Как помочь родителям детей с аутизмом. Лютова Е.К., Монина Г.Б

Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится, конечно, на семью. Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности.

Стрессом для семьи также является и нездоровый интерес, недоброжелательность окружающих - агрессивная реакция людей на ребенка в транспорте, в магазине, на улице, в детском учреждении.

Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов ребенка. Приходится думать не об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребенка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Но в моменты обострений уверенность в достижении положительного результата усилий ослабевает, «опускаются руки». В такие тяжелые моменты близкие ребенка нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Поскольку у нас не развита система психологической и социальной поддержки, эту серьезную и ответственную функцию придется взять на себя психологу, занимающемуся с ребенком. Часто такая помощь оказывается эффективной, т. к., психологу доверяют. Полезно регулярно говорить с родителями аутичного ребенка, обсуждать возникающие ситуации. Во время этих бесед следует подготовить родителей к тому, что в ходе развития ребенка возможны периоды обострения, обсудить с ними тактику общих действий в такие моменты, особенно трудные моменты необходимо помогать конкретными советами и действиями.

Изучение и разработка приемов помощи семье, в которой воспитывается аутичный ребенок, до настоящего времени осуществлялись медицинской психологией и психотерапией. Попытки оказания профессиональной психологической поддержки подобным семьям стали делаться только недавно, и пока они носят эпизодический характер. Существует ряд специальных исследований, которые направлены на выявление трудностей семьи с аутичным ребенком, описывающих тот характерный отпечаток, который они накладывают на членов семьи аутичного ребенка, также исследуются адаптивные возможности семьи в целом, предлагаются специальные шкалы для оценки взаимодействия детей и родителей. Работа психолога над межличностными отношениями в семье строится не только в плане мать - ребенок с аутизмом, но и мать - отец, мать - здоровый ребенок и другие члены семьи, это необходимо для создания оптимальной психологической обстановки в семье, адекватного понимания состояния и проблем ребенка-инвалида. Коррекция таких отношений важна для уменьшения состояния растерянности у родителей, мобилизацию возможностей взаимодействия с ребенком, создание модели социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер, формирование в родительском отношении позиции принятия ребенка.

В целом, выносливость и успешность адаптации семьи зависит от её сплоченности, от включенности в семейные проблемы всех членов семьи, от того, как семья оценивает перспективы развития аутичного ребенка и от того, какую социальную и психологическую поддержку получает семья. Основные направления помощи таким семьям:

  • - психотерапия членов семьи;
  • - ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
  • - составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
  • - обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка.

Распространенной проблемой для семей, воспитывающих детей с РДА является перераспределение ролей, чаще всего один из членов семьи постоянно находится с больным ребенком, а другой работает и занимается материальным обеспечением семьи, в итоге - каждый чувствует себя «перегруженным». Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеских отношениях.

Необходимо обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело оказания помощи ребенку и заботу о семье в целом. Другой проблемой во внутрисемейных отношениях может быть отсутствие открытого общения, взаимопонимания, поиск «виноватого» в заболевании ребенка. Эмоциональное напряжение в семье также является следствием слома привычного образа жизни, которое вызывает ощущение невостребованности, ненужности. В данном случае психологическая поддержка будет заключаться в:

  • - переформулировании жалоб родителя («возможно, не супруг плохой, а вам трудно, тяжело»);
  • - совместном с родителем называние создавшейся проблемы (например, разобщенность, обида, отчуждение) и исследование влияния проблемы на различные стороны семейной жизни, в первую очередь, на оказание эффективной помощи ребенку;
  • - планирование конкретных шагов по сближению с родственниками.

Если же обнаружены признаки эмоционального шока и дезориентации родителей, помощь психолога направлена на улучшение контакта родителя с реальностью, побуждение к налаживанию контактов с другими родителями, столкнувшимися с подобной проблемой, изучению специализированной литературы и так далее. Совместное выявление задач, актуальных в данный момент жизни и пошаговое планирование конкретных действий по решению этих задач дает родителям ощущение контроля над ситуацией и ощущение собственной компетентности.

Чтобы сделать менее болезненным процесс адаптации родителей к поставленному диагнозу, к пребыванию в лечебных учреждениях для детей с аутизмом целесообразно предпринимать такие шаги:

  • - эмоционально поддерживать адаптационный процесс у родителей (позитивное подкрепление усилий, предпринятых родителями для лечения ребенка, нормализация переживаний и переносимых трудностей);
  • - укреплять родительскую самооценку (привлечение внимания родителей к их значимости в данной ситуации, оказание помощи в систематизации имеющегося опыта обращения с детьми, и так далее);
  • - помогать родителям в исследовании ситуации болезни с целью снятия чувства вины, это способствует лучшему пониманию особенностей заболевания и его последствий;
  • - способствовать эффективному общению родителей с профессионалами (медицинский персонал, психологи, социальные службы);
  • - способствовать эмоционально открытому взаимодействию родителей с ребенком, что сможет улучшить физическое и психологическое благополучие ребенка;
  • - помогать налаживанию прямого и открытого общения внутри семьи, взаимной поддержке.

Существенной проблемой для семей, имеющей ребенка с аутизмом, является ограничение возможностей семейного отдыха и досуга, причиной этому служит разобщенность семьи, отсутствие свободных денежных средств, особое поведения ребенка и так далее. Ограничение досуга негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи. У каждого члена семьи должно быть время, когда они могли бы отдохнуть и отвлечься от трудностей, необходимо настроить семью на позитивный лад, и показать, насколько важно не терять перспективу и отводить себе время для снятия стресса, который возникает у родителей любых детей, в том числе и детей с аутистическими нарушениями. Специалист должен способствовать поиску внутренних ресурсов членами семьи, для решения этой проблемы. Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

  • - Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок;
  • - У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать;
  • - Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка;
  • - Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним время;
  • - Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка;
  • - При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова;
  • - Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено;
  • - Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении;
  • - Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие;
  • - Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

"Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний". Такое определение аутизма дано в психологическом словаре.

Аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Аутичность (от греческого - "сам") - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний". Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. В книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг "Аутичный ребенок: пути помощи" (М., 1997) приведены примеры различных подходов к классификации аутичных детей. Так, английский исследователь доктор Л. Винг разделила таких детей по их возможностям вступления в социальный контакт на "одиноких" (не вовлекающихся в общение), "пассивных" и "активных-но-нелепых". По ее мнению, прогноз социальной адаптации наиболее благоприятен для группы "пассивных" детей. Авторы книги предлагают в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма.

1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.

2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым
выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают,
прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.

3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень
"речевые" дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, "книжными" фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы - недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.

Портрет аутичного ребенка.

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается "комплекс оживления", характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя.

Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Например, 5-летний мальчик на просьбы взрослых нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: "Лестница!" У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу. В нашей практике ученик 2-го класса Андрюша М. в течение всего урока просто открывал и закрывал тетрадь, не слушая объяснений учителя и не выполняя заданий.

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает "уход в себя" либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения "пустякам", которые так важны для аутичного ребенка.

Пример.

4-летний Жора, собираясь вместе с другими детьми средней группы детского сада на прогулку, вдруг пронзительно закричал. Он бился в истерике, расшвыривал вокруг себя вещи, катался по полу. После каждой попытки взрослых, оказавшихся рядом и пытавшихся помочь ему, он с новой силой принимался визжать и биться головой об пол. Когда все дети ушли на прогулку, а у Жоры уже, видимо, не осталось сил, он немного успокоился. Опытный воспитатель стал "на ощупь" искать причину срыва. Глядя ему в глаза, начал перечислять все возможные детали, которые могли расстроить Жору. Воспитатель называл одну причину за другой, но мальчик оставался безучастным. Однако через какое-то время удалось привлечь его внимание: он оживился, когда воспитатель стал поправлять ему гольфы. Затем равнодушно, не сопротивляясь, но и без радости, он согласился идти на прогулку.

Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса.
Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Так, например, Даня К. (6 лет), отказавшись отвечать на какие-либо вопросы психолога при обследовании по методике Векслера, задания на определение невербального интеллекта ("Складывание фигур", "Лабиринт", "Последовательные картинки") выполнил блестяще и с явным желанием. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними.

Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В любимом многими американском фильме "Человек дождя" актер Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).

Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение "Я". Понятие "Я" чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка.

Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

Не воспринимая своего "Я", не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.

К. С. Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот,
при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальные способности.

Как выявить аутичного ребенка.

Аутизм - это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.

Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.

Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе детского сада или в классе. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. В нашей практике были случаи, когда сравнительно "благополучные" аутичные дети попадали к врачу только перед поступлением в школу. Если бы педагоги заметили проблемы этих детей раньше и посоветовали родителям обратиться к специалистам, наверное, адаптация ребенка к школьному обучению проходила бы более гладко.

Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.

Основные направления работы по выявлению симптомов аутизма у ребенка помогут определить данные, приведенные в Таблице 1. Сравнительная характеристика развития нормальных и аутичных детей заимствована из книги бельгийских психологов К. Гилберта и Т. Питерса. Однако, на наш взгляд, эти данные не должны восприниматься слишком буквально. Это всего лишь схема, содержащая определенные ориентиры работы с детьми.

Таблица 1. Сравнительная характеристика развития детей в норме и при аутизме

Развитие речи

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

Произношение гласных звуков, гуление.

"Диалоги" в виде издавания гласных звуков, поворачивание в сторону родителей.
Появление согласных.

Плач тяжело интерпретировать.

Различные интонации в гулении, включая интонации вопроса.
Повторы слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма.
Появляются указывающие жесты.

Ограниченное или необычное гуление (визги или крики).
Не имитируют визги, жесты, выражения.

Появление первых слов.
Использование лексики с интонацией, похожей на предложение.
Игра с использованием гласных звуков.
Использует жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и для просьб.

Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.

Словарный запас 3-50 слов.
Начинает составлять словосочетания из 2 слов.
Перенесение значений слов (напр., папа - обращение ко всем мужчинам).
Использование языка для комментариев, просьб и при совершении действий.
Старается привлечь внимание людей.
Возможны частые эхолалия и имитация.

Сочетания от 3 до 5 слов ("телеграфная речь"). Задает простые вопросы (напр.: "Где папа?", "Идти?").
Использование слова это сопровождается указывающими жестами.
Называет себя по имени, но не как "я".
Может кратко повторить высказывания.
Не может поддержать тему разговора.
Речь сфокусирована на настоящее время и место.

Обычно словарный запас менее 15 слов. Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются; присутствует несколько указывающих на объект жестов.

Словарный запас около 100 слов.
Многие грамматические морфемы (мн.ч., прош. вр., предлоги и др.) используются должным образом. Эхолалическое повторение редкое.
Возрастает использование речи для обозначения "там" и "тогда".
Задает много вопросов, главным образом для продолжения разговора, а не для получения информации.

Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. Плохие ритм, интонация.
Бедная артикуляция примерно у половины говорящих детей.
У половины или более детей речь не осмысленная (без осознавания значений).
Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет пока ему дадут предмет.

Использует комплексные структуры предложения. Может поддерживать тему разговора и добавлять новую информацию.
Спрашивает объяснения высказываний. Приспосабливает уровень речи в зависимости от слушателя (напр., упрощает для двухлетнего слушателя).

Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов.
Эхолалия остается: может использоваться при коммуникации. Копирует ведущих ТВ-передач. Произносит просьбы.

Использует большой комплекс речевых структур.
В основном владеет грам- матическими структурами. Способен оценивать предложения как грамматические / неграм- матические структуры и делать исправления.
Развивает понимание шуток и сарказмов, узнает вербальные двусмысленности.
Рост способности приспособления речи в зависимости от слушателя.

Нет понимания или выражения абстрактных концепций (времени).
Не может поддерживать разговор. Неправильно использует высказывания. Присутствует эхолалия.
Редко задает вопросы; если они появляются, то носят повторяющийся характер.
Нарушены тон и ритм речи.

Развитие общения и игры

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении.

Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.
Повторяет действия, имитируя взрослого.

Менее активен, требователен, чем ребенок с нормальным развитием.
Некоторые дети очень возбудимы.
Слабый зрительный контакт.
Нет ответных социальный проявлений.

Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа "Дай и возьми" с обменом предметами со взрослыми.
Игры в прятки ("ку-ку") и др. сходные по сценарию.
Показывает объекты взрослым.
Машет рукой на прощание.
Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты.

Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие.
Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим.

Ребенок чаще инициирует игры.
Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии.
Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.

Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать.
Не волнуется при разлуке с матерью.

Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки.
Игра с самим собой или параллельная являются более типичными.

Появляются эпизоды, похожие на игру.
При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа "Догони и дотронься" в большей степени, чем общая игра с игрушками).

Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает.
Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит.
Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.

Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками.
Часто ссорится со сверстниками.
Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства.
Любит смешить других.
Хочет сделать что-то хорошее родителям.

Не допускает к себе других детей.
Чрезмерно возбудим.
Не понимает значания наказания.

Распределяет роли со сверстниками в социо-драматической игре.
Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.
Исключает нежелательных детей из игры.

Не способен понять правила игры.

Развитие воображения

Возраст в месяцах

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

Недиф- ференцированные действия с одним объектом.

Действия дифференцированы в соответствии с характеристиками объектов.
Использование 2 объектов в комбинации (такое их использование не является социально приемлемым).

Повторяющиеся движения доминируют в деятельности во время бодрствования

Социально приемлемые действия с объектами (функциональное использование объектов).
Использует 2 или более объектов.

Частые символические действия (воображает разговор по телефону, процесс питья и т.д.).
Игра связана с каждодневным распорядком дня ребенка.

Активная роль в деятельности, похожей на игру.

Часто использует правила игры применительно к куклам, игрушечным животным, взрослым (напр., кормит куклу).
Выполняет действия, похожие на неограниченную собственную деятельность (воображает, что гладит белье).
Развиваются несколько последовательных воображаемых действий (накормить куклу, укачать ее и уложить в постель).
Воображаемая игра приводится в движение с помощью игровых предметов.

Небольшая любознательность /исследование окружающей среды.
Необычное использование игрушек и расположение объектов по линии.

Перепланировка символической игры, объявление о попытке и поиске нужных предметов.
Замена одного объекта другим (напр., кубиком заменяется машина).
Объекты воспринимаются как имеющие независимую деятельность (напр., куклы поднимают свою собственную кружку).

Часто произносит названия объектов.
Не владеет символической игрой.
Продолжительные повторяющиеся движения покачавания, кружения, походка на носках и т.п. Долгий взгляд на свет и т.д.
Многие обладают хорошими способностями в зрительных /моторных манипуляциях, таких как в головоломке "Собери картинку из частей".

Социо- драматическая игра - творческая игра с двумя или более детьми. Использование пантомимы для представления предмета, в котором нуждается (напр., воображает наливание из несуществующего чайника).
Темы реальной жизни и фантазии могут играть важное значение в течение продолжительного времени.

Функциональное использование объектов. Некоторые действия направлены на куклы и др.; в основном, ребенок выступает в качестве ведущего лица.
Символическая игра, если такая есть в наличии, ограниченная до простейшей, повторяющейся схемы.
По мере того как развиваются навыки творческой игры, продолжает проводить значительное количество времени, не занимаясь игровой деятельностью.
Многие не комбинируют игрушки в игре.

Речь очень важна при представлении темы, распределении ролей и разыгрывании драмы.

Нет способностей к пантомиме.
Нет социодраматической игры.

Как помочь аутичному ребенку.

Прежде чем начать разговор о коррекционной работе, необходимо сделать оговорку: так как в нашей практике дети с "классическим аутизмом" встречаются редко, но достаточно часто приходится взаимодействовать с детьми, которым присущи лишь отдельные аутистические черты, то и речь в дальнейшем будет идти именно о них. Мы расскажем о некоторых приемах работы с такими детьми. Эти приемы проверены на практике и дают хорошие результаты. Конечно, каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов и имея в копилке "набор" приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.

Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо "идти за ребенком", гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат. По мнению К. Салиба, коллеги психотерапевта В. Оклендер, чтобы добиться положительных результатов в работе с таким ребенком, взрослый должен, прежде всего, проявить гибкость. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.

Вот как описывает случай из практики этого психолога В. Оклендер: "Шон (5лет) в полный рост стоял перед зеркалом, не обращая внимания на призывы поработать вместе над головоломкой. Тогда она подошла к нему сама, села возле зеркала, не говоря ни слова, и стала наблюдать за тем, как он, рассматривая себя в зеркало, ощупывал свое лицо. Она понимала, что он действительно созерцал себя. Внезапно он заметил, что в зеркале было также и ее отражение. Это удивило его и привело в восторг. В течение 20 минут К. Салиба не произнесла ни одного слова, не отдала ни одной команды. Потом она начала называть части его лица по мере того, как он показывал на них, глядя в зеркало, но промолчала, когда он дошел до рта. Он выжидательно глядел на нее в зеркало и потом выкрикнул: "Рот!"". Использование такого метода позволяет научить детей очень многому.

Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным - тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребенку, педагоги и психологи вместе с родителями могут целенаправленно наблюдать за ним, сообщать врачу о положительных или отрицательных изменениях в поведении ребенка, чтобы он при необходимости корректировал курс лечения.

Педагоги и психологи совместными усилиями добиваются общей цели: помочь ребенку адаптироваться к детскому саду или школе. Вместе они вырабатывает индивидуальную программу развития ребенка. Педагог ставит конкретные образовательные задачи, а психолог, опираясь на общие закономерности развития детей-аутистов, помогает решать возникающие проблемы. В процессе наблюдения за ребенком воспитатель или учитель могут проконсультироваться с психологом по возникающим вопросам. Например: "Как помочь ребенку избавиться от страхов?", "Как реагировать педагогу на вспышки агрессии и самоагрессии?"

Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом - снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала.

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время урока физкультуры им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.

С этой целью в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, можно нарисовать на шкафчике.

Образцами подобных карт являются, к примеру, инструкции по сбору игрушек из серии "Киндер-сюрприз". Мы приводим варианты таких пособий для организации различных видов деятельности и выполнения распорядка дня (рис. 1, 2).

Рис 1. Пооперационная карта "Обед".

Аутичные дети с удовольствием складывают мозаики и головоломки. Они доступны и понятны им. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.

Дети с нарушениями в общении любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме. В школе можно привлекать таких детей к созданию и сортировке гербариев, коллекций камней, ракушек, фотографий. Они неплохо справляются с ведением ежедневных записей-наблюдений за животными в живом уголке (но не на первых стадиях работы).

Рис 2. Пооперационная карта "Собираемся на прогулку".

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени воспитатель или учитель может привлекать внимание ребенка к его отражению. Этот прием, который уже был описан выше, дает положительные результаты.

Пример.

Андрюша М. учится во втором классе общеобразовательной школы. Ему повезло: учительница старается понять его и поддерживает малейшую инициативу по установлению контактов с окружающими. Андрюша даже иногда рассказывает стихи наизусть, правда один на один. В основном же в классный журнал проставляются оценки за письменные работы. Мальчик уже научился сидеть за партой в течение всего урока и выполнять некоторые задания учителя. Но при звуке звонка на перемену Андрей вздрагивает и начинает тонко и пронзительно плакать. Это и понятно: он совершенно не выносит, когда к нему прикасается кто-либо из сверстников, а на перемене этого не избежать. Десятиминутный перерыв превращается в кошмар и для Андрюши, и для учителя.

Но сегодня все было совсем иначе. Учительница, как только Андрей заплакал, подвела его к зеркалу. Мальчик продолжал плакать, но уже не так громко. Сначала он просто созерцал свое отражение, но потом, увидев скатывающуюся по щеке слезу, потрогал ее, посмотрел на мокрый палец, смахнул еще одну слезу, а потом придумал для себя игру: как только на лице появлялась очередная капля, он подхватывал ее и круговым движением размазывал по щеке. "Охота на слезы" продолжалась всю перемену. А к концу перерыва мальчик даже улыбался сквозь слезы.

На урок он отправился успокоенный. С тех пор Андрюша при звуке звонка на перемену не плакал, а вставал к зеркалу. Учительница, почувствовав возможности использования "волшебного стекла", во время перемен проводила этап за этапом коррекционную работу. Несколько недель спустя ребенок был готов общаться с педагогом и выполнять задания уже без посредства зеркала.

Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.

Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет". Полезно предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами (вместо головоломок можно использовать "Рамки Монтессори").

На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории. Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Не надо отчаиваться: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды - ребенок сможет включиться в общую деятельность.

Пример.

Даня никак не хотел принимать участие в групповой игре. Обычно он стоял возле детей, безразлично наблюдая за ними. И вот однажды, когда мы играли с ребятами в игру "Охота на тигров", Даня подошел к нам чуть ближе, чем обычно. А потом неожиданно для всех решительно встал в круг. Когда он был "пойман" водящим, мальчик молча вышел за круг и приготовился "водить", как это делали дети до него. А через несколько секунд Даня начал вслух считать до десяти! Это были первые за несколько месяцев пребывания ребенка в детском саду слова, которые он произнес при детях и при взрослом. До этого знаменательного дня мы были вынуждены общаться с ним при помощи карточек и знаков.

Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.

Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.

Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость (я - как большой!), будет понимать цель своих действий (чтобы взрослый "понял" объяснения и сделал все правильно), осознает, что только посредством речи можно наладить контакт с партнером.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.

Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. Поэтому некоторые релаксационные игры, которые мы рекомендуем в статье "Тревожные дети" , будут полезны и в работе с аутичными детьми. Можно использовать с этой целью и пальчиковые игры.

Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на ваши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем поможет сделать ваше взаимодействие с ребенком более эффективным.

Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой. Учитель начальной школы, который занимался с аутичным ребенком на дому, отмечал, что он может, не отвлекаясь, выполнять один вид деятельности не более 10 минут, хотя это, конечно, очень индивидуально. В детском саду эту проблему решить легко: ребенка не надо загружать непосильными для него заданиями. А в школе учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.

Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).

Как отмечалось выше, детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.

Регулярные занятия будут способствовать уменьшению двигательных расстройств.

Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

Психологи рекомендуют аутичным детям заниматься иностранными языками. Может быть, благодаря тому, что при их изучении педагоги используют большое количество схем и алгоритмов, детям бывает легче усваивать учебный материал.

Пример.

Грише поставлен диагноз "аутизм" уже несколько лет назад. Кроме того, у него наблюдаются серьезные отклонения в интеллектуальном развитии. Гриша с удовольствием занимается английским языком. При этом общение на родном, русском, языке дается ему с большим трудом. Он едва может односложно ответить на вопрос, обращенный к нему, а потребность самому вступить в диалог у него отсутствует вовсе. Однако иностранному языку Гриша обучается с интересом. За несколько месяцев он освоил алгоритм составления простых фраз. Ему нравится произносить их вслух. А еще его привлекает к занятиям то, что близкие люди стали проявлять заинтересованность и искреннее восхищение его достижениями.

Видимо, это позволило ему наконец-то почувствовать себя успешным и значимым для окружающих.

С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений.

Рисование красками (кисточками, штампами и особенно пальцами) помогает детям снять излишнее мышечное напряжение. С этой целью полезна также работа с песком, глиной, пшеном, водой.

Работа с родителями аутичного ребенка.

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других - к шизофрении.

Кроме того, в некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа - люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной "эмоциональной бури". Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится "около" детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.

Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

Как играть с аутичными детьми.

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.

Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись "по вкусу" вашему ученику.

Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.

Наиболее сложные для аутичных детей игры - это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Подвижные игры.

"Рукавички"

Цель: включение аутичных детей в групповую работу.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою "пару", отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.

"Щепки на реке"

Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу.

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе - Вода одной реки.

По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.

Дети сами могут решить, как они в качестве "Щепок" будут "двигаться по Воде": медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

"Охота на тигров"

Цель: научить детей планировать свои действия во времени.

Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего - найти тигра.

Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

"Покажи нос"

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.

Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела.

Затем воспитатель начинает "путать" детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

"Кто Я?"

Цель: развитие представлений и воображения ребенка.

Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т. д.). Ребенок должен отгадать, кто это был.

"Придумки"

Цель: научить детей распознавать различные эмоции.

Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: "Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое (педагог показывает на карточку
№ 1...). Как ты думаешь, что произошло?" "Затем Таня..." (педагог показывает карточку № 2....) и т. д.
(рис. 3).

Рисунок 3. Наглядный материал к игре "Придумки".

"Покажи по-разному"

Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.

I этап игры.

Взрослый говорит:

Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота... (взрослый пригибается). Какие? (Ребенок должен назвать антоним к слову "высокие".)

Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)... Какой пакет?

Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?

Я иду медленно, а вот я иду... Как?

Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...

Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...

II этап игры.

Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: "Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься, и т. д.

"Солнечный зайчик"

Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

"К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку.) А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь". Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге (рис. 4).
Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день - зеркальце.

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других - к шизофрении. Кроме того, в некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа - люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится “около” детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.

Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА- АУТИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Боже, дай мне силы изменить то, что я

Могу изменить.

Дай терпение, чтобы принять то,

чего нельзя изменить.

И мудрости, чтобы отличить первое от второго…

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был здоровым и умным и похожим на других людей. «Как все», начал ходить.«Как все», начал говорить. «Как все», был понятным и послушным. А если ребенок не такой, «как все»? Означает ли это, что он не достоин Любви? Если он развивается по своему закону- «закону меньшинства»,- разве это основание для глубокой печали?!

Главное – верить в своего ребенка и принимать его таким, какой он есть. И всеми силами помогать ему развиваться.

Каждому из нас необходимо набраться прежде всего терпения и принятия своего «особенного» ребенка.

В нашей коррекционной группе два таких ребенка: мальчик Паша и девочка Аглая (имена изменены). Паша посещает группу два года, а Аглая поступила только в этом учебном году. Паша поступил из массовой группы. Никого не будем винить, но в таких группах, при количестве детей за двадцать- двадцать пять, построение воспитательно-коррекционного процесса просто невозможно. Все признаки аутизма были на лицо: замкнутость, отсутствие социальных связей, отсутствие речи, отсутствие реакции на эмоции других детей, привязанность к ритуалам (бегание по кругу, выбор одной игрушки),использование периферического зрения при всех контактах (не смотрит в глаза), стереотипность, повторяющиеся действия, проблемы в приеме пищи, внезапные эмоциональные перемены (смех, слезы). Как быть с таким ребенком? Казалось, что этот вопрос повис в воздухе. Однако, тесное взаимодействие с мамой Паши, ее советы, рекомендации, посещение занятий учителя- логопеда, общие требования дали свой результат. Несмотря на то, что ребенок не разговаривал, мы каждый день обращались к нему: «Здравствуй, Паша!» и кивали ему головой. Сначала никакой реакции, затем он тоже стал в ответ кивать головой. После шести месяцев посещения занятий учителя-логопеда появились звуки «Здра…». Паша вместе с другими детьми группы по образцу выполняет пальчиковую гимнастику, самомассаж, логоритмические упражнения под музыку, физические упражнения. Особенно необходимо отметить каждодневную работу по сенсомотороному развития. Мальчик научился собирать бусы, шнуровать, выкладывать образы пуговицами и декоративными камнями. Еще год спустя не мог самостоятельно раздеться и одеться, сейчас и эта проблема решена, причем смотря на других детей, старается вешать свою одежду аккуратно. Мир ребенка- аутиста непонятен никому. Нельзя допускать его погружение, уход в «свою скорлупку». Он должен быть постоянно чем-то занят, загружен, даже просто быть рядом. При привлечении внимания мы называем его по имени, чтобы он знал, что это касается его. Фразы и инструкции для таких детей должны быть четкими и лаконичными (3-4 слова). Например: «Паша, подойди ко мне», «Паша, мыть руки», «Паша, возьми ножницы». Кстати о ножницах, после длительного формирования навыка работы с ножницами, дети- аутисты, достаточно хорошо вырезают как по контуру, так и самостоятельно, но при организации данного вида работы присутствие педагога рядом должно быть обязательным, так как избавиться от стереотипных подергиваний руками совсем очень трудно и для обеспечения безопасности жизни ребенка и других детей необходимо вовремя остановить эти повторяющиеся действия.

Особое внимание следует уделить социальным контактам таких детей. Да, общепринято утверждать, что дети- аутисты никого не пускают в свой мир и сами не нуждаются во взаимодействии с этим миром. Но позвольте не согласиться с данным утверждением на примере наблюдения за Пашей. Действительно, когда он пришел в коррекционную группу, он четко показывал свое равнодушие к взрослым и сверстникам. Сейчас благодаря длительному процессу по установлению социального контакта, Паша смотрит в глаза, дает руку, ходит за руку с другим ребенком, позволяет себя обнять как взрослым, так и детям, танцует в паре с другим ребенком. Это длительный процесс. И здесь необходимо отметить усилия мамы Паши, которая длительное время занималась холдинг- терапией. Многие приемы подсказала и нам, педагогам: поглаживание, привлечение внимания с целью установления взгляда, обнимание, разрешение ребенку посидеть на коленях взрослого. После того, как у взрослых на группе был установлен контакт с Пашей, начался этап социализации со сверстниками. Это более сложная работа, так как в данной группе находятся дети с интеллектуальной недостаточностью и чтобы им объяснить, как контактировать с Пашей, требовалось время и терпение. Инструкции для детей тоже должны быть краткими и понятными: «Вероника, подойди к Паше, погладь его по голове», «Арсений, возьми за руку Пашу», «Вера, обними Пашу». Если дети не понимали, что от них требуется или Паша сопротивлялся, внедрялся педагог. Он спокойно, без категоричности показывал детям: как обнять, погладить, взять за руку Пашу. Результаты есть, ребенок открылся миру других людей, но еще есть над чем работать. Паша не понимает участие в игре, его действия пока просто манипулятивны. Но мы надеемся, что изменения будут.

Ребенок стал произносить звуки, слоги, он понимает, о чем его спрашивают, но разумеется, его молчание до 5,5 лет о многом говорит. Паша за воспитателем повторяет слоги: «Ма-ма Ма-ша, па-па Витя, ба-ба и другое». Он произносит почти все звукоподражания животных: «му», «га-га-га», «мяу», «гав-гав» и т.д. Он стал подпевать припев детской песенки про маму: «ля-ля-ля». Этому способствует каждодневная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж, пропевание гласных звуков, повторение звукоподражания животным. Звуки льются у этого ребенка, но пока они нам не все понятны.

Второй ребенок- это девочка Аглая. У нее очень тяжелая форма аутизма. Она стереотипна в движениях, она почти не контактирует со сверстниками, но самое для нас сложное- она проявляет агрессию к себе и другим. Занятия с ней строятся только индивидуально, кратковременно, она быстроутомляема, неусидичива. Если она хочет заниматься, мотивировать ее практически невозможно. Однако, если ей понравилась какая-либо игра, необходимо использовать это как мотив к образовательной деятельности. Очень часто используем наблюдение за свечой. Это организует Аглаю и успокаивает. Используем в работе с этим ребенком принцип не только доступной наглядности, а самое главное, яркой наглядности, так как яркие цвета привлекают ее внимание. Наши результаты коррекционного процесса с Аглаей еще очень малы: научилась сидеть вместе со всеми детьми, танцует только с педагогом в паре (не допускает сверстника), дает руку педагогу, рисует вместе с педагогом, собирает мозаику, научилась открывать и нанизывать прицепки. Это очень мало, но процесс социализации, коррекции запущен. Мы надеемся, что за два года посещения группы у девочки произойдут изменения.

Самое главное в воспитании таких «особенных детей»- это настрой воспитывать правильно. Без пустых тревог и лишних переживаний, а с терпением и любовью. Даже маленькие достижения наших детей- это справедливое вознаграждение нашего труда. Подчеркну: не давления на ребенка, а доброго терпеливого труда.

4.1. Что такое агрессивность?

Слово "агрессия" произошло от латинского "aggressio", что означает "нападение", "приступ". В русский язык сначала попало прилагательное "агрессивный", которое впервые встречается в работах Чернышевского, затем пришло существительно "агрессия". Оно появилось в словарях в начале нашего столетия. И последним из этой группы терминов вошло в употребление слово "агрессор", которое означает "зачинщик, тот, кто нападает".

Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину: "Агрессия" - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам, правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)

Каковы же причины появления агрессии у детей? Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества. как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наооборот, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, там эти качества у детей не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия - либо снисходительность, либо строгость. Так вот, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком "мягких" родителей и чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, вопреки их ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, воспитывая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Если родители не обращают внимания на агрессивные вспышки своего ребенка и такое поведение каждый раз остается ими "не замеченным", то ребенок начинает понимать, что он ведет себя дозволенным образом, и его единичные сильные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

И только родителям, которые умеют находить разумный компромисс, удается научить своих детей справляться с агрессией. Эти данные приведены в книге Фурманова "Агрессивность".

4.2 Портрет агрессивного ребенка.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом становится "грозой" всего детского коллектива и источником огорчений воспитателей и, конечно же, родителей. Этого ребенка, ершистого, драчливого, грубого очень трудно "принять" таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, тоже нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия - это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребенка чувство, что его не любят. "Как стать любимым и нужным" - вот главная и неразрешимая проблема, стоящая перед человеком, которому зачастую всего 4-6 лет. Ребенок ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать не знает.

Вот так описывает Кряжева И.Л. поведение этих детей: агрессивный ребенок, используя любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать..., стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку". Нам, родителям и воспитателям, не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он это делает, если заранее знает, что со стороны детей он может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. А ведь в действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое "место под солнцем." Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире.

Наблюдая за такими детьми, воспитатель может заметить, что они очень часто подозрительны и настороженны, любят сваливать вину на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома Б. ударил Сашу К. совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал. Рома искренне ответил: "У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня". По словам воспитателя, Саша К. не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял ситуацию именно как угрожающую.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств, в основном, преобладают мрачные тона, а количество реакций на даже стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Крометого, агрессивный ребенок имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это умение чувствовать состояния другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.


Top