами, кубиками.

Заниматься нужно ежедневно, начиная от 15 минут, постепенно увеличивая время обучающей игры примерно до 40 минут. Всегда добивайтесь понимания, а не механического повторения услышанного. Конечно, очень важно играть и разговаривать не только в семейном кругу, но и со сверстниками и более старшими детьми. Научить ребенка говорить в 3 года - вполне посильная задача, если вы принимаете ситуацию, делаете все, что от вас зависит, и верите в успех.

Как понять, что малыш «заговорил»? Внимательно слушайте. При появлении понятной многословной фразы можно вздохнуть с облегчением, но не забрасывать полезные и увлекательные занятия! Тогда и в будущем ваш ребенок порадует живым умом и замечательной памятью, он будет способен к плодотворному общению и быстрому обучению, сможет стать ответственным и сознательно принимать решения.

Распечатать


Top